Ребенок 2 года спустя
У него была мечта – попасть в семью, и она у него сбылась. И еще одна мечта осуществилась – Влад поступил в медицинский институт на бюджет.
Часть 2. Продолжение истории о моем ребенке спустя 2 года
Читать весь блог Марины
Всем добрый день. В первой части я рассказала о нашем пути к ребенку, и как он появился в нашей семье. Сейчас я хочу рассказать о Владе, каким он стал и чему научился.
Как оказалось, нам достался подарочный ребенок, хотя было Владу 15 лет, и он считается уже подростком. Это, как обычно у нас говорят, безбашенные, неуправляемые дети. Мы сначала думали также и готовились к этому.
Но у нас этого ничего не было, были мелочи какие-то: например, когда я уходила на работу, ребенок мог сидеть голодным, хотя в холодильнике была еда. Он не мог себе разогреть еду, не убирался в квартире, только у себя в комнате, не гулял с собаками, в общем, никакие обязанности не выполнял.
Шло время, прошло примерно полгода, сын стал мне помогать по дому, начал со мной общаться, и — ура — у него появились друзья! Я очень обрадовалась этому, так как Влад постоянно сидел дома. Он увлекается музыкой, поэтому мы сразу купили ему синтезатор (сын закончил музыкальную школу ), и это спасало его, он находил утешение в музыке .
С чем мы еще столкнулись. Например, сын не отвечал нам на телефон и не перезванивал, он считал это контролем с нашей стороны, но со временем понял, что это забота, и принял это. Иногда уходил гулять до 3 ночи, и я его искала, но это было пару раз, поэтому тоже особо внимание не заостряла.
На удивление, сыну больше нравилось проводить время дома. Его постоянно звали друзья, Влад — лидер по натуре, он занял место в классе именно лидера, хотя было сложно, плюс он очень хорошо рисует, и поэтому в школе его просили постоянно что-то нарисовать.
В школе Влада все полюбили, учителя тоже, хотя он спокойно опровергал слова учителей. Например, когда он только пришел в школу, учитель математики сказала, что давай посмотрим, какой у тебя багаж знаний. Влад ответил, что я посмотрю ваш уровень профессиональный, сможете ли вы меня еще чему-то научить. Я думала, что меня вызовут в школу. Нет, не вызвали, ведь тем самым Влад подчеркнул свою индивидуальность.
И кстати, меня ни разу не вызывали в школу, и Влад всегда говорит, что все проблемы в школе он решит сам. У нас позже появилась дочка, и он все ее проблемы решал сам. Ходил к ее учителям, защищал ее. В общем, сказал, что мне не обязательно ходить в школу, он сам зайдет и выяснит.
Мы еще столкнулись с такими моментами. Когда сын видел шампанское на столе у нас, у него обычно был взрыв какой-то, потому что это страх подсознательный. От него отказались именно потому, что мама выпивала, и поэтому были такие бури у сына, что мы просто оторопели. Но шампанское у нас очень редко, в праздники, поэтому сын успокоился и нормально стал реагировать на это. И он у меня вообще не пробует спиртное, хотя его сверстники его звали, а ему неинтересно с ними. Он намного старше их мозгами, у него другие ценности.
Владик стал мне незаменимым помощником. Мы купили дом, и там много было работы, переделок. И еще к тому же огород появился. Сын научился столярничать, сам делал себе мебель, сделал для кота домик, и мне было легче обратиться к нему, чем даже к мужу, потому что Влад шел и делал.
Он моя опора, всегда меня выслушает. Он видит, когда мне плохо. Очень поддерживает меня, и только при нем я могу стать слабой. Вот такой у меня замечательный сын.
У него была мечта — попасть в семью, и она у него сбылась. И еще одна мечта осуществилась — Влад поступил в медицинский институт на бюджет. Я очень им горжусь и я говорю спасибо Господу, что он мне дал такого сына.
Я очень по нему скучаю. Он приезжает редко. У него началась новая взрослая жизнь, и я понимаю, что его нужно отпустить, а как отпустить, если ты нашел ребенка совсем недавно? Мне не хватило этого времени. Он и сейчас мой сын, но я очень жду, когда он приедет домой.
Подростки — это те же дети. Не бойтесь им дать шанс, они этого достойны, как никто другой. Найдите место в своем сердце, и вы увидите, как велика их любовь.
