Ребенок 3 года не умеет раскрашивать

Частенько встречаю подобные жалобы в родительских сообществах. Более того: иногда родители сетуют на нежелание ребёнка работать с прописями (хотя какие могут быть прописи в таком возрасте?).

Принято считать: раз не рисует, не раскрашивает и не заполняет прописи, то и писать не сможет. Точнее, сможет, но не сразу, а лишь после долгих мучений. Да и почерк, вероятно, будет «куриный».

Кстати, много ли вы знаете людей, которые не умеют писать? Я знала двоих. Оба родились сто лет назад и не получили образования. А одна из моих бабушек окончила только три класса. Она писала нам подробные письма на 6-7 листов. Красивым почерком и довольно грамотно.

Чтобы ребёнок научился писать, не надо мучить его прописями с 3-4 лет. Да и навыков рисования для этого не требуется. Я совершенно не умею рисовать, но пишу ровно и разборчиво.

Для хорошего письма требуются чёткость и плавность линий, нажим, умение уверенно держать инструмент. Любые действия с карандашом, фломастером и ручкой будут развивать в этом направлении. То есть необязательно, чтобы ребёнок именно рисовал — достаточно, например, просто проводить линии.

Необходим также какой-никакой глазомер. Это само приходит со временем. Но и занятия творчеством тоже способствуют.

В общем, не следует зацикливаться на раскрасках и рисовании по теме. Нельзя заставлять — иначе отобьёшь охоту творить. Нужно нащупать те виды деятельности, которые по душе ребёнку, которые ему подходят. Пусть ими и занимается.

Я не говорю, что рисовать не надо. Ещё как надо. Это развивает глазомер, фантазию, креативность, изобразительные способности. Но если ребёнок отказывается рисовать традиционными способами — нужно предложить ему что-то другое.

***

Мой сын — ему скоро 4 года — тоже не фанат рисования и особенно раскрасок. Изредка соглашается посидеть с раскраской, но этого недостаточно для развития мелкой моторики, глазомера, навыка правильной работы с инструментом.

Но с карандашами и красками он возится очень часто. Просто у него есть свои любимые виды творчества. Расскажу о некоторых из них.

1. Закрашивание чистого листа краской

Я даю ребёнку лист, ёмкость с водой, краски и кисти. Предлагаю нарисовать что-нибудь. А он берёт — и закрашивает лист. Сначала меня это слегка обескураживало: ну что это за занятие? Взял, размазал краску и доволен. Чему он так научится? А потом я подумала: ну и пусть красит, раз ему нравится. Он учится правильно держать предмет и оттачивает движения рукой. Формируются усидчивость, старательность, стремление довести работу до конца. Чувство цвета, опять же, развивается. В общем, теперь я не против. Не хочет рисовать деревья, домики или помидоры, а хочет закрасить лист? Его право. (Впрочем, пейзажи и натюрморты тоже иногда рисует, не без этого).

Я даю дополнительные задания. Предлагаю, например, кусочек губки или щёточку — ими ребёнок создает фактуру или наносит добавочный цвет поверх основного.

Ждут своего часа…

Выкрашенные листы я, конечно, не выбрасываю. Это фоны. Позже мы используем их для создания аппликаций, рисования ладошками и др.

Вот выкрашенный ребёнком лист. Мы нарисовали “цветочки” связками ватных палочек. А потом приклеили бумажную бабочку и украсили её стразами.

2. Водные раскраски

Вот это ребёнку действительно нравится, в отличие от классических раскрасок. Да, работа незамысловатая — знай себе води мокрой кистью по картинке. Но это тоже развивает моторику и умение оперировать инструментом.

3. Линии

Я покупала ребенку раскраски (Кумон и другие). В основном мы работали в них восковыми мелками и карандашами.

Приходилось уговаривать и заговаривать. Ну не нравится ему раскрашивать картинки. Делает это без огонька, не старается и очень быстро теряет какой-либо интерес. Зато в одной из «кумоновских» раскрасок на обратной стороне каждой картинки имелось добавочное задание — надо было провести линию от точки до звёздочки. При этом требовалось обойти препятствия. Вот это сын оценил. Это его сразу привлекло.

Поэтому я приобрела пару «кумоновских» пособий с лабиринтами. Их мы «уделали» за месяц. Это замечательный тренажер для будущего обучения письму.

