Ребенок 3 года бегает за мамой

Безусловно, каждой маме приятно ощущать себя самым важным человеком для своего малыша. Но радость быстро исчезает, когда ребенок начинает ходить за вами хвостиком. Согласитесь, если держать его постоянно на руках (статья о том, как отучить ребенка от рук), то совершенно не остается времени на домашнюю работу и отдых. Приходится буквально бегать по дому, стараясь убраться и приготовить ужин, пока кроха спит. Что следует предпринять, если ребенок не отпускает вас ни на секунду?

ребенок не отпускает ни на шаг

Почему так происходит?

Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.

  • Единое целое

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

  • Сигнал о неблагополучии

Детские слезы не всегда вызваны капризами, дурным настроением и желанием побыть с матерью. Просто дети до двух лет выражают все переживания и неудобства плачем. Внимательно приглядитесь, может, ребенок простыл, у него режутся зубки или болит живот. Читаем также: как понять причины плача детей

  • Страх одиночества

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

  • Мамина тревожность

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

  • Недостаток внимания

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать.

“Мамина” дочка. Ребенок очень привязан к маме

Преодолеваем излишнюю привязанность

Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?

[sc:rsa ]

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.

Советы мамочек с форумов

Моему 2,4 тоже плачет, когда ухожу…я ему все время объясняю куда я и зачем, например – мне надо в магазин, я приду через 10 минут и принесу тебе сок, и спокойно ухожу, вроде понимает чето, он бежит к окну и машет мне по дороге, прихожу – говорю, ну что плакал? он говорит – да, пакал….

Приучайте малышку постепенно к Вашему отсутствию. Причем, постарайтесь именно не ускользать незаметно, а уходить, помахав ей при этом рукой, можно и поцеловать в щечку (если не вцепится мертвой хваткой). Затем сразу же уходите, без разговоров, прямо на её глазах….Можете даже уйти без особого повода: просто постоять у подъезда 10-15 мин. и возвращайтесь обратно. Постепенно интервалы отсутствия нужно увеличивать. Но всегда Вы должны соблюдать ритуал прощания: помахали рукой “пока-пока, я скоро приду” и уходите, не оглядываясь. Когда Вы уходите, то с дочкой, конечно, кто-то должен остаться. Она, безусловно, будет сильно плакать, может даже биться в истерике. Ничего. Не обращайте внимания. Пусть тот, кто с ней остается, объяснит, что мама скоро придет. А через 10 минут. глядишь, и Вы снова дома! ))) У ребенка должен сложиться в голове стереотип: мама уходит, но она всегда возвращается. Ребенок будет плакать после Ваших уходов несколько дней. а может быть и недельки 2-3 проплачет, похнычет. А потом перестанет. Этот процесс привыкания к отсутствию мамы очень тяжелый и нелегко дается как маме, так и ребенку. Но пройти этот путь нужно, ведь ребенок не сможет быть постоянно с мамой (и наоборот). Начните приучать уже сегодня и вот увидите – все у Вас получится! Удачи!

Здравствуйте! Это возрастная особенность такая, норма поведения.
Ребенку начинает казаться, что мама ушла навсегда и не вернется, отсюда такой безудержный плач.
Есть еще мнение, что малыш сам боится уползти и потеряться.
Я не хочу вас пугать, но страх потрери мамы так называемый, проходит у всех детей в разном возрасте. У моей дочки только к двум годам закончилось это. У кого-то раньше.
Главное продолжать объяснять что мама вернется, мама рядом, все хорошо, всяко успокаивать.

***

Для того, чтобы ребенок перестал ходить за Вами по пятам, плакать, чуть только Вы вышли из машины или из дома, необходимо установить с ним надежную привязанность, необходимо, чтобы ребенок успокоился, перестал бояться потерять маму. А для этого в первую очередь необходимо убрать из жизни ребенка разделение везде, где это только возможно.

В каких случаях ребенок может чувствовать разделение?

