Ребенок 3 года есть невидимый друг

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда – никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» – кричит ребенок на прогулке. – «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… За обедом малыш возмущается: «А Леночке почему не положили суп?» На вопрос, кто такая Леночка, он в красках описывает – так это же пушистая лисичка, которая часто приходит в гости, и вот сейчас заглянула на чашечку вкусного супчика.
Как относиться к таким друзьям ребенка, которых вы и видеть-то не видите?
Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка – это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной – трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.
Невидимый друг – не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.
Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми – тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья – все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем – то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи – он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку). Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.
Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.
Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного барашка Вени. Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.
Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.
Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение – это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против барашек Веня, если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать – в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.
Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей – это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей – это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему некий Вася, которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.
Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.
Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью – чтобы развлекать и веселить его.
Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка – выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.
Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.
Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь – подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.
Фото – фотобанк Лори
Источник
Содержание:
Нередко родители сталкиваются с тем, что у ребенка появились воображаемые друзья. Ребенок видит кого-то, кого нет на самом деле. Мало того, он с ним ещё и дружит, разговаривает, делится тем, что не может рассказать маме с папой. Понятное дело, что такие обстоятельства вызывают у родителей шок, непонимание, беспокойство.
Часто взрослые начинают считать, что воображаемый друг у ребенка – это причина будущих психических заболеваний и отклонений. Но современная медицина не считает воображаемых друзей признаком психологической патологии. Но если вас всё-таки беспокоит поведение ребенка, обратитесь к детскому психологу. Он понаблюдает за малышом и даст соответствующие рекомендации.
В юном возрасте у ребенка возникает образ идеального друга. Если малыш не находит его в реальном мире, то он его придумывает. Вымышленный друг может быть кем угодно: героем мультфильма или сказки, животным, волшебным существом. Он приходит тогда, когда захочет ребенок. Они могут вместе играть, обедать, разговаривать.
Воображаемые друзья у подростков – явление редкое, но тоже встречающееся. Они возникают у девушек и парней как защитная реакция. Они поддерживают психику подростков при стрессе. Воображаемый друг помогает ребенку прийти в себя после душевной травмы. Таким стрессом может стать смерть близкого, переезд, предательство друга, развод родителей.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ВЫМЫШЛЕННЫХ ДРУЗЕЙ
- Одиночество. Если ваш малыш – единственный ребенок в семье, он не ходит в детский сад, а вы редко бываете дома, то неудивительно, что ему одиноко, и он хочет хоть с кем-нибудь подружиться, хоть с воображаемым персонажем.
- Желание быть первым. Если у ребенка в окружении приятели постарше и которым он подчиняется, то он захочет сбалансировать свою жизнь, придумав себе друга младше себя и слабее духом.
- Напряжение. Любой человек испытывает стресс, и ребенок не исключение. У него могут возникнуть конфликты со сверстниками, непонимание с учителями или воспитателями, ссора с родными. Или же он живёт в тени старшего брата/сестры. Родители иногда не замечают беспокойства малыша, думая, ну какие проблемы могут быть у ребенка. Это неверная позиция. Необходимо всегда заботиться не только о том, что дать ребенку поесть и во что одеть, но и о том, что творится у него на душе.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ЕСТЬ ВООБРАЖАЕМЫЙ ДРУГ
- Соглашайтесь с фантазией малыша. Не нужно уверять ребенка в том, что его друга не существует. Этим вы нанесете ему душевную травму. Лучше примите его вымысел. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы спросить, как дела у его приятеля и налить ему дополнительную чашку чая.Не нужно подавлять его фантазию. В детстве у ребенка развивается воображение, и не нужно мешать этому процессу. Также не надо смеяться над малышом. Этим вы отстраните его от себя, он закроется в своём мирке, и вам будет трудно расшевелить его.
- Не выступайте с инициативой. Не стоит спрашивать у ребенка, а пойдёт ли его воображаемый друг с вами гулять. Если малыш захочет, он сам скажет. Позвольте ребенку выражать свои чувства. Ведь если он не знает, кому можно высказаться, он рассказывает свои переживания воображаемому приятелю.
- Не позволяйте малышу перекладывать ответственность. Иногда ребенок перебарщивает и во всех своих проступках начинает винить воображаемого друга. Стоит прекратить это в самом начале. Ребенок должен помнить, что за всеми делами следуют последствия. И нужно за них отвечать. Если в комнате бардак, а малыш обвиняет в этом своего друга, то попросите сына или дочь убрать игрушки вместе с товарищем.
