Ребенок 2 года смотрит телевизор много

Ребенок 2 года смотрит телевизор много thumbnail

Ваш ребенок слишком сильно поглощён телевизором. Как отвлечь его и переключить на что-то более полезное?

Как телевизор втирается в доверие

Часто родители сами включают телевизор, чтобы развлечь ребёнка просмотром телепрограмм. Пока малыш с увлечением смотрит на экран, можно приготовить обед, прибраться в квартире или, что греха таить, посидеть с чашечкой кофе в укромном уголке квартиры.

Ребенок 2 года смотрит телевизор много

Некоторым проблема телевизора может показаться надуманной. Однако у большого количества семей телевизоры есть и играют впечатляющую роль:

  • объединяющего начала, перед которым собирается семья;
  • кухонного атрибута — воспринимается как приправа к пище;
  • средства отвлечься — способ отдохнуть и переключиться после работы;
  • источника новостей.

Смотреть телевизор умеренно — не страшно. Но часто им злоупотребляют, причем происходит это в семьях:

  • где есть серьезные внутрисемейные конфликты;
  • где родители заняты тяжелой, нелюбимой работой, которая требует глубокого отвлечения;
  • где у родителей нет времени и желания заниматься детьми;
  • где у детей появились сложности в развитии, которые родители не знают как решить;
  • где у родственников есть хронические заболевания, которые вынуждают их к сидячему образу жизни (у телевизора).

Телевизор до сих пор занимает место «семейного фетиша» — «умный», современный прибор с широкой диагональю является свидетельством достатка и благополучия семьи.

Ребенок 2 года смотрит телевизор много

Доказанный вред

Мерцающий экран с калейдоскопом цветов и быстро сменяющимися картинками — серьёзная нагрузка для детского зрения. Зачастую детей после долговременного просмотра передач приходится вести к офтальмологу, который прописывает им очки.

Если ребенок проводит перед телевизором слишком много времени, у него будет более интенсивно развиваться одно полушарие мозга, а другое, отвечающее за усвоение текста, не получит должной нагрузки. Из-за этого может развиться дислексия — сложности с чтением и письмом.

Просмотр телепередач — пассивное времяпровождение, дети не получают так необходимой им двигательной активности. Кроме того, они недостаточно осваивают и игровые навыки, поэтому у таких детей значительно хуже развивается фантазия и творческая деятельность.

Ребенок 2 года смотрит телевизор много

Большое количество времени перед телеэкраном — это, чаще всего, замена необходимой родительской любви и внимания.

В меру — это сколько?

До 1,5 лет просмотр телевизора не рекомендуется даже в фоновом режиме, этот прибор в таком раннем возрасте может негативно влиять на нервную систему малыша, способствовать задержке общего и речевого развития.

От 1,5 до 3 лет — пользоваться телевизором можно не более получаса в день. При этом сюжеты мультфильмов должны строго контролироваться родителями. В них должны быть положительные персонажи, причём, желательно, не бессловесные, а ведущие диалоги или монологи. Детские психологи отрицательно относятся к «бессловесным» персонажам, считая, что они провоцируют задержку речевого развития малыша.

От 3 до 7-8 лет время просмотра передач не должно превышать одного часа.

В средней школе — не превышать двух часов в день.

Ребенок 2 года смотрит телевизор много

Сколько бы времени вы ни разрешали ребенку проводить перед экраном, следует строго придерживаться правил безопасного просмотра. Расстояние до телеэкрана должно быть не менее 5 его диагоналей. При этом не следует смотреть телевизор в темноте: комната должна быть комфортно освещена.

Что можно смотреть детям?

Содержание телепередач, отобранных для просмотра, должно соответствовать возрасту ребёнка, его опыту и особенностям. Передачи должны иметь художественный, познавательный и морально-нравственный уровень, а также решать задачу развития ребенка в конкретный возрастной период.

Бóльшая польза от просмотров, если родители будут не только тщательно отбирать мультики и фильмы, но и смотреть их вместе с ребёнком, а затем работать с просмотренным материалом теми способами, которые соответствуют возрасту ребёнка: пересказ, пояснение, рисование по мотивам увиденного и прочее.

Малышам младше трёх лет сложно систематизировать увиденное на экране, а также выразить эмоции, которые их при этом переполняют. В этом им должны помочь родители. Нужно ненавязчиво пояснять ребёнку то, что показывают на экране. Детям дошкольного возраста можно задавать вопросы о происходящем, такие как: «почему так получилось?», «зачем герой совершил тот или иной поступок?». Обращайте внимание на эмоции, который проявляет ребёнок при просмотре. Особое внимание рекомендуется уделять эпизодам, в которых ребёнка что-то испугало или огорчило. После просмотра хорошо бы обсудить — что понравилось, что не очень в передаче. Желательно договориться с ребенком, что вопросы будут задавать не только взрослые, но и он тоже. Этот вариант обычно вызывает большой интерес детей, они обычно пытаются «поймать» родителей на недостаточной внимательности.

