Ребенок 3 года не может концентрировать внимание
Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?
Что это такое?
Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.
Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.
Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.
Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:
- Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
- Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
- Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
- Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.
Как проявляется?
Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:
- Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
- Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
- Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
- Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
- Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
- Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
- Ребёнок быстро отвлекается.
- Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
- Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
- Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
- Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
- Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
- Тревожность.
- Беспечность, небрежность.
- Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
- Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
- На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
- Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
- Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.
Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?
До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:
- Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
- Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
- Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
- Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
- Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
- Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
- Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).
Диагностика
Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.
Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.
Как избавиться от проблемы?
Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.
Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:
- Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
- Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
- Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
- В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
- Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.
Здоровья и успехов вашему ребёнку!
Источник
«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?
О концентрации внимания.
Концентрация внимания – это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.
При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).
К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.
Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.
Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них – это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.
Второй тип – это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.
Например – шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Как тренировать концентрацию внимания у детей?
Требовать внимания.
Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.
Слушайте внимательно.
Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» – то мягко верните малыша к теме обеда.
Будьте точными и не делайте поблажек.
Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».
Много практикуйтесь.
На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.
Источник
Научить ребенка сосредотачиваться и концентрироваться не простая задача. Как же с ней справиться?
Настоящая проблема современных детей – дефицит внимания и неумение сосредотачиваться на поставленной задаче. Причина этого – современный темп жизни, увлечение СМИ, телефонами, компьютерными играми. Быстрое мелькание кадров в телевизоре не позволяет малышу успевать следить за ними. Он привыкает к поверхностному усвоению информации. Это перевозбуждает нервную систему ребенка и способность сосредотачиваться.
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то уже в два года может подолгу сосредоточенно сидеть собирать две половинки пазла. Кто-то и в 4 года может с трудом 5 минут усидеть на месте, выполняя не сложное задание.
Способность концентрации развивается только тогда, когда ребенок чем-то увлечен, поглощен этим делом.
Психологи выделяют приблизительную шкалу времени концентрации ребенка на одной задаче:
2 года –до нескольких минут, 3 года- 10 минут, 4 года — 15 минут, 5 лет -20 минут, 6- лет — 25 минут.
Способность сосредотачиваться так же зависит и от времени суток.
Топ 10 советов как научить ребенка сосредотачиваться и концентрироваться:
1. Режим. У ребенка должен быть режим. Сон не менее 9 часов. Ложиться спать вечером лучше до 22 часов. Время с 22-24 часов – это лучшее время для перезагрузки мозга, природой так устроено, что именно в это время мозг отдыхает и набирается сил на новый день. Это время сна называют лечебным.
2. Сосредоточиться поможет правильное освящение. В идеале у ребенка должна быть лампа зеленого цвета с неярким мягким светом. Это позволяет глазам и мозгу ребенка на дольше оставаться в работе. Работоспособность увеличиться с присутствием в комнате аквариума с рыбками.
3. Хорошо помогают сконцентрироваться миндальные орешки, чай с лимоном — стимулируют мозговую деятельность.
4. Начинайте читать ребенку книги как можно раньше. Рассматривайте с ним картинки, детали на картинках, называйте предметы.
5. Настольные игры. Учите ребенка играть в настольные игры с раннего возраста. Они развивают не только концентрацию, но и внимание. Логическое мышление, речь, умение договариваться.
Самым маленьким подойдет детское лото. От 2-х лет пазлы. От 3-х лет и старше – бродилки, дидактические игры. В процессе игры родители обязательно должны показать ребенку как здорово учиться, трудиться, познавать и открывать что-то новое. И тогда вы увидите результаты своих усилий очень скоро.
6. Перерывы. Делайте перерывы во время занятий. Чем меньше ребенок, тем чаще должны быть перерывы. В перерывы нужно попрыгать, побегать. Вы должны отвлечь ребенка от работы раньше, чем он сам начнет отвлекаться. Длительность концентрации индивидуальна у каждого ребенка. Наблюдайте, засекайте, сколько минут ваше чадо способно сосредотачиваться и исходя из этого делайте перерывы.
7. Занятие должно быть интересно ребенку, тогда он будет усидчив. Хорошо развивают способность сосредотачиваться, а так же мелкую моторику — совместные поделки. Это гораздо полезнее, чем академические уроки.
8. Научитесь сами давать ребенку внимание. Тогда получите и от него внимание. Во время занятия с ребенком сядьте рядом с ним. В комнате должна быть тишина. Контакт «глаза в глаза».
9. Предупредите рассеянность заранее.