Линии сын проводит чем захочет: то фломастером, то мелком, то шариковой или гелевой ручкой. Считаю, что чем разнообразнее инструментарий — тем эффективнее занятия.

Покупать пособия накладно, учитывая высокий интерес ребенка. Поэтому теперь я просто распечатываю страницы из них. Когда мне нужно, чтобы ребенок посидел более-менее тихо и спокойно (если кто-то из домочадцев прилег вздремнуть), я даю ему эти листы и инструменты. И ребенка не остановить.

В общем, очень рекомендую эти пособия (они есть и в интернете):

  • Kumon. Простые линии. 2-3-4 года.
  • Kumon. Увлекательные лабиринты. 3-4-5 лет.
  • Kumon. Волшебные лабиринты. 4-5-6 лет.

4. Свободное малеванье в блокнотах

Точно не знаю, почему — но сыну нравится черкать именно в блокнотах, особенно в клеточку. Формат А5. Они у нас всегда в свободном доступе, как и фломастеры и гелевые ручки. Сын в любой момент может схватить блокнот и начать рисовать.

Может быть, ему по нраву, что там расчерчено — рисовать по линиям и клеточкам легче и удобнее. Я пока не постигла тайну сию. Альбомы он реже берет и быстрее бросает. А в блокнотах рисует часто и, бывает, подолгу. И даже раскрашивает свои рисунки.

Если ваш ребенок отказывается рисовать в альбомах — предложите ему блокноты в клеточку.

5. Рисование-игра

В одном из предыдущих постов я рассказывала об игре, помогающей закреплять счет. Мы рисуем монстриков — обычно на мольберте либо на LCD планшете. Кидаем игральный кубик и определяем, сколько у нашего монстрика будет глаз, ног, рук, ушей, рогов, хвостов, пупков и т.д. Вот тут сын согласен рисовать и глазки, и ручки, и ножки. Если я просто попрошу нарисовать человечка, то, скорее всего, откажется. А монстрика по игральному кубику — всегда пожалуйста.

Часто мы называем это чудище Бякой-Закалякой Кусачей. По Корнею нашему Чуковскому. Сын был совсем маленьким, когда я начала читать ему это стихотворение. В книге было и изображение Бяки-Закаляки. Видимо, это тоже способствовало интересу к рисованию странных существ с кучей ног, рогов, хвостов…

Ещё несколько моих постов о занятиях с ребёнком:

На чём рисовать малышу? Не альбомным листом единым…

Как помочь малышу быстро выучить стихотворение? Метод рисования строчек

Хэллоуин с маленьким ребёнком дома. У нас был День паука

Несколько наших покупных игр для мелкой моторики

Источник

Сашка ненавидел рисовать, раскрашивать и всё, что связано с рисовальными и пишущими предметами. Довольно долго я не считала это проблемой – мало ли, у всех свои предпочтения. Обидно только было, когда в саду у всех пейзажи, а у нас – грязная лужа, ну или, предел творчества – рельсы, а если повезет, то еще со шпалами 🙂 Конечно, ни о каком раскрашивании речь не шла в принципе – ни уговорить, ни заставить было просто невозможно.

По-настоящему взволновалась я только когда ему исполнилось пять лет, и стало понятно, что школа не за горами, и ситуация требует срочного исправления. Взяли тетради Kumon – и вот, пожалуйста, ровно за два месяца у нас есть аккуратно раскрашивающий и с удовольствием рисующий (да-да, прямо рисующий!) маленький будущий школьник. 

Ну, конечно, все было не по взмаху волшебной

тетрадки

 палочки; помимо мучительных занятий были еще мои ночные чтения методичек и прочей полезности про корректировку этой проблемы. 

А пока я страдала и искала способы решения, выяснилось, что таких как мы – делающих с карандашами что угодно, кроме рисования – довольно много. Так что в этой статье поделюсь конкретными практическими действиями, которые могут помочь «уговорить» ребенка рисовать и раскрашивать.

Почему же он не рисует

Если вы спросите ребенка, почему он не хочет рисовать или раскрашивать, вы можете услышать тысячу вариантов ответов, но, в конечном итоге, объективных причин будет всего три:

  • Тяжело (устают пальчики), потому что не натренированы нужные мышцы ручонки,
  • Не получается (опять-таки из-за отсутствия тренировки),
  • Не интересно (потому что не получается).

