Ребенок 2 года ушел из дома

Ребенок 2 года ушел из дома thumbnail

Ребенок 2 года ушел из дома25 мая – международный день пропавших детей. Почему дети уходят из дома, как упростить их поиск и что сделать, чтобы этого не произошло снова – рассказывает координатор ПСО «Лиза Алерт», куратор регионального отряда Ирина Салтыковская.

Ребенок 2 года ушел из дома

Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и сегодня в отряде мы сталкиваемся с заявками на поиск убежавших десятилетних детей. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.

Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним (подростки особенно чувствительны к вопросам справедливости), случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.

Дети уходят, получив плохую оценку, если их дома сильно ругают или бьют за двойки. Дети уходят, если они случайно потеряли, разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: а, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел. Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.

Поэтому когда я ищу убежавших детей, я предупреждаю родителей, что я всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Я изначально поняла, приняла и простила тех подростков, которых ищу, потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.

Когда мы ищем ребенка, по всем признакам убежавшего из дома, мы понимаем неоднозначность этого поиска: мы ищем его, чтобы вернуть обратно в ту же ситуацию, которая для него была настолько тяжела, что он оттуда убежал. Одно дело – найти ребенка, который потерялся, и вернуть его домой – понятно, что это сделать правильно и нужно, и совсем другое – вернуть домой бегунка.

Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления.

Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.

Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.

Ребенок 2 года ушел из дома

Часто родители пытаются скрыть причины произошедшего. Когда к нам в отряд поступает заявка, мы задаем очень много вопросов, и не потому, что мы такие любопытные. У нас огромное количество заявок, и это все жизненные ситуации, человеческие беды, и у нас просто нет времени на любопытство – это информация, которая нам необходима, чтобы правильно выбрать стратегию поиска. На этапе, когда мы опрашиваем родителя о том, что случилось, нам всегда пытаются показать ситуацию немного не такой, какой она была на самом деле: «Я его немножко поругал за двойку».

И когда мы находим ребенка, я ему говорю: «Привет, а я тебя ищу, расскажи мне, пожалуйста, что случилось». И ребенок рассказывает, что «немножко поругал за двойку» – это восемь синяков на спине от ремня. Я спрашиваю не для того, чтобы потом сказать маме и папе: «Ай-ай-ай, так нельзя воспитывать», даже если я так думаю – я не социальная служба, мое дело – найти ребенка, и все.

Мне просто изначально нужно понимать глубину конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по детской площадке, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой. Поэтому мы всегда просим родителей быть предельно откровенными и искренними, наша цель – найти как можно быстрее, потому что, как мы уже говорили, ребенок в подростковом возрасте один в городе – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.

Ребенок 2 года ушел из дома

В поиске бегунков у нас есть определенные наработки и методики, и основной момент, который отличается в нашем отряде от того, что принято у сотрудников полиции и у некоторых других поисковых отрядов – это ориентировки. Часто у родителей бегунка и у окружающих срабатывает определенный алгоритм – когда человек пропал, надо сразу всех оповестить, и на каждом столбе в районе клеят ориентировки.

Я противник того, чтобы на сбежавшего из дома подростка, по крайней мере в первые несколько дней, расклеивать ориентировки по его району, по двум причинам. Во-первых, помимо всего прочего, дети в этом возрасте очень трепетно относятся к своей внешности. В одной ситуации у нас убежавшая из дому девочка уже готова была вернуться домой, но когда она увидела ориентировку на себя, она отказалась от этого, решив: «Это мама специально взяла худшую мою фотографию и сделала так, чтобы все видели, какая я некрасивая. Она мне все время говорит, что я плохая, и даже фотографию выбрала похуже».

Это нам, взрослым, кажется, что мы очень любим ребенка, мы так хотели его найти, что взяли и заклеили весь район его фотографиями – мы же хотели как лучше. А для ребенка это выглядит совершенно иначе. В подростковом возрасте многие ситуации воспринимаются совсем по-другому, не так, как их видит взрослый человек. Поэтому взрослым полезно вспоминать себя в этом возрасте – не в том смысле, чтобы считать нормой гуляния детей допоздна и тусовки в нехорошей компании, а вспоминать свои эмоции, ощущения, отношение, свое восприятие себя в подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается сложным, потому что ребенок – уже не маленькое замечательное существо, которого все гладят по головке и радуются каждому его действию, ему уже надо чего-то добиваться в жизни, кем-то становиться, и в это время происходят перемены во внешности. Они учатся воспринимать себя, видеть себя в окружении этого мира, а это сложно.

