Ребенок 2 года замкнут

Ребенок 2 года замкнут thumbnail

Живого общения между родителями и детьми сегодня меньше. Многие малыши позже начинают разговаривать, другие не умеют общаться со сверстниками. Когда стоит переживать и вести сына или дочь к специалисту, а когда – отпустить ситуацию и просто любить ребенка? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Елена Акулова.

Елена Акулова

детский и семейный психолог,

международно сертифицированный преподаватель-эксперт по работе с детьми с аутизмом

О том, когда стоит «бить» тревогу

– Чаще всего родители «бьют тревогу» и спешат к специалисту, когда речь ребенка развивается не по возрасту или не развивается вовсе, а также когда ребенок проявляет «сложности» в поведении.

Если наблюдается задержка речевого развития и присутствуют те или иные неврологические симптомы или другие заболевания, стоит обратиться к специалисту как можно раньше.

Безусловно, на наших детей влияет то, что мы в целом стали меньше разговаривать и общаться с ними. Интерактивные игрушки, социальные сети, интернет и мультфильмы заменили живое общение. Мы мало читаем вместе с малышами и не обсуждаем прочитанное. Это сказывается косвенно на интеллектуальном развитии всего поколения. Но если у ребенка есть неврологические проблемы, те или иные задержки в развитии, такой стиль воспитания для него может оказаться фатальным: это усугубит уже имеющиеся нарушения.

И если с запросами о проблемном поведении, интеллектуальных нарушениях родители приходят чаще в более раннем возрасте ребенка, то с запросами о пассивности, отстраненности ребенка от близких контактов и сверстников обращаются значительно позже – в школьном возрасте.

Агрессивное или эмоционально неуравновешенное поведение ребенка, нарушение сна, «застревание» в аффекте и многое другое может быть как следствием обстановки и атмосферы, в которой малыш живет, так и маркером проблем неврологического характера. Поэтому нужна очная консультация ребенка не только с психологом, но и с врачом.

Ребенок может перестать развиваться из-за отношений в семье?

Специалист объясняет, что при любом из подобных состояний вначале необходимо исключить медицинскую составляющую.

Например, неврологические, генетические проблемы, пре- и постнатальные повреждения нервной системы, эндокринные, сердечно-сосудистые нарушения и даже нарушения в работе дыхательной системы в той или иной степени способны повлиять на общее развитие ребенка.

И только если мы исключили медицинские проблемы, тогда можно рассматривать симптом как психосоматический. Однако для того чтобы здоровый ребенок перестал развиваться из-за отношения к нему родителей или обстановки в семье – нужно создать ситуацию хронического тяжелого стресса и депривации (сокращения либо полного лишения возможности удовлетворять основные потребности, – прим.ред.)

Елена говорит, что за все годы работы с детьми в семьях у нее было всего 2 таких случая. Первый, когда ребенок рос в обстановке, где главным был алкоголь. Малышу на тот момент было 3 года, и круглые сутки он находился в игровом манеже, его могли забыть покормить, не переодевали памперс. О том, чтобы с ним общались взрослые, и речи не шло. После изъятия ребенка из семьи и обеспечения должного ухода и общения, он начал быстро догонять по развитию своих сверстников.

Второй случай был менее тяжелым, однако на состоянии ребенка в значительной степени сказалось серьезное психическое заболевание матери. Именно с ней он проводил большую часть времени.

– Энергия развития в каждом ребенке настолько сильна, что ищет и пробивает себе дорогу даже в эмоционально неблагоприятной среде: как росток пробивается сквозь асфальт. Если мозг ребенка не развивается или развивается не должным образом, как правило, на это есть более весомые причины, чем просто обстановка в семье.

– А как же распространенное суждение о том, что «холодная мать» всему виной?

– Такая теория действительно была популярна в середине прошлого века, однако не нашла научного подтверждения. Ее отголоски до сих пор ранят родителей.

