Ребенок 3 года особенности развития

Ребенок 3 года особенности развития thumbnail

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Читайте: Развитие детей в 2 года.

Возрастные особенности детей 3 года жизни.

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении самостоятельности и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной памяти трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.

  Что должен уметь делать ребенок 3 лет?

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

  • иметь активный словарный запас в 300-600 слов, пассивный – в 1000 (для детей без речевой патологии)
  • знать свой возраст, имя и фамилию;
  • здороваться, прощаться, благодарить;
  • концентрировать внимание не менее чем на 5 минут;
  • выполнять одновременно два разных действия (например, идти и хлопать);
  • считать до 3-5, владеть понятиями «один-много»;
  • называть и отличать друг от друга 7-10 базовых цветов;
  • сортировать предметы по форме и цвету (например, собирать матрешку из 4-6 составляющих, пирамидку – из 10 колец), при необходимости вставлять их в соответствующие отверстия;
  • отличать предметы по величине и фактуре (большой – маленький, мягкий – твердый);
  • рисовать линии и простейшие фигуры (круг, овал), раскрашивать с возможным заходом за границы предмета;
  • нанизывать бусинки на нитку, резать ножницами бумагу, лепить из пластилина шарики и «колбаски»;
  • называть изображенные на картинке предметы;
  • пересказывать небольшие сказки, рассказывать стихи, петь песенки.

Продуктивное физическое и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

  Принципы питания детей 3-х лет.

Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки. Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде. Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.

В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.

Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).

Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и развитии речи малышей. Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.

 Примерное меню ребенка в 3 года.

Завтрак.
  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.
Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста книги
Обед.
  • первое: суп на мясном/овощном бульоне;
  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.
Полдник.
  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.
Ужин.
  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

Читайте: Развитие ребенка 4 года

Источник

«Возрастные особенности детей трёх лет»

Время летит незаметно и вот вашему крохе уже исполнилось три годика. Он заметно повзрослел и поумнел, с ним уже проще о чем-либо договориться. Сейчас для него наступает достаточно важный период – начинает формироваться его личность. Поэтому очень важно не упустить этот момент и заложить для этого прочный фундамент.

Психологические особенности детей 3 лет

В данном возрасте сознание детей несколько меняется, и они начинают воспринимать себя как самостоятельную личность. В связи с этим родители могут сталкиваться с некоторыми трудностями, а иногда даже проблемами.

У малышей возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. При этом они попадают в весьма нелегкое положение, так как с одной стороны дети стремятся делать все сами, отвергая помощь близких, а с другой – продолжают тянуться к родителям, понимая, что не могут обойтись без их заботы. Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии. В этот период взрослым важно с уважением относиться к своему чаду, дать ему осознать ценность собственного мнения, вкусов и интересов. Необходимо поддерживать его стремление к самореализации и предоставить ребенку возможность для выражения индивидуальности, ведь он уже четко понимает все свои желания и стремления. Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он все чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?», крохе интересно абсолютно все, ведь до этого он просто знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям очень важно поддерживать любознательность ребенка, помогать ему познавать мир. Трехлетний возраст является наилучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.

Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них очень важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает немалое влияние на дальнейшее формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов.

Эмоциональное развитие ребёнка 3 лет

В данном возрасте малыш начинает радоваться, если у него получается что-либо сделать и огорчаться, если не выходить. Он проявляет гордость, как за себя, так и за своих близких, например, «мой папа самый смелый», «я лучше всех прыгаю» и т.д.

У него вызывают разные эмоции красивые и некрасивые вещи, он отмечает между ними разницу и оценивает их. Также он замечает радость, недовольство, огорчение окружающих. Может сопереживать различным персонажам при просмотре мультфильмов или прослушивании сказок: сердиться, печалиться, радоваться и т.д.

Кроха может испытывать чувство стыда или огорчения. Знает, когда провинился, переживает, когда его ругают, может долго обижаться за наказание. Понимает, если кто-то другой поступает плохо и дает этому отрицательную оценку. Также ребенок может проявлять чувство ревности или заступаться за других.

Речевое развитие ребенка 3 лет

Обычно, в данном возрасте малыши уже достаточно хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят. Если у двухлетних детей речь может развиваться по-разному, и к ней нет определенных требований, то, нормально развитый, трехлетний ребенок должен обладать некоторыми умениями.

Речевые особенности детей 3 лет:

Малыш должен уметь назвать по картинкам животных, одежду, предметы быта, растения, технику и т.д.

Должен о себе говорить «Я», а также употреблять местоимения: «мое», «мы», «ты».

Должен уметь разговаривать простыми фразами, состоящими из трех-пяти слов. Начинать соединять две простые фразы в сложное предложение, например, «когда мама закончит уборку, мы пойдем гулять».

