Ребенок 3 года кризис как преодолеть

Ребенок 3 года кризис как преодолеть thumbnail

Вы живете с тира­ном. Он тре­бует немед­лен­ного испол­не­ния своих жела­ний. Он отвер­гает все, что вы пред­ла­га­ете. С ним совер­шенно невоз­можно договориться.

Кто он? Неужели ваш милый трех­лет­ний малыш?

Все вверх дном

Карине 24 года, а ее дочке Полине – 3 года 2 месяца. Раньше она была «иде­аль­ной девоч­кой», помо­га­ю­щей маме соби­рать игрушки перед сном, с удо­воль­ствием кушав­шей почти все, что ока­зы­ва­лось в тарелке, и целу­ю­щей маму на ночь. Но несколько недель назад Полину как под­ме­нили. Все нача­лось доста­точно резко: Полина испу­гала род­ных, устроив «день непо­слу­ша­ния». Взрос­лые решили, что Полина пере­уто­ми­лась, так как нака­нуне ездила с мамой в гости. Но вскоре исте­рики, капризы и невы­но­си­мые пре­пи­ра­тель­ства стали обыч­ным делом. Мама теря­лась в догад­ках: может быть Полине тяжело в саду? Или она сама изба­ло­вала дочь? Или же это состо­я­ние, кото­рое нужно лечить?

Зна­комо, не так ли? Еще недавно ваш трех­лет­ний малыш вел себя совер­шенно по-дру­гому. В вашем доме царил покой, а в отно­ше­ниях – мир. Каза­лось бы, он уже усвоил пра­вила и стре­мится их соблю­дать. С ним можно было дого­во­риться: попро­сить, убе­дить, отвлечь. Но все изме­ни­лось – ваш кроха стал совер­шенно неуправ­ля­е­мым. И глав­ное – совсем непо­нятно, что с этим делать?

Начало «смут­ного вре­мени» при­хо­дится на воз­раст от 2,5 до 3,5 лет и к 4 годам пол­но­стью закан­чи­ва­ется. И еще за пол­года до начала кри­зиса можно заме­тить, что напря­же­ние посте­пенно начи­нает воз­рас­тать. Кри­зис меняет малыша до неузна­ва­е­мо­сти: «не хочу», «не буду», «не надо». Роди­тели бывают обес­ку­ра­жены новым напо­ром ребенка, его непри­ми­ри­мой пози­цией по отно­ше­нию ко всему, что раньше не вызы­вало ника­кого напря­же­ния. Сна­чала они теря­ются, ста­ра­ются отвлечь, пере­клю­чить, затем пыта­ются наста­и­вать, при­ка­зы­вать. Закан­чи­ва­ется все кри­ками и даже шлеп­ками по попе.

Каким бы стран­ным и порой даже болез­нен­ным ни каза­лось вам пове­де­ние малыша, помните: кри­зис – явле­ние нор­маль­ное, здо­ро­вое, даже если про­хо­дит очень бурно. Ско­рее, нужно было бы заду­маться тем, кто утвер­ждает «а у нас ника­кого кри­зиса нет!». Вам трудно сей­час в это пове­рить, но когда кри­зис закон­чится, вы най­дете сво­его малыша само­сто­я­тель­ным, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ным и целе­устрем­лен­ным! А теперь раз­бе­рем «по полоч­кам» все при­знаки кри­зиса 3 лет и най­дем спо­собы мир­ного сосуществования.

Нега­ти­визм, или Ни за что не сделаю

Роме 2 года 10 меся­цев. Больше всего его маму рас­стра­и­вает то, что на любое ее пред­ло­же­ние он гово­рит «нет». Дохо­дит до абсурда: «Пой­дем гулять!». «Нет!». «Тогда оста­немся дома?». «Нет!». Отча­ян­ное «нет» стало глав­ным сло­вом в доме: ни накор­мить, ни уло­жить спать, ни одеть в садик. Ино­гда мама Ромы даже «сры­ва­ется»: кри­чит на него, может шлеп­нуть. Но это только ухуд­шает ситу­а­цию и про­дле­вает время «исте­рик».