Портал changeonelife.ru – крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает
тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет.
Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Источник
Я много пишу про свою старшую, но не в последнее время. Стала замечать, что мне ссылаются на мои с ней сложности, не учитывая, что время-то идёт. Надо сделать апргрейд, подвести некие промежуточные итоги. Итак, что ж я имею сейчас.
Сейчас ей 11,5 лет. Это высокое (158 см), стройное (37 кг), мускулистое, длинноногое существо, вступающее в подростковый период, со всем, что из этого следует.
Главное и основное – с ней стало намного легче. (Настолько намного, что мне периодически с младшей, этим идеальным ребенком, которого я чувствую, который эмпатичен и приятен в общении, труднее, чем со старшей). И благодарить во многом надо дозревание нервной системы.
1. Истерики. Истерики были моим бичом начиная с возраста год и 9. Я их повидала множество и разнообразных. Это были настоящие истерики. Когда верхний мозг отключается полностью и ребенок не выводится из состояния неадеквата. Вообще никак. Я видела ежедневные истерики в течение недель. Сначала я вела себя малоадекватно – я запрещала истерить, закрывать орущего ребенка в комнате, пока та не успокоиться, я игнорировала. И становилось все хуже и хуже. Подключив мозг и поработав над собой, я изменила тактику. Я разрешала истерить, я принимала и контейнировать. Я не табуировала истерики, я разрешала сливать на меня негатив. А она… продолжала истерить. В пять лет. В шесть. В семь…Я опускала руки, я думала иногда, что это никогда не кончится. Я впадала в отчаяние. Я хотела перестать бороться за ребенка и просто выдрать ее “как сидорову козу”…Я, я, я….
Последний раз ребенок истерил 1.09.16. Ей было 9 лет. Это была классическая истерика после долгого перерыва. Такого долгого, что я растерялась и не сразу поняла, что, зачем и почему. С тех пор все. Она может злиться, плакать, но не истерит. Ее может плющить изнутри, но она способна остановиться. Она способна переработать негатив и сдержать себя. Всем тем, кто говорит, что если не пресекать истерики, если разрешать так себя вести, ребенок так и будет использовать эту модель, вырастить истеричным взрослым, я могу сказать – это не так. Ребенок перерастет истерики. Когда его нс дозреет, дозреет самоконтроль.
2. Самоконтроль. И таки да, это тоже очень важная штука, облегчающая жизнь. Я помню, как в 5-6 лет она кричала мне “дура” и била руками. Не потому что “мало пороли”, а потому что не могла себя остановить. И таки снова да, я контейнировала, объясняла и ждала. К семи годам она научилась контролировать язык и руки. К 11 это уже весьма ощутимый самоконтроль. Она тормозит себя во многих ситуациях, думает прежде, чем сказать. Да, не всегда. Да, может ляпнуть не просчитав, какую реакцию ее слова вызовут у другого человека. Но она ещё ребенок, она учится. И когда есть контроль над базовыми проявлениями – открытой агрессией – остальное дело наживное. (Ха-ха. Помню, как в первый раз я явно столкнулась с самоконтролем, просчитыванием и понимание. Я уже была беременна, ребенок знал. Я что-то выговаривала ей, заводясь. Явно гормоны в голову ударили. А она, вместо привычных пререканий, посмотрела на меня и выдала – да, мама, конечно. Развернулась и пошла “исправляться”. А я осталась хлопать глазами. Ибо… а что тут скажешь? Когда твою правоту “нагло признали”).
3. Нервные тики. Вместе с созреванием нервной системы и развитием самоконтроля, тики сошли на нет. Последний раз они были в августе прошлого года. С тех пор ттт тишина. Но здесь я сильно не обольщаюсь. Думаю в подростковый период ещё может не раз валезти.
