Ребенок 3 года не спит без мамы

“Нашему малышу 12 месяцев, а спать укладываемся у мамы на ручках (и обязательно с качанием) и бывает, что качаемся по часу…”
“Нашей Марусе 7 месяцев. Засыпаем в 22.00 и спим до 9.00, и все время я должна находиться рядом. Извиняюсь за такие подробности, но ночью я не могу выйти даже в туалет. Днем, в общем, такая же история. Если меня нет с ней рядом, то она спит максимум 20 минут. А я вообще не имею ни одной свободной минуты”.
Такими и еще сотнями подобных посланий пестрит Интернет. Все это говорит об одном: проблема (научиться засыпать без мамы в собственной кроватке) существует и она актуальна. Надеемся, что статья поможет разобраться с подобными ситуациями, когда ребенка необходимо приучить засыпать без мамы.
Методика самой знаменитой няни Великобритании:
Рассматривая вопрос о том, чтобы приучить засыпать ребенка в собственной кроватке – дело в принципе не слишком сложное, а скорее терпеливое, как и отучение ребенка от совместного сна, хочется поговорить о преимуществах и недостатках.
Положительная сторона сразу бросается в глаза, она очевидна.
Ребенок с самого рождения находится под неусыпным оком матери, в том числе и в ночное время. Ему тепло, уютно и комфортно. А ей гораздо удобнее все время находиться с ним рядом. Частое кормление, смена пеленок, немедленное реагирование на каждый шорох – все это предусматривает совместное нахождение матери и ребенка, нежели необходимость вставать и идти к отдельной маленькой кроватке. Здесь еще можно предположить о духовной близости матери и ребенка, о существующем у новорожденного родовом стрессе и его преодолении, когда рядом находится мать, в том числе и в течение ночи.
А теперь об отрицательной стороне
У малыша в период младенчества формируется психика, а чтобы этот процесс проходил в границах нормы, поэтапно, требуется создание определенных условий. Едва родившись, он уже чувствует себя чуть ли не всемогущим, все возникающие желания мгновенно реализуются матерью. Однако, чтобы и дальше у ребенка происходило правильное психическое формирование, необходимо возникновение таких вещей, как осознанность, позволяющая со временем понять малышу, что мать не может принадлежать ему полностью. Именно в этот момент в голове у новорожденного начнут запускаться процессы. И это чрезвычайно важно, ведь это рождение его собственной личности
Следующий момент – отец ребенка. Ясно, что вначале он как бы отошел на второй план, первостепенное внимание обращено на тандем матери и малыша. Но, естественно, такое положение вещей совсем не устраивает его.
А теперь, осознав необходимость раздельного сна и, что это здорово для всех, нужно претворить это в жизнь, сделав первоочередной задачей умение приучить засыпать малыша у себя в кроватке.
Почему же дети не хотят засыпать без мамы? Причин, конечно, несколько, и одна из них – малыш боится оставаться в темноте в одиночестве, ему страшно. Или другая – мама для ребенка является источником еды, тепла, заботы и ласки. Ну, как всего этого лишиться!
Существует множество методик и различных теорий, посвященных этому вопросу (малыша приучить засыпать в собственной кроватке). Вкратце рассмотрим их.
1.”Кладете ребенка в кроватку и уходите”. После исполнения некоего ритуала укладывания, ребенку желают “Спокойной ночи” и покидают его. Несмотря на истерику с его стороны, родители должны с секундомером в руках контролировать свой каждый заход в комнату малыша.
2. “Мамин суррогат”. Кладется в кроватку к малышу его любимая игрушка (кукла-мишка-зайка) и сообщается, что она (игрушка) теперь вместо мамы.
3. Покупается кроватка, и в собранном виде ставится на место, а затем в течение недели ежедневно восхищаются ею. Через неделю – совместная покупка с ребенком матраса и постельного белья, а еще через неделю – вполне возможно ребенок сам проникнется симпатией и любовью к ней и не захочет уходить из нее.
