Ребенок 2 года все облизывает

Каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда малыш тянет всё в рот и норовит облизать все возможные поверхности. Как долго это будет продолжаться и как сделать этот опыт безопасным, — разбираемся с Монтессори-педагогом Варварой Ждановой.
Фото Ольги Горевой
Почему ребёнок тянет всё в рот
Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.
У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета. Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире.
Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.
И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.
Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение.
Как помочь ребёнку безопасно познавать мир с помощью рта
Запрещая ребёнку тянуть в рот предметы, мы сообщаем ему, что изучать мир — это плохо и опасно. Если такая позиция сохраняется и транслируется ежедневно, это может значительно повлиять на угасание интереса к получению новых знаний в будущем. Также, запрет с негативным эмоциональным окрасом может вызвать ещё больший интерес у ребёнка, что приведёт к игре на вызов вашей реакции.
Ответственность взрослого — организовать безопасную среду для этого периода. Не нужно всё стерилизовать, но необходимо убрать из доступа ребёнка все химикаты и опасные мелкие предметы. Самый действенный способ — это физически опуститься на уровень ребёнка (на пол) и из этой позиции проверить весь дом. Возможно, вы увидите части проводов, которые свисают со стола и так и манят ребёнка потянуть их и попробовать, или мелкие пуговицы, которые давно закатились под диван. Проделав эту работу, вы сможете спокойно отпустить ребёнка на пол и дать ему драгоценную возможность собрать максимальное количество информации о мире, который его окружает.
Есть ситуации, когда ребёнок тянет в рот материалы для творчества. Например, вы предложили аппликацию, а ребёнок вместо занятия тянет в рот клей. Или хотели полепить, а его интересует только то, какой на вкус пластилин. Значит, сейчас ещё не подходящий возраст для этих занятий. Отложите их на время и через пару месяцев попробуйте ещё раз предложить. А пока можно предоставить более безопасный вариант лепки из домашнего солёного теста или же просто рисование восковыми мелками.
Поведение на улице — это тоже зона ответственности взрослого. Если вы видите, что место, где играет ребёнок, заполнено действительно опасными предметами, то у вас есть несколько вариантов поведения:
- С ребёнком до 1,3 лет самый работающий вариант — это просто увести его гулять в более безопасное место или предложить другой предмет для изучения. К примеру, малыш рвётся облизать асфальт, а вы ему говорите: «Лизать асфальт опасно, могу тебе предложить эту ветку для изучения. Или, может быть, ты хочешь попробовать яблоко?»
- Ребёнку постарше можно предложить другие варианты манипуляции с предметами. Можно сказать: «Я вижу, как ты заинтересовался этим мусором на земле. Давай поможет дворникам, и соберём его в пакет. У тебя будет свой пакет, а у меня свой». Позже важно обратить внимание на результат: «Смотри, сколько мы собрали и какая теперь чистая площадка».
Если же вы наблюдаете навязчивость действий облизывания после двух лет, то, возможно, стоит обратиться к психологу или самим понаблюдать и подумать, что могло вызвать стресс у ребёнка и закрепить оральную фиксацию (привычку успокоения посредством засовывания предметов в рот).
Предоставьте малышу возможность полностью удовлетворить потребность, облизывая и пробуя на вкус безопасные предметы вокруг. И тогда к 1,5 годам ребёнок спокойно переключится на другие способы изучения мира.
Варвара Жданова— психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт Фонда Монтессори
Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!
