Ребенок 3 года говорит что боится детей
Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.
Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.
Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.
Откуда берутся страхи
Существует множество причин возникновения страхов у детей.
– Большое количество запретов.
– Предоставление полной свободы.
– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
– Одиночество, нехватка общения с родителями.
– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
– Боль.
– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
– Плохие взаимоотношения со сверстниками.
– Сравнение ребёнка с другими.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Виды страхов
Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».
«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.
«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.
Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.
Диагностика страхов
Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.
Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:
1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.
Ты боишься:
1. Когда остаешься один;
2. Нападения;
3. Заболеть, заразиться;
4. Умереть;
5. Того, что умрут твои родители;
6. Каких-то детей;
7. Каких-то людей;
8. Мамы или папы;
9. Того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. Перед тем как заснуть;
12. Страшных снов (каких именно);
13. Темноты;
14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. Когда очень высоко (страх высоты);
18. Когда очень глубоко (страх глубины);
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. Воды;
21. Огня;
22. Пожара;
23. Войны;
24. Больших улиц, площадей;
25. Врачей (кроме зубных);
26. Крови (когда идет кровь);
27. Уколов;
28. Боли (когда больно);
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);
31. Опоздать в сад (школу);
2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.
3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.
4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.
Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.
Как преодолеть страхи
Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.
Способы преодоления страха.
– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.
– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.
– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.
– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).
– Общение со сверстниками на тему общего страха.
– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.
– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.
– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.
Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.
Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.
Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.
Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).
Источник
Частенько родители приходят к психологу с вопросом, почему их ребенок боится других детей. На пустом месте эта проблема не возникает. Изначально любой здоровый ребенок с удовольствием общается со сверстниками. Однако отличие в мире детском и взрослом существенное. Причины страха ребенка надо искать в негативном опыте общения.
Все дело в том, что система ценностей у детей в маленьком возрасте не достаточно развита. Поэтому при общении со сверстниками он твердо уверен, что все его будут любить, и не задумывается при этом о своем собственном поведении. То, что малыш боится других детей, говорит о том, что его обидели. Скорее всего, ребенок не знает, как действовать. Его пугает неизвестность, поскольку с ним такое происходит впервые. Ваш малыш может начать прятаться при виде сверстников, устраивать истерики, плакать. У родителей сразу вопрос: почему ребенок закатывает истерики? Потому что боится.
Как одолеть страх?
Для того чтобы побороть детский страх, родители должны с большой ответственностью подойти к делу. Дети в таком возрасте крайне чувствительны. Для них очень важно отношение к ним других людей. Последствия страха перед общением у детей могут вылиться в закомплексованность, неуверенность в себе. Родители должны показать ребенку, что они всегда готовы прийти на помощь. Например, в тех случаях, если ребенка ударили или отняли игрушку. Потому что для малыша это является шоком, ведь в семье он не наблюдал такого поведения. Однако самой большой ошибкой родителей является то, что они начинают решать конфликты вместо ребенка. Не стоит все время ходить к родителям других малышей с жалобами, иначе ребенок никогда не сможет научиться разбираться самостоятельно со своими проблемами. Он будет подсознательно чувствовать, что не может решить самостоятельно возникший конфликт.
Самое правильное в ситуации, когда ребенок боится других детей, показать малышу варианты решения проблемы. Только в крайнем случае родители могут принять в решении конфликта непосредственное участие.
Например, если кто-то хочет взять игрушку вашего малыша, можно обратиться к этому ребенку: «А ты спросил разрешения?» В таком случае, либо дети находят общий язык, либо расходятся. Если ваш малыш не хочет отдавать игрушку – не нужно настаивать. Это его право выбора — разрешать или нет. Понимать это должны не только вы, но и другие дети. Однако, не лишним будет спросить, почему ребенок не отдает игрушку и в зависимости от его доводов, убедить поделиться с детьми игрушкой или же одобрить мнение своего малыша. Не забывайте, что отстаивать собственные интересы и быть жадным – это не одно и то же.
