Ребенок 3 года давится твердой пищей

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.
По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.
В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.
Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Комаровский о проблеме
Не жует
Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!
Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.
Не ест с ложки
Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.
Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.
Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.
Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.
На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.
Не хочет есть пищу кусочками
Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.
Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.
Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.
Не хочет есть, пока не включат мультики
Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.
Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.
Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.
Советы
- Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
- Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
- Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
- Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
- Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
- Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.
Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.
Источник
Почти каждой маме, хоть раз в жизни, доводилось наблюдать момент, когда ребенок поперхнулся во время еды или прикорма.
Паника, страх, отчаяние…
И начинаешь думать, что может не стоит давать кусочки, а побыть еще на пюре? Кто-то так и поступает, а затем, в 1–2 года приходят ко мне и жалуются, что ребенок давится едой, не может есть плотную пищу и мама до сих пор все перемалывает.
Как найти золотую середину между обучением ребенка справляться с кусочками и при этом свести к минимуму ситуации, когда малыш ими давится? Вот об этом в статье.
Почему ребенок давится едой?
Представьте себе, какие перемены проходит маленький ребенок за первый год жизни в своем питании. От жидкой пищи он переходит к пережевыванию плотной пищи, пробует сам себя кормить.
Для грудничка освоить жевание — на самом деле очень большая сложность:
- Теперь нужно поработать и своими ручками, беря еду и отправляя ее в ротик, да еще и не промахнуться при этом;
- В работу включается не только язык, как было до этого, но и челюсти;
- Мозгу теперь приходится согласовывать действия рук, языка, челюстей, губ; поначалу он может не справляться с такой нагрузкой должным образом.
В таком напряжении немудрено, что ребенок иногда давится во время еды. И да, почти наверняка, плотной пищи он съест меньше, чем пюреобразной. Ведь жевать для него — большой труд. Это освоение нового навыка, на него понадобится время.
Читайте также о развитии ребенка по месяцам до года>>>
Главные причины трудностей в питании
В большинстве случаев мы сами провоцируем ситуации, при которых ребенок часто давится едой:
- Спешка и суета.
Мы всегда спешим, нам катастрофически не хватает времени на все домашние дела. Поэтому пищу малышу мы готовим блендером (и нам удобнее, и ребеночек съест быстрее) или вовсе покупаем магазинные баночки.
Но это удобнее нам, а не маленькому. Мы не учим ребенка жевать, постоянно предлагая пюреобразную пищу.
- Раннее введение прикорма.
Можно решить, что 4 месяца — это пора перехода на прикорм (особенно, если первый ранний зубик уже пожаловал — иногда и такое бывает).
Читайте о прикорме для малышей по месяцам при ГВ>>>
Потому что молока стало меньше, ребенку его уже не хватает. Потому что решили выходить на работу и переводить малыша на смеси и более взрослую пищу. Потому что бабушка так сказала.
Важно! До полугода у ребенка существует защитный рефлекс: любой твердый предмет, попавший в ротик, выталкивается языком наружу.
При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой.
Природа, в отличие от нас и даже наших бабушек, знает, что сейчас еще рано знакомить маленького человечка с кусочками еды. Он просто не поймет, что с ней делать.
А вот с 6 месяцев этот рефлекс сменяется жевательным, малыш начинает делать жевательные движения с участием челюстей, губ, щек.
Читайте интересную статью Как научить ребенка жевать>>>
- Задержка времени знакомства с твердой пищей.
Из-за советов педиатра, который говорил, что при отсутствии зубов малышу бесполезно давать плотную пищу, продолжаем и в 8–10 месяцев давать лишь пюре.
Сначала дождемся зубов, а потом будем покорять «жевательные вершины» — в корне неверная установка.
Все детки разные, и иногда случается, что первый зуб прорезается намного позже полугода. К этому времени естественный жевательный рефлекс, не получив развития, увы, угасает. Не удивляйтесь тогда, что ребенок и в 2 года постоянно давится едой.
Для детей старше года, имеющих проблемы с питанием, смотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
- Страх.
Вы дали ребенку кусочек еды, а он поперхнулся. Вы жутко перепугались и бурно выражали это в присутствии малыша. Кроха теперь интуитивно защищает маму от волнений, отказываясь принимать такую еду.
А если ест, то от напряжения снова давится. Потому что мозг получил урок: еда кусочками — это опасно.
Читайте важную статью Что делать, если ребенок подавился>>>
- Отдельное кормление ребенка.
Сажаете маленького за отдельный столик, в отдельной комнате, даете ему отдельную пищу, давая понять, какой он уже большой и важный.
На самом деле вы просто лишаете его возможности учиться на примере: видеть, как другие члены семьи берут еду, какая она, как пахнет, как выглядит, как они ее жуют, как им это нравится, подражать им.
Лишаете малыша необходимого опыта, семейной социализации, а потом удивляетесь: и почему это ребенок давится во время еды?
