Ребенок 3 года готов ли к саду
Статья
«Несадиковский» ребенок: как помочь справиться с проблемой?
Для того, чтобы чувствовать
себя комфортно в садике, необходимо,
чтобы малыш немного изменился. Ему
придется менять некоторые привычки, а
также поведение, привыкать к тому, что
нужно считаться с другими. Чтобы адаптация
прошла спокойно, ребенку недостаточно
научиться кушать
ложкой, говорить и ходить на горшок.
Готов ли ребенок к детскому
саду
Безусловно, садик ребенку
необходим. Там он научится общаться,
дружить, поймет, что такое дисциплина.
Но нельзя отдавать малыша только потому,
что ему исполнилось три года и маме пора
идти на работу.
Готовность к детскому саду соткана из многих составляющих:
характера малыша, его темперамента,
основ родительского воспитания и уклада
жизни семьи, а также опыта общения со
сверстниками и взрослыми.
Чтобы определить, готов ли
ваш ребенок к детскому саду, внимательно
понаблюдайте за ним.
Это готовность
по характеру и темпераменту.
Быстрее
всего адаптируются дети-сангвиники и
холерики, их можно отдавать
уже в 2,5-3 года.
- Сангвиники любознательны
и открыты к общению, они с удовольствием
познают новое, не боятся и с удовольствием
контактируют с другими. Такие дети
словно созданы для коллектива. - Дети-холерики очень шумные, любят
подвижные игры и нуждаются в зрителях.
Поэтому садик для них — идеальное место
для реализации своей потребности во
внимании. - Дети-меланхолики и флегматики
не очень нуждаются в коллективе и тяжело
привыкают к смене обстановки, новым
правилам и нормам поведения. Меланхолики
капризны и очень нуждаются в похвале,
им необходимо внимание взрослых. - А
флегматики могут отгораживаться от
коллектива, садик, как правило, для него
чужой.
По характеру детей можно
разделить на «зрителей», «деятелей», а
также «слушателей» и «ораторов». Обычно
«оратор» и «деятель» быстрее всего
привыкают к новому. «Ораторам» нужна
публика, а «деятели» очень любят
коллектив, где можно взаимодействовать
с другими. «Зрители» и «слушатели», как
правило, лучше всего адаптируются к 5
годам. У них появляется интерес к
подготовительным занятиям.
Определение готовности к
садику
Чтобы понять, насколько
ребенок готов к пребыванию в коллективе,
необходимо знать, может ли малыш
справиться с некоторыми заданиями.
- Ребенок должен
понимать, что воспитателя нужно слушаться.
Дети, которые привыкли быть дома в центре
внимания, сложно привыкают к этому
правилу. Для того, чтобы ребенок смог
быстрее привыкнуть, нужно ненадолго
оставлять его с другими взрослыми —
няней или родственниками. Так ребенок
быстрее поймет, что взрослый — это
авторитет. - Малыш должен знать назначение
предметов быта. Подготовка сводится к
обучению использования ложки, умению
правильно садиться на стул. Малыш должен
понимать, для чего нужен стол, тарелка,
чашка и другие предметы. - Ребенок должен уверенно
проситься в туалет, уметь пользоваться
горшком. Важно также приучить кроху
одеваться самостоятельно. Приучайте
ребенка умываться, чистить зубки и мыть
руки. Соблюдение гигиены необходимо. - Обязательно гуляйте с ребенком
на детских площадках. Это важно для
обучения взаимодействию с другими
детьми. Малыш, умеющий общаться, быстро
заводит друзей и легче привыкает к
садику.
Даже если кроха не знает всего
необходимого, не переживайте. Обычно
ребенок быстро осваивает перечисленные
навыки. Для этого хватает двух месяцев,
но, чтобы малыш смог легко их понять и
применить, нужно активно заниматься
с ним. Помните, ваш позитивный настой
передается ребенку. Расскажите, как ему
будет весело в садике и сколько новых
приключений его ждет.
А по каким признакам вы определяете, готов ли ваш малыш к детскому саду?
Как выбрать детский сад для ребенка?
Чтобы оставить комментарий необходимо
Войти
Источник
Отвечают эксперты.
Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com
На тему готовности к школе пишут много и подробно: 7-летний ребенок – это уже почти взрослый человек. И анализировать его можно по-взрослому. То ли дело – трехлетка! Для граждан от 2 до 4 лет не разработано достоверно четких тестов на IQ и EQ. И не всякий психолог способен «на глазок» отличить того, кто еще не готов, от того, кто в принципе – отныне и навсегда – несадовский. Поэтому пойдем буквально на ощупь, хотя несколько ограничительных флажков психологи нам все-таки поставили.