4. Пассионарность. Ну это никуда не делось. Также как и эмоциональность, и особенности темперамента. Но подключается мозг. Не проходят бесследно постоянные разговоры, объяснение. Все откладывается. Она не стала более эмпатична, но она действует через голову. Если она и не чувствует других людей, она понимает. Понимает, как могут задеть и ранить слова. Учится находить подход к людям. Прежде всего это отражается в том, что у нее появились друзья. Вот на протяжении всей начальной школы – это была “проблема”. Она была в ровных отношениях со многими. То с одним теснее общалась, то с другим, но дружбы не было. Дети ее “избегали”. Потому что с ней было очень тяжело. Она продавливала под себя. Сейчас у нее постоянный круг общения девочек, с которыми она дружит. Они вместе гуляют, созваниваются, им интсересно вместе. Они работают бригадой в школе на труде и ее избрали бригадиром… Она в легкую пригласила 8 человек на свой день рождения и все пришли. Я выдохнула 🙂
5. Учеба. Ттт. Это то, что радует. Ребенок полностью тащит это на себе. Это ее зона ответственности. Я туда не лезу от слова совсем. У меня нет проблем с ее уроками – она их делает полностью сама, зная плотное расписание, использует все свободное время. Есть в школе полчаса, она не будет тупить в телефоне, играть, она будет делать уроки. Ее не надо подгонять, спрашивать как и что, она все сделает сама.
При этом учится прекрасно.
(Далее – пятиминутка материнской гордости). И дело даже не в оценках (которые на данный момент у нее лучше всех в классе), а в ее целеустремленности, заинтересованности. Она высоко-мотивирована. Ее главный движитель – самолюбие/честолюбие. Она хочет быть первой. Везде, где это можно. Ей не столько важны ее оценки, сколько рейтинг в классе. И для достижения своей цели она готова вкладываться (привет, пассионарность). Пойти и достать учителя, как можно улучшить свои показатели – легко. Активно работать на уроке, чтобы получить бонусные баллы – да дайте только возможность. Она достаточно быстро просекла, какие требования у каждого учителя и что им нужно, чтобы получить высокий балл. Так историку нужно много написать, пусть даже не совсем по делу, но с упоминанием патриотизма, религии и прочая. Она напишет. И получит свой максимум. А географичке нужно рассказать чуть больше, чем есть в учебнике. Да без проблем. Она параллельно читает учебник и сидит в гугле, чтобы иметь в бекграунде дополнительную информацию.
И опять, важнейшую роль сыграло дозревание нс. Потому что способности способностями, но, когда ребенок физически не может списать текст без ошибок (майн гот, второй класс, пол страницы текста в тетради, более 20 ошибок при списывании, 29 из 30 в классе), по причине незрелости нс, то тут без вариантов..
6. Домашнее хозяйство. Ну что, нельзя отрицать очевидное – любовь к домашнему хозяйству, это не ее. У нее нет потребности в чистоте и порядке. (Хотя подвижки есть. Связаны они с тем, что она стала меньше играть, меньше разбрасывать, и теперь главный поросенок в детской – младшая). И нет понимания пока что, зачем ей это надо. Ее может тюкнуть на ровном месте и она наведёт чистоту в детской, но это из разряда “камни с неба посыпятся”. (Хотя… вот с этого года она сама за собой стала вещи убирать в шкаф, форму вешать на вешалку. В прошлом году все могла валяться неделями.) При этом по просьбе сделает без проблем. Предложит помощь. Но перспектива что-то убрать, не вызовет энтузиазма. В отличие от готовки. Это ее. Она и себе поесть может сделать, и другим. Помочь в приготовлении ужина – без вопросов.
7. В чем трудно сейчас.
С тем, что это практически подросток. И трудности возникают прежде всего с моей стороны, ибо это мне надо перестраиваться. На то, что повышается роль сверстников, что надо давать больше самостоятельности и отпускать, что возникают “неодобряемые” интересы, с которыми придется мириться. Сложно адаптироваться. Выстроить тонкую грань между отпустить, но не дать наломать дров. И вот тут понимаешь, насколько важны выстроенные за предыдущее время отношения, потому что только это способно удержать в рамках и вложить в голову “правильные” мысли и модели. Ибо все основывается только на доверии. А оно опирается на отношения.
Ее начинает колбасить. Она периодически выпадает из адекватности. (Пререкания по любому поводу. Противление, ради противления. Если скажешь черное, будет упорствовать,что белое. До моих “нервных тиков”. Очень часто пребывает в настроение “все плохо”, всем недовольна.) К этому мне, конечно, не привыкать, но после относительного затишья, очень трудно не впасть в отчаяние – как, опять? Приходится напоминать себе – это возраст. Это пройдет. Надо лишь взять себя в руки и не наломать дров 🙂
З.Ы. открытие дня. Если ваш подросток бывает в плохом настроении. Если ходит букой. Если смеет вам поперек слово сказать – срочно к психиатру. Пусть пропишет ноотропы. Как минимум.
