Ребенок 2 года скучает

От автора: Статья о взаимоотношениях родителей и детей. Как связано поведение ребенка с поведением взрослых, и о важности внимания и совместной игры.
Если ребенку скучно… (Про воспитание)
“Sos! Мне скучно!”
Современные родители не редко сталкиваются с ситуацией, когда дети, несмотря на переполненные корзины игрушек, обустроенные детские комнаты, полную загруженность ребенка, куржки по рисованию, плаванию и пр. слышат жалобы: “Мне скучно”.
О чем это? Про что это? Стоит ли бить тревогу? Или стоит ли, вообще, обращать на это внимание? Попробуем разобраться…
Однажды старший ребенок сказал мне: самое ненавистное для ребенка- это спать и ничего не делать. Примечание, не учить уроки, не делать уборку… а ничего не делать.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос счастливым, радостным и здоровым. Мы, в силу своих возможностей, организовываем детям досуг, обучение и хорошее настроение. И как же мы реагируем, когда, ребенок с несчастным видом жалуется на скуку?
В голове проносятся мысли: что это? избалованность? потребность во внимании? просьба о помощи? что мне сделать? все бросить- и ринуться на помощь? или проигнорировать? И каким же я буду родителем, если сделаю так или иначе…
“Вся наша жизнь – игра”
Игра для ребенка – это ведущая деятельность до 7 лет, а для современнных детей и дольше. Когда дочь смотрит на маму, которая целый день трудится по дому, занята уборкой и готовкой, и при этом говорит дочери, мне некогда поиграть с тобой- ребенок искренне недоумевает. Мама весь день “играет” в “посудку”, “уборку”, “магазинчик”, а меня в свою игру вовлекать не хочет. Папа целый день играет на работе в “важного дядю”, а я не достаточно взрослый и важный, чтобы играть в эту игру, когда же, наконец я вырасту, и тоже смогу быть как он.
При помощи игры дети осваивают социальные роли и учатся быть в социуме. Всем знакомы семейные социальные роли, когда в детском саду дети играют:” Сегодня ты моя дочка, а я твоя мама, пусть Кирилл будет папой, и ходит на работу”. Существуют роли функциональные: “я- водитель”, “я-врач”, “я-строитель”, “я-продавец”. Есть вымышленные роли: “Я-принцесса”, “я-герой из любимого мультфильма”.
В наших силах помочь ребенку стать более успешным взрослым, и при помощи игры примерить на себя социальные роли, которые пригодятся ему в будущем.
Игра- это не только возможность избавиться от скуки, но и развитие ребенка. В наших силах приучить ребенка к труду, показав ему, что это не только концентрация на процессе, но и возможность быть полезным, получая при этом удовольствие и радость от того, что ты делаешь.
Конечно, мы, как взрослые, не восприниаем, то что мы делаем изо дня в день, как удовольствие, для большинства- это тяжелый труд, хлопоты, суета. Но в этом и суть, чтобы получать радость от жизни- нужно научиться находить приятное во всем, что мы делаем, и дети нас этому учат.
Все мамы знают, какое это удовольствие для ребенка, помочь в приготовлении ужина для папы, для всей семьи. А если еще с ребенком советуются, или берут с собой в магазин, где ребенок помогает выбирать продукты и составлять меню… Счастью нет предела.
Все папы знают, какое удовольствие для сына помочь забить гвоздь, повесить полку, принести вовремя нужный ключ на 12, а какой магической силой обладает этот ящик с инструментами для мальчишек! И какой радостной и эффективной может стать ваша совместная работа, если позволить ребенку поучаствовать в вашей “игре”.
Важно понять, когда ребенок жалуется на скуку, что он хочет этим сказать?
-ему хочется родительского внимания?
-ему одиноко?
– ему хочется, чтобы его кто-то развлек?
– или он готов учиться новой игре? освоить что-то новое? идти дальше?