Сейчас за рубежом широко популярна теория нейроаффективного развития, которая основывается на последних исследованиях нейробиологии. Эти исследования побудили пересмотреть многие педагогические модели. Оказалось, что эмоции играют ведущую роль в развитии мозга, даже влияют на формирование тех или иных его отделов и нейронных связей. Но это не значит, что в аутизме виновно «плохое эмоциональное отношение». Оно может только усугубить существующую проблему. Хорошая новость в том, что, исцеляя отношения родителей с ребенком и помогая формированию здоровой привязанности, мы поддерживаем мозг в биологическом развитии, даже если изначально имели место те или иные повреждающие факторы.

Что касается аутизма, то на сегодня выявлено и описано более 200 генетических мутаций, связанных с теми или иными симптомами аутистических нарушений. И все они первичны, то есть их нет у родителей. На данном этапе зарубежные специалисты занимаются более детальным изучением данных мутаций и их влияния на организм носителя.

Читайте также:  Суп ребенку 2 года в мультиварке

Аутизм – не болезнь, а пожизненное особое состояние нервной системы

– Аутизм – не заболевание, поскольку заболевание имеет начало, течение и завершение. Аутизм – пожизненное особое состояние нервной системы, об этом свидетельствуют многие описания взрослых людей с аутизмом.

При этом аутистические проявления настолько разнообразны, что до сих пор нет единой картины клинического диагноза, до сих пор корректируются и уточняются диагностические критерии, и это вводит в заблуждение многих родителей. А также порождает множество мифов, которыми окружен диагноз «аутизм». Мифы рождаются там, где человек сталкивается с непонятным для него и пугающим. Наш мозг пытается как можно быстрее «рационализировать»: придумать причину.

В психологии описан так называемый цикл проживания горя: отрицание, злость, торг, депрессия и принятие. Мы все проходим через эти вехи в случае горевания. На этапе злости мы ищем тех, кто, на наш взгляд, виновен в случившемся. «Виновными» в аутизме становятся прививки, врачи, сглаз, свекровь или тесть, все, что угодно.

Такие мифы, несмотря на свою токсичность, играют для горюющего важную психологическую роль – не дают мозгу «взорваться» от горя. Этим объясняется их живучесть, несмотря на различные научные опровержения. На этапе торга нам кажется, что мы приняли уже факт болезни, но на самом деле гонимся за чудесным исцелением, легко соглашаясь на мошеннические или сомнительные лечебные эксперименты. И когда нам кажется, что мы заботимся о близком больном, на самом деле мы заботимся о себе, потому что нам не хватает сил на принятие ситуации, как она есть. Важно это понимать, чтобы не быть фанатично слепым и жестоким экспериментатором по отношению к своим близким, тем более, детям.

Прежде чем приписывать диагнозы, следует обратить внимание на себя

Специалист говорит, что сейчас все чаще встречаются случаи «гипердиагностики» родителями своего ребенка. Такие мамы и папы уже приходят с диагнозом, который нашли в интернете.

– Важно не забывать: все детки разные. Точно так же, как и мы, взрослые, в значительной мере отличаемся друг от друга по темпераменту, характеру, биоритмам, эмоциональности и многим другим признакам…

Если родители знают о своей мнительности, то нельзя позволять себе сравнивать ребенка с другими. Это не рекомендуется делать с любым малышом. Когда речь идет о родительских страхах – лучше разбираться с ними на приеме у психолога, чтобы понять, какая часть из них обоснована, а какая – нет. Не стоит мучить ребенка своими фантазиями и находить у него болезни посредством интернета.

О том, как правильно вести себя родителям

– В моем понимании самое важное – это любовь. Ее важный ингредиент – принятие, то есть понимание наших отличий и индивидуальности, принятие того, что выросший ребенок пойдет жить свою, не похожую на нашу, жизнь. Любовь к нему тогда, когда он не прав, ошибся или обидел, нарушил дозволенное – даже когда ругаем или ограничиваем. За этим важно не забывать, что мы его любим, он наш близкий человек. Родителям стоит понимать, ребенок – не центр вселенной. Задача мамы и папы – вырастить малыша таким, чтобы он не нуждался в них.

