Ребенок 3 года боится детей
КонсультацииОтношения родителей и детей
25 янв. 2018
Здравствуйте! Моей дочке 3 года, в садик не ходит пока. Она очень боится других детей, ни с кем не играла ни разу. Если другой ребенок проявляет инициативу с ней поиграть или познакомится, то она сразу же убегает и прячется за маму/бабушку. В садик не хочет, говорит, что не любит деток. На вопрос почему? Отвечает, что просто не любит или говорит, что они злые. Хотя ни разу не было конфликтов. Максимум, в песочнице летом у нее могли взять посмотреть игрушку. Неужели это так могло повлиять? Подскажите, как понять, в чем дело? Как выспросить у ребенка, ведь в 3 года она еще толком не может объяснить.
25 янв. 2018
Здравствуйте.
Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников несколько:
- обидели на площадке;
- ударили;
- страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
- неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
- чрезмерная опека взрослых. Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости
Учитывая вашу историю, не все из этого списка относится к вашей дочке.
Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваша дочка очень застенчива, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае она скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если ребенок начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит обратить уделить этому внимание. Понаблюдайте за ее поведением, чтобы выявить причину проблемы.
Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх:
В более младшем возрасте (приблизительно с двух-трех лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:
- придя на площадку, попросите ребенка поздороваться с детьми, обратите еевнимание на тех, кого она видел ранее;
- в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
- не позволяйте другим обижать своего ребенка, от игр у нее должны остаться только положительные эмоции, и ее нужно быть уверенной что в случае чего мама с папой всегда ее защитят;
- для того чтобы дочка получала удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите ее делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ей это своим примером.
У детей в 2-3 года появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.
Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек ее возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.
Семья как фактор влияния на формирование страха сверстников:
Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.
Если ребенок постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь ребенка необходимо понемногу отпускать в самостоятельность, где она не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы – пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.
На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим ребенком.
Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка:
- Не делайте акцент на существующей проблеме.
- Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
- Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
- Защитите ребенка от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
- Отзывайтесь о других детях по доброму
Если после полученной информации у вас останутся вопросы, пишите.
25 янв. 2018
Спасибо! Мне кажется наши причины это:
- страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
- неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
25 янв. 2018
Рекомендации на первое время, я вам дала. И очень рекомендую вам с ребенком пойти на групповые занятия. Сначала можно вместе с вами.
26 янв. 2018
Но как побороть этот страх? Анна Чичина,
Рекомендации на первое время, я вам дала. И очень рекомендую вам с ребенком пойти на групповые занятия. Сначала можно вместе с вами.
Мы и так посещаем такие занятия! Но дочка категорически не хочет туда ходить, говорит, что не нравится, собираемся каждый раз с “нытьем”, хотя сама информация ей интересна, отвечает преподавателю, но всегда находится только со мной рядом, к детям на переменках не подходит, когда все играют между собой, то стоит в стороне. Если ребенок подходит к ней, то сразу отбегает. У нее такой вид в этот момент, что ее сейчас ударят, убегает, как ошпареная с визгом. Случаев, что ее ударил другой ребенок не было.
У меня такой вопрос, просто ждать что она изменится сама по себе, так и стоять в сторонке до тех пор, пока она сама захочет контактировать? Или каждый раз стараться подталкивать ее к общению с детьми? Или может быть мне вообще стоит удаляться с занятий, оставлять ее там одну? Ходили уже примерно раз 8, но каждый раз не отходит
26 янв. 2018
Точно не стоит ее оставлять там одну. Задам вам еще несколько вопросов.
1. Со взрослыми она так же общается как с детьми или как-то иначе?
2. Во что она чаще всего играет?
3. Нет ли у нее часто аовторяющихся вопросов, например: -Мам, куда мы идем?
– В магазин
– Куда мы идем?
-Я уже ответила, что идем в магазин
– Куда мы идем?…
4. Умеет ли проявлять эмоции? Если дач то какие и как?