Ещё статьи о развитии детей:
Ребёнок начал ползать. Как сделать дом безопаснымРебёнок снова и снова кидает игрушки. Рассказываем, почему родителям не стоит раздражаться
Почему Монтессори за естественное развитие ребёнка и следование за его интересами
Источник
Lina199 №0 | 31.03.2020-20:14 | Моя дочь (2 года) постоянно облизывает руки, или вытирает язык чем подвернётся, полотенцем, одеждой и т.д., не знаем как с этим бороться. Руки во рту не постоянно, но в течении дня раза 3-4 может полотенцем начать протирать язык, но мы забираем и она быстро забывает, больше проблем в ночное время, только ложимся спать, у неё начинается данная активность , и руки во рту и одеяло . Лежит пыхтит и облизывает . Хотелось бы узнать, как можно избавить её от данной привычки |
Павловский Эрик Олегович Психолог, Клинический психолог г. Краснодар 3 консультации №1 | 31.03.2020-20:27 | Здравствуйте! Могу взять вашу тему, познакомьтесь с условиями. Смогу с вами пообщаться завтра) Условия проведения демо-консультации В демо формате я провожу диагностическую беседу. Это значит, что Вы получаете возможность исследовать свою проблему, сформулировать запрос, понять или приблизиться к понимаю психологических причин своей проблемы. Однако демо-консультация не является полноценной работой с Вашим запросом и психологическим состоянием. К сожалению, возможности текстового формата общения ограничены для применения психологических методик, чтобы ваше состояние изменилось. Также перед началом работы нам необходимо договориться о следующих вещах: 1. мы выбираем определенное время встречи, чтобы внимательно и непрерывно вести диалог или ведем диалог в свободном формате В заключение нашей работы, прошу дать обратную связь, о том, чем была полезна для Вас демо-консультация и что Вы смогли осознать во время нее? Обратная связь важна также для того, чтобы Вы смогли сохранить полученный опыт и результат. Так же, буду признателен, если по итогу нашей совместной работы, Вы оставите короткий отзыв в разделе отзывы на моей странице. |
Lina199 №2 | 31.03.2020-20:31 | Хорошо, спасибо №1 | Павловский Эрик Олегович писал(а): |
Павловский Эрик Олегович Психолог, Клинический психолог г. Краснодар 3 консультации №3 | 1.04.2020-09:20 | №2 | Lina199 писал(а): Скажите, пожалуйста, а почему решили ее от этого отучить сейчас? Ребенку два года еще. Концепция “грязного” в психике формируется позднее |
Lina199 №4 | 1.04.2020-10:58 | Боюсь, что если сейчас не задаться этим вопросом, данная привычка окончательно укрепиться и потом с этим будет гораздо сложнее справиться №3 | Павловский Эрик Олегович писал(а): |
Павловский Эрик Олегович Психолог, Клинический психолог г. Краснодар 3 консультации №5 | 1.04.2020-11:05 | №4 | Lina199 писал(а): Расскажите подробнее об уровне развития вашего ребенка на данный момент. Самое главное какая у него речь сейчас и как он понимает вас. |
Lina199 №6 | 1.04.2020-11:10 | Понимает абсолютно все, говорить начала только 7 месяцев назад, но за это время , уже появился большой словарный запас, говорит трёхсложные слова, правда предложения пока что только из 2 -3 слов, ну это те которые можно четко понять, песенки поёт но разобрать можно только отдельные слова, ее осматривали и невролог и логопед , сказали, что все в норме с развитием и со временем речь тоже догонит сверстников №5 | Павловский Эрик Олегович писал(а): |
Павловский Эрик Олегович Психолог, Клинический психолог г. Краснодар 3 консультации №7 | 1.04.2020-11:39 | №6 | Lina199 писал(а): Думаю с такой речью еще сложно говорить о том, что она понимает абсолютно все. Грязное – это абстрактная интеллектуальная концепция. Если в его лексике еще нет слово грязно. он не сможет усвоить, что может быть грязным. Соответственно он должен знать и употреблять это слово. Вам же необходимо показывать что грязно. К 3 годам мышление становится наглядно действеное. То есть к этому времени он еще не будет понимать смысла, но уже будет понимать какая последовательность должна быть. Соответственно вы можете показывать как делать можно, как нет и ребенок будет это повторять. Считается, что только с 4 лет ребенок создает достаточно сложную концепцию грязного. Например, если он знает что таракан грязный и уже не возьмет его в рот. То до этого возраста он еще может не понимать, что после того как таракан побывал в воде, она тоже может остаться грязной, поэтому ребенок выпьет эту воду. А вот старше он уже начинает устанавливать необходимые связи. Два года еще не тот уровень мышления, когда ваша девочка может так сложно мыслить. Все что вы можете сейчас делать это отвлекать ее внимание и повторять слова “грязно нельзя”, вынимая ее руку изо рта. Воздержитесь от агрессии. Она еще не поймет, почему вы злитесь. Имейте терпение, через годик она должна усвоить верные последовательности действий, старайтесь демонстрировать ей правильный пример. |
Павловский Эрик Олегович Психолог, Клинический психолог г. Краснодар 3 консультации №8 | 1.04.2020-11:39 | №0 | Lina199 писал(а): В целом для этого возраста ситуация нормальная. Не переживайте. |
Lina199 №9 | 1.04.2020-11:55 | Спасибо ) №8 | Павловский Эрик Олегович писал(а): |
Павловский Эрик Олегович Психолог, Клинический психолог г. Краснодар 3 консультации №10 | 1.04.2020-12:18 | №9 | Lina199 писал(а): Будьте добры оставьте отзыв и подпишитесь на мою рассылку, если довольны мое консультацией) И если будут вопросы. Эти или другие обращайтесь) |
Вы можете также получить консультацию у психолога, ведущего данную тему! Доступно общение в приватном или бесплатном формате.
