Ребенок 3 года начал бояться

Ребенок 3 года начал бояться thumbnail

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

– Большое количество запретов.

– Предоставление полной свободы.

– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

– Одиночество, нехватка общения с родителями.

– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

– Боль.

– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

– Плохие взаимоотношения со сверстниками.

– Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

– Общение со сверстниками на тему общего страха.

– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).

Источник

Страхи малышей носят совершенно различный характер, но еще ни один ребенок не вырос, не испытывая хотя бы какие-нибудь страхи и тревоги.

Ребенок 3 года начал бояться

У младенцев может появиться страх, носящий в этом возрасте чисто рефлекторный характер: малыш вздрагивает и плачет от яркого света, резкого звука. По мере взросления ребенка возникают ситуации, которые он оценивает как опасные, травмирующие (поход к врачу, появление лающей собаки, приближение к горячему утюгу и т. д.).

Благодаря хорошо развитой эмоциональной памяти ребенок надолго запоминает их. Поэтому родителям надо стараться сглаживать неприятные для малыша моменты, переключать его внимание на другие предметы. Если малыш пугается звука пылесоса, следует убирать квартиру, когда кто-то другой из старших уведет его на прогулку, про лающую собаку надо рассказать малышу добрую сказку и т. д.

Специалисты считают, что не страхи, а их отсутствие указывают на ненормальное психологическое развитие ребенка. Если малыш ничего по боится, часто это говорит о снижении его эмоциональной чувствительности.

В возрасте 3 лет у малыша присутствуют определенные страхи: больше всего он боится потерять любовь и внимание взрослых. Часто это проявляется в том, что ребенок отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства.

Даже давая ребенку новую игрушку или покупая новую книжку, следует обязательно сразу объяснить, что это, для чего нужно. Понимание происходящего поможет избежать лишних страхов.

Если малыш боится оставаться в комнате один, не следует его ругать. Скорее всего это проявление одной из форм клаустрофобии – боязни замкнутого пространства. Надо постепенно, занимая малыша играми, оставлять его одного сначала на 1-2 мин, а если все нормально, то на 5-10 мин. Со временем ребенку даже понравится играть одному в тишине, когда никто не делает никаких замечаний.

Боязнь замкнутого пространства может выразиться и в том, что ребенок отказывается заходить в лифт. Только терпение и участие родителей помогут справиться с этими страхами.

При боязни темноты лучше всего приобрести небольшой ночник и оставлять его на ночь в комнате ребенка, пока тот не перерастет свои страхи. Запирать в темной комнате малыша – реальный путь к тяжелым неврозам и другим нарушениям его психики.

Иногда страхи ребенка выражаются в так называемой гиперактивности. Особенно часто этим страдают маленькие мальчики. Они постоянно находятся в движении и не могут спокойно сидеть, лазят туда, куда лазить может быть очень опасно, часто ранят себя. Медики считают, что гиперактивность – последствие генетических факторов, родовой травмы или дефекта центральной нервной системы.

Механизм, контролирующий способность концентрировать внимание и фильтровать внешние раздражители, функционирует неправильно, в результате чего нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения центральной нервной системы. При этом возникают быстрая истощаемость, чрезмерная ранимость, повышенная впечатлительность.

Заикание, по утверждению специалистов, часто является следствием какого-то испуга или потрясения. Ночные страхи – показатель повышенной возбудимости нервной системы.

Такое состояние малыша часто приводит к плаксивости, вспыльчивости, плохому сну. Ребенку снятся кошмары, появляются неврозы, возникают ночные страхи, заикание, недержание мочи, нарушение аппетита, апатия.

Больше чем у половины сверхактивных и нервных детей станет меньше проблем с поведением, если с ними больше заниматься, играть, а также установить им особый режим питания, например исключить из рациона все продукты, содержащие искусственные красители, консерванты, кофеин, шоколад и острые приправы.

Страхи могут появиться у ребенка, которого родители пугают самыми разными вещами: темнотой, грозой, а также милицией или докторами, которые сделают укол. Только очень недальновидные воспитатели могут позволить себе такое поведение. У малышей, которых пугают взрослые, появляются самые различные страхи и фобии, а наш неспокойный мир мало способствует тому, чтобы они сами проходили. Родителям следует знать и помнить, что любое запугивание вредно для ребенка. Напротив, он должен понимать, что его окружает доброжелательный, хотя и сложный мир.

Малыш боится часто просто потому, что не может объяснить происходящее с ним. Его жизненный опыт так мал, а новое, неизведанное, подстерегает на каждом шагу. Близость родных, улыбка матери, твердая рука отца помогут ребенку расстаться со всеми его детскими страхами.

Любовь и внимание родителей к ребенку помогут преодолеть все страхи. Главное – надо больше общаться с малышом, вызывать у него самые разнообразные положительные эмоции. Очень хорошее воздействие на гармоничное развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном. Конечно, каждый малыш уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей, которые и на самом деле должны вникнуть в проблемы детей чуть глубже, потратить на них времени чуть больше.

Главная задача – помочь малышу во всех его страхах и проблемах, делая это тактично и грамотно.

Источник

В 5 лет чувствительный Никита всего боится: людей, собак, драконов из сказки, от любого шума вздрагивает, трясется. Он теперь старший брат, а совладать с собой не может. Что с этим делать?

У трехлетней Лены много страхов. Она боится карусели – не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.

Современный мир с его ежедневными вызовами, стрессом, ритмом жизни и перегруженностью информацией влияет не только на взрослых, но и на малышей. Исследователи отмечают, что с каждым годом растет число детей, страдающих от страхов, тревоги, робости, беспокойства и неуверенности.

