Ребенок 3 года бьет младшего

Ребенок 3 года бьет младшего thumbnail

Ребенок бьет другогоОдна из самых трудных ситуаций в жизни мамы маленьких детей – это когда один ребенок обижает другого: бьет, кусает, щипает. Обида за второго малыша, которому незаслуженно досталось, возмущение, огорчение… Маме трудно справиться с эмоциями и реагировать разумно. Да и как знать, как правильно реагировать в такой ситуации?

Я задала этот вопрос 6 замечательным детским психологам, и получила интересные и глубокие ответы профессионалов. Уверена, прочитав их внимательно, примерив на себя, мы сможем вести себя в таких случаях более мудро и взвешено. Я, во всяком случае, очень постараюсь.

Итак, вот что мне ответили:

Александр Кузнецов, автор проекта «Doktorpapa.ru”, детский психолог и врач, многодетный отец:

Дерущимся детям, особенно малышам, говорить, что драться нехорошо – бесполезно. Если такое происходит часто, то сделайте 3 вещи:

1. Исключите все возможные примеры агрессивного поведения – по телевизору, в компьютерных играх, в личных отношениях с супругом(супругой), в отношениях с детьми (никаких криков, шлепков,

подзатыльников и пр.)

2. Старайтесь поощрять помощь, щедрость и сопереживание детей друг другу – хвалите за это.

3. В ситуации конфликта между детьми просто останавливайте их и показывайте, как можно разрешить спор словами – сначала по очереди говорим, потом вместе ищем варианты решения.

Иногда не обойтись и без тайм-аута (отводим в другую комнату, спокойно, без криков отчитываний и резких движений). Постепенно дети поймут важное правило: «злиться можно – драться нельзя».

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 9 детей, автор проекта «Семья растет»:

Вообще, гораздо полезней маме предугадывать такие ситуации и не допускать, чем реагировать на них потом. Когда ребенок уже ударил другого, то это изначально проигрышная позиция. Маме нужно наблюдать, в какие моменты возникает агрессия между детьми, и стараться предотвращать их.

Если ребенок нацелился на то, чтобы ударить другого – перехватить его руку и четко и спокойно запретить бить брата или сестру. Очень важно говорить спокойно, как читают законы Конституции: «Нельзя бить брата. Я и тебя не дам в обиду, и его не дам в обиду. Мама не дерется, папа не дерется, никто в нашей семье не дерется».

Если мама станет кричать: «Как ты мог!!» – это не оптимальная реакция, она не поможет.

Необходимо понять причины агрессивных выпадов. Возможно, дети устали или перевозбуждены. Или у ребенка кончаются слова, чтобы выразить свои чувства. Пройдет много времени, прежде чем дети научатся все эмоции выражать словами. А пока им нужно в этом помогать: «Ты не хочешь давать сестре конструктор», «Тебе тоже нужна эта машинка».

Еще одна возможная причина – хронический стресс. Например, когда одного из детей явно больше любят, или когда один все время с мамой, а другой в садике. Или когда в садике ребенок видит образцы агрессивного поведения.

Как реагировать, когда один другого все-таки ударил? На самом деле, в таких случаях родители переживают больше, чем дети.

Детей лучше развести детей в разные стороны. Сразу после произошедшего ребенка не ругать, но потом, чуть позже, определить санкцию: «Мы не будем смотреть этот мультик или читать эту книжку». Драться должно быть не выгодно. (Санкции работают только с детьми старше 3 лет).

Маме нельзя шлепать ребенка, иначе возникнет замкнутый круг агрессии: ребенок бьет другого, мама шлепает его, он снова дерется.

Хорошо работают терапевтические истории: «Один щенок укусил другого…», и обязательно нарисовать это в альбоме, как-то визуально представить, ведь картинки дети воспринимают гораздо лучше, чем слова.

Гюзель Ферцер, детско-подростковый психолог, автор сайта https://childrenhelp.ru:

Кусаются и щиплются дети, как правило, в раннем возрасте. И направлены эти действия бывают, как правило не только на братика (сестренку), но и на взрослых. Реагировать надо, как и при всех проявления агрессии в раннем возрасте: спокойно-доброжелательно ВНУТРИ и спокойно-строго «СНАРУЖИ», если так можно выразиться.

Главным воспитательным моментом должно быть здесь, на мой взгляд, именно уравновешенное состояние родителя. Почему это так важно? Потому, что включая собственный эмоциональный аспект при наказании ребенка, взрослый не может подобрать нужные правильные слова, может неадекватно превысить силу наказания над проступком ребенка, может не заметить нюансов ситуации, а так же, дать ребенку повод, а фактически спровоцировать его на повторение действия, как способа привлечения внимания.

