Ребенок 3 года делает вид что не слышит

Ребенок 3 года делает вид что не слышит thumbnail

– Очень часто в своей работе детского психолога я сталкиваюсь с жалобами родителей на сложности воспитания, в частности такими: почему нужно десять раз повторять одну и ту же просьбу? Почему ребенок слышит и выполняет мое требование только тогда, когда я уже начала кричать? Почему часть моих просьб вообще игнорируется, как будто я и не просила ни о чем? – говорит Виттория.

Во время загрузки произошла ошибка.

Все подобные вопросы касаются одного явления, которое называется «избирательная глухота». Конечно, речь не идет о физическом нарушении слуха у ребенка, ведь приятные просьбы, ласковые слова, интересные беседы взрослых ребенок прекрасно слышит и правильно реагирует на них. Однако нарушение все же есть, но оно лежит совершенно в другой области – области коммуникаций. Оказывается, что не всегда бывает просто донести свою просьбу до ребенка так, чтобы он ее услышал и сразу же начал исполнять.

Причины

Одной из причин игнорирования ваших просьб ребенком является его возраст и особенности нервной системы. Понаблюдайте за малышом, который занят крайне интересным для него делом. В этот момент для него действительно не существует ничего вокруг. И если в этот момент озвучить просьбу, каковы у родителя шансы быть услышанным?  Они практически равны нулю. Кроме того, быстро, как взрослый, переключаться с одного вида деятельности на другую ребенок просто не в состоянии, поэтому указание закончить игру на планшете и идти мыть руки перед обедом, скорее всего, останется без ответа.

Мама четырехлетней Иры жалуется, что девочка никогда не слышит с первого раза ее просьбы. На приеме выясняется, что в основном проблема касается ситуаций, когда Ирочка сидит у телевизора или играет на планшете. Прямо в моем кабинете устраиваем эксперимент – мама включает ребенку мультик. Иришка полностью погружается в просмотр. Через небольшое время по ее отрешенному виду становится понятно, что действие на экране полностью поглотило ребенка.

Договариваемся с мамой, что в следующий раз перед началом просмотра Ире будет сказано, до какого места она может смотреть мультфильм, а также мама должна рассказать ей, что они будут делать после того, как просмотр будет закончен – идти за стол, собираться на улицу и т.д. Эффект от таких простых действий оказался очень результативным.

Простые правила

Правила помогут вам легче доносить до ребенка дошкольного возраста свои пожелания. Если ребенок занят чем-то увлекательным, а вам требуется, чтобы он закончил свое дело и выполнил вашу просьбу, не кричите из другой комнаты в надежде, что будете услышаны. Для начала дойдите до малыша. Посмотрите, что его так увлекло. Если есть время, задайте ему пару вопросов, относящихся к его занятию. Ваше внимание настроит ребенка на позитивный лад.

После этого постройте свою фразу следующим образом: «Я вижу, ты очень увлечен постройкой гаража. Ты уже сложил два этажа, а впереди еще столько работы – нужно построить пандус для заезда машин, организовать здесь мойку и заправку! Ты все так здорово придумал! Давай не будем разбирать эту постройку, она очень классная. Но сейчас пришло время обеда, и пора заканчивать игру. Тебе нужна еще пару минут, чтобы достроить третий этаж, или ты уже сейчас можешь прерваться, чтобы идти мыть руки?»

Таким образом взрослый показывает ребенку, что его игра – это важное и интересное дело. Он дает возможность закончить ее, а не бросать тут же, предупреждает о дальнейших событиях заранее. Все эти действия увеличивают шансы на послушание многократно!

Во время загрузки произошла ошибка.

Конечно, далеко не всегда мы располагаем достаточным временем, чтобы вести длинные беседы с ребенком перед тем, как озвучить свою просьбу. Возьмите на вооружение следующий способ: обнимите ребенка за плечи или дотроньтесь до руки, посмотрите в глаза, назовите по имени и начните свою просьбу словами: «Маша, сейчас очень важно, чтобы ты меня послушала. Мы опаздываем в поликлинику, поэтому прямо сейчас нужно отложить игрушки (ты сможешь доиграть в эту игру вечером) и надевать платье и носки. Они уже ждут-не дождутся тебя на диване».

