Ребенок 3 года не жует твердую пищу

Ребенок 3 года не жует твердую пищу thumbnail

Каждый малыш проходит индивидуальный путь развития и примерно в год уже становится способным пережевывать твердую пищу. Одни осваивают этот навык раньше, другие – позже. Первые попытки жевать твердые кусочки еды дети предпринимают в возрасте 5-6 месяцев, пытаясь кусать прорезыватель для зубов, сушку, резиновые игрушки и пр.

Если же к 2 годам жевательный рефлекс не сформирован, родителям необходимо принимать меры. Почему же многие дети раннего возраста отказываются жевать твердую пищу? Как развивать и восстанавливать их жевательный рефлекс? Разберемся в этих вопросах подробнее и найдем на них ответы в данной статье.

Когда дети начинают жевать?

Отсутствие жевательного рефлекса в 2 года чревато серьезными последствиями для малышей, равно как и задержка моторного развития. Когда же дети начинают учиться пережевывать твердую пищу? Этот процесс происходит поэтапно.

  • В 5-6 месяцев у ребенка впервые проявляется жевательный рефлекс. Взяв в руки игрушку, баранку или прорезыватель для зубов, он кладет его в рот и пытается делать первые жевательные движения. Большинство родителей считает, что так малыш просто чешет набухшие десна, но на самом деле это еще и начало развития жевательного рефлекса.
  • В 12 месяцев наряду с сосанием и глотанием дети пробуют жевать небольшие кусочки твердой пищи. Если в этот период не помогать им развивать жевательные навыки, а давать только жидкую, пюрированную еду, они быстро откажутся от жевания.
  • В двухлетнем возрасте ребенок должен уже уметь активно пережевывать твердую пищу, и не страшно, если у него не всегда это будет получаться. Плохо, когда этот навык отсутствует – в этом случае необходимо предпринимать меры. Ведь пережевывание пищи в 2 года у детей помогает развивать челюстные мышцы, нормальное слюноотделение, а без этого не будет осуществляться самопромывание ротовой полости и полноценно перевариваться пища.

Почему малыш не умеет или не хочет жевать?

Причин, по которым дети раннего возраста отказываются либо не умеют пережевывать твердую пищу, несколько:

  • Препятствование развитию жевательных навыков.

Многие мамы постоянно вынимают изо рта ребенка игрушки, руки, прорезыватель для зубов, а также долго не вводят в рацион крохи твердую еду, боясь, что он может поперхнуться. Все это препятствует формированию навыков жевания у малышей.

  • Нежелание преодолевать трудности.

Нередко дети ленятся жевать твердую еду, а родители не хотят контролировать этот процесс, отмывать свое чадо и место кормления после принятия пищи. Ребенок рано начинает понимать, что, если он выплюнет твердые кусочки еды и немного покапризничает, мама сразу же даст ему пюре, а в этом случае жевать уже не придется.

  • Проблемы физиологического характера.

Нередко попытки прожевать и проглотить твердую еду вызывают у детей болевые ощущения. В результате кроха начинает кашлять и выплевывать пищу. Причиной этому являются нарушение работы ЖКТ, болезни ротовой полости и гортани. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

  • Чрезмерная подвижность ребенка.

Часто дети раннего возраста отказываются жевать твердую еду из-за повышенной нервной возбудимости. Им постоянно нужно чем-то заниматься, двигаться, а на пережевывание просто нет времени.

Чем чревато нарушение жевательного рефлекса?

Если маленьким детям постоянно давать лишь жидкую или пюрированную пищу, это приведет к несформированности жевательных навыков и нарушению их развития:

  • ухудшению состояния зубов;
  • сбою процессов пищеварения;
  • развитию проблем с правильным произношением звуков;
  • нарушению формирования правильного прикуса.

Как научить детей раннего возраста жевать?

Родители, обнаружившие, что их чадо отказывается (или не умеет) самостоятельно пережевывать твердую еду, должны помочь ему сформировать этот навык. Как это сделать?

