Ребенок 3 года картавит что делать

Ребенок 3 года картавит что делать thumbnail

На детской площадке, в автобусе, в детском саду на утреннике везде можно услышать у детей неправильное произношение «р». В народе таких детей называют «картавыми». А можно ли каждого ребенка, который не может произнести «р» назвать «картавым» или существуют и другие определения данного нарушения? Как бороться у детей с «картавостью»? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Причины и виды нарушения произношения «р»

Причины и виды нарушения произношения «р»

С рождения родители и все родственники малыша ждут первых звуков и слов. И вот, наконец, ребенок заговорил. В раннем возрасте мы обычно не обращаем внимания на произношение, считая, что с возрастом все звуки ребенок научится правильно произносить. При нормальном речевом развитии так и должно быть. Примерно к 5 годам у ребенка в речи появляются все звуки родного языка. К сожалению, в настоящее время детей с чистой речью, даже в подготовительной группе детского сада, все меньше и меньше. Чаще всего, самым проблемным звуком для ребенка является «р».

Пожалуй, нарушение произношения «р» является одним из самых многочисленных. Перечислим их.

  • Звук произносится горлом. Выдыхаемый воздух не попадает на кончик языка.
  • В речи «р» не произносится вообще, а вместо него слышится «а» или другой гласный.
  • Образуется хлюпающее звучание, когда малыш пытается сказать слово с «р».
  • Звук произносится за счет движений губ, а не языка.
  • «Ветерок воздуха» проходит через нос при попытке сказать «р»
  • Кончик языка один раз ударяется по твердому небу и получается короткий звук, а не протяжный, как необходимо.
  • Если ребенок говорит «лыба» вместо «рыба», значит, воздух в момент произношения звука проходит по бокам языка.
  • Бывает, что язык у малыша поднят наверх, но получается не «р», а «д». Воздух как будто прорывается сквозь отверстие, образованное между языком и верхними зубами, но вибрации кончика языка не происходит. Ребенок говорит не «рама», а «дама».
  • Хотелось бы сказать «розы», а получается «гхозы». Язык в данном случае напряжен.
  • В речи вместо «р» появляется «й».
  • Выдыхаемый воздух в момент призношения звука не встречает преграды, потому что кончик языка втянут в рот. Малыш говорит не «игра», а «игыа».
  • Нижняя губа у малыша выдвигается вперед и поднимается наверх, а язык не работает, звук «р» не образуется. Ребенок говорит «Вома», вместо «Рома».

Самым распространенным является «горловое» произношение «р».

Основы исправления произношения «р»

Основы исправления произношения «р»

Как же мечтают родители, чтобы ребенок поскорее научился произносить «р». Просят, а порой настойчиво заставляют малыша сказать «рыба» или «рак». А непослушный язык отказывается работать. Из−за этого расстраиваются родители и дети. После множества неудачных попыток родители обращаются к «заговорщикам» или «чудо−специалистам», которые будто бы учат произносить трудный звук за пару сеансов. Но и в этом случае звук ребенок не произносит, а деньги потрачены впустую.

Что же делать? Во-первых, успокойтесь и не паникуйте. Нужно набраться терпения и если вашему малышу всего 3 года, значит, он в силу незрелости языка не может пока произносить «р». А вот если вы уже отметили пятый день рождения, а звука так и нет, следует забеспокоиться. Имейте в виду, что если вы сами «картавите» и убеждаете своего ребенка, что данное нарушение — это «семейный» рок, больших усилий для произношения «р» ваш ребенок не будет прилагать. Во-вторых, необходима сильная мотивация, потому что работа над произношением «р» достаточно трудная и длительная и требует немалых сил от ребенка. Но хотим вас обрадовать, что при правильно организованных занятиях, дети без труда справляются с произношением «р».

Упражнения, которые научат ребенка говорить «рыба» и не только

Мы расскажем вам приемы, которые помогут исправить неправильное произношение «р». Следует начать с гимнастики для языка. Только игровые моменты, интересные сюрпризы, активность родителей помогут ребенку выполнять ежедневно данные упражнения.

Предлагаем вам 2 комплекса упражнений. Один из них больше понравится мальчикам, а другой девочкам.

Упражнения для губ и языка для мальчиков

Отправляемся в дорогу, нужно нам убрать тревогу!

Мы ворота открываем и на машине выезжаем (широко открыть и закрыть рот).

Солнце светит ярко, стало очень жарко.

Для машинки вот бензин, а для водителей апельсин.

Вы на него нажимайте, и сок получайте (надуть−втянуть щеки).

Улыбаемся с машинкой, вместе едем по тропинке (улыбнуться с зубками и без них).