Вступать в диалоги с взрослыми и детьми.

Должен уметь рассказать о том, что он делал недавно и чем он занимается сейчас, т.е. вести разговор, состоящий из нескольких предложений.

Должен уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Должен отвечать, как его зовут, называть свою фамилию и возраст.

Посторонние должны понимать его речь.

Физическое развитие ребёнка 3 лет

Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. В среднем рост трёхлетних детей составляет 90-100 сантиметров, а вес 13-16 килограмм.

В этом возрасте ребенок умеет выполнять и совмещать различные действия. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках в течение нескольких секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Также малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Уровень развития ребенка 3 лет должен позволять ему самостоятельно регулировать физические потребности – своевременно ходить в туалет, при этом усаживаясь, раздеваясь и одеваясь.

Читайте также:  Академия развития ребенка киров

Источник

Время летит незаметно и вот крохе уже исполнилось 3 годика. Он повзрослел и поумнел, с ним уже проще договориться. Сейчас наступает серьезный период – начинает формироваться личность. Важно не упустить момент и заложить прочный фундамент.

Психологические особенности детей 3 лет

В данном возрасте сознание детей меняется и они начинают воспринимать себя как личность. В связи с этим родители могут сталкиваться с некоторыми трудностями.

У малышей возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. Они попадают в нелегкое положение, так как с одной стороны дети стремятся делать все сами, отвергая помощь близких, а с другой – продолжают тянуться к родителям, понимая, что не могут обойтись без их заботы. Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии.

В этот период взрослым важно с уважением относиться к ребенку, дать ему осознать ценность собственного мнения, вкусов и интересов. Необходимо поддерживать его стремление к самореализации и предоставить ребенку возможность для выражения индивидуальности, ведь он уже четко понимает, что он хочет.

психическое развитие трехлетних детей

Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?». Ребенку интересно абсолютно все, ведь до этого он знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям важно поддерживать любознательность ребенка и помогать ему познавать мир.

Трехлетний возраст является лучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.

Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает влияние на формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Малыш начинает радоваться, если у него получается что-то сделать, и огорчаться, если не выходит. Он проявляет гордость за себя и за близких, например, «мой папа самый смелый», «я лучше всех прыгаю».

У него вызывают эмоции красивые и некрасивые вещи, он отмечает между ними разницу и оценивает их. Он замечает радость, недовольство, огорчение окружающих. Может сопереживать персонажам при просмотре мультфильмов или прослушивании сказок: сердиться, печалиться и радоваться.

Кроха может испытывать чувство стыда или огорчения. Знает, когда провинился, переживает, когда его ругают, может долго обижаться за наказание. Понимает, если кто-то другой поступает плохо и дает этому отрицательную оценку. Ребенок может проявлять чувство ревности или заступаться за других.

Речевое развитие ребенка 3 лет

В данном возрасте дети уже хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят. Если у двухлетних детей речь может развиваться по-разному, и к ней нет требований, то развитый трехлетний ребенок должен обладать некоторыми умениями.

Речевые особенности детей 3 лет:

  • Малыш должен уметь назвать по картинкам животных, одежду, предметы быта, растения и технику.
  • Должен о себе говорить «Я», а употреблять местоимения: «мое», «мы», «ты».
  • Должен уметь разговаривать простыми фразами, состоящими из 3-5 слов. Начинать соединять две простые фразы в сложное предложение, например, «когда мама закончит уборку, мы пойдем гулять».
  • Вступать в диалоги с взрослыми и детьми.
  • Должен уметь рассказать о том, что он делал недавно и чем он занимается сейчас, т.е. вести разговор, состоящий из нескольких предложений.
  • Должен уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
  • Должен отвечать, как его зовут, называть фамилию и возраст.
  • Посторонние должны понимать его речь.

физическое развитие трехлетних детей

 Физическое развитие ребенка 3 лет

Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. В среднем, рост трехлетних детей составляет 90-100 сантиметров, а вес 13-16 – килограммов.

В этом возрасте ребенок умеет выполнять и совмещать разные действия. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках несколько секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Уровень развития ребенка 3 лет должен позволять ему самостоятельно регулировать физические потребности – своевременно ходить в туалет, при этом усаживаясь, раздеваясь и одеваясь.

Источник

От автора: Краткий обзор о том, как развиваются дети в возрасте трех лет. Рекомендации родителям.

Ребенок 3 года особенности развития

Ребенок в три года активно развивается в направлении всех сфер.  Малыш начинает осваивать предметное действие:  он изучает связь действия с предметом. Сперва, ребенок пробует осваивать  предмет разными способами, затем использует его только по прямому назначению и, в конце концов, свободно, при этом, точно зная его функцию.

