Ребенок 3 года я сама

Ребенок 3 года я сама thumbnail

анастасия макарова
Консультация «Я сам. Кризис 3–х лет»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Я САМ. КРИЗИС 3 – Х ЛЕТ

Подготовила воспитатель: Макарова А. С.

2016г.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым.Часто родители в этот период могут слышать такую фразу: «Я сам!» В чём же суть этого кризиса, как же он проявляется и чем же можно помочь ребёнку…

Во-первых, хочется отметить, что это необходимый этап в развитии ребёнка. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития.

Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Главное, чтобы ребёнок был уверен в том, что, как бы он себя ни ведёт, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребёнку, переживающему первый кризис самопознания. Относитесь с долей юмора и благоразумием.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

РАЗБЕРЁМ ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ КРИЗИСА – 3 ЛЕТ.

1. НЕГАТИВИЗМ – это не просто непослушание. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (им важно сделать именно наперекор тому, потому что это было предложено взрослым)

Пример негативизма: к мальчику подходит взрослый и говорит, что у него новая машина.На что мальчик возражает: «Нет, она не новая, а старая».Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя старая машина». Ребёнок отвечает: «Моя машина новая». Обратите внимание, мальчик знает понятия «новая и старая», он просто хочет сказать наперекор взрослому. Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят.

2. УПРЯМСТВО – это реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство отличается от настойчивости.

Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на велосипеде, и поэтому он отказывается от предложения мамы зайти домой.

Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой, но он отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти по тому, что он уже отказался и ни за что не хочет от него отступать.

3. СТРОПТИВОСТЬ – это центральный симптом для «кризиса 3-х лет». Она безлична, не направлена на взрослого, а направлена против норм поведения, установленных для ребенка, т. е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.

4. СВОЕНРАВИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Ребенок все хочет делать сам и отказывается от помощи взрослого.

Три последующих симптома имеют второстепенное значение (протест, обесценивание личности близких, деспотизм и ревность)

5. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушками, отказывается с ними играть.

6. ДЕСПОТИЗМ ИЛИ РЕВНОСТЬ. Это двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье, где один ребенок, встречается деспотизм, когда у малыша проявляется желание проявить деспотическую власть к окружающим. Так, мама не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ему должны достать все, что он хочет.

В семье с несколькими детьми этот симптом называется – ревность. Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму.

7. ПРОТЕСТ. Кризиспроявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности. Ребенок очень мал, а ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью – это одно и тоже. Ребенок пытается проявить себя как личность.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ИЛИ КАК УСУГУБИТЬ СИТУАЦИЮ!

1. Настаивайте на своём, вы же правы!

2. Сломите детское упрямство (тогда у ребёнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)

3. Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый!

4. Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт

5. Постоянно ругайте

6. Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким).

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ И СЕБЕ?

1. Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам.

2. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами.

Например: вы собрались в гости. Ребенок, говорит, что он хочет сам одеться. Мама нервничает, что мало времени и одевает сама. Итог – малыш в слезах у мамы испорченное настроение.Другой вариант: Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно.Мама отвечает: «Хорошо, одевайся». Далее мама не мешает ребёнку одеваться самостоятельно. В конце она ему поможет.

3. Научитесь переключать внимание ребенка. Ребёнок начал капризничать, отвлеките его. Вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять»,можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

4. Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком в гости, то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно,вам возразит и скажет: «Нет! Пойду с тобой!»

5. Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику, то лучше всего его перенести в другое, менее людное место.

Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю, и стучит кулаками (в истерике, то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.

И в конце хочется сказать:

ЛЮБИТЕ РЕБЁНКА НЕ ЗА ЧТО-ТО, А ПРОСТО ТАК.

ЛЮБИТЕ ЕГО ВСЯКИМ:

• и счастливым

• и заплаканным,

• и во время истерик

• и во время достижений,

• и настойчивым

• и упрямым.

ЛЮБИТЕ ЕГО ВСЕГДА.

ПУСТЬ ОН ЭТО ЗНАЕТ И ВИДИТ!

Знаете ли, какой самый верный способ

Сделать вашего ребёнка несчастным-

Это приучить его не встречать ни в чём отказа.