Есть еще и вторая причина, по которой мы не клеим ориентировки. Любой ребенок, сбежавший из дома, как бы родители ни говорили, что он плохой, что он это сделал специально, чтобы их доводить, испытывает чувство вины. И тотальное расклеивание ориентировок по району воспринимается ребенком не как проявление родительской заботы, не как свидетельство того, что его бросились искать всем миром, а как объявление на весь белый свет: он – преступник, ловите его! Когда он видит эту ориентировку, он думает: «Меня все теперь ищут как преступника, и все теперь будут знать, какой я совершил плохой поступок».

И для него это кошмар, потому что вопрос «что подумают другие?» – один из основных в этом возрасте. Получается, что ситуация изначально была сложной – произошел конфликт. Далее ребенок хлопнул дверью, сбежал из дома – появилась вторая проблема.

А теперь, когда эту ситуацию выставили на всеобщее обозрение, всем рассказали, что он ушел из дома, а мы его ищем, на эту проблему наложилась еще третья – как ему потом выкручиваться, как выглядеть в глазах общественности, тех же педагогов, друзей, соседей, родителей. У него сразу появляется ощущение, что весь район теперь знает его в лицо, все теперь будут тыкать в него пальцем и говорить: «Смотрите, это он, мальчик, который убежал из дома и так расстроил своих родителей».

Ребенок 2 года ушел из дома

Если не у всех маленьких детей есть свой мобильный телефон, то с того момента, когда ребенок подрос и начал ходить в школу или на кружки самостоятельно, когда он начал говорить: «У всех же есть телефон, мне тоже надо», у него он появляется.

Когда вы покупаете ребенку сим-карту, всегда оформляйте ее на себя. Это нужно, в частности, на тот случай, если ребенок, не дай Бог, пропадет или убежит. Первое, что необходимо будет понять тем, кто будет его искать, – какие у него контакты в телефоне, с кем он созванивался, какой был трафик интернета, что вообще предшествовало исчезновению ребенка. Чтобы это сделать, нужно будет получить детализацию – это одно из первых действий, когда пропадает ребенок с телефоном. Поэтому сим-карта должна быть зарегистрирована на родителей, причем на того из них, у кого всегда есть возможность быстро подъехать с паспортом в салон связи и получить эту детализацию. В противном случае детализация будет получена только по решению суда.

В отношении телефона я всегда рекомендую родителям соблюдать несколько очень простых правил, которые помогают обезопасить ребенка и быстро его найти в случае необходимости. Во-первых, на всех смартфонах, независимо от того, на какой базе этот смартфон – у андроидов, у айфонов – есть возможность определять местоположение телефона. Для этого не надо никуда обращаться, это функция смартфона, ее просто надо правильно настроить, и лучше это сделать сразу, когда ребенок получил этот телефон в подарок, и больше к этому не возвращаться.

Во-вторых, есть множество программ и различных приложений на смартфоны, которые помогают отслеживать перемещения ребенка. Эту же услугу предлагают и все сотовые операторы «большой тройки». Попробуйте разные варианты и оставьте наиболее удобное для себя приложение, трекер.

Я против того, чтобы родители отнимали у детей телефоны в качестве наказания: «Ты сделал плохо, останешься без телефона».

Вы не ребенка наказываете – вы себя наказываете, лишая себя возможности связи с собственным ребенком, понимания того, где он находится, и элементарных способов контроля его передвижения.

Еще один гаджет для безопасности и понимания, где находится ребенок, – часы с GPS-трекером. Мы в нашем отряде ни разу не искали ребенка с GPS-трекером. Может быть, они и теряются, но родители их быстрее находят собственными силами. Не все часы бесперебойно и точно показывают местонахождение ребенка, надо искать и пробовать разные модели. Это действительно удобно – в частности, потому что это возможность позвонить ребенку на телефон в часах, который он обязательно услышит.

Ребенок 2 года ушел из дома

Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.