Перед началом занятия пусть ребенок пополдничает. Это позволит не отвлекаться на перекусы и попить. Не стоит начинать занятия после подвижных игр или спортивных тренировок, когда ребёнок устал. Не перегружайте его. Школа, уроки, секции не должны идти потоком. Время отдыха должно быть.
Позаботьтесь, чтобы во время занятий ребенка его ни кто не отвлекал. Разведите сестру или брата в разные комнаты. И уж, тем более, не разрешайте одному ребенку смотреть телевизор, в то время когда вы занимаетесь с другим.
Терять сосредоточенность дети могут тогда, когда задача кажется им слишком трудной. Разделите задачу на несколько этапов. Так ребенку будет понятнее и легче. Не забывайте хвалить свое чадо за самостоятельную работу.
10. Самая главная рекомендация – как можно меньше времени давать ребенку сидеть с гаджетами и у телевизора. Для многих родителей это удобно, они могут заняться своими делами, думая, что ребенок занят и развивается. Это иллюзия.
Длительное сидение перед экраном приводит:
• Не развивается мышление. Мышление подразумевает задавание вопросов и поиск ответов на эти вопросы. А в телевизоре он получает готовые ответы на не заданные вопросы.
• Не развивается воображение. Картинки на экране двигаются и переключаются очень быстро, что делает развитие воображения ненужным.
• Речь деградирует. В современных мультфильмах персонажи общаются на крайне примитивном уровне междометий и их речь не направлена на ребенка. Конечно, ест хорошие мультфильмы, которые можно использовать в обучении. Но не забывайте отслеживать и контролировать, во что играет, что смотрит ваш ребенок и как долго.
Источник
Отсутствие концентрации – распространенная проблема среди детей. Их внимание настолько непостоянно, что даже новые игрушки привлекают их всего несколько часов.
Ситуация становится хуже, когда родители заставляют ребенка выполнять различную деятельность (например, учить уроки), которая требует умственных усилий и концентрации. Но, если ребенок не может сосредоточиться, это еще не значит, что он страдает какими-либо расстройствами обучения (такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Рассмотрим основные причины плохой концентрации у детей и попытаемся разобраться, как родители могут помочь ребенку решить эту проблему. Прежде всего, следует выяснить, действительно ли ребенок не может сосредотачиваться.
Признаки плохой концентрации у детей
У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:
ребенок не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
он часто теряет вещи и неорганизован;
он имеет трудности с обучением и запоминанием;
он не может сосредоточиться, чтобы выполнить домашнее задание;
он постоянно «витает в облаках»;
у него плохой почерк по сравнению со сверстниками;
он бывает агрессивным или капризным;
у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).
Причины низкой концентрации у детей
1. Недостаточный сон. Детям требуется 8–10 часов сна каждый день, в зависимости от возраста. Если ребенок привык ложиться спать поздно, измените эту привычку и установите для него распорядок. Помогите ребенку ложиться спать раньше, чтобы он получал больше времени на сон.
2. Стресс в семье. Что вызывает стресс у ребенка? Это может быть что угодно – от школы до семейных неприятностей. Чрезмерное давление на ребенка, наставления, чтобы он хорошо учился, занимался спортом и т. д., семейные ссоры и недостаток родительского внимания – все это может быть причиной стресса. Постарайтесь не давить на ребенка и избегайте споров в семье.
3. Неправильное питание. Плохое питание, в частности, употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров, часто приводит к плохой концентрации. Ребенку хорошо подойдут яйца, цельнозерновой хлеб, молоко, курица, мясо, рыба. Не давайте ребенку кофе, энергетических напитков и вредной пищи.
4. Сложные задачи. Ребенок обычно отказывается выполнять задачи, которые кажутся ему слишком трудными. Сложность задачи определяется возрастом ребенка. Поэтому не давайте своему ребенку слишком сложной работы или задач, которые он не в состоянии понять.
Отдых, здоровый сон и сбалансированное питание помогут решить проблему концентрации у ребенка.
Как развить концентрацию у ребенка
Рассмотрим еще несколько способов, которые помогут ребенку сфокусироваться:
1. Наблюдайте за ребенком
сядьте сбоку от ребенка и наблюдайте за ним, когда он играет, разговаривает или читает. Смотрите на выражение его лица и попытайтесь понять, что его интересует;
поговорите с воспитателем или учителем ребенка. Поскольку учитель часто взаимодействует с ребенком, он может дать вам много ценной информации;
не ругайте ребенка, будьте терпеливы к нему и постарайтесь его понять.