Категорически исключены передачи, в которых есть место для насилия или жестокости, встречаются сцены с наркотиками или алкоголем.

Ребенок 2 года смотрит телевизор много

Внимательно следует отнестись к рекламным роликам. Яркая и привлекающая внимания реклама особенно нравится детям. Однако психологи отмечают, что примерно до 7-8 лет дети не отличают рекламу от обычной передачи. А ведь рекламируют в роликах на ТВ не всегда полезные и необходимые предметы. Роль рекламы детям обязательно следует объяснять, начиная уже с 5–6 лет.

Читайте также:  Как проверить желудок ребенку 2 года

Опасность может таиться и в юмористических передачах и шоу. Они однозначно рассчитываются на взрослых людей и могут быть неверно поняты детьми.

Да и безобидные на первый взгляд мультики, в мир которых малыш полностью погружен, могут спровоцировать на необдуманные поступки. Как часто персонажи популярных мультфильмов удачно падают с крыш или роняют себе на голову тяжелые предметы, как будто в этом нет ничего плохого и страшного!

Тактика отучения

Если вы поняли, что телевизор мешает семье, можно избавиться от него или попробовать менее радикальные методы.

  • Просмотр телевизора не должен быть удобным. Перед телевизором не должно быть дивана, он не должен просматриваться с кровати. Перед ним должна стоять не очень удобная, твердая мебель.
  • Можно накрывать выключенный телевизор темным покрывалом, чтобы не напоминать о его присутствии. Часто на форумах в родительских обсуждениях встречается совет убрать телевизор из центра комнаты. Якобы тогда ребёнок будет обращать на него меньше внимания, и ему будет легче забыть о нём. Рационального подтверждения таким предложениям не найдено, но и вреда от них нет никакого, так что, почему бы и не попробовать – убрать телевизор с глаз в какое-то менее заметное место.
  • Запрещать есть, пить за телевизором, чтобы не связывать удовольствие от просмотра со вкусной едой.
  • Не покупать новых телевизоров, не интересоваться новинками в этой отрасли. Нельзя ставить телевизоры во всех комнатах, телевизор должен быть не более чем один на одну квартиру, желательно старой модели. Не следует ставить телевизор в детской комнате: так вам будет намного сложнее проконтролировать время, которое тратит на просмотры ребёнок.
  • Можно отучать от ТВ постепенно. Допустим, сократить просмотр передач на один час в неделю. Следующая неделя – ещё час, и так до тех пор, пока время за просмотром телепередач не станет приемлемым для родителей. Ищите в программе мультфильмы покороче!
  • Телевизор не должен работать в фоновом режиме. Ребёнку будет очень сложно отвыкать от телевизора, если тот будет продолжать работать где-то на заднем плане.
  • Необходимо постараться сделать просмотры телепередач осознанными. Сначала всей семьёй из телепрограммы выбираются телепередачи, которые было бы интересно посмотреть. Семейные просмотры должны происходить строго по этому плану. Такой способ отучения более эффективен, чем простое сокращение времени, просиживаемого перед телеэкраном. Ребёнок должен твердо знать, что телевизор — не средство бездумного проведения досуга, а познавательный инструмент.
  • Научить ребёнка заниматься чем-нибудь интересным или полезным в часы, освободившееся от экранного просмотра.
  • Если вы сами любите отдохнуть перед телевизором, то сложно ожидать, что ребенку захочется вместо просмотра пойти в свою комнату и заняться там чем-то другим. Значит, чтобы отвлечь малыша от телевизора, следует увлечь его чем-то другим. Предложите ему заняться чем-нибудь вместе. Здесь каждая семья должна решить задачу по-своему. Кому-то подойдут дополнительные кружки и секции для ребёнка, для кого-то станут выходом ежедневные продолжительные прогулки. Какие-то семьи сумеют развить интерес ребёнка к хобби, ещё лучше будет, если оно станет общим для всей семьи. Но трудностей на этом этапе ожидается немало, и к ним нужно быть готовым. Замена яркому и зрелищному телевизионному контенту, над созданием которого работают профессионалы, дело далеко не простое, но ведь наше решение отучить – твёрдое, значит, отступать мы не намерены.

Как разрешать конфликты из-за телевизора

Не всегда отучение происходит гладко, поэтому родителям следует приготовиться к огорчению и капризам, а иногда даже и истерикам. Однако, если курс на преодоление зависимости от телевизора взят твёрдо, придётся пройти и через конфликты. Развитие психики ребёнка невозможно без умения разрешать конфликтные ситуации. Возмущением ребёнок начинает отстаивать свою самостоятельность. Есть несколько способов значительно сгладить конфликты и предотвратить истерики, связанные с телевизором.

Ребенок 2 года смотрит телевизор много

Хорошо помогает, так называемое, «правило третьего звонка». Для предупреждения возмущения и истерики можно заранее начинать предупреждать об окончании просмотра телепередачи: «через 10 минут мы включаем телевизор!» («первый звонок»), «осталось пять минуток!» («второй звонок»), «всё, время выключать!» («третий звонок»).