Второе важное: когда у ребенка есть собственная страница в социальных сетях, необходимо ее контролировать. Каждый родитель решает для себя сам, каким способом он будет осуществлять этот контроль без потери доверия. Я знаю мам, которые спрашивают у детей: «Можно я посмотрю твою страницу?» Иногда дети говорят: «Можно». Некоторые родители привязывают страницу ребенка к своей почте, через нее читают уведомления и контролируют действия в соцсети. Я не уверена, что это правильно.

В любом случае, родителям, во-первых, стоит знать хотя бы то, что у ребенка есть страница, и во-вторых, видеть список его друзей и периодически его просматривать – не обязательно с его страницы, можно со своей, – и понимать, что за люди у него в друзьях. Это важно. Вы представить себе не можете, с каким количеством ситуаций мы сталкиваемся, когда спрашиваем маму: «У него есть страница?» – «Ой, я вообще не пользуюсь соцсетями, я там ничего не знаю». – «Хорошо, давайте посмотрим список друзей вашего ребенка. Вы знаете, кто это?» – «Да, это одноклассник». – «А этот?» – «Ой, нет, не знаю». – «У него в друзьях мужчина 42 лет, это кто?» Мама: «Понятия не имею!» Этот мужчина же там оказался не вчера, не позавчера…

Поэтому, какой бы способ контроля вы для себя ни выбрали – или некорректное тихое влезание в жизнь ребенка, как у меня, или вы будете соблюдать все нормы и правила этикета и просматривать его страницу со своих страничек в социальных сетях, – в любом случае держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми он состоит в дружбе.

Этого уже достаточно, вы будете представлять, что интересно вашему ребенку. Найдите наиболее подходящий вам способ. Все моменты общения с детьми, особенно подросткового возраста, должны быть обусловлены вопросами разумного сочетания: как проконтролировать и при этом не потерять доверие.

Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.

Третья рекомендация: хорошо бы, когда ребенок заводит себе свою первую страничку, чтобы вы сели с ним рядом и помогли ему завести аккаунт, показали, что такое спам и как на него реагировать, поставили вместе настройки приватности, сделали с ним так, чтобы доступ к информации на странице не имели все пользователи интернета, а только друзья, и объяснили, зачем это нужно.

Не разрешайте своим детям указывать город, домашний адрес и номер школы.

Поверьте: зная город и номер школы, я узнаю, где находится ребенок, в течение 10 минут – я просто просмотрю список его друзей, найду тех же, кто из этого города и из той же школы, посмотрю информацию у них, и у одного из этих детей я обязательно выясню, где они находятся и гуляют, по фотографиям увижу все, что мне будет необходимо, чтобы понимать, где ребенок чаще всего находится. Не должно быть также фотографий с привязкой к местности – это тоже надо отрегулировать в настройках: часто, когда ребенок размещает фотографию, она оказывается на карте местности, часто практически с точным адресом, вплоть до дома.

В случае, если ребенок ушел из дома, не стоит торопиться вскрывать его страницу – если, конечно, нет прямого доступа, который не предусматривает смену пароля. В противном случае, поменяв пароль, можно лишить беглеца средства связи. А это значит, что в критической ситуации у него минус один способ позвать на помощь и сообщить о себе. Тем более что в 90% случаев «крамольные» переписки перед побегом удаляются. А список друзей, групп и прочую аналитику можно увидеть и извне, не заходя непосредственно в аккаунт ребенка. Если убежавший ребенок выходит в сеть, с ним гораздо проще наладить контакт.

Ребенок 2 года ушел из дома

Почти всегда либо мы находим этих детей, либо полиция, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.

В то же время нельзя поддаваться на шантаж и угрозы со стороны ребенка. Нужно объяснять, как это для вас было страшно, как вам было тяжело, рассказать о тех ситуациях, в которые он мог попасть, о том, что могло случиться, но падать в ноги и кричать: «Только не уходи, мы теперь на все готовы!» (такое случается, взрослым тоже бывает трудно справиться со своими эмоциями) или делать вид, что ничего не произошло, тоже не надо. Если вы ругаете, объясните, за что, не унижайте, не пугайте его. Ребенок должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, и в подростковом возрасте это особенно важно.