Раздельный сон с рождения
Раннее переселение в свою комнату
Страх «приучить к ручкам»
Частые разлуки
Мамина отстраненность, задумчивость, «витание в облаках» (физически рядом с ребенком, но в мыслях — далеко)
Нежелание разговаривать, игнорирование
Тайм-ауты (в комнату, в угол)
Физические наказания
Обида на ребенка, мама «дуется»
Манипулирование любовью
Запреты плакать
Запрет быть собой, непринятие
Ребенок начинает ходить в садик
Рождение брата/сестры
Ребенок потерялся и испугался
Страх смерти родителей
Угрозы расставания («мама уйдет без тебя», «ну и оставайся тут один»)
Угрозы отдать кому-то, если будет плохо себя вести
Проведенное лето у бабушки
Развод родителей
Чрезмерная строгость родителей, авторитарность

Это, конечно, не полный список. Посмотрите, проанализируйте. Постарайтесь исключить то, что возможно: например, перестать использовать разделяющую дисциплину при воспитании, если вы ее используете. Здорово, что ребенок с рождения спит с Вами, но это, конечно, не панацея. Хотя это очень помогает восполнить контакт, которого не хватало в течение дня. Особенно, если перед сном вы проводите время вместе, болтаете, читаете или что-то другое, но главное — чтобы это приносило вам обеим положительные эмоции.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Почему малыш не принимает никого из родственников и общается только с мамой
  • Как оставить ребенка одного дома и не переживать. Подготовка детей и правила безопасности

Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером. Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя. Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.

Видео: Ребенок не отпускает маму ни на шаг: что делать?

Марина Романенко – психолог, создатель “Академии Профессионального Родительства”, бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, рассказывает, почему дети не отпускают маму ни на шаг и как научить ребенка оставаться одному!

Как себя вести с “ребенком-хвостиком”? “Совет детского психолога”

Источник

Воспитание Ребёнок требует 100% внимания и ходит за вами по пятам: разбираемся и исправляем ситуацию

Ребёнок трёх лет начал сам строить из лего домик и мама аккуратно открывает ноутбук, чтобы  закончить работу. В этот же момент ребёнок вскакивает и просит: «Щенячий патруль!», «Маша и Медведь!», «Смешарики!»  Смотреть пятый мультик за день нельзя, поэтому мама откладывает ноутбук и опять пытается изобразить игру, а потом незаметно слинять в работу, но ситуация повторяется и повторяется.

Появляется ощущение, что мама должна непрерывно играть с ребёнком. И для того чтобы приготовить борщ, написать email по работе или даже просто позвонить подруге ей надо  усаживать ребёнка за мультики. Потому что ребёнок не умеет играть сам. Если мама уходит с места битвы игры, то должна оставить мощное подкрепление в виде включённого Ютуба с 20 сериями любимого мультфильма.

Почему ребёнок больше любит смотреть мультики, чем играть в любимые игрушки

ТV-информация воспринимается легче. Человек, который смотрит на экран находится в пассивном состоянии. Учёные заметили, что в мозге отключается левое полушарие и активизируются зоны, которые обычно активны во время сна или гипноза. Ребёнок поглощает все «без переваривания» и осмысления.

Когда ребёнок играет с игрушками, то делает усилия и включает воображение. Дело не только в придумывание. Игра — сложный процесс. Там включается ассоциативное мышление. То есть для того, чтобы создать самую простую игру ребёнок должен подключить весь свой опыт — и визуальный, и культурный, и лингвистический. И притом этот опыт нужно обобщить – то, что делает у нас правое полушарие, и систематизировать, разложить по полочкам, проанализировать, то есть задействовать ещё и левое полушарие.

Всё это в автоматическом режиме. И поэтому игра — это более сложный процесс, чем восприятие мультфильма, где идёт уже готовая картинка и готовый аудиоряд.

Всё в мире стремится к сохранению энергии. И мозг человека не исключение. Ребёнок не хочет тратить драгоценный ресурс мозга и стремится к менее энергозатратному занятию: просмотр мультфильмов. К сожалению, при этом организм ребёнка проигрывает в долгосрочном периоде: мозг хуже развивается, страдает поведение и когнитивные способности.

Каких навыков не хватает ребёнку, чтобы он играл самостоятельно и не зависал на мультиках

Игрового опыта с разными сюжетами и приёмами. Современные родители очень стараются сохранить привязанность и хорошие отношения с ребёнком. Они уделяют время и внимание детям. Но если мама просто сидела и скучала с ребёнком на полу в окружении игрушек, это только усилило «мама-зависимость» и никак не прокачала игровые навыки ребёнка. Ребёнку не нужно МНОГО внимания, ему нужно КАЧЕСТВЕННОЕ внимание.