Очень важно похвалить ребенка, если он сразу послушался. Причем лучше всего сказать: «Как здорово, что у меня растет такая внимательная девочка! Мне не нужно было повторять десять раз свою просьбу: я всего один раз попросила, а ты сразу услышала. Какая же ты молодец! Теперь мы наверняка успеем к врачу, а по дороге я расскажу тебе интересную историю».

Если «глухота» сопровождает непослушание

Ко мне на развивающие занятия для малышей ходит няня с двухлетним Даней. Это очень смышленый мальчик, привыкший всегда добиваться от взрослых желаемого. Когда какое-то из заданий кажется ему не очень интересным, он начинает бегать вокруг общего стола и опрокидывать детские стульчики. Няня бросается за ним в погоню, выкрикивая: «Даня, перестань! Даня, так нельзя!», при этом умиляясь его детской непосредственности и улыбаясь. Так продолжается до тех пор, пока все стульчики не улягутся ножками вверх или пока няня все же не догонит Даню. При этом малыш воспринимает данную ситуацию как веселую игру и даже не собирается слушаться.

Понаблюдав за этим поведением несколько занятий, я договорилась с няней, что отныне она больше не будет гоняться за мальчиком (таким образом, мы исключаем элемент игры и веселья). Вместо этого она объявит Дане, что тот должен будет сам поднять каждый стул, который уронит (так ребенок столкнется с последствиями собственных действий).

Читайте также:  Креатинин крови у ребенка 3 года

Первый раз Даня искренно не понимал, почему никто не обращает на него внимания и уложил на пол всего три стула из шести. И сначала очень не хотел ставить их на место. Однако няня с моей помощью была настойчива. К слову сказать, Дане потребовалось еще два занятия для полного преодоления привычки к опрокидыванию стульчиков. А няня приобрела важный опыт: для того чтобы ребенок услышал просьбу, важно самому относиться к ней серьезно, а также всегда сталкивать малыша с последствиями собственного непослушания. Этот способ всегда эффективнее нравоучений.

Напоминания, которые не работают

Как быть с просьбами, которые относятся к выполнению ежедневных бытовых действий, например, мытье рук после прогулки, чистка зубов перед сном, уборка игрушек? Порой родители прикладывают поистине титанические усилия для того, чтобы приучить детей делать это без напоминаний, и уж тут избирательную глухоту можно встретить чаще обычного.

Чтобы не повторять ежедневно бытовые просьбы, заведите карточки с картинками, на которых будут изображены необходимые действия. Так, в коридоре можно повесить карточку с ровно стоящей обувью, аккуратно висящей одеждой и изображением ребенка, моющего руки. В игровой – карточку с игрушками, расставленными по местам и т.д. Такие изображения помогают дошколятам не забывать домашние правила. И вместо «Я сколько раз говорила, что нужно мыть руки после прогулки!» можно обойтись просто указательным жестом в сторону висящих картинок.

Во время загрузки произошла ошибка.

Доходчивые просьбы

Как часто вы используете такие общие указания как: «Уберись здесь!», «Прекрати!», «Веди себя прилично!» или просто окрик по имени? Подобные формулировки звучат очень смутно и расплывчато – ребенок не всегда может точно понять, что вы хотите от него в данный момент. Поэтому ему проще всего их просто проигнорировать, включив «избирательную глухоту», нежели пытаться исполнить неясную инструкцию.

Конкретные простые указания помогают ребенку легче сконцентрироваться и понять, что от него в точности ожидают. Вместо «Уберись тут!» произнесите: «Сложи эти машинки в коробку, а книжки поставь на полку». Вместо «Веди себя прилично!» скажите: «Пожалуйста, разговаривай обычным голосом и тише». Окрик по имени замените фразой: «Я хочу, чтобы ты подошла и взяла меня за руку».

Еще один способ борьбы с «тугоухостью» – предупреждение о последствиях. Например: «Сейчас я хочу запустить посудомойку. Тот, кто не принесет мне свою посуду, будет мыть ее вручную». Или: «Время убирать игрушки. А кто не услышит, что пришло время уборки, вечером будет сидеть без игрушек. Потому что у нас есть правило – кто игрушки не убирает, тот с ними больше не играет». Подобные формулировки лишают вас необходимости сто раз повторять одну и ту же просьбу.

