Ребенок 3 года не слушает сказки

Ребенок 3 года не слушает сказки thumbnail

Детям со всеми видами речевых расстройств рекомендуют читать как можно больше. Особенно если диагноз – сенсорная алалия. Правда, эти советчики обычно не объясняют, как это сделать. Я – книжный ребенок, сама читаю с четырех лет. В нашей семье книги обожают все, а моя бабушка – библиотекарь. Еще от меня остались кучи детских книжек и сказок. И вот у нас появился сын, которому книги были до фени. Я конечно пыталась что там читать, но ребенок книги просто рвал или убегал. Что ожидаемо, ведь понимание речи у него не заходило дальше слов “нельзя” и “ням-ням”. Но в итоге я научила сына слушать книги.

У меня было позднее отлучение ребенка от груди. Поэтому я просто предлагала ребенку грудь. Вот тебе книжка, вот тебе грудь. Одно без другого – не выдается. Хочешь слушай, а хочешь – иди вон, кашу ешь. Можно прыгать, если на месте не сидится, в прыжке послушаешь. Другие мамы использовали колбасу. Пока читаем – жуем.

Мои старые книжки нам не зашли. Слишком сложно, слишком мало картинок, поэтому я задвинула их ногой под кровать: купила Маршака и сборник стихов и сказок для детей от полугода до 3-х лет. Читала с выражением по ролям, ревела медведем, квакала лягушкой, показывала пальцем на картинки. И лед тронулся… Сын стал слушать с интересом, а потом начал просить сам ему почитать. Правда, у него сохранилось неприятие новых книг. Старые были уже зачитаны до дыр, а интерес к новым не появлялся. Но тут я записала ребенка в библиотеку.

Библиотека у нас красивая , большая, со своим актовым залом и кучей студий. Книг там кот наплакал, но зато открытая выставка детской литературы, можно подобрать книги лично, а не давать список библиотекарю.

Книги я выбирала с учетом вкусов сына: истории про цвета, милых зверюшек и их домики. Обязательно – с красивыми “человеческими” иллюстрациями, чтобы мышка была похожа на мышку, а не на динозавра.

И однажды, когда мой деть наморщился на библиотечный пакет с книгами, просто села и начала читать истории про собачку Соню. Выбрала самую простую историю, про то как собачка покрасила скатерть вишневым вареньем. Сын был занят своими делами, но варенье, красить и собака – темы, близкие моему ребенку. Надо ли говорить, что сын быстро подполз поближе, чтобы посмотреть картинки. Теперь он иногда сам выбирает себе книги в библиотеке, любит смотреть и описывать картинки, но ему все равно надо привыкнуть к чужим книгам денек-другой.

Как заставить ребенка слушать книги, если он не понимает речь?

  • купить интересную книгу СЕБЕ, хотя бы одну, читать на глазах ребенка с видимым удовольствием;
  • для ребенка выбрать очень простую историю (ниже возрастного уровня) с качественными иллюстрациями;
  • во время прослушивания книги добавить приятный парный стимул, например, еду, кинетический песок, массаж, не давать стимул без книги (стимул постепенно убираем);
  • эксплуатировать особый интерес ребенка, у нас все просто: краски и милые зверушки, но мне тут в комментах написала мама, которая переделывала истории про Красную Шапочку под машинки;
  • если особый интерес ребенка слишком специфический, написать ему свою историю с картинками, это вполне можно сделать в редакторе Word;
  • читать с выражением, показывать картинки пальцами;
  • хранить книги в доступе у ребенка, чтобы он мог их брать самостоятельно;
  • обучить просьбе книга/почитай словесно или с помощью ПЭКС.

В целом мы еще не победили консерватизм сына: книги он слушает не любые, а только под свои интересы, сложно переходит от одной книги к другой. Я на это смотрю ровно: лучше уж с удовольствием прочитать одну книгу, чем пять – с отвращением.

Источник

Довольно часто ребенок не хочет читать, потому что ему трудно. И в этой статье я расскажу о том, почему же нашим детям стало труднее читать и слушать книжки.

Но сперва хочу вас спросить: «Когда вы смотрите на вывеску или рекламный плакат, тоже начинаете автоматически читать написанное?»