Все мы хотим быть самыми умными и красивыми, и совершенно не хотим быть лузерами, рисующими самые уродливые картинки в мире. Вдвойне обидно быть лузером после того, как ты час мучительно старательно – до боли в каждом пальчике – выводил линии, а они все равно кривые. Кто после этого захочет продолжить эти страдания?!

Вот и все причины – вот так просто. И исправить это тоже совсем не сложно при определенном усилии со стороны мамы и малыша. Давайте тогда поговорим, что именно нужно делать.

Запасаемся к занятиям

Перед началом большого пути сразу же запаситесь всем необходимым:

  • Ватман или большая настенная раскраска; штук 5 – 7. Если хотите раскраску, выберите что-то в этом роде (это большой плакат)

 (их можно купить в Лабиринте по этой ссылке)

  • Красивый (самый красивый в мире!) блокнот или тетрадка – которую выберет сам ребенок
  • Тетрадка Kumon «Давай рисовать» (а лучше – сразу все тетрадки про раскрашивание  потому что первые из них тратятся очень быстро)
  • Тетрадка Kumon “Линии» (а лучше – сразу все тетрадки про линии)
  • Любая другая раскраска с мелкими элементами, что-то типа такого (это, кстати, страничка из очень клёвой тетрадки МИФ «Снежинка. Ракушка. Звезда»; как-нибудь расскажу про нее подробнее):
  • Простая самая дешевая шариковая ручка, которая очень жирно пишет (мажется) – мы, взрослые, такие ручки обычно ненавидим
  • Классные, супер-качественные восковые мелки, не меньше 12 цветов (про восковые мелки я рассказывала в  этой статье)
  • Классные, супер-качественные деревянные карандаши, не меньше 12 цветов – они понадобятся ближе к концу раскраски «учимся раскрашивать. В зоопарке».

Не жмотьтесь, выбирайте самое-пресамое лучшее. Результаты будут напрямую зависеть от вложений в канцтовары.

Всю эту красоту прячем в надежное место и выдаем только

под расписку

в честь занятий. По окончании занятий надежно убираем обратно.

И – нам нужно сразу же договориться с самими собой, что заниматься мы будем ЕЖЕДНЕВНО по 20 минут. Запланируйте себе это время и ежедневно выделяйте при

любых

обстоятельствах.

Давай рисовать!

Поскольку мы теперь знаем, что все наши проблемы – от отсутствия тренировки, над этим и будем последовательно работать. 

1. Разрисоваться

У начинающих дизайнеров, художников – или кому еще внезапно пришлось начать много рисовать – есть такое понятие «разрисоваться»: преодолеть страх перед «чириканьем» по бумаге, перед чистым листом. 

Если вдруг вам предыдущий абзац покажется странным, вот возьмите и попробуйте немедленно взять, взмахнуть рукой и быстренько нарисовать… розу. Или, скажем, слона. Если нет постоянной практики рисования, ваша рука дрогнет и замрет в размышлениях о том, с чего начать и как нарисовать правильно. Потом вы – взрослый человек – будете мучительно выводить блееедную кривую линию, постоянно стирая погрешности…

В общем, избавляем детеныша от страха перед чистым листом бумаги. Вешаем на стену ватман или большую раскраску, даем в лапы мягонький клёвый восковой мелок и говорим: «Давай замахнись – и чирикай что есть мочи, как попало, без контуров и прочих условностей. Прямо по стене! Ура!». Как правило, дети соглашаются на такую крамолу очень охотно, и, даже если вначале осторожничают, скоро входят во вкус настолько, что страдают близлежащие обои 🙂

Параллельно с ватманом вводим занятие по линиям; например, по тетради “Учимся и растем. Линии”. Поделите 20 минут напополам: 10 минут калякаем на ватмане, 10 минут рисуем линии. Линии попробуйте проводить шариковой ручкой, а если не пойдет (заметите к 5-6 заданию) – тоже восковыми мелками.

Может так случиться, что в какой-то деть по тетради с линиями малыш заниматься не захочет. Уговаривайте, приманивайте вкусняшками и маленькими подарками, демонстративно засекайте ровно 10 минут (“и отпущу, когда будет столько-то времени”) – что угодно, лишь бы свое время он отзанимался.

