Ребенок 2 года все делает левой рукой

Ребенок 2 года все делает левой рукой thumbnail

Уже на первом году жизни внимательная мама может заметить: малыш почему-то предпочитает хватать погремушку и придерживать бутылочку левой рукой.

Раньше было принято одергивать такого ребенка, направлять его в «правильное» русло, подсовывая ему ложку или карандаш в правую. Сейчас все чаще звучит обратное мнение: левшу переучивать не нужно. Да, современный мир адаптирован под правшей.

Но ваша задача – не исправить малыша, а помочь ему научиться жить в этом «праворуком» мире.

В конце концов, такая особенность объединяет вашего кроху, например, с Альбертом Эншетйном, Пабло Пикассо и Полом Маккартни.

талантливые левши

Почему малыш выбирает левую руку?

Когда ученые анализируют причины этой особенности, они называют три фактора:

  • генетика (хотя, скажем по секрету, ген леворукости пока еще не найден). Дети с «зеркальными» особенностями в 10-12 раз чаще встречаются тогда, когда в семье есть хотя бы один леворукий родитель.
  • воспитание или травмы. Возможно, кто-то в ближайшем окружении ребёнка был левшой, и тот начал подражать ему. А ещё малыш может начать действовать левой рукой оттого, что у него есть какие-либо проблемы с правой.
  • особенности перинатального развития. Из-за травм или болезней до рождения в процессе появления на свет или в раннем младенчестве у малыша может возникнуть «компенсаторное» левшество. Если левая часть головного мозга подверглась неблагоприятным воздействиям, то правая попытается заместить ее функции и возьмет доминирование левой руки на себя.

Конечно, если у крохи есть дискомфорт, связанный с правой рукой (например, пороки развития пальчиков), то он невольно переучится делать все левой. Но это не есть настоящая леворукость. Выбор ведущей руки определяет полушарие мозга, противоположное этой руке. Поэтому бесполезно воздействовать на руки ребенка в попытке переучить его. Это особенное устройство мозга, индивидуальная врожденная особенность малыша.

Вообще же, если вы обнаружили, что ваш ребенок – левша, не нужно искать особенных причин. По данным разных статистических подсчетов, от 10 до 15% населения земного шара предпочитают левую руку.

И это никакой не недостаток. Это естественное положение вещей. Нужно воспринимать это именно так и создавать дома такую атмосферу, чтобы ребёнок тоже не чувствовал себя «неправильным» и «не таким как все».

Леворукость и левшество: разбираемся в понятиях

Итак, ваш ребенок левша. Или он леворукий?

Чем отличаются эти два понятия? Давайте разберемся.

  1. Леворукость – это более узкое понятие. Оно подразумевает только ведущую руку. Его целесообразно применять, если вы говорите о том, как вашему малышу удобнее держать ручку, кисть, ложку; как он открывает дверь, как пользуется клавиатурой, как вырезает аппликации ножницами. Но если мозг малыша устроен «зеркально», то это будет влиять не только на доминирующую руку. Правое полушарие в первую очередь обрабатывает информацию с левой стороны тела. Поэтому малыш будет прислушиваться другим ухом, подносить калейдоскоп к другому глазу, шагать с другой ноги. Чтобы обозначить это, используется другой термин.
  2. Левшество – более широкий термин. Он включает в себя леворукость. А, кроме того, определяет ведущее ухо, ведущую ногу, ведущий глаз, и так далее. Леворукость более важна в школе (для обучения письму и рисованию), а левшество более актуально, когда речь идет о спортивных секциях, танцевальных и музыкальных кружках.

Есть еще такое понятие, как «псевдолеворукость». Иногда у малыша не формируется одно доминирующее полушарие, которое управляет противоположной рукой. Тогда ребенок с одинаковым успехом работает и правой, и левой руками.

Как родителям понять, что малыш – левша?

Первые подозрения могут зародиться у родителей еще до того момента, как крохе исполнится полгода. Но не стоит бить тревогу, утверждая, что ваш шестимесячный ребенок левша. В таком возрасте некоторые дети способны с одинаковым успехом пользоваться и правой, и левой рукой. К двум годам жизни уже можно делать примерные выводу. Окончательная леворукость или праворукость формируется в возрасте 6 лет.