Вот со мной такое постоянно происходит. Прогуливаясь по улицам большого города, мне часто приходится напоминать самой себе не читать всё подряд. Любой текст, как магнитом, притягивает мой взгляд, и буквы моментально складываются в слова, а слова — в образы.

Если вам удобнее слушать, а не читать, то для вас я подготовила аудиозапись статьи.

Конечно, я понимаю, что это совершенно нормально для моего поколения. Потому что предмет требует определенного действия. И мой мозг, когда я вижу буквы, немедленно их читает. Хочу — не хочу, надо — не надо, но читает.

А вот когда вижу цифры, я их не складываю, не вычитаю, не умножаю, корень квадратный не извлекаю. Но вижу буквы и читаю их. А вы замечали за собой такое?

Ребенок не хочет читать, если ему трудно | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Возможно, вы удивитесь, но для наших детей буквы не обладают таким условным характером действия. Ну, буквы и буквы, написано и написано, а что — неважно. Написанное слово не требует от ребенка: «Прочитай меня!»

Современные дети действительно во многом отличаются от нас. И нам стоит признать, что они не такие же, какими мы были в детстве, потому что полностью изменился образ жизни людей.

Хорошо это или плохо? Думаю, что искать ответ на этот вопрос бессмысленно. Мы можем принять изменившуюся социокультурную ситуацию и попытаться пробудить в детях любовь к чтению.

Чтобы понять, почему детям стало труднее читать и слушать книжки, вспомним, а что же раньше им помогало войти в мир слова и чтения, а теперь мешает.

Причина №1: Неумение владеть собой.

Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сидеть какое-то время на месте. Довольно часто родители говорят, что у них активный ребенок, объясняя его неусидчивость. Однако психологи отмечают, что на самом деле поведение такого ребенка чаще всего реактивно, импульсивно. Он не может усидеть на родной попе, а реагирует на любые привлекательные для него внешние раздражители.

И если для дошкольника это не является проблемой, то первокласснику неумение сидеть на месте 30-40 минут мешает хорошо учиться.

Родители могут научить ребенка справляться со своими эмоциями. Могут научить его действовать не только импульсивно, но и осознанно, прилагая усилия для достижения желаемого. Могут научить придерживаться установленных правил.

Совсем скоро я опубликую статью и видео, из которых вы узнаете: Как помочь ребенку научиться владеть собой.

Читайте также:  Ребенку 3 года болят кости
Причина №2: Из жизни маленького ребенка исчезает материнский фольклор.

Ребенок не хочет читать, когда ему трудно понимать прочитанное. Оказывается, огромную роль в упорядочении мира для ребенка играл фольклор. Это потешки, колыбельные, пестушки, которые сейчас уже мало кто из родителей использует в общении с маленьким ребенком.

Именно через фольклор малыш впервые узнавал: как устроен мир и что в нем происходит.

Когда мама поет малышу колыбельную, она не только помогает ему успокоиться, но и словесно выстраивает для него мир, о котором он ещё совсем ничего не знает. И пусть ребенок не до конца понимает смысла слов, но слушая спокойный и ласковый голос (а по-другому петь колыбельную просто невозможно) он запоминает всё то, что наговаривает ему самый родной человек. Это помогает ребенку почувствовать, что он находится в безопасности.

Колыбельная приглашает ребенка  в поэтический мир | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтениюИллюстрация из книги «Поцелуй на ночь» Мэнди Сатклифф

Своей дочке я не пела: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит за бочок» — потому что была уверена, что смысл этой колыбельной ужасен! Что я напугаю своего ребенка. Хотя на самом деле я просто не знала о заложенной народной мудрости в этих словах.

Эта колыбельная о том, что есть такое место — край, за которым начинаются опасности, граница, нарушать которую нельзя. И это попадает в подсознание ребенка вместе с ласковым голосом матери. А согласитесь, ведь так важно, чтобы ребенок знал о существовании границ, чтобы он понимал, через что можно переступать, а через что — нельзя.

Современным мамам особенно трудно выстраивать границы для своего ребенка, потому что у них довольно часто не выстроены свои собственные. Ведь и нам в детстве уже меньше пели русские народные колыбельные. И мы хорошо помним только слова песни из передачи «Спокойной ночи, малыши», а в них нет такого глубинного смысла.