Нужно поддерживать своих детей!
Ребенок всегда должен чувствовать, что родители его поддержат. Особенно, когда его бьют другие дети. Многие родители в замешательстве стоит ли учить «давать сдачу». С одной стороны, если малыш окажется слабее своего обидчика, в итоге все равно окажется проигравшим. А с другой, ничего не предпринимать тоже не выход. Поэтому если ребенок еще не достиг трех лет, родители должны сразу предотвращать драку и объяснить другим малышам, что так делать не следует. Детей постарше можно записать в разные спортивные секции. Особенно это актуально для мальчиков. В этом случае велики шансы, что ребенок постоит сам за себя. Однако, ваш ребенок, будь он сыном или дочерью, должен понимать, что конфликты нужно решать конструктивно, с помощью слов, а не доводить дело до рукоприкладства. Таким образом, если ребенок боится других детей, главное показать, что вы всегда поддержите и поймете его.
Если родители смогут довести до ума ребенка, что всегда смогут помощь ему, то он вырастет без каких-либо комплексов и ощущения своей неполноценности.
Источник
Почему малыши боятся других ребятишек и избегают контакта со сверстниками в детском саду и на игровой площадке? Как бороться с проблемой.
Детское стремление дружить и играть со сверстниками воспринимается как норма, поэтому, когда малыш избегает других детей, родители очень расстраиваются. На все расспросы мама и папа чаще всего получают ответ: «Я боюсь». Эта фраза не всегда отражает реальный страх, это просто привычное слово, с помощью которого малыш описывает тот дискомфорт, который он испытывает в детском обществе. Ситуация, когда ребенок боится других детей не редкость, в ней нет ничего страшного, если вовремя помочь малышу.
- Насколько важно общение с другими детьми
- Как вырастить «контактного» ребенка
- Как становятся «неконтактными детьми» и как помочь преодолеть страх
- Проблема узкого круга
- Проблема негативного опыта общения
- Проблема низкой самооценки
Насколько важно общение с другими детьми
Ближе к трем годам проблему уже трудно игнорировать, так как от ребенка в этом возрасте ожидают активного взаимодействия. Ситуация усугубляется, если малыша нужно отдавать в детский сад: неизбежный стресс от расставания с мамой усиливается нежеланием быть рядом с другими детьми.
Может, и не стоит пока мучить ребенка – на площадку не идти, а детский сад, по возможности, отложить? На время, возможно, это будет верный выход, но к контактам с детьми надо стремиться. С коллективом сверстников у трехлетки связан новый виток развития:
- малыш учится выстраивать взаимодействие, независимо от взрослых и без их руководства;
- принимает самостоятельные нестандартные решения, так как реакция сверстников непредсказуема;
- испытывает самые яркие эмоции в спонтанной детской игре.
Общение со взрослыми не сможет дать столь бесценный опыт. Получается, что «неконтактный» малыш лишен радостей познания и развития в одном из направлений.
Как вырастить «контактного» ребенка
Конечно, лучше появление проблемы установления контакта с другими детьми предупредить. Для этого надо рано выводить малыша «в свет». С года, когда ребенок только начинает делать первые шаги, высаживать его на площадке из коляски, обращать внимание на знакомых детей, рассказывать, что делают другие детки, а в песочнице учить, как меняться, делиться, проговаривая за ребенка те фразы, которые он потом скажет сам.
Хоть дети и не общаются по-настоящему в этом возрасте, но учатся быть в компании, на близком расстоянии, играя сами по себе.
Табу для родителей: чего нельзя делать, если у ребенка проблемы с общением
Бывает так, что пропедевтика не сработала, или проводить ее уже слишком поздно. Страх уже сформировался – маленький человек игнорирует детей или, в худшем случае, совсем отказывается заходить на площадку. Корректировать такое поведение нужно очень мягко и постепенно, есть вещи, которые нельзя делать ни при каких условиях, иначе вы добьетесь обратного результата:
- Нельзя делать акцент на проблеме и противопоставлять неконтактного ребенка другим, хотя и очень хочется объяснить странное поведение малыша, в стиле: «Не обращайте внимания, Ваня у нас на всех деток так реагирует! Он не хочет играть с другими, боится!» Малыш все понимает, вербальная граница, которую мама ставит своими словами, еще больше отделяет его от детского коллектива.
