Ребенок 3 года быстро говорить

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.
Способ 1 – уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.
Способ 2 – расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
Способ 3 – делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.
Способ 4 – зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно – дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
Способ 5 – повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» – это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
Способ 6 – стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку – все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» – тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
Способ 7 – введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день – сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
Способ 8 – спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
Способ 9 – выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать – чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Способ 10 – немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!
Способ 11 – никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?
Способ 12 – «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
>h3>Способ 13 – проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми – подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!
Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
1. Заведите книжку для чтения
Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.
2. Сократите репертуар
Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.
3. Используйте в своей речи одни и те же слова
Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».
4. Выводите ребенка на речь
Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».
Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.
5. Говорите только на одном языке
Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.
6. Где игрушки?
Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.
7. Не прекращайте развивающие занятия
Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.
8. Музыкальные занятия
Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.
Дата публикации: 27.05.2016. Последнее изменение: 07.12.2020.
Источник
Статья:
По теории Даниила Борисовича Эльконина (психолог советского периода), при нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.
Нормы развития речи ребенка в 3 года
Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:
- Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
- Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
- Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
- Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
- Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
- Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
- Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
- Словарный запас около 1500 слов.
Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.
Речь ребенка в 3 года: отклонения
У ребенка есть отклонения от нормы, если он:
- Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
- Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
- Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
- Имеет маленький словарный запас;
- Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);
- Говорит слишком быстро.
Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.
Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.
Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года
Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.
- Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
- Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
- Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
- Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
- Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
- Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
- Играйте в сюжетно-ролевые игры;
- Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
- Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
- Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
- Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
- Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.
То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.
Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Многие дети в период развития речи торопятся и невнятно произносят слова. Если это явление носит постоянный характер, то можно говорить о наличии тахилалии. Данное нарушение характеризуется ускорением темпа речи ребёнка. Также могут наблюдаться «проглатывание» окончаний, искажение и повторение слов, изменение артикуляции. Тахилалия может быть причиной нарушения не только устной речи, но и причиной проблем при чтении и на письме.
Некоторые родители не обращают внимания на то, что ребёнок быстро говорит. Однако стоит понимать, что тахилалия может быть симптомом неврологической патологии. Например, ускорение темпа речи часто появляется у детей с тревожными расстройствами.
Отличительные особенности тахилалии
Если ребёнок начал очень быстро говорить, то это не всегда повод для беспокойства. При нервных расстройствах тахилалия также сопровождается:
- запинанием, повторами и проглатыванием звуков или слов;
- суетливой и быстрой двигательной активностью;
- возбуждённым состоянием во время сна;
- ухудшением памяти;
- раздражительностью и агрессивным поведением;
- сложностями с письмом и чтением;
- неправильным дыханием во время того, когда ребёнок что-то говорит (малыш торопится произнести предложение, не успевая набрать воздуха);
- снижением внимания и невозможностью сконцентрироваться.
У ребёнка могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме. Такие дети часто перебивают, говорят без остановки и не слушают вопросов. Если вы заметили у своего ребёнка подобные проявления, то лучше обратиться за помощью к специалистам. В данном случае может потребоваться участие невролога, логопеда и психолога. Чем раньше родители обращают внимание на то, что их дети быстро говорят, тем лучше проблема корректируется специалистами.
Почему ребёнок начал быстро и неразборчиво говорить?
Причины, по которым дети говорят быстро и невнятно, пока точно не установлены. Специалистами выделяется несколько провоцирующих факторов, приводящих к тахилалии. Это может быть:
- наследственность. Согласно последним исследованиям у большинства детей, страдающих от ускоренного темпа речи, есть родственники с такой же проблемой;
- неврологические проблемы. Они могут быть вызваны инфекциями, травмами и заболеваниями нервной системы.
Если ребёнок говорит быстро и невнятно, то не стоит паниковать. Обращение к специалистам позволит выявить причину нарушения, а также скорректировать его.
Работа по коррекции тахилалии
При коррекции тахилалии необходим комплексный подход. Может потребоваться приём медикаментозных препаратов, занятия с психологом, педагогом и логопедом. Если ребёнок быстро говорит из-за органических поражений ЦНС, то лечение предполагает устранение основного заболевания. При опухолях может потребоваться оперативное вмешательство, при травмах – нейропротективная терапия. Часто используются ноотропные и седативные препараты.
При тахилалии также актуальны физиотерапевтические процедуры. Детям, которые быстро говорят, назначают массаж воротниковой зоны, электросон и так далее. Ребёнку с психиатрическим заболеванием может потребоваться соответствующая помощь.
Важной частью устранения проблемы являются занятия с логопедом. Педагоги учат детей говорить размеренно и спокойно. Наиболее эффективны групповые занятия. На первых ступенях лечения тахилалии ребёнку ограничивают речь. Затем постепенно расширяется количество упражнений, предполагающих:
- игры в вопросы и ответы;
- чтение про себя;
- разучивание стихов и песен;
- выступления на публике и так далее.
Педагоги внимательно следят за тем, как говорит малыш, а потом подробно разбирают каждую ошибку. Занятия с логопедом необходимо посещать регулярно. Коррекция патологии может занять 9-12 месяцев. Родителям в этот момент важно следовать рекомендациям специалиста, разговаривать с малышом очень спокойно и тихо. Если ребенок слишком быстро разговаривает, то необходимо задавать ему простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Прогноз
Прогноз тахилалии зависит от причины её возникновения. Важно также учитывать умственное и эмоциональное развитие малыша. Кроме этого преодоление проблем с темпом и скоростью речи зависит от участия окружающих. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и регулярно занимался с педагогом.
Тахилалия склонна рецидивировать. Поэтому после нормализации речи родители должны следить за тем, чтобы малыш не ускорялся во время разговора. Как правило, патология считается преодолённой, если рецидивы не наблюдались в течение 12 месяцев после окончания занятий.
Если ребёнок быстро говорит, а вы не знаете, что делать, то обратитесь за помощью к специалистам в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги выявят проблему, при необходимости направят к профильным врачам и проведут грамотную коррекцию патологии.
Источник