4. “Постепенное погружение”. Вначале ребенка следует приучить засыпать в родительской кровати без мамы.
5. “Эпохальное переселение”. Ребенок повзрослел, подрос, почувствовал все “прелести” совместного сна с родителями и его переход к отдельной кровати превращается в целое событие.
6. “В ожидании чуда”. Ребенок самостоятельно переберется в свою кроватку.
Обобщая, можно отметить, что выбор методики зависит от возраста ребенка. Так детей до года просто переносят в отдельно стоящую кроватку, только после того, как он заснет, а вот после года – стараются договориться.
Считается, что самый сильный контакт у матери и ребенка сохраняется до достижения последним 3-х летнего возраста, после чего он начинает стремиться к самостоятельности. Но все это очень условно. Поэтому главным ориентиром в таком деле должны стать не возрастные показатели, а готовность самого ребенка.
Подготовка ко сну включает в себя регулярно повторяющиеся определенные процедуры, дающие ребенку понять, что подошло время сна, то есть своего рода вечерний ритуал укладывания. Сюда можно включить купание, легкий массаж, вечернее кормление, колыбельная, чтение сказки на ночь, просматривание книжек с картинками и прочее. Главное, они должны нравиться малышу, по продолжительности не превышали 10-15 минут и не носили активный характер. Определитесь с ними, и в дальнейшем соблюдайте их неукоснительно, обязательно и ежедневно.
Далее следует уложить ребенка в кроватку и, пожелав ему “спокойной ночи”, выйти из комнаты, не забыв погасить свет, и обеспечить полный покой и тишину. Однако если малыш пугается темноты, можно оставить в комнате небольшой ночник, предварительно включив его.
Ничего страшного не произойдет, когда вы разрешите взять ему с собой в кроватку любимую игрушку. Более того, подчеркните, что она (игрушка) уже уснула и будить ее не надо.
Если ребенок начинает бурно реагировать на ваш уход, не обращайте на это внимание. Наберитесь терпения и, переждав в соседней комнате три минуты (пусть выплачется), снова подойдите к нему. Но свет не включайте и не доставайте его из кроватки, а просто успокойте. И снова выходите, и так каждый раз, увеличивая время отсутствия на одну минуту. Естественно, никакой истерики, несдержанности с вашей стороны не должно быть, наоборот, покажите ему, что вы спокойны, говорите тихим, нежным и ласковым голосом.
На следующий день, не забыв об обязательном вечернем ритуале укладывания, вы начинаете все сначала, только перерыв составляет уже 5 минут, и каждый раз добавляете по две минуты.
В последующие дни начальный интервал должен соответствовать 7-15 минутам (следите за реакцией ребенка), а каждый подход увеличивать время на 5 минут.
Не расстраиваетесь, если малыш не засыпает сразу, рано или поздно это произойдет. Такая ситуация многократных подходов может продолжаться не одну неделю. Но, главное, не прекращайте, а последовательно и методично продолжайте выполнять данную технологию.
Если ребенок просыпается и начинает плакать уже ночью – подойдите и выясните причину.
Если это не болезнь, голод или холод, а простой каприз, типа “хочу к вам”, тогда снова уложите его в свою кроватку с пожеланием “спокойной ночи” и вновь следуйте методическим указаниям.
А эти несложные советы наверняка помогут приучению ребенка к самостоятельному сну.
– Всячески препятствуйте засыпанию ребенка вне своей кроватки.
– Займите первую половину дня активным досугом, чтобы у малыша не хватило сил на протест против дневного сна.
– Не допускайте, чтобы ребенок засыпал в кровати родителей и, тем более, оставался там на ночь.
– Не торопитесь по первому зову малыша со всех ног мчаться к его кроватке. Лучше выждите некоторое время, вполне возможно, он сумеет обойтись и без вашей помощи.
– Разработайте для ребенка ежедневное расписание и выполняйте его, ведь режим дня – залог крепкого и здорового сна.
– Не пользуйтесь дополнительными средствами, такими как соска, погремушка, игрушка, Впоследствии это только создаст определенные трудности.
