Ребенок 3 года отстает в развитии что делать
В период с трех до четырех лет дети развиваются очень активно. Малыши быстро растут и крепнут физически, во всем подражают родителям, учатся быть самостоятельными, стремятся к общению с другими детьми и взрослыми.
Одно из главных испытаний этого периода – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, существующую отдельно от матери. Это почти всегда сопряжено с капризами и истериками «на ровном месте», поэтому большинство родителей ожидает с нетерпением, пока ребенок переживет первый этап взросления.
Другое важное явление трехлетнего возраста – это запуск работы речевых центров. Ребенок активно расширяет свой словарный запас, использует целые фразы и короткие предложения, осмысленно выражает свои просьбы и потребности, полностью и четко произносят большинство знакомых слов.
Родители должны внимательно наблюдать за своей трехлеткой: правильно ли он развивается. Если есть какие-то отклонения, необходимо сразу же обращаться к специалисту и начинать коррекцию. Пока нарушения находятся в начальной стадии, в подавляющем большинстве случаев их удается убрать полностью, и вскоре ребенок догоняет своих сверстников.
Читайте также: Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия
На что важно обратить внимание?
О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:
- связь с матерью настолько сильна, что ребенок буквально не может оторваться от нее даже на очень короткое время. Он боится упустить ее из виду, даже если она находится рядом;
- ребенок быстро устает, не может концентрироваться на одном занятии или предмете дольше несколько минут, он постоянно вскакивает с места, совершенно не может ждать своей очереди. Из-за этого ему трудно играть и общаться с другими ребятами, даже несмотря на имеющийся интерес;
- есть нарушения крупной и мелкой моторики – ребенок с трудом удерживает равновесие, часто падает, очень неуклюжий, постоянно врезается в людей, мебель, стены, путает ноги, когда их переставляет (например, при спуске по лестнице). Его движения либо очень медлительны, либо выглядят хаотичными. Ему трудно брать и удерживать мелкие предметы;
- ребенок панически боится потерпеть неудачу в любом деле, будь то помощь по дому или игра, он очень эмоционально реагирует на критику;
- слово «надо» для него пустой звук, он постоянно стремится избежать какой-либо неинтересной (с его точки зрения), но важной деятельности, в том числе развивающих занятий;
- он постоянно все забывает, часто теряет игрушки, повторяет одни и те же ошибки, несмотря на уговоры и объяснения;
- использует отдельные слова, понятные только близким, или не говорит вообще, не понимает обращенную к нему речь, инструкции;
- действия ребенка носят, как правило, разрушительный характер – он часто кричит, бросает вещи, мучает животных, может даже снять одежду в общественном месте, упасть на пол и закатить истерику без видимой причины. В отличие от кризисных истерик, в этой ситуации ребенка трудно успокоить, на это уходит довольно много времени;
- специально игнорирует правила поведения, задирает других детей, даже несмотря на многократные объяснения родителей, что так вести себя нельзя;
- ребенка часто можно застать за повторяющимися однотипными движениями, его мысли могут приобрести настораживающую навязчивость;
- для малыша может быть характерна повышенная тревожность и пугливость, ему кажется опасным буквально все вокруг – животные, незнакомые люди и новые места.
В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых.
Перечисленные признаки задержки в развитии необязательно проявляются все сразу. Серьезно беспокоиться нужно, если с вашими наблюдениями совпало хотя бы три-четыре пункта. Особую опасность представляют отсутствие речи и вспышки агрессии.
Что делать, если ребенок отстает?
Во-первых, не слушайте советы сердобольных «мимокрокодилов»: нет, не перерастет, и максимально допустимое отставание от возрастной нормы – всего несколько месяцев, а не год-другой. Вы рискуете упустить драгоценное время.
Во-вторых, как можно скорее обратитесь к детским специалистам. Начните с посещения детского невролога и отоларинголога: необходимо определить, в чем кроется причина отставания – в органическом поражении, незрелости ЦНС или нарушении слуховой функции. Следующий шаг – консультации детского психолога и психиатра. Они оценят психическое здоровье ребенка, подберут необходимые препараты и помогут вам выстроить диалог с малышом.
Читайте также: Синдром Ретта: как бороться с генетической ошибкой?
В-третьих, создайте благоприятную обстановку дома. Когда в семье разлад, ребенок, хотя вам и кажется, что он пока ничего не понимает, четко реагирует на каждое резкое слово или угрожающий жест. Окружите малыша любовью и заботой. Постепенно он начнет вести себя спокойнее.