Как показывает опыт, именно уравновешенные серьезные «внушения» работают лучше всего, именно по этой причине часто папины «внушения» бывают более действенны. Поскольку мужчины чаще женщин делают это действительно спокойно.

Что касается драк, то в этом случае, именно в том самом состоянии «спокоен внутри» родитель должен остановить ребенка буквально физически, а не только вербально, просто остановив своими руками руки малыша. Это существенный момент, так как малыши, вследствие особенности строения мозга, лучше воспринимают обращенную к ним речь (и запоминают), если она сопровождается соответствующей двигательной активностью.

И еще такой момент. Надо понимать, что маленький ребенок не отдает себе отчета в том, ЧТО он делает и КАК этом может быль больно. Соответственно, реакция взрослых показывает малышу, ЧТО он делает, а КАК это больно я показала своему ребенку, предложив ему попробовать укусить себя. Он попробовал, расстроился и удивился, был успокоен и согласился, что это плохо. Больше не повторялось.

Но если ваш ребенок длительно и устойчиво агрессивен, это может быть сигналом того, что вы:

– чрезмерно требовательны к нему сами и таким образом ребенок бессознательно выражает свой протест. Причем требовательность может быть как прямая – к выполнению норм туалета, опрятного питания, например, так и более тонкая – внутренние претензии к ребенку по поводу ожидаемых, но не имеющихся у ребенка качеств характера и способностей, внешности и пр., то есть недовольство матери чем-то в ребенке очень уязвляет его здоровое эмоциональное и психическое развитие, хотя внешне это может вербально никак не выражаться, даже себе такая мама с трудом признается в этом.

-наказываете его физически сами, что к маленьким детям не применимо и уже закладывает раскол в его сознании, ведь первейшим воспитательным фактором является подражание, и именно способность к подражанию заложена природой в детей, и они не могут еще дифференцировать: так когда же можно подражать, а когда нельзя? Таким образом вы сами их путаете, а это уже не стабильная для психики ребенка ситуация и он будет реагировать на нее либо капризами и протестом, либо сломом.

Если родители имеют одну из вышеперечисленных ситуаций, то чем раньше они ее разглядят, признают и решат, тем легче, радостнее и эффективнее будет проходить процесс воспитания детей.

Инна Фельдман, семейный психолог:

Появление в семье нового ребенка в большинстве случаев оказывается весьма травмирующим событием в жизни старшего ребенка. И даже в семье с самыми чуткими родителями рождение малыша приводит к серьезным изменениям его жизни:

он в одно мгновение из единственного и неповторимого превращается в одного из, все родительское внимание, которое прежде доставалось ему одному, он должен теперь делить с этой «живой куклой», он сразу превращается в «старшего» – мгновенно взрослеет в глазах родителей, и почему-то родителям начинает казаться, что теперь он должен уметь и понимать гораздо больше, чем раньше, требования к нему возрастают неимоверно, и к тому же, мама, которая теперь устает гораздо больше, чаще не нем «срывается».

Это не про плохо или хорошо, правильно или неправильно, а про то, как на самом деле чаще всего бывает. И о чем родителям нужно помнить, даже если старший ребенок всячески демонстрирует, как он любит младшего.

Один ребенок может кусать или щипать другого по самым разным причинам:

Это может быть проявление ревности – и тогда «ревнивцу» нужно уделить больше внимания.

Это может быть ответная реакция на «вторжение» второго на личную территорию – например, он не в первый раз без спросу взял игрушку – тогда нужен «разбор полетов» – объяснить, что неправы оба: игрушки можно брать только спросив разрешения. А кусаться и царапаться – это вообще перебор.

Если родители чаще наказывают старшего, то младший, поняв, что к чему, может начать «подставлять» старшего, а потом с невинными глазами его же и обвинять.

Это может быть воспроизведением отношений между взрослыми – не в буквальном, разумеется смысле. Или когда один из взрослых отвечает агрессией на действия второго, или наоборот, когда не отвечает на очевидную агрессию – и тогда ребенок это делает как бы за него.

Если такие проявления агрессии: кусание, царапанье – происходит редко, то родителям лучше не вмешиваться, пока кто-то из детей не попросит о помощи. Возможно, они лучше разберутся сами.