Чтобы дошкольник мог сам контролировать время, когда ему заканчивать игру, просмотр мультфильмов или любое другое интересное занятие, подарите ему песочные часы – на них наглядно видно течение времени. Имея перед глазами это полезное устройство, ребенок уже не сможет «забыть», что время игры подходит к концу и скоро нужно будет заняться чем-то другим по вашей просьбе.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

мама ругает ребенка играющего на полу

Сегодня поговорим о наших подросших малышах. При изобилии информации о том, как кормить, укладывать спать, купать и развивать малышей, вопросы воспитательного характера отходят на второй план.

Сегодня восполним этот пробел и поговорим о том, что делать, если ребенок вас не слышит. Стоит ли кричать, ругать, бить, наказывать, или есть какие-то другие способы воздействия.

Первым делом давайте разберемся, почему так происходит.

Особенности восприятия ребенка

Нужно обратить внимание на специфику возраста и возрастные особенности восприятия.

Если отчаявшаяся мама обращается ко мне за консультацией, то я первым делом обращаю ее внимание на эти моменты, чтобы у нее сформировалась правильная картинка происходящего.

Есть несколько моментов, которые дают ключ к пониманию того, почему ребенок действительно вас не слышит:

  • Эффект фона.

В течение первого года жизни малыша, мама привыкает работать неким круглосуточным радио, которое постоянно что-то рассказывает, объясняет.

В 6 или 8 месяцев это действительно важно, мама показывает ребенку на объекты и рассказывает, что это и как с этим взаимодействовать. Это самый главный способ познания окружающего мира.

Важно! Но подрастающий ребенок уже не нуждается в постоянном комментаторе. Ему скорее нужно направление деятельности.

А если мама выступает постоянным фоном, то и острота восприятия ее слов снижается.

Мамин авторитет — вполне понятная и достижимая вещь, если соблюдать все правила из интернет-курса Мама-главная: как повысить материнский авторитет и распрощаться с детскими капризами.

Важно продолжать быть рядом, направлять и подсказывать, но речь родителей по отношению к ребенку старше года,  должна быть привязана к занятию и призывать к диалогу, а не быть постоянным монологом.

  • Мама сама учит ребенка, что ее можно не слышать.
Читайте также:  Овечий кал у ребенка 3 года

Конечно, это происходит неосознанно.

Когда вы сидите в другой комнате и видите или слышите, что ребенок лезет на стол, чтобы добыть нож или хрупкую вазу, нужно вставать и пресекать эти действия.

Но чаще всего у мамы это вызывает поток словесных команд, которые ребенок и не думает выполнять, поскольку он сосредоточен на вожделенном предмете.

Важно! Раз за разом малыш привыкает, что он делает то, что ему нужно, а мамины слова доносятся издалека, как шум моря.

И снова мы, взрослые создаем условия для развития определенного поведения, за которое потом виним дочку или сына за непослушание.

Читайте также полезную статью Как мы учим детей нас не слушаться>>>

  • Еще один момент, если ребенок чем-то увлечен.

Он собирает мозаику или играет с куклой, а мама начинает издалека говорить ему о том, что пора идти гулять, кушать, ложится спать или еще что-то. Ребенок не реагирует, поскольку он очень увлечен. Но мы снова учим его не реагировать на нас.

Здесь кроется ответ на извечный вопрос к психологу, его задает почти каждая мама. Почему меня ребенок не слышит, а стоит папе сказать что-то обычным, ровным голосом, и он уже реагирует.

Все просто, папа весь день на работе, он меньше общается с ребенком и если говорит, то — по существу. В этом случае его поведение стоит перенять, как пример для подражания.

Подробнее о разнице в воспитании смотрите в интернет-курсе Мама и папа: воспитываем вместе!>>>

Есть повод задуматься

Здесь родителям нужно остановиться и другими глазами взглянуть на процесс взаимодействия с детьми.

По сути, во всех выше разобранных ситуациях нет повода для раздражения, повышения голоса и тем более для наказания.