В-четвертых, старайтесь как можно быстрее запустить речь. Это небыстрый процесс, который важно завершить к пяти годам, поэтому наберитесь сил, терпения и работайте, работайте, работайте. Обязательно ходите на занятия к грамотному специалисту, создайте развивающую среду дома.
В-пятых, отдайте малыша в коррекционный или дефектологический детский сад. Там небольшие группы, с детьми постоянно работают дефектологи и воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Занятия нацелены на запуск и развитие речи, формирование у малышей представлений об окружающем мире, социализацию, развитие важных бытовых навыков самообслуживания. Многие родители, чьи трехлетки отставали в развитии, отмечают, что позитивные сдвиги появились именно после посещения такого специализированного дошкольного учреждения.
И последнее, обязательно пересмотрите распорядок дня ребенка: часто ли вы гуляете? не много ли времени малыш проводит наедине с гаджетами? регулярно ли вы занимаетесь дома? Дефицит родительского внимания, неправильное воспитание, отсутствие мотивации у ребенка к умственной деятельности – частые причины отставания в развитии.
Источник
Причины отставания ребенка в физическом развитии
Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.
[1], [2], [3], [4], [5]
Неправильный педагогический подход
При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.
Задержка развития психики
Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
[6], [7], [8], [9], [10]
Биологические причины задержки в развитии ребенка
- Нарушения в организме мамы при вынашивании
- Заболевания мамы во время беременности
- Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
- Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
- Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
- Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте
[11], [12], [13]
Социальные причины задержки в развитии ребенка
- Сильный контроль (гиперопека) родителей
- Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
- Травмы психики, перенесенные в раннем детстве
Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.
Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа
Психический инфантилизм
Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.
Психическая задержка соматогенного происхождения
Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.
Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.
Органически-церебральные задержки в развитии
Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.
Как выявить отклонения в развитии ребенка?
Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.
- Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
- После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
- Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
- Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
- До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
- В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
- Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
- В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
- У ребенка дошкольного возраста нарушена речь
Источник
Инга
Искусственный Интеллект
(291115)
5 лет назад
У мальчиков речь развивается медленнее, чем у девочек. Речевые центры мозга подавляются гормоном. В саду логопеды занимаются только с 5 лет. Не понимаю, что за уколы у вас были. Покажите ребенка неврологу и логопеду в поликлинике. Определятся с лечением, обычно это ноотропы и витамины.
Дома обязательно: лепить из пластилина, играть камушками, заплетать веревочки, вырезать фигурки из бумаги. Купите так же игрушку с наполнителем из крошки- это развивает пальцы. Речевые цнтры мозга рефлекторно связаны с ними.
Остроту слуха можно проверить приборами, измеряющими колебания барабанной перепонки, у ЛОРа. Если в вашей п-ке нет, поезжайте в областную, там точно все есть. Там же проверят аденоиды. Если они большие, лучше будет их удалить- поведение ребенка сразу наладится.
Источник: Личный опыт
DenisПросветленный (38218)
5 лет назад
Спасибо за такой развернутый ответ! В отношении уколов. Назначал их невропатолог. Какие-то ампулы, мол данные ампулы способствуют быстрому развитию речи. Кололи курсом, вроде 10 уколов. У жены подруга, у этой подруги мальчик ровесник нашего, но он уже 8 месяцев в сад ходит престижный, с ними там занимаются. Кстати, речи у этого мальчика то же нет, говорит отдельными словами, да и на слова это не похоже. Чаще просто показывает пальцем.
Максим
Оракул
(77901)
5 лет назад
У меня двоюродный братик в 4 начал чуток говорить..
Зато включает комп, открывает браузер, и включает мультики)
На планшете играет)
И катается на 2-ухколёсном велике!!))
…
“Все 3 года сидел с женой дома”
А она его учила? А то может во вконтактике сидела целыми днями..
Елена Елена
Оракул
(71495)
5 лет назад
ещё бы лет 20 его дома подержали, ребёнок должен в сад ходить, с детьми общаться, развиваться, а мамаши не хотят работать, сидят дома курицы, а потом дети страдают. Уколы то зачем колоть? и странно что за сад в котором врачей нет???? как можно было в такой отдать???? изуродовали ребёнка….
у меня сын в 2,5 заговорил сам предложениями, хотя и в сад ходил, срочно в нормальный сад его надо, а мамаш таких лишать надо прав родительских.
