Ребенок 3 года боится родителей

Ребенок 3 года боится родителей thumbnail

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

– Большое количество запретов.

– Предоставление полной свободы.

– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

– Одиночество, нехватка общения с родителями.

– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

– Боль.

– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

– Плохие взаимоотношения со сверстниками.

– Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

– Общение со сверстниками на тему общего страха.

– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).

Источник

Я помню, в первом классе некоторые девочки регулярно плакали, если не получали пятерки. Они, красные, мокрые от слез,  страдали, а когда мы подходили и  пытались утешить,  всхлипывали : «Мама дома меня убьет. Вы не поймете. Убьет». Меня за оценки не ругали, училась я и так нормально, а у родителей было только пожелание не запускать английский. И однажды, получив тройку за новую лексику, я вырвала страничку из дневника и тетради, на всякий случай, вдруг «меня тоже убьют». Дома был серьезный разговор про обман.

Ребенок 3 года боится родителей

 Марина Довбыш – активная мама и наш автор-блогер

Боится – значит уважает?

Некоторые выбирают авторитарный метод воспитания, считая, что это наилучший  способ регулировки границ в отношениях с детьми. Ведь если быть на одной волне, вести себя как друг-тинейджер, то слушаться ребенок точно не будет.  Не научится читать-писать, не закончит школу, сопьется и так далее. К счастью, сегодня мало кто так думает, но строгих родителей я вижу довольно часто. «Только маме не говорите, что я не поела», «Ненавижу эти занятия, мама заставляет», «Мне нельзя в песочницу, испачкаюсь, ругать сильно будут», – дети говорят это мне, посторонней тёте, которая им улыбнулась. А маме молчат.

В большинстве случаев прессинг со стороны родителей используется, конечно, из лучших побуждений, часто воспитание в строгости передается по наследству. Или мама просто устала и чувствует себя беспомощной: «Сейчас папе позвоню! Он тебе покажет!», и папе, чтоб не терять авторитет, приходится наглядно «показывать» ремнём, как ребенок неправ.  

Внимание, опасность!

На самом деле это очень опасная позиция. Сегодня ребенок маленький, но время бежит, и вскоре малышковые проблемы превратятся в подростковые. Это жизнь, и ребенок из благополучной семьи может встрять куда угодно – плохие компании, ранняя беременность, проблемы с полицией. В престижных  школах тоже бывает буллинг. Даже первая любовь и ссоры с подругами – это уже проблема, и тинейджер с неокрепшей подростковой психикой, гормональными бурями, конечно, не обратится к родителям, которых боялся с детства. Такого допускать нельзя.

Мама защищает малыша - игры в кровати

Я за тебя, малыш!

Именно поэтому с младенчества наши дети должны знать, что мы – за них. Это не вседозволенность, не свободное воспитание.

Это про то, что мне можно обо всем рассказать, я выслушаю и, если нужно, помогу, подскажу, посоветую, нет – промолчу и скажу, что я тебя понимаю.  Если дочь-старшеклассница не рассчитала с алкоголем, она звонит маме и та отвозит её и её подруг по домам. Разговор будет, но не сразу, без сцен и истерик. Если завал по учёбе, то вместе решаем, как разобраться. Парень запутался с подругами? – папа точно должен знать про девчонок, ведь маму понимает уже сколько лет. Это про доверие и принятие.

Выдыхаем    

Звучит хорошо, но идеальной, всепонимающей мамой никто не рождается. Нашим бабушкам было сложно, они в послевоенное время воспитывали детей строго, мамы наши тоже этому научились. И мы срываемся иногда, кричим и ругаем детей, потому что как же можно было так?!! И малыши наши перепугано на нас смотрят, извиняются или молчат. Тут нужно остановиться и выдохнуть. Переосмыслить, действительно ли произошло что-то страшное? Немного помолчать, успокоиться, обнять ребенка и объяснить, что вы разозлились, испугались, расстроились. Испытывать эмоции – нормально и естественно для маленьких, взрослых и стареньких. Не вините себя, старайтесь немного абстрагироваться и понять, что для вас и ребёнка действительно важно. И заботьтесь  о себе, пожалуйста. Мы кричим на детей, раздражаемся, тревожимся, обижаемся больше и сильнее, если не в ресурсе, опустошены и устали. Такая мама частенько выглядит пугающей.

Мама с папой – не бабайки

Все же как не пугать своих детей? Традицию доверять надо культивировать с детства.

  • Разговариваем. Даже если вы занятая бизнес леди и экстраверт, не пренебрегайте душевными разговорами. Пусть это будет редко, но ёмко. Заведите традицию, например, по воскресеньям есть пиццу и болтать, смотреть фильмы и обсуждать. Мама с дочкой идут на маникюр, папа с сыном – на футбол. Что важно – умейте слушать.
  • Честность. «Я в твоем возрасте думала только про хорошие оценки» – да ладно! С возрастом мы становимся толстокожими и перестаем чутко воспринимать детские проблемы. Пересматривайте вместе ваши детские альбомы, вспоминайте, как это было. Может вам стыдно было ходить зимой в теплой некрасивой шапке? Но вы боялись сказать бабушке и заработали отит. И потом пошли вместе и купили модную шапку.  Посмейтесь вместе, сделайте выводы.
  • Дружите с их друзьями. Наступает период, когда авторитет друзей немного выше родительского. Заручиться уважением друзей ваших детей – беспроигрышная идея.  С детьми дружить несложно – уважайте их и угощайте иногда, приглашайте в гости.
  • Долой критицизм. Вам рассказали секрет или доверили свои чувства, переживания, опасения? Не нужно сразу комментировать и давать негативную оценку, даже если это глупо, странно и не повод расстраиваться.