Получить консультацию психолога
Источник
Ну все в рот тащим! Пробует на вкус все, до чего дотянуться может!
Я шлепаю легонько погубам, в ответ возмущенный кратковременный рев. Видно, что пытается в рот не тащить, бывает, останавливается в последний момент, но все равно за прогулку кучу всего оближет.
Дома уж ладно, кроме обуви все в рот тащить разрешаю, но на улице-то как быть? Гуляет на улице уже сам ножками вдоль опор, так что куча грязи в свободном доступе. У нас тут большая детская площадка, засыпанная песком, уж очень здорово тут гулять. В коляске не сидит, типа большой уже, надо ножками. И что делать с “пищевым интересом”?
03.08.2009 18:57:00, Et Cetera
32 комментария
мы пока только дома все тащим в рот, тряпку из рук не выпускаю %((, на улице благополучно спим два часа ну или сидим на руках или в колясе.
04.08.2009 15:08:34, Madam_sha и киндеры
только отвлекать и контролировать, ждать когда подрастет и перестанет сам. он сейчас так мир познает, а вы его по губам, а потом будете удивлятся чего он учится не хочет.
мы тоже мес с семи начали пробовать все до чего могли добраться, ну что делать. песка уже пробовали, землю листики тоже, пытаюсь останавливать любопытные ручонки.
к концу активного сезона, где-нибудь к октябрю пирантел для профилактики от глистов на всяк случ дам и все.
старшие так росли и никаких стоматитов или чего хуже не было. ттт.
я не призываю к вседозволенности, просто если не можешь изменить ситуацию ее надо принять и устранить нежелательные последствия
04.08.2009 13:00:27, светикмамавити
Уточняю 🙂 Ребенок практически ходячий, может за всю прогулку ни разу на попу не шлепнуться. Удержать его в коляске нереально, он и дома ходит все время.
Площадка относительно чистая, окурков, фантиков, вообще человеческого мусора нет и в помине. Не потому, что убирают – просто не сорят. Закрытая, типа, территория 🙂 Собак-кошек тоже нет. Есть: камешки, палочки, листики. А также все держательные поверхности, за которые другие дети тоже хватаются.
У себя в Королеве я бы тоже ребенка на площадку не выпустила 🙁
В общем, поняла, что это инстинкт, которые нельзя перебороть. Буду сделить и отбирать-отбирать-отбирать…
03.08.2009 23:24:02, Et Cetera
и перестаньте бить ребёнка по лицу………..
03.08.2009 23:39:20, tЮлька
Между битьем и стряхованием песка с губ есть разница. Я скорее песок с него стряхивала, это тоже неприятно. Болевые ощущения там отсутствовали.
04.08.2009 00:22:00, Et Cetera
по мне никакой. песок не стряхивается с губ – его вытирать надо.
и при варианте – по лицу – это больше психология.
если вы уже по лицу прикладываетесь, то что будет позже? когда деть будет намного неуправляемее?
04.08.2009 07:55:33, tЮлька
Вытирать песок – это царапать нежную кожу??? Я его стряхиваю именно стряхивающим движением.
А дальше я его буду бить смертным боем, вы все правильно догадались.
ЗЫ: психология – это у вас.
04.08.2009 21:59:04, Et Cetera
А ты где в Королеве живешь? Я там тоже 3,5 года прожила:)
А к палочкам-листикам я попустительски отношусь:)
03.08.2009 23:30:48, fatima
Ясненько:) Далеко от нас, мы в Комитетском лесу жили.
04.08.2009 00:25:21, fatima
Мне кажется никак. Тащить все в рот – основная практически потребность в этом возрасте, иначе они пока не могут. Я выпускаю поползать только на чистой травке, ну и слежу постоянно. Какая вам необходимость гулять на площадке? Я бы поняла, если бы старший ребенок площадочного возраста был.
03.08.2009 21:11:13, fatima
А что вне площадки чистота и благодать? Мусора нет?
03.08.2009 21:26:56, Mim
у нас нет:))
ну вот вспоминаю я, как со старшей гуляла, на российской площадке:) Ходили за ручки, качались на качельках, катались с горки, в общем, все время занята и с мамой, т.е. в свободный полет не пускала и соответственно ничего подбирать не давала.
