Ребенок 3 года не разговаривает аутизм

Появилась в доме новая соседка. Встречаю ее часто на детской площадке. Ее сыну 3 года, но она пожаловалась мне, что ребенок совершенно не разговаривает. Это правда. Он слышит, т.к. под музыку может ритмично делать движения. Но при этом как будто не понимает речи и все звуки,которые он произносит, просто как у молодого животного. Одни гласные и выражают его эмоции. Даже слово “мама” не говорит. Соседка ни к каким врачам его не водит, считает, что просто некоторые дети позже начинают говорить. А мне кажется, что он аутист. По крайней мере нам так про аутистов в институте преподавали. Не умеет простых вещей повторить. То одно время забирался на горку и слезал, потом забыл как это делается. Глазки у него при этом ясные, красивые и внешне он красивый мальчик. Не скажешь, что дебил – нет внешних признаков ни в лице, ни в теле. Как это можно отличить в 3 года? На горшок он ходит сам, ложкой и вилкой пользоваться умеет. Может надо как-то убедить соседку сделать обследование? Или так бывает и у нормальных детей. бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов Урикоп 2 года назад Ну синдром Ретта я б мальчику не стал ставить, все-таки это больше женское заболевание. А что касается данного случая, то ЗРР точно присутствует и паталогия речевого центра налицо. Когда вспоминают Эйнштейна, то это не такой случай, что ребенок вообще не говорил ни одного слова. Просто скажем так: совсем мало говорил. Как Гримо у Атоса. Но если ребенок даже “мама” не сказал ни разу, то это точно аутизм. Вопрос стоит только в какой степени он проявляется. Формы бывают разной тяжести. Но и сопутствующие к этому отклонения возможны. К тому же молодые женщины сейчас как будто делятся на 2 лагеря. Одни сильно заморочены своими детьми, более чем надо, и от этого страшно устают психологически. А другие вообще никак не развивают своих детей, уткнутся в компьютер, не говорят с ними, откуда ребенку с особенностями развития взять это желание разговаривать, если мама с папой тоже вечно оба “не здесь”. Есть такие родители и много. Думают, что ребенок как-то сам научится говорить. У девочек речевые особенности лучше развиты, они и при таких родителях много подражают речи и говорят. А мальчики, если с ними непосредственно много не говорить, не петь им песенки на ночь, не сопровождать каждый шаг речью, то и правда совсем плохо разговаривают. Так что тут может быть и аутизм обязательно, но еще усугубленный отсутствием занятий с ребенком. Педагогическая запущенность иными словами. А как убедить обследоваться? Ну вы выскажите, что ваше образование позволяет рекомендовать такое обследование. Сами вы не можете сказать достоверно, т.к. это не ваш профиль, но все-таки ради блага ребенка настоятельно рекомендуете. Знаю я таких мам. Рожают дома, по врачам вообще не ходят, бзеньк такой у некоторых сейчас имеется. А потому за детьми и их развитием никто не наблюдает. система выбрала этот ответ лучшим Альтера 2 года назад Ситуации бывают разные, по интернету судить весьма проблематично. Специалист бы сказал точнее, но только видя ребёнка лично в реале. Если попытаться порассуждать по имеющейся информации, то как минимум, есть ЗРР – задержка речевого развития. Потому что разговаривать, действительно, дети начинают кто раньше, кто позже, но не говорить вообще в 3 года -не норма. Ребёнок нуждается в осмотре специалиста, пока не поздно, а то можно ждать, когда заговорит, и так и не дождаться. Такой случай мне знаком, а когда родители спохватились в 4 года, оказалось, что ребёнок слабослыщащий. Вообще мне кажется несколько странным, что маме ребёнка до сих пор ничего не сказал педиатр, или ребёнок вообще не болеет, либо мама его лечит самостоятедьно и не обращается вообще в поликлинику… Если ребёнок слышит, но не понимает,т.е. не отвечает на простые вопросы, не выполняет действия, которые его просят выполнить,не называет маму мамой и т.д., можно заподозрить психическую патологию( не исключён и аутизм). А вот “забирался на горку и слезал, потом забыл как это делается”-может быть признаком генетического заболевания(например, синдром Ретта) либо, опять же, аутизма, поскольку этим болезням свойственен регресс навыков. Я бы рекомендовала обследование у невролога и детского психиатра. Ракитин Сергей 2 года назад Такое бывает довольно часто. Например, Альберт Эйнштейн не говорил до 4 лет, практически не издавая никаких членораздельных звуков. Но дебилом его назвать сложно, как и аутистом. Подобный эффект может быть обусловлен как генетически (кто-то из родителей поздно заговорил), так и быть следствием осложнений внутриутробного развития (гипоксия) и родов. Но надо понимать, что детский организм обладает очень мощными компенсаторными механизмами, позволяющими наверстать упущенное. В принципе деятельность мозга (мозговое