Когда у ребенка это первый побег, в поиске принимает участие множество людей, и сотрудники полиции обязательно всегда ищут бегунков, независимо от того, это первый раз или второй. Но когда это происходит во второй раз, к этому уже начинают относиться как к норме: «А, она уже уходила».

Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.

К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа педагогов, родителей ребенка и непосредственно самого ребенка. Кстати, в очень большом количестве ситуаций с подростками-бегунками во многих учебных учреждениях, с которыми я непосредственно общалась во время поисков, социальные педагоги оказывают большую поддержку и детям, и родителям. В этих ситуациях нужно решать проблему сообща. Если у ребенка проблема в школе с педагогами, значит, надо разговаривать, не только ругать ребенка, но еще и беседовать непосредственно с педагогами, постараться быть справедливыми и объективными.

Ксения Кнорре Дмитриева

В 2016 году в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» поступила 1051 заявка на поиск пропавших детей. Из них 943 ребенка найдены живыми, 72 погибли, 45 не найдены до сих пор. 25 мая, в день, когда во всем мире вспоминают детей, которые так и не были найдены, в 14 часов «Лиза Алерт» открывает инсталляцию и фотовыставку «Мозаика» на ВДНХ, на площади за павильоном 62 – о детях, которых нельзя забывать, о тех, кого продолжают искать и кого ждут дома, не теряя надежды. Посещение инсталляции бесплатное, выставка продлится месяц.

Ребенок 2 года ушел из дома

Открывается инсталляция картой России и историями пропавших детей. Фотовыставка демонстрирует работу поискового отряда «Лиза Алерт». Также в этом году отряд совместно с программой Первого канала «Жди меня» и Агентством стратегических инициатив проводит акцию: 25 мая в восьми городах России в местах пропажи детей, которые до сих пор не найдены, выложат огромными буквами их имена, чтобы их можно было увидеть из космоса, и будет снят фильм.

Источник

На прошлой неделе в Улан-Удэ теряли сразу троих детей. Мы не можем по закону раскрыть все детали. Но можем обсудить эту тяжёлую и такую важную тему с психологом.

Почему и зачем они убегают?

Ноги сбиты в кровь или ещё не остыла обувь, взятая с батареи. Знакомый, но такой тёмный город или страшный лес. В руке – мелочь из копилки или последний айфон. На лице – слёзы или застывший взгляд безысходности. Все истории сбежавших из дома детей – разные. Но в каждой из них – виноваты мы, взрослые.

О том, как не допустить побега, почему они случаются, что делать в случае, если это произошло именно с вами, и как жить после – мы поговорили с нашим постоянным экспертом, практикующим психологом Владимиром Гамбаровым.

ПОЧЕМУ??? Владимир, сходу зададим вам свой главный вопрос. По-че-му? Почему они (дети) убегают? Как журналист могу сказать, что постоянно вижу комментарии взрослых под новостями о розыске ребёнка что-то вроде: нагуляется и вернётся, подразумевая тягу к «приключениям» (как правило, про девушек-подростков, и когда полиция указывает «ранее убегал из дома»).

– Дети убегают из дома по разным причинам и мотивам. Это может быть серьезный конфликт, основанный с непониманием взрослых; из-за ситуации, острой, по их мнению, несправедливости по отношению к ним; из-за обиды, нехватки внимания. Бывают даже случаи, когда ребенок, шантажируя взрослых – прибегая к побегу – пытается заполучить желаемое: не купили мне телефон – тогда переживайте за меня. Порой же дети уходят из-за страха, боязни, жестокого обращения, стыда за родителей. Нередки случаи, когда дети поддаются различным манипуляциям со стороны сверстников – «это круто», «это модно» и также могут уйти из дома, не думая о том, как будут переживать родители. Причин, конечно же, очень много и каждый случай рассматривается индивидуально. Но ребенок, который ушел из дома в ночь и холод, не наделен жизненным опытом, как взрослые, у него только огромное количество эмоций, сложные ситуации, в которых ему сложно разобраться, и кто как не родители должны ему в этом помочь.

Можно ли говорить о том, что к побегам больше предрасположены дети из неблагополучных семей?