(Ж-Ж. Руссо)

Источник

Кризис трёх лет у детей

Каждый человек на протяжении жизни проходит несколько этапов формирования психики, осознания своего предназначения и места в обществе. Переход от одного этапа к другому сопровождается кризисными явлениями, связанными с накоплением определённого опыта и знаний, что позволяет личности человека перейти на новый, более высокий уровень развития. Первый такой переходный период в жизни каждого человека наблюдается примерно с 3 до 4 лет и называется кризисом трёх лет.

Я сам Как пережить кризис 3 х лет

Трёхлетний кризис: что это?

Примерно до трехлетнего возраста мать для ребенка является всемогущей, всесильной, то есть фаллической, отражает доминирование и силу, так как она обеспечивает выживание. Мать не имеет пола или может обладать двумя полами сразу и это совсем неважно для ребенка.

В три года ребенок начинается сепарироваться, отделяться, становясь более автономным. Тогда приходит осознание своего пола – я мальчик или девочка.

При сепарации ребенок идентифицируется с матерью и ему важно делать что-что самому и если он умеет это делать, то он считает себя таким же сильным и всемогущим как мать.

Когда ребенок переживает сепарацию, он должен убедиться в своей фалличности, что другие его видят таким же сильным, поэтому нужно восхищаться им, хвалить, нарциссически наполнять.

Кризис трёх лет представляет собой своеобразную перестройку сложившихся и устоявшихся отношений в семье, связанную с самоопределением ребёнка, его стремлением к самостоятельности. Неслучайно это явление получило название «Я сам!».

Во время этого этапа родители перестают узнавать своего ребёнка. Даже ласковый и послушный малыш может впадать во внезапные истерики, закатывать скандалы, категорично отказываться подчиняться требованиям взрослых. Вызвано такое поведение не резко испортившимся характером, а осознанием самого себя как личности, способной самостоятельно справляться с какими-то задачами. А родители, видящие в ребёнке только малыша и не желающие довериться ему, вызывают в маленьком человеке отчаяние и злость, которые он выражает доступным ему способом – истерикой.

Поэтому родителям нужно не бояться кризиса у ребёнка, а стараться оказать ему максимальную помощь в преодолении ситуации. От того, насколько грамотно мама и папа будут вести себя в этот период, зависит не только интенсивность кризисных проявлений и их длительность, но и то, как будет формироваться личность вашего малыша, какие задатки в него будут заложены в этот самый важный для формирования его характера отрезок жизни.

Ребенок 3 года я сама

Особенности трёхлетнего кризиса

Выделяют несколько характерных для кризиса трёх лет особенностей, отличающих его от других переходных явлений в жизни человека:

  1. Негативные реакции ребёнка направлены только против самых близких людей, как правило, против мамы. Объясняется это тем, что именно мать, которая чаще всех проводит время с малышом, диктует ему правила поведения, устанавливает запреты, выполняет за него большинство функций – одевает, кормит, купает.
  2. Несмотря на желание делать всё самостоятельно, ребёнок не в состоянии решить большинство задач, за которые берётся. Возникает противоречивость между «я хочу делать всё сам» и «я могу сам справиться с этим».
  3. Длится кризис обычно несколько месяцев. Чаще всего это период между тремя и четырьмя годами.
  4. Интенсивность кризисных проявлений зависит от таких факторов, как темперамент малыша, степень авторитарности родителей, характер отношений между ребёнком и близкими. Сильнее всего реакции наблюдаются у детей холерического типа и в семьях, где родители строго наказывают детей, требуя полного послушания себе. Если же между мамой и малышом установились тёплые отношения, то кризис протекает гораздо быстрее с наименьшими негативными проявлениями.

Ребенок 3 года я сама

Как распознать кризис трёх лет?

Очень часто родители не могут самостоятельно определить, что является причиной непослушания ребёнка – начавшийся кризис или простая избалованность. Чтобы лучше понять малыша и правильно реагировать на его поведение, нужно внимательно приглядеться к нему и понять, что именно заставляет его вести себя таким образом.