Проактивности: умения находить себе дело, когда скучно. В тот момент, когда тебя никто не развлекает, становится невыносимо скучно. Если родители постоянно спасают ребёнка от этого чувства, то ребёнок привыкает именно к такой модели:

Мне скучно –> прошу маму –> она находит дело и мне хорошо.

Для того чтобы изменить эту модель, маме надо по-другому реагировать на слова «Ма-а-ма, скучно!»

Умение заканчивать игру или продолжать её без мамы. Аккуратно на цыпочках выходить из комнаты точно не надо! И не надо ждать, что ребёнок радостно ответит ДА на ваш вопрос: «Поиграешь, солнышко, сам. А я приготовлю папе ужин?» Для детей вся жизнь игра и вам нужно знать рабочие стратегии, которые экономят силы и делают так, чтобы игра продолжилась сама, а вы спокойно готовили папины любимые котлеты.

Правильный просмотр мультфильмов. Обычно как: показал ребёнку мультик и потом он ноет весь день, что хочет посмотреть второй. Показал второй мультик — ребёнок просит третий. Показал третий — просит четвёртый, пятый. Чем больше мультиков, тем больше хочется и тем меньше ребёнок играет сам. Любимые игрушки пылятся в корзине, постройки из лего стоят нетронутыми – ребёнку с каждым днём всё меньше хочется в это играть. Всё дело в том, что мультики надо уметь смотреть, так чтобы ребёнок не становился «мульт-зависимым». Более того, ребёнок может смотреть мультфильмы и после, наоборот, все больше играть самостоятельно!

Вы можете браться за прокачку любого из этих навыков. Я займу ещё немного вашего времени и расскажу подробнее про первый шаг.

Расширяем игровой опыт ребёнка

Если вы сидите и скучаете с игрушками в детской, то так дело не пойдёт! Так вы только приучаете ребёнка к тому, что вы должны быть непременно в метре от него, когда он играет, но не обогащаете его игровой опыт.

В итоге только вы встанете, он побежит за вами, повиснет на ноге и будет просить мультики. Я знаю по своему опыту, как нелегко даже дойти до туалета, когда ребёнок висит на твоём теле.

Итак, первый шаг, чтобы ребёнок перестал присасываться к вам, а учился играть сам: качественное внимание с вашей стороны и качественная игра. Давайте расскажу простой способ быстро придумать сюжет для игры.

Напишите в центре листа любимые игрушки или темы вашего ребёнка. Допустим, ваш сын фанатеет от динозавров, дракончиков и прочей полусказочной живности.

Напишите вокруг 3-5 ассоциаций, которые появляются у вас, когда вы слышите это слово. Мне в голову приходят вот такие слова. У нас у всех разный опыт, поэтому ваши ассоциации могут на 100% отличаться от моих. Они могут быть любыми. Тут нет правильного и неправильного.

Напишите по 3-5 ассоциаций к каждому из новых слов. То есть зацикливаем и повторяем. И опять пишем первое,  что приходит в голову.

А теперь посмотрите внимательно: у вас получилось от 3 до 10 новых сюжетных линий и игр с вашим ребёнком:

  • Делаем палеонтологический музей с ребёнком и выставку динозавров. Самих динозавров лепим из пластилина и спичек минут 15. Потом даём ребёнку задания расставить образцы на коробке и собрать игрушки, которые хотят прийти на экскурсию, а сами ставим воду на суп.
  • Делаем гнездо динозавров. В нём кладка яиц (вырезаем овалы из бумаги) и малыши, того и гляди, скоро появятся на свет. Мама-динозавриха пошла на кухню вместе с вами, чтобы принести малышам кожуру от картошки. Вы её быстро изготавливаете и заодно чистите картошку на суп.
  • Начало холодать. Динозавры ищут тёплые укрытия, но лёд всё ближе. Может получится построить для них домик из кубиков льда на кухне и покормить петрушкой, пока вы положите в суп последние ингредиенты и доделаете ужин.

Прекращайте просиживать в детской с игрушками и ребёнком по несколько часов и потом спасаться от этой «игровой пытки» и мама-зависимости в мультиках. Это не прекратится само собой и, скорее всего, будет усиливаться.

Лучше постепенно учите ребёнка:

  • самостоятельно справляться со скукой,
  • обогащайте его опыт,
  • правильно завершайте игру  и
  • смотрите мультфильмы с умом.