Будьте в своих действиях последовательными и терпеливыми, и ребенок постепенно начнет принимать, что спать он должен ложиться в одно и то же время и засыпать без мамы после того, как ему пожелали “спокойной ночи”.
Источник
Младший сын долго был на ГВ и спал с нами в постели. В 3,5 года наконец-то Лёня ушел спать в свою кровать в детскую, к брату, без всяких усилий с нашей стороны, но при условии, что я по-прежнему буду рядом, пока он засыпает.
И вот я обязана ежевечерне сидеть в детской, пока он не уснет. Фобий у ребенка ровно никаких – просто привык, что я всегда рядом при его засыпании.
Меня это не напрягало, я включала аудиосказку и тихо зевая, сидела в Интернете.
Но в последнее время засыпание затягивается до полуночи… Такое впечатление, что мальчику нравится гонять меня за водичкой, за плюшевой киской, бесконечные просьбы поправить одеялко доводят меня до озверения и желания придушить.
Я понимаю, что он желает внимания. Но я зверски хочу спать, а не сидеть с ним.
Вопрос – какими доводами можно убедить 4-х летнего ребенка засыпать без меня?
Я понимаю, что упустила момент когда-то, просто потому, что ситуация меня не напрягала, но сейчас-то что делать? Как только я делаю попытку выйти из комнаты, он истерически орет, и потом долго не может уснуть, все смотрит, тут ли я…
Вчера уснула только в час ночи, сижу на работе сонная и с ужасом жду вечера.
01.06.2007 08:05:57, Морская птица
28 комментариев
Мне кажется, нельзя заставить спать, да и не нужно. Попробуйте одно из двух: либо Вы с ним после укладки полчаса (например), а потом уходите, либо Вы с ним до 23-00 (тоже например), а потом уходите. А он потом пусть делает, что хочет, у себя в койке или в комнате. То есть настраивайтесь не на то, что ОН должен делать, а на то, что ВЫ будете.
Я объясняла так примерно: каждому человку нужен отдых и личное время, это примерно такая же потребность, как поесть. У меня это время начинается во столько-то. Раньше ты был маленький и я эту потребность задвигала, так бывает с мамами маленьких детей, они иногда не успевают даже поесть и поспать. Теперь ты подрос и я опять буду это делать, а иначе я испорчусь.
У меня опыт удался, хотя первое время ребенок настойчиво просил попить, поесть, пописать и т.п. Я терпеливо говорила сам-сам, меня тут нет. Но тут справедливости ради надо упомянуть две вещи – 1. моему уже 6, в 4 он был явно к такому не готов. 2. Я не постеснялась гнусного бихейвиоризьму и пообещала сыну большой подарок, если он будет 3 месяца упорно придерживаться режима, который мы с ним выработали, а также несколько раз вручала какие-то мелочи типа наклеек “у нас уже режим целую неделю”. И еще – режим этот включает не только сон во столько-то, но и подготовку: дела завершить к стольки-то, ужин во столько-то, уборку игрушек во столько-то, мытье во столько-то, и времени на все отведено с приличным запасом.
05.06.2007 02:17:25, U
Cпасибо:) Мне не чужды гнусности вроде Вами описанных:) Будем понемногу двигаться в этом направлении.
05.06.2007 06:11:36, Морская птица
Моей уже 5, но мы делаем так. В последнее время начали активно готовиться к школе, я много рассказываю про школу, оценки и т.д. Вот теперь она старается спать “на пятерку”, игрушки убирать”на пятерку” и т.д.
Засыпать старается изо всех сил.
04.06.2007 16:33:04, Кто я?
Видите, какая у Вас хорошая девочка, старается:)А мой обожает баловаться, очень артистичный, перед сном поет песни и читает стихи(просто поражаюсь, откуда, откуда он их столько знает). Очень трудно его замолчать. Брат старший так и норовит по лбу Лёне дать, потому что у старшего проблемы засыпания нет, есть проблема в виде шумного брата.