Стихи для малышей Зинаиды Александровой помогают в воспитании режима дня | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтениюСтихи для малышей из книги Зинаиды Александровой

А еще я заметила, что потешки помогают ребенку соблюдать режимные моменты, например, умываться и чистить зубы. Если приговаривать: «Водичка-водичка, умой моё личико, чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок» — то дочка радостнее выполняет необходимые действия.

Так что при желании можете подобрать приговорки на разные режимные моменты, чтобы заменить уговоры и рациональные доводы на понятный и любимый ребенку стихотворный язык.

Материнский фольклор — это стихия поэтической речи, куда ребенок попадал сразу. Он постоянно в течение дня слышал потешки — рифмованное, ритмичное слово. Именно так происходила первая встреча малыша с поэзией.

Однако материнский фольклор исчезает из жизни детей, потому что родители просто не знают о его важности и недооценивают его роль в развитии ребенка.

На его место пришли современные «уси-пуси». Потому что мама чувствует, что с ребенком надо как-то ласково общаться. Но как именно — не знает, потому что потешки позабылись. Вот она и говорит много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, используя их уместно и не очень. Но ведь такая манера общения далека от поэтической речи. Поэтому наши дети гораздо позже сталкиваются с поэтической стихией, которая раньше помогала ребенку войти в мир слова.

Причина №3: Отсутствие режима дня.

Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сосредоточиться, потому что он чувствует внутреннее беспокойство. Конечно, с малышом в первый год жизни режим меняется так быстро, что как только приспособишься к одним правилам, всё снова ломается и приходится заново перестраиваться. Однако после года режим дня для ребенка особенно важен.

Режим дня помогает ребенку знать, что будет потом, и это дает ему ощущение владения ситуацией. Когда ребенок не знает, что будет потом, это его невротизирует.

Знание, что будет потом, удовлетворяет чувство безопасности — базовую потребность ребенка. Да что ребенка, вас ведь тоже беспокоит чувство неопределенности? Вы ведь тоже хотите знать, что будет потом, чтобы спокойнее себя чувствовать?

Потешки на режимные моменты помогают выстраивать режим дня | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтениюИллюстрация из книги «Поцелуй на ночь» Мэнди Сатклифф

Раньше режим дня родителям и детям было легко соблюдать. А сейчас все чаще можно увидеть прогулки с детьми до часу ночи, поздний подъем, субботний шопинг, когда ребенок мотается по изобилию совершенно ненужных ему вещей, которые часто и трогать-то не разрешается.

Поэтому в детском саду строгий режим дня придуман неспроста, и не столько для удобства воспитателей, сколько потому, что четкая последовательность действий в течение дня важна для развития ребенка и его психического здоровья.

Причина №4: Родители меньше уделяют внимания развитию у ребенка навыков самообслуживания.

Как это может быть связано с тем, что ребенок не хочет читать? Сейчас объясню. Навыки самообслуживания — это удовлетворение своих бытовых нужд и потребностей своими силами. Одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, попу вытирать и т.д.

Да, нужно время, чтобы ребенок научился что-то делать сам. И часто родители говорят, что нет времени ждать, пока научится, быстрее сделать самому. И получается, что в 5-6 лет ребенок не умеет даже самостоятельно одеваться-раздеваться.

Но давайте задумаемся, как много задействовано психических функций, когда ребенок учится, например, надевать носок.

Учить самостоятельно одеваться - это проводить бесплатные развивающие занятия | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Это ведь ребенку надо помнить: где носок, где та нога, что ножку надо согнуть и выполнить одновременно два разнонаправленных движения — ногу согнуть, резинку растянуть. Слабенькими пальчиками растянуть тугую резинку, попасть ногой в отверстие носка, а потом носок натянуть. То есть выстроить в голове порядок своих действий.

И как часто бывает поначалу: носок натянут — пятка сверху. Срабатывает операция контроля, поиск того, что не так. Дальше приходится придумывать решение проблемы. На самом деле решать сложную практическую задачу, а это и развивает практический интеллект.

Учить ребенка самостоятельно одеваться — это не обязанность, а возможность для его обучения.

Когда родители дают ребенку время самому одеваться, обуваться, застегивать молнию, пуговицы — это всё бесплатные развивающие занятия, а не даром потраченное время.

В процессе самообслуживания у ребенка развиваются и целеполагание, и овладение собой, и память, и внимание, и контроль — разве можно на это жалеть времени? Ведь всё это необходимо, чтобы ребенок мог хорошо учиться и читать.

