Ребенок 3 года невнятно говорит причины

Ребенок 3 года невнятно говорит причины thumbnail

Ваш ребенок говорит так быстро, что его речь с трудом понимаете даже вы? Если это если происходит время от время от времени, например, в момент волнения, то тревожиться не нужно. Но когда быстрая невнятная речь приобретает постоянный характер, то необходимо обратиться за помощью к специалистам. В этой статье логопеды центра развития «Каркуша» объясняют, почему ребенок так говорит и можно ли это предотвратить.

Тахилалия

При тахилалии наблюдается патологическое ускорение темпа, при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Речь быстрая, непонятная, малыш нередко проглатывает окончания, искажает и повторяет слова, артикуляция изменена. Тахилалия часто бывает связана неврологическими расстройствами и может проявляться не только ускоренным темпом речи, а именно:

  • ребенок запинается, глотает слова;
  • ему не хватает воздуха, чтобы произнести следующее слова;
  • суетливо и быстро двигается;
  • плохо засыпает, часто просыпается;
  • есть проблемы с памятью, чтением, письмом;
  • часто раздражается, ведет себя агрессивно;
  • с трудом концентрируется на задании;
  • внимание рассеянное.

Дети с тахилалией говорят без остановки, они не слушают и перебивают собеседника, а потому у них возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

В ряде случае тахилалия вызвана наследственной предрасположенностью, но часто это нарушение объясняется поражениями ЦНС вследствие перенесенных тяжелых инфекций, травм, некоторых заболеваний.

Диагностика и лечение тахилалии происходят при участии логопеда, невролога и психолога. Если время не упущено, то в целом прогноз благоприятный. Тахилалия может возвратиться в течение года после коррекции. Наиболее устойчивый результат дают групповые занятия с опытным логопедом.

Читайте также: Признаки отставания развития ребенка в 2 года

Дислалия

При функциональной дислалии речь также неразборчива из-за слишком быстрого темпа, но при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Обычно ребенок неправильно произносит всего несколько звуков. Дети с функциональной дислалией не могут усвоить полностью признаки отдельных звуков, не различают их, смешивают и неправильно произносят.

При механической дислалии искажение группы звуков и увеличение скорости речи происходит из-за особенностей строения органов, участвующих в артикуляции звуков – челюстей, нёба, зубов, языка. Эта форма часто диагностируется и у взрослых.

Логопеды центра развития «Каркуша» отмечают, что малыш с дислалией овладевает звуковым строем родного языка в той же последовательности, что ребенок с нормальным произношением, но задерживается на каком-либо этапе.

Каждая группа звуков формируется в определенном возрасте, по мере развития артикуляционных органов:

  • в три года – гласные, [п], [м], [б], [в], [ф], [к], [г], [х], [т], [д], [н];
  • в четыре года – [c], [з], [ц];
  • в пяти лет – [ш], [щ], [ж], [ч];
  • в шесть лет – [р], [л], [й].

Если до «своего» возраста звуки не появились, то это считается нормой и проходит без вмешательства логопеда.

Для дислалии характерны следующее:

  • Звуки искажаются, то их ребенок их может и пропустить, и произнести неправильно, и заменить проблемные звуки более простыми.
  • На слух ребенок правильно воспринимает звуки, отличает их.
  • Он понимает, что говорит неправильно, и знает эталон слова.

Например, вместо «колбаса» он говорит «ковбаса», вместо «корова» – «колова». Если передразнить ребенка, он обязательно поправит взрослого: «Не ковбаса, а ковбаса».

По внешним признакам дислалия сходна с дизартрическими нарушениями, поэтому при постановке диагноза важно проводить функциональные пробы и исследования, оценивать состояние фонематического слуха. Внимание, дислалия не проходит самостоятельно, с возрастом, поэтому все занятия необходимо проводить под контролем специалиста.

Можно ли предотвратить развитие дислалии?

Логопеды центра развития «Каркуша» дают следующие советы.

