Ребенок 3 года часто прыгает

Ребенок 3 года часто прыгает thumbnail

Доктор Комаровский о синдроме навязчивых движений у детей

Дети — существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.

Ребенок 3 года часто прыгает

Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей — это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.

Ребенок 3 года часто прыгает

Ребенок 3 года часто прыгает

Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена детского сада, отъезд родителей и их долгое отсутствие.

Ребенок 3 года часто прыгает

Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует — тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.

Ребенок 3 года часто прыгает

Что делать родителям?

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит — временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому — были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.

Ребенок 3 года часто прыгает

Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.

Ребенок 3 года часто прыгает

Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

Ребенок 3 года часто прыгает

Лечение

С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).

Читайте также:  Какую расческу для ребенка в 3 года

Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.

Ребенок 3 года часто прыгает

Ребенок 3 года часто прыгает

Сам факт их назначения удобен и врачу-неврологу, и родителям. Ведь доктор прекрасно понимает, зачем к нему пришли встревоженные родители — за лечением. И он его назначает, а это значит, что родители не пойдут жаловаться на специалиста, который оказался таким невнимательным, что «совсем ничего не прописал». Родители полагают, что есть волшебные таблетки, которые за несколько приемов решат все проблемы.

Таких таблеток нет, утверждает Комаровский. Но есть другие, более действенные способы помочь ребенку избавиться от невроза — это любовь мамы и папы, терпение, время и участие. Если родители возьмут за правило каждый день гулять со своим чадом, обсуждать фильмы и книги, которые вместе посмотрели и прочитали, если дома создадут благоприятные эмоциональные условия, то довольно быстро у ребенка исчезнут все навязчивые состояния и движения, которые так беспокоили его родственников. Будет отлично, если мама и папа найдут хорошего детского психолога, который поможет им нормализовать состояние сына или дочери.

Ребенок 3 года часто прыгает

В следующем видео доктор Комаровский рассказывает о способах борьбы с дурными привычками у детей.

Источник

main_img

Все родители по-разному оценивают нормальное развитие детей. Для одних нормально, когда ребенок тихий и спокойный, для других – здоровый ребенок должен бегать, прыгать и болтать, а когда он тихий и спокойный – значит заболел. Нет единого критерия в этом вопросе.

В первую очередь стоит вспомнить о темпераменте. С определенным темпераментом ребенок рождается и от этого, как родители отнесутся к тому, что заложено природой, зависит развитие их малыша.

Существует несколько классификаций по темпераменту.

1. Сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.

2. Сангвиники, холерики и флегматики. А меланхоликами становятся флегматики тогда, когда их не принимают со всеми их особенностями мышления.

Нет чистого темперамента, но в каждом из нас преобладает какой-то один.

Опираясь на темперамент, родителям легче будет понять и принять своего ребенка.

Если ребенок подвижен, если он бегает туда-сюда, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, если он закатывает истерики в магазине, а вы заняты выбором продуктов, это – нормально. Это здоровый, активный ребенок.

О гиперактивности можно говорить тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, и в саду, и в гостях он одинаково себя ведет (кричит, бегает) и его не получается увлечь  даже самым интересным занятием, он бесцельно двигается.

У него не работает механизм самоконтроля, наказывать бесполезно.

Признаки гиперактивности:

1. Ребенок постоянно двигается, без цели.

2. Он не умеет играть в тихие, спокойные игры, просто посидеть спокойно, постоянно ерзает на стуле.

3. Всегда нацелен на движение.

4. Очень часто болтает без умолку.

Гиперактивность часто является одним из трех критериев постановки диагноза СДВГ – синдрома  дефицита внимания с гиперактивностью. Остальные критерии СДВГ – импульсивность и невнимательность.

Сегодня мы остановимся на гиперактивности.

Признаки гиперактивности  обнаруживаются в раннем возрасте (повышенный мышечный тонус, неоднократные рвоты, беспокойный и кратковременный сон, высокая чувствительность к внешним раздражителям, неуклюжесть) но до поступления в детский сад родители их не замечают.

Придя в детский коллектив, ребенок сталкивается с тем, что существуют общие требования, режим, нужно  есть, сидеть, играть «по команде». А он не может. Не то, что не хочет, а не в состоянии. Наказания и уговоры не помогают.

Самое главное отличие таких детей в том, что они быстрее, чем их сверстники, переключают свое внимание с одного предмета на другой, они не могут сосредотачиваться.

Жизнь такого ребенка осложняется поступлением в школу. Сидеть 40 минут – это пытка, ребенок ходит по классу во время урока или стоит весь урок, потому что сидеть он не может так долго.

Родители снова наказывают и уговаривают.

Гиперактивный ребенок вызывает раздражение всего детского коллектива, дальше возможны  проявления агрессии со стороны «гипера».