05.06.2007 06:14:11, Морская птица
Ну да, у нас тоже перед сном бывает пробьет на стихи и песни, или посекретничать со мной захочется, начнет рассказывать про все что за день накопилось.
05.06.2007 10:47:27, Кто я?
Я бы зашла с другой стороны: почему он так долго не засыпает? Мне кажется, Вас больше всего именно длительность этого процесса измучала. Может быть, ложиться надо позже или что-нибудь более утомительное для ребёнка делать во второй половине дня? Конечно, долгое засыпание может быть связано и с беспокойством, что Вы уйдёте. Тогда я бы пообещала, что не уйду, пока не уснёт, но взамен потребовала бы выполнения некоторых своих условий, например, всё необходимое для сна готовить зранее (сюда относятся и игрушки и питьё).
02.06.2007 02:25:34, Учитель каллиграфии
Он так долго засыпает, потому что высыпается в саду. Подозреваю, их там не будят вовремя, и они спят часов до 4 дня. А у нас вся семья в 10 ложится, старший сын после тренировки еле до постели доползает . Младшего укладываем в 10, до пол одиннадцатого общаемся, а потом я бы хотела, что бы он уже без меня обходился.
Ну как его позже класть? Когда все ложатся уже… Утомить его я не успеваю. После сада гуляем, но в 7 вечера уже дома, где он скачет с братом, как два коня. И ему все равно мало, недостаточно устает. С сентября пойдет в спорт, энергию свою тратить.
02.06.2007 02:31:59, Морская птица
Моему 6. Если я есть в доме – только со мной засыпает. В мое отсутствие может и с папой, и с няней.
Я перестала тяготиться, когда осознала, что сама по нему сильно скучаю. Плюс мы стараемся интересно укладываться – слушаем что-нибудь, или читаем. Потом выключаем свет, он засыпает в моих объятиях. Я иду к себе.
Стараюсь все это делать пораньше, но обычно получается в районе полуночи. На этой неделе и того позже.
Если зверски хочется спать – ложитесь с ним, да и засыпайте.
01.06.2007 13:59:42, Умп
Я не могу в полуночи… Мне бы спать лечь в 10 вечера, вот такая я. Я его и поцелую, и поговорим, но потом-то надо уснуть. А он никак, то ему одно надо, то другое. С ним ложиться не хочу, 3,5 года с ним спала, да ему это и не надо.
Вашему 6 лет. Помню, старший у нас долго боялся спать один, но у него именно страхи были, и он спал в нашей комнате на раскладном кресле. Сейчас ему почти 10, он вечером просто залезает в кровать и тут же засыпает. Может, глядя на него, я и от младшего хочу того же… будем ждать, куда деваться.
01.06.2007 14:38:25, Морская птица
а если сместить режим так, чтобы он в 9 засыпал, например,
– есть такая возможность? тогда и вы 10 уляжетесь, и он с вами побудет.
01.06.2007 15:27:04, Умп
В выходные я так и пытаюсь делать, днем не укладываю, к 10 ребенок обычно уже спит. А в саду высыпается днем и каждый вечер допоздна выступает.
02.06.2007 02:15:41, Морская птица
Подозреваю, им так удобнее. надо, наверное, сходить и поругаться немного…
02.06.2007 02:33:21, Морская птица
Сочувствую. Не люблю ругаться, но проблема со сном серьёзная, так что оно того стоит.
02.06.2007 04:20:08, Учитель каллиграфии
У нас та же самая ситуация.
Но только он какое-то время спал один – с 3,5 до 4 лет. А теперь уже несколько месяцев мы вынуждены быть рядом. Иначе истерики. Или будет ждать и не спать до часу ночи, пока кто-то не освободится и не прийдёт. Говорит, что не может один. вот.