- Не используйте друга в своих целях. Не нужно говорить: «Твой друг хочет, чтобы ты доел суп». Это называется манипуляцией. Нечестно так поступать с ребенком.
- Уделяйте больше времени малышу. Проводите с ним время, узнайте его интересы и страхи, спросите, что его беспокоит. Обязательно скажите, что любите его, и он может вам доверять так же, как своему воображаемому другу.
Источник
Узнав, что у ребёнка появился воображаемый друг, с которым он беседует и играет, родители часто пугаются и даже бегут консультироваться со специалистами.
Стоит ли бить тревогу, когда ребёнок общается с воображаемым персонажем, или это нормально для детского развития?
Синдром Карлсона
По оценкам специалистов, около 65 % детей в возрасте от 3 до 8 лет придумывают себе воображаемых друзей.
Другом может стать литературный персонаж, герой популярного мультика или просто выдуманное существо. Если к определённому возрасту ребёнок забывает о подобном развлечении, это закономерный этап развития личности.
Чаще всего выдуманные друзья имеются у малышей с богатой фантазией и достаточно высоким уровнем интеллекта.
Создавая образ, они удовлетворяют некоторые свои потребности:
Компетентность
. Даже совсем маленькой личности хочется иногда играть главенствующую роль. И если в реальной жизни решающее слово всегда остаётся за родителями, то со своим воображаемым другом ребёнок может быть главным и самым умным.
Дружба
. В реальной жизни не у каждого человека находятся друзья, а потребность в отношениях имеется. С воображаемым персонажем легче найти общий язык. К тому же он всегда выслушает и не будет спорить или ругаться.
Автономия
. Малыш может не только придумать друга, но и смоделировать с ним любую ситуацию. Это даёт ему чувство контроля над жизнью. Иногда он даже пытается манипулировать родителями при помощи придуманного героя.
Причины появления воображаемого друга
Основная причина — это богатое воображение ребёнка, которое он использует.
Тем не менее спровоцировать появление несуществующего персонажа могут следующие факторы:
Одиночество, потребность в общении.
Часто это касается единственного ребёнка в семье. У него нет брата или сестры, а со сверстниками отношения не складываются. Когда у малыша появляется реальный товарищ, выдуманный персонаж обычно пропадает.
Потребность в защите.
Ребёнок чего-то опасается, но по разным причинам не может получить помощь и защиту у близких. Его помощником становится придуманный друг. Он охраняет его сон, сидя под кроватью, или сопровождает его на кухню, где прячется монстр.
Страх наказания.
Выдуманный друг становится своеобразным козлом отпущения. Когда мама спрашивает, кто разбил вазу, ребёнок отвечает, что это сделал Гоша. Через своего друга малыш может опосредованно проявлять злость, недовольство, агрессию. «Гоша не хочет этого делать!», «Это Гоша громко кричал».
Манипуляция родителями.
Ребёнок просит купить мороженое своему другу Гоше, требует новую игрушку, потому что Гоше скучно.
Как вести себя родителями
В первую очередь родители должны успокоиться и понять, что наличие воображаемого друга — это не симптом какого-либо заболевания, а естественный этап взросления.
Но при этом необходимо правильно себя вести, чтобы подобная игра не превратилась в проблему:
Расспросите ребёнка о его воображаемом друге.
Из рассказа вы поймёте, что за персонажа он себе придумал, как он к нему относится и что его беспокоит. Именно на своего невидимого приятеля малыш часто проецирует имеющиеся страхи, мечты, планы, желания.
Включайтесь в детскую игру.
Если малыш говорит, что Буба спрятался под кроватью, ищите его вместе. Поставьте для него тарелку и помойте яблоко — ведь Буба их так любит.
Не проявляйте инициативу в отношениях с воображаемым другом.
Не спрашивайте сами малыша, пойдёт ли его друг есть кашу и что он делал сегодня. Это внутренний мир ребёнка, в котором главный только он.
Не разрешайте перекладывать ответственность на друга и манипулировать вами.
Если малыш говорит, что в его проступке виноват невидимый приятель, объясните ему, что только он сам должен нести ответственность. Сами тоже не увлекайтесь манипуляциями — нельзя говорить малышу, что Буба просит его доесть суп.
Расширяйте круг общения ребёнка. У него должны быть реальные друзья.
Источник
Довольно часто у маленьких детей появляются воображаемые друзья. Это могут быть исторические личность, а которых они узнали из книг или кино, персонажи сказок, герои мультфильмов или совсем невиданные животные. А может быть и обычный ребенок, которого придумал малыш себе в качестве друга.