– Известны случаи ухода детей, как из неблагополучных семей, так и из нормальных, но гораздо чаще причиной побега детей из дома является реакция на неблагоприятные обстоятельства. К слову, расскажу такой случай: ко мне обратились мама и тетя подростка, который ушел из дома. На тот момент они уже знали, где он скрывается и, чтобы не потерять его совсем, решили, чтобы я сначала поговорил с ним. Как они тогда сказали: «вразумите его что ли». Значит, приехали мы на место, в каком-то неброском, маленьком доме у окна сидел тот самый подросток, за спиной у него висел рюкзак, а в глазах отражалась печаль, тоска, потерянность и непонимание. Сам по себе ребенок оказался очень хорошим и отзывчивым. Методы профессионального выстраивания доверия я пропущу. И вот уже в диалоге со мной он рассказал, что раньше они жили вдвоем с мамой, и им было хорошо, пока мама не привела в дом мужчину. Мне сразу он не понравился – говорит мой собеседник – постоянно недовольный какой-то. «И в тот раз, когда мама ждала его с работы, он пришел поздно, злой, я тогда уже дремал. Сквозь сон я услышал, какой-то грохот, я выскочил на кухню и увидел, как он пытается ударить маму, за то, что она не разогрела ему суп. Я тут же стал заступаться за маму, и он набросился на меня. Я смотрел на маму, она стояла в стороне даже не пыталась за меня заступиться, мне стало очень обидно, почему она не на моей стороне, видимо я ей не нужен». После этих слов подросток заплакал и прижался к моему плечу. Конечно, сейчас я не буду описывать аспекты и тонкости работы, но скажу, что также мотивом уйти из дома, может стать сочетание неправильной воспитательной ситуации с личностными качествами ребенка.

Влияет ли как-то на ситуацию время, в котором мы живём? Существует точка зрения, что современные дети и подростки большего хотят о жизни, больше копаются в себе, поэтому чаще убегают из дома. За это их и обвиняют. Мол, деньги, еда, крыша над головой, гаджеты и игрушки есть – что ещё нужно для счастья.

– Вот поверьте, не время влияет на то, что дети уходят из дома. Оно тут не при чем. Игрушки, гаджеты, деньги – не заменят родительской любви. Хорошие, любящие своего ребенка родители, которые не прикрываются только одним словом «люблю», способны выстроить свои отношения с ребенком таким образом, чтобы оградить от разочарований жизни и обеспечить счастьем.

В каком возрасте дети, скажем так, созревают до таких поступков?

– Естественно, до 6-7 лет дети как бы находятся под более внимательном наблюдением, присмотром и контролем, мы провожаем их в садик, забираем из садика. В этот период у детишек меньше свободных самостоятельных передвижений. А вот уже у детей старше семи появляется больше пространственных передвижений, начинает появляться осознание свободы, расширяются развлечения, потребность ярких эмоций, новых впечатлений и т.д. Говорят же: «Маленькие детки – маленькие бедки», а вот подросли детки и…. В психологии есть такое понятие как проблематичный возраст – когда подростки считают себя взрослыми, а социальный опыт еще не приобрели.

Убежал. Как быть?

Когда дети теряются, у родителей начинается паника. Как с ней совладать?

– Когда возникает паника, вас захлестывает непреодолимое чувство страха, и организм в это время на панику реагирует стрессовыми симптомами: учащенное сердцебиение и дыхание, полуобморочное состояние, нарушение концентрации внимания, неясность мышления, слабость, порой головокружение, дрожь и т.д. Желательно присесть, попросить воды. Признайте случившуюся ситуацию, хотя вы и не ослабите тревожность полностью, проанализируйте её, мысленно прикиньте первоочередные действия по решению возникшей проблемы.

Одни родители, обзвонив знакомых и родственников, тут же заявляют о пропаже полиции и размещают фото в СМИ и соцсетях. Другие – тянут до последнего, думая о последствиях: знакомые узнают, в школе будут косо смотреть и т.д. и т.п. Как перебороть предрассудки? Все понимают: ребёнок – важнее. Но даже осознание этого помогает не всегда.

– Как только вы обнаружили или поняли, что ребенок потерялся, без колебаний ищите ребенка, действуйте. Никогда не следует ждать, что все само собой решится. Каждую минуту ребенок может подвергаться большой опасности. Поймите, что важнее всего первые сутки-двое поиска, именно в это время находится большой процент пропавших детей. Даже если ребенок сам найдется, то разговоры все равно утихнут, как правило, они долго не обсуждаются. А вот, не дай бог, если случится беда, то это будет сопровождать всю вашу жизнь.