Направо есть широкая дорога (положить на нижнюю губу широкий язык),

А налево узкая тропа (высунуть узкий язык)

Куда нам ехать, не знаем мы пока.

Вот стучит машинка (поднять язык к верхним зубам и постучать «д» в «бугорочки» у верхних зубов).

Едем по тропинке!

Вот колеса закрутились (облизывать губы по кругу слева направо и наоборот),

У деревни остановились!

Дальше путь наш не прост,

Камней целый воз (толкать кончиком языка правую−левую щеки).

Вот и тучи набежали,

И машинку закачали (двигать языком вправо−влево и касаться уголков рта).

Солнышко вышло опять,

Путь домой пора держать.

В горку быстро поднялись, затем весело скатились вниз (поднять широкий язык к верхней губе, затем опустить к нижней).

Встретили табун лошадок, проскакали, видно надо (цокать языком)!

Экскаваторы в работе, у них важные заботы.

Ковш песка поднимают и яму засыпают (показать язык в виде «ковша», с ямкой в центре).

Поломались, неудача, как же быть, как капот нам открыть (присосать язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот)?

Наконец, мы починились, и домой весело покатились (языком провести по верхним, затем по нижним зубам)!

Все ребята удальцы, молодцы!

Упражнения для губ и языка для девочек

Упражнения для губ и языка для девочек

Сказку слушать не ленись,

Язычком ты потрудись!

Рот пошире открывай,

В домик звуки ты пускай.

Фея улыбнулась,

Язычком потянулась,

Носик свой достала

Но играть не перестала!

Трубачи трубят,

В гости созывают всех ребят (вытянуть губы вперед)!

Золушке помочь решила,

Тыкву крупную купила (надуть щеки)!

А сейчас садись скорей

На волшебных ты коней (поцокать языком)!

Здесь ковер ты расстилай (показать широкий язык),

Иголку доставай (показать узкий язык).

Иголка вправо, иголка влево (двигать языком, касаясь уголков рта),

Сошьем платье, будешь словно королева!

Ночь наступает, прохлада подступает (стучать языкам по небу «д»)

Нужно чаю нам попить и вареньем закусить (показать язык в форме «чашки», облизать верхнюю губу).

Утром зонтик мы возьмем и гулять опять пойдем (присосать язык к верхнему небу)!

Выполняйте гимнастику для губ и языка каждый день, утром и вечером. Каждое упражнение повторяйте по 3−5 раз.

Особое место в подготовке ребенка к произношению «р» занимают дыхательные упражнения. Обычно детям очень нравится надувать резиновые игрушки, воздушные шарики, дуть на рыбок в игрушечном аквариуме.

Постановка и закрепление звука «р» в домашних условиях

Постановка и закрепление звука «р» в домашних условиях

Существует множество разных способов постановки «р» у детей. Расскажем вам самые действенные из них.

  • В момент, когда ребенок сидит перед вами и поднимает язык к верхним зубам, попросите его произнести многократно «д». Пальцем ребенка или соской проведите под языком, вы услышите «др». Нужно часто выполнять данное упражнение и вскоре ребенок научится протяжно говорить «дрын». Если пока не получается сказать «р», значит мышцы языка недостаточно натренированы. Продолжайте заниматься до получения раскатистого звука «р».
  • Попросите ребенка присосать язык к верхнему небу и с силой выдохнуть, получится звуки «др». Добивайтесь, чтобы малыш как можно длительнее их произносил. После нескольких таких повторений «др» перейдет в «р».
  • Если ребенок правильно говорит «ж», скажите, чтобы он широко улыбнулся, и в момент произношения звука водите пальцем под языком. Очень скоро, вы услышите «жр». Через некоторое время малыш научится говорить «р».

Для того чтобы ребенок смог научиться говорить мягкий «рь», стоит лишь пошире улыбнуться и отодвинуть язык немного за верхние зубы.

Когда ребенок научится произносить «р» и «рь», начните повторять слоги, затем слова и словосочетания с этими звуками. Обязательно играйте с малышом и никогда не заставляйте заниматься. Будьте уверены, что когда ребенок заметит свои успехи и за это его похвалит вся семья, он сам захочет вновь приступить к занятиям! Терпение и усердие непременно принесут результат!

Источник

Ребенок 3 года картавит что делать

  • Главная
  • Семья и дети
  • Если ребенок картавит

Если ребенок картавит

Многие родители сталкиваются с проблемой детской картавости.
Некоторые не обращают внимания: «Само пройдет», а кто-то
бьется в панике: «Срочно к логопеду!» Кто прав?