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Как хорошо, что родители хотят понимать своих детей, хотят сделать как лучше и не совершать ошибок своих родителей, поэтому читают много книг по воспитанию. Но очень часто не могут критически отнестись к прочитанным рекомендациям и пробуют на ребенке то одно, то другое. И ребенок невротизируется, потому что не понимает, чего ждать от родителей.

Читайте также:  Как быстро убрать синяк у ребенка 3 года

Плюс ко всему мамы, желающие быть идеальными, сами боятся очерчивать границы, боятся проявлять строгость и твердость, постоянно сомневаются в принятых решениях, чувствуют себя во всем виноватыми, а ребенок, конечно, считывает мамино эмоциональное напряжение.

Давайте попробуем разобраться. Вся педагогика развивается между двумя полюсами, и в книгах авторы склоняются то к одному, то к другому, где-то добавляя чего-то больше, где-то — чего-то меньше.

Так вот один полюс занимает идея свободного воспитания Жан-Жака Руссо, который утверждал, что ребенок, придя в мир, уже состоялся как личность, и главная задача родителей — это ему не мешать.

На втором полюсе находится Адольф Дистервег, считающий, что ребенок — это чистая доска, что напишем, то и получится.

Но ведь это крайности, и часто родители встречают в книгах по воспитанию искаженные интерпретации слов великих педагогов, вырванные из контекста и лишенные первоначального смысла.

Так, например, последователи Руссо, могут считать, что ребенок все знает и не надо его ничему учить. Пусть ест руками, раз он так хочет, раз ему так привычно. Или же родители говорят: «Я же не могу насиловать ребенка», объясняя свою неспособность научить его пользоваться горшком.

Или же последователи идеи Дистервега могут полагать, что ребенка можно всему учить, а он должен и обязан всему учиться. Не учитывая индивидуальные особенности развития и интересы самого ребенка. Папа хочет, чтобы сын был спортсменом, значит будет тренироваться до посинения и не важно, что это не соответствует природным способностям мальчика.

Ребенок не хочет читать. 5 причин. Почему детям стало труднее читать. ЧТо раньше помогало детям войти в мир чтения | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению
Что родители могут сделать, чтобы ребенку было легче читать и слушать книги?
  1. Научить ребенка владеть собой.
  2. Пригласить ребенка в мир поэзии, читая ему стихи и приговаривая потешки.
  3. Соблюдать подходящий ребенку режим дня.
  4. Выделять время на обучение навыкам самообслуживания.
  5. Не бояться обращаться с конкретными вопросами по воспитанию ребенка к специалистам — психологам, педагогам.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка, то приглашаю вас стать участником моего онлайн-курса «Как пробудить в ребенке желание читать книги».

Источник

Родителей такая ситуация тревожит. Ведь сказки – это не просто детское развлечение. Это своего рода обязательная программа. Как, например, игра в «ку-ку». Взрослые иногда из сил выбиваются, десятки раз подряд проделывая ряд известных манипуляций, придумывают самые разные способы от этой игры отвлечь – а будут ли они рады, если ребенок сам от «ку-ку» откажется? Представьте, что подходите вы к маленькому ребенку, закрываете себе глаза руками, радостно кричите «ку-ку», потом руки убираете… А ребенок как сидел, так и сидит. Только недоуменно смотрит и продолжает заниматься своими делами. Большинство родителей тут же потрогают лоб и спросят у бабушки, чем она во время их отсутствия ребенка кормила. Потому что все, абсолютно все дети, начиная примерно с семи месяцев и до года, игру эту очень любят и добровольно от нее не отказываются. Со сказками – то же самое. С одной стороны, читать каждый день бывает утомительно – тем более что часто дети требуют одну и ту же, да еще и по нескольку раз. С другой, все понимают, что это вполне нормально. А вот если ребенок не только не просит, но и напрямую отказывается сказку слушать, если никакого интереса к судьбам сказочных героев не проявляет, если согласен засыпать просто так – лишь бы ему не читали сказок, вот это кажется неправильным. Все любят, а он почему нет?

