Ребенок 3 года говорит от третьего лица
Сначала родители мечтают о том моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно. Путаница в лицах и поле – частая проблема малышей. Вместо «я хочу гулять», кроха заявляет вам: «Рома хочет гулять» или «Рома хороший мальчик». Причин у данного явления может быть несколько, к тому же, существуют возрастные критерии. Итак, когда подобное поведение ребенка не должно вызывать беспокойства, а когда стоит обратиться за помощью?
Возможные причины
Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». До этого он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».
Поэтому второй причиной как раз является речь родителей. Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Ваня наелся?», «Катюша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.
Третья причина – задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.
До какого возраста это норма?
Как вы уже поняли, до 3 лет у детей еще продолжается процесс самоидентификации, поэтому бить тревогу не нужно. Максимум – понаблюдайте за своей речью. Заметьте, что в семьях, где к ребенку как можно раньше начинают обращаться на «ты» и поощряют самостоятельность, идентификация своего «Я» и кризис 3 лет проходят быстрее и проще.
Если малышу уже четвертый год или он старше, но продолжает говорить о себе в третьем лице, проанализируйте свое общение с ребенком и общение с ним бабушек и дедушек. Если вы заметили, что продолжаете обращаться к малышу неправильно, то, скорее всего, дело в вас, а не в проблемах со здоровьем. Включите в свою речь следующие фразы: «Я готовлю ужин, чтобы ты мог покушать», «Когда я соберу вещи, ты и я пойдем на улицу, мы будем гулять вместе».
Обратите внимание, что концентрироваться нужно не только на обращении к малышу на «ты», но и на обозначении себя как «Я». Т. е. не «Мама сейчас закончит дела», а именно «Я закончу дела». Также чаще задавайте ему вопросы следующей конструкции: «Это ТЫ разбросал игрушки?». Не путайте с вопросом «Кто это разбросал игрушки?», малыш вам ответит: «Коля разбросал». А ваша задача: добиться ответа «Я разбросал игрушки».
Если результата за месяц не наблюдается вообще никакого, необходимо сообщить о проблеме педиатру или обратиться напрямую к неврологу и психологу. Так же стоит поступить и во всех остальных тревожных случаях, особенно когда раньше вы не замечали такого явления.
Заключение
Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже. Чтобы речевое и психологическое развитие ребенка шли нормально, уделяйте больше времени изучению норм и аномалий развития, а также методов воспитания. И ни в коем случае не пускайте все на самотек, ведь проблема может усугубиться.
Источник
Появление в речи ребёнка своего “Я” означает то, что малыш добрался до важного этапа – он идентифицировал себя как отдельную личность. Но в некоторых ситуациях родители замечают, что ребёнок упорно говорит о себе же в третьем лице: “Саша уже помыл руки”, “Маша смотрит мультики”. У некоторых это вызовет лишь пожатие плечами из серии: “Ну говорит и говорит – что здесь такого?” А вот те, кто полезут в интернет, рискуют нарваться на слова о том, что оказывается подобное поведение у ребёнка является симптомом аутизма или даже умственной отсталости.
Да, речь о себе в третьем лице нередко действительно нехороший знак. Однако наблюдать этот момент можно не только в случае с аутизмом, но и при других нарушениях развития, а иногда и при полной норме.
Ребёнок говорит о себе в третьем лице при нарушениях развития. Почему?
Здесь причиной считается общая задержка развития социализации.
Развитие самоидентификации, в следствии которой в речи ребёнка и появляется “Я”, приводит к тому, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность внутри общества и своего микросоциума (семьи). Осознание своего “Я” ведет к тому, что малыш начинает методом проб ошибок прощупывать где и что можно делать, как себя следует вести, какая реакция к его “Я”, как к источнику каких-то явлений, будет у взрослых.
При аутизме социализация и коммуникация развиваются с задержкой и нередко искажённо. Этап самоидентификации отсрочивается, что и приводит к тому, что ребёнок говорит о себе, как о постороннем человеке.
Самоидентификация может пострадать и в следствие других нарушений развития – например, тяжёлые нарушения речи по типу алалии часто влекут за собой торможение развитии коммуникации и социализации, так как ребёнок попросту лишен возможности общаться с другими людьми.