Мы уже говорили с вами о том, что дети не убегают просто так. Нужно ли родителям в таком случае доносить какой-то свой призыв через соцсети и СМИ. Например, просить прощения. Или это может быть воспринято ребёнком негативно?

– Выражать чувства, проявлять заботу, осуществлять какой-то призыв, я считаю все-таки необходимо при личном общении. Так, как при «холодном» контакте, через соцсети, СМИ, теряются практически все эмоции, через это удачно передается только холодность и безразличие. Не настолько хорошо у нас еще принято и выработано, чтоб часто через холодные звонки выражать свою любовь, мы привыкли к личному общению в подобных случаях.

А как дети воспринимают свои ориентировки на улицах и в соцсетях?

– Думаю, все зависит от восприятия самого ребенка. Одни могут почувствовать эйфорию значимости, другие – страх, однозначного ответа тут нет. Все зависит от личностных качеств ребенка.

Дети и подростки сейчас живут в интернете, тщательно отбирают фото для публикаций в соцсетях. Наверное, и родители должны отнестись к подбору фото для ориентировки ответственно?

– Прежде всего, первоочередная задача к подбору фото для ориентировки это эффект заметности, чтобы люди быстро замечали и запоминали необходимую информацию и помогли в поисках, пусть даже случайно. Чтобы человек глядя на фото, запомнил, и смог произвольно вспомнить и распознать увиденное им ранее фото разыскиваемого человека. Нужно учитывать некоторые аспекты, допустим, цветные фото, конечно же, смотрятся заметно, но при печати на черно-белом принтере фон с множеством других изображений сливается с изображением лица, они становятся малозаметными среди других объявлений и нужно, чтобы фото в черно-белом цвете было без потери броскости. Еще один психологический нюанс – положительные эмоции для большинства людей, запоминаются лучше, чем угрюмое, хмурое, печальное выражение лица. Ну а если ребенок умышлено скрывается от родителей, то, увидев свое фото с посылом на позитивные воспоминания счастливых, теплых моментов, проведенных вместе, возможно поспособствует скорейшему возвращению домой. Но тут надо рассматривать по ситуации и обстоятельствам.

Куда, как правило, уходят дети, сбегая из дома?

– Чаще всего дети на тот момент не думают, куда они пойдут. На подобные вопросы дети и подростки отвечают просто «куда-нибудь», «куда глаза глядят», четкого месторасположения не высказывают. Конечно, если у ребенка это не стало уже какой-то задачей или планом, когда он продумывает все детали и обстоятельства.

Жизнь после

По возвращении ребёнка в семью – как жить дальше? Дайте, пожалуйста, первые рекомендации родителям. Как они должны себя вести? Нужно ли проговаривать произошедшее, или лучше наоборот не акцентировать внимание и даже забыть… Нужно ли пытаться во всём угодить ребёнку или это вызовет раздражение?

– По возвращении ребенка родители, законные представители, опекуны должны понимать, что любое обвинение, скандал, агрессия, либо нападки сформируют от вас «защитный панцирь». Но и делать вид, что ничего не случилось и не произошло, тоже не стоит. Необходимо понять мотивы и причины случившегося. Ведь подобными действиями ребенок просто кричит вам: «У меня есть проблема». Рассмотреть и проанализировать ситуацию в целом и ее последствия, почему произошел побег. Необходимо убрать преграду между вами, если таковая имеется. Когда эмоции схлынут, необходимо заверить ребенка в своей любви, чтобы он почувствовал это и ответил взаимностью.

Как аккуратно донести до ребёнка, насколько вы переживали?

– Не надо, как говорится, после драки махать кулаками. К примеру, названивать по каждые полчаса, чтобы узнать все ли теперь в порядке. Открытость, искренность, теплые эмоции, любовь, понимание – вот ваши союзники в этом.

Как родителю «успокоить свой ум», избавиться от навязчивых мыслей о том, что ребёнок может убежать снова?

– Ребенок должен понимать, что вы для него самый любимый, самый близкий и самый родной человек. Как только вы почувствуете, что это есть у ребенка, то навязчивые мысли о том, что ребенок может убежать, постепенно перестанут вас преследовать.