5. Ее трудно отвлечь от игры или, наоборот, призвать к этому занятию или нет? Игрушки в большей степени используются странным образом или нет?
6. Как она реагирует на любые изменеия обстоятелств?
7. Как реагирует на яркий свет, громкие звуки? Есть ли такие проявления? (закрывать уши, выказывать недовольство)
8. Как вам кажется, она развита по возрасту? Отличается ли в этом плане сверстников или нет?
27 янв. 2018
Отвечаю.
1. Взрослых тоже многих боится, сторонится. Можно сказать, что да, также
2. Играет с игрушками в ролевые игры-кормит, спать укладывает. В основном это животные, машинки.
3. Таких вопросов нет
4. Эмоции проявляет. Радость-смеется, может кричать “ура”, восторженно говорить. Обида-плачет, вредничает. Любовь- обнимает, целует. Удивление. Часто проявляет беспокойство и тревогу, например боится одна пойти в туалет или на кухню. Стеснение.
5. От игры бывает отвлечь трудно. Но завлечь всегда легко. Игрушки использует по назначению.
6. На изменения обстоятельств реагирует не спокойно. Хорошо или плохо-зависит от самих обстоятельств.
7. Не переносит громкие звуки, закрывает ушки, боится. Иногда не разрешает включать блендер. К свету как-то нормально. Еще чувствительна к запахам. К одежде, чтобы ничего не кололо не давило.
8. Развита по возрасту, считаю. Знает буквы, считает до 10, хорошо рисует, знает стихи, песни наизусть.
27 янв. 2018
И еще уточнения: Что с навыками самообслуживания у нее? Что ваша дочка выберет, как вам кажется, играть одна или с кем-то (имею ввиду как детей, так и взрослых)? Как развита речь? Дочка играет в воображаемые игры? (пьет воображаемый чай из кружки, например)
Рассказывали ли вы о такой особенности поведения вашему педиатру? В год, в 2 года и в 3 года вы были на плановом осмотре у психиатра?
27 янв. 2018
Самообслуживание в норме, только ленится, как мне кажется. Например, одеть-раздеть после прогулки просит, хотя иногда сама может взять и нарядиться просто так, играя. Есть сама тоже не любит.
Играть выберет со взрослым, нежели одна. Но одна, нежели с другим ребенком.
Говорит хорошо, большой словарный запас уже, старается выговаривать все слова.
В воображаемые игры играет.
У психиатра мы были только в 1 год.
Были у невролога, у разных. Ничего серьезного не было выявлено. Раньше был слабый тонус в ножках, делали массажи. Про эту особенность рассказывала, прописывали глицин, магний В6. Также рекомендовали ходить на групповые занятия. Обычно еще говорили, маленькая еще, пройдет это.
27 янв. 2018
У меня такой вопрос, просто ждать что она изменится сама по себе, так и стоять в сторонке до тех пор, пока она сама захочет контактировать? Или каждый раз стараться подталкивать ее к общению с детьми? Или может быть мне вообще стоит удаляться с занятий, оставлять ее там одну?
Отвечаю на вопросы:
Одну не оставлять не рекомендую. Есть вероятность, что станет хуже. Запишитесь на психологические группы ребенок+родитель. Сама по себе не изменится, ей нужно помочь.
Если после групповых занятий изменений не будет, обратитесь к детскому психиатру. Лучше, если это будет не тот специалист, у которого вы были ранее.
27 янв. 2018
Анна Чичина, спасибо вам большое за рекомендации! Постараюсь еще раз поискать психологические группы в нашем городе. Уже пыталась найти, но с этим проблема.
27 янв. 2018
Уже пыталась найти, но с этим проблема.
Да, знаю. Это не очень просто, найти такую группу. Но вам нужно очень постараться, потому, что это будет важно для вашей дочки.
Отзыв о консультации
28 янв. 2018
Спасибо большое Анне за проведенную консультацию и очень полезные советы! Я благодарна всей душой! Надеюсь, в скором времени решим проблему страхов у дочки.