Нега­ти­визм – стрем­ле­ние про­ти­во­сто­ять всему, что гово­рит взрос­лый, ино­гда дохо­дя­щее до абсурда. Глав­ное отли­чие от дру­гих форм про­тестного пове­де­ния – ребе­нок отри­цает что-то только потому, что ему пред­ло­жил это взрос­лый. Т.е. нега­ти­визм – это реак­ция не на то, что вы гово­рите, а на то, что это пред­ла­га­ете именно вы. Нега­ти­визм изби­ра­те­лен, при­чем с самыми важ­ными людьми в жизни ребенка он про­яв­ля­ется наи­бо­лее бурно.

Период нега­ти­визма необ­хо­дим. Впер­вые в своей жизни ребе­нок активно учится гово­рить такое важ­ное слово «нет».

В период кри­зиса 3 лет из-за нарас­та­ю­щего нега­ти­визма пере­стают рабо­тать почти все при­выч­ные методы воз­дей­ствия на ребенка. Доб­ро­же­ла­тель­ное пред­ло­же­ние может вызвать уве­рен­ное «нет», попытка при­ка­зать – исте­рику, попытка пере­клю­чить – новый виток отри­ца­ния (он же не может согла­ситься с тем, что вы ему предлагаете!).

Что делать

Про­явите пони­ма­ние. Чтобы чело­век научился мыс­лить и вести себя само­сто­я­тельно, по‑новому, он дол­жен отка­заться от всего «ста­рого». Он не изде­ва­ется над вами, не делает вам назло! Он учится новому, и это важно.

«Отпу­стите» ситу­а­цию. Если ситу­а­ция поз­во­ляет и ребе­нок сам может выби­рать, чем ему заняться, предо­ставьте ему эту воз­мож­ность. Отдох­ните немного!

Соб­ствен­ное мнение

3‑летняя Саша решила, что она не будет здо­ро­ваться в дет­ском саду с вос­пи­та­те­лями. Мама пыта­лась ее убе­дить, рас­ска­зы­вала, что хоро­шие девочки должны быть веж­ли­выми, но… Саша угрюмо мол­чала, при­ходя в садик. Маме было очень стыдно. А вдруг поду­мают, что она не может при­вить ребенку эле­мен­тар­ную вежливость?

Упрям­ство – реак­ция ребенка, при кото­рой он наста­и­вает на чем-то потому, что уже озву­чил свое жела­ние. В слу­чае с упрям­ством важно «слово ска­зан­ное». Вы можете его убеж­дать сде­лать по-дру­гому, и он (будучи в дру­гом воз­расте) с вами бы согла­сился. Но только не в период кри­зиса 3 лет!

Упрям­ство этого пери­ода необ­хо­димо для того, чтобы ребе­нок учился кон­цен­три­ро­ваться на цели («я так решил»), отста­и­вать и доби­ваться ее реа­ли­за­ции. Да, сей­час вам очень трудно спо­рить с ним по каж­дому поводу. Но при­дет время, и он уди­вит вас своей целеустремленностью!

Что делать?

При­ве­дите разум­ную аргу­мен­та­цию. Даже если малыш не усту­пает, он слы­шит вас! Воз­можно, в сле­ду­ю­щий раз он уже не будет спо­рить, что спать лучше на кро­вати, а при­че­сы­ваться рас­чес­кой. Не тре­буйте от ребенка немед­лен­ного при­зна­ния вашей правоты, даже если видите, что он готов был бы согла­ситься с вами. Отне­си­тесь с ува­же­нием к жела­нию отсто­ять свое мнение.

Пред­ло­жите выбор. Если дело в упрям­стве, а не в нега­ти­визме, то в ваших силах не допу­стить спо­ров во мно­гих ситу­а­циях. Он хочет решать, так дайте ему такую воз­мож­ность! Что почи­таем на ночь? Фор­му­ли­руйте так, чтобы ребе­нок мог сде­лать «вто­ро­сте­пен­ный» выбор, чтобы не допу­стить спора по основ­ному вопросу.