- Нужно воздержаться от того, чтобы насильно подталкивать ребенка, который боится других детей, к общению, например: «Хватит ходить за мной, иди к ребятишкам и играй!», так у малыша возникает только отрицательная мотивация, связанная с общением.
- Не стоит создавать негативный образ других малышей, даже если произошел конфликт. Высказывания в стиле: «Здесь все дети злые и шумные, пойдем лучше на другую площадку!» не стимулируют ребенка к дальнейшему общению со сверстниками.
Как становятся «неконтактными детьми» и как помочь преодолеть страх
Чаще всего у боязни есть причины, которые по отдельности или в комплексе влияют на мировоззрение ребенка. Выявив почему ребенок боится других детей, можно мягко скорректировать поведение малыша, открыв ему новый мир детского сообщества.
Это требует усилий и последовательности со стороны родителей, но оно того стоит, ведь малыш станет счастливее, увереннее в себе, его мир наполнится новыми красками. Вот самые распространенные проблемы, из-за которых трехлетка плохо идет на контакт со сверстниками, избегает взрослых и боится врачей и педагогов.
Проблема узкого круга
Нередко ребенок боится других людей, потому что семья ведет очень замкнутый образ жизни – гостей почти не бывает, близких родственников с детьми нет. Иногда узкий круг общения связан с особенностями характера родителей, но чаще уклад семьи меняется с появлением малыша – на каком-то этапе младенец начинает панически бояться чужих или очень тяжело болеть, родители закрывают дом почти для всех, пытаясь оградить любимое чадо от незнакомцев и лишних инфекций.
Папа и мама очень много времени уделяют наследнику, он растет умным и развитым, прекрасно общается со знакомыми взрослыми, но совершенно не знает, как наладить контакт с детьми, потому что они ведут себя по незнакомым ему правилам.
Такой ребенок чаще всего не доволен, когда на площадке много ребятишек, он играет сам по себе, а если кто-то появляется на той же лазалке или горке, то чаще всего ретируется. Он наблюдает за игрой других детей, может имитировать ее, наматывая круги по площадке, смеясь, что-то выкрикивая, как будто он со всеми.
При приближении другого малыша, пытающегося познакомиться, такой ребенок может отпрыгнуть, спрятаться за маму, завизжать, твердить что-то на тарабарском языке. При нарушении личного пространства, он может грубо оттолкнуть или стукнуть. Психологи говорят, что такая агрессия – первый признак выхода на общение, но пока в самой примитивной форме.
Как действовать в этом случае
1. Расширять круг
Родителям стоит расширять свой круг общения и создавать в семье культ дружбы. Для этого не надо кардинально менять свою жизнь, если папа с мамой этого не хотят, достаточно грамотно расставить акценты при общении с ребенком – чаще рассказывать про своих друзей, подчеркивать, как для вас важна дружба, устраивать короткие встречи.
Если папа отправился чинить машину с товарищем, то уместно объяснить, что дядя Леша – лучший папин товарищ, они всегда помогают друг другу, а встретились, когда были детьми, показать фото. Можно на минутку подойти и посмотреть, как они ремонтируют автомобиль. Каждое «Здравствуйте», сказанное мамой соседке расширяет не только ее круг общения, но и демонстрирует ребенку открытую коммуникативную позицию.
2. Посещать новые места
Если малыш боится других детей, надо чаще выбираться в новые места, где будет шанс встретиться с другими ребятами. Однако шумные развлекательные центры или магазины с большим скоплением людей для этой цели не подходят, лучше выбрать детскую библиотеку, где все ведут себя очень спокойно, можно посидеть за столом с другими ребятами и почитать книгу.