Марина Слинькова, семейный психолог
По сути, «готовность к саду» подразумевает два аспекта: готовность к разлуке и готовность к автономии (то есть к самообслуживанию).
Готовность к автономиии
С самообслуживанием все более или менее ясно. Есть определенный список требований, которым должен соответствовать соискатель должности детсадовца. В каждом ДОУ возможны свои нюансы, но в целом список выглядит вот так:
К яслям надо уметь:
– засыпать самостоятельно без соски и укачивания на ручках
– пить самостоятельно – из чашки, а не из бутылочки и не из поильника
– есть самостоятельно. Хотя бы руками
– обходиться без памперса во время бодрствования, проситься на горшок или хотя бы сообщать старшим о том, что до горшка не добежал
К младшей группе (3+ года), помимо перечисленного, необходимо:
– иметь опыт общения и взаимодействия с другими детьми (в песочнице или в группах раннего развития)
– проявлять интерес к рисованию, лепке и прочим занятиям
– изъясняться простыми предложениями
– самостоятельно (хоть и не на скорость) надевать штаны или платье
Если ваш ребенок не дотягивает по 1-2 пунктам из списка, а сад, куда вы пытаетесь внедриться, имеет репутацию «хорошего» и славится своим «индивидуальным подходом», то еще можно рискнуть. Если пунктов несоответствия больше двух или если общее количество детей в группе не позволяет надеяться на индивидуальный подход, то лучше не спешить. Остаться еще на несколько месяцев дома и доработать со своим малышом необходимые навыки.
kikovic/Shutterstock.com
Готовность к разлуке
Анна Девятка, психолог-консультант
Готовность к саду – это, прежде всего, готовность к началу сепарации от родителей. К этому моменту уже должна быть сформирована здоровая привязанность к матери. Ребенок спокойно может отдаляться на время и чувствовать себя хорошо, так как знает, что мама вернется.
Грубо говоря, ребенок не готов к саду, пока он не пресытился родителями. То есть, чем больше времени вы провели с ребенком, тем выше вероятность, что он готов к кратковременным разлукам. Почему-то до сих пор многие родители полагают, что дети, приученные к рукам и привыкшие «держаться за мамину юбку» будут с трудом социализироваться и плохо впишутся в сад. На деле все ровно наоборот.
Этот феномен еще в 40-е годы прошлого века подробно описал Джон Боулби – английский психолог, автор теории привязанности. В те времена разные эксперименты с человеческой психикой вообще были в моде. Один из них выглядел так: мама с ребенком выходила на зеленый луг и садилась в кресло. Ребенок шел осваивать окрестности, то и дело оглядываясь на мать. Он обернется, она ему улыбнется – он смело идет дальше. И вот, в какой-то момент малыш оборачивается – а мамы нет (спряталась за креслом). Он начинает тревожно оглядываться, потом плакать, бежит к тому месту, где видел мать последний раз… Она появляется, берет его на руки, успокаивает – и снова садится в кресло. На этот раз ребенок уходит не так далеко, а оглядывается чаще… В какой-то момент мама снова исчезает. Потом снова находится… И после третьего исчезновения ребенок уже не идет самостоятельно гулять. Он стоит у кресла, вцепившись в мать, и тихонько плачет.
Romrodphoto/Shutterstock.com
Возраст готовности
Все дети разные: одни в яслях себя чувствуют прекрасно, другие до самой школы не способны к долгим разлукам с мамой. Но некие статистические нормы все же существуют.
Сепарация ребенка от родителей происходит в течении жизни, в несколько этапов, и в благополучном варианте завершается годам к 20-25. Эти этапы маркируются возрастными кризисами. И первые два приходятся как раз на 1 год и 3 года. Отдавая ребенка в сад, надо либо умудриться проскочить между ними, либо дождаться, пока минует кризис трех лет.
Анна Девятка, психолог-консультант
Понять что этап кризиса пройден можно по поведению малыша: он в меру спокоен и доволен, не устраивает истерик дома, без особенных проблем контактирует с детьми на детских площадках (не испуган, но и не агрессивен) и, заигравшись, забывает оглядываться на вас. Если вы уловили этот момент в 2 ребенкиных года, можно попробовать внедриться в ясли. Если нет, придется ждать завершения кризиса 3 лет (а он может затянуться до 4). Но надеяться, что адаптация в саду пройдет нормально, когда человек и так в кризисном состоянии – по меньшей мере, наивно.