Всё не просто так

И любовь, и нелюбовь к сказкам проявляются по-разному. Одному ребенку нужно, чтобы читали или рассказывали только вечером. Чтобы это был своего рода ритуал отхода ко сну. Сказка в этом случае выступает как средство успокоения, помогает отойти от событий дня, перестроиться с активности на отдых. Ребенку в этом случае может быть даже не важно, что именно слушать, – подойдет любая история, прочитанная тихим голосом, с ответствующими интонациями. Другому важно, чтобы сказка читалась активно – с изображением всех героев, с участием самого ребенка. «И тут пришел Иван-царевич, такой же сильный, как наш Вадик, и всех победил. Как он махал волшебным мечом?» В этом случае сказка выполняет иные, активизирующие функции, дает возможность ребенку представить себя сказочным героем, перенять желаемые качества. Конечно, о многом может рассказать привязанность к одной и той же сказке, когда зачитанную до дыр, с отклеивающимися листочками, книгу ребенок просит читать снова и снова, не отступая от содержания ни на одно слово. В этом случае через сказку ребенок решает какие-то свои внутренние проблемы. Видимо, именно в этой истории есть ответы на вопросы, которые сам для себя он разрешить еще не может. Поэтому сюжет так близок и понятен. А иногда сказки бывают способом получить эмоции. Ведь сказка – это всегда волшебство, соединение реального и фантастического, страшного и радостного. Дети, которые любят сказки за это их качество, сами делают «заявку» на желаемый эффект. Говорят: «Почитай что-нибудь смешное» или, например, «Давай пострашнее». В общем, для любви к сказкам всегда есть особые причины. Но тогда получается, что ребенок, который их не любит, просто не имеет такой потребности? То есть он всегда спокоен, всегда уверен в себе, у него нет никаких переживаний и эмоций у него в обычной жизни достаточно? На самом деле это не так. Для явной нелюбви тоже есть причины более глубокие. Поэтому важно понять, что именно ребенку не нравится, как проявляется его нелюбовь.

Скучное занятие

«Алене 4 года. Она живая, подвижная девочка, ходит в садик, на плавание, занимается спортивными танцами. Такие нагрузки не столько наше желание, сколько необходимость. Слишком уж много у ребенка энергии – по вечерам, если не устала, весь дом вверх дном переворачивает. Правда, в последнее время думаем, что, может, переборщили мы со спортом. Никакие другие занятия, кроме подвижных, она теперь вообще не признает. Слушать сказки ее можно заставить только силой, и то она будет просто сидеть со скучающим видом, а не слушать. Даже воспитатели жалуются на проблемы с ее вниманием». Самая частая причина нелюбви к сказкам и чтению вообще – неумение слушать. Ребенку бывает трудно воспринимать устный текст. Это легко заметить по его мимике. Нет эмоции заинтересованности, вовлеченности. Сидит, скучает, думает о чем-то своем. Конечно, такое может быть, если сказка ему просто не по возрасту. Тогда нельзя сказать, что ребенок вообще не может слушать, – он просто избирательно к этому занятию подходит. Если же такая ситуация наблюдается всегда и с возрастом, ближе к трем-четырем годам, почти не меняется, то, возможно, дело в нарушении внимания. Нежелание (даже невозможность) просто сидеть и слушать чтение часто бывает первым признаком синдрома дефицита внимания. Другие проявления в силу возраста могут быть еще незаметны. Однако иногда дело не в отсутствии внимания как такового, а в том, что именно чтение или рассказывание не вызывает интереса. Так бывает у детей, которые ведут слишком активный, насыщенный образ жизни. Родители предлагают им слишком много занятий, развлечений, общения, так что простое просушивание их уже не увлекает. Или же, наоборот, ребенок слишком много времени проводит сам по себе, просто под присмотром, находит себе развлечения в виде телевизора, компьютера, осваивает технические игровые новинки. Конечно, его сказками тоже будет не увлечь. Ведь мир, к которому он уже привык, гораздо более красочный, яркий, и волшебства в нем хватает. Но родители делают большую ошибку, если решают, что так и должно продолжаться дальше. Научить слушать устный текст очень важно. У ребенка происходит становление и развитие внимания, а умение воспринимать на слух – одна из его основ. Обязательно читайте или рассказывайте ребенку сказки, даже если вам кажется, что особой необходимости в этом нет и что он прекрасно развивается и так. Берите не очень длинные истории или устраивайте перерывы, если чувствуете, что внимание уже рассеивается. И обязательно подбирайте то, что соответствует возрасту.