Важно развивать коммуникативные навыки. Это багаж, который пригодится в любой отрасли работы и в сфере человеческой жизни. Он помогает договариваться, улаживать конфликты и находить поддержку. Чтобы развить эти навыки, нужно начинать с себя самих.

– Необходимо соблюдать баланс: чтобы вы оставались для сына или дочери психически устойчивой, надежной и доступной фигурой родителя. В то же время желательно иметь свою интересную жизнь, в которой вы занимаетесь совершенно другими делами, далекими от семьи и воспитания. Перекосы в сторону гиперопеки или игнорирования ребенка создают фундамент для невротизации сына или дочери и отношений с родителями.

И еще: парадокс воспитания заключается в том, что мы не можем никого воспитать на самом деле. Мы можем воспитывать себя, работать над собой, делать это с удовольствием, тогда и ребенок возьмет от нас лучшее.

Источник

Замкнутость ребенка часто приводит родителей в состояние растерянности. Как разговорить малыша, помочь ему найти друзей и интересные занятия, если он абсолютно безразличен к происходящему в своей жизни?

Замкнутость – не врожденная черта характера. С этим качеством можно работать, наполняя жизнь общением, новыми эмоциями. Итак, что же делать, если вам кажется, что ребенок замкнутый?

Что такое замкнутость?

Нередко замкнутость относят к личным характеристикам человека, что не совсем верно: в отличие от стеснительности и робости, замкнутость формируется постепенно. Это форма взаимодействия с окружающими, способ оградить себя от стресса, неприятных ощущений, которые неминуемо проникают сквозь защитную оболочку.

Читайте также:  Блюдо из печени ребенка в 2 года рецепты

Считается, что замкнутость возникает из-за одиночества ребенка в первый год жизни – всему виной недостаток внимания, зрительных и тактильных контактов с родителями. Однако замкнутость может появиться значительно позже (в дошкольном, младшем школьном возрасте).

Если малыш по природе интроверт, замкнутость может стать нежелательным бонусом: необщительность, погруженность в себя будут препятствовать адаптации.

Без родительского участия ребенок увязнет в негативном состоянии, поэтому психологи рекомендуют обращать внимание на настроение детей, их привычки.

Признаки замкнутости

Что указывает на повышенную замкнутость у ребенка?

  1. Плохая адаптация в новом коллективе (детский сад, школа). Малыш не знакомится с членами коллектива, не стремится хотя бы узнать их имена. Во время групповых игр предпочитает занимать позицию наблюдателя, сидит с гаджетом или книгой, погружается в другой вид деятельности.
  2. Ребенок мало разговаривает. У него заметно меняется голос: становится тихим, появляются зажимы, трудности с формулировкой мыслей.
  3. У ребенка нет друзей. Даже краткосрочные приятельские контакты ограничены. Близкие взаимоотношения отсутствуют: малыш не рассказывает об этом, не делится впечатлениями и демонстрирует равнодушие к теме общения с ровесниками.
  4. У ребенка нет личной точки зрения. Если во время занятий требуется озвучить мнение, малыш неохотно придумывает его или инертно соглашается с общепринятой позицией. Его ничто не волнует, он безразличен даже к спорным вопросам, которые касаются его жизни.
  5. Замкнутые дети обидчивы, сентиментальны, их легко довести до слез. Малейшую неприятность принимают близко к сердцу: потеря любимой игрушки, внезапная смена планов могут испортить настроение на весь день.

Также замкнутость проявляется физически: у ребенка сбивается режим сна, возникают боли в голове, мышцах без объективных причин. Походка отличается неуверенностью, неустойчивостью. Дети прячут руки в карманы, стараются ими не размахивать при ходьбе.

Отличия замкнутости от стеснительности

Родители совершают распространенную ошибку, ставя знак равенства между замкнутостью и стеснительностью.

признаки замкнутости у детей

Стеснительные дети тянутся к ровесникам, но не понимают, как наладить контакт. А вот замкнутые малыши не стремятся к дружбе, совместному времяпрепровождению: они изолируют себя.