Итак, у вас возникли подозрения, что малыш выбирает «зеркальную» руку в качестве доминирующей.

На что нужно обратить внимание, чтобы развеять или подтвердить свои догадки?

Можно провести для малыша серию небольших тестов: взять со стола яблоко, расчесать волосы расческой, раскрутить юлу.

Когда ребенок левша хлопает в ладоши, он обычно ударяет левой рукой по правой, при этом ведущая оказывается сверху.

Чтобы определить не только доминирующую руку, но и доминирующую сторону тела, можно предложить ему прислушаться к лаю собаки через дверь (какое ухо он приложит к ней?) или посмотреть через подзорную трубу (к какому глазу он ее поднесет?). Если хотя бы в 7 из 10 случаев он выбирает левую сторону тела доминирующей, то можно предположить, что ребенок левша.

Не нужно подталкивать вашего ребенка к выполнению всех манипуляций только правой рукой. Не вкладывайте ложку в его правую руку, положите посредине. Не перекладывайте в правую руку карандаш или фломастер в руке малыша, когда он сосредоточен на рисовании.

Пусть он сам выбирает.

Помните, что процесс формирования доминирующего полушария мозга заканчивается к 4-6 годам. Не нужно делать никаких выводов раньше этого срока.

левша особенности развития

Кроме этих простейших тестов можно обратить внимание и на косвенные признаки. Так, у «зеркальных» малышей есть такие отличия:

  • кроха путает понятия «выше-ниже»,
  • он может быть чрезмерно активен, расторможен (не может вовремя остановиться), быстро отвлекается,
  • малыш рисует в одном углу листа (при этом рисунки напирают один на другой, а большая часть бумаги остается пустой).
Читайте также:  Как болит поджелудочная у ребенка 2 года

Утвердившись в своих подозрениях, не паникуйте. Да, воспитывать левшу сложнее. Но не оттого, что такой ребенок – неправильный, отстающий, менее способный.

Сложности связаны с тем, что мир ориентирован на праворуких. Ваша задача – помочь ему научиться комфортно существовать в этом мире.

Психологические особенности левшей

Общественное мнение утверждает, что ребенок левша более способен к творческим занятиям, но менее одарен в освоении обычного учебного процесса. Это так, но только отчасти.

Особенности связаны с различиями функционирования полушарий мозга. Обычно у людей доминирует левое полушарие. Оно отвечает за логику, математические способности, последовательную обработку информации. У праворукого человека хромает воображение и фантазия. Решая задачу, он перебирает огромное число заготовленных шаблонов. Левша же может сочинить идею с пустого листа благодаря воображению.

Чем же отличается ребенок левша?

  1. Левши способны отлично ориентироваться в пространстве. У них замечательное пространственное воображение. Из школьных предметов такие дети обычно сильны в геометрии и черчении; из внеклассных занятиях им хорошо даются танцы и другие кружки, которые требуют хорошей координации и «чувства тела».
  2. Арифметический счет обычно вызывает у таких детей затруднения. Эта операция требует логики и последовательного мышления, а это прерогатива левого полушария.
  3. Умственная операция синтеза дается им легко, а вот анализ – хуже. То есть ребенок левша хорошо обобщает. А вот вычленить детали из целой картины ему трудно. С этим связаны проблемы в освоении чтения: малыш воспринимает страницу текста как цельное изображение, и сосредоточиться на отдельной букве ему трудно.
  4. Левши более эмоциональны и ранимы. Они обидчивы, легко расстраиваются из-за неудач.
  5. Богатое воображение и неуемная фантазия способны компенсировать недостаток логики. Пока мозг обычного ребенка легко решает задачу, поставленную таким же «праворуким» учителем, бурное воображение левши способно молниеносно решить десятки творческих задач, чтобы прийти к тому же ответу.

ребенок левша

Помогаем маленькому левше: что можно и чего нельзя делать маме?

Самое главное, что должны усвоить родители левши – переучивать такого малыша нельзя. Мы можем насильно переложить ручку из левой руки в правую, но переделать мозг малыша нам не под силу. Если родитель будет давить на ребёнка, то это может впоследствии повлиять на его самооценку.