Получите консультацию психолога
Не откладывайте решение вопроса!
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
Консультацию ведет
123Отзывов
745Консультаций
Задайте вопрос психологу ведущему эту консультацию
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
К четырем годам у ребёнка появляется потребность в общении со сверстниками, когда от взрослых он научился правилам поведения, умению играть, обращаться с различными предметами. Для реализации опыта в сюжетно-ролевых играх ему требуется партнёр. Но часто на детских площадках можно наблюдать, как дети не играют с ровесниками, побаиваются их. Такая ситуация не редкость.
Детская психика существенно отличается от взрослой. Дети не склонны осторожничать, и их страх всегда имеет конкретные причины. Чаще всего, это первый негативный опыт, но может быть и недостаток коммуникативных навыков. Постараемся помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в среде, в которой ему предстоит жить.
Определяем ситуацию
Боязнь общения со сверстниками может проявляться в нескольких формах:
Ребенок категорически отказывается взаимодействовать со сверстниками.
Ребенок находится в детском коллективе, но играет отдельно от них по своим правилам.
Ребенок с удовольствием наблюдает за игрой других детей, но отказывается от совместных игр или убегает при приближении сверстников.
Другими словами, не важно, где находится ребенок, важно, насколько он включен в деятельность сверстников. Это легко определяется самими родителями.
Отрицательные реакции на общение со сверстниками могут вызвать вполне обычные ситуации, с которыми ребенок просто не смог справиться по причине отсутствия опыта:
дележ игрушек, территории или роли, который является обычным игровым конфликтом;
борьба за место на площадке, заканчивающаяся мини-травмами: толкнули на горке, забрали игрушку, не дали возможности покататься на качелях, обозвали обидным словом;
удар по детскому самолюбию, когда кто-то из сверстников демонстрирует свое превосходство: выше качается, лучше лазает, быстрее бегает, имеет лучшие игрушки.
Эти ситуации легко решаемы при наличии коммуникативных навыков, но далеко не все дети с этим справляются. Поняв слабые стороны своего малыша, нужно переходить к этапу помощи собственному ребенку.
Три шага к полноценному общению ребенка со сверстниками
Чувствительные домашние дети, окруженные любовью и теплом своих родных, склонны закрываться при столкновении с опасностью. Это напоминает действие улитки, которая прячется в раковину при любых дискомфортных условиях. Дома, рядом с родными, ребенка никто не обидит, а, значит, по мнению ребенка, не нужно покидать комфортных условий.
Но жизнь – явление сложное и не всегда комфортное. Поэтому родители должны помочь ребенку преодолеть свои страхи перед сложными ситуациями.
Шаг первый: воспитываем уверенность в себе
Родные любят ребенка таким, каков он есть: со всеми достоинствами и недостатками. Любовь близких очень важна ребенку. Он должен быть уверен в том, что никакие ошибки или неумения не могут повлиять на это чувство. Что бы ни случилось, какие проявления характера ни демонстрировал бы ваш ребенок, он всегда должен быть уверен в вашей любви: родители помогут и поддержат:
не получается завязать шнурок – ничего страшного, мы потренируемся и научимся;
разбил вазу во время игры – уберем вместе осколки и разберемся, почему это получилось, чтобы не повторять ошибок;
обидел домашнего любимца – поговорим об особенностях животных и правилах ухода за ними.
Любая ситуация может быть рассмотрена с позиции получения новых знаний и умений. Иногда бывают случаи, когда родители ограждают своих детей от любых самостоятельных действий. Со временем ребенок перестает вообще что-то делать самостоятельно. Он никогда не предпримет самостоятельных действий и решений по причине того, что заранее уверен в своей несостоятельности. Родители всегда лучше сделают и примут правильное решение. Этот вывод делает из ребенка неуверенного в себе человека. На уверенность ребенка в себе оказывает влияние и постоянный родительский контроль. Он не только боится ошибиться, но и получить при этом негативную оценку от мамы или папы.