Источник
Содержание:
- Здоровье и комфорт мамы
- Грудное вскармливание
- Речь и другие навыки
- Ночной сон
У моих детей разница в возрасте 2 года 2 месяца. Сейчас им 5 лет и 3 года, они освоили большинство навыков самообслуживания (самостоятельно пользуются туалетом, сами кушают, раздеваются, одеваются и т.п.) и могут по несколько часов с удовольствием играть вместе совершенно без моего участия. Но предыдущие три года были для меня, мягко говоря, довольно сложными.
Я всегда хотела двоих детей с небольшой разницей в возрасте. На погодков, правда, всё-таки не решилась, но разницу в два с лишним года считала вполне приемлемой. Будучи беременной во второй раз, я прочитала кучу книг о воспитании, множество статей в журналах и материалов в интернете о детях с небольшой разницей в возрасте. Везде, конечно, предупреждали, что с двумя малышами будет нелегко, но в подробности особо не вдавались. Поэтому я до самых родов была в полной уверенности, что со всем справлюсь, несмотря на предостережения родственников, что помогать мне они особо не смогут.
Я считала, что грудное вскармливание, слинг и обилие прочитанной информации решат 90% будущих проблем. Чтобы избежать ревности, я буду “читать книжку старшему во время кормления младшего”, а также “всячески привлекать его к уходу за младенцем”, как советовали во всех журнальных статьях. А чтобы наладить свою жизнь, буду “придерживаться строго режима”. Но на деле всё оказалось далеко не так гладко, как обещали журналы…
За прошедшие годы многие проблемы забылись и теперь не кажутся уже такими уж серьёзными. Тем более, я вижу, что все мои старания были не напрасны – маленькая разница в возрасте и постоянная профилактика детской ревности с моей стороны помогла моим малышам стать друзьями. У них похожие интересы и общие друзья, им не скучно ни дома, ни на улице. Я ни в коем случае не жалею, что выбрала именно такую разницу в возрасте. И всё же хочу рассказать тем, кто хочет, чтобы их дети были почти ровесниками, о трудностях, с которыми они могут столкнуться, и о том, как с этими трудностями можно справиться. Два малыша в доме – это очень здорово, но требует серьёзной подготовки!
Здоровье и комфорт мамы
Планируя маленькую разницу между детьми, маме нужно трезво оценить состояние своего здоровья и удовлетворённости образом жизни “мамочки”. Ведь два малыша подряд — это от 4 до 6 лет, когда вы не вправе полностью распоряжаться своим организмом, так как им пользуется ещё и ребёнок. Вынужденная беременно-грудничковая диета (если есть риск аллергии у малыша); стоматология с минимумом лекарств (готовы ли ваши зубы к тому, что никакого серьёзного лечения — коронки, мосты и т.п. — вы провести не сможете); ношение одежды для беременных и кормящих.
Обычно, когда первому ребёнку исполняется полтора года, у женщины наконец-то появляется время на себя, так как режим налажен, мама нашла свой стиль воспитания и ухода за ребёнком, многие дети в этом возрасте начинают говорить и проситься на горшок. А тут новая беременность! И как следствие токсикоз и повышение утомляемости. И вот вы уже всё своё свободное время спите, а вовсе не занимаетесь любимыми хобби. А в первые полтора года после рождения второго малыша времени на себя уж точно не предвидится: многим любую свободную минутку приходится тратить на то, чтобы поспать или хотя бы прилечь. (Ведь ночного сна, чтобы действительно отдохнуть, обычно не хватает. А постоянный недосып превращает ласковую и заботливую мамочку в измученное существо, неспособное философски (или с юмором) смотреть на многочисленные детские проказы и капризы, количество которых с рождением второго малыша удваивается.)
Некоторые выбирают маленькую разницу, чтобы “сразу всех детей родить, отсидеть с ними, а дальше уже на всякие декреты от работы не отвлекаться”. Но тут важно понимать, что до трёхлетия младшего ребёнка на приличную работу устроиться будет почти нереально (а затем подоспеет и начало школьного обучения у старшего!). С точки зрения работодателя мама с двумя маленькими детьми — это в разы хуже даже матери с одним маленьким ребёнком, а с молодыми перспективными юношами вообще ни в какое сравнение не идёт. Самореализовываться дома в отсутствие постоянных помощников тоже обычно не получается — можно просто надорваться.