Predrag Popovski/Shutterstock.com
Как отличить адаптацию от неготовности
Конечно, всякий домашний ребенок при первой разлуке заплачет… Это не значит, что он не готов к саду. Это значит, что разлука – стресс. А на стресс все здоровые дети реагируют примерно одинаково: ревом. Вам любой воспитатель скажет, что в период адаптации детей не стоит оставлять в саду дольше, чем на 3 часа и лучше забирать до дневного сна: то есть первое время он приходит в сад позавтракать и поиграть – и всё
Плач – это нормальная реакция, любой ребенок плачем реагирует на стресс. А вот тошнота, температура, даже частые «простуды» при разлуке с мамой – это сигнал, что ребенок не готов.
Марина Слинькова, семейный психолог
Конечно, выход в новый коллектив – это встреча с незнакомыми микробами. Иммунитет тренируется – и на этом этапе болеют абсолютно все дети. Но одно дело – болеть одну неделю в месяц, и совсем другое – жить в режиме «2 дня ходим, 2 недели болеем».
Если ребенок в саду не играет с детьми, а только плачет, или начинает кричать по ночам, стал писаться или часто болеть – забирайте. Если родитель не воспринимает других сигналов бедствия – ребенок уходит в болезнь.
Анна Девятка, психолог-консультант
Вам все равно придется постоянно сидеть на больничных – вряд ли работодатель это оценит. Так что лучше используйте свое право на отпуск по уходу за ребенком – посидите с ним сами, пока он не дозреет до сада.
Не педалируйте вопрос «социализации». Иногда до нее надо просто дорасти. Ребенку будет легче общаться в школе со сверстниками, если все 7 лет до школы он будет чувствовать себя защищенным и любимым, чем если проведет свои лучшие годы одиноко рыдая в саду на стульчике.
Читайте также:
Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе
Задержка речевого развития: почему молчит ребенок
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
Источник
«Отвели ребенка в сад – мама рада, папа рад». Увы, все не так радужно, как в строчке из стихотворения, для начала нужно пережить важный период адаптации к детскому саду.
В каком возрасте отдавать ребенка в садик?
Считается, что 3-4-летний малыш уже готов посещать детский сад. Детки до двух-трех лет очень зависят от мамы и пока еще не готовы к долгой разлуке. Не стоит отдавать малыша в детский садик в период кризиса трех лет, когда он начинает воспринимать себя отдельной самостоятельной личностью, все хочет делать сам, даже если не умеет. Отправляя кроху в садик в этот период, вы создаете для него и без того лишние стрессовые ситуации. В этом случае лучше подождать, когда ребенку исполнится три с половиной — четыре года.
Бывают ситуации, когда родители вынуждены отдать 2-летнего ребенка в группы кратковременного пребывания или ясли по причине выхода на работу либо когда он морально готов находиться в коллективе и эффективно взаимодействовать с другими детьми без мамы и папы. В любом случае необходимо пережить период адаптации.
Как определить, что ребенок готов к садику?
Ребенок готов к детскому саду, если он:
- тянется к общению с другими детьми;
- хорошо говорит, с незначительной помощью ухаживает за собой (ходит на горшок, моет руки, одевается, кушает);
- без истерик может находиться какое-то время один, не требуя чье-либо внимание, сам себя занимает и развлекает;
- нет противопоказаний по состоянию здоровья (пищевая аллергия, отклонения в работе нервной системы, предрасположенность к частым простудным заболеваниям, проблем со слухом и зрением и т.д.);
- сданы все необходимые анализы и пройдены врачи.
Как подготовить малыша к посещению сада?
Адаптация к детскому саду во многом зависит от характера малыша, а также от состояния его здоровья. Отдать кроху в детский сад без подготовки — значит спровоцировать сильный стресс, в этом случае процесс адаптации займет больше времени и даже может послужить причиной болезни. Как только малыш получил свое место в саду, нужно позаботиться не только о связанных с садиком покупках, но и о прохождении медосмотра.