  • Ребенок при освоении языка подражает окружающим. Постарайтесь, чтобы он слышал только правильную четкую речь. Если среди близких есть кто-то с «фефектом фикции», то объясните малышу, почему необходимо говорить так, как человек, который четко выговаривает все звуки. Не сюсюкайте, не используйте искаженные слова типа «комалика» вместо «комарика».
  • Сделайте все, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус. Чрезмерное употребление мягкой пищи, соска, длительное кормление грудью – все это вредно для правильного развития зубов и челюсти, мышц речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Как известно, моторный и речевой центры находятся рядом, и мелкие движения пальцами, стимуляция нервных окончаний на внутренней стороне ладони способствует лучшему кровоснабжению нужных отделов головного мозга.

    Читайте также: Игры для развития мелкой моторики рук

  • Не давите на ребенка и ориентируйтесь на примерные сроки появления звуков. Не пытайтесь объяснить плохое произношение наследственностью. Это может сделать только логопед на основании результатов исследований и заключений других специалистов.

Одни из распространенных причин дислалии – это подражание плохоговорящему взрослому, мультяшному герою (логопедических проблем у героев современных мультфильмов немало), отсутствие мотивации, желание казаться маленьким ребенком и таким образом привлечь внимание родителей (например, если в семье родился еще один малыш), сильное волнение.

Когда нужно срочно идти к логопеду?

  1. Быстрый темп и неразборчивость речи приобрели постоянный характер.
  2. Количество сформированных звуков не соответствует возрастной норме.
  3. Нарушения появились после перенесенной инфекции, травмы, тяжелого поражения ЦНС.
  4. Речь ребенка разбирает только мама и другие близкие родственники.

При своевременной диагностике дислалия хорошо поддается коррекции и проходит, как правило, бесследно. Чем младше ребенок, тем больше шансов на полную нормализацию речи.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша». Наши специалисты окажут вашему ребенку всестороннюю помощь.

Дата публикации: 06.11.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Статья:

Для любого родителя очень важно, чтобы малыш развивался соответственно возрасту. Речевое развитие, один из наиболее значимых процессов в жизни. Принято считать, что к 3 годикам дети неплохо разговаривают. Но иногда случаются отклонения, которые очень беспокоят членов семьи – в свои 3 года малыш не разговаривает или разговаривает плохо.

Ребенок не говорит в 3 года: основные причины

В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:

  • физиологические;
  • социальные и психологические причины.

Физиологические причины отсутствия речи у детей:

  • Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
  • Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
  • Недоношенная беременность;
  • Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
  • Такая болезнь, как аутизм.
  • Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.
Читайте также:  Цефазолин с лидокаином ребенку 3 года

Психологические и социальные причины:

  • Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
  • Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
  • Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.

Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом

Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.

Признаки задержки развития речи

Это явление характеризуется такими чертами:

  • качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
  • несформированная экспрессивность устной речи;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • неполное проговаривание слов;
  • невозможность выразить свое пожелание.

К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.

Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?

При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.

К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.

Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.

Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома

К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:

  • отчетливость речи;
  • улучшение произношения;
  • способность называть все окружающие предметы;
  • появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
  • попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
  • умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.

К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.

Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать

Все родители, столкнувшиеся с проблемой задержки развития речи у ребенка, задаются вопросом, почему не говорит, что делать, как научить, нужно заставить или исключить напор, сколько времени понадобится. Комаровский дает некоторые объяснения.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский, при наличии у мальчика или девочки проблем с речью, настоятельно рекомендует обратиться к квалифицированным специалистам:

  • ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
  • Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи. Важно отметить в разговоре с врачом, когда ребенок стал воспринимать человеческую речь, в каком возрасте началось гуление, какие навыки ему присущи в 3 года.
  • Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
  • Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.

В качестве важнейших шагов, которые необходимо предпринять родителям, доктор Комаровский выделяет следующие:

  • обследование ребенка на физические и неврологические нарушения;
  • консультации с врачом-логопедом и психологом;
  • ограничение долгого неактивного времени, которое ребенок проводит, играя в гаджеты;
  • проведение большего количества времени в общении с ребенком;
  • частое употребление названий окружающих предметов при общении с ребенком;
  • проговаривание совершаемых действий, что как будет называться.

Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за молчание. Любые попытки ребенка заговорить нужно оценивать положительно и хвалить.

При общении с ребенком в возрасте трех лет, нужно ставить перед ним несложные открытые вопросы – зачем, почему, как и т. д.