Эмоциональная связь с воображаемыми друзьями крепка. Стоит ли родителям быть тревогу по этому поводу? Влияет ли воображаемый друг на психику малыша?
Почему ребенок придумал себе друга?
Чаще всего, воображаемые друзья появляются у детей с богатой фантазией. При этом они не обязательно одиноки. Им просто доставляет удовольствие выдумать целого человека!
В воспитании ребенка и становлении его психики, воображаемые друзья удовлетворяют три потребности малыша:
1. Потребность в компетенции
Ребенок придумывает себе человека, который бы его всегда направлял. Они еще не могут брать на себя ответственность, им сложно принимать решения. А воображаемый друг в этом помогает. Он дает советы, направляет ребенка. Это как бы внутренний голос малыша, который ведет его вперед.
2. Потребность в отношениях
Если ребенку трудно социализироваться, то воображаемый друг в этом помогает. Он восполняет общение со сверстниками. Даже если друзья у малыша имеются, этого ему может не хватать. Детям нужно постоянно с кем то говорить, делиться своими мыслями. Родители тоже не могут постоянно находиться в роли слушателя. А вот воображаемые друзья могут.
3. Потребность в автономии
Так как воображаемый друг выступает в роли наставника, он может помочь ребенку повернуть ситуацию так, чтобы он смог получить в ней автономию.
Мнение психологов
Доктор Бенжамин Спок, еще в годы Великой Отечественной Войны, утверждал, что воображаемый друг – повод для беспокойства родителей. Особенно, если ребенку уже больше четырех лет. По его мнению, это признак того, что ребенок не приспособлен к реальной жизни, у него есть комплексы. Позже, психолог Жан Пиаже подтвердил эти слова, заявив, что воображаемый друг – признак нарушения развития психики ребенка.
Сейчас же мнение психологов кардинально изменилось. Они наоборот считают, что появление придуманных компаньонов свидетельствует о позитивных показателях психики ребенка, не зависимо от его возраста.
Были проведены научные исследования. В их результате было выяснено, что дети, у которых били воображаемые друзья, обладали более широким словарным запасом и навыками речи, чем у других детей. Они были менее стеснительными, быстро ориентировались в обществе и были более творчески способны. Богатая фантазия ребенка сильно влияет на его творческие способности, что тоже является плюсом появление воображаемых друзей. У таких детей практически нет ограничений в творчестве, они быстро придумывают новые варианты решений.
Сверхвозбудимость
Хотя были проведены исследования, некоторые психологи ставят под сомнение благотворное влияние воображаемых друзей на психику ребенка. Но, принимая этот факт, можно сказать, что из-за своих высоких способностях, дети страдают от сверхвозбудимости. Те, у кого есть вооброжаемые друзья, чаще других сталкиваются с этим явлением.
Характеристика сверхвозбудимых детей:
- Частое использование в речи метафор
- Большие возможности в фантазиях и выдумках
- Хорошее восприятие поэзии, одушевление неживых предметов и явлений, детализированные фантазии
- Жизнь не в реальном мире, а в мире фантазий
- Страсть к сказкам и мультфильмам о других мирах
- Непереносимость скуки
Связь между сверхвозбудимостью и воображаемыми друзьями еще только устанавливается. Но сходство характеристик говорит о том, что каждый ребенок с воображаемым другом – сверхвозбудим. А значит – имеет больший потенциал в творческих способностях, чем остальные дети.
Кроме того, существует теория, в которой говорится, что между воображаемыми друзьями и открытостью к новому опыту существует. Это значит, что если у ребенка есть придуманный друг, он будет более открыт всему новому. Он не будет бояться путешествий, новых знакомств. Не будет бояться учиться чему-то новому и заниматься новыми делами. Это все будет наоборот приносить ему удовольствие.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
5 вещей, которые нельзя делать при ребёнке!
Воспитание ребенка от 0 до 3 лет: секреты общения
Физическое воздействие на детей: бить или не бить?
Интернет-магазин “Ребёнок Занят” ( www.busybag.ru ) предлагает:
- компактные и очень занимательные готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома,
- наборы в подарок детям по любому поводу (Новый год, День рождения и т.д.),
- наборы для новорожденных малышей и будущих родителей,
- наборы развивающих книг и материалов для занятий с ребёнком любого возраста!
В профиле есть ссылки на наш сайт и аккаунты в соцсетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).
Хотите получить дополнительное финансовое образование по минимальной цене онлайн и в удобное время? Лекции по финансам онлайн>>> (по окончании каждого курса выдается онлайн сертификат)
Источник