03.08.2009 22:34:37, fatima
В том то и дело что нет чистоты. Но зачем выпускать на площадке ребенка, не умеющего ходить, мне тоже не ясно. Ведь понятно что в рот все потянет, скамейки оближет, потому что держится за них, будет падать на попу и подбирать камни и всякую дрянь. А на российских площадках еще и собак любят выгуливать.
03.08.2009 21:39:59, Иришка-Мартышка
Мы тоже на площадке не гуляем, т.к. песок любим попробовать и многое другое. Гуляем на огороженной территории школы,так и там находим что взять в рот. Вот я и спросила, почему речь именно о площадке. Земля везде одна, что-нибудь да найдется.
03.08.2009 22:24:34, Mim
Ну на газоне дачном Кирилл практически ничего не подбирает. Точнее подбирать там нечего, только если травку рвать. Ползает туда-сюда, за бабочками гоняется :). Травку трогает. То что пытается добыть, просто аккуратно забираем и на что-нибудь отвлекаем. А на детских площадках – урны, скамейки, окурки, фантики, можно и на банку-бутылку наткнуться (хоть и убирают у нас неплохо вроде). Ну и песок, камушки всякие в количестве. Однозначно больше соблазнов чем просто на траве.
03.08.2009 22:38:30, Иришка-Мартышка
Мы отвлекаем. Чаще всего получается. Но вот сегодня я не успела – вытаскивала камешек из мелкого ротика…
03.08.2009 20:50:41, Mary-Lea
Остановилась внимательно слушать! Тоже самое, все в рот до меееелких крупинок! Мое мнение, просто перерастут.
03.08.2009 20:13:10, Mim
Я не знаю как отучить. И не думаю что это надо в этом возрасте, т.к. тогда вообще не надо разрешать тащить в рот что либо и придется шлепать по губам постоянно. Поэтому мой ребенок гуляет в коляске. По травке ползает только на даче. Но и там, например, песочницу открывать не стали. У меня второй ребенок который считает что песок это просто супер вкусняшка :). Облизывать спорткомплекс не даем.
03.08.2009 19:37:50, Иришка-Мартышка
Я уже не смогу в коляску запихнуть. Поздно…
03.08.2009 19:41:21, Et Cetera
Наш при нежелании сидеть в коляске сажается папе на шею 🙂 А вообще из коляски выпускаем на очень непродолжительное время под строгий контроль,соску в зубы – чтобы рот был занят. Правда,потом соска выплевывается и начинает есть все, особенно любит камешки и клевер…
03.08.2009 21:22:37, murka i knopka
я не знаю, как отучить. но точно не шлепаньем по губам
03.08.2009 19:13:35, DolceVita
Мне самой не нравится. Хотя эффект есть. Что ж делать-то?
03.08.2009 19:28:03, Et Cetera
ждать. пищевой интерес проходит после полутора
03.08.2009 19:06:45, tЮлька
если ребенок кинестетик то может и не пройти к этому времени:)))
03.08.2009 19:13:31, Туйара
ну явно не в 8 месяцев стоит париться по данному вопросу.
я какая-то злыдня наверно – но у меня дитё на улице гуляла только в коляске, никаких песочков, камушков и т.п. в прошлом году ей не досталось.
только Ялтинский пляж и бабушкин огород
03.08.2009 19:31:17, tЮлька
просто у вас такая девочка:) и не злыдня вы:) и не к тому что отучать или бить в там-тамы, просто есть очень любознательные детки все через рот, это не значит что не отучили в свое время или мама плохая воспитанием не занимается.
03.08.2009 20:47:56, Туйара
так я просто тупо не вытаскивала дитя не ходячего из коляски.
зачем? она мне кажется точно не знала, что можно по площадке пешком ходить например.
03.08.2009 21:47:01, tЮлька
ну не обязательно вытаскивать, ребь и сидя найдет, та же коляска, все ручки-кнопки-бамперы-борта интересны, веточку-цветочек сорвешь покажешь он мигом и в ротик.
03.08.2009 22:17:02, Туйара
ну когда веточкуцветочек даёшь – реально понимаешь, что может в ротик взять. тут следить и всё.
03.08.2009 22:27:06, tЮлька
:))) ну до полного разжёвывание веток не дойдет пади
04.08.2009 00:02:53, Туйара
+1000. Мой тоже не подозревает что на улице можно быть без коляски.