Часто агрессия возникает гораздо раньше и является защитной реакцией ребенка, которому так неуютно среди людей. От него постоянно что-то требуют, читают нотации, приводят в пример других детей, наказывают.

Пока родители не поймут, что их ребенок нуждается в психологической и неврологической помощи, ситуация останется прежней или накалится еще больше (вызов к директору за драку, месть одноклассников, исключение из школы)

Неутешительный факт: согласно статистическим данным от 70 до 90 процентов гиперактивных детей остаются один на один со своей проблемой. Ни в семье, ни в школе такой ребенок не получает поддержки, ведь он не выглядит больным, а кажется просто избалованным, невоспитанным и капризным.

Мы не будем касаться медикаментозных методов лечения этой проблемы, остановимся на психологической помощи гиперактивным детям и их родителям.

Если вы видите, что ваш ребенок гиперактивен, наберитесь терпения. Позаботьтесь о своем эмоциональном отдыхе. Злой, уставший родитель не поможет, а только усугубит проблему.

Самое главное: разумная строгость, доброта и терпение. У них низкая восприимчивость к наказаниям и отчитываниям, но зато они очень хорошо реагируют на одобрение и похвалу.

Очень важен тактильный контакт, гиперактивный ребенок нуждается в объятиях и поглаживаниях намного больше, чем ребенок без этой проблемы. 8-10 объятий в день, утреннее и вечернее объятия не считаются. Не бойтесь испортить ребенка лаской.

Обязательно наличие собственной комнаты или угла, т.е. своей территории, где ребенок будет чувствовать себя максимально защищенным.

Самая большая проблема, которую создают сами родители: несоблюдение режима дня. Перевозбуждение у любого ребенка чревато плохим поведением и недостаточной концентрацией внимания, а у гиперактивного происходит сбой во всех сферах. Регулярное несоблюдение режима ведет к хроническому перевозбуждению, ребенок не успевает восстанавливаться.

Читайте также:  Ребенок 3 года профилактика гриппа

Обязательно поощрение за любую деятельность, связанную с концентрацией внимания (раскрашивание картинки, чтение, решение ребуса)

Противопоказано частое появление в местах с большим скоплением людей: на рынках, в крупных супермаркетах. Подождите, пока ребенок подрастет и его психика окрепнет, а пока это чревато перевозбуждением и неуправляемым поведением.

Оздоравливающе действуют прогулки на свежем воздухе, поездки на природу, занятия спортом, но без сильного переутомления.

Приказы необходимо заменить на просьбы, но без сюсюкания и заискивания.

Научитесь переключать внимание вашего ребенка интересными, неожиданными вопросами или просьбами, предоставляйте выбор деятельности. Возможность выбирать рождает ответственность и способствует формированию целостной личности.

Самое главное: не бороться с ребенком, а принять его таким, какой он есть, воспитывать примером, любя и заботясь.

Источник

И это даже не избалованность ребенка. Это невозможность остановиться – симптом, на который родителям очень важно вовремя обратить внимание.

“Гиперактивность? Нет такого диагноза, это просто врачи выдумали, модно теперь”, – мне не раз приходилось слышать такое мнение. Большинство людей считают, что гиперактивность – ну, это просто, “шило в попе” – энергичный ребенок, а не болезнь.
На самом деле это заболевание. Ребенок не должен быть таким…

Вот уже слышу выкрики: “Ребенок никому ничего не должен”. Если вам нравится эта фразочка, пустая и красивая, не читайте эту статью. Она для серьезных родителей.

Гиперактивность – это настоящая беда. У многих детей, к счастью, она с годами проходит, а у кого-то нет, просто перетекает в другие симптомы… На самом деле это вовсе не модный диагноз, а отклонения в работе мозга.

Как это выглядит? Я видела недавно гиперактивного мальчика. Ему лет 8, он без конца мотается по комнате, нарезает круги. Когда я говорю “без конца”, то не преувеличиваю. Я сидела в клинике около двух часов, и он два часа носился взад и вперед, по кругу, задевал других детей, смеялся, падал… Его мама сидела подавленная, с виноватым видом, и тоном, по которому понятно было, что она абсолютно не верит, что он остановится, говорила: “Ваня, остановись, пожалуйста… Ну, хватит уже”. А мальчик только улыбался, и мотался снова…

Это не избалованность. Это невозможность остановиться. Как объясняют родителям врачи, “в мозгу не созрели функции торможения”. Функции возбуждения созрели, а торможения – нет.

Мама взывала к сыну только из приличия. Чтобы мы видели, что она пытается окоротить его. Ведь когда ребенок плохо себя ведет, все начинают бросать укоризненные взоры на его родителей, не понимая, что те ничего не могут поделать.