Также можно разнообразить свой досуг посещением зоопарка, мини-фермы, музея, игровой комнаты (в те часы, когда там мало детей), развивающих занятий с маленькими группами.
3. Учить общаться с помощью игрушек и ролевой игры
Если ребенку трудно наладить контакт, его надо научить, но не как на уроке, а в интересной ролевой игре отрабатывать самые популярные ситуации (знакомство, в гостях, обмен, очередность в игре) и речевые клише – например, «Привет! Как тебя зовут? Давай вместе играть в машинки (бегать, прыгать)» Ребенок даже не должен почувствовать, что его чему-то учат.
Можно построить игровую площадку из кирпичиков, пусть Зайка или другой персонаж придет на площадку, преодолеет свой страх и со всеми познакомиться. Ребенку легче общаться, если говорит за игрушку. Чтобы игра не надоедала, ее можно разнообразить: машинку приезжает в гараж и предлагает всем по очереди ездить наперегонки, в зоопарке появился новый зверь, но у него пока нет друзей.
4. Найти верного товарища
Если ребенок боится общаться с другими детьми, ему нужно очень много времени, чтобы привыкнуть и перестать нервничать в присутствии ребятишек. Следовательно, лучше найти постоянного товарища для прогулок, а не бегать с площадки на площадку, мотивируя сына или дочь к общению с совершенно незнакомыми ребятами.
В друзья необщительному ребенку подходит спокойный недрачливый сверстник. Когда знакомство состоялось, надо стараться чаще гулять вместе, придумывать для малышей совместные спокойные игры – на первых порах, с участием родителей.
С гостями не стоит торопиться, вначале лучше зайти к друг другу на минутку по делу или с какой-то интересной целью – что-то занести или посмотреть морскую свинку. Потом можно устроить короткий визит. Когда малыш будет принимать гостя на своей территории, надо старательно подготовить место для игры – отобрать вместе игрушки, которыми он готов делиться с другом, лучше, если гость тоже принесет что-то для обмена.
Мамам нельзя уединяться на кухне с чашечкой чай, в первый визит лучше быть рядом с детьми во время игры, чтобы предупредить конфликтные ситуации и использовать драгоценный шанс на подготовленной почве отработать ситуации, возникающие при общении между детьми – обмен, приглашение к игре и т.п.
5. Выступить инициатором детской игры
Если ребенок боится играть с другими детьми – бегает вокруг, интересуется, а контакта нет, то психологи рекомендуют маме самой вступить в игру с другими детьми. При этом нельзя противопоставлять малыша всем остальным («Тогда я буду играть с Ваней и Сашей, а ты стой один»), достаточно сказать – «Давайте играть вместе» и начать простую игру, которая нравится вашему ребенку.
Например, мама называет зверей, а малыши их изображают, или мама мелком рисует полосу препятствий – кружочки, извилистые дорожки, а дети по очереди ее преодолевают. Когда малыш видит, как другие детки делают то же, то нравится ему, что они на него похожи, он перестает бояться. Для первого знакомства лучше не выбирать такие игры, как прятки или пятнашки: в первом случае малыша могут случайно ударить или уронить, а во втором он вынужден будет далеко отходить от мамы, такие моменты могут только усугубить ситуацию.
Проблема негативного опыта общения
Отрицательный опыт, полученный в ходе общения с другими ребятами, может надолго сказаться на детской психике. Например, ребенка обидели на площадке – ударили, отобрали машинку, и теперь он со слезами отказывается туда идти; или ребенку постоянно приходится долго ждать, когда его любимые качели освободятся, плюс играющие не захотели меняться с ним машинками – в результате, малыш обходит площадку стороной со словами: «Занято!», если видит, что там есть другие малыши.
Иногда родители даже не догадываются о скрытых причинах боязни людей, например, после визита родственников малыш отказывается общаться с детьми, хотя никто его не обижал. Оказывается, кузены и кузины без спроса взяли его конструктор и машинки, все разобрали и переставили. Для родителей, это пустяк, а для малыша – это поругание его маленького мира.