Отлич­ным спо­со­бом про­явить ува­же­ние к реше­нию ребенка явля­ется запись его жела­ний. Это может помочь вам в самых раз­ных ситу­а­циях. Пусть у вас все­гда наго­тове будет блок­но­тик и ручка. Напри­мер, он не хочет ухо­дить с улицы. Вы можете ска­зать: «Давай запи­шем твое жела­ние… Бог­дан хочет погу­лять еще… 5 или 10 минут? 10 минут, хорошо. Итак, я запи­сала: «Бог­дан хочет погу­лять еще 10 минут». Через 10 минут я тебя позову, а пока иди играй!». Заме­ча­тельно этот спо­соб рабо­тает в мага­зи­нах, когда малыш начи­нает наста­и­вать на покупке всего под­ряд. Доста­точно напи­сать спи­сок: «Бог­дан хочет…». Когда взрос­лый по-насто­я­щему что-то запи­сы­вает за ребен­ком, это вызы­вает поис­тине вол­шеб­ную реакцию.

Я про­тив

«Не хочу ложиться спать», «не буду кашу на зав­трак, дай варе­нья», «не буду уби­рать игрушки, нико­гда!», «не буду засте­ги­вать сапоги, так пойду» – такой бес­ко­неч­ный поток изли­вал Артем на своих род­ных еже­дневно. Каза­лось бы, он про­те­стует про­тив всех пра­вил сразу, выду­мы­вая новые, свои соб­ствен­ные. Роди­тели устали и от посто­ян­ного непо­слу­ша­ния, и от неле­пых ново­вве­де­ний сына.

Строп­ти­вость одно­вре­менно похожа на нега­ти­визм и упрям­ство. Но если нега­ти­визм направ­лен про­тив кон­крет­ного взрос­лого, то строп­ти­вость – это про­тест про­тив всех сло­жив­шихся норм пове­де­ния, образа жизни ребенка. Если упрям­ство про­яв­ля­ется в кон­крет­ной ситу­а­ции (хочу или не хочу здесь и сей­час), то строп­ти­вость – более общее поня­тие. Малень­кий «рево­лю­ци­о­нер» борется про­тив «ста­рого», во имя «нового».

Ребе­нок выхо­дит на новый уро­вень осо­зна­ния. Раньше он поко­рялся и «слу­шался» про­сто потому, что ему гово­рили его род­ные люди. Но теперь он дол­жен еще раз пере­смот­реть все пра­вила, чтобы усво­ить их уже созна­тельно, отве­тив на вопрос «зачем именно так?».

Что делать

Набраться тер­пе­ния. Малыш будет мно­го­кратно нару­шать преж­ние пра­вила, даже если они на наш, взрос­лый, взгляд очень разумны. Да, его пове­де­ние похоже на про­во­ка­цию. Так и есть! Кроха будто «рисует карту», где тер­ри­то­рия «можно» огра­ни­чена гра­ни­цами «нельзя». Но делает он это един­ствен­ным спо­со­бом – мно­го­кратно нару­шая пра­вила. Если взрос­лый каж­дый раз реа­ги­рует оди­на­ково, на «карте» появ­ля­ется «посто­ян­ная линия» – и ребе­нок под­чи­ня­ется новому (или заново под­твер­жден­ному) пра­вилу. Напри­мер, вве­дите пра­вило: пре­ду­пре­ждать малыша об окон­ча­нии про­гулки, говоря, что у него есть еще 10 минут. И как бы он ни про­те­сто­вал, при­дер­жи­вай­тесь сво­его пра­вила сами. Несколько раз – и малыш не только будет спо­койно ухо­дить с улицы, но и сде­лает шаг на пути позна­ния времени.