Важно не развлекать ребенка, не брать на себя ответственность за его “счастье” и “хорошее настроение”. Чтобы в будущем он не ждал от мира, что ему кто-то сделает “хорошо” и принесет все “на блюдичке”. А помочь увидеть, что он сам может сделать такого, чтобы его жизнь стала насыщенне и интереснее.
Когда Нам, взрослым, сильно некогда, а ребенок просит придумать ему развлечение, есть соблазн сказать: иди поиграй, иди порисуй, иди включи мультфильм. Но ребенок не только перекладывает на родителя ответственность за свое счастье, но и сильнее ощущает желание родителя “отвязаться”, ощущает свою ненужность. Достаточно сказать в этот момент, что ребенок важен для вас, и вам небезразлично то, что он чувствует, но также для вас важно, то что вы делаете (работаете, читаете, отдыхаете).Уважая свои потребности, вы даете возможность ребенку учиться уважать себя. Когда мы говорим “нет”, и уважаем “нет” ребенка. Мы учим ребенка уважать желания другого и уважать свои желания, мы учим их сотруднчеству.
Конечно, ребенку важно и приятно, когда родители искренне интересуется его жизнью, его проблемами и способны иногда забыть, что у них есть “серьезные взрослые дела”, на время позволить себе тоже стать ребенком и вместе поиграть в куклы или машинки. Ребенок чувствует, что его любят, что он значим.
Но и не менее важно дать ребенку почуствовать свою значимость через помощь взрослым, увидеть свой вклад, почувствовать, что их ценят по достоинству, за дело.
-советуйтесь с ним
-пусть дети тоже научат вас чему-нибудь
-покажите им, что они много значат для вас, для своих братьев и сестер, для своих друзей
– не злоупотребляйте своей родительской ролью
Вы можете посоветоваться с ребенком, как вам одеться на работу, что вам приготовить на ужин, обсудить планы на выходные, и даже спросить совета, как решить конфликт на работе.
И вы удивитесь, какими мудрыми и полезными окажутся их слова. А благодарность за оказанное им доверие не заставит себя ждать.
Когда дети ведут себя “плохо”, они сильнее всего нуждаются в нашей любви и поддержке. И когда вы выяснили, что ребенок нуждается в вашей любви, спросите себя: “Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы ребенок почувствал мою любовь и внимание?”, почувствовал себя нужным и сильным.
Может быть ему будет достаточно, если вы его обнимите или подбодрите, а может быть позволите ему сделать с вами что-то вместе, помочь сделать что-то важное для вас, и обязательно похвалите его, отметьте его вклад в общее дело. Или, если вам действительно важно сделать рабочий телефонный звонок, поработать за компьютером, договоритесь, что когда вы закончите свои “неотложные” дела- вы обязательно сходите вместе в парк или почитаете ему любимую книгу.
В любой игре есть свои правила, это учит нас жить в социуме, и соблюдать правила общества, в котором детям предстоит найти себя и свое место. Пусть в вашей совместной игре будет место не только правилам, обязанностям, но и удовольствию, радости. Цените вклад вашего ребенка, по возможности, цените и отмечайте все, что он делает (каким необычным и ярким получился его рисунок, даже если этот рисунок появился на свежепоклеянных обоях, творчеству нет предела, и возможно, перед вами нестандарно мысящая творческая личность, а может быть и юный гений!) позвольте себе быть несовершенными, все мы учимся на ошибках, так позвольте себе совершать эти ошибки и учиться. Учиться вместе со своими детьми!
Источник
Когда скучать полезно: как прислушаться к своим желаниям
Содержание:
- 1. Ребёнок не понимает и не чувствует, чего он хочет и что ему интересно в конкретный момент времени
- 2. Ребёнку скучно, потому что ему одиноко
- Что же делать, если ребёнку скучно?
Вы часто видите такую картину? Ребёнок слоняется по дому, берется за одно дело — бросает, за другое — тоже бросает. У него плохое настроение. Ему ничего не интересно и ничего не хочется. Ему скучно.