Читайте также:  Школьный центр развития ребенка

Как только ребенок научился свободно взаимодействовать с предметом, это означает, что у него начинает активно работать воображение, он включает фантазию в процесс игры. Дети начинают представлять внутренние образы, например, режут палочкой шарик, а  в голове представляют будто используют ножик и апельсин.

Предметная деятельность развивает игровую, она, в свою очередь, стимулирует воображение.

На третьем году жизни у детей начинают формироваться взаимоотношения с другими малышами. Это происходит через игровой процесс. Поперву привлекает не сама игра, а место и игрушки. Важным этапом является период, когда дети жалуются на других во время игры, протестуют против вмешательства в их игровую деятельность. Со временем образуется общее игровое поле, в котором происходит обмен активностью.

Период развития ребенка, начиная с трех лет, характеризуется бурной деятельностью.  То, как он взаимодействует с внешним миром, определяет формирование отношения к самому себе.  Это происходит на основе того, насколько он в этом успешен: достиг результата – хороший, нет – плохой. Взрослый может выражать свое одобрение ребенку разными способами, например, «молодец, утром ты очень быстро поел кашу» или «я тебя люблю, ты молодец», но ребенок не дифференцирует эту похвалу на личность и поведение, он просто описывает себя как хорошего или плохого.

Поэтому, в этом возрасте ребенку в большом количестве требуется похвала, одобрение со стороны взрослых, важно как можно чаще делать акцент на успехах и достижениях ребенка. Если малыш не получает достаточного количества положительно обратной связи о своей деятельности, он проживает чувства стыда и огорчения, с которыми, ему в принципе очень сложно справляться. Другими словами, он не знает, что с этим делать.

В три года наступает период Я-сам! В это время ребенок учится ставить цель, ищет социально одобряемые способы достигать результата и, таким образом, развивает  целеустремленность. В это время следует поддерживать и поощрять автономию ребенка.

В это время расширяется эмоциональная палитра малыша: он тоскует по маме во время ее отсутствия, в отношении сверстников появляются зависть, ревность, симпатия, соперничество. Ребенок понимает, когда другой голоден или тому больно, он способен сопереживать другим детям и утешать их. В этом возрасте дети только учатся в мире все новых и новых эмоций и переживаний. Поэтому увеличение у ребенка истерик вполне нормальное явление. Надо понимать, что это не вредность маленького человека, а процесс познания себя, своих эмоций, развития взаимоотношений с внешним миром. От родителей требуется терпение, в этом помогает информирование, когда знаешь, почему так происходит, становится легче это переживать.

Гармоничное прохождение этого периода, когда ребенок получает одобрение, похвалу и поддержку со стороны родителей, помогает также сбалансировано и ровно пройти период знакомства и соответствия правилам. Ребенок соглашается выполнять требования, потому что хочет получить положительную оценку со стороны взрослых значимых для него фигур. Поэтому также стоит потратить время и усилия, чтобы рассказать малышу, зачем нужно такое правило, чем оно полезно и обязательно похвалить за его выполнение.

Этот возрастной период часто называют «подрожанием», дети перенимают от взрослых все: стили поведения, привычки, манеры, отношение к людям, животным и предметам окружающего мира.  Внимание ребенка в это время рассеянно, его трудно удержать на одной деятельности более 5-10 минут. Трехлетка лучше воспринимает последовательность действий, поэтому рекомендуется, чтобы занятия имели четкую структуру, а также  ритуалы начала и завершения. Важно чередовать развивающие занятия с двигательной активностью и расслаблением.

Можно предлагать ребенку делать физические разминки, ползанье, ходьбу по прямой, удержание предметов.

В это время ярко проявляется эгоцентризм: Я – центр вселенной. Это важный период формирования ребенка, время Я-могу! Родителям очень важно принимать активность малыша, хвалить его действия, его самого как личность. Это фундамент, на котором закладывается самооценка ребенка.

В этом возрасте начинает развиваться речевой навык. Ребенок в три года реагирует на конкретное слово, котик, собачка, но не понимает, что это животные, поэтому нужно в занятиях использовать игры на развитие и увеличение словаря: показывать картинки и называть их, петь ребенку песенки, читать небольшие стихи. Важно произносить слова правильно. Упражнения на мелкую моторику помогают развитию речи. Можно устраивать с ребенком игры с песком, заниматься пальчиковой гимнастикой.

Этот возрастной период действительно не простой для родителей, он требует от взрослых терпения, понимания  происходящего, активного внимания к ребенку и его достижениям, времени на развивающие занятия, принятия и любви. Небольшая мотивация на тот случай, когда силы на исходе, подумайте, что то, чего вы не получили в своем детстве, вы с избытком можете восполнить сейчас, давая это своим детям!

Источник