Объ­яс­няйте необ­хо­ди­мость. Даже если ребе­нок будет не готов мгно­венно согла­ситься с вами, объ­яс­ните, почему нужно делать так, а не иначе. «Как я ска­зала, так и будет!» может вызвать только бурю эмо­ций у ребенка, и ничего более. Лучше нари­суйте кар­тинку с мик­ро­бами, кото­рые убе­гают с мыль­ных рук, рас­ска­жите о том, что его тело во время сна наби­ра­ется сил. Пред­ла­гайте ребенку науч­ные объ­яс­не­ния, но, конечно, с уче­том воз­раста. И пра­вила будут соблю­даться гораздо лучше. Это же он так решил!

Убе­рите лиш­ние запреты. Чем больше огра­ни­че­ний в воз­расте 3 лет, тем труд­нее про­хо­дит кри­зис. Каж­дый раз, прежде чем ска­зать «нельзя», поду­майте, а дей­стви­тельно ли стоит запре­щать то, что хочет ребе­нок? Часто нару­ше­ния пра­вил идут «рука об руку» с позна­ва­тель­ной актив­но­стью, откры­то­стью миру. Созда­вайте ребенку усло­вия, где «нельзя» будет немного. Тогда и усво­ить их будет несложно.

Я сам

Мама 3‑летней Кати чув­ствует себя совер­шенно вымо­тан­ной. Каж­дое утро про­хо­дит оди­на­ково. Катя пока не может одеться быстро, но как только мама пыта­ется ей помочь, «вклю­чает сирену»: «Сама-а-а‑а!». Мама нерв­ни­чает, ведь нужно успеть на работу вовремя. И когда тер­пе­ние исся­кает, быстро доде­лы­вает все сама под про­тестный плач своей дочки. Да еще и в садике ситу­а­ция повторяется!

Свое­во­лие – это стрем­ле­ние к само­сто­я­тель­но­сти, вопло­щен­ное в дей­ствии. Выше мы гово­рили о само­сто­я­тель­но­сти мыш­ле­ния, но ребе­нок в 3 года начи­нает активно «про­бо­вать силы» и желает делать все сам.

Как научиться чему-то, если этому не учиться? Тре­бо­ва­ние «Я сам!» неве­ро­ятно важ­ное дости­же­ние воз­раста. Ребе­нок желает раз­ви­вать свои уме­ния, идти впе­ред, осва­и­вать мир на новом для себя уровне. И если под­дер­жать это стрем­ле­ние, совсем скоро у вас будет много пово­дов для гор­до­сти: «Он у меня такой самостоятельный!».

Что делать

Пере­смот­рите режим. Очень часто в воз­расте 3 лет малыш отста­и­вает свое право на то, чтобы само­сто­я­тельно оде­ваться. Так как навыки еще незрелы, это про­ис­хо­дит долго и нер­ви­рует роди­те­лей, осо­бенно по утрам. Можно на 15–20 минут раньше будить малыша утром, и у него будет больше вре­мени, чтобы само­сто­я­тельно одеться. Будьте уве­рены, с каж­дым разом это будет про­ис­хо­дить все быст­рее и быстрее.

Помоги мне! Поздрав­ляем, у вас теперь есть помощ­ник! Печете пироги? Пусть он нале­пит «колоб­ков». Уби­ра­ете в квар­тире? Он может тря­поч­кой про­те­реть пыль. Под­дер­жи­вайте и раз­ви­вайте его стрем­ле­ние к само­сто­я­тель­но­сти. Почти во всех делах можно найти «шажок», кото­рый ребе­нок может сде­лать сам. А ведь гор­дость за то, что он помог «по‑настоящему», так спо­соб­ствует взрослению!

Я больше это не люблю

Вика очень уди­вила свою маму, когда ска­зала, что пода­рила подружке в саду сво­его мишутку. Ведь это была люби­мая игрушка с самого мла­ден­че­ства! Вика и спала с миш­кой, и ела, и гуляла. Что на нее нашло?