Конечно, в серьёзных вопросах нужно проявить твердую позицию, но без обвинений. Всё таки мама должна быть тем человеком, с которым можно посоветоваться, посмеяться и поплакать. Родителей нужно любить и уважать, а не бояться – в мире и без того много страшного.

Фото: depositphotos.com

Источник

Страхи малышей носят совершенно различный характер, но еще ни один ребенок не вырос, не испытывая хотя бы какие-нибудь страхи и тревоги.

Ребенок 3 года боится родителей

У младенцев может появиться страх, носящий в этом возрасте чисто рефлекторный характер: малыш вздрагивает и плачет от яркого света, резкого звука. По мере взросления ребенка возникают ситуации, которые он оценивает как опасные, травмирующие (поход к врачу, появление лающей собаки, приближение к горячему утюгу и т. д.).

Благодаря хорошо развитой эмоциональной памяти ребенок надолго запоминает их. Поэтому родителям надо стараться сглаживать неприятные для малыша моменты, переключать его внимание на другие предметы. Если малыш пугается звука пылесоса, следует убирать квартиру, когда кто-то другой из старших уведет его на прогулку, про лающую собаку надо рассказать малышу добрую сказку и т. д.

Специалисты считают, что не страхи, а их отсутствие указывают на ненормальное психологическое развитие ребенка. Если малыш ничего по боится, часто это говорит о снижении его эмоциональной чувствительности.

В возрасте 3 лет у малыша присутствуют определенные страхи: больше всего он боится потерять любовь и внимание взрослых. Часто это проявляется в том, что ребенок отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства.

Даже давая ребенку новую игрушку или покупая новую книжку, следует обязательно сразу объяснить, что это, для чего нужно. Понимание происходящего поможет избежать лишних страхов.

Если малыш боится оставаться в комнате один, не следует его ругать. Скорее всего это проявление одной из форм клаустрофобии – боязни замкнутого пространства. Надо постепенно, занимая малыша играми, оставлять его одного сначала на 1-2 мин, а если все нормально, то на 5-10 мин. Со временем ребенку даже понравится играть одному в тишине, когда никто не делает никаких замечаний.

Боязнь замкнутого пространства может выразиться и в том, что ребенок отказывается заходить в лифт. Только терпение и участие родителей помогут справиться с этими страхами.

При боязни темноты лучше всего приобрести небольшой ночник и оставлять его на ночь в комнате ребенка, пока тот не перерастет свои страхи. Запирать в темной комнате малыша – реальный путь к тяжелым неврозам и другим нарушениям его психики.

Иногда страхи ребенка выражаются в так называемой гиперактивности. Особенно часто этим страдают маленькие мальчики. Они постоянно находятся в движении и не могут спокойно сидеть, лазят туда, куда лазить может быть очень опасно, часто ранят себя. Медики считают, что гиперактивность – последствие генетических факторов, родовой травмы или дефекта центральной нервной системы.

Механизм, контролирующий способность концентрировать внимание и фильтровать внешние раздражители, функционирует неправильно, в результате чего нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения центральной нервной системы. При этом возникают быстрая истощаемость, чрезмерная ранимость, повышенная впечатлительность.

Заикание, по утверждению специалистов, часто является следствием какого-то испуга или потрясения. Ночные страхи – показатель повышенной возбудимости нервной системы.

Такое состояние малыша часто приводит к плаксивости, вспыльчивости, плохому сну. Ребенку снятся кошмары, появляются неврозы, возникают ночные страхи, заикание, недержание мочи, нарушение аппетита, апатия.

Больше чем у половины сверхактивных и нервных детей станет меньше проблем с поведением, если с ними больше заниматься, играть, а также установить им особый режим питания, например исключить из рациона все продукты, содержащие искусственные красители, консерванты, кофеин, шоколад и острые приправы.

Страхи могут появиться у ребенка, которого родители пугают самыми разными вещами: темнотой, грозой, а также милицией или докторами, которые сделают укол. Только очень недальновидные воспитатели могут позволить себе такое поведение. У малышей, которых пугают взрослые, появляются самые различные страхи и фобии, а наш неспокойный мир мало способствует тому, чтобы они сами проходили. Родителям следует знать и помнить, что любое запугивание вредно для ребенка. Напротив, он должен понимать, что его окружает доброжелательный, хотя и сложный мир.

Малыш боится часто просто потому, что не может объяснить происходящее с ним. Его жизненный опыт так мал, а новое, неизведанное, подстерегает на каждом шагу. Близость родных, улыбка матери, твердая рука отца помогут ребенку расстаться со всеми его детскими страхами.