01.06.2007 13:05:42, Riala
Подруга отучила в 5 лет. Получился своеобразный рубеж – 5 лет-большой мальчик-спит один. Свет не выключают. Может, вам тоже к дате какой привязаться? а ехать никуда не собираетесь? я к тому, чтобы была моральная граница, с которой надо начинать спать отдельно
01.06.2007 11:51:14, Polaris и Карасик
да, это хорошая мысль про 5 лет, жаль, не скоро:) Но думаю, к 5 -то годам он должен быть готов:) Уезжать собираемся со старшим сыном летом в заграницу, но Лёня парень упёртый, он просто папу вместо меня построит, и все дела…
01.06.2007 11:56:06, Морская птица
это как папа поведется. Будет повод поговорить по-мужски, что, мол, ты уже взрослый, давай, пора самому спать. Мы с тобой почитаем ровно одну сказку, положим рядом игрушки, чтобы не так страшно и бай-бай..Может, получится? Главное, чтобы при возвращении Вы не поддались на провокации
01.06.2007 16:54:48, Polaris и Карасик
Нет, я намного жесче папы:) Из папы веревки вить – нефиг делать, он ради детей готов через обруч прыгать. Правда, вместо меня укладывать вредного мальчика не желает:( Я, наверное, очередность буду вводить, раз он сидит до полуночи, раз – я.
02.06.2007 02:19:25, Морская птица
Придумать какое-то дело, которое нужно для него – приготовить его любимые булочки, починить игрушки и т.п., и удалиться из детской, чтобы это сделать. Вариант – Вы сидите в детской до засыпания, но при этом не успеваете починить или испечь. Моя ведется :)) Правда, она и на обычные дела ведется – “маме надо посуду помыть, помою и приду.”
01.06.2007 09:42:00, ленУля
Да чего я уже не изобретала… Чем бы я не занималась – а в конце концов раздается строгий вопрос – Мама, ты закончила? Посиди со мной! 🙂
01.06.2007 11:22:17, Морская птица
:))) И у меня такой :)) Стребует обещанное обязательно.
В пять я стала честно говорить, что у меня еще есть дела, и я хочу, чтобы он засыпал сам (после, есс-но, ритуалов укладывания).
И вот – “вошел в положение”. Стал стараться, и несколько раз получилось. Иногда, правда, приходил, убеждался, что – действительно, дела делаю и снова ложился, засыпал. Сейчас на даче, так что перспективы пока туманны.
Но до 5 лет у нас такое не прокатывало. Приходилось укладывать. Правда, я тоже сама люблю с ним пообщаться перед сном.
01.06.2007 21:32:22, Svetlana:)
Ну значит, по мнению нескольких высказавшихся, ждать нам до 5 лет сознательного возраста:) Как минимум:)
Вы-то хоть по делам, и сын в этом может убедиться, а у меня одно желание – упасть и отключиться, что-то устаю я от всех дел.
Я тоже не против пообщаться, и общаемся, но после 10 вечера я сплю на ходу…
02.06.2007 02:22:04, Морская птица
Я уже посидела, теперь мне надо занять ся своими делами. И я тоже хочу спать.
Подпись: мать-ехидна.
01.06.2007 15:57:16, Irina L
Не канает. Поднимает дикий ор, переходящий в истерику. Никакая ехидна не способна этого вынести…:)
02.06.2007 05:16:10, Морская птица
Ну правильно, он же знает, что поорет и Вы придете 🙂 Один раз выдержать характер и пригрозить, что будет орать – вообще с ним сидеть на ночь не будете.
02.06.2007 10:03:23, Irina L
Нет, я хочу договориться мирным путем. А орать он может очень долго, и на угрозы, что сидеть с ним не буду – вообще с перепугу потерять мать родную поднимет на уши весь подъезд:)
02.06.2007 10:15:08, Морская птица
Источник
Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.
— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!
А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.
Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».
Засыпание: как помочь ребенку
В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.
- Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
- Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.
То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.
- Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
- Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
- Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.
Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?
- Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
- Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
- У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»
В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.
При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.
Как уложить ребенка спать: 3 приема
«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»
Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.
Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.
Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.
Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.
Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.
Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.
Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»
У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)
Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…
И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.
Источник