Что следует делать
1. Сочинять психологические сказки
Очень хорошо помогают пережить отрицательный опыт психологические сказки. Такие произведения бесценны для анализа конфликтных ситуаций, так как они позволяют рассмотреть проблему как бы со стороны, не возвращаясь к собственному болезненному опыту, эти сказки подходят и для коррекции поведения.
Есть очень много готовых произведений такого рода, но лучше сочинить сказку самой по горячим следам и рассказать в спокойной обстановке перед сном, нежно обнимая малыша, или перед прогулкой, если надо сделать какие-то акценты.
Сказка будет про ребенка, который очень похож на вашего сына или дочку. В ходе повествования двойник малыша должен справиться со всеми трудностями, а обидчик, если таковой имеется, должен оказаться совсем нестрашным. Например:
«Жил да был мальчик, очень похожий на Петю, только звали его Петруша. Однажды Петруша с мамой отправился на площадку со своим новым самолетом. Вдруг подбежал какой-то мальчишка, схватился за самолетик и начал его вырывать. Вначале Петруша хотел заплакать, но потом глубоко вздохнул, сжал руку и просто ответил:
-Нет, это мой самолет!
Слова подействовали на хулигана, и он грустно отошел. Петруша огляделся и понял, что с этим мальчиком никто не хочет играть, потому что он умеет только отнимать. Петруша подошел к мальчику и сказал:
— Давай играть вместе. Я дам тебе поиграть мой самолет, а ты мне машину.
Мальчик очень обрадовался. С тех пор они стали друзьями».
2. Заменить отрицательный опыт на положительный
Если ребенок боится других детей и отказывается идти к ним, не надо настаивать. Постепенно болезненные воспоминания сглаживаются, и можно зайти на площадку на минутку, с определенной целью – покачаться на качелях, скатиться с горки, не настаивая на контакте с детьми.
В ходе этих коротких визитов нельзя оставлять ребенка без присмотра, оберегать, предупреждать конфликтные ситуации, показывать, что никто не заберет у него игрушку и не будет приставать, если он не захочет и выскажет это словами. Основная цель на этом этапе — поскорее заменить отрицательный опыт и эмоции на положительные.
3. Создавать позитивный образ других детей
Не сравнивать, а использовать любой шанс, чтобы рассказать о знакомых детях и маленьких родственниках, с которыми ребенок уже сталкивался или с которыми только предстоит познакомиться. Например, надевая подаренную родственниками курточку, можно заметить: «Посмотри, какую красивую курточку с машинкой тебе подарил Максимка, он ее носил, когда был таким, как ты, а теперь он уже большой, ходит в школу. Помнишь, как Максим играл с тобой в мячик?»
На площадке сразу обращать внимание на детей, рассказывать, что они делают, как им весело, подходить вместе к знакомым, здороваться, если ребенок не против. Такая практика поможет избежать и другой проблемы — детской жадности.
Проблема низкой самооценки
Очень часто к ребенку предъявляются завышенные требования, его постоянно сравнивают с другими ребятишками. Маленький человек, слыша расстроенные замечания мамы, начинает верить в свою несостоятельность, не подходит к другим детям, думая, что они лучше, что у него не получится то, что делают остальные.
Иногда самооценка может страдать от независимых от родителей факторов – например, если у ребенка есть приличная задержка речи, малыш ощущает дискомфорт, потому что его не понимают другие, может замкнуться, начать избегать сверстников.
Есть родители, которые подспудно внушают малышу, что он ничего не может сам. Они все за него решают, в том числе, в детской сфере; на площадке мама не отпускает подросшего ребенка ни на шаг, она выбирает, на какой карусельке покататься и к какому мальчику подойти. В результате, мальчик или девочка постоянно ждет указаний, в таком контексте отношений с другими детьми не построить.