Скоро я проведу онлайн мастер-класс о том, как правильно смотреть мультфильмы. Следите за новостями в рассылке и соцсетях.

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Источник

: Время прочтения:

«Она просто шаг не может сделать без меня. Все время зовет „мама, мама“… Нет, ну приятно, конечно, но ей надо и с детками общаться, скоро в садик…». Рассказывает детский и подростковый психолог Виктория Мелихова.

«Мамин хвостик»: Почему ребенок липнет к родителю

В течение первого года жизни ребенок не отходит от мамы, а их отношения представляют симбиоз. Очень важно, чтобы эта стадия прошла благополучно, чтобы ребенок получил не только уверенность в удовлетворении своих потребностей, но и материнскую любовь, заботу, внимание.

Здесь хочется вспомнить слова Людмилы Петрановской: «Когда потребность щедро удовлетворена родителем, ребенок с радостью от нее освобождается. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и способности обходиться без помощи… Но если ответ на запрос ребенка не получен или дается через раздражение, ребенок не становится самостоятельным: он остается в плену у потребности».

«Когда потребность щедро удовлетворена родителем, ребенок с радостью от нее освобождается. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и способности обходиться без помощи».

При благополучном прохождении этой фазы, когда ребенок напитался материнской любви и заботы, получил опыт распознавания своих чувств, потребностей, чуткого реагирования на них, убедился в надежности и стабильности матери, он способен немного отпустить ее, немного отделиться от матери сам, стать более самостоятельным.

Ребенок, опираясь на опыт благополучных и надежных отношений, сохраняет их внутри. Он сохраняет внутри себя образ матери, поэтому способен некоторое время обходиться без нее, самостоятельно играть. Он уверен, что если возникнет такая необходимость, то мать обязательно окажется рядом, защитит, успокоит, спасет. Поэтому он способен ждать.

У ребенка появляется потребность в своем личном пространстве, он отходит от матери, периодически возвращаясь к ней, убеждаясь, что она на месте, опираясь на ее любовь и заботу.

Если в этом сценарии есть сбой, малыш от родителя отделяться не захочет. Давайте разберем основные причины, почему ребенок «липнет» к маме и начинает слишком сильно волноваться, когда того нет рядом.

1 Мама не дает достаточно любви и заботы

Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.

Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.

Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.

Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.

2 Мама все время «исчезает»

Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.

Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.

Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.

3 Мама боится будущего

Ребенок взрослеет, мама стареет, время идет. Чем самостоятельнее и взрослее становится ребенок, тем больше мама понимает, что время не стоит на месте. Тогда ребенок бессознательно будет тормозить свое развитие для того, чтобы создать иллюзию того, что он всегда будет маленьким. Что перемены где-то далеко.

Ребенку скоро пять лет. У него проблемы с речью, «перевести» может только мама. Пора идти в детский сад, да вот только девочка постоянно болеет, маме приходится оставаться дома, никак не получается выйти на работу.

В ходе разговора с мамой становится понятно. Мамина работа давно не приносит ей радости, от мысли о возвращении ей становится не по себе. Тревога, страх, неуверенность возникают одновременно с мыслью о выходе на работу. Вот ребенок и «липнет» к маме и «подстраивается», плохо говорит, как будто ей не пять, а только два, постоянно болеет, чтобы у мамы была возможность еще посидеть дома.

4 Мама боится одиночества

Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.

Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.

Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.

5 Мама боится потерять смысл жизни

Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.

Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.

Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.

Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».

Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.

Запомнить родителям

1 Ребенок — это самостоятельный человек, личность, о котором вам нужно позаботиться пока он беспомощный и которого нужно отпустить, когда он будет к этому готов.

2 Что делать, если ребенок «прилипала»? Убедитесь, что кроме ребенка у вас есть и другие смыслы жизни: любимая работа, теплые супружеские отношения, время для друзей и близких, интересное хобби. Ребенок должен быть дополнением к вашей жизни, а не заменой всего.

3 Позаботьтесь о себе. Да, у вас маленький ребенок, и с ним сложно. Но и вам важно отдыхать, находить хоть пять минут в день для себя. Не стесняйтесь просить о поддержке и помощи. Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке. Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка.

Если вы видите, что многое из того, о чем говорится в этой статье, — про вас, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Это не признак слабости, а показатель ответственности и осознанности.

И, да, предупреждайте ребенка, что вы уходите. Говорите ему, когда вы вернетесь. Даже если малышу всего один месяц.

Источник