  • Гармонично развитый левша способен стать полноценным и счастливым членом общества, а вот «переученный» будет подвержен речевым задержкам, неврозам, даже энурезу и нервным тикам.
  • Не нужно постоянно напоминать малышу о том факте, что он чем-то отличается отсверстников. Ведь тогда он рано или поздно он начнет винить свою особенность во всех неудачах, и это может стать причиной его комплексов.
  • Стоит помнить, что леворукость накладывает отпечаток не только на процесс обучения, но и на эмоциональную сферу. На левшу нельзя кричать, ругать его и критиковать.

У некоторых детей есть так называемый «феномен зеркального восприятия».

Они могут писать слова задом наперед – например «алокш» вместо «школа». Это нормальное явление, которое должно пройти к десяти годам. Если оно сохраняется и после этого возраста, стоит обратиться к врачу.

Нужно обязательно предупредить воспитателей или учителей о том факте, что ваш ребенок левша. Во время занятий малышу удобнее сидеть с левой стороны от соседа по парте. Тогда одноклассники не будут толкаться локтями при выполнении письменных упражнений.

левша в школе

Кстати, учитель не имеет права требовать от левши такого же каллиграфического совершенства, как от всех остальных. Это прописано в методических рекомендациях Минздрава. В этом же документе оговорено, что учитель не имеет права переучивать «зеркального» ребенка. Нельзя требовать от левши наклонного письма и навыка писать буквы, не отрывая ручки.

Итак, если вы подметили, что ваш малыш предпочитает левую руку, не спешите впадать в панику. Да, воспитание такого ребенка – дело более сложное. Но у левши есть гораздо больше задатков к творческим профессиям. Возможно, именно вы воспитаете гения!

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Наверное, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. “Левшество” – это не патология, а интересная особенность.

“Комплекс левши”

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: “Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!”

Читайте также:  Покраснение уголков рта у ребенка 2 года

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква “Х” – это шагающий человечек, буква “Ф” похожа на очки, а буква “Ч” – на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону – “отзеркаливают” их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами “Р” и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, “зеркально”. Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах “забыть” дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк – один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей – это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если “праворуким” детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева “Если ваш ребенок – левша”. Хорошо бы прочитать и статью под названием “так как же все-таки быть с левшами?” в книге Станислава Мартынова “Здоровье ребенка – в ваших руках”. Лучше понять, как “устроен” ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева “Введение в психофизиологию”. На этом можно было бы и закончить, но есть одно “но”. Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо – правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у “праворуких” детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто “леворукий”. Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Источник

На первый взгляд, развитие детей, которые всё делают левой рукой, мало чем отличается от развития их праворуких собратьев. Но это только – на первый взгляд.

«На любое правое дело всегда найдётся свой левша…» Примерно так можно выразить отношение праворукого большинства к леворукому меньшинству. С их субъективной точки зрения, левая рука всё делает коряво и неумело. А левши не спорят, они просто этой самой рукой создают шедевры, делают деньги, и завоёвывают власть.

Леонардо да Винчи, Пикассо, Бах, Бетховен, Эйнштейн, Юлий Цезарь и Александр Македонский, а так же многие другие выдающиеся личности были левшами.

Дело тут не столько в руках, сколько в голове, точнее – в организации мозга человека. Какое из двух полушарий мозга будет доминирующим, та рука и станет ведущей.

Читайте также:  Геморрой 2 года ребенок

У правшей развито левое – рациональное полушарие, которое отвечает за развитие речи и письма, логическое мышление, и математические способности.

У левшей доминирует правое – творческое полушарие мозга, отвечающее за фантазии, музыкальное восприятие, танцы, живопись и скульптуру.

Получается, левши и правши по-разному смотрят на мир, по-разному перерабатывают информацию, и по-разному ведут себя в этом мире. Это – индивидуальность, которую необходимо просто принять, как внешность или тембр голоса. Но фактически, – Левша, подковавший блоху, становится национальным героем, а ребёнок, держащий ложку в левой руке, нередко вызывает у взрослых удивление, нарекание («возьми в правую руку!»), или желание научить «как надо».

Особенности развития детей с доминантной левой рукой

Особенности развития детей с доминантной левой рукой

Чтобы понять, как тяжело приходится левшам в нашем праворуком мире, попробуйте для себя перевернуть все окружающие вас предметы и механизмы как бы наоборот. Владельцам леворуких машин это объяснять не надо, и благо там коробка-автомат.