Каждый новый жизненно важный навык и поддержка родителей придадут уверенность в себе.
Шаг второй: помогаем и развиваем самостоятельность
Конечно, ребенок нуждается в помощи. Но помните, что дети тонко чувствуют, когда ему действительно доверяют, а когда делают вид. Страх взрослого тут же передается ребенку, и он начинает паниковать даже в самых простых ситуациях.
Лучше всего стать соратником своему ребенку. Если малыш боится общаться с другими детьми, то станьте на время его помощником, начните играть с ним в песочнице или на горке и при первой возможности приглашайте весело играть с вами других детей. В ходе общей игры ненавязчиво, как бы для всех, повторяйте правила поведения на площадке. Ребенку легко начать общение с другими, чувствуя поддержку, но со временем, при условии нормального взаимодействия, нужно найти повод выйти из игры.
В первое время нужно тактично включаться в конфликты детей, но не для прямой защиты, а для демонстрации правильного поведения. Малыш должен понимать, что достигать цели можно с помощью слов, мимики и жестов, он будет получать важный опыт поведения. Страх ребенка перед другими детьми будет постепенно уходить, а уверенность в себе возрастать.
Вам, родителям, нужно будет определить, в каких случаях ребенок будет справляться сам, а в каких ему будет нужна ваша поддержка. Сделать это непросто, так как родительский инстинкт буквально толкает на защиту. Но будьте внимательны к ребенку, читайте в его действиях то, что он пытается показать, не допускайте его бегства от проблем в вашу сторону, так как это является трусостью и не уйдет от внимания других детей.
Лучше всего вовремя предотвратить конфликт, включившись в игру в момент нарастающего напряжения. Сделать это просто, вначале подойдите к детям:
предложите детям попить;
спросите у ребенка, не жарко ли ему;
- принесите детям новую игрушку;
отвлеките детей.
Ваше присутствие и привлечение внимания всех детей на площадке разрядит обстановку и придаст силу вашему малышу.
Ребенок перестанет бояться других, когда поймет, что у него есть два защитника: он сам и его близкие. Но, прежде всего, он сам.
Шаг третий: победить страх
Мысль о том, что другие дети не опасны, а с ними может быть интересно, приходит не сразу. Чтобы она появилась, нужно поощрять отношения с другими детьми:
приглашайте других детей в гости и с удовольствием ходите в гости сами;
учите ребенка правильному поведению на своей и чужой территории (объяснять что-то, давать игрушки, спрашивать разрешения);
устраивайте совместные угощения, предварительно уточнив у родителей других детей ограничения в еде.
Часто домашним боязливым детям легче иметь одного друга, поэтому рассмотрите этот вариант из детей ваших знакомых или живущих по соседству, схожих по темпераменту. Возможно, вы устроите совместное общение взрослых и детей: совместный шопинг, поход в кино и зоопарк, участие в развивающих курсах и т.д. Вы замечаете, как интуитивно некоторые молодые мамы с детьми одного возраста объединяются в небольшие группы? Это совершенно правильный выход из многих существующих проблем и профилактика будущих.
Если же ребенок, несмотря на все ваши действия, продолжает бояться сверстников, не показывайте ему разочарования, не читайте нотаций, а продолжайте дарить ему любовь, демонстрировать навыки конструктивного взаимодействия с другими детьми и воспитывать уверенность в себе.
И ещё, ни в коем случае, не культивируйте эту проблему:
не обсуждайте страх перед сверстниками с друзьями и знакомыми в присутствии ребенка;
не делайте акцент на страхе перед посещением детских площадок или походов в гости;
не говорите ребенку о его трусости.
Поверьте, совсем скоро ребенок выйдет на площадку и запросто побежит к своим сверстникам.
Светлана Садова
Дружба – это важные отношения в жизни каждого человека. Какие друзья у вашего ребенка? Не вредит ли он себе или им этой дружбой? Может ли эта дружба пройти испытание временем? Пройдите данный тест на сайте www.ya-roditel.ru и узнайте ответ.