кровообращение) можно дополнительно стимулировать медикаментозно, вреда от этого точно не будет. Такие дети (“молчуны” – если нет явно выраженных патологий развития) говорить начинают внезапно и сразу на уровне, соответствующем своему возрасту. Родителям можно посоветовать как можно больше с ним говорить, это стимулирует понимание речи, способствует накоплению словарного запаса и через это – и собственную речь. Frederica 2 года назад На самом деле, для аутизма в данном случае данных маловато. Скорее, можно вести речь о задержке речевого развития. А вот в чем причина такой задержки – неизвестно, и без медицинского обследования не обойтись. Вполне возможно, что действительно ничего страшного, и ребенок скоро догонит сверстников. В пользу таких случаев обычно приводят Эйнштейна и других гениев. Но все же более частый случай – что есть какая-то патология. Поэтому конечно, чтобы перестраховаться, лучше уж ребенка обследовать. Спектр нарушений, которые вызывают подобные нарушения речи, не ограничивается расстройствами аутистического спектра. Там может быть куча других диагнозов. Или даже просто педагогическая запущенность (кто знает, может мама дома вообще с ребенком не разговаривает и не общается, только кормит). pautinalevtina 2 года назад Пока не надо врачей и обследований. Они начнут предлагать всякие небезопасные медикаменты, я это знаю, потому что когда то ходила к врачам с мальчиком (3,5 года), ребёнок не говорил даже своё имя… Мы не стали принимать таблетки. Просто я не отходила от этого мальчика в течение года, мы занимались во все дни недели(даже спали в одной комнате), занимались понемногу, по 10-15 минут в игровой форме(но много раз за сутки), лепили, рисовали, занимались специальными упражнениями на мелкую моторику рук, УЧИЛИ ПРОСТЕНЬКИЕ СТИШКИ… Даже когда ехали в автобусе в детсад, мы с ним занимались. Очень много дала работа с картинками, когда малыш самостоятельно рассказывал, ЧТО ПРОИСХОДИТ на картинке. В библиотеке я нашла много развивающей литературы для детей, а также покупала подобные книжки. Кроме того, мальчику очень понравились игры на компьютере,- я купила штук 5 дисков подходящих для его возраста. Ребёнок ходил в детский сад, сначала он был в группе с детьми младше себя, а потом со своими ровесниками. К концу года мальчик мой не отличался от своих ровесников, а в чём то даже преуспевал, БЫЛ ЛУЧШЕ. КотБорис 2 года назад Тяжело сказать без осмотра специалиста, по-моему, они проводят специальные тесты, опять же нужно провести генетический анализ. Могу сказать, что у меня были (и сейчас есть, просто выросли)два кузена, которые не говорили лет до 2х-3х, но потом всё как-то наладилось и сейчас они обычные подростки. Master-Margarita 2 года назад Эйнштейн начал разговаривать только в 4 года. Потом он всегда шутил по этому поводу, говоря, что его сестра научилась говорить в 2 года, но до сих пор так ничего путного и не сказала. Так что, всякое бывает. И с умными детьми случаются такие казусы. Эйнштейн про себя говорил, что поздно начал говорить так как слишком много думал. Знаете ответ? |
Источник
Содержание:
- Почему ребенку с аутизмом трудно общаться
- Развитие речи при аутизме
- Как научить говорить ребенка с аутизмом
Дефектолог Наталья Керре более 20 лет работает с семьями, в которых растут дети с аутизмом. Ее книга “Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии” может быть полезна всем родителям, которым кажется, что с ребенком что-то не так. О том, как может проявляться аутизм, мы уже рассказали. Сегодня — об особенностях речи и общения у детей с аутизмом. Что мешает им научиться говорить и адаптироваться в обществе?
Пока не выявлено каких-то конкретных признаков, позволяющих диагностировать аутизм в младенчестве. Однако родители довольно часто упоминают о двух вариантах поведения детей, у которых впоследствии был диагностирован аутизм.
Вариант первый — это чрезмерно тревожные дети, которых трудно успокоить, у которых “сбит” режим, поэтому они путают день с ночью, не успокаиваются, когда их берут на руки, на руках не принимают удобную позу, а застывают, словно дощечки, либо, наоборот, “растекаются” по рукам.
Второй вариант — это, напротив, дети очень “удобные”, которых всегда всё устраивает, которых можно с первых дней оставлять одних, и они, как вспоминают родители, “всегда могли занять себя сами” и быстрее успокаивались, когда их не брали на руки или гладили, а оставляли в покое. Такие дети могут предпочитать игрушкам рисунок на обоях, крошки, попавшие в кроватку, тени на стене и т. д.
Среди общих признаков малышей, у которых затем был диагностирован аутизм, отмечаются обычно: избегание глазного контакта, явное неудовольствие от контактов с людьми (быстрее успокаивается, когда его оставляют в покое), нестабильность слухового восприятия (то слышит обращённую к нему речь, то не слышит).