- Смешиваем пюреобразную еду и плотные кусочки.
Мы решаем, что самое благоразумное — смешать небольшие кусочки твердой еды с пюре, которое малыш глотает, практически не жуя. Не ожидая подвоха, он пытается проглотить и пюре с кусочком. Но его мозг к этому оказывается не готов. Ребенок давится.
Как научить ребенка справляться с кусочками?
- Помните: всему свое время.
Важно! Не спешите с введением «кусочной» пищи, но и не затягивайте позже 9 месяцев.
После этого возраста ребенок начинает бояться новых ощущений, ему становится не интересно учиться жевать.
Он не сможет легко научиться этому даже при наличии зубов. Давайте твердой пищи совсем понемногу, оставляя основной едой грудное молоко.
- Давайте небольшие мягкие микродозы продуктов.
- Предлагайте еду кусочками без уговоров, мультиков, прибауток и прочих «отвлекающих маневров».
- Если ребенок давится едой даже в возрасте 1 год, попробуйте сначала дать ему несколько кусочков пищи, пока он не устанет от процесса жевания, а потом можно перейти к более привычной ему пище.
Но самое основное, что поможет вам без проблем научить маленького правильно жевать твердую еду — это естественный прикорм, о котором я часто говорю. Он закладывает те самые основы, верные и своевременные, которые ненавязчиво и естественно приведут ребенка к жеванию:
- У малыша вовремя развивается пищевой интерес: ему любопытно, что кушают папа с мамой, он хочет это попробовать сам.
- У него есть возможность чувствовать себя членом семьи, сидя за общим столом, проводя время с родными.
- Природа сама подсказывает ребенку, когда пришла пора попробовать что-то со взрослого стола.
Читайте также статью по теме: Педагогический прикорм>>>
На самом деле вы сэкономите кучу времени не тем, что покупаете баночки, а тем, что просто не готовите маленькому никаких отдельных блюд – таких не похожих на ваши, а потому таких подозрительных.
Важно! При таком подходе старайтесь сделать так, чтобы ребенок имел представление, что именно за продукт он кушает: конкретно мясо, яйцо, рыбу, яблоко.
И еще — будьте терпеливы. Любой навык требует от вас терпения, а от крохи —усилий и времени на освоение. Давайте ему это время, не торопите события.
Если все же ваш ребенок постоянно давится едой, то стоит заново пересмотреть все принципы ведения прикорма, провести работу над ошибками и научить ребенка справляться с кусочками.
Подробно, по шагам, все о ведении прикорма смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>
Кормите малыша правильно!
Читайте также:
- Таблица прикорма ВОЗ
- С какого возраста можно давать рыбу ребенку?
- Как научить ребенка кушать самостоятельно?
Источник
Delovaya_80 г. Москва №0 | 15.03.2020-08:49 | Добрый день. Дочери 3,4 года. До определенного момента нормально ела твердую пищу. Постепенно стала замечать, что пищу она стала жевать дольше и зачастую выплевывать обратно в тарелку. Недели две назад совсем стала отказываться от обеда и ужина, которые надо жевать. Из обследований: сделали УЗИ брюшной полости с водно-сифонной пробой. Специалист УЗИ сказал, что якобы в пищеводе есть какой-то спазм, в результате которого пища задерживается в пищеводе дольше, чем положено. Дальше пошли к гастроэнтерологу, который поставил Гастроэзофагеальный рефлюкс без эзофаита. И направил дополнительно к неврологу, так я пожаловалась также на перепады настроения у ребенка и нарушения сна. Стала долго засыпать и отказываться от дневного сна. Невролог прописал АТАРАКС. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №1 | 15.03.2020-08:52 | Это наводит на мысль о том, что что-то произошло. Здравствуйте. Условия проведения демо-консультации Готовность активно участвовать в процессе. Свободное общение в течении 3-х дней. |
Delovaya_80 г. Москва №2 | 15.03.2020-08:59 | Здравствуйте, Наталья. Изменения в семье такие: мы сейчас занимаемся обменом квартиры. Это, конечно, сопряжено с достаточно большими переживаниями у взрослых. На днях будет сделка, потом ремонт, переезд. Так что это не закончится прямо завтра. К нам на это время приехала бабушка, которая с нами обычно не живет. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №3 | 15.03.2020-09:02 | №2 | Delovaya_80 писал(а): здесь важна именно Ваша реакция на происходящее. что лично Вы не можете принять? как приезд бабушки восприняли? |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №4 | 15.03.2020-09:04 | Один из законов психосоматики: Ребёнок телесными проявлениями реагирует на нерешённые психо-эмоциональные конфликты родителей. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №5 | 15.03.2020-09:05 | Пища, проблемы с ЖКТ вообще – это т.н. “кусковой конфликт”. Как Вам этот обмен? Чья вообще была идея? |