Автор: Александра Харланова

Ребенок 3 года картавит что делать

Если ребенок картавитДавайте разбираться.

Что такое картавость?

Картавость – это неумение произносить звук Р, Рь, проявляется в замене его на другие звуки (Л, Й, И, У) и гортанный звук (французское грассирование).

В логопедии это нарушение носит название дислалия (простая или физиологическая), в зависимости от возраста ребенка. Картавость, как правило, сопровождается нарушением произношения шипящих звуков таких как Ш, Щ, Ж, Ч. Если ребенок не говорит или говорит очень непонятно (его «кашу во рту» понимают только родители), то это повод обратиться к специалистам.

Возраст ребенка

Возраст имеет огромное значение. Если трехлетний ребенок не говорит звуки Р, Рь, Ш, Ж, Щ, Ч, при этом говорит простыми предложениями из трех – пяти слов, правильно понимает смысл сказанного, рассказывает детские стихотворения и т.п. – это нормально.

Если ребенок в пять лет не начал сам говорить звуки Р и Рь, то пора идти к логопеду. После осмотра специалист подскажет, нужна ли  логопедическая помощь или звук встанет сам (да, такое тоже бывает). К тому же, логопед может подсказать на какие стороны развития ребенка родителям стоит обратить особое внимание.

Александра Харланова

педагог-дефектолог, логопед

Учтите, что если у кого-либо из родственников были проблемы с речью, большая вероятность, что картавость ребенок получил в «дар». Успокойтесь. Ее преодолеть достаточно легко. Главное упорно выполнять рекомендации специалиста.

Социальные факторы

Чрезмерно опекаемый ребенок обычно изнежен, избалован, капризен, ленив. Родители носятся с ним, холят и лелеют. Такая гиперопека (избыточная забота о ребенке) так же может привести к картавости. Грубо говоря, ребенку просто лень говорить. Зачем? Его ведь и так понимают, а если кто не разобрал сказанного, то мама переведет.

Совсем другое дело, если ребенок запущен – у родителей на ребенка нет времени, или мама с папой не хотят по каким-либо причинам заниматься с ним. В этом случае тоже возникает картавость. Но она и сопровождается отставанием в развитии, пусть и самым минимальным.

Причиной картавости так же может стать и то, что кто-то из родственников картавит. Ребенок даже если умеет правильно говорить звук Р (Рь), возможно будет копировать речь этого человека. Особенно, если у них теплые отношения.

Проблемы в будущем

Какие возможны проблемы, если не исправить картавость?

• Насмешки одноклассников. Тут все зависит от характера самого ребенка. Да, сейчас картавостью никого не удивишь, часто школьники говорят плохо. Но дети бывают очень злыми и могут ополчиться на необычного ребенка.

• Проблемы с различением на слух других звуков (проблемы с определением звонкости и глухости звуков, проблемы с фонетическим разбором слов в старших классах, неправильное написание букв и др.)

• Нарушение дыхания (недостаточность, слабость силы выдоха).

• Плохой аппетит.

• Недостаточное развитие мелкой моторики (как следствие, корявый почерк).

Советы родителям

В первую очередь – не паниковать, а обратиться к специалисту (логопеду). Конечно, родителям придется постараться, «попотеть», чтобы ребенок научился правильно говорить неправильные звуки, но, поверьте, это стоит того.

Во-вторых, обязательно, заниматься с ребенком домашним заданием, которое определит логопед. К счастью или к сожалению, специалист денно и нощно не может ходить рядом с вашим ребенком, поэтому вся работа по закреплению пройденного материала ложится на плечи родителей.

В-третьих, необходимо заниматься развитием мелкой моторики. Чем лучше у ребенка развиты пальчики, тем лучше он говорит.

В-четвертых, регулярно хвалить ребенка даже за малюсенькие успехи. Когда ребенок растет в атмосфере ласки, радости, счастья, то проблемы с речью и встречаются реже, и преодолеваются проще.

Если же логопед при осмотре ребенка выявил проблемы не только в речи, то он подскажет куда обратиться, что делать дальше. В любом случае, родителям стоит быть внимательными и обращать внимание на развитие речи ребенка.

Источник

Загрузка…

Интересно ли вам бывать на утренниках в детском саду? Думаю, что большинство из вас скажут: «Да, конечно, там ведь будет выступать мой ребенок!» И мне тоже интересно. Воспитатели у нас в группе – молодцы! Даже если ребенок картавит, то все равно дают роль. Это важно для малышей любого возраста – возможность принять участие в празднике, почувствовать себя маленьким артистом, а не просто быть наблюдателем.