Если же совсем никак – категорическое нет – и хоть убейся: тут нам на помощь придет самый красивый блокнотик в мире. Берем этот блокнот и предлагаем малышу поиграть: вы рисуете кривую дорожку, а он ее проходит. Его задача – обыграть вас и пройти ровненько по мудреному пути, который вы для него придумаете. Можно играть на маленькие конфетки или на щелбаны – смотря что он больше любит 🙂

Но блокнотиком не злоупотребляйте – напоминаю, он у вас на крайний случай, если тетрадью “Линии” именно сегодня прям совсем никак не хочется заниматься.

Да, еще – почему именно Линии, а не Раскрашивание? 

1. Рисовать линии проще и быстрее, чем раскрашивать, много – много раз возюкая карандашом по одному и тому же месту на листе. Ребенок будет видеть продвижение.

2. Рисуя линии, ребенок потренируется более ловко и точно прицеливаться карандашом, что в дальнейшем поможет ему так же ловко и точно прицеливаться по контуру.

Кстати, если вы посмотрите на карту Kumon, которая напечатана, например, на обложке классической тетради «Учимся раскрашивать» – вы также увидите, что «Простые линии» появляются До этой тетради. И теперь вы знаете, почему 🙂

2. Учимся раскрашивать

Когда закончится первая тетрадка с линиями, можно потихоньку переходить к раскрашиванию. Не бросайте при этом линии – берите следующую тетрадку “Простые линии”. Теперь ваше время для занятий будет распределено так:

  • 5 минут на чириканье по ватману
  • 15 минут – напополам между “Линиями” и “Давай рисовать”

Раскрашивать мы будем восковыми мелками (даже если ребенок будет орать и требовать другой пишущий инструмент – здесь повод проявить непреклонность). 

Не даем всю тетрадь целиком! Отрываем именно тот лист, который будем раскрашивать. Раскрасили – отрываем следующий.

Да! Вот еще какой момент. В тетрадках «Давай рисовать» обратная сторона задания пустая не просто так. Она – для рисования. Раскрасили детальку на первой странице задания – обязательно переворачивайте лист и просите нарисовать что-то простое: кубик (квадратик на самом деле, конечно), огурец, апельсин, кусок хлеба, мячик, макаронину… в общем, геометрически простые формы. Конечно, если он вдруг захочет нарисовать человека-паука (как у нас 3-летний его везде рисует) – не препятствуйте, пусть рисует, как хочет и может. Нам здесь самое важное, чтобы он просто тренировал руку  любыми способами. 

Вначале на качество и аккуратность можно не обращать особого внимания. Подскажите, что контур надо соблюдать, и каждый раз при приближении к контуру говорите «Внимание! Контур! За контур выходить нельзя!». Это нужно пока не для того, чтобы он не выходил за контур, а чтобы просто привык обращать на него внимание.

В какой-то момент вы почувствуете, что малыш комфортно чувствует себя с мелком (допустим, на 10е занятие). Каляки станут смелее, жирнее и быстрее. В этот момент они будут еще кривые и, возможно, по всему листу – нам это не важно пока. Главное, вы видите, что он храбро чирикает примерно там, где нужно. В этот момент… возьмите любую другую раскраску, не Kumon, желательно  с мелкими элементами – и предложите раскрасить картинку вместе. 

Раскрашивая аккуратно по контуру, показывайте малышу, что делаете это медленно и очень внимательно. Пусть присоединяется и красит рядом. Вы заметите, что он будет стараться повторять за вами, а за счет того, что элементы будут мелкие – у него не будет повода размахиваться; напротив, он будет внимательнее ориентироваться на контур. 

Занятий по совместному раскрашиванию не-Кумона вам нужно буквально два – три по 10 минут; и полностью докрашивать картинку не обязательно (только если вам обоим захочется). Возвращайтесь к Kumon и напомните малышу, как аккуратно он раскрашивал маленькие кусочки в не-Кумон раскраске. Предложите проверить, сможет ли он так же аккуратно раскрасить здесь.

Вот с этого момента начинайте более пристально следить за контуром: хвалите за тщательное соблюдение контура (звоните друзьям и родным, рассказывайте красочно – и чтобы малыш слышал – что Контур он Соблюдает); «поругивайте» (ну что же ты так, ай-яй-яй) за его не соблюдение.