Если просьба о помощи поступила, не торопиться делать оргвыводы и наказывать «виновного»:

– выслушайте внимательно обоих,

– восстановите более-менее объективную картину,

– расскажите, в чем дети были неправы,

– и, самое главное, предложите справедливый путь решения конфликта.

Но если дети начали часто кусать или царапать друг друга, то лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Екатерина Мануковская, психолог для родителей, автор проекта «Психология для думающих родителей» https://manukovskaya.ru/

Бьет, кусает – это следствие. Давайте начнем с причин. Сколько и какого внимания достается от мамы каждому ребенку? Как правило – чисто физиологически – младшему ребенку от мамы достается больше физического внимания, сначала как новорожденному, потом – как младшему ребенку. И здесь стоит быть внимательными: конкуренция между детьми происходит именно за мамино внимание. То есть его должно быть достаточно каждому. Если сравнить внимание, скажем, с грудным молоком, то ребенок имеет право быть сытым, наевшимся-напившимся. Тоже самое и с вниманием, и с физическим контактом. И того, и другого должно быть достаточно для ребенка.

Как может помочь в этом папа? На мой взгляд, двумя способами: поддерживать маму, любить ее и заботиться о ней, то есть поддерживать в ней ресурсные состояния. Чтобы мама высыпалась, общалась с подругами, занималась собой, то есть чувствовала себя Женщиной, довольной жизнью, своим мужчиной и материнством. И второе: брать на себя младшего ребенка, чтобы мама могла уделить больше внимания старшему, чтобы он «наелся» маминым вниманием.

Анна Береснева, автор курсов и тренингов о воспитании детей, создатель «Академии счастливых родителей»:

Самое главное, что хотелось бы сразу отметить, что непослушание, агрессивность и любые отрицательные эмоциональные всплески ребенка обязательно имеют под собой какую-то «почву».

В первую очередь, когда мама видит, что один из детей обижает другого, необходимо выяснить причину конфликта. Пожалейте обиженного ребенка и затем спокойно поговорите с ребенком «обидчиком». Спросите, почему он так поступил, объясните, что так делать не хорошо, и подскажите, как по-другому можно было выразить свое недовольство. Объясните обоим детям, что они родные люди и должны во всем помогать друг другу.

Не предпринимайте сразу же резких мер наказания. Необходимо объяснить один раз все четко, кратко и доступно. Если не помогло – сделайте предупреждение и уже только потом Вы можете изолировать ребенка в другую комнату, прекратить совместную игру и т.д.

Мама однозначно должна быть спокойной и рассудительной, мудрой и понимающей. И конечно, маме нужно задуматься, хватает ли ее качественного внимания каждому из детей.

Яна Катаева

Дополнительные материалы по этой теме:

  • Как реагировать, если дети дерутся?
  • Ребенок отбился от рук? 6 быстрых советов.
  • Как правильно реагировать на детские капризы.
  • Старший ребенок обижает младшего.

«Растим дружных братьев и сестер!»

Похожие материалы:

  • Что делать, если дети дерутся?
  • Ребенок отбился от рук? 6 быстрых советов
  • Старший обижает младшего: 1 секрет и 3 совета

Скоро станете мамой погодок или младший малыш недавно родился?

Хотите сэкономить километры нервов себе и первенцу (а заодно и мужу)?

Срочно получите бесплатный спецотчет

“Детки-погодки: как справиться с ревностью”

Вам также будет интересно:

Источник

Моделируйте поведение. Ведите себя с маленьким агрессором так, как хотели бы, чтобы себя вел его старший сиблинг. Проговаривайте свои чувства и эмоции («Ты делаешь мне больно, это неприятно»), проговаривайте чувства и эмоции ребенка («Ты ударил меня, потому что сердишься из-за того, что я не даю тебе машинку?»). Ищите компромиссы и договаривайтесь – даже если уверены, что младший ребенок еще не в состоянии оценить ваши дипломатические способности. Сейчас ваша задача – продемонстрировать старшему ребенку схему взаимодействия, которая является приемлемой и функциональной.

Обучайте. Вашему старшему ребенку будет проще справляться с нападками младшего, если он будет понимать причины такого поведения. Объясните ему, почему малыш может проявлять агрессию, и как лучше себя вести в таких случаях (не отвечать агрессией, пытаться договориться, поменяться, поделиться, уходить в другую комнату).

Сочувствуйте, признавайте и предлагайте решения. Ваш старший ребенок, хоть и старший, но все равно еще ребенок. А потому важно валидировать и его чувства тоже. Проговорите его эмоции («Я знаю, что тебе неприятно, когда младший брат тебя бьет – кому такое понравится?»), посочувствуйте, пожалейте и предложите способ решения проблемы. Также напомните ребенку, что он может обратиться к вам за помощью, если конфликт будет повторяться.