Что общего у замкнутых и стеснительных детей?

  1. Настороженность по отношению к незнакомцам. Ребенок реагирует настороженно, если человек пытается сблизиться, познакомиться.
  2. Как следствие – высокий уровень тревожности, который проявляется в других сферах жизни.
  3. Не любят менять старые привычки. Когда происходит событие, меняющее старый уклад (учеба в школе, переезд), ребенок долго не может приспособиться.

Нужно научиться отличать замкнутость от стеснительности. Посмотрим, чем обусловлено возникновение замкнутости и как проявляется это качество в жизни.

blogArticleimage

blogArticleimage

Эмоциональный интеллект для детей

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

узнать подробнее

Причины возникновения замкнутости у детей

Вот наиболее распространенные причины, которые впоследствии приводят к замкнутости ребенка.

  1. Недостаток общения с родителями. Иногда взрослые, погруженные в работу и бытовые проблемы, забывают интересоваться делами малыша. Это создает устойчивое ощущение ненужности, и дети замыкаются в себе, чтобы не беспокоить членов семьи рассказами – зачем стараться, если никто не заинтересован?
  2. Проблемы внутри семейного круга. Глядя на перепалки родителей, ребенок чувствует себя настолько плохо, что убегает во внутренний мир.
  3. Перфекционизм родителей. Предъявляя ребенку завышенные требования, вы увеличиваете психологическую нагрузку: малыш принимает правила игры и старается угодить, но затем терпение заканчивается – проще игнорировать родителей, чем соответствовать недостижимым идеалам.
  4. Сильное эмоциональное потрясение. С помощью замкнутости дети переживают страх (смерти, потери, предательства), испуг (пугают природные явления, люди, животные). Также причиной может стать эмоциональное и физическое насилие, травля. Подростки и взрослые тоже используют подобный защитный механизм.
  5. Болезни. Если у ребенка проблемы со здоровьем, ничего удивительного, что он становится более скрытным, замкнутым, не желает выносить чувства на публику. Ему требуются внутренние силы, чтобы пережить сложный период.
  6. Психические расстройства, вызванные травмами в прошлом.

Стоит бить тревогу, если замкнутость малыша станет влиять на успеваемость в школе или детском саду – занятия гуманитарными предметами и внеклассная активность быстро выявят проблему. Ребенку будет тяжело читать и пересказывать тексты, сочинять, импровизировать.

Что делать, если ребенок замкнутый

  1. Дети, которые замкнулись в себе, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке (особенно в людных местах, где они чувствуют себя неуютно). В толпе родителям следует уделить внимание ребенку: почаще держать за руку, задавать отвлекающие вопросы, рассказывать что-то веселое. Если ребенок выглядит растерянным, не оставляйте его в одиночестве.
  2. Помогите малышу включить в круг общения новых приятелей. Посещайте детские площадки, клубы по интересам. Разговаривайте с другими родителями, чтобы помочь ребенку наладить контакт. Однако не принуждайте общаться против воли – это может ухудшить ситуацию.
  3. Выбирайте произведения для чтения вслух, где можно встретить много неформальных диалогов между персонажами. Ребенок усвоит новые шаблоны для диалогов со сверстниками, поработает над коммуникативными навыками. Также поможет домашний театр, репетиции с репликами героев.
  4. Чаще становитесь инициатором разговора с незнакомцами – в музее, детском саду, торговых центрах. Ребенку необходимо привыкнуть к мысли, что контакт с людьми может быть легким и приятным.
  5. Отложите гаджеты в сторону. Ребенок может не чувствовать потребности в общении, потому что с раннего детства наблюдал, как члены семьи проводят время порознь, занимаясь своими делами в интернете. Стоит добавить больше живого общения в будни: например, обсуждайте с малышом за семейным ужином, что он собирается делать завтра, что его беспокоит.
Читайте также:  Как повысить иммунитет ребенку 2 года народными

Игры и упражнения для преодоления замкнутости

Игры могут стать полезным инструментом психотерапии. Родителям не нужно обладать особыми знаниями, чтобы менять поведение ребенка во время игровых занятий.