В какой-то момент, когда малыш приучится соблюдать контур, научите его, что, если сначала медленно и аккуратно раскрасить возле контура, потом можно быстрыми и размашистыми движениями закрасить середину – так будет гораздо быстрее.

Не забывайте: заниматься вы обязаны не меньше 20 минут в день. Если малыш категорически не желает заниматься по тетрадкам Kumon в какой-то из дней – не настаивайте, а просто вернитесь к той совместной раскраске или к самому лучшему в мире блокноту и рисуйте в нем яблоки и сердечки для раскрашивания. 

_____

Всё получится!

Приятных занятий!

Источник

Через месяц будет три года, а рисовать совсем не умеем, только черкаться. Иногда фигуру нарисует типа круг или овал. При этом карандаш держит в кулаке. Пытаюсь вложить в руку карандаш правильно, тут же разжимает пальцы, бросает карандаш и теряет интерес к рисованию. С красками тоже в основном интерес мочить кисточку, никак не может понять последовательность: вода-краска-бумага. В целом уровень нашего развития по возрасту нормальный: строит длинные фразы, пересказывает наизусть отрывки из стихов и сказок, хорошо ориентируется на местности – сразу узнает места, где мы были и вспоминает, что мы там делали. К сожалению, знает, как включаются многие предметы бытовой техники: может самостоятельно вставить и включить диск с мультиком, вставить наушники в нужное гнездо. Строит всякие башни и домики из лего. дорогу пластмассовую собирает. С буквами и со счетом пока не очень: узнает всего несколько букв, считает только до трех. В основном такая у нас проблема: садишься с ним заниматься, а он через пять минут срывается с места и переключается на что-нибудь другое. Это вообще ему свойственно начинать много игр сразу и все бросать. Как его все-таки научить рисовать, считать и буквы узнавать?

Пятница

садишься с ним заниматься

вы чего? рано же…
надо просто играть.
играя учить буквы, если вам хочется, играя рисовать – дорогу для машины, крышу для дома и тыпы.
мы ваще первые буквы в трамвае учили, со старшей, на окне рисовали О и губами также О, а потом по немногу и остальное. ТОлько нам это не помогло. ЧСитать стали только в 6, хотя к 2 годам знали многие буквы.

Научитесь называть вещи своими именами! Можно заглянуть в словарь (vetusya)

у меня ваще рисовать не любит.:) не вижу в это ничего страшного на фоне общего уровня развития.

Пятница

садишься с ним заниматься

не надо садиться:) ну чему такому можно научить в 3 года СИДЯ? в этом возрасте лучше идет обучение “мимоходом”:) И ваще, примерно до 3-3,5 лет у детей идет становление предметной деательности, они изучают – что для чего и как работает:) все остальное – учите мимоходом опять же во время действий с предметами:) построил башню – “Ай, какую прочную башню сын из 10 кубиков построил:)! а основание у нее похоже на букву П”:) “А сколько дисков в чейндер входит, ну-ка? раз, два, три, четыре, пять”…. представляете, сколько таких ситуаций за день:)

Все будет хорошо. Вот прямо сейчас!

котёнок™

представляете, сколько таких ситуаций за день

плюс мильон!!!!!!

Научитесь называть вещи своими именами! Можно заглянуть в словарь (vetusya)

Ы! (Ермолаевна)

вы чего? рано же…

пофигисткам в этом топе не место.

Бумс

пофигисткам в этом топе не место.

я пофигист?
хоть имя свое буду знать.

Научитесь называть вещи своими именами! Можно заглянуть в словарь (vetusya)

Ы! (Ермолаевна)

играя рисовать – дорогу для машины, крышу для дома и тыпы.

Так и занимаемся. играя, но быстро это все бросаем. Ходили в ШР, когда нам было еще около двух, не прижились там. Все дети сидят и рисуют, а мой только карандаши разбрасывает, вот и вся игра у него.

Пятница

быстро это все бросаем

так и не будет долго. 5 минут за раз – ДОСТАТОЧНО!!!!

Пятница

Все дети сидят и рисуют, а мой только карандаши разбрасывает, вот и вся игра у него.