Что нужно предпринять
1. Повышать самооценку ребенка
Сына или дочь надо чаще хвалить особенно в присутствии других людей. Однако хвалить не просто так, а за выполненное дело. Для этого, на первых порах надо давать доступные задания, с которыми он обязательно справится. В ходе выполнения можно поддерживать словом («Еще чуть-чуть, я верю, что ты справишься») или дать короткую инструкцию («Отстегни липучку, и тогда рука вылезет из рукава»), но не вмешиваться – ребенок должен почувствовать удовольствие от дела, завершенного самостоятельно.
2. Использовать лестницу успеха
Психологи, знающие что делать, если ребенок боится других детей, советуют с попробовать лестницу успеха. Суть состоит в том, что ситуация, например, «Знакомство» раскладывается на несколько маленьких шагов, за каждым из них следует маленькая персональная победа.
- Скажи первым «Привет» и улыбнись другу, с которым ты встречаешься каждый день.
- Скажи «Привет» и улыбнись соседской девочке, если мы ее встретим в лифте или на лестнице.
- Если увидишь знакомого на площадке, скажи первым «Привет» и улыбнись.
- Скажи «Привет» и улыбнись ребенку на площадке, которого ты не знаешь.
Каждый шаг обсуждается заранее, но в момент контакта мама не подталкивает любимого сыночка и не бранит, если он ничего не сделал, допускается лишь одобрительный мотивирующий взгляд и собственный пример. Если ребенок сделал маленький шажок, то дома мама вспоминает о смелом поступке малыша, делает акцент на том, как понравилось приветствие и улыбка другому ребенку, не скупится на похвалу.
3. Совершенствовать навыки ребенка
Ребенок лучше идет на контакт с другими детьми, если он чувствует, что он будет среди них успешен, поэтому родителям нужно развивать малыша в разных направлениях — учить лазать, прыгать, ловить мяч. Мальчик с большой охотой полезет на лазалку с другими детьми, если он хорошо это умеет делать; не испугается погонять мяч с мальчишками, если это для него привычное действие.
Если родители познакомят свое чадо с простыми играми – «Съедобное-несъедобное», «Светофор», прятки, пятнашки, «Белки на дереве», различными ролевыми играми, то ребенок не будет чувствовать неуверенность и страх от того, что он незнаком с тем видом деятельности, в который вовлечены остальные дети.
Перед детским садом лучше научить трехлетку элементарным навыкам самообслуживания – есть ложкой, одеваться; воспитатели обычно ставят в пример деток, которые это умеют делать, другие дети будут смотреть на вашего малыша с уважением, а он будет чувствовать себя увереннее в детском коллективе.
4. Давать возможность проявлять инициативу и принимать решения
Необходимо выделить из повседневной жизни те моменты, в которые ребенок может проявить инициативу – например, выбрать, чем заниматься после обеда, на какую площадку пойти и что там делать. Вначале выбор может быть между несколькими опциями, чтобы облегчить малышу задачу.
Проблема раннего детского аутизма
Есть малыши, которые полностью отгораживаются от внешнего мира, это состояние называется ранним детским аутизмом (РДА). Такой ребенок с младенчества не тянется к маме, не смотрит в глаза, предпочитает сидеть один, может часами выполнять одно и то же движение. Даже если поставлен такой серьезный диагноз, родительская любовь и терпение и систематические занятия с психологом значительно могут скорректировать поведение.
«Есть контакт!»
В одноименной забаве, чтобы выиграть, нужно установить мысленный контакт с другими игроками. Чтобы справится со страхом, такой же контакт должен быть между родителем и ребенком. Трудности в общении, которые испытывает малыш, — это не причина для паники, надо просто проявить эмпатию, быть на одной волне с малышом, выяснить в чем проблема и мягко помочь с ней справиться.
Только не надо слишком увлекаться, родители должны не забывать, что не все ребятишки активные и шумные, стремление малыша к уединенной игре может быть особенностью характера.
Автор: Пичугина Станислава, педагог и мама. Эксклюзивно для онлайн-журнала Женские увлечения.
Источник