замкнутый ребенок у психолога

Дошкольники и младшие школьники особенно хорошо реагируют на внедрение таких упражнений.

«Что можно ответить?»

Иногда замкнутость напрямую связана с недостатком опыта общения в социуме или бедной фантазией: чтобы уместно вставлять реплики в разговор, требуются оба компонента. Развивая сообразительность вместе с ребенком, вы поможете ему чувствовать себя раскованно во время диалога с незнакомцами.

Предложите представить нестандартную, фантастическую ситуацию: ребенок гуляет по лесу и вдруг встречает персонажа мультфильма и т. д. Сказочные персонажи не существуют в действительности, поэтому с ними легче работать – отсутствует барьер в виде смущения, нет социальных рамок.

Когда малыш освоится, переходите к следующему этапу фантазирования: придумайте эпизод с реально существующими людьми (одноклассниками, соседями, дальними родственниками). Ребенок застрял в лифте с ребятами, которые живут в вашем доме. Что они будут делать? О чем говорить?

«Актеры»

Игра-упражнение подходит для всей семьи. Суть: нужно собрать список состояний и эмоций, а затем выразить их с помощью мимики, языка тела.

Что можно изобразить? Чувство растерянности, холод, страх, эйфорию, радость… Пусть ребенок предлагает новые варианты, которые более применимы к его повседневной жизни.

«Закончи фразу»

Постройте несколько синтаксических конструкций с положительным посылом: «Я умею…», «Завтра я смогу…» и др. Ребенку предстоит закончить предложения вместе с вами. Такое упражнение помогает поверить в себя, представить позитивные сценарии развития.

Помогают любые контактные игры: прятки, жмурки. Веселье, подвижность – хорошие помощники в борьбе с замкнутостью.

Замкнутый ребенок: советы психологов родителям

Столкнувшись с детской замкнутостью, начинайте действовать незамедлительно. Защитная реакция связана с болезненным переживанием в прошлом, и травма может отравить жизнь малышу, если не принять меры вовремя.

  1. Навсегда исключите из методов воспитания физические наказания, если вы позволяли их себе.
  2. Разговаривайте с детьми спокойным, благожелательным тоном, не повышая голос. Крик со стороны родителей заставляет детей искать безопасное состояние, которое помогло бы пережить агрессию взрослых. Именно поэтому малыши становятся замкнутыми, неразговорчивыми.
  3. Старайтесь меньше критиковать действия малыша – переключитесь на успехи и достижения. Страх вновь не угодить папе и маме вынуждает ребенка быть пассивным, не проявлять инициативу.
  4. Конфликты внутри семьи влияют на детей сильнее, чем замечают взрослые. Ссоры между супругами отрицательно воздействуют на состояние психики ребенка: мир начинает казаться враждебным и ненадежным, разрушается идеальный образ родителей, существующий в мыслях малыша. Старайтесь выяснять отношения без свидетелей.
  5. Тяжелая психологическая травма (смерть или болезнь близкого, несчастный случай, насилие) – повод обратиться к детскому психологу.
  6. Учите ребенка говорить вслух о переживаниях, которые не дают покоя. Озвучивать чувства, подбирать нужные слова – важный навык, облегчающий жизнь. Поддерживайте диалоги об этом: «Что случилось? Что ты ощущаешь? Как мы можем помочь тебе?»

Многое зависит от темперамента ребенка. Флегматики, к примеру, органично чувствуют себя в одиночестве. Уединение не вызывает разрушительных эмоций и не маскирует жажду общения. В таком случае позвольте ребенку самостоятельно выбирать хобби, друзей, вид досуга. Не подталкивайте малыша к сближению с окружающими – он сам решит, когда это будет необходимым.

С возрастом меняется способ коммуникации с миром, поэтому закрытый, сдержанный ребенок вполне может стать более общительным в ближайшем будущем – нужно лишь найти причину замкнутости и устранить ее.

blogArticleimage

blogArticleimage

Тренажер для развития мышления

Тренажер – это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

Источник