Пройти тест
Источник
10 мар. 2020
Все эти причины вполне могут повлиять на избегание контакта с другими детьми, к тому же что-то могло и ускользнуть от ваших глаз.
В любом случае, вероятно, ребёнок чувствует дискомфорт при общении с детишками, поэтому и избегает взаимодействия.
Может ваша девочка проявляла изначально стенительность, затем на это наложился негативный опыт взаимодействия (кто-то толкнул, отнял игрушку и т.д.), плюс ко всему, как вы писали, что в первый год жизни было мало общения-это тоже может влиять.
Сейчас ваша девочка в таком возрасте, когда общение со сверстниками играет определённую роль-ребёнок учится контактировать с другими детьми, учиться конфликтировать и находить компромисс и т.д..
Что сейчас вы можете сделать, чтобы смягчить дискомфорт вашей дочери и ввести её в мир контакта?
1. Если у вас слишком узкий круг общения и вы проявляете излишнюю гиперопеку над ребёнком, тогда он также может чувствовать дискомфорт при общении со сверстниками.
В таком случае нужно
– Расширять круг общения;приглашать своих друзей, у которых есть дети-одногодки вашей дочери.
-Посещать новые места, где есть дети. Только не те, где будет большое скопление детишек, а там где будет более спокойная обстановка (игровые комнаты, развивающие занятия с небольшим количеством детей, детские выставки и прочее).
2. Играйте с дочкой в ролевые игры, с помощью кукол, игрушек, проигрывая такие ситуации, как знакомство, как деление игрушками и т.д..
3. Если у вас есть общие знакомые дети пригласите их к себе домой и станьте инициатором какой-то игры. Так ваша дочь более почувствует безопасную обстановку.
4. Если причиной избегания контакта вашей дочерью стал негативный опыт общения со сверстниками, то здесь хорошо воспользоваться психотерапевтическими сказками, историями, которые можете придумывать и сами, где будет разъясняться ситуации, как реагировать на обиду, как научиться делиться игрушками и как здорово иметь товарищей и т.д..
5. Если причиной боязни общения есть низкая самооценка, то здесь уместно чаще хвалить ребёнка, но за выполненные задания, подбадривать его.
6. Использовать упражнение “Лестница успеха”(его часто проводят психологи при работе с детьми, которые боятся общения. )
Здесь разыгрываются ситуации, например «Знакомство» раскладывается на несколько маленьких шагов, за каждым из них следует маленькая победа.
-Скажи первым «Привет» и улыбнись другу, с которым ты встречаешься каждый день.
-Скажи «Привет» и улыбнись соседской девочке, если мы ее встретим в лифте или на лестнице.
-Если увидишь знакомого на площадке, скажи первым «Привет» и улыбнись.
-Скажи «Привет» и улыбнись ребёнку на площадке, которого ты не знаешь.
Каждый шаг следует обсуждаеть заранее, но в момент контакта вы не должны подталкивать и делать замечания дочери, если она ничего не сделала, напротив используйте мотивирующий взгляд и собственный пример.
Если ребенок сделал маленький шажок, то дома вспомните о смелом поступке вашей дочурки, сделайте акцент на том, как понравилось приветствие и улыбка другому ребенку и т.д..
7. Расширяйте знания, навыки и умения ребёнка (учите играть в игры с мячом, с другим инвентарём)-это поможет вашей дочери чувствовать себя более уверенной при играх с другими детьми.
8. Позволяйте ребёнку проявлять инициативу при выборе детской площадке, на которую пойти и т.д..
Чего делать не стоит:
1. Не делайте акцент на проблеме при ребёнке. Дети всё прекрасно понимают и слышат.
2. Принудительно не подталкивайте ребёнка к общению, типа “Не прячься за спину, иди погуляй с детьми”. Это работает как негативная мотивация.
3. Если ребёнок не хочет на площадке общаться с детьми, также не настаивайте-скажите ему, что вы пришли покататься на качели, спуститься с горки и т.д..
Источник