Желательно заранее сделать следующее:
- рассказать малышу о садике, о режиме дня, особенно про «тихий час», постараться поддерживать похожий режим дома, играть с ним в «детский садик»;
- сходить на прогулку к детскому садику, поиграть на его территории, рассмотреть здание;
- рассказать ребенку про воспитателя, нянечку (в идеале заранее с ними познакомиться), объяснить, что это не чужая тётя, а помощник и друг, который знает много интересных игр и научит его полезным вещам;
- объяснить, что в садике он не будет один, что у него появится много друзей, с которыми весело будет вместе играть, учиться, гулять, кушать и спать.
Обязательно много разговаривать про садик, чтобы он заранее стал привычным и нестрашным местом.
Как вести себя в первые месяцы?
Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.
Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна. А далее важно выполнять обещание.
В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.
Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.
Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию. В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе.
Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно. Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.
Существует несколько вариантов периода адаптации:
- от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
- от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
- от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.
Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.
Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!
Любви и гармонии вашей семье!
Источник
Картинка найдена на просторах интернета.
Детский сад для родителей — желанный и порой необходимый этап в дошкольном возрасте ребенка. Успешное его посещение часто является в нашем сознании эквивалентом необходимой социализации и знакомства с общественными нормами. Конечно же, другой важной миссией детского сада является осуществление квалифицированного присмотра за ребенком, пока родители на работе.
Психологи «Первой школы современных родителей» First.school подготовили для Вас шпаргалку, чтобы Вам было легче ответить на вопрос – пора ли Вашему ребенку в детский сад.
Остро-социальный аспект
В России предоставление большинство родителей вынуждены вставать на очередь сразу после получения свидетельства о рождении своего ребенка, в тот период, когда еще невозможно спрогнозировать обстоятельства через несколько лет и познакомиться с характером ребенка. Подобные обстоятельства вынуждают ориентироваться не на готовность ребенка к детскому саду, а на возможность получить в нем место.
НО! В этой ситуации есть и плюс.
В случае повышенной тревоги мамы, внешние причины позволяют не фиксироваться на сомнениях отдавать ребенка в садик или нет, а просто пробовать и выяснять уже на практике, вполне возможно, что Вы зря опасались и ребенок давно готов к социализации.
Предполагая отдать ребенка в садик, задумайтесь о том, готовы ли Вы сами к этому событию? Может Вы просто не хотите расставаться с ребенком ни на минутку? Такое тоже бывает и женщина с упоением рассказывает о том, что у нее «несадиковский ребенок» по состоянию здоровья или нарушениям адаптации, вообщем находит причины, чтобы остаться с ним дома.
Если Вы готовы к новому этапу и хотите начать его в самое благоприятное время, то Вам необходимо проанализировать характер, режим, жизненный опыт и навыки Вашего ребенка.
Навыки и опыт.
Что должен уметь, и каким опытом обладать ребенок, который идет в сад:
- Обладать навыками самообслуживания. Ребенок должен уметь самостоятельного питаться, использовать ложку и пить из чашки, пользоваться туалетом или горшком. Периоды пребывания в памперсах допустимы в начале периода адаптации, но постепенно должны быть сведены к минимуму. Малыш должен уметь минимально одевать и снимать какую-то часть своей одежды, чтобы постепенно учиться совершенствовать этот навык в группе.
- Просить о помощи. Ребенок должен уметь попросить о помощи или дать понять о плохом самочувствии. Если малыш уже хорошо говорит, то родителям гораздо спокойнее, поскольку он уже может описать, как прошел его день хотя бы минимальными высказываниями, что позволит оценить его эмоциональное состояние в группе. Но часто в детский сад идут и плохо говорящие дети по рекомендации педиатров и логопедов, поскольку общение со сверстниками и развивающая среда стимулируют прогресс речи. В этом случае родителям нужно иметь иные критерии оценки психологического благополучия ребенка и понимать его сигналы и жесты.
- Ребенок должен иметь опыт коротких разлук с мамой, чтобы, оказавшись в садике, не столкнуться с первой утратой привычной эмоциональной связи в незнакомой обстановке. Старайтесь постепенно приучать ребенка к своим недолгим отсутствиям, оставляя его дома с другими членами семьи, чтобы ребенок понимал, что Вы обязательно к нему вернетесь через какое-то время. Первые эпизоды, как правило, сопровождаются слезами ребенка, а иногда и мамы. Не расстраивайтесь и не пугайтесь этого, подобное явление лишь говорит о нормальных близких эмоциональных привязанностях Вашего ребенка, а не является признаком проблем в адаптации в детском саду в будущем.