Выдержать приступы детской скуки не так-то просто. Особенно когда нам, взрослым, надо куда-то бежать или быстро что-то делать. Куда проще включить ребенку мультик, отправить за компьютер или подкинуть идею, чем заняться. Это отличное средство, работает безотказно.
Но понимаем ли мы, что делаем, избавляя ребёнка от скуки? И вообще, скука — о чем она? Почему дети начинают иногда отчаянно скучать, хотя вокруг полно игрушек, интересных занятий, друзей? И как реагировать на скучающего ребёнка? Вот об этом мы и поговорим.
Почему детям становится скучно? Причин, если глобально, всего две.
1. Ребёнок не понимает и не чувствует, чего он хочет и что ему интересно в конкретный момент времени
Почему так происходит? А есть ли у ребёнка возможность почувствовать и разобраться, чего же ему хочется? Как часто мы, родители, стремимся к тому, чтобы время ребёнка было структурировано, регламентировано, под завязку расписано. С утра — садик, а потом еще рисование, танцы, бассейн. Весь день распланирован, скучать некогда. Да и не нужно ему скучать, мало ли с кем от скуки свяжется и чего наберётся!
А когда же ребёнку учиться прислушиваться к себе? По дороге от садика до бассейна? И когда реализовывать свои желания? Остается ли на это достаточно времени?
И действительно ли ребёнок не скучает, если день его так насыщенно спланирован? Замечали ли вы, что когда у такого вот загруженного ребёнка вдруг появляется свободная минутка, он часто теряется от внезапно нахлынувшей на него свободы и не знает, что с ней делать. Ему дискомфортно, пусто, скучно. Но главное, ребёнок не может услышать себя и не понимает, что ему нужно.
И кто же первый спешит на помощь? Конечно же, родители. Как часто мы берем инициативу в свои руки и предлагаем ребёнку массу «полезных» и «интересных» занятий. «Ты пойди, порисуй или полепи, или построй что-нибудь, или мультик посмотри, а я пока обед приготовлю». Такой заботой мы так и не даем ребёнку возможности разобраться с тем, чего хочет он.
Ребенок, конечно, порисует и полепит, да вряд ли долго и с удовольствием. Потому что не его это желание, цели не его (не нужны ему рисунки и вылепленные зайцы и медведи).
И поэтому снова ребёнку скучно, и чем бы время занять, и когда уже следующее занятие, которое так вовремя спасает от внутренней пустоты…
На мой взгляд, идея постоянно занимать и развлекать ребёнка возникает у тех родителей, которые и свою жизнь стремятся заполнить до отказа. Лишь бы всегда в движении и ни минуты без дела. Потому что, если остановиться, с головой накрывает пустота и вязкая, липкая скука, от которой тошно, и снова хочется завертеться в бесконечном колесе нужных и ненужных дел.
Эту проблему усугубляют готовые развлечения и их доступность. Я имею в виду планшеты, телефоны, телевизоры, компьютерные игры. Нынче они главные спасатели и взрослых, и детей от скуки в любое время и в любом месте. И тем самым они все дальше и дальше уводят нас от самих себя.
О неумении ребёнка самому чувствовать, чем ему хочется заняться, о перегруженности детей, о недостатке личного времени у ребёнка как о причине скуки педагоги и психологи говорят часто. Эти причины лежат на поверхности.
Но есть еще одна причина, более глубокая и более серьёзная на мой взгляд.
2. Ребёнку скучно, потому что ему одиноко
Ему не хватает близости с родными ему людьми. С родителями в первую очередь. Вспомните себя. Бывали ли вы когда-то НЕ уверены в своей значимости, ценности и важности для любимого вами человека? Разве хочется в такие моменты творить, узнавать, исследовать, радоваться? Как правило, нет. Вся энергия сводится к острой потребности, увидеть подтверждение своей значимости и любимости для того, кто вам так дорог.
С детьми все то же самое. Пока ребёнок не ощущает всем своим существом, что он нужен, его любят, и его привязанности с родителями ничего не угрожает, ему будет неинтересно и строить, и лепить, и рисовать, и учиться, и развиваться.