Да, наблюдая за детьми в детском саду, на праздниках или в повседневной жизни, невольно обращаешь внимание, как малыши разговаривают. Могу сказать про себя, что иногда просто ничего не понимаю, что пытается рассказать не мой ребенок, потому что он плохо выговаривает отдельные звуки. Тут, как говорится, родительское ухо плохо настроено на чужую «волну».

Как проявляется картавость?

Педиатры серьезно обеспокоены фактом, что с каждым годом число деток, у которых проявляется картавость, увеличивается. Это простонародное слово, на самом деле, на медицинском языке обозначается как дислалия, то есть нарушение звукопроизношения.

почему ребенок картавит

К четырем годам у малышей с относительно хорошим набором слов и при отсутствии патологий со слухом могут возникать трудности с некоторыми звуками. Например, такие звуки, как «р», «л», «ш», «ф», либо совсем не выговариваются, проглатываются, либо произносятся неправильно. Как результат, детская речь понятна только самым близким людям. Окружающие малыша практически не понимают.

Поверьте, малыши искренне переживают эту проблему. И есть два выхода из ситуации, когда родители осознают, что их ребенок картавит.

  • Первый. Если родители серьезно отнесутся к обследованию у детских специалистов и к посещению логопедических занятий, можно исправить речь, и малыш будет разговаривать четко и связно.
  • Второй. Если родителям как-то все равно, то будет упущено драгоценное время, и у повзрослевшего ребенка начнутся проблемы психологического плана, так как сверстники, наверняка, будут или сторониться его, или всячески обижать и кривлять.

Причины нарушений речи у детей

На самом деле, родителям не нужно пугаться диагноза дислалия. Как можно раньше пройдите обследование с ребенком, чтобы установить возможные причины трудностей со звукопроизношением. От этого очень сильно зависит подбор методов коррекции.

Врачи различают два вида нарушения звукопроизношения.

1.Функциональная дислалия связывается с социальными условиями, в которых живет и воспитывается ребенок, и с его физическим состоянием.

Если ребенок картавит, возможно, малыш просто копирует манеру разговора взрослых, которые сами плохо произносят отдельные звуки.

Бывает, что ребенку очень нравятся какие-то мультфильмы, в которых герои говорят на своем упрощенном языке и никак не желают общаться «по-взрослому».

В некоторых семьях родители мало времени уделяют занятиям с ребенком, оставляя их с престарелыми бабушками или дедушками. Другие взрослые, наоборот, слишком коверкают слова, сюсюкаются и употребляют неоправданно большое количество уменьшительно-ласкательных форм.

Все это рано или поздно сыграет свою негативную роль.

Частые болезни в раннем возрасте будут влиять на общее развитие ребенка и на тренировку речевого аппарата. Поэтому очень важно укреплять иммунитет, заниматься физическим развитием и гимнастикой с младенчества.

2. Механическая дислалия обусловлена недостатками (дефектами) в развитии губ, языка, неба и зубно-челюстной системы в результате врожденных патологий или приобретенных травм.

Чаще всего проблемы со звукопроизношением возникают, если или уздечка языка недостаточно растяжима, или есть неправильный прикус. Это может определить только опытный специалист.

Тут родители не должны полагаться на свою осведомленность или следовать советам знахарей!

Соответственно, только врач может назначить, как поправить дефекты, нужно ли оперативное вмешательство или будет достаточно регулярных упражнений под руководством логопеда-дефектолога.

Какие бывают занятия и упражнения для исправления речи?

Если вам порекомендуют пройти курс занятий с логопедом, выбирайте педагога с хорошими рекомендациями. И посещайте их не время от времени, а регулярно.

упражнения когда ребенок картавит

И пускай вам не попадется такой «специалист», как в фильме «По семейным обстоятельствам».

Разумеется, если ребенок картавит, родители могут запросто делать дома несложные упражнения, которые направлены на растяжение, укрепление и тренировку мышц лица и языка.

Подберите такое время, когда малыш в настроении, сядьте друг против друга.

Вы можете показать малышу, как сворачивать губы трубочкой, растягивать в широчайшей улыбке, цокать язычком, будто скачет лошадка, высовывать язык сильно вперед и вниз, пробуя показать, как кошка пьет молочко.

Особенно понравится деткам проделывать все это под забавные детские стишки.

А еще можно делать упражнения перед зеркалом – это очень весело!

Взрослые, как правило, понимают, что, если речь у ребенка непонятна, нужно куда-то идти, что-то делать. Понимают, но срочные меры не предпринимают. Не откладывайте!

И в заключении рекомендуем Вам посмотреть видео, где приведена несложная методика постановки звука «Р».

Источник