Adriana RudakИскусственный Интеллект (293096)
5 лет назад
Она три года с ним не занималась, думала, что само собой всему научится? В полтора годика должны были уже тревогу забить, что ребёнок животных на картинке показать не может..
DenisПросветленный (38218)
5 лет назад
Надо лишать род. прав тех мамаш, которые пьют, гуляют, сбагривают детей на бабушек. У меня жена одна 3 года сидела, бабушки редко, неохотно сидели, везде одна. И все успевала. Я пахал на работе безвылазно. Это вас надо лишать, сбагрили ребенка в сад и вперед на работу, лишь бы не сюсюкаться. У такого типа женщин как Вы, дети либо на бабушках вечно, либо в саду с ясель. А в сад отдали в этот, потому что в двух шагах от дома. Думаем о переводе.
Меламори Блимм
Искусственный Интеллект
(364688)
5 лет назад
в поликлинику и к логопеду. дадут направление в логопедический сад. а вы папашка все 3 года к ребенку не подходили? он уже должен на картинках животных показывать. наш и считать мог в этом возрасте. сейчас в саду нет медсестер. сейчас сады и школы объединили и в штате одна медсестра.
DenisПросветленный (38218)
5 лет назад
И чего теперь что ваш считать мог? Вы не думаете о том, что все дети разные? Кто-то уже и в 1.5 разговаривает. Я спрашиваю совета у тех прежде всего, у кого были похожие истории.
Ника Гашимова
Знаток
(336)
5 лет назад
Научите его говорить самые простые слова. У меня племянница говорила суп- фуп, гага- это было что-то вкусное, Абу – это телефон, а потом позже ваш малыш начнет их говорить нормально. Главное вы с ним больше разговаривайте, показывайте картинки и говорите что показывает н и все будет хорошо . Моя племянница теперь все говорит нормально и он будет
Римма Веснина
Мыслитель
(7112)
5 лет назад
Есть группы, курсы для самых маленьких, развивающие. Там деток приводят на час – два и ими занимаются. У меня крестница на такие ходит, потому, что в саду все время болеет.
♫ツ Nаtаli ツ♫
Просветленный
(36251)
5 лет назад
А чем Ваша жена 3 года занималась сидя дома? С ребенком надо заниматься, читать ему, показывать картинки с животными, времена года и т. д. У вас задержка психо-речевого развития. Нанимайте логопеда и дифектолога.
Elena Poyarkova
Мудрец
(11032)
5 лет назад
У нас 2.5 . ноже говорит отдельными словами. Предложения не складывает. Для мальчиков это не страшно. Они позже девочек развиваются. У них визическое быстрее идет. Наш бисер на проволоку любит одевать. По деревьям заборам лазить. Мяч ведет, как российские футболисты. А говорить из принципа не хочет. Он еще и телец. Просишь сказать слово, даже которое знает, не говорит. А попросишь за собой со стола убрать. Все сложет в раковину, еще и тряпочкой свой столик вытрет. Но на развивающие занятия нужно водить. Мама может книжки редко читает.
Lilia Lilia
Ученик
(112)
5 лет назад
Мой племянник отстает в развитии, ему 4 года, а он очень плохо разговаривает, отдали его в сад, так занимаются, постепенно все лучше и лучше…
DenisПросветленный (38218)
5 лет назад
Ну значит сад у вашего племянника хороший. А у нас дети играют, воспитатели в сторонке (лично видел). Логопеда нет.
Татьяна
Мыслитель
(6871)
5 лет назад
Я своего так же упустила, в 3 года почти не говорил. Сейчас через год в школу, так вот ведем активные занятия и с логопедом и с психологом, и дома занимаемся, но результаты все-равно не утешительные.
Конечно, если есть по месту жительства в поликлинике логопед, то надо к нему. Он ребенка посмотрит и определит в чем у него нарушения, при необходимости логопед сама направит и к неврологу и на ЭЭГ ( если она увидит в этом необходимость), может и к психиатру.
елена
Оракул
(75094)
5 лет назад
проверьте так-дайте картинки где 4предмета из одной группы предметов, а пятый из другой. Например кастрюля тарелка чашка ложка-посуда, пятый-стол-мебель. Ну или что-то в этом роде. Можно пока без объяснений, просто пусть уберёт лишнее. Если правильно проходит подобные тесты, значит просто темповая задержка, нагонит ещё годам к 4,больше занимайтесь. Память тоже проверьте-несколько секунд показываете картинки, тоже штук 5,потом закрываете, пусть называет. если всё плохо, к психоневрологу, лучше к частному.
Источник