  • Приучать к употреблению пищи твердой консистенции постепенно, во время введения прикорма: в полгода добавлять в пюре по несколько мягких кусочков еды; в 8-9 месяцев не пюрировать пищу, а разминать вилкой, оставляя небольшие твердые кусочки и крупные мягкие; с года поочередно предлагать пюрированную и твердую еду.
  • Давать детям продукты твердой или полутвердой консистенции, которые они любят. Например, натуральный мармелад, зефир, пастилу без сахара. Им будет нравиться подолгу держать их во рту и пытаться пережевать.
  • Предлагать малышам небольшие порции еды, добавлять блюдо, только когда ребенок все съест и только в том случае, если захочет еще.
  • Пользоваться нимблером – приспособлением в виде пустышки с ручкой и сеточкой, в которую можно положить кусочки фруктов, овощей и не бояться, что ребенок подавится едой.
  • Не показывать свой страх того, что кроха может поперхнуться, не нервничать и не злиться. Зачастую именно эти факторы отбивают у детей раннего возраста желание пережевывать кусочки твердой пищи.

Как быть, если момент приучения ребенка к разжевыванию пищи упущен?

Что же делать, если ребенку пошел второй год или скоро уже исполнится 2 года, а у него все еще не сформировался жевательный рефлекс? Помочь ему преодолеть эти трудности! Как это сделать?

  • Постоянно показывать личный пример – есть вместе с ребенком и тщательно пережевывать еду. Можно превратить процесс приема пищи в интересную игру, в ходе которой мама или папа рассказывают крохе занимательные истории о кусочках еды.
  • Чаще приглашать на обеды/ужины семью друзей, в которой есть малыш, умеющий пережевывать твердую еду. Возможно, ваш ребенок возьмет с него пример и обретет такой же навык.
  • Массажировать язык – пальцем, обмотанным марлей, или деревянной палочкой. Движения нужно совершать от кончика к основанию языка. Это поможет ребенку избавиться от рвотного рефлекса, который возникает при попытке проглотить пищу твердой консистенции.
  • Ходить с ребенком в кафе. Там он сможет брать пример с других детей и взрослых, которые едят твердую пищу.
  • Привлекать малыша к приготовлению завтрака, обеда или ужина и рассказывать в процессе, что сито потерялось, а блендер сломался, поэтому еда сегодня будет измельчена вилкой и содержать твердые кусочки.
Читайте также:  Герпес у ребенка 3 года лечение

Пройдите тестСоблюдаете ли вы правила здорового питания? Знаете ли вы принципы здорового питания? Пройдите тест и узнайте всю правду о вашей диете!

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).

Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.

Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.

Сейчас я рада поделиться с вами отзывом мамы девочки и ее результатами. Я думаю, она вам лучше расскажет, что ей пришлось пережить, видя отказ дочки есть то, что она раньше любила. Это не под силу практически каждому любящему и внимательному родителю. К ее чести, все рекомендации мама выполняла старательно, с ней было легко работать. И я благодарю ее за открытость.

Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!

Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.

clip_image002Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы ???? «Мешают крошки и я боюсь глотать».

Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», – спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.

Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…

Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои ???? .

Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.

Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!

clip_image004В итоге, ребенок перестал бояться крошек, начал есть сначала с осторожностью, потом все лучше и лучше. Да, на сегодняшний момент, а прошло уже почти месяц, дочка что-то ест, а от чего-то отказывается. Но с каждым днем, она пробует заново уже давно знакомые продукты – сегодня полижет дыню, яблоко, пососет сыр, завтра откусит яблоко и плюнет, а послезавтра уже полноценно его хрумкает за обе щеки! Ура!!!

И вот дочка уже на вечеринке «Valentine’s Day Pizza & Craft Party» наравне с другими детьми уплетает пиццу и пирожные, а не смотрит на всех полными страха глазами (а сами понимаете, надеюсь, когда очень хочется кушать, когда такое разнообразие пищи и красота, а ты боишься, боишься что там крошки, боишься что ты не сможешь глотать, боишься то ты подавишься).

Спасибо Вам, Татьяна! Спасибо огромное и низкий поклон! Мы справились :).

Добавлю еще несколько слов по данной ситуации и в целом. Важно вовремя отследить, с чего началось то или иное проблемное поведение. И если возникает что-то непонятное в поведении ребенка – всегда есть некая причина. И ее отследить – было нашей совместной задачей.