Обес­це­ни­ва­ние – это меха­низм работы дру­гих при­зна­ков. Ребе­нок обес­це­ни­вает очень мно­гое. Обес­це­ни­ва­ются пра­вила – воз­ни­кает строп­ти­вость. Обес­це­ни­ва­ется мне­ние роди­те­лей – воз­ни­кает нега­ти­визм. Обес­це­ни­ва­ется помощь – воз­ни­кает «я сам!». Но уди­ви­тель­нее всего для роди­те­лей, что пере­стают быть люби­мыми «самые-самые» до этого момента игрушки, книги, уго­ще­ния и игры.

Обес­це­ни­ва­ние, как мы уже выяс­нили, основа «вклю­че­ния» всех основ­ных дви­га­те­лей кри­зиса, без кото­рого выход на новую сту­пень невоз­мо­жен. Но вме­сте с тем, что ребе­нок счи­тает для себя поме­хами (пра­вила, огра­ни­че­ния), под его молот попа­дает и то, что было до этого любимо. Это как милые сердцу шор­тики, из кото­рых пора вырасти!

Что делать

Основ­ная реко­мен­да­ция, пожа­луй, такова: понять, как это рабо­тает, и не сопро­тив­ляться. Пере­стал любить овсянку – пред­ло­жите гречку. Не хочет больше смот­реть мульт­фильм про зайку, вклю­чите про ось­ми­ножку. В общем, отне­си­тесь к его выбору с уважением.

Я про­те­стую

Теме 3,5 года. В послед­нее время он стал совер­шенно неуправ­ля­е­мым: выдав­ли­вает из себя слезы, кри­чит, никого не хочет слу­шать. Может валяться на полу и тре­бо­вать то, чего на дан­ный момент дать невоз­можно (напри­мер, машинку, кото­рую он вчера видел в мага­зине). Нахо­дясь с Темой на боль­нич­ном, мама пой­мала себя на мысли, что ждет не дождется, когда он снова будет ходить в сад. Так она устала от посто­ян­ных войн!

Бун­тар­ство – это основ­ной спо­соб, с помо­щью кото­рого ребе­нок будет дей­ство­вать в тече­ние всего пери­ода кри­зиса. Кажется, что он посто­янно наго­тове, в состо­я­нии войны со всеми. Чуть что – кри­чит, пла­чет, упи­ра­ется, может уда­рить или обо­звать. Роди­тели порой и не подо­зре­вают, что в их милых до той поры кро­хах живут такие «бесята»!

Ребе­нок пока не вла­деет более тон­кими при­е­мами, помо­га­ю­щими добиться сво­его. Поэтому бун­тар­ство – лишь инстру­мент. Он обя­за­тельно научится дей­ство­вать более мирно, а пока…

Что делать

Реа­ги­руйте адек­ватно. Если ребе­нок уда­рил вас или назвал пло­хим сло­вом, обя­за­тельно пока­жите ему мими­кой и сло­вами свое недо­воль­ство. Хорошо, если ваши фразы будут избав­лены от бур­ных эмо­ций и про­зву­чат коротко, но строго. Так малыш пой­мет гораздо лучше, чем если услы­шит гнев­ную тираду.

Помо­гите ему. Ино­гда дети пол­но­стью отвер­гают попытки взрос­лого их обнять и уте­шить. Но так бывает не все­гда. Если вы видите, что ребенку оче­видно тре­бу­ется помощь, чтобы успо­ко­иться, обни­мите его, погладьте по голове и немного покачайте.

Учите его дого­ва­ри­ваться. Возь­мите игрушки и разыг­райте ситу­а­цию, когда малень­кий мишка дого­ва­ри­ва­ется со своей мамой о чем‑либо. Если такие игры ста­нут посто­ян­ными, он усвоит новый, циви­ли­зо­ван­ный спо­соб, чтобы доби­ваться своих целей.

Не отве­чайте агрес­сией! Про­тестное пове­де­ние ребенка часто вызы­вает гнев у взрос­лого. Но на то мы и «боль­шие», чтобы вести себя муд­рее «малень­ких»! Если взрос­лый кри­чит или бьет ребенка, то это лишь пока­зы­вает его бессилие.