Их родители тоже волнуются! Ведь для определенного возраста вполне нормально пугаться окружающего мира. Но по мере знакомства с ним страхи должны уходить. Однако, есть категория деток, которые не могут справиться с тревожными мыслями. Они бояться маминого ухода, паука над кроватью, веток за окном, что странно шевелятся… Такая детская тревожность может сохраниться во взрослом периоде и даже перерасти в фобии. 

Давайте рассмотрим причины, почему это происходит и как помочь малышу побороть страх. 

РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ – ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Все они несут определенную функцию и помогают малышу адаптироваться по мере взросления к меняющимся условиям жизни. 

От 6 месяцев до 2 лет

Первые страхи появляются уже в периоде младенчества. Примерно в 6 месяцев ребенок может заплакать, увидев перед собой незнакомца. Этот страх связан с различением своих и чужих, которые и вызывают резкую реакцию у малыша.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает двигаться, ползать и, по мере обучения, сталкивается с различными опасностями: несъедобными предметами, животными и насекомыми, знакомиться с категориями горячее/холодное. Так появляется страх пугающих ситуаций, громких звуков, незнакомых объектов.

В 2-3 года

В этот период формируются предметные страхи. Они вызваны инстинктом самосохранения: такие эмоциональные реакции помогают избежать чего-то потенциально вредного. Например, громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций неизменно пугают малыша. Психологи наблюдают зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством предметных страхов в этот период. Чем умней малыш, тем больше пугающих ситуаций он осознает. 

Именно в этом возрасте появляется страх темноты и ночные кошмары, как следствие боязни потерять маму. Это частное проявление страха одиночества, связанное с потребностью в безопасности и заботе.

Также могут появиться боязнь огня, пожара, природного катаклизма (урагана, грома, землетрясения), животных. Считается, что эти страхи необходимы для выживания ребенка.

Такие сюжеты могут стать основой для страшных снов у малыша. Если вы столкнулись с проблемой ночных кошмаров у детей, читайте об этом подробнее в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

В 4-7 лет

Страхи этого возраста можно разделить на 2 основные категории: воображаемые и внушенные. И те, и другие не связаны с реальными опасностями, а являются проявлением бурной фантазии ребенка. Так малыш может начать бояться буквально всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн. 

Если страх воображаемый, то его источником является сам ребенок. Это неизбежный этап при развитии абстрактного мышления и способности к фантазированию в дошкольном возрасте.

Если страх внушенный, то причиной его появления стали рассказы сверстников, родственников, книжки и сказки. Дети этого возраста обожают рассказывать друг другу “страшилки”, испытывая при этом смешанные чувства тревоги и удовольствия от производимого эффекта. А старшие родственники, особенно бабушки и дедушки, любят припугнуть ребенка последствиями тех или иных действий: “не подходи – упадешь”, “не гладь – укусит”, “бабайка заберет”, “волчок унесет”. 

Для впечатлительный малышей лучше ограничить пугающий контент. Не стоит обсуждать при нем пожары, убийства, несчастные случаи – все эти истории мгновенно найдут отражение в фантазиях ребенка. 

Отдельной категорией выделяют, так называемый, экзистенциальный страх – глубинный страх смерти – своей и родителей. Малыш потихоньку осознает, что жизнь конечна, и это открытие его пугает. Некоторые дети бояться засыпать, поскольку могут умереть во сне. Эти фантазии подкрепляются рассказами родственников, не способных объяснить феномен смерти: “бабушка уснула и больше не проснется”. 

Что усугубляет детские страхи

Родителям стоит понимать, что на появление боязни того или иного предмета влияют множество факторов. Это такое влияние среды как:

  • конфликтная семейная ситуация, ссоры, споры;

  • смерть или болезнь кого-то из родственников;

  • напряженная ситуация в коллективе ребенка (обиды со стороны сверстников, шантаж, конфликты);

  • высокая тревожность самих родителей;

  • слишком авторитарный, жесткий тип воспитания;

  • гиперопека со стороны родителей;

  • изоляция малыша от общения со сверстниками;

И особенности психики самого ребенка. 

Больше всего от страхов страдают детки с впечатлительным характером. Они более чувствительны по своей природе и хуже переносят ситуации неопределенности. Подробнее о таких малышах я написала в статье “Ребенок боится оставаться без мамы”. 

Впечатлительные дети легче поддаются внушаемым страхам. Они более склонны к тревоге: любой толчок извне, особенно слова авторитетного взрослого, могут стать “спусковым механизмом” для появления навязчивых мыслей и образов, пугающих малыша.

К чему приводят детские страхи

Так ли это опасно? Может, стоит просто дать ребенку “перерасти” этот период или подождать, пока он сам научится справляться с трудностями? 

К сожалению, обилие боязней и тревог в жизни малыша сильно снижает ее качество. На их фоне могут появиться:

  • заниженная самооценка, неуверенность в себе;

  • безволие, чувство обреченности, ведь ребенок не умеет справляться с “монстрами”, которые его преследуют;

  • вспышки немотивированного гнева (из-за истощенной нервной системы и подавляемой агрессии);

  • нарушение отношений в коллективе, социальная изоляция (ребенок уходит в свои переживания и страхи, все меньше времени уделяет общению);

Чтобы не допустить появления этих неприятных последствий, давайте научимся помогать ребенку в его работе над страхом.

Ребенок 3 года начал бояться

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры. 

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха – это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги. 

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться – это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей. 

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света – обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект – порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка. 

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”. 

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга – “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу. 

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями. 

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов. 

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Baner img

Источник