Выделяют несколько симптомов, характерных для кризиса трёх лет. Это:

Ребенок 3 года я сама

  1. Проявление негативизма – отказ от любых действий, которые требуют от него родители (чаще всего один человек), даже если они совпадают с желанием самого ребёнка. Например, малыш отказывается идти спать, как сказала мама, даже если у него уже закрываются глаза. Такую реакцию следует не путать с обычным непослушанием, когда желания ребёнка противоречат требованиям взрослых. Справиться с негативизмом можно, передав решение задачи папе или бабушке или дождавшись, пока ребёнок успокоится.
  2. Протест против сложившихся в семье порядков. Например, малыш отказывается убирать игрушки перед сном, хотя раньше выполнял это требование родителей. Чтобы добиться от ребёнка соблюдения правил, можно отвлечь его другим занятием, а потом вновь попросить сделать то, что необходимо.
  3. Упрямство. В отличие от проявлений настойчивости, когда малыш старается добиться цели, которую он перед собой поставил, упрямство заключается в непременном желании настоять на своём.
  4. Стремление властвовать над близкими людьми, проявляющееся в манипулировании, диктате своих требований. Например, младший ребёнок может требовать, чтобы старший не подходил к матери и вышел из комнаты. Взрослым ни в коем случае нельзя потакать такому поведению, демонстрируя, что добиться своего можно другими методами.
  5. Утрата ценности вещей и людей, которые раньше были самыми дорогими. Малыш может ломать любимые игрушки и обижать близких, даже оскорблять их. Игнорировать такое поведение в надежде, что всё пройдёт само, недопустимо. Обязательно демонстрируйте ребёнку, как вам обидны его слова, рассказывайте о подобных поступках других детей и реакции на них взрослых, играйте в игры с аналогичным сюжетом.
  6. Проявление своеволия – ребёнок старается справиться с какой-то задачей без помощи взрослых, даже если ему это не под силу. Не запрещайте ему пытаться самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы – это опыт, который ему необходим в жизни. Однако категорически не позволяйте ему делать то, что может навредить ему самому или окружающим.
  7. Протест против требований родителей. Постарайтесь быть внимательнее к потребностям и желаниям ребёнка, не запрещайте ему всё подряд, а установите запрет только на действительно опасные для него вещи.

Чего не стоит делать:

Не стоит ругать ребенка

Критиковать, даже если у него что-то не получается или получается плохо

Ограничивать его самостоятельность

Проявлять насилие и жестокость

Задабривать подарками, чтобы он сделал что-то по Вашему

Гиперопекать

Научитесь идти на компромисс и предоставлять малышу право выбора, пусть даже номинальное.

Например, предложите ему самостоятельно выбрать, в какой рубашке идти гулять или что съесть на обед.

Хвалите, целуйте, любите! Дайте ему поверить в то, что он самый лучший, самый красивый, самый любимый!

 Ребенок 3 года я сама
Успехов в преодолении кризиса!

Источник

альфира афтахова
Консультация для родителей «Кризис 3 лет — «я сам»

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно,сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»

Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст.В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я».

Этот критический период в психологии получил название кризиса трех лет.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.

Симптомы кризиса

• Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых.

• Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.

• Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.

• Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет.

•Второстепенные симптомы:

• Протест–бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми.

• Обесценивание взрослых – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань.

• Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.

• Его надо отличать от обычного непослушания. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т. е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый).

Негативизм – это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых.

Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно потому, что ему хочется погулять ещё).

Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет есть). Т. е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только по тому, что это просит взрослый.

Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.

Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой.

Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался).

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делает. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка и против образа жизни. Он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

Пример строптивости: нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу.

Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

Пример: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам не может и не умеет делать это.

Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л. С. Выготский.

Чаще это бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.

Обесценивание взрослых. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которые ранее никогда не употреблял. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное.

Пример: он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается с ними играть.

Деспотизм. Стремление к деспотическому подавлению окружающих. Чаще встречается в семьях с единственным ребенком. Вся семья должна удовлетворять все желания маленького тирана. В противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше ни для кого – «Центр вселенной».

Что делать при кризисе 3-х лет

• Предоставьте ребёнку самостоятельность.

• Капризы и истерика требуют зрителей.Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!». Ребенок только этого и ждёт этого.

• В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя.

• Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».

Родителям стоит научиться переключать внимание ребёнка.

• Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее.

Если ребенок впадает в истерику:

• Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

• Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно — взять его за руку и увести.

• Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.

• Не старайтесь поднять ребенка с пола.

• Не оставляйте ребёнка одного.

• Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат.

•Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?». Подобные приёмы заинтересуют и отвлекут ребенка.

• Следите за своим эмоциональным состоянием.

Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребёнка и принимайте его таким, каков он есть!

Источник