Это огромная проблема для родителей. Во-первых, гиперактивность нередко влечет задержку развития. Попробуйте-ка сами на ходу что-то изучить! Когда другие дети концентрируют внимание на собирании паззла, на строительстве из кубиков, когда они слушают объяснение мамы или воспитателя – они учатся, постигают, развиваются. “Вечный двигатель” на ходу не может ни толком слушать, ни толком рассмотреть что-то… Он подбегает, быстро перелистывает книжку, почти не глядя, и убегает. Берет кубики, поставил один на другой, и поскакал дальше. А что там говорят, он не слушает вообще…

В итоге – задержка развития. Речевого или психического. Когда ребенок вроде бы и нормальный, но не делает всего того, что уже умеют делать его сверстники.

А какая Голгофа это для родителей! Ежедневно они бегают за дитем по игровой площадке, в садике таких детей не любят, жалуются на них. Дома гиперактивный ребенок не может даже спокойно поесть: сунул ложку в рот, и подскочил, и понесся вихрем в другую комнату, к игрушкам. Вернули, он снова ложку в рот – и бежать… Мама не может подавать ему блюда одно за другим. Потому, что если только она отойдет от стола, он ускачет. А поставить все на стол нельзя. Кто ж будет есть суп, если перед ним поставили еще и фрукты, и блинчики? Мама бегает за ребенком с тарелкой из комнаты в комнату, пытаясь его все-таки накормить, а люди, которые это видят, фыркают: “Да всыпала бы ему! Не умеет призвать ребена к дисциплине!”

Гиперактивность – заболевание. Точнее, это симптом неврологических заболеваний. Разных. Например, ММД – минимальной мозговой дисфункции. Попробую объяснить это простым языком. Помните, в школе у каждого были двоечники-одноклассники? Они не слушали на уроках, вставали, начинали разговаривать, отвлекать всех, смеяться, они чего только ни делали, только не учились. Все думали, они дураки, лентяи и пр. На самом деле это ММД. Некоторые центры мозга неправильно работают и не дают сконцентрироваться. Потому ребенку неинтересно, он не знает чем ему заняться, он не может сидеть на месте… А если он не может сконцентрироваться и сидеть на месте, значит, с учебой всегда будут проблемы. У него плохие оценки, к нему плохо относятся учителя. Это отношение к однокласснику перенимают и дети. И все, низкая самооценка и одиночество ребенку обеспечены. Они провоцируют его на асоциальное поведение, агрессию. “Ах, не любите меня? Вот вам!”

А тут еще и родители ругают. Ребенок плачет, обещает исправиться. Но… не может. Как может дитя в одиночку победить заболевание?

Гиперактивность является иногда симптомом такого страшного заболевания, как аутизм (имейте в виду!). Он еще не проявил себя, ребенок еще совершенный умница, а гиперактивность уже есть. Ну и что, думают родители. Ну, энергичный. А позже, когда вдруг пропадает уже начавшая появляться речь, и навыки самообслуживания, они в шоке. Ведь ничего не предвещало…

Я не пугаю. Просто советую обратить внимание на то, что ребенок гиперактивен. Это не мелочь. Это предвестник будущих неприятностей не на один год…

Каковы признаки гиперактивности?

Помимо постоянной беготни, ребенок быстро переходит от дела к делу, ничего не доводя до конца; он много разговаривает, практически постоянно (или наоборот, может вообще не уметь разговаривать к 3-4 годам). Ребенок, если он говорит, перебивает старших, отвечает на вопросы, не дослушивая их. Он непослушен, он просто даже не слушает, что вы ему говорите… Такие дети нередко имеют проблемы со сном – часто просыпаются ночью, не могут заснуть днем. У них нередко встречаются (но не обязательно) тики, заикание, моргание, энурез, разнообразные подергивания, или навязчивые движения (скажем, любит качаться – готов часами, или бегает по кругу). Ребенок не слушает книжку, а любит ее только быстро-быстро перелистывать.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в 3 года

Что делать? Лекарства от гиперактивности нет. В Северной Америке ее не лечат, а лишь подавляют препаратами типа риталина. К нему в Европе довольно неоднозначное отношение, о нем много спорят, а в России так вообще почти не применяют, плохо относятся. На нашей Родине гиперактивность пытаются лечить, но кому-то это помогает, кому-то нет. (И это естественно, заболевания-то, симптомом которых она является – разные, степени тяжести – тоже разные).

Чем лечат эти заболевания? Ноотропными препаратами. Это лекарства, стимулирующие работу мозга – они обеспечивают питание клеток, улучшают кровообращение, снабжение мозга кислородом. О том, как эти препараты действуют, можно прочитать в интернете на многочисленных форумах для мам детей с неврологическими заболеваниями. Наберите слово “гиперактивные дети”, и вам выпадут такие форумы…

Для тех же, кто боится “химии” (считаю, очень зря, многие мамы рвут потом на себе волосы, что не послушались врачей), можно посоветовать “примочки”, которые мало помогают, но все-таки это лучше, чем ничего.