Delovaya_80 г. Москва №6 | 15.03.2020-09:08 | Ооочень тяжело дается мысль, что “влезаем” в ипотеку. С бабушкой отношения хорошие, ее воспринимаю как помощника, понимаю и благодарна ей, что она согласилась помочь. Но возможно и усталость накопилась от того, что все вместе на одной маленькой жилплощади находимся (сейчас однушка у нас). |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №7 | 15.03.2020-09:09 | №6 | Delovaya_80 писал(а): отец ребёнка с вами живёт? на кого надеетесь по ипотеке? |
Delovaya_80 г. Москва №8 | 15.03.2020-09:10 | №5 | Железкова Наталья Александровна писал(а): Однушку меняем на трешку. Идея моя наверное прежде всего. Муж на поводу обычно. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №9 | 15.03.2020-09:10 | №8 | Delovaya_80 писал(а): ага. хочу кусок побольше, но боюсь. |
Delovaya_80 г. Москва №10 | 15.03.2020-09:11 | №9 | Железкова Наталья Александровна писал(а): ой) как в точку! |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №11 | 15.03.2020-09:12 | ребёнка нужно оставить в покое, и так достаточно фиксаций на проблеме: врачи, обследования… Вам отработать свою реакцию. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №12 | 15.03.2020-09:15 | 1. Работать хорошо бы на уровне понимания, пару вариантов про то, сможет ли кто-то помочь финансово. И про то, что можно сделать, если “не потянем”. 2. Но главное – отработать на уровне тела! |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №13 | 15.03.2020-09:17 | Про первому пункту разберётесь сами. Проговаривайте с мужем, роднёй, теми, кто поддерживает Вас в этом решении, озвучивайте свои чувства. Не залипайте в них, но легализуйте. Решение принимать Вам, но важно же понимать, как окружение настроено? |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №14 | 15.03.2020-09:20 | По второму, телесной реакции – к специалисту. Если хотите быстро, то ищите тех, кто именно через телесные реакции работает. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №15 | 15.03.2020-09:22 | И самостоятельно обязательно! Вечером, когда ребёнок заснул, первые 10-15 минут сна. Понятен смысл? |
Delovaya_80 г. Москва №16 | 15.03.2020-09:23 | №15 | Железкова Наталья Александровна писал(а): конечно! |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №17 | 15.03.2020-09:23 | №15 | Железкова Наталья Александровна писал(а): Не вваливаться в жалость! |
Delovaya_80 г. Москва №18 | 15.03.2020-09:24 | №14 | Железкова Наталья Александровна писал(а): Это должна быть обязательно очная консультация? Или можно удаленно работать? |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №19 | 15.03.2020-09:25 | На питании ребёнка НЕ фиксироваться! Лучше, если будет выбор на столе каша, например, и что-то более крупное просто стоИт как на общем блюде. |
Delovaya_80 г. Москва №20 | 15.03.2020-09:26 | №19 | Железкова Наталья Александровна писал(а): да, понятно |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №21 | 15.03.2020-09:26 | №18 | Delovaya_80 писал(а): конечно можно, сейчас вообще очных всё меньше. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №22 | 15.03.2020-09:27 | №20 | Delovaya_80 писал(а): сейчас найду похожий пример, прикреплю… |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №24 | 15.03.2020-09:32 | там, правда, постарше ребёнок был. у вас, скорее, хватит работы только с Вами. следующий пост – отзыв. одного сеанса хватило. |
Delovaya_80 г. Москва №25 | 15.03.2020-09:39 | Наталья, поработаете со мной? |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №26 | 15.03.2020-09:41 | №0 | Delovaya_80 писал(а): И вот здесь: При всей Вашей занятости уделяйте время только для ребёнка. Не в количестве, а в качестве, помните, пожалуйста. Ваше внимание, присутствие помогло снизить тревожность. [ Сообщение изменено: 15.03.2020 – 09:42 ] |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №27 | 15.03.2020-09:41 | №25 | Delovaya_80 писал(а): пишите вотсап +7 999 656 87 50 |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №28 | 15.03.2020-09:47 | ух, даже не спросила, как Вас зовут) на б17 буду вечером, если что – пишите. |
Delovaya_80 г. Москва №29 | 15.03.2020-09:50 | №28 | Железкова Наталья Александровна писал(а): да, ничего, главное в точку сразу попали, как мне кажется) |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №30 | 15.03.2020-09:51 | Вижу, отвечаю. |
Delovaya_80 г. Москва №31 | 15.03.2020-10:14 | Большое спасибо. Помогли увидеть корень зла! |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации Сейчас на сайте №32 | 17.03.2020-09:24 | Евгения, закрываю тему. Благодарю за работу. |
Вы можете также получить консультацию у психолога, ведущего данную тему! Доступно общение в приватном или бесплатном формате.
Получить консультацию психолога
Источник