Любовь и внимание родителей к ребенку помогут преодолеть все страхи. Главное – надо больше общаться с малышом, вызывать у него самые разнообразные положительные эмоции. Очень хорошее воздействие на гармоничное развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном. Конечно, каждый малыш уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей, которые и на самом деле должны вникнуть в проблемы детей чуть глубже, потратить на них времени чуть больше.

Главная задача – помочь малышу во всех его страхах и проблемах, делая это тактично и грамотно.

Источник

Ребенок 3 года боится родителей

Это возраст эмоционального наполнения “я” ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности – понятие “мы”, под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников.

Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность – ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. В этом возрасте можно услышать от детей фразы: “Любить меня можно, а не любить нельзя”, “Если ты меня накажешь, я все равно буду тебя любить”.

Любовь, таким образом, имеет еще безусловный характер, и родители должны основательно подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как: “Я не люблю тебя”, “Я не буду с тобой дружить”, поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт гетерополых отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

Более того, если в детстве были проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем другого пола, то это, при прочих равных условиях, будет способствовать возникновению проблем, трений, конфликтов в браке, то есть во взаимоотношениях с другим полом. Здесь может быть чрезмерное, избыточное ожидание ответных чувств любви, неосознаваемая персонификация (отождествление) супруга(и) по образу и подобию матери (отца) или желание воспроизвести в браке привычный стиль семейных отношений в детстве.

Но это впереди. В рассматриваемом же нами возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. С этой целью могут быть непроизвольно использованы страхи, особенно возникающие перед сном. Тогда родители должны лишний раз посидеть, поговорить, погладить, тем самым уделить внимание, не быть такими строгими, формальными и принципиальными, как днем.

Но и без этого в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов.

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть, сказать пару теплых слов – и тогда не будет лишней “нервотрепки” с укладыванием спать.

Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света. Вспоминается наказанный воспитателем мальчик 4 лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого “воспитательного мероприятия” явились длительные нервные подергивания лица и тела.

В другом случае девочку 8 лет закрыл в темном сарае на даче мальчик. Вечером девочка долго не могла заснуть и кричала во сне. В последующие дни голос прерывался от волнения, а вскоре было замечено заикание, прошедшее только после серии направленных лечебных игр.

На первый взгляд, это довольно простой случай, тем не менее заикание появилось под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства. К тому же одиночество, как и темнота, уже само по себе представляет аналог замкнутого пространства.

Мы уже говорили, что дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности.

Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года, (соответственно 34 %, 28 % и 34 % мальчиков и 50 %, 42 % и 47 % девочек). Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся.

Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы Яги, как это выразила девочка 4 лет: “Баба Яга страшная, а ты красивая”.

Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют детей бояться Бабы Яги, подбегать ночью к матери и тревожно спрашивать: “А ты не станешь Бабой Ягой?”, или просить ее: “Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй меня, а не то ты превратишься в Бабу Ягу”.

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей – скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в “воспитании” эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.

Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным.

Поскольку эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению родителей, в то же время испытывая потребность любви к ним, то страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением. Как тут не вспомнить сказку “Аленький цветочек”, где за образом чудовища скрывался благородный юноша, околдованный злыми силами.

Драматический оттенок приобретают страхи у тех детей, родители которых воспринимают их как обузу или же не удовлетворены полом детей, например, у девочки 4 лет. Ее родители хотели мальчика, и потому эмоциональность, чувствительность дочери, ее желание приласкаться – такое естественное для девочки – раздражали родителей. Они не только были чересчур строгими, но и наказывали физически, особенно этим отличался отец, считавший себя “неполноценным” из-за рождения дочери, то есть оба родителя относились к ней так, словно она была непослушным и упрямым мальчишкой.

К тому же в семье жила деспотичная бабушка, изматывавшая внучку нескончаемыми советами и предписаниями. Постепенно девочка, по словам родителей, становилась все более возбудимой, капризной, нетерпеливой и упрямой. Пришлось обратиться к нам за консультацией. При беседе девочка не считала взрослых строгими и не испытывала к ним недружелюбных чувств. Но в игре обнаруживала панический страх перед Бабой Ягой и Кощеем, а из животных продолжала, как и раньше, бояться Волка. На вопрос, почему же она не боится медведя, отвечала, что он добрый. Остальные сказочные персонажи были, в ее представлении, недобрыми, жестокими, что непроизвольно связывалось с подобным отношением к ней в семье.

По данным факторного анализа на ЭВМ, наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Вот почему активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей.

Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила девочка 3 лет: “Папа нужен для того, чтобы убить волка и лису”. Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие уже тем, что у матери отпадет необходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно, способствуя вместе с отцом развитию его активности и самостоятельности.

Если же отцы не выполняют подобную роль в семье и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера. Тогда в подростковом возрасте мы наблюдаем тревожно-мнительные черты характера в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумения постоять за себя, защититься от нападения, быть инициативным, ровным и непосредственным в общении со сверстниками.

Возвращаясь в возраст 3-5 лет, заметим, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор – сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Источник