Ребенок 3 года что нужно
Познавательное развитие ребенка 3 лет
Отличие предметов по признакам:
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Источник
Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.
Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.
Этапы развития ребенка в три года:
1. Социальное развитие.
Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.
2. Эмоциональное развитие.
Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.
3. Когнитивное развитие.
Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.
4. Общее физическое развитие.
Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.
Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.
Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:
1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».
2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.
3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.
4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.
5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.
6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.
7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».
Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.
Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂
Источник
К своему третьему дню рождения ребенок хорошо владеет телом, воспринимает себя как отдельную личность и активно проявляет самостоятельность. В этом возрасте дети уже понимают значение праздника и свою роль в нем, поэтому подарки на 3 года нужно выбирать продуманно. Будь то игрушка, одежда или что-то другое, это должно быть пригодно для использования сразу.
Давайте рассмотрим, что можно подарить ребенку в 3 года.
Конструктор
В таком возрасте детям нравится строить домики, мосты, арки, дороги для машинок и другие несложные сооружения. Поэтому конструктор, с помощью которого можно будет реализовывать задумки малыша и развивать фантазию, придется кстати. Главное, чтобы детали легко снимались и хорошо фиксировали конструкцию.
Из популярных: магнитный конструктор, деревянный конструктор с пазами, 3D-конструктор, блочный конструктор с крупными деталями, конструктор на присосках, динамический конструктор.
Набор для ролевых игр
В 3 года дети активно подражают взрослым в их делах. Поэтому малышу обязательно придутся по вкусу все те атрибуты, которые используют мама и папа в повседневной жизни. Это может быть:
- детская кухня с посудкой;
- стиральная машина;
- касса супермаркета;
- набор инструментов;
- детский набор для уборки;
- набор доктора и т. д.
Можно подобрать ролевую игру как для девочки, так и для мальчика. Хотя в этом возрасте еще нет четкого разделения по видам деятельности.
Пупс или кукла
Девочки в 3 года уже осознанно играют с куклами. Им интересно кормить лялю, сажать ее на горшок, купать, одевать, качать, укладывать спать. Поэтому кукла или пупс, с которым можно все это делать, обязательно понравится 3-летней малышке.
Принадлежности для куклы
Вместе с куклой или отдельно можно подарить девочке в 3 года кукольную колыбель или кроватку, коляску-люльку или трость, стульчик для кормления, шкаф со сменной одеждой и даже целый кукольный домик с мебелью.
Интерактивная игрушка
Хороший вариант подарка – игрушка, с которой ребенок может «пообщаться». Это может быть красивая говорящая кукла или милое животное, которое распознает голос и выполняет команды.
Выбирать интерактивную игрушку можно в том случае, если ребенок уже умеет разговаривать и сможет «общаться» с ней. В противном случае подарок может вызвать негативные эмоции.
Настольная игра
Это отличный способ общения взрослых с ребенком. Благодаря настольным играм малыш учится считать, развивает логическое мышление, испытывает чувство соперничества, учится выигрывать и проигрывать.
Для 3-леток отлично подходят варианты детского лото, игры-ходилки, игры на ловкость и координацию движений, мозаики, пазлы, игры на пространственное мышление.
Набор для творчества
3 года – самое время для активного развития творческих способностей ребенка. Отличным подарком станет:
- пластилин с принадлежностями для лепки;
- фломастеры;
- цветные карандаши;
- краски и альбом для рисования;
- белая доска для рисования с цветными маркерами;
- планшет для рисования светом.
Игрушка на радиоуправлении
Дети в 3 года уже могут самостоятельно управлять электронными игрушками с помощью пульта ДУ. Это может быть классическая машинка или забавная зверушка, которая двигается под музыку. Игра с ней надолго увлечет малыша и поможет ему приобрести новые полезные навыки.
Автотрек, паркинг, железная дорога
Считается, что такой подарок больше подходит мальчикам, но многие 3-летние девочки тоже в восторге от машинок и всего, что с ними связано.
Сейчас доступны автотреки разной протяженности, некоторые даже светятся в темноте. Можно соорудить настоящую трассу с поворотами, мостами, перекрестками, дорожными знаками. Паркинги и гаражи есть на разное количество мест, в несколько этажей. Железные дороги на любой вкус с красивейшими поездами.
Машинки для игр
Это могут быть как обычные машинки разных размеров, так и крупные рабочие машины: экскаватор, подъемный кран, бетономешалка, манипулятор, эвакуатор, самосвал, погрузчик с механическим или электронным управлением. Ребенку придутся по вкусу и служебные машины: полицейская, пожарная, скорая помощь.
Боулинг
Это хорошая подвижная игра для развития ловкости. Играть в боулинг ребенок сможет как один, так и в компании родителей или других детей. Причем делать это можно не только дома, но и на улице. Во всех случаях восторг и положительные эмоции гарантированы.
Детские книги
3-летнему ребенку будут интересны книги с большим количеством красочных сюжетных картинок. Так малыш сможет не только слушать сказки, но и самостоятельно их придумывать, глядя на иллюстрации. Хороший вариант – книги-пазлы, книжки с липучками.
Чем интереснее книга для ребенка, тем охотнее он будет участвовать в ее чтении, учить стихи, отгадывать загадки.
Игровой домик, палатка или вигвам
Дети в 3 года любят укромные места. Таким местечком может стать палатка, вигвам или настоящий домик. Там ребенок будет играть в прятки или уединяться с игрушками. Если в семье двое или больше детей до 7 лет, это будет отличный подарок для всех.
Самокат, велобег
Это вариант подарка подвижным малышам. Впрочем, он может стать стимулом к более активным прогулкам и для спокойных деток. Почти всем нравится катание, особенно, когда получается ездить быстро. Покупать транспорт нужно с учетом роста и веса ребенка, поэтому лучше, чтобы выбором занимались родители.
Зонтик, дождевик, резиновые сапоги
Какой малыш ни будет в восторге от прогулок под дождем! В дождевике и резиновых сапогах можно смело прыгать по лужам без риска промокнуть. Но пригодятся эти принадлежности не только на прогулках. Плохая погода в межсезонье не редкость, а походы в детский сад никто не отменял. С зонтиком и в резиновых сапожках это уже не будет проблемой.
Набор посуды с любимыми героями
Такой подарок – отличный способ «замотивировать» малыша хорошо кушать. Собственная посуда, да еще и с любимыми мультяшными или сказочными героями – как тут не опустошить тарелку!
Ночник
Если кроха боится засыпать без света, ночник придется кстати. Лучше, если это будет не просто лампа, а светящаяся игрушка, которую можно будет посадить на прикроватную тумбу или прямо в кровать ребенка. Важно, чтобы малыш мог сам без труда включить и выключить свет.
В 3 года ребенок уже вполне может сам заказать тот подарок, который хочет. Или хотя бы сориентировать, в какую сторону думать родителям/дарителям. Очень важно при выборе подарка учитывать желания малыша, тогда все останутся довольны.
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской!
Если вам предстоит поздравить не только 3-летку, но и годовалого малыша, читайте подборку подарков на годик.
Изображение с https://pixabay.com
Вам может быть интересно:
✔️ Сделали детскую игру своими руками и сэкономили 900 рублей. Математический сортер
✔️ «У вас золотой малыш!». Чем занять ребенка 3 лет в дороге
✔️ Что нужно знать, если вы собрались проколоть уши ребенку
✔️ Выбираем кровать для ребенка старше 3 лет. Варианты. Плюсы и минусы
Источник