Почему? Потому что потребность в собственной значимости у людей сильнее, чем потребность в развитии. И у больших, и у маленьких. Потому что энергия творчества, желание познавать и совершенствоваться рождаются из базового ощущения «я нужен, я есть, я любим».
Что же делать, если ребёнку скучно?
Первое и главное: дайте ему почувствовать, что связь между вами крепка, что он нужен и дорог вам. Что вы рядом, и не важно, в каком настроении сейчас ваш ребёнок. Для этого не нужно ничего сверхъестественного. Просто сядьте с ним рядом, обнимите, погладьте, скажите о том, как любите его, посмотрите ему в глаза. Именно через глаза быстрее всего устанавливается эмоциональный контакт.
И не стремитесь подкидывать ребёнку идеи, чем ему заняться и как себя развлечь. Пусть ищет сам, слушает себя. Да, сначала ему будет нелегко. Первый этап — встреча с пустотой внутри себя. В ней нужно побыть, и это может вызывать сопротивление, которое у детей выражается нытьем, криками, а иногда агрессией. Но ощущение пустоты пройдет, ребёнок справится, вы же с ним.
Следующий этап — тишина. И лишь в ней возможно услышать свои желания, свой внутренний голос, себя. Лишь в ней рождаются идеи и стремления, а вместе с ними и огромный заряд энергии, чтобы идти к своей цели.
Так что о чем же скука наших детей? О том, что пора нам остановиться в потоке наших дел, покрепче обнять наших детей, сказать им о том, как мы любим их. И тихонечко прислушаться. Им — к себе, нам — к себе.
Источник
-«Мама! Мне скучно!», или о том, откуда берётся детская скука и как с ней бороться!
Современные дети привыкли развлекаться с помощью телевизора, видеоигр и компьютера. Им очень трудно стоять в очереди в продуктовом магазине или посидеть минутку тихо, пока взрослые разговаривают друг с другом. Им быстро все надоедает, и они не стесняются объявить об этом во всеуслышание: «Мне все надоело!»
Главные причины скуки сегодняшнего ребенка широко известны:
электронные гаджеты, с которыми они не расстаются с младенчества, и неумение детей взаимодействовать друг с другом. А какие есть еще причины для детской скуки?
Откуда берется скука?
Давайте попытаемся понять, что же на самом деле скрыто за жалобами вашего малыша на то, что ему совершенно ничего не хочется делать и абсолютно нечем заняться.
✏Перегрузка впечатлениями. Малыш в течение дня получает слишком много информации и впечатлений. Психике понадобится определенное количество времени, чтобы переработать увиденное, услышанное, заученное и пройденное.
✏Неумение играть. Хотя со стороны это и похоже на скуку, однако на самом деле ребенок просто не в состоянии себя самостоятельно занять. И чаще всего это случается из-за того, что с телевизором и гаджетами он познакомился раньше, чем с кубиками и пирамидками. Проводя время за компьютером, дети никак не задействуют собственную фантазию, не проявляет инициативы, не договаривается со сверстниками о правилах игр.
✏Потребность во внимании. Иногда, сообщая маме о скуке, малыш имеет в виду, что он ощущает себя одиноким, несчастным и нуждающимся в ее внимании. Ведь никакие, пусть даже самые дорогие безделушки не заменят ваших объятий и ласковых прикосновений.
✏Ожидание события. Причиной скуки может стать обычное ожидание ребенком какого-либо события: например, поездки к бабушке или похода в парк. Маленький ребенок еще не может четко отслеживать время, поэтому и терпения у него зачастую не хватает.
Особенности ребенка. Дети с гиперактивностью быстрее заскучают, если им предложить задачи, требующие сосредоточения. А тревожный и скромный ребенок, который отказывается от игр и соревнований, может заскучать, глядя на веселящихся сверстников.
Что же предпринять родителям скучающего ребенка?