- Ребенок должен иметь опыт общения со сверстниками на прогулке, детских площадках или развивающих группах. Наблюдайте за малышом на улице, анализируйте его взаимодействие с детьми, возможные агрессивные проявления или, напротив, неспособность противостоять чужой агрессии. Не ждите, что малыши ясельного возраста будут активно играть вместе, их игра еще параллельна, они проводят время рядом, глядя друг на друга, занимаясь каждый своим делом или конфликтуя из-за привлекательных игрушек.
- Режим дня ребенка должен быть приближен к режиму детского сада, его меню и той деятельностью, которая ждет его там. Старайтесь заранее привести режим сна к ранним подъемам утром и дневному сну. Если малыш не выспался с утра, то многое, даже привычное, он будет воспринимать негативно. Блюда детского сада тоже должны быть знакомы ребенку и периодически присутствовать в его рационе, чтобы потом он не испытывал стресса. Настороженность в отношении непривычной пищи свойственна многим детям, поэтому малыш может испытывать дополнительный эмоциональный дискомфорт и голод.
- Ребенок должен быть здоров. Убедитесь, не находится ли Ваш ребенок в стадии обострения хронического заболевания, не помешает ли ему, например, пищевая аллергия посещать детское учреждение. Обсудите с педиатром возможности устройства ребенка в специализированный оздоровительный детский сад, где малыш получит необходимые процедуры, занятия, уход и диету. Ответственно отнеситесь к оформлению медицинской карты для детского сада. Подобная диспансеризация не является пустой формальностью, а позволяет оценить актуальное состояние здоровья ребенка, вовремя выявить проблемы со здоровьем и принять меры по его укреплению. С началом посещения детского сада неизбежной является адаптация к вирусам и инфекциям детского коллектива. Будьте готовы к тому, что иммунитет будет реагировать на новый опыт частыми ОРВИ, поэтому постарайтесь закалить организм ребенка и подготовить его к новому опыту.
Рекомендации родителям.
- Рассказывайте ребенку о садике, знакомя с его распорядком и формируя положительное отношение. Перечисляйте все плюсы пребывания там: общение с детьми, привлекательные игрушки, веселые прогулки, музыкальные и иные занятия. Говорите малышу, что он Ваш помощник, поскольку, посещая детский сад, он помогает Вам спокойно сосредоточиться на работе, пусть малыш чувствует гордость и старается Вас радовать.
- Договоритесь с воспитателем Вашей будущей группы, чтобы во время прогулок Ваш ребенок мог гулять с детьми, с которыми он скоро будет общаться каждый день, посещая садик, конечно, под Вашим присмотром. Когда он окажется в саду лица детей и воспитателей будут ему знакомы, а может он уже успеет с кем-то подружиться.
- Давайте ребенку с собой в сад любимую игрушку или вещь (например, мамин платок), психологи его называют «переходный объект», он пахнет домом и мамой и поможет ребенку легче перенести разлуку.
- Избегайте долгих прощаний, даже если Ваш ребенок плачет, когда Вы уходите. В противном случае это превратиться в своеобразный ритуал и Вы тем самым акцентируете внимание ребенка, усиливая тяжелый эмоциональный компонент прощания.
- Всегда с улыбкой встречаете ребенка из сада, обнимайте, хвалите за рисунки или поделки (ЛЮБОГО КАЧЕСТВА), которыми делится с Вами малыш. Акцентируйте на позитиве.
- Не устраивайте скандалы с воспитателями на глазах ребенка, если Вам что-то не понравилось. Вы садик смените, а ребенок получит в руки инструмент манипуляции Вами и негативный акцент «САДИК – ЭТО ПЛОХО».
- Дайте ребенку смысл посещения детского сада, важный для Вашей семьи. Позитивное подкрепление в таком глобальном масштабе всегда хорошо работает. Для ребенка посещение садика становится СЕМЕЙНОЙ ЦЕННОСТЬЮ. Например, представляешь, пока ты был в детском саду я успела столько дел переделать (далее Ваш рассказ о том, как прошел Ваш день простыми словами) и теперь у меня освободилось время и мы с тобой сможем пойти на твою любимую площадку.
- Обязательно дайте возможность рассказать ребенку о том, как прошел его день, поделился радостями и горестями, и не забывайте про позитивное подкрепление, чтобы ребенок знал, что для Вас важно каждое его слово.
Была ли статья полезная для Вас? Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал.
Задавайте вопросы – обязательно ответим или подготовим соответствующий материал на интересующую Вас тему.
Статья про подготовку ребенка к детскому саду на сайте первой школы для современных родителей first.school.
Источник