Я ска­зал

С недав­них пор Валера взялся руко­во­дить всеми в семье. «Нет, на работу не пой­дешь, будешь со мной гулять!», «Сиди в ком­нате, не ходи на кухню», «Выключи свою музыку!» – посто­янно слы­шат мама, папа и брат Валеры. Но так как они не готовы под­чи­няться малень­кому тирану, скан­далы в доме не затихают.

Что это? Дес­по­тизм – про­дол­же­ние всех осталь­ных при­зна­ков кри­зиса. В семье, где рас­тут несколько детей, у 3‑летки может сильно про­яв­ляться рев­ность, нетер­пи­мость к бра­тьям и сест­рам, стрем­ле­ние ими командовать.

Дес­по­тизм – ком­плекс дей­ствий, чтобы насто­ять на своем, задать соб­ствен­ные пра­вила, почув­ство­вать себя самым глав­ным. Незре­лая, но сме­лая попытка лидерства.

Что делать

Отли­чайте дес­по­тизм от насущ­ных потреб­но­стей ребенка. Ино­гда ему про­сто необ­хо­димо, чтобы мама оста­лась рядом, а порой – это про­сто попытка управ­ле­ния. Учи­тесь мягко, но строго гово­рить ребенку «нет», под­чер­ки­вая, что дей­ствия дру­гих в дан­ном слу­чае никак ему не вре­дят. И поэтому роди­тели (или дру­гие взрос­лые) имеют право сде­лать так, как им хочется или нужно.

Разумно огра­ни­чи­вайте ребенка. Дайте ему воз­мож­ность самому при­ни­мать часть реше­ний, каса­ю­щихся его самого. Если вопрос отно­сится и к дру­гим – можете попро­сить его совета, как про­ве­сти всем вме­сте выход­ной. Не стоит ради «спо­кой­ствия в семье» под­чи­няться малень­кому тирану, ведь тогда «кри­зис» может и не закончиться!

Поиг­райте! Пред­ло­жите ребенку: «Давай поиг­раем. Ты будешь папой, а я доч­кой». И пусть ребе­нок в игре сде­лает то, что так хочется ему в жизни – пору­ко­во­дит вами от души!

Итак…

Кри­зис 3 лет – время «бое­вых дей­ствий», но из него все выхо­дят побе­ди­те­лями! Ребе­нок ста­но­вится более взрос­лым, само­сто­я­тель­ным и ответ­ствен­ным. Роди­тели полу­чают мно­же­ство пово­дов для гор­до­сти. Конечно, про­цесс вос­пи­та­ния будет длиться еще дол­гие годы, но, пожа­луй, один из самых слож­ных эта­пов вы уже преодолели.

Жур­нал «Мама и Малыш», №06, 2012

Источник

Мама ругает ребенкаНаступает такой момент, когда вы просто не узнаете своего ребенка. Из уравновешенного крохи он становится упертой, противоречивой противоположностью, старающейся все сделать наоборот.

Некоторые родители слышали, что такое кризис 3 лет у ребенка от других, но, когда дело касается собственного малыша —  это совсем другое.

Что становится причиной кризиса: характер, воспитание или есть что-то еще?

Что такое кризис 3 лет?

Ребенок взрослеет, психика развивается, внутри происходят изменения, с которыми самостоятельно он справиться не может.

Часто взрослые люди не могут держать себя в руках, проявляя ярость, агрессию. Тогда что говорить о ребенке: психика, взгляды на жизнь и понимание её принципов в маленькой голове еще не сформировались.

У одних детей кризис проходит без ярко выраженных симптомов, другие проявляют чрезмерную агрессию, непослушание и бунт.

Почему наступает кризис трех лет у ребенка, каковы причины:

  • Самая главная причина – взросление маленького члена семьи;

Хотя он — все еще беззащитная кроха, самому себе ребенок таким не кажется.