были у нас такие тоже. в ШР.
и это НОРМАЛЬНО.
ну не бывает одинаково спокойных детей-людей. Щас дома сидите или садичные?
Если дома, то попробуйте опять в Шр пойти, но делайте все САМИ, сами рисуете, сами лепите, он втянется, когда поймет, что его взбрыки никому не интресны.

Научитесь называть вещи своими именами! Можно заглянуть в словарь (vetusya)

котёнок™

построил башню – “Ай, какую прочную башню сын из 10 кубиков построил! а основание у нее похоже на букву П” “А сколько дисков в чейндер входит, ну-ка? раз, два, три, четыре, пять”…. представляете, сколько таких ситуаций за день

Так и занимаюсь, но думала, может этого недостаточно.

Усидчивость в этом возраст и есть в среднем 5 минут, считать научили дочу шли по лесенкам и считали, дак она потом как отче наш сначала до 10 потом до 20 научилась, хотя сами цифры не как не воспринимает. Уже почти 2 года ходим на кубики зайцева, там дети уже читают, наша же только недавно все буквы освоила, и только сейчас стала понемногу слоги складывать, но я не “парюсь”, нет абсолютно одинаковых детей, и вы непереивайте к школе и читать и считать все равно научится, просто у разных детей это по разному приходит.

многое еще зависит от нервной ситемы. Все у вас нормуль.

у меня деть в 3 года рисовать тока начал- до сих пор помню – нарисовал машинку ванну – ванна на колесах, прикол уржалась его тогдашнему креативу и рисунку ржачному.., причем до этого ну очень мало и коряво , зато потом так пошло, что щас в 5,5 все офигевают, он реально отлично рисует, причем я принципиально не учу его правильному рисованию, что и как, считаю что он должен сам свои фэнтази и методы отыскать и ведь ищет и делает очень хорошо, я лично знаю и методики и сама хорошо рисую, но принципиально не считаю нужным учить методам рисования, это классика но она нужна тока когда деть научился сам рисовать проявив себя, так вот мы и проявляем.. так что прогресс за 2 нгода ваще классный..!Сообщение было изменено пользователем 13-10-2007 в 01:43

Моему 12. Не рисовал и раскрашивать никогда не любил. Папа наш хорошо рисует, брат мой тоже, а Даньке вот не дано. Ну никак сильно это на его дальнейшем развитии не сказалось. Сейчас просит нанять ему репетитора по фотошопу и корелу. Во когда торкнуло и каким образом.

Просто лет с 4х (можно и раньше, но только, чтобы интерес был) начинайте “дорисовки”. Мама рисует тучку, полянку с цветочками, а ребенок из тучки дождик. Точно так же дым из трубы. лучики у солнца и т п. Только не полчаса и даже не 5 минут, а меньше. Всегда заканчивайте занятие раньше, чем это надоест ребенку. И не показывайте, что озабочены тем, что у ребенка не получается, просто возвращайтесь снова и снова.

По прихоти своей слоняться тут и там. (с) А.С. Пушкин

Пятница

Так и занимаюсь, но думала, может этого недостаточно.

Я тоже долго парилась ибо ребенок у меня такой же шило, все на бегу и 340 дел сразу. а все остальные: и сидят дома занимаются, и в ШР ходят…
Но пара консультаций и у логопеда и психолога меня успокоили, мне было сказано, что для своего возраста он развит максимально! Я и перестала сама парится и мучать ребенка, психовать, что не хочет сиджеть буковки складывать. Все мимоходом: машинки считаем, из цветных кубиков гараж строим – цвета повторяем, на велике по квартире гоняем – лево-право изучаем ит.д.

Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в угол и поплакать. (с)

А мы на улице машинки считаем и называем какого они цвета . И вообще точно так же все обучение мимоходом происходит т.к. по описанию , ваш ребенок -копия мой!! И фиг его заставишь сидеть и слушать .

Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах.

У нас тоже самое практически. Рисовать не умеет (кстати, я сама “рисую” примерно на том же уровне, ну чего умереть теперь что ли 🙂 ), правда раскрашивать любит, но опять же просто все чиркает. С красками та же проблема 🙂 Цифры знает, но считать так и не могу добиться. Со стихами у нас вообще проблема: не хочет и не знает. Буквы только избранные знает. Не любит, когда я ему читаю, закрывает мне рот.

Все люди являются носителями интеллекта. Но некоторые – бессимптомно

Источник