Порой следует говорить «нельзя» не слишком быстро. Короткое «нельзя» быстро выведет ребёнка из равновесия, а предотвратить истерику намного проще, чем потом останавливать. Объяснения подчас действуют намного лучше, чем короткое «нет, и всё!».

Можно объяснять необходимость выключить или не включать телевизор так: «Я выключаю телевизор, потому что не хочу, чтобы он нас отвлекал», «Сегодня мы договаривались, что посмотрим три мультфильма, и ровно столько уже посмотрели».

Читайте также:  Что нужно чтобы отдать ребенка в садик в 2 года

Ребёнок продолжает сам включать телевизор, несмотря на запреты? Или это делают другие родственники и члены семьи, не поддерживающие вашу позицию? Наверное, в этом случае, стоит обсудить на семейном совете, кто же всё-таки является главным в доме и чьё же слово является решающим.

Родион Чепалов, психолог

Источник

Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.

Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.

Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).

В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.

Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.

Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.

Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.

Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.

Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.

Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.

Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.

Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.

В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.

Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.

Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.

Читайте также:  Частые запоры у ребенка 2 года причины

Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.

Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.

Источник

Анна Балыбердина
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок слишком много смотрит телевизор»

Что делать, если ребенок слишком много смотрит телевизор.

Многим современным родителям очень хочется, чтобы у ребенка была заботливая няня. И такая няня находится в каждом доме — это телевизор. Как приятно часок отдохнуть от домашних забот и вместе с ребенком посмотреть мультфильм (подремать). Но бывает так, что телевизор становится основным домашним занятием.Вот тогда и возникают вопросы: что делать? почему его не оторвать? и т. п. Для начала,нужно задать вопрос себе: сколько времени я играю с ребенком в день? Сколько времени в день я читаю ребенку? Сколько времени в день мы гуляем? Многим на этом этапе должно стать понятно, почему ребенок не отходит от телевизора.

Если все же проблема не в вашем взаимодействии, т. е. дефиците общения ребенка с вами, то можно предложить, например, прочитать сказку «Прилипчивый телевизор» и обсудить ее с ребенком. Уточнить почему так происходило с персонажем из сказки, кого он напомнил и т. д.

Прилипчивый телевизор

Татьяна Холкина

Один мальчик, которого звали Ваня, прилип к телевизору. Сначала родители думали, что он его просто смотрит, но оказалось, что он прилип.

Ваня с утра вскочил и сразу посмотрел мультики про смешариков, потом мультики про котенка Васю, потом какие-то новости, потом кино, ещё мультики, потом передачу про лыжный спорт, про животных, а когда пришла пора идти гулять, выяснилось, что Ваня прилип!

Тянули-тянули Ваню от телевизора, как репку, чуть голову не оторвали. Не отлепили.

Пришлось Ване идти гулять вместе с телевизором. На качелях кататься не удобно — телевизор Ваню перевешивает, на горке опасно — вдруг разобьется! В песочницу мальчик с телевизором не поместился. Стали в догонялки играть — ох как тяжело с телевизором-то бегать!

По лестнице домой Ваня поднимался — стукнулся телевизором о перила, на телевизоре здоровенная шишка вскочила! Стал Ваня умываться — пришлось и телевизор после улицы с мылом вымыть. Вот наказание!

И обедать пришлось вместе с телевизором. Тут выяснилось, что у телевизора рта нет, только всякие маленькие дырочки. Так что ел Ваня одни макароны, в дырочки пропихивал.

Стала мама перед сном Ване книжку читать, а телевизору это не понравилось, он сразу концерт включил с громкой музыкой. Пришлось звук убавить и без книжки засыпать.

Как надоел телевизор Ване!

Назавтра отвели Ваню вместе с телевизором в больницу. Врач его постукал, послушал, программы попереключал, температуру телевизору смерил.Ничего не понял:

— Феноменально! Редчайший случай! Но, — говорит, -мы телевизоры не лечим. Несите его к телемастеру!

Пришлось вести мальчика вместе с телевизором в телемастерскую.А там говорят: «Нет, мы мальчиков не ремонтируем!»

Что же делать? Неужели так и придется всю жизнь с телевизором прожить? У мальчика уже волосы дыбом, как антенны, стоят!

И тут Ваня встретил на улице доброго волшебника.

-Помоги мне, пожалуйста, отлепиться от телевизора, -попросил Ваня.

-Ай-яй-яй, как же это тебя угораздило? — удивился волшебник.

-Ну, я, наверное, слишком много смотрел телевизор, мне все казалось интересным. Помоги мне, пожалуйста, я больше так не буду!

Добрый волшебник сказал волшебные слова «телекыш-телебрысь», и мальчик, наконец, отлип от телевизора!

-Ура, — закричал он на всю улицу. — Я свободен! Без телевизора я могу и гулять, и играть, и читать! У меня теперь много времени!

-Беги-беги, — сказал ему добрый волшебник. — Только, пожалуйста, не липни больше к телевизору. Это очень вредно!

-Ни за что! — пообещал Ваня. — Я теперь знаю, какой он прилипчивый!

Источник