Помогите ребенку найти слова. Не стоит ждать, что в момент, когда его лупят машинкой по голове или дергают за волосы, ваш старший ребенок сможет с легкостью придумать, что сказать своему маленькому обидчику. Помогите ему, предложив фразы, которые он сможет использовать в конфликтной ситуации (например, «Я сейчас играю с этой игрушкой. Не надо ее хватать»). Чуть позже он научится подбирать слова сам, но вначале будет проще, если вы подскажете ему пару реплик.

Ребенок 3 года бьет младшего

Порепетируйте различные сценарии. Попробуйте разыграть разные сценки, которые помогут вашему старшему ребенку справиться с конфликтной ситуацией. Например, если между сиблингами существенная разница, то вы можете научить старшего ребенка брать младшего в охапку и класть на диван так, чтобы это было весело и не обидно. Обязательно проговорите сценарий, в котором ребенок будет говорить: «Мне больно, нельзя так делать!» и уходить в другую комнату, если все другие способы не работают. Готовые схемы очень важны, особенно, если младший ребенок нападает на старшего по нескольку раз на дню.

Установите ограничения. Важно, чтобы ваш старший ребенок знал о том, что недопустимо делать со своим младшим сиблингом. Например, давать сдачи или отнимать его игрушки. Проговаривайте эти правила и предлагайте старшему ребенку альтернативные способы справиться с агрессией в конфликтных ситуациях (например, побить подушку или покидать мяч в стену).

Защищайте. Не забывайте о том, что у вашего старшего ребенка должно быть место, которое будет неприкосновенно для младшего. Возможно, ему нравится проводить время с малышом, но ему также важно иметь возможность уединиться и позаниматься своими делами или поиграть в свои игры так, чтобы ему никто не мешал и не требовал делиться с младшим. До тех пор, пока ваш старший ребенок не сможет чувствовать себя в безопасности, хотя бы в одном уголке дома, он не сможет быть терпеливым и щедрым с вездесущим младенцем или тоддлером.

Напомните ребенку о том, что вы всегда его поддержите. Давать ребенку готовые фразы и сценарии – это хорошо, однако это не значит, что теперь конфликторазрешение в общении с младшим сиблингом должно полностью лежать на его плечах – он просто не в силах это сделать. Убедитесь, что ваш старший ребенок знает, что всегда может обратиться к вам за помощью и советом, если ситуация станет тяжелой или утомительной, и вы ему поможете.

Как помочь сиблингам освоить эмпатию: простой прием одной мамы

Жизнь с маленьким монстром: что делать, если ребенок дерется, кусается и дергает вас за волосы?

Ребенок дерется: почему это происходит и что с этим делать

Как приручить маленького дракона: советы для родителей вспыльчивых детей

Ребенок 3 года бьет младшего

Источник

Почему ребенок бьет других детей? Причины и решение проблемы Лиана Райманова

Нередко на спокойного дома ребенка жалуются в детском саду или в начальной школе: оказывается, там он обижает или даже бьет детей. Или бывает так, что в обществе ребенок ведет себя хорошо, а дома поднимает руку на младших или старших братьев, сестер. Бывает и так, что агрессия проявляется везде, причем видимой причины для такого поведения как будто и нет. Так почему же, казалось бы, нормальный ребенок бьет других детей?

Детскую агрессию можно подразделить на два вида:

  1. Инструментальная. Возникает она от невозможности достижения цели: например, когда ребенку не дают посмотреть мультфильм в позднее время или отказали в покупке мороженого.
  2. Враждебная агрессия вызвана желанием отомстить, причинить боль другому человеку. Возникает она и из-за желания доминировать и, как правило, наблюдается в возрасте 6-8 лет.

Если ребенок бьет других детей, то ни в коем случае нельзя относиться к этому равнодушно

Родители должны понимать, что детская агрессивность может принять серьезные масштабы. Решать данный вопрос необходимо незамедлительно, но только не наказаниями, которые могут негативно сказаться на неокрепшей детской психике. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать правильную модель поведения в обществе. Чтобы понять, как вести себя с таким ребенком, разберитесь в причине, по которой он бьет других детей.

Причины, по которым ребенок бьет других детей

Часто видит конфликты близких людей

Если родители разговаривает друг с другом на повышенных тонах и открыто проявляют агрессию, то ребенок начинает подражать. Привыкший жить в атмосфере вражды и гнева малыш обижает сверстников, попросту копируя модель поведения взрослых. Ни в коем случае нельзя ссориться и кричать, выясняя отношения при ребенке. Постарайтесь стать примером для подражания, эталоном поведения.