Читайте также:  Что взять ребенку в тайланд 3 года

Далее что нужно принять во внимание всем родителям, (очень часто мамы и бабушки упускают из виду, когда их ребенок отказывается есть) – нельзя трястись над ребенком, поел он или нет, скрупулезно подсчитывать объем калорий, сравнивать его с другими более упитанными детками, и кормить даже тогда, когда он не хочет, протестует. Мы сейчас говорим о здоровых детях. Для больных – есть иные рекомендации + следование назначенному лечению врача, но и тут немалую роль играет отношение родителей к этому вопросу. Будет ли мама переживать, паниковать, что ребенок не ест – это передастся и ему, у которого сформируются защитные механизмы, вплоть до избирательности еды и рвоты или же бесконтрольного ожирения. И такое бывает, увы.. Либо мама изменит свое отношение и поможет ребенку снять напряжение в вопросах еды.

Поэтому отнеситесь к этому внимательно и… проще. В природе мы не найдем никого из животных или птиц, кто бы отказывался от еды просто так из упрямства. А причиной может быть либо элементарное чувство сытости (комментарии излишни), либо стресс (выясняем его источник), либо соматическая болезнь (необходимо соотв. лечение), либо неправильно сформированное пищевое поведение (анализ психофизиологии ребенка).

Что значит, неправильное пищевое поведение? Коротко и простым языком: это когда ребенок не испытывает ПОТРЕБНОСТИ в еде: его пищеварительная система еще не готова, мозг не запускает программу голода и поиска пищи. Если чувство голода возникло, ребенок часто пытается компенсировать его перекусыванием. Казалось бы, это мелочь, но она нарушает весь биологический механизм принятия и переваривания еды (пролистайте учебник физиологии пищеварительной системы). Поэтому важно есть в определенные часы, с достаточной частотой (зависит от возраста и количества энергозатрат) и не допускать бесконтрольного перекусывания. Прочие сладости в виде конфет отнести в категорию десерта, который позволителен после основной еды. Отношение к еде должно быть спокойным, без насилия: не хочет есть завтрак – не проблема, поест за вторым завтраком или в обед. И т.д. Плюс пересматриваем меню, при необходимости.

Еще важная мысль: еда не должна быть средством утешения, наказания, манипулирования ребенком и т.п. Еда – это необходимость для организма. Десерт – это приятное завершение вкусного завтрака или как повод отметить какое-то радостное событие, которое сплачивает всех за общим столом или как возможность порадовать ребенка сюрпризом без всяких условностей. Поэтому реплики типа: “А ну съешь кашу, иначе мы не пойдем за игрушкой”; “Только послушные мальчики получают конфеты”; “На, только не ори!” лишены всякого смысла, так как не решают саму проблему, вызвавшую данное поведение.

Подпишитесь на бесплатную рассылку «Едок-привереда» помимо методики, в нескольких уроках там вы найдете и дополнительные рекомендации по решению проблемы с аппетитом и поведением ребенка за столом:

Получить методику “Едок-привереда” и пройти уроки бесплатно!

Поделитесь в комментариях, были ли у вас проблемы с тем, чтобы накормить детей? И как вы их решали?

Источник

674 просмотра

4 марта 2021

Моя дочка 2 года не умеет жевать. Все советы типа сажать с собой, давать кусочками, показывать.. выполняем уже полгода, результат нет. Она не понимает как жевать. Носит во рту кусок яблока, размачивает слюной… Как быть? Это третий ребенок, двое выросли всё жевали)

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Невролог

Здравствуйте . Пюреоюразную пищу сразу глотает? Поперхиваний нет при глотании? Что с речью? Зубы все по возрасту?

Екатерина, 4 марта

Читайте также:  Крестим ребенка 3 года

Клиент

Елена, глотает сразу, если не отвлекается. Не давится. Речь развивается в норме , говорит предложения, хотя не всегда правильно. Зубов 16

Невролог

Екатерина, 4 марта

Клиент

Елена, да, претензий нет, только рвоты беспокоили

Невролог

Рвота скорее всего была проявлением повышенного глоточного рефлекса, который встречается у здоровых детей. В этом случае нужна его тренировка. Начните с детского печенья, оно легко размачивается слюной и небольшие кусочки не вызывают такого раздражения глотки.

Невролог

Здравствуйте. Когда ввели кусочки? Как развивается? Речь развита?