При ЗПР и особенно при УО нередко тормозится развитие всех психических процессов. Самоидентификация, будучи компонентом эмоционально-волевой сферы, тоже не исключение.
А почему бывает так, что с ребёнком всё в порядке, а он всё равно говорит о себе в третьем лице?
Прежде всего, хочу отметить, что для детей ДО 3 лет такое поведение считается нормальным. Ребенок в этом возрасте ещё может не осознавать себя как отдельную личность и часто воспринимает себя как единое целое с близким взрослым (обычно с мамой).
С наступлением трёх лет на многих родителей обрушивается возрастной кризис с истериками и неожиданным непослушанием, однако вместе с тем у ребенка приходит и своё “Я”, которое начинает тестировать границы социальных устоев и самостоятельности.
Однако если ребенку перевалило за три года, а он о себе упорно говорит как о постороннем мальчике/девочке, то здесь уже есть повод задуматься.
фото из открытых источников
Не об аутизме или ещё чем-то таком, а о том, почему малыш не может преодолеть этот этап. Вообще для этого есть несколько причин, никак не связанных с болезнями:
- Взрослые любят определенным образом разговаривать с ребенком
Многие из них, общаясь с ребенком, говорят и о себе, и о ребенке в третьем лице. Например, мама говорит: “Сейчас мама оденется, а Машенька покушает и пойдем гулять!” Такой стиль речи уместен для годовалых младенцев, но не для 3-4 лет.
Признаюсь честно, эта причина не всегда заметна для самого взрослого – кажется, что ничего такого криминального в подобном стиле общения нет. Я тоже попалась в эту ловушку. У меня сын долго не говорил из-за алалии и я сама не замечала, что постоянно говорю и о себе, и о Лёве в третьем лице. Собственно, совсем неудивительно, что когда он наконец-то начал говорить, я стала слушать перлы типа: “Лёва не хочет спать”, “А Лёве купят булочку?”.
РЕШЕНИЕ: менять в первую очередь себя, приучая своим примером к правильной речи. Это работает. Не сразу, – у меня ушло 3 или 4 месяца, – но ребенок переучился говорить правильно.
- Гиперопека – она искусственно притормаживает развитие ребёнка на уровне более раннего возраста
Из-за этого развитие самоидентификации тоже задерживается и получается так, что даже без каких-либо отклонений по здоровью, развитию и с правильной речью в окружении, ребенок все равно долго не использует “Я”, так как психологически все ещё не отделился от мамы или другого опекающего взрослого.
РЕШЕНИЕ: дать больше самостоятельности, свободы выбора и обязанностей. В безопасных ситуациях меньше переживать, что ребенок что-то не то наворотит – в конце концов, малыш ценнее любых разбитых стаканов, рассыпанного мусора и не так нарисованных цветочков.
- Мало внимания от взрослого
Дети в таких ситуациях пытаются его получить, возвращаясь на более ранний этап развития – они могут “разучиться” ходить на горшок, начать чаще проситься на ручки, необычно прилипчиво вести себя.
Самоидентификация в таком случае отходит как бы на второй план. Чаще всего такой феномен наблюдается при появлении в семье “конкурента” за внимание – младшего брата или сестры.
РЕШЕНИЕ: простое и очевидное – стараться распределять свое время так, чтобы и ребенку его хватило.
Спасибо тем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Ролевая игра как способ развития коммуникации у детей с нарушениями развития (аутизм, алалия, ЗПР)
“Избирательный контакт” – про элективный мутизм и его отличия от алалии, аутизма и шизофрении.
“Ребёнок-пылесос” – как отучить ребёнка с особенностями развития тянуть всё в рот
Источник
Ребёнок говорит о себе в третьем лице или путает пол. Стоит ли беспокоится?
Консультация для родителей.
Все родители мечтают о моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно.
Путаница в лицах и поле – частая проблема малышей.
Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный момент и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать.
Но Вы замечаете, что ребенок почему-то говорит о себе как будто со стороны: «Вася хочет пить» или «Маша надела платье»…
Нормально ли это ? А если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?
Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?
Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.
Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании ребенка закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем.
В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Олю на ручки».
Возможные причины.
Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании. Обычно именно этот возраст 3 лет приходится кризис осознания себя как личности.
До этого момента он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».