Пытается обратить на себя внимание

Когда ребенок спокоен и не создает проблем, родители занимаются своими делами и времени на него не находят. Внимание обращают только тогда, когда что-то будет сделано не так: разбита чашка, сломана новая игрушка, испорчена нужная вещь. Ребенок понимает, что действенный способ привлечь к себе внимание – быть грубым и вести себя плохо, и поэтому начинает бить сверстников.

Нужно всегда находить время для ребенка и чаще с ним разговаривать, не игнорируя и не обделяя его вниманием

Не может справиться с негативными эмоциями

У детей свои проблемы и не менее важные, чем проблемы взрослых. Дети по-своему переживают и часто могут скрывать это, но эмоции должны выходить наружу. Малыш не осознает, где заканчивается его свобода и начинается свобода другого человека. Дети еще только учатся сопереживать. Они не понимают, что удары могут очень ранить и долго болеть, что другому человеку будет плохо. В их возрасте не контролировать негативные эмоции вполне естественно. Взрослые должны объяснить, что нет ничего плохого в чувстве злости и гнева, что это просто эмоции, которым нужно дать выход.

Пусть у ребенка будет такое место, где бы он мог покричать, поплакать, освободиться от накопившегося негатива внутри.

Если не знаете что делать, когда ребенок дерется с другими детьми, попробуйте его занять – пусть энергия будет направлена в «нужное русло». Будет полезно записать его на занятия по боксу, борьбе, каратэ, пусть занимается футболом или хоккеем.

Негативные эмоции как причина агрессии ребенка

Агрессивный и активный тип темперамента

Предрасполагать к агрессивному поведению может определенный тип темперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента:

  1. Меланхолики менее всего склонны к активной агрессии. Такие дети очень чувствительны, обидчивы, ранимы, порой не уверены в себе. Любая мелочь может вывести из равновесия ребенка-меланхолика, но они страдают молча. Такие дети все переживают внутри себя и не могут причинить вред кому бы то ни было.
  2. Флегматики тоже не имеют склонности к активной агрессии. Они уравновешены, внешне спокойны в любой ситуации, их очень сложно разозлить и вывести из равновесия. Такие дети стойко переносят трудности и предпочитают сдерживать свои эмоции, даже если им хочется кого-то ударить.
  3. Сангвиники все проблемы решают спокойно, без агрессии. Такие дети очень общительны и оптимистичны, жизнерадостны и открыты этому миру. Ребенок-сангвиник приложит все силы, чтобы решить проблему мирным путем. Если будет необходимо, сангвиник может быть агрессивен, но он, как правило, способен контролировать свои эмоции. Поскольку эти дети очень ответственны, чувство вины за свои ошибки может привести их к пассивной агрессии.
  4. Холерики склонны к активной агрессии. Такие дети вспыльчивы, неуравновешенны, раздражительны, крайне эмоциональны. Они сначала сделают что-то в порыве гнева и только потом думают о том, как нужно было поступить в сложившейся ситуации. Из-за повышенной возбудимости и склонности к частым переменам настроения холерики конфликтны и чаще всего ссорятся со сверстниками, применяя физическую силу.

Как тип темперамента влияет на поведение ребенка?

Наказание должно быть адекватным

Наказывать ребенка за проступки нужно, но наказание это должно быть адекватным. Если наказывать ребенка физически, используя ремень, или пытаться решить проблему криками и оскорблениями, то агрессии в нем только добавится. Даже если ваш ребенок не послушался вас и продолжает бить других детей, это не повод причинять ему физический или психологический вред.

Только сказанные спокойным голосом слова могут быть услышаны

В качестве наказания можно ограничить его общение с другими детьми, но пусть это будет временно. А если ребенок исправился в поведении, то необходимо вовремя это заметить и акцентировать на этом внимание. Не лишним будет похвалить малыша! В следующий раз, когда он захочет кого-то побить, задумается: он запомнил ваше отношение к его отрицательным поступкам и не захочет вас огорчать.

Выяснив мотивы поведения ребенка, можно приложить усилия и разобраться с проблемой. Это возможно, если малыш будет чувствовать со стороны взрослых теплоту, доброту, понимание.

Видео по теме:

25 октября 2019, 00:30 Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8»)

Действует только при онлайн-заказе до 31.05.2021. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты, золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

Источник