Вода снижает гиперактивность. Потому ребенка надо водить в бассейны. И не раз в месяц, а каждую неделю, можно и по два раза. Катание на велосипеде, гимнастика, танцы – тоже хорошо.

Дома такой детке можно делать вечерами расслабляющие ванны с отварами трав или эфирными маслами. Набираете теплую воду, добавляете в нее в качестве эмульгатора морскую соль, потом нескольо капель эфирного масла – мяты, апельсина, лаванды, хвойных деревьев, можжевельника… Можно отвар пустырника, валерианы, мяты и других успокаивающих трав. Все это добро обычно есть в русских магазинах. И сажаете в воду ребенка.

Обычно, если он маленький (лет до пяти), 10-15 таких вечерних процедур улучшают сон, расслабляют ребенка. Попробуйте также расслабляющую тихую музыку – всегда одну и ту же перед сном, для выработки рефлекса.

Очень помогает ароматерапия. Покупаете увлажнитель воздуха, и тоже в воду морскую соль+эфирное масло. В комнате будет стоять запах валерианы или другой успокаивающей травки… Но не переусердствуйте! Врачи детям дают обычно 10 сеансов ароматерапии: по 20 минут в день. Нельзя это все делать неделями, капать масла помногу, ребенок не должен нанюхаться до одури.

Многие родители применяют гомеопатические средства. Одним детям помогает, другим нет.

Еще, как пишут мамы на форумах, снижают гиперактивность рыбий жир (Омега-3), и лецитин. Рыбий жир и лецитин, который является не лекарством, а биодобавкой, очень полезны для мозга не только детей, но и стариков, которые теряют память, способность концентрироваться и логически мыслить.

Полезен гиперактивным детям и массаж (только попробуйте их поймать сначала, и удержать!). Массаж стоп, кистей рук, пальчиков, лица, ну и общий. Я не описываю, как его делать, так как все это есть в интернете, стоит только написать, например, “массаж кистей рук детей”. Массаж кистей рук особенно важен для детей, которые плохо разговаривают.

Причины эпидемии гиперактивности пока неизвестны. То ли это генно-модицицированная еда виновата, то ли консерванты в пище (например, в хлопьях часто встречается вещество BHT, которое, по мнению многих ученых, вызывает гиперактивность), но есть и теория, что мозг малыша сегодня с раннего возраста перегружен информацией. Психологи на форумах уже обсуждают, что телевидение, компьютеры и игровые приставки делает маленьких детей и гиперактивными, и аутистами, и не способными говорить…

Несмотря на то, что гиперактивных детей трудно воспитывать, их все-таки надо воспитывать. Нужно подсовывать им игрушки и занятия, которые им больше нравятся. Один мальчик сильно пошел на улучшение на почве игры с лего, как мне сказали его родители. Он с таким удовольствием строил, что задерживался на полу с этой игрой все дольше и дольше – то есть тренировались его никудышняя концентрация и такая же никудышняя усидчивость… Так что пробуйте одно занятие за другим: рисуйте, лепите, режьте ножницами, рвите бумагу и катайте из нее комочки, собирайте пирамидки и пазлы, кубики, мозаику – в общем, главное, чтобы были игры, которые ребенку сильно по душе, и которыми сегодня он 3 минуты занимается, завтра 5, а через пару месяцев уже и 15 минут…

Терпения вам и удачи.

КСТАТИ

Причины

– В 80 процентах случаев проблемы гиперактивного малыша – это последствия тяжелой беременности, внутриутробной гипоксии (недостатка кислорода), недоношенности. – Частые причины – это родовые травмы, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.- Спровоцировать проблему могут поражения центральной нервной системы, травмы головы и шейного отдела позвоночника.- Если в семье постоянные скандалы, если ребенка все время ругают – это тоже влияет на развитие гиперактивности.

Наш соотечественник, Дмитрий Штраус, шесть лет прожил в Венесуэле и поделился с корреспондентом “КП” личными впечатлениями о том, как Уго Чавес пришел к власти и что сделал для народа

4 ноября прошел Благотворительный концерт в помощь больной раком 4-летней Анике Варламовой

Детей-аутистов не пустили в океанариум. Если бы это случилось в Канаде, какой шум был бы во всех газетах, каким позором покрыли бы директора этого заведения, от него отвернулись бы все знакомые. А еще…

Это противно, но Pussy Riot вошли в историю. Антигероями, но все же вошли.

Несмотря на то, что в западных СМИ скандал с “Пусси” чаще всего преподносится как гонения на юных барышень, выступивших в храме против “тирана Путина”, у “пусек” много противников. В той же Канаде.

Источник