2. Сведите до минимума отвлекающие факторы
Дети не умеют фильтровать шум. Поэтому вам нужно создать подходящую атмосферу, чтобы дать ему сосредоточиться.
если ребенок занимается чем-то рядом с вами, не разговаривайте по телефону и не смотрите телевизор;
покажите ребенку хороший пример. Установите «спокойное время», во время которого вы читаете книгу или занимаетесь чем-то, пока ваш ребенок учит уроки. Ваш пример будет мотивировать его сделать свою работу лучше.
3. Уменьшайте время, которое ребенок проводит перед монитором
Вместо того чтобы позволять ребенку играть в компьютерные игры, лучше играйте с ним в традиционные игры:
покупайте ребенку игры, которые в веселой форме развивают творческое мышление;
выделите ребенку определенное время, когда он сможет смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Так вы сможете контролировать время, которое он проводит перед монитором;
показывайте ребенку пример: меньше смотрите телевизор и меньше используйте мобильный телефон.
4. Устанавливайте цели
цели должны быть достижимыми;
разделите время учебы ребенка на несколько категорий;
создайте расписание для всех дел: игры, учебы, хобби и т.д.;
давайте ребенку символическое вознаграждение, когда он хорошо выполняет задания в течение недели или месяца.
5. Давайте ребенку ежедневные обязанности
давайте ребенку простые ежедневные обязанности, требующие от него порядка;
поручайте ребенку дела, соответствующие его возрасту (например, сервировка стола, помощь в приготовлении пищи, сортировка вещей после стирки и т. д.);
если у вас дома есть библиотека, попросите ребенка расставить книги в алфавитном порядке;
регулярно давайте ребенку новые задачи, чтобы он не потерял интерес.
6. Разделяйте большие задачи на меньшие
Иногда большие задачи пугают детей.
ребенку будет легче, если вы разделите большую задачу на несколько мелких;
ребенок не почувствует себя обремененным, если будет выполнять задачи, не занимающие много времени. Если ребенок выглядит растерянным, когда ему предстоит прочитать главу из учебника, давайте ему читать по странице или по нескольким абзацам.
7. Цените ребенка и давайте ему вознаграждение
ребенок должен быть мотивирован выполнять задачи;
он должен чувствовать себя способным выполнить задачу. Это сохраняет его мотивацию и сфокусированность на том, чтобы выполнить задачу как можно лучше;
когда вы видите, что у ребенка получается лучше выполнять свою работу, дружественно похлопайте его по плечу или придумайте какое-то символическое вознаграждение.
8. Обратитесь за помощью к школьному психологу
Школьный психолог, работая с ребенком во внеурочное время, может научить его концентрироваться. Вам также следует присоединиться к этим занятиям, чтобы из первых уст узнать способы развития концентрации.
9. Проверьте наличие у ребенка расстройств обучения
обратитесь к детскому психологу, чтобы он провел диагностику;
диагностика поможет понять причину плохой сосредоточенности ребенка, потому что последняя не всегда связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
для повышения концентрации одни дети нуждаются в медикаментозном лечении, другие – в консультациях психолога, а третьи – просто в благоприятной обстановке.
10. Поддерживайте физическую активность ребенка
Исследования показывают, что подвижные игры и занятия (бег, езда на велосипеде, футбол и т.д.) полезны не только для физического развития, но и для психики ребенка. Эти занятия помогают ребенку лучше концентрироваться на том, что он делает.
11. Выполняйте дыхательные упражнения
Достаточное количество кислорода помогает мозгу правильно функционировать. Для этого выполняйте вместе с ребенком дыхательные упражнения:
делать упражнения можно в комнате, возле окна, на террасе или в саду;
попросите ребенка лечь на спину. Положите ему на живот мягкую игрушку. Затем попросите ребенка сделать глубокий вдох и поднять игрушку настолько высоко, насколько он сможет, не касаясь ее руками. Если игрушка поднимается высоко, это означает, что в легких много воздуха.
12. Занимайтесь йогой
Некоторые упражнения из йоги способны повысить концентрацию у детей. Они также улучшают осанку, снимают напряжение и расслабляют ребенка.
13. Используйте веселые занятия, чтобы повысить сосредоточенность ребенка
Ребенок будет больше концентрировать внимание на тех занятиях, которые кажутся ему веселыми:
проводите свободное время и выходные, играя с ребенком в веселые игры;
ребенку хорошо помогает повысить концентрацию раскрашивание рисунков.
Источник