Читайте также Как не кричать на ребенка>>>

Есть повод пересмотреть свое поведение. В происходящем виноват не ребенок, это мы, взрослые сформировали его поведение таким образом, выработали определенную реакцию на стимул, которым выступает мамин голос.

Важно! Скорректировав собственное поведение, мы изменим и реакцию на него.

Что делать, чтобы вас начали слышать?

На самом деле, в этом нет ничего сложного. От вас потребуется лишь чуть больше включенности в процесс взаимодействия:

  1. Если вы говорите ребенку что-то из разряда: «Не трогай, это острый и опасный нож», а он продолжает попытки достать этот предмет, то нужно подняться, дойти до ребенка и перехватить его ручку.

Твердо скажите: «Нет, это трогать нельзя. Брать нож можно только со мной, потому что он опасен. Я могу дать тебе пластмассовый ножичек».

Важно! Это утомительно, но раз за разом у ребенка формируется понимание, что мама сказала — надо сразу сделать.

  1. После года уже не требуется постоянно комментировать все, что происходит вокруг. Для этого есть минуты общения, когда мы листаем книжку или выходим на прогулку, где столько всего нового.
  2. И последняя рекомендация. Прежде чем попросить малыша о чем-то, добейтесь контакта с ним. Чтобы он отвлекся от своей игры и переключил внимание на вас.

Техника привлечения внимания

Самая простая называется ВУК, то есть «взгляд – улыбка – кивок».

Когда ребенок чем-то увлечен, а вам нужно привлечь его внимание, просто подойдите к нему и сделайте что-то, чтобы он перевел взгляд на вас. Улыбнитесь ему, кивните, и он, скорее всего, повторит эти действия.

Теперь вы стали центром внимания, можно переходить к словам. Можно сказать, что-то вроде: «Я вижу, что тебе очень интересно играть, но давай через пять минут начнем вместе складывать игрушки, потому что сейчас мы пойдем и поедим вкусный супчик».

Читайте также Как вести себя с ребенком>>>

С большей вероятностью он будет помогать собирать игрушки, ведь он уже в контакте с мамой. Более того, ему не приказывают, а приглашают к сотрудничеству, а за столом его ждет вкусный бонус.

Еще одна важная деталь, заключен договор, что можно поиграть еще 5 минут, после чего приступать к завершению игры. То есть взрослый проявил уважение к занятию ребенка и дал время завершить какую-то логическую часть.

Заключение

Наши дети — это наше с вами отражение. Если у них проблемы с поведением, значит нужно серьезно задуматься над собственным.

И данный пример наглядно показывает, как мама сама развивает у ребенка привычку не слышать и не замечать ее указаний. Но чем младше ребенок, тем легче эти моменты поддаются коррекции.

Чтобы научиться общаться с ребенком и понимать его психологические особенности в возрасте от 1 до 5 лет, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

Счастливого материнства!

Читайте также:

  • Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
  • Безопасность ребенка на улице
  • Как научить ребенка убирать игрушки?

Источник

«Я ему 10 раз уже сказала – а он «ноль» реакций! Ты вообще меня слышишь?» Порой, родителей может довести до бешенства ситуации, когда ребенок игнорирует их просьбы, делает вид, что не слышит, не делает так, как просят родители. Он мирно продолжает свои увлекательные занятия или наоборот протестует, восстает и делает все наоборот. Варианты действий ребенка на наши высказывания могут быть разнообразны, но упрек родителей один – он меня не хочет слушать, такое ощущение, что он меня вообще не слышит!rebenok ne slushaetsy

Читайте также:  Ребенок 3 года не может откашлять мокроту что делать

Почему же так происходит? Ведь маленький ребенок не строит планы о том, как бы доконать своих родителей, проучить их, и воспитать. Его реакции больше напоминают автоматические реакции, отражение наших с ним отношений. И если ребенок вас не слышит, то это лакмусовая бумажка, показывающая, что вы существуете на разных волнах со своим ребенком, что отношений сотрудничества между вами нет.