Самостоятельность проступает со всех сторон: малыш хочет сам одеваться, сам переходить через дорогу, не держась за родительскую руку, играть, как ему нравится и т.д.

  • Воспитание.

Чрезмерная опека, постоянные ограничения, не предоставление самостоятельности в пределах его развития, вызывают бурю негодования у подросшего малыша.

Но сам кризис не имеет четких границ, может начаться и намного раньше — в 2,5 года или чуть позже, в 3,2 года.

«Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?» — встает логичный вопрос. Тут все зависит от:

  1. родителей, согласованности их действий;
  2. от характера ребенка (некоторые дети могут более ярко проживать этот период. Читайте, к примеру, статью Ребенок-холерик>>>);
  3. выбранной методики воспитания;
  4. какие усилия прикладывают близкие, чтобы помочь маленькому человечку.

Как правило, родителей интересует вопрос: «Когда заканчивается кризис 3 лет у ребенка?».

При правильно выбранной методике поведения «равновесие любви и требовательности», этот период негативизима и сопротивления длится не более 1-2 месяцев.

Меня очень расстраивает, что некоторые  психологи говорят о сроке в 1-2 года. Это тогда не кризис, а непроходящая проблема воспитания.

Чтобы научиться правильно общаться с подрастающим ребенком и умело преодолевать спорные моменты воспитания, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

Как проявляется  кризис 3 лет?

  • Ребенок стремится к самостоятельности, любая помощь отрицается;
  • Проявление негативизма;

Малыш отказывается от собственных желаний, когда они совпадают с родительскими требованиями. Например: он устал, уже надоело играть, но отказывается прекратить игру, потому, что так сказали родители.

  • Происходит отдаление от родителей, любое вмешательство встречается агрессией;
  • Негативизм чаще проявляется по отношению к родителям, с ровесниками или другими взрослыми ведет себя более или менее ровно;
  • Желает чувствовать себя взрослым.

Важно! В период кризиса не потерять авторитетность родительского положения и слова.

  • Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;

Хорошо, когда малыш сам старается одеваться, шнуровать шнурки. Но, когда он сам хочет идти через дорогу, берет ножницы, чтобы срезать ногти и т.д., это подвергает его опасности.

Читайте актуальную статью Безопасность ребенка на улице>>>.

  • Упрямство проявляется практически во всех действиях: во время прогулок, процесса одевания, приема пищи или просто игры. Например: не хочет идти кушать, хотя он проголодался;

О том, как накормить строптивого малыша, я рассказываю в курсе Едим с удовольствием>>>.

  • Вредность – старается все сделать наоборот. Даже, если ему так поступать не хочется;

Такое поведение направлено не на личность (маму или папу), а на уклад жизни, определенные правила: убирать игрушки, мыть руки, говорить «спасибо», просить прощения и т.д. (читайте по теме статью: Как научить ребенка убирать игрушки?>>>)

  • Чаще проявляются приступы агрессии, капризности, истерик.

Как пережить родителям

Когда наступает кризис 3 лет у ребенка, «что делать и как вести себя?» — задаются вопросами мамы и папы.

Помните! Именно в это время, как никогда, дитя нуждается в родительском внимании и любви. Наказание, упреки, нравоучения мало подействуют.

Это не значит, что наказывать и воспитывать не надо! Еще как надо! Но мудрым родителям, прежде всего, необходимо понять  ребенка.

Посмотреть на его проблему не с высоты взрослого, а опуститься на детский уровень. Важно чувствовать: когда его действительно надо наказать, а когда проявить понимание, перевести внимание и отвлечь.

Кризис 3 лет у детей: как пережить малышу и близким людям:

  1. Не применять авторитарное воспитание;

Чрезмерная требовательность, не приправленная любовью, только усугубит ситуацию: ребенок отдалится, а ведь это — начало формирования тесной доверительной связи, которая ляжет в основу взаимопонимания в дальнейшем.

Не стоит сильно давить, нужно дать ему остыть, чтобы ситуация не переросла в конфликт.