Почему ребенку с аутизмом трудно общаться
Ребёнок без особенностей развития тянется к близкому взрослому, который разговаривает с ним, после трёх месяцев — улыбается в ответ на улыбку, вокализирует, реагируя на обращённую к нему речь. Ребёнок, у которого нет аутизма, с раннего возраста демонстрирует адекватные эмоциональные реакции: быстрее успокаивается, когда мама берёт его на руки, радуется, когда к его кроватке подходят родители, не любит надолго оставаться в одиночестве в комнате.
С раннего возраста у детей с аутизмом проявляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих использования воображения и подчинения общим правилам). В более старшем возрасте такие дети, даже если у них развита речь, редко первыми идут на контакт с окружающими, что может создавать иллюзию “тотальной неконтактности” аутистов.
По современным данным, дети с аутизмом хотят общаться не меньше, чем их обычно развивающиеся сверстники, но им сложнее понять, что нужно делать, чтобы наладить общение, они быстро устают и истощаются от общества людей, особенно на многолюдных мероприятиях. У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими переживаниями и эмоциями с окружающими, хотя зачастую такие дети очень ранимы и восприимчивы, но им трудно распознать и выразить то, что они чувствуют, словами.
Дети с аутизмом также испытывают трудности в распознавании эмоций других людей по движениям тела, жестам, выражению лица и голосу, то есть затруднено формирование тех социальных навыков, которые при обычном развитии формируются “автоматически”.
Аутичные дети отличаются и в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой.
Вопреки распространённому ранее мнению о том, что дети с аутизмом не испытывают родственных чувств к своим близким, не могут отличить родителей от посторонних людей, результаты современных исследований и наблюдений свидетельствуют об обратном. Большинство детей с аутизмом более восприимчивы по отношению к близким, чем по отношению к незнакомым людям. В присутствии знакомых и родных поведение детей с аутизмом более социально, они скучают, когда близких нет рядом, быстрее успокаиваются рядом с родителями, прибегают к их помощи при изучении окружающего мира. То есть при аутизме наблюдается не тотальная неспособность к формированию привязанности, а дефицит навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и реагировать на неё привычным для большинства людей способом.
У аутичных детей присутствуют проблемы, связанные с сонаправленным социальным вниманием, то есть способностью направить внимание другого человека на объект общего интереса, которая в норме проявляется к 12-15-месячному возрасту. Ребёнок с аутизмом может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на него, но он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для него сделал: дал игрушку, конфету, помог включить телевизор.
При этом ребёнок не стремится установить с другим человеком контакт и найти с ним общий интерес, чтобы получить удовольствие от самого процесса общения. Он редко привлекает окружающих, чтобы поделиться с ними эмоциями от познания окружающего мира: показать взрослому красивую бабочку, заинтересовавшую машину, кошку.
Разглядывая человеческое лицо, дети нередко обращают внимание на отдельные его части: нос или рот, не воспринимая лицо в целом (у детей с аутизмом обычно наблюдаются проблемы с запоминанием и узнаванием лиц, дети могут не узнать человека, если он по-другому одет, надел шапку или сменил причёску).
Развитие речи при аутизме
При аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях — на протяжении всей жизни.
Один из первых признаков нарушения речи при аутизме — неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать). Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств.
Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития.
Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам. У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе “я”, называет себя во втором или третьем лице, например вместо “Я хочу конфету” скажет “Ты хочешь конфета”, “Серёжа хочет конфету”) и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: “Ты пойдёшь гулять?” — “Ты пойдёшь гулять” (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: “Ты хочешь есть?” — “Кетчуп „Хайнц“ — лучший кетчуп” и т.д.
Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными).
Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают. Однако появление эхолалии — это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства. По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию.
У детей с аутизмом серьёзно страдает “интуитивное чувство языка”, которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать — речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.
Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и “штампованность” речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.
Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл (“крутая гора — крутое яйцо — крутой парень” и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки. Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся. Фраза “Нельзя хулиганить” для неё относится только к ситуации “Нельзя драться” и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.)
Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка “мяч” и “мячик” могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными.
Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет (“спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д.
Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов.
Как научить говорить ребенка с аутизмом
Означает ли всё это, что ребёнок с аутизмом никогда не сможет полноценно коммуницировать с окружающим миром? Конечно нет. Кропотливая и длительная работа позволяет развить его речь до более-менее приемлемого уровня, научить соблюдать нормы речевого этикета, общаться с семьёй и внешним социумом.
Правда, часть детей с аутизмом так и не начинает говорить, однако даже у них можно улучшить понимание обращённой речи, научить их выполнять инструкции. Возможно, в этом случае вам поможет обучение методам альтернативной коммуникации — с использованием карточек, планшета и т.д. Однако я считаю, что сначала имеет смысл попробовать развить устную речь, а вот если подвижек в этом направлении не будет — только тогда обратиться к альтернативной коммуникации.
Порой аутичные дети показывают удивительные и вроде бы неожиданные результаты. В большинстве своём они очень рано осваивают буквы, многие легко учатся читать (обычно для них методика обучения глобальному чтению продуктивнее традиционной методики послогового чтения). Ни в коем случае не игнорируйте возможность использовать навык чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать на те вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами.
Источник