А что, если супруги (или один из) обвиняют друг друга в случившемся.

– Ну, однозначно, это не правильная тактика поведения. К воспитанию детей причастны все взаимодействующие с ребенком.

Как избежать рецидива? Насколько повторение ситуации зависит от родителей?

– Обойдитесь без нравоучений, не оскорбляйте, не обвиняйте, не делайте кого-то одного виновным в случившемся. Ваш ребенок никогда не сбежит по собственной воле из дома, если у вас с ребенком тесное общение, доверительные отношения, царит взаимопонимание, а дома уютно, комфортно, хорошо, проявляют заботу, а главное -его всегда любят и привили эту любовь в нем, не растет в нем эгоист. А если произошел побег, тогда сделайте важные изменения в ваших отношениях, все необходимое и нужное, чтобы ситуация больше не повторилась.

Вопрос-ответ:

Здравствуйте, Владимир! В последнее время в Бурятии о пропаже детей в новостях говорят всё чаще. Понимаю, что об этом всем нужно знать. Но стала ловить себя на мысли, что из-за этого меня мучает тревога и постоянный страх. Ложусь спать со своей дочей (ей три года), и боюсь, что с ней может что-то случиться. Что мне может помочь?

Маргарита, 32 года

– Здравствуйте, Маргарита! Ваша тревога и страх мне понятны. Но обратите внимание, что ваша чрезмерная тревожность также может передаться ребенку. Не навязываете ли вы ребенку свои страхи, приобретенные от кого-то? Не отнимаете ли вы у ребенка уверенность? Поймите, что внутреннее чувство спокойствия позволит вам нормально относиться к происходящему.

Я была трудным ребёнком, иногда могла убежать из дома. Но жила в деревне, так что никакого ужаса с поисками не было. Просто убегала, ночевала у друзей. Деревня маленькая, так что родители догадывались, где я, и шум не поднимали. Но сегодня смотрю на свою дочь и вижу в ней себя. Такая же упрямая, непростая. Боюсь, что и она может взять и убежать. Только живём мы в Улан-Удэ, как я её искать буду? Думаю об этом и уже заранее седею. Может быть, мне рассказать ей свою историю? А если этим только подтолкну? Вдруг, она вообще об этом не думает…

Вероника, 39 лет

– Наблюдения показывают, что подражают своим родителям дети чаще, чем другим взрослым. В основном, дети, как правило, проецируют образ на себя. И в вашем вопросе вы уже подтверждаете, что она берет с вас пример «…такая же упрямая, непростая..». Думаю если знать себя и хорошо понимать своего ребенка, его предпочтения, выстроив доверительные отношения, то вы сможете показать ребенку правильный образ и необходимую модель поведения с учетом ваших ошибок совершенных в детстве. Живите настоящим, ребенок подражает вам в реальном времени. Не создавайте в его воображении идеал той личности, который вас пугает.

Здравствуйте. Мы оба с мужем военные, постоянно на работе. Ребёнок по большей части общается с бабушками, и мы видим, что они на него плохо влияют. Мужик должен быть мужиком. А они готовы всё за него делать. Чуть ли не с ложки кормят (нашему парню – 10 лет). Очень благодарны своим родителям, у нас нет возможности больше времени уделять своему сыну. Но должен же быть какой-то выход.

Александра, 42 года

– Простите, Александра, позвольте задаться вопросом: А вас они как воспитали? Понятно, что бабушки больше любят своих внуков. Но не перекладывайте ответственность родителей на бабушек. Может быть, на то они и бабушки, чтобы баловать своих внуков. Старайтесь как можно больше принимать участие в процессе воспитания, чаще звоните, общайтесь с ребенком. Постарайтесь не на глазах у ребенка обсуждать и вести «разборки» с бабушками. Согласитесь, если они балуют своего внука, то действительно любят его от души. Но в ваших (родительских) силах контролировать этот процесс. В общении со старшими людьми нужно уметь договариваться. Попробуйте соединить два мнения, направьте вашу совместную любовь и заботу на развитие личности ребенка. Не пускайте все на самотек и зорко следите за дозировкой «балования».

Источник: arigus.tv

Источник