Также ему стоит читать вслух детскую литературу, разучивать короткие стихотворения, поговорки и потешки. Важно всячески стимулировать общение ребенка с другими детьми.

Желания ребенка предугадывать нельзя. У него должна быть потребность в выражении своих потребностей и пожеланий. А его просьбы нужно уточнять.

Ребенка следует ограждать от дополнительного стресса.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, при наличии у ребенка задержки развития речи, врачи назначают комплекс лекарственных препаратов. Такие таблетки направлены на то, чтобы улучшить питание мозговых нейронов. За счет этого стимулируется работа речевых зон головного мозга. Среди лекарств, применяющихся в данном случае, можно выделить Кортексин, Когитум, Нейромультивит и некоторые другие.

Важно! Лекарственные препараты ни в коем случае нельзя назначать ребенку самостоятельно, сделать это может только врач, исходя из наличия реальных показаний к такой терапии.

Вместе с приемом лекарственных препаратов, перечисленных выше, обычно назначается еще комплекс мероприятий:

  • микротоковая рефлексотерапия;
  • световая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • массаж;
  • занятия со специалистом в области нейропсихологии
  • летняя прогулка и разминка на свежем воздухе.
Читайте также:  Воронкообразная деформация грудной клетки 3 года ребенку

Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе

Коррекционный метод

Коррекционный метод подразумевает под собой комплекс мероприятий, целью которых является устранение дефектов речи ребенка. Соответствующие мероприятия проводятся профессионалами в области логопедии и дефектологии.

Среди таких мероприятий выделяют:

  • Артикуляционную зарядку. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы при произношении звуков ребенок правильно использовал язык, губы, легкие.
  • Установку звуков.
  • Звукоподражание.
  • Словоподражание.
  • Логоритмика – комплекс специальных упражнений, который построен на музыке, движениях и словах.

Педагогические методы

Эту группу методов по исправлению проблем речи могут применять родители и в домашних условиях. Основным аспектом в этом методе является процесс формирования мелкой моторики.

К сведению! В ходе многочисленных исследований было выявлено, что движения, совершаемые пальцами рук, активируют ту часть головного мозга, которая ответственна за устную речь.

Соответственно, с ребенком нужно производить следующие действия:

  • заниматься зарядкой пальцев рук;
  • массировать пальцы ребенка;
  • играть в игры, связанные с вкладышами;
  • заниматься с песком и крупами, а также в воде;
  • тестировать разные на ощупь вещества;
  • устраивать пальцевой театр и театр теней;
  • лепить (подойдут как глина и пластилин, так и тесто).

Другими методиками, относящимися к педагогическому методу коррекции речи, являются следующие:

  • инсценировки;
  • театральные постановки;
  • изучение фольклора;
  • составление рассказов.

Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»

В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».

В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.

Что такое речь, и как она возникла?

По мнению автора, речь – это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.

К сведению! Речь – неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.

Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.

Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?

Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.

Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.

Как нужно разговаривать с малышом?

Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.

Подбираем правильные игры

Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики рук.

Это могут быть:

  • пазлы;
  • вкладыши;
  • раскраски.

Полезно занятие театром, инсценировками, хорошо сказывается работа с мячиком и мелкими деталями.

К трем годам малыш уже должен иметь довольно развитую речь. На практике часто наблюдается задержка развития речевого аппарата. Родителям необходимо обратить внимание на такую задержку, чтобы вовремя начать борьбу с ней. Важно проконсультироваться со специалистами и определить правильный порядок лечения.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Когда родители осознают, что малыш этого возраста плохо говорит или общается хуже сверстников, они запоздало начинают бить тревогу. Если раньше они надеялись, что малыш сам догонит норму речевого развития, то теперь необходимо действовать.

Тот факт, что ребёнок в 3,5 года не разговаривает, или общается хуже своих сверстников, настораживает большинство родителей. Если раньше они надеялись, что малыш догонит остальных детей в речевом развитии, и у него просто замедленный темп формирования речевых умений, то теперь становится понятно, что имеется серьёзная проблема. Считается, что позднее появление слов (после 3-4 лет) характерно для детей с речевым негативизмом, сложными нарушениями слуха, интеллектуального развития, психических процессов.