Второй причиной как раз является речь родителей.
Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Вова хочет кушать?», «Маша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.
Третья причина – задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.
Если ребенок говорит о себе во втором лице.
Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» ребенок может ответить: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, хотя специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Нужно поправить ребенка и добиться ответа «Я хочу пить»
Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде…
Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.
Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я поиграЛА с машинкой », ответьте: «Покажи, с какой машинкой ты сейчас игрАЛ ». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.
До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?
Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Катю оденет, и Катя пойдет гулять»; «Пете понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку».
Такое обращение оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми!
Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это начинает резать слух.
Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».
Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?
Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.
Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием.
В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите паниковать. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже.
Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.
Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.
Источник
Дочка, 2,10 года, всегда говорит о себе в третьем лице
Я как-то не обращала на это внимания, но доморощенные психиатры :gy: из числа не очень близких знакомых начали собирать всякую чушь, что мол это признак умственной отсталости и аутизма :megashock:
В общем вопрос: когда это пройдет и пройдет ли само, или нужно переучивать дочь как-то?
просто поправляйте обьясняйте и переучится
Я не червонец чтобы нравиться всем
насколько я помню, до 3,5 лет это норма
вообще-то для детей это нормально, оперировать местоимением “я” дети позже начинают
я
это признак умственной отсталости и аутизма
Диагнозы по Интернету не ставят. Но если вам никто из врачей ничего не говорил, смею предположить, это нечто из разряда, когда ребенок говорит не “мама”, а “Катя”, ведь кроме него никто Катю “мамой” не называет.
Он просто постоянно слышит: “Одень, накорми, уложи спать… Петю”.
Если ты чего-то ищешь, это что-то ищет тебя. (С)
у нас уже прошло, но вот склоняет слова неправильно :gy: прабабушка филолог блин, мне уже намякнула, что заниматься надо чаще с ребенком Русским :hihiks:
само пройдет, поправляйте и пусть повторяет в исправленном варианте
KnopkaG
оперировать местоимением “я” дети позже начинают
при этом она прекрасно оперирует всеми остальными местоимениями, кроме “я” и “мое”
при этом, когда я ее поправляю, скажи правильно: “Кто хочет гулять?”, она говорит: “Я хочу”. Но только после моей просьбы
переправляйте её слова в мягкой форме- привыкнет
Если я онлайн, то это не означает, что я сижу возле компьютера…
sociable
ребенок говорит не “мама”, а “Катя”, ведь кроме него никто Катю “мамой” не называет.
Он просто постоянно слышит: “Одень, накорми, уложи спать… Петю”.
%)
ребенок называет маму мамой, а папу папой, хотя иногда, когда подлизывается, может назвать по имени, например: “Сашенька”.
А в свой адрес тоже в третьем лице редко когда что-то слышит – только от бабушек, потому что мы с ней разговариваем на ты –
или “одевайся, пойдем гулять” или “ты будешь одеваться?”, никогда не спрашиваю: “А что Оля будет кушать?”
я
никогда не спрашиваю: “А что Оля будет кушать?”
зря, у нас диалоги построены в другом ключе, “Лиза, что ты будеш кушать?” “Лиза, собери пожалуйста игрушки”, “как тебя зовут?” первое время как её зовут вопрос вводил в ступор (около 2х) учили говорить “меня зовут Лиза”, к ребенку обращаемся по имени, ну или киска (любит она у нас играть в игру я киска,я лошадка,я собачка, если не так назовеш она поправит 🙂
я
%)
ребенок называет маму мамой, а папу папой, хотя иногда, когда подлизывается, может назвать по имени, например: “Сашенька”.
Чем вы так удивлены? Многие дети называют родителей и родственников по имени. Я не утверждаю, что в вашей семье именно так.
Если ты чего-то ищешь, это что-то ищет тебя. (С)
Чудо природы©
первое время как её зовут вопрос вводил в ступор
:gy: называет ФИО и добавляет – “папина и мамина дочка”, если очень вдохновится, то и адрес полный скажет.
Чудо природы©
“Лиза, что ты будеш кушать?”
так это же тоже на “ты”, а не в третьем лице. Я имела в виду, что не говорю о ней с ней же в третьем лице.
- Раннее развитие
- Школьники
- Студенты
Источник