✔Во-первых, нужно оставить свои дела и уделить внимание ребенку хотя бы в течение десяти минут. Иногда достаточно обнять его, поболтать немного, поиграть в шумные игры, потискать друг друга – и скуки как ни бывало. После эмоциональной разрядки у малыша обычно появляются новые идеи, а вы можете их одобрить и поддержать.
✔Если же скука не проходит, объясните, что нужно уметь наслаждаться свободным временем, можно просто ничего не делать и немного отдохнуть. Тогда он накопит силы для новых свершений.
✔Не поддавайтесь искушению обеспечить малыша разнообразными развлечениями. Очень важно, чтобы он приобрел бесценный опыт принятия собственных решений, научился сам распоряжаться своим свободным временем. Поэтому, когда он в очередной раз заявляет: «Мне скучно» – предложите ему самому придумать себе занятие.
✔Если ваш ребенок часто жалуется на скуку, помогите ему составить список мероприятий, которые он может выполнить, когда все вокруг становится неинтересным. Включите туда такие домашние занятия, как рисование и игра с конструктором, а также активный отдых: езду на велосипеде, рисование цветными мелками на асфальте. Когда он в очередной раз произнесет слово «скука», напомните ему взглянуть на этот список.
✔Объясните малышу, что невежливо в гостях говорить: «У вас дома очень скучно». Напомните ему, что, выражая свою незаинтересованность, он может задеть чувства других людей.
✔Не боритесь со скукой с помощью телевизора, компьютерных игр и гаджетов. Специалисты утверждают, что дети, которые постоянно играют в электронные приложения и видеоигры, не знают, чем себя занять. Также постоянное сидение за компьютером ограничивает фантазию и творчество малыша и мешает ему применять присущую детскому возрасту находчивость.
✔Если ребенок умеет читать, у него никогда не будет проблем с ничегонеделанием. В книгах существует целый мир, который окунет его в вихрь невероятных приключений. Когда уж тут скучать? Читайте вместе, делая акцент на то, что ему нужно самому узнать, что произойдет с любимыми героями дальше. Вначале выбирайте простые и увлекательные истории, чтобы заинтересовать.
✔Совместите отвлечение от скуки и творческую деятельность, предоставляя ребенку не готовые игры, а всего лишь материал для их изготовления. Например, попробуйте сделать макет города на листе картона, используя старые журналы, небольшие коробки, клей, ножницы, цветные карандаши, а также детскую фантазию.
✔Обязательно научите детей играть с теми игрушками, которые у них есть. Возможно, он даже не знает, для чего нужна вся эта куча машинок, кукол, конструкторов, пазлов и мячиков. Обратите внимание на соответствие игрушек возрасту ребенка. Если он прежде с интересом играл во что-то, а сейчас ему скучно – вероятно, он уже вырос из этих игр. Если же не понимает, что делать, а также совсем не интересуется новой игрушкой – вероятно, она для него еще велика.
✔Некоторые дошкольники не интересуются игрушками. Их больше привлекают домашние дела, которыми заняты взрослые. Позвольте ребенку поучаствовать в стирке, уборке или приготовлении обеда. Наблюдение за домашней работой не только даст ему огромный материал для самостоятельных игр, но и позволит легко избавиться от скуки.
✔Если детям нравятся настольные игры, введите в доме интересную и полезную традицию: играйте в шахматы. При этом совсем необязательно проводить за черно-белыми полями по несколько часов в сутки. Начните партию, поместите доску на журнальном столе, а рядом положите карандаш и листок бумаги. Как только ребенок заскучает, пусть подойдет и подумает над шахматной партией.
✔Если же вы перепробовали все способы, а ребенок так и продолжает приставать к вам с жалобой на скуку, объясните: «Я прекрасно тебя понимаю, ведь и я тоже иногда скучаю». Выслушайте его, обнимите и приласкайте, но не стремитесь развеивать его хандру. Будьте уверены, что маленький фантазер через некоторое время обязательно сам найдет себе подходящее занятие.
Источник