Нормы развития речи в 3 года и 5 месяцев

Внимательные родители всегда обращают пристальное внимание на значимые детали речи своего малыша. Ребёнок трёх с половиной лет уже имеет приличный словарь, состоящий из 300-800 слов. Он употребляет все части речи родного языка: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения, числительные, союзы, частицы и предлоги. Когда малыш играет, занимается продуктивной деятельностью, манипулирует с предметами своего окружения, он проговаривает то, что делает.

Речь для малыша четвёртого года жизни – необходимое условие для общения со взрослыми и сверстниками. Он почти не пользуется мимикой или указательным жестом, предпочитая сказать, чем показать, активно добиваясь своего при помощи слов. Ребёнку по силам даже выполнение многоступенчатых просьб взрослых: «Сначала сделай то, а потом это», «Сначала сходи туда, а потом принеси это» и т. д.

Дети в 3,5 года охотно слушают, как им читают, внимательно рассматривая красочные иллюстрации к детским книжкам. Они могут слушать полюбившуюся им сказку по несколько раз, повторяя наиболее выразительные обороты и фразы.

Нормально развивающимся малышам 3 года и 5 месяцев доступно не только повторение за взрослыми, они активно занимаются собственным словотворчеством. Дети придумывают свои слова, бессознательно пользуясь законами родной речи. Этот процесс с любовью описан Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»:

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом. Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4-5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
Читайте также:  Симптомы ларингита у ребенка 3 года

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе практически всех случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
  • несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Сложнее всего прогнозировать успешность коррекционной работы с ребёнком, имеющим поражение головного мозга. Эти причины дают наиболее тяжёлые формы отставания речевого развития.

Как проявляется задержка у детей с сохранным интеллектом

Нередко в практике педагогов, занимающихся восстановлением речевой функции, встречаются случаи, когда ребёнок четвёртого года жизни имеет нормальный слух и интеллект, но не говорит или делает это хуже сверстников. В то же время у такого малыша полностью нарушены все компоненты системы родного языка: фонематика, фонетика, грамматика и лексика.

Признаки общего недоразвития речи:

  • ребёнок понимает, все, что ему говорят, но свои мысли озвучить не может;
  • его слова малопонятна, похожи на речь иностранца;
  • он все ещё оперирует лепетными словами (кика, ляля, би-би);
  • не может повторить простейшие артикуляционные позиции, не понимает, как это сделать («улыбка», «трубочка», «лопаточка»), приходится помогать ему руками;
  • он не употребляет фразы даже из двух слов, имеются отдельные слова;
  • неправильно произносит даже звуки раннего онтогенеза, легко осваиваемые детьми раннего возраста (м, н, п, д, к, г, ф, б, в);
  • словарь очень беден и медленно накапливается.

Почти у всех детей 3,5 лет речевые нарушения сопровождаются нарушениями мелкой и крупной моторики. Эти малыши неловки, им непросто совершать тонкие движения двумя пальчиками, играя с мелкими игрушками. Они не любят рисовать, потому что не могут регулировать силу нажима на карандаш, кисточку, мелок.

Чтобы отличить сложное нарушение речи от гораздо более лёгкой в плане коррекции темповой задержки, нужно провести диагностику развития речи у логопеда и начать с ребёнком коррекционные занятия. Динамика развития речи малыша подскажет, с чем столкнулись родители и педагоги. Если прогресс налицо и речь заметно развивается, скорее всего, у малыша лишь временная задержка.

Как помочь ребёнку с задержкой речи

Прежде всего, следует получить консультацию детского психоневролога, психолога, отоларинголога. Встречаются случаи, когда родители замечают, что у ребёнка снижен слух лишь в возрасте 4-5 лет. Развитие речи из-за этого нарушается, ведь малыш слышит звуки, слов и фразы искаженно, тогда как своевременно поставленный слуховой аппарат смог бы решить проблему.

После медицинского обследования можно начинать сотрудничество с логопедом и педагогом-дефектологом. Коррекционная работа специалистов должна подкрепляться усилиями родителей. Важно не «спугнуть» малыша, настойчиво теребя его требованиями «скажи», «повтори». Специалисты заинтересовывают ребёнка, включая в занятия разнообразные игры.

Направления работы:

  • Развитие понимания речи – малыша просят выполнить инструкцию (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Источник