Левшам необходимо как-то приспосабливаться к этому миру. В школе ребёнку-левше лучше сидеть за партой слева, чтобы ему не мешал локоть соседа. На компьютерной мышке можно поменять назначения клавиш. А кое-где уже можно встретить товары, которые выпущены специально для леворуких граждан.

Кроме самой леворукости, психологи и опытные педагоги отмечают у таких детей ряд психологических особенностей, которые отличают их от праворукого большинства:

– Леворукие дети более эмоциональны, чувствительны, впечатлительны и ранимы. Часто могут проявлять эмоции обиды, злости, раздражения, особенно в затруднительных ситуациях.

– Они очень подвижны, обладают замечательной пространственной ориентацией и координацией движений, так называемым «чувством тела».

– У них развито образное видение, богатое воображение. Они легко выполняют задания на обобщение, но не склонны при этом к поэтапному анализу.

– Им сложнее выполнять задания, где требуется постоянный самоконтроль.

– Традиционное обучение чтению не даёт высоких результатов, зато обучение чтению по методике Н.А. Зайцева (кубики, песенки) как нельзя лучше подходит таким детям.

– Обучение математике, где требуются вычислительные и логические построения, им даётся с трудом, зато геометрия – их конёк.

– Ещё левши не в ладах с грамматикой. Как слышим, так и пишем. Грамотная устная и письменная речь усваивается ими сложнее, чем их праворукими сверстниками.

– Любое творчество – это стихия леворуких детей. Можно только позавидовать их выдумкам и фантазии, образному видению, чувству ритма и пластике.

Советы родителям по дошкольной подготовке ребёнка-левши

Советы родителям по дошкольной подготовке ребёнка-левши

Развитие детей с доминантной левой рукой требует терпеливого и заботливого участия со стороны взрослых. И чего уж точно не стоит делать родителям и педагогам – это переучивать левшу на правшу, как это было заведено раньше. Может быть, именно поэтому число левшей выросло в наше время с 15% до 30%. Переучивание сбивает программу, заложенную природой, ребёнок теряется, не понимает, чего от него хотят, и чего хочет он сам.

Ни в коем случае не надо заострять внимание на том, что ваш ребёнок – левша. Более того, чаще предлагайте ему занятия и игры, в которых малыш задействует обе руки.

Из-за особенностей нервной системы и эмоциональности, дети-левши быстро устают. Поэтому дошкольные занятия для них должны длиться не более 20 минут. После непродолжительного отдыха можно снова продолжить учёбу.

Обучение чтению, письму и счёту требует от ребёнка-левши дополнительной нагрузки и времени. Пусть вас не раздражает его медлительность. Не надо злиться и нервничать, иначе он тоже начнёт паниковать и суетиться, вместо того, чтобы сосредоточиться на задании.

Ещё с младенчества дети-левши просят по нескольку раз перечитать, пересказать или показать один и тот же отрывок, сказку, сюжет. Это не потому, что у них плохая память, а потому что так им легче выстроить логические цепочки. Поэтому обучение ребёнка-левши включает большое количество повторений пройденного материала.

При обучении чтению леворуким детям трудно уследить за строчками, они могут начать читать предложение с его середины. Пусть малыш использует линейку или закладку, помогающую не путать строчки.

Обучение письму тоже может доставить хлопот. Ребёнок может не дописывать строчки, начать писать зеркально, справа-налево.

Как помочь левше справиться с возможными проблемами

Родителям, столкнувшимся с подобными проблемами, становится понятно, что подготовку к школе ребёнка-левши нельзя пускать на самотёк. Но и обычные курсы ускоренной подготовки к школе, или нулевой класс, ему вряд ли подойдут.

Малыш-левша познаёт мир творческим полушарием мозга, а значит, на занятиях должны присутствовать яркие пособия, фигурки, песенки, ритмика и т.д. Ну, и кубики Зайцева в придачу. Согласитесь, что для такого обучения необходим настоящий специализированный центр детского развития. И у нас в Бишкеке он есть.

Приглашаем вашего творческого ребёнка на пробное занятие в детский центр развития «Чудо-Чадо». Гарантируем – ему понравится!

Источник