Читайте также:  Ребенок 3 года рефлюкс

Очень страшные сказки

«Я очень любила сказки в детстве, люблю их и сейчас. У меня целая коллекция книг – красочных, красиво оформленных. Конечно, я думала, что и дети унаследуют мою любовь, поэтому читать им начала чуть ли не с рождения. Дочка слушала охотно, хотя и не с таким восторгом. А вот сыну привить любовь к сказкам у меня так и не получилось. Не нравилось ему это занятие. Как только немного подрос, сам так и говорил: «Ничего мне не рассказывай». А если в садике читали, то говорил: «Заставляли слушать». Однажды пожаловался, что читали очень страшную сказку «про битое стекло». Я стала выяснять, что же это было. Оказалось – про Спящую царевну. Это же моя любимая! Ее я много раз читала детям. Ну да, там зеркало разбилось. Но сказка ведь не об этом. И, по-моему, это совсем не делает ее страшной»…

Наше восприятие и память во многом остаются загадками. Не всегда можно понять, почему пугает то, что всем кажется смешным? Даже взрослый не всегда в состоянии развернуть клубок своих впечатлений и воспоминаний, понять свое бессознательное. Ребенку это сделать невозможно. Бывает, что дети плачут, слыша песню из мультфильма. Бывает, что ни на шаг не подпускают к себе клоуна или героя какой-нибудь сказки – даже когда вполне понимают, что это просто костюмы. В сказках тоже есть много ситуаций, которые кажутся большинству людей незначительными, но вызывают ужас у того или иного ребенка. Ребенок может зафиксироваться на моменте смерти героя, даже если знает, что все закончится хорошо (есть ведь живая и мертвая вода!). Может пугаться описания вида Бабы-яги, может переживать, слушая о том, как детей отправляют в лес. И, конечно, эффект усилится, если родители (из поучительных соображений или из желания добавить яркости повествованию) сами делают сказку еще страшнее: понижают или искажают голос, активно выделяют страшные моменты мимикой. Для детей, склонных к страхам, это бывает самым настоящим стрессом. «Ненавижу сказку про Хаврошечку. Никогда не читаю ее детям, потому что до сих пор остались какие-то неприятные воспоминания. Там есть описания сестер – Одноглазки, Двуглазки, Трехглазки. Так вот, бабушка, когда мне читала, так все это изображала, что я просто цепенела. А потом еще ходила за бабушкой и следила, не превращается ли она в кого-нибудь». Конечно, больше страхов у детей чувствительных, ранимых, пугливых. Но в зависимости от обстоятельств, от семейной ситуации неприятные ассоциации могут возникать у любого ребенка. Стоит быть внимательнее к эмоциям детей, чтобы избежать дополнительных переживаний. Если ребенок не любит никаких волшебных сказок – где есть превращения, нелогичные события, фантазийные герои, то и не настаивайте. Есть ведь сказки и рассказы про животных, природу, про детей нашего, реального мира.

Больное место

«…В книге сказок нет листа. Говорю сыну: «Ладно, я и так помню, этот листок тебе перескажу». А он отвечает: «Не надо, читай то, что осталось». Я даже не обратила на это внимания, вспомнила ситуацию позже, через несколько недель. Услышала в садике, как его дразнят. Он же у меня рыжий, просто огненного цвета, и дети, конечно, обращают на это внимание. Я его успокаивала, пока шли домой. И тут поняла, какого листа нет в книге, – листа, где все издеваются над Гадким утенком. Видимо, ребенок очень переживает – лишних напоминаний не хочет». Все по-разному переживают свои проблемы – и взрослые, и дети. Кому-то нужно несколько раз все рассказать, поплакать, кто-то, наоборот, уходит в себя. Некоторые дети, переживая, «привязываются» к одной и той же сказке, другие стараются избегать любого напоминания о проблеме. Считается, что первый способ лучше. Он помогает отреагировать эмоционально, пережить ситуацию на новом уровне. Однако избавляться от проблемы в принудительном порядке, конечно, нельзя. Заставлять ребенка слушать то, что ему неприятно, еще и говорить при этом: «У тебя тоже так бывает» − не очень гуманно. Рассказывайте сказку так, как он об этом просит. А еще сочините вместе свою, новую. Такую, чтобы болезненная тема решалась более подходящим для ребенка способом.

Источник