А что могло послужить этому. Хотелось бы перечислить причины, которые приводят к такому результату:

Самый безобидный и легко исправимый вариант, когда ребенок действительно вас не слышит в силу того, что погружен в состояние игры, в мир своих фантазий. Он настолько увлечен этим, что доносящийся голос просто не замечается. Вообще, игру ребенка лучше не перебивать, без особых поводов. Но если повод действительно важный, то сначала убедитесь, что когда вы говорите  ребенок смотрит на вас, что его внимание полностью переключилось с игры на вас и только тогда говорите – об этом больше читайте в статье «Мир глазами ребенка».rebenok ne slushaetsy

Во всех же остальных случаях ребенок действительно не хочет слушать своих родителей. Для того чтобы лучше прочувствовать эти причины, мысленно поменяйтесь ролями с ребенком и представьте:

  • А вам хочется слушать людей, которые постоянно нудным и авторитарным голосом повторяют одно и то же «Я тебе сказала…». И при этом хочется ли вам начать меняться в лучшую сторону, исправиться, быть хорошим?
  • А хочется ли слушать людей, которые чаще говорят обидные фразы и сравнивают тебя с другими не в лучшую сторону, нежели говорят слова поддержки и одобрения?
  • А вам хочется слушать людей, которые почти всегда говорят: «Нет, Нельзя, опасно, упадешь, не трогай»…
  • А хочется прислушиваться к людям, которые не обращают никакого внимания, когда ты действительно ведешь себя безупречно. Но всегда обратят внимание при малейшей ошибки и оплошности, и укажут на это.
  • А может быть вам хочется слушать людей, которые игнорируют ваши просьбы и заняты разговорами с подругами по телефону или, не отрываясь, смотрят телевизор, лишь отвечая сейчас-сейчас, подожди, подожди, и это в лучшем случае.
  • Или, быть может, вам хочется слушать людей, которые уже давно все за вас решили, когда и чем заниматься, куда ходить и где присесть, и даже кем вы будете в будущем, и мифическая свобода выбора вам теперь может только сниться.

rebenok ne slushaetsyВедь ребенок вовсе не монстр, который приходит, чтобы отвлекать от важных дел. Кстати он даже понимает, когда делает что-то не то, но порой, это единственный способ обратить на себя внимание, вызвать очень яркие эмоции своих родителей. Он бы и сам рад что-то сделать для любимой мамы, но встречая нудно-поучительный настрой, просто не может уже делать так, как просит мама, чтобы сохранить свое Я.

И еще, на мой взгляд, самый важный фактор, который часто не берется вообще во внимание при разборе полетов непослушных детей: Ребенок нас не слышит и не выполняет наши просьбы, когда видит не покорную и независимую маму – он просто берет с вас пример. Если на каждое высказывание папы – у мамы есть свое мнение и аргумент против, то есть мама не слушает папу – ребенок не будет слушаться.

Да и еще, обратите внимание, слушаете ли вы своих собственных родителей? Или все время спорите с ними?

Как видите, за банальным не послушанием, скрывается разнообразное множество причин. По сути, причины непослушания кроются вовсе не в ребенке, а в нас самих. И с ребенком-то, собственно, делать ничего не надо.

И какой же выход? Простой и в то же время сложный в своем исполнении, требующий выхода из своих собственных автоматических реакций и осознания своих порой эмоциональных поступков и высказываний. Изменение собственной позиции по отношению к ребенку: требовательной, авторитарной и поучительной – на позицию открытую к диалогу и сотрудничеству, принимающей мнение ребенка: его желания чего-то делать или, напротив, не делать.

Никогда не унижайте ребенка, прислушайтесь к нему, почему он «закрывает уши», запишите свой голос на диктофон – и послушайте себя, хочется ли вам слушать такого человека? Практикуйте активное слушание, спокойно объясняя чувства ребенка ему самому (подробнее об этом читайте в книге Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»).

Будьте истинной женщиной, которая никогда не спорит со своим мужем и следит за своей речью. Только тогда ребенок будет с радостью или из чувства долга слышать и слушаться своих родителей.

А еще глубже понять эту тему вам поможет отрывок из лекции О.Г.Торсунова «Секреты воспитания»:

Если информация в статье может быть полезна кому-то еще, поделитесь ею в социальных сетях!

Источник