Грудное вскармливание
Планируя вторую беременность с годовалым ребёнком на руках, я, естественно, задалась вопросом: “Можно ли во время беременности кормить грудью?” И, изучив материалы различных источников, поддерживающих грудное вскармливание, узнала: “Да, можно! А после родов можно кормить обоих детей. Называется это „кормление тандемом“ и даже помогает сглаживать ревность между сиблингами”. Я успокоилась и настроилась на тандем.
Уже во втором триместре мне стало неприятно кормить долго (сын любил сосать во сне по 30-40 минут), и я стала постепенно сокращать время кормлений до 5-10 минут. Но за это время малыш обычно успевал уснуть, так что больших проблем мне это не принесло. И вдруг, в 32 недели кормить стало невыносимо больно. Даже минуту я не могла терпеть. А сын привык засыпать с грудью или на руках (иногда его укачивал папа или дедушка). И мне пришлось срочно буквально за 3 дня свернуть грудное вскармливание. Так как всё было неожиданно, малыш плакал, а мне пришлось с огромным животом укачивать его, почти двухлетнего, на руках. Тандема у нас так и не получилось, после рождения сестрички сын от груди отказался, сказал: “Забыл, как сосать”.
Потом от знакомых мам деток-погодок я узнала, что мне ещё повезло докормить до 32 недель беременности. Многим становилось невыносимо больно уже в первом триместре и приходилось спешно отлучать от груди совсем ещё крошек. Конечно, это было сопряжено с большими переживаниями как для мамы, так и для ребёнка, так как изначально планировалось длительное кормление.
Отлично, если у вас получится прокормить всю беременность и потом наладить тандем. Но нужно быть готовым и к тому, что грудное вскармливание придётся свернуть гораздо раньше, чем вы планировали.
Речь и другие навыки
Обычно к полутора годам дети начинают говорить свои первые слова: “мама”, “папа”, “баба”, “дай”, “на” и т.п. Но если в этот период в доме появляется младенец, то развитие речи старшего ребёнка может сильно затормозиться или даже остановиться и откатиться назад. Возможно, так сказывается стресс. Немаловажен и “пример” неговорящего младенца — им-то все восторгаются и так. Если разница между детьми совсем маленькая (чуть больше года), то членораздельная речь может вернуться у старшего только к 3 годам, когда заговорит и младший.
У нас разница была побольше — 2 с лишним года, и к моменту рождения сестры сын уже говорил простыми предложениями. Так что с появлением малышки говорить он не перестал, но начал часто использовать в своей речи “младенческие” словечки сестрёнки (“бойсь” вместо “боюсь”, “на-на” вместо “дай” и т.п.) с характерной для годовалых малышей интонацией, мимикой и жестами. Смотрелось это у трёхлетки довольно странно и особенно раздражало, если мы находились в общественном месте.
Если разница между детьми ближе к 3 годам, то проблема с речью может возникнуть уже у младшего ребёнка. Трёхлетние “почемучки” очень любопытны, рот у них не закрывается целыми днями. В итоге младенец постоянно слышит беглую взрослую речь, а не положенные ему: “Кто тут у на-а-а-с? Это за-а-а-йчик! З-а-а-а-йчик! У Ксюши за-а-а-йчик! Ксюша взяла зайчика. На ручки. У Ксюши на ручках зайчик”. Постоянно отвечая на вопросы старшего ребёнка, взрослый не успевает описывать младшему происходящее вокруг, называть окружающие предметы, их цвета и другие свойства в том ритме и с той интонацией, которая нужна по возрасту. В итоге научиться говорить малышу может быть труднее.
Предотвратить подобное развитие событий некоторым помогает ношение младенца в слинге. Когда малыш постоянно “перед носом”, про него не забудешь! Мама вовремя замечает, что младшенького что-то заинтересовало, и всё объясняет, не забывает вставить в объяснения для старшего пару фраз и для малыша. Если на прогулку вы выходите с коляской, выбирайте модели, где ребёнок сидит лицом к маме. Таким образом младший ребёнок сможет всегда к вам “обратиться”, а кроме того, доказано, что в колясках “лицом к маме” дети до 2 лет чувствуют себя психологически комфортнее.