Екатерина, 4 марта

Клиент

Алина, пытаемся вводить с 1,5 лет, так как были постоянно рвоты во время еды, с 9 месяцев. Сейчас реже рвоты, но бывают. Разговаривает предложения короткие, речь прогрессирует всё время.

Невролог

Вы слишком поздно ввели кусочки. Оптимальный возраст – 7-9 месяцев. Конечно, ребёнок теперь не хочет жевать.

Наберитесь терпения и не бойтесь давать кусочки. Соблюдайте безопасную подачу: круглые твердые продукты разрезайте на 4 части, твердые фрукты и овощи (яблоко, морковь) тонкой соломкой или натирайте на крупную терку, мягкие овощи и фрукты можно целыми. Конечно, кушайте все вместе, показывайте как нужно жевать.

В целях безопасности всегда будьте рядом с ребёнком, чтобы помочь. Если дочь поперхнулась – не паникуйте, откашляется. Посмотрите видео первой помощи, если ребёнок подавился.

Если по осмотру невролога нареканий нет, то проблема скорее в том, что дочь не привыкла к твёрдой пище.

Екатерина, 4 марта

Клиент

Алина, а мы даём ей куски, не боимся. И она давно ими уже не давится просто мусолит во рту. Печенье размокает, яблоко тоже кака то проглатывае но не всегда. Хлеб, покусает и ходит с ним 15 минут. Но нет прогресса. Пол года уже так

Невролог

Девочка ленится, привыкла, что жевать не нужно. Продолжайте давать твёрдую пищу, со временем обязательно научится.

Невролог

Здравствуйте. А невролог осматривал Вас? Все хорошо по осмотру?

То что начали кусочками пищу давать 1,5 года, несколько поздновато, Учитывая рвотный повышенный рефлекс как я поняла был у Вас , и позже начали кусочковую еду вводить – то такое может быть, вероятнее всего речь идет о еще не приобретенном навыке. Продолжайте давать небольшие (не опасные) кусочки, показывать.

Невролог

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста осматривал ли вас невролог? Если других жалоб у вас нет, если помимо нежевания никаких других вопросов к ребенку нет, то, скорее всего, нужно просто подождать. И потихоньку самой с ним заниматься ( можно чаще играть в задувание свечек и надувание шариков) Продолжайте давать небольшие кусочки.

Екатерина, 4 марта

Клиент

Мадина, у невролога кроме как к работам, претензий нет. Развивается нормально, говорит. Дуть не умеет, кстати!

Екатерина, 4 марта

Клиент

Невролог

Если у невролога к вам претензий нет, значит девочка не привыкла к твёрдой пищи, так как ввели немного поздно её. Стоит продолжать давать маленькие кусочки пищи.

Детский невролог, Невролог

Здравствуйте, Екатерина! Продолжайте приучать ребенка к кусочкам, давайте мягкую пищу, которую можно жевать, хлеб, смоченный в молоке, кашу с кусочками банана или мягкого печенья. Постепенно переставайте давать перетертую пищу.

Обязательно покажите ребенка детскому неврологу, но учитывая, что ребенок хорошо разговаривает, думаю проблема больше психологическая (“зачем жевать, если накормят прртертым”). Покажите ребенку , что бледер или мясорубка сломались и пока ее не “починят” нужно кушать то, что дают.

Со временем этот навык обязательно разовьется.

Екатерина, 4 марта

Клиент

Юлия, проблема в том , что блендер сломался- не сработает. Нет еды и не надо, она никогда не голодна и не хочет есть. Для неё это досадная необходимость

Детский невролог, Невролог

Если ребенок действительно голодный, он съест еду, которую Вы предложите. А навык жевания обязательно продолжайте развивать, других вариантов здесь нет. Предлагайте больше мягкой еды, постепенно повышая жесткость. От мягкого хлеба и котлет, мягких груш, банана до более жестких кусочков. Развитие жевательных мышц необходимо и для понятной речи.

Детский невролог, Невролог

Чтобы ребенок не подавился, мягкие кусочки должны разминаться пальцами.

Невролог

Здравствуйте! А развеивались по возрасту ? Невролог ранее осматривал? Ранее не пробовали твёрдую пищу давать?

Екатерина, 4 марта

Клиент

Регина, пробовали не жуёт, давалась раньше, сейчас просто размачивает во рту

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 2 человека,

средняя оценка 5

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – задайте свой вопрос врачу онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник