Ребенок 3 года не говорит аутизм

Очень много текста. Извините.
Получила вопрос, а что делать с трёхлетним не говорящим ребёнком с аутичными чертами самостоятельно.
Мне вообще странно получать такие вопросы, потому что очевидно же, что я некомпетентна в этом. Моему сыну одиннадцать лет. И все могут убедиться в том, что всё у нас того, не очень хорошо. Но вопросы подобного толка получаю постоянно и обычно отправляю в интернет в свободный полёт. На это есть много причин. Заметка не про это.
А заметка про то, что бы я сейчас делала, если бы меня посадили в машину времени и отправили в 12-ый год, год начала болезни Гриши.
1. Любыми путями организовала бы систематические занятия. Не важно где. За столом, на полу, на кухне. Но важно, чтобы они были систематическими, в одно и то же время и стаяли в расписании. Расписание надо ввести и научить им пользоваться.
И даже если бы Гриша орал, дрался и кусался (что он и делал на протяжении лет), я бы это игнорировала. Даже если бы это продлилось год и два.
И относилась бы к этому процессу — организации занятий — как к процессу обучения Гриши навыкам учиться. Это отдельный очень важный процесс. И тут не имеет значения аутист он или нет. Он должен научиться сидеть, смотреть на учителя, слушать, отвечать или показывать пальцем. Без этих навыков ничего невозможно. Никакие фритаймы с фрилайнами и ещё какими терапиями здесь не помогут. Наш опыт печальный тому пример.
Только систематические занятия с включённой камерой. И запись каждого урока-занятия.
2. Самый главный источник знаний — ваш ребёнок. Не книги с советами врачей и специалистов. Нет. Ваш ребёнок в итоге расскажет вам, как ему помочь. И только он. Пишу это не на пустом месте. Я это точно знаю. Только пристальное наблюдение за ребёнком и анализ помогут понять его проблемы, а потом и решить с помощью врачей, специалистов, занятий.
Пример. Вам говорят: Играйте в ролевые игры с ребёнком. Вы пытаетесь, у вас не получается. Что делают обычно люди? Или перестают пытаться, он же аутист, ему сложно. Или, наоборот, настаивают, что ещё хуже. Нет, надо смотреть на ребёнка, и пытаться понять, что именно он не может. Не понимает вас? Не понимает инструкции? Не нравятся игрушки? Не может повторить за вами? Что конкретно в ролевой игре он не может?
А не вообще — он не играет в ролевые игры.
Вы не виноваты в том, что не можете играть с ребёнком в ролевую игру. Он не виноват в том, что не играет. У него проблема. Вы должны понять какая. И решить её. Вы, как хорошие или плохие, мама или папа здесь не причём. Привыкайте, вы – педагог.
Совет специалиста: читайте книги ребёнку. Читаем, он уши затыкает, не слушает, убегает. Всё то же самое. Внимательно смотрите, что именно вызывает такую реакцию. Не нравится книга, герои, не понимает речь, ваш голос слишком громкий? Что конкретно? Книга большая? Маленькая?
Только ваш ребёнок даст вам ответы на все вопросы.
Уточнение. Я отлично понимаю, что этот пункт полностью противоречит первому, где как раз предлагаю игнорировать ребёнка напрочь. Но предлагаю я это делать только в приучении к занятиям. Больше нигде и никогда.
Просто если у вас не будет занятий, второй пункт будет не возможен. У вас не будет полигона для наблюдений, вы не сможете снимать видео, которое потом отсматривать и анализировать ход занятия. Это, кстати, обязательно. Потому что в момент проведения урока вы так вовлечены в процесс, что не можете трезво смотреть на происходящее. А сделать это можно только, снимая видео, и потом внимательно его пересматривая. Не с целью порыдать над своей долей. А с целью увидеть то, чего не могли заметить на занятиях. И как следствие, скорректировать свою работу.
Итак. Наблюдений за ребёнком — второй важнейший пункт.
3. Речь. Это то, над чем надо работать прежде всего. Если вы решили проблему с организацией занятий, то только речь должна стоять в центре вашего внимания. Ничего больше.
Отложите все книги по аутизму (если вашему ребёнку два-три года и он не говорит, да и если ваш ребёнок старше и не говорит, а у него уже даже розовая справка о РАС есть), отложите абсолютно все книги про аутизм. И замените их на книги про речь.
Начинать надо с книг для родителей, со статей для родителей. Но стремиться надо к тому, чтобы переходить на книги для логопедов, на сообщество именно логопедов. Вы удивитесь, как много там информации, которая даже не проскальзывает в статьях для родителей.
Как именно изучать речь?
Прочесть надо про все основные расстройства. Только не надо закапываться в первое время глубоко. Вы должны понять симптоматику, как логопеды диагностируют то или иное расстройство. Удивительно, но в спецкнигах есть диагностика. И вы это прочтёте. Дальше, как корректируется то или иное расстройство. Конкретно. Что делать? Последовательно. И начинайте делать. Большинство книг можно найти в интернете.
Но ещё в процессе чтения и выяснения, что там за расстройство у вашего ребёнка, можно включить голову и подумать, что такое речь? Это что-то, что появляется у ребёнка, когда с ним много говорят? Нет. Если она сама не появилась, значит, можете перестать без умолку комментировать свои действия. Помолчите.
Речь, как я это понимаю, (если нет органических повреждений) — это слух, речевой аппарат, дыхание. И прежде всего МОЗГ.
Внимание! Я могу во всём ошибаться. И кругом быть не права. Пишу о том, что делала бы вот с таким своим кривым пониманием.
- Итак слух. Его надо развивать. Об этом надо прочесть, всё что можно. Про фонематический слух и работу над ним.Вот здесь автор описал очень, на мой взгляд, хороший метод по улучшению слуха. Плюс ребёнок и буквы все выучил.
- Речевой аппарат. Это артикуляционная гимнастика. Я об этом писала.
- Дыхание. Для того, чтобы говорить, надо дышать. Вот сюрприз. Почти на всех видео, где Гриша говорит, слышно, как он обрывает предложения, не договаривает их. Если кому-то кажется, что это вот такой странный способ говорить, нет, ему не хватает дыхания. И над ним надо работать. Эту информацию тоже надо изучить.
- И последнее и самое главное. МОЗГ. Нейропсихология — не путать с психологией. Всё, что пишут эти специалисты про речь и про развитие детей, вы должны прочесть и внедрить. Сами до их методов не дойдёте никогда.
Вот собственно и всё.
Но меня попросили написать конкретнее. А я тут простыню накатала. Потому что хочу, чтобы тот, кому это надо, понял саму концепцию. И сам мог выстраивать свои действия и подбирать материал.
————————-
А сейчас конкретно.
1. Занятия организовали.
2. Фотоаппарат с камерой купили, занятия записываем.
3. Наблюдать начали.
4. Слух — фонематический. Методика по ссылке. Делаем.
5. Речевой аппарат. Гимнастика. Делаем. Ну, или начали.
6. Вот отличная книга, по которой мы занимаемся с Гришей.
Она для малышей. Книга для воспитателей садика. Но понятна и мне. Очень хорошо и доступно расписаны все занятия (я много о ней напишу отдельно, пока кратко). Какие проблемы решит работа по этой книге.
– Вероятнее всего, ребёнок научится имитировать.
– Дыхание.
– Сила голоса.
– Звуки. Вероятнее всего, вам удастся в игровой форме вызвать их. Хотя книга и не про это. Но жестами именно из этой книги мы пользуемся с Гришей.
– Вероятнее всего, благодаря этой книге ребёнок сможет сказать первые слова. Там есть специальные игры для этого.
– И самое главное. Упражнения из этой книги — это работа с мозгом. Выполнение как и движений крупной моторики, так и артикуляционной под определённый ритм это очень серьёзная работа для мозга. А работа — это всегда развитие.
Эту книгу можно найти в интернете.
7. Пальчиковая гимнастика. Вот эта книга отличная.
Открывай и делай.
Принципы те же, что и с крупной моторикой — связь мелкой моторики, артикуляционной и мозга под ритм. Это очень важно. Привет, нейропсихологи.
Не знаю, есть ли она в интернете. Год назад не было.
Если не нашли. В интернете находим любые штук двадцать упражнений для пальчиков. Там обычно стишки. Качаем, помещаем на карточки, распечатываем, делаем.
8. Любые игры по возрасту на внимание, память. Любые, даже если вам кажется, что это ерунда. Сортеры, вкладыши, кубики Никитина, пазлы. Это важно. Это мозг. А мы помним, речь живёт в мозге. Вот прям купите или сделайте сами штук десять и гоняйте по кругу. Не понимает, упрощайте или обучайте. Один узор собрать на занятии, один вкладыш, один крошечный пазл.
9. Если у ребёнка есть отдельные слова. Да даже, если и нету. Находим книги Новиковой-Иванцовой Т.Н. «От слова к фразе». Их три.
И начинаем их гонять по кругу. Не буду сейчас описывать, в чём там дело. Сами поймёте.
10. Ролевые игры. Не играет. Думайте. Наблюдайте. Найдите книгу с расписанными играми. Не подходит, не понимаете, упрощайте. Заведите мягкую игрушку, дайте ей имя, и перед сном укладывайте спать, разговаривайте с игрушкой и с ребёнком. Читайте книги и ему и игрушке. Пусть игрушка отвечает. Пытайтесь втянуть ребёнка. Аккуратно. Об этом я тоже напишу позже. У Гриши 12 мягких друзей. И все с разными характерами. И они очень сильно ему помогли начать говорить, и учиться понимать нормы общения. Рассказ длинный. Не здесь.
Ролевые игры — это тоже работа над речью. Помните об этом. Говорите простыми предложениями. И если у ребёнка есть несколько слов, постоянно их используйте и стройте так вопрос, чтобы он этими словами мог ответить. Не отвечает? Пусть игрушка отвечает за него теми словами, которые может произнести ребёнок. А он пусть на это смотрит. В итоге дайте ему игрушку. Научите говорить за неё. Сюрприз. Говорить за кого-то может оказаться легче. Гриша так научился вопросы задавать. Был пандой. А вопросы задавал дракону. Потом перенёс в жизнь.
11. Узнайте про 14 классов слоговой структуры Марковой. Кратко. Специалист (в 60-ые гг) поделил все слова на 14 групп по сложности произнесения. И предлагает начинать работать с первой. Двусложные слова с открытыми слогами. МАМА, ДЫНЯ, ПАПА. А работать просто — хлопаем. МА-МА.
Делаем карточки с картинками со словами первого класс (МАМА, ПАПА) и хлопаем с ребёнком.
Не умеет, учите. Его руками хлопайте. Даже если не может сказать, А-А, он, вероятнее всего, скажет. Задача: ребёнок должен научиться чувствовать ритм. Об этом тоже напишу потом больше.
12. Сенсорика. Сделайте ему коврики с разными текстурами. Или купите массажные. Пусть ходит по ним, гладит, лежит на них. Делайте поделки из гороха с гречкой. Заходим в интернет, скачиваем шаблон и делаем. Лепите из пластилина. Не может, пробуйте кинетический песок, или тесто. Это не ерунда. Это РЕЧЬ! Почитайте, поймёте.
13. Научите бросать и ловить мяч, сбивать кегли, забрасывать в корзину, забивать в маленькие ворота, может быть, отбивать битой. Прям сделайте такой урок. С мячами. Не получается. Учите. Наблюдайте, упрощайте. Но научите. И опять – это не ерунда. Это РЕЧЬ! Почитайте, поймёте.
14. Ну и конструктор из дощечек. Стройте замки. Предлагайте шаблоны простые. Две дощечки, сверху третья. Пусть повторяет. Не может, делайте его руками. Это кистевая моторика. А так же внимание, пространственное мышление. И опять – работа мозга. А там кто живёт?
15. Если занимаетесь у логопеда или дефектолога, хватайте (аккуратно) за грудь и просите домашние задания, любые. Делайте, снимайте на видео, показывайте, спрашивайте замечаний, просите ещё. Если специалист контактен, спросите, над чем именно он сейчас работает с вашим ребёнком, и чем вы можете помочь. Слушайте, верьте в своего дефектолога-логопеда. Если не идёт на контакт, думайте, ищите другого.
—————
Меня отдельно попросили рассказать, как Гришу научили имитации. Да, я учила. Но, по сути, если вы начнёте делать хотя бы треть, из того, что я описала, то ребёнок начнёт имитировать. В начале вы всё делаете его руками, потом ослабляете поддержку. И в итоге он сообразит. Очень не сразу.
—————-
Для тех, кто не понимает, какое всё то, что я написала выше, имеет отношение к речи? Объясняю.
Если речь не появилась, то ваши разговоры с ребёнком её не вызовут. Нужно сделать всё, чтобы выстроить фундамент, на который РЕЧЬ, может быть, и сможет взгромоздиться.
Так вот, все, абсолютно все упражнения и книги, которые я рекомендую, способствуют именно выстраиванию фундамента. Слух, дыхание, сила голоса, крупная, кистевая, мелкая, артикуляционная моторики, ритм, работа с мозгом.
Приношу извинения за такой большой текст.
Про всё про это по отдельности я буду писать. Потому что и с одиннадцатилетним уже говорящим Гришей мы всё это делаем.
Но получая письма со словом «Помогите!», мне сложно отвечать: «Нууу, это вообще-то писанины на год вперёд (а так оно и есть)».
Поэтому я решила вот так, галопом по европам.
—————-
Надеюсь, понятно, что всё, что я перечислила, можно и нужно делать с ребёнком в любом возрасте, если он не говорит.
———————-
И ещё. Я очень рекомендую прочесть все статьи на этом канале. Да, Грише 11 лет. Но очень много где я пишу очень важные вещи, потом перестаю их упоминать. Потому что не могу постоянно, как попугай писать: расширение благоприятной среды – это важно; ребёнок должен знать, когда всё закончиться; ребёнок не делает, потому что не может, придумайте, как сделать так чтобы смог; никогда не давите, потому что это опасно; в начале привыкание, потом знания; любовь, доверие – важнее всех навыков. Не могу я это в каждую статью пихать. Но, надеюсь, что заинтересованные люди, понимают, что я это постоянно имею ввиду. И сама это всё всегда учитываю. Во всех занятиях.
П.С. Буду благодарна, если в комментариях добрые люди добавят что-то ещё со своего опыта на тему, чем заниматься с вот таким ребёнком самостоятельно.
П.С-2. На Дзене есть канал, на котором мама как раз ребёнка из похожей возрастной группы очень много пишет о разных играх. Лично я для одиннадцатилетнего Гриши много позаимствовала. Спасибо, мама Николая.
Удачи вам и терпения.
Источник
Задержка в развитии ребенка: о чем говорит
Содержание:
- Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание
- Понимание речи
- Как ребенок играет?
- Повторение чужих действий
- Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка
У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе аутизма.
Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.
Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.
Хотя по профессии я медсестра, я не знала об этапах психического развития детей и даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.
За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.
Ниже я перечисляю те факторы, на которые всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь ребенку.
Итак, на какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей?
Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание
В первую очередь, если речь идет о ребенке в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста.
И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц – он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет получить, например, на пачку сока или на игрушку.
Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», он может показать на него пальцем и сказать «о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.
Понимание речи
Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.
Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса и в случае многих других детей аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.
Как ребенок играет?
Помимо указательного жеста и понимания речи я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.
Повторение чужих действий
Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.
Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.
Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка
Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.
Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.
- Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у него отставание в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно.
Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя?
Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать и с каким запросом обращаться к специалистам.
- В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики и с которым можно обсудить возможную помощь.
Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то, что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.
- Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.
Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.
Источник