Конечно, и регресс у старшего, и перекосы в развитии тех или иных навыков у младшего сильно зависят от индивидуальности детей и предсказать их заранее невозможно. Психологи говорят, что избежать реального отката назад у старшего можно, проигрывая с ним “младенческие” ситуации незадолго до и, главное, после рождения малыша. А относительно младших детей важно помнить, что далеко не всегда они учатся, подражая старшим братьям и сестрам. Это зависит и от типа нервной системы, и от ведущего способа восприятия информации, которые заложены у малыша от рождения.
Так, я, например, совершенно не занималась приучением дочки к горшку. Просто поставила второй “трон” рядом с первым и иногда объясняла, зачем его использует сын. Сначала малышка просто садилась на свой горшок одновременно с братом. А в какой-то момент смекнула, и что там надо делать.
При этом знаю семьи, где (при такой же разнице в возрасте) как раз второго малыша было труднее приучить к опрятности, научить есть, одеваться и т.п. С едой, кстати, мне тоже усердствовать особо не пришлось. До года дочь была на педприкорме (брала, что понравится, из моей тарелки) и наблюдала, как ест старший брат. А в год взяла в руку ложку и сама съела тарелку каши с молоком. С ложки я её не кормила никогда.
Ночной сон
Часто, видя в журнале фразу “вы не будете высыпаться”, ожидающие второго малыша мамы как-то не проникаются её значением. Я вот в своё время не прониклась, думала: “Ха! Да и с одним ребёнком этим пугали, но совместный сон и грудное вскармливание помогали мне довольно сносно высыпаться!” Но оказалось, что с двумя — это совсем другой недосып! Не говоря уже о том, что проспать всю ночь, не просыпаясь, вам удастся лишь через 4-5 лет, когда вы, наконец, отселите обоих детей в отдельную спальню.
Первые трудности наступают сразу после рождения второго ребёнка, ведь ему надо привыкнуть к тому, что всё бодрствование (агуканье с мамой, массаж и игры) должно быть днём, а ночью желательно спать, просыпаясь только пососать. Но даже после того, как режим дня и ночи установится, возникают всякие непредвиденные ситуации: ночные колики, прорезывание зубов, отработка навыков ползания даже во сне…
Режим дневного сна у младенца каждые несколько месяцев меняется (четыре сна, три, два и, наконец, один — общий со старшим ребёнком), из-за этого постоянно скачет время укладывания на ночь, а ведь у старшего режим, как правило, уже довольно стабильный. Когда у вас был всего один ребёнок, вы могли в случае недомогания “проскакать” с ним полночи, а потом отоспаться утром. С двумя детьми спать до полудня не получится, так как старший встанет спозаранку и начнёт требовать внимания (покушать, поиграть и т.п.).
Кроме того, как раз после 2-2,5 лет дети “дорастают” до ночных страхов — и просыпаться с плачем по ночам может начать старший… Стресс, который он может испытывать из-за появления в доме младенца, способен “подтолкнуть” или усугубить ситуацию. В итоге получается: как только вы покормили-усыпили младшего, просыпается старший; как только уложили старшего, пора снова кормить (менять памперс, мокрую от срыгивания пелёнку и т.п.) младшему. И так всю ночь. А утром обоим подавай завтрак, игры и прогулку!
Конечно, особый гормональный фон помогает кормящей маме быстро засыпать после пробуждений и кормить младенца, почти не просыпаясь. Однако при “рваном” сне с двумя детьми недосып все же накапливается. Поэтому очень важно подготовить папу к тому, что без его помощи вам не обойтись. Один из вариантов решения проблемы (хотя бы на недели беспокойного сна детей) — папа спит со старшим в отдельной комнате, и ночные укладывания, а также ранний туалет и завтрак для старшего — ответственность папы. А мама просыпается только к тому времени, как папа уходит на работу. Если в течение рабочей недели это устроить невозможно — то хотя бы в выходные, силами папы или других родственников.
Если ночью нормально поспать маме никак не удаётся, можно попробовать немного отдохнуть днём. На время дневного сна младшего ребёнка вместо прогулки останьтесь дома. Включите старшему мультфильм, а сами лягте вздремнуть с малышом хотя бы на часок. Здоровая отдохнувшая мама необходима детям никак не меньше, чем свежий воздух. Нагуляетесь, когда режим у детей нормализуется.
17.02.2010
Чубченко Ольга
Источник