03.08.2009 21:50:06, Иришка-Мартышка
Источник
Здравствуйте! Моей дочке 3.7 лет. Ставят диагноз ЗПРР. гиперактивность, РОПЦНС. Чуть ли не с 2-х лет появилась ужасная привычка: тянет все в рот. Облизывает игрушки, сосет тряпки мокрые( не делая различия какие), облизывает чуть-ли не все, что попадает в поле зрения! Меня это просто убивает! Я уже устала бороться с этим! Ни по-хорошему, ни по-плохому не понимает. И разговаривала, и оъясняла, и ругала, и наказывала. Все побоку. Не слушает и все. Воспитатели в саду тоже жалуются – шнурки, пояски, волосы! засунет в рот и сосет. В итоге волосы отрезала. но все остальное я просто не в силах убрать из ее жизни. Что делать? Один стоматит уже вылечили, чую, следующий не за горами. |
Здравствуйте, Таша! Если ребенок облизывает предметы, значит у него есть в этом острая необходимость. Ничто не происходит просто так, и просто так от этого не избавиться. Ребенок может таким образом снимать нервное напряжение, в таком случае нужно обеспечить ему благоприятную, спокойную обстановку, не раздражаться, а отнестись с пониманием. |
Да. наверное, Вы правы. Я тоже много об этом думала. Но я больше склонялась к версии. что это из-за того, что рано бросила грудь(3 мес) и от соски отучили прямо перед садом, а там тоже не сахар у нее первые месяцы были. Мы после этого сада и получили такие диагнозы. До похода в сад у меня был чуть ли не идеальный ребенок. А там кричала жутко 4 месяца и пошли проблемы после этой нервотрепки. Начинала говорить – перестала. Только вот сейчас начала чуть-чуть кое-как выражаться. Гиперактивность появилась. Пошли к неврологу и – нате…Скажите пожалуйста, а к какому возрасту эта наша “привычка” может пройти? |
Когда привычка пройдет, сложно сказать. Она может перейти к другую форму, к примеру, грызение ногтей. Так что устранять стоит не саму привычку, а ее причину. Если в саду жесткие условия, просить воспитателей быть помягче (если это возможно). Стоит соблюдать режим дня, перед сном побудьте вместе, поиграйте в спокойную игру или почитайте книгу, не критикуйте ребенка за “оплошности”. Будет полезно позаниматься с детским психологом. |
В саду к ней относятся вроде хорошо, воспитатели редко что-нибудь говорят. По поводу совместного времяпровождения – мы с ней все время после сада вместе. вместе кушаем, принимаем душ на ночь и т. д. А книги она у меня категорически отказывается слушать. Только смотрит и то одна. Мне не разрешает с ней садиться, объяснять что-то. Так что в этом плане немного проблемно. Стараюсь не обращать внимание на привычку, мягко останавливаю, когда опять начинает браться за Стараюсь быть как можно мягче. Спасибо за советы!свое. |
Хороший способ – отвлечь на что-то интересное, но не телевизор. Другой вариант – обыграть, сказав “что мы еще сегодня не грызли? пойдем поищем и сложим в очередь”. Это должно звучать не с укором, а в шутливой форме. Третий вариант – сесть рядом и начать делать то же самое, ребенок увидит себя со стороны. Можно посоревноваться, кто больше сгрызет. |
Вот вы описалы свою проблемму, а у нас все тоже самоое, идентично. Бывает до того доходит, что сама даю что-то погрызть, это успокаивает(((( |
Здравствуйте.У нас мальчику 7 лет.Он всё тянет в рот,нет такой вещи ,что не была во рту.Сосёт рукава,горловину у кофт,что угодно.Ничего сделать не можем.Что делать,это какая то болезнь? |
Здравствуйте! У меня близнецы дочки 8 лет. Очень часто замечают что облизывают предметы. И день не проходит чтобы не жевали жвачки. Если не куплю будут истерить пока не получат деньги на жвачку. |
Мой сынок до двух лет все тянул в рот. Хорошо еще, что не глотал. Но опасения на этот счет были. Поэтому я выбрала простой способ развития моторики. С помощью пищевых красителей покрасила рис в яркие цвета. Мы вместе создавали красочные картинки без опасения отравления. Замечательная альтернатива мозаики. Пошаговую инструкцию нашла на сайте https://xn--b1adb4ajbb.com/creative/168/. Попробуйте, вам понравиться. |
Написать сообщение без регистрации |
Реклама |
Источник