В этом вам поможет наработанный ранее авторитет. Если вы чувствуете, что с этим сложности, чтобы выстроить правильнее отношения с малышом, смотрите курс Мама, главная!>>>.

  1. Не проявлять чрезмерной опеки, позвольте малышу, в пределах своего развития, почувствовать свободу, свою значимость;
  2. Советуйтесь с ним, пусть он проявляет инициативу, а мудрые родители мягко ведут его к правильному решению. Это очень важно!

Например:

  • Можно заставить ребенка собрать игрушки и вызвать бурю протеста, а можно заинтересовать процессом, при этом советоваться с малышом: как правильно поставить игрушку, можно ли эти машинки или куколки ставить рядом?
  • Можно заставить принимать пищу, а можно это сделать приятной интересной трапезой: узнайте, что он хочет, в какой тарелочке ему подать, в какую чашку налить чай или компот и т.д.;
  • Если собираетесь на прогулку, предоставьте ему право выбора: что надеть. Приготовьте несколько вариантов одежды, пусть он выберет самостоятельно (кстати, читайте статью по теме: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>);
  • Если малыш хочет взять игрушку на прогулку, у него должен быть выбор из тех, которые можно выносить на улицу;
  • Не стоит командовать малышом, пусть он рассуждает и делает выбор, при этом он думает, что решение принимает самостоятельно.
  1. В каждой сложившейся проблеме важно почувствовать настроение ребенка и, исходя из этого, принимать решение. Не доводите ситуацию до кризиса;
  2. Не поддавайтесь на шантаж;

Дети — отличные психологи, даже такие маленькие.

Ваш ребенок должен понять, что криками, истерикой, топаньем ногами и шантажом он ничего не добьется.

Вот тут необходимо проявить твердость характера, несколько поблажек и родители получают «шантажиста». Он поймет, что получит все, что захочет. Стоит подчинить себе близких людей, манипулируя ими, и все в его руках.

Необходимо, чтобы малыш усвоил, что с помощью криков и истерик он ничего не получит.

Кстати! В случае возникшей истерики, учить ребенка бесполезно, необходимо выждать, когда он успокоится.

  1. Важно проявлять спокойствие, хотя это крайне сложно, и не кричать;

Разбитая посуда, грязная одежда не стоят того, чтобы портить отношения с крохой.

И тут есть один важный аспект: если ребенок сделал это (разбил, замарал или что-то еще) нечаянно, ругать нельзя! Все ошибаются и, особенно, дети.

Но если он сделал это специально, за таким поступком должны последовать естественные последствия.

Методы управления своим психологическим состоянием и советы, как сдержаться, если ребенок доводит вас до белого каления, смотрите в интернет-курсе Мама, не кричи!>>>

  1. Превращайте домашнюю работу в игру, пусть малыш почувствует себя значимым, важным. Пусть знает, что в нем нуждаются;
  2. Обнимайте, целуйте, ободряйте, если что-то не получается. Он должен быть уверен в любви родителей несмотря ни на что;

Особенно нуждаются в видимом проявлении любви детки, у которых есть младшие братик или сестричка. Они ревнуют, думая, что вся любовь направлена на младшего.

  1. Хвалите ребенка за малейшие достижения;

Если у малыша что-то не получается, можно предложить помощь. Если он не согласен, пусть делает, как может, важно не доводить ситуацию до агрессии. Переделать сможете и без него.

  1. Не стоит сравнивать малыша с другими детьми и, особенно, с братом или сестрой, если таковые есть. У ребенка разовьется чувство неполноценности, зависти, соперничества;
  2. Нельзя оскорблять, говорить, что он растяпа, глупый, нехороший и т.д., оскорбления занижают самооценку.

В процессе роста дети проходят определенные этапы своего развития, порой спокойные, а иногда взрывные и трудно контролируемые. Сохраняйте спокойствие и  помните, что все дети вырастают!

Читайте также:

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Почему ребенок не слушается?
  • Как вести себя с ребенком

Источник