Ребенок 2 года скрещивает пальцы

Ребенок 2 года скрещивает пальцы thumbnail

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.

Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Страхи ребенка.

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Источник:https://www.ya-roditel.ru

Источник

Добрый день. У меня какое-то непонятное явление. Ребенок в 6 лет постоянно скручивает пальцы рук в какие – то нелепые фигуры и так их держит. Причем достаточно сильно их зажимает. Положив его ладони на стол заметил, что они уже начинают изгибаться под эти фигуры, что неудивительно. Спрашиваю зачем – молчит. Говорит – не буду, но прекращает только на время. Наказывать тоже бесполезно.Кто с таким сталкивался и как с этой фигней бороться?

Тема закрыта Тема скрыта Пожаловаться

ОтписатьсяПодписаться

Комментарии

47

К невропатологу, психологу……

К невропатологу, психологу……

К невропатологу, психологу……

мой сын тоже какие-то игры с пальцами устраивает, сам с собой развлекается. а потом какую-то “козью морду” начал крючить.. я строго одернула его,он обиделся: это лошаааадка…

солька солька8 мая 2014, 09:21

К невропатологу, психологу……

мой сын тоже какие-то игры с пальцами устраивает, сам с собой развлекается. а потом какую-то “козью морду” начал крючить.. я строго одернула его,он обиделся: это лошаааадка…

История переписки2

Но в данном случае, как я поняла, уже происходит деформация кистей…

Ну и к ревматологу, возможно, надо зайти…

Развлекаются , строя из пальцев всякие фигуры, многие дети…Моя внучка, например, в театр теней часто играет….Она строит фигуры, а я пытаюсь отгадать, чья тень…

Ну а у автора все серьезно, видимо…

Но в данном случае, как я поняла, уже происходит деформация кистей…

Ну и к ревматологу, возможно, надо зайти…

Развлекаются , строя из пальцев всякие фигуры, многие дети…Моя внучка, например, в театр теней часто играет….Она строит фигуры, а я пытаюсь отгадать, чья тень…

Ну а у автора все серьезно, видимо…

История переписки3

он не строит фигуры.. он просто из сплетает и держи зажатыми… лучше б строил

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:28

он не строит фигуры.. он просто из сплетает и держи зажатыми… лучше б строил

История переписки4

Вам правильно советуют к ревматологу сходить.Так может проявляться малая хорея,частое явление при ревматизме.Навязчивые движения,ребенок себя не может контролировать

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:28

он не строит фигуры.. он просто из сплетает и держи зажатыми… лучше б строил

История переписки4

Я поняла…Показывайте специалистам.Возможно, пальцы сами так складываются..

невропатолог нужен ребенку и мед.помощь.

Кошмар Натощак8 мая 2014, 09:20

к неврологу надо обратиться

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:20

Уже есть опыт.. без толку… говорит, пройдет… так времени обалдеть сколько прошло

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:20

Уже есть опыт.. без толку… говорит, пройдет… так времени обалдеть сколько прошло

Плохой невропатолог. Другого ищите. И попытайтесь найти причину хронического стресса у ребёнка.

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:20

Уже есть опыт.. без толку… говорит, пройдет… так времени обалдеть сколько прошло

к другому доктору ещё раз, ещё одно мнение.

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:20

Уже есть опыт.. без толку… говорит, пройдет… так времени обалдеть сколько прошло

Хороший невролог и психолог ему в помощь и только так!

Самый вкусный Зайиц8 мая 2014, 09:22

это что-то нервное

к неврологу,может суставы болят,когда пальцы напрягаешь боль хоть чуть-чуть проходит

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:22

я начал думать может дело в компах и планшетах..как-то много эмоций игры в нем вызывают… но вроде нет.. и без них тоже самое..

Даша К8 мая 2014, 09:22

Не пройдет это само!!! Другого врача ищите. У ребенка ужепальцы деформироваться начали!! Сами для начала делайтн массаж ручек каждый день.

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:24

когда болит он сразу к маме.. говорит об этом… тут явно не вопрос боли.. Говорю же: у невролога был и не у одного. Почему-то им это кажется временным.. но несколько месяцев – это не 2 недели))))))) Или у меня свое понятие временного…..

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:24

когда болит он сразу к маме.. говорит об этом… тут явно не вопрос боли.. Говорю же: у невролога был и не у одного. Почему-то им это кажется временным.. но несколько месяцев – это не 2 недели))))))) Или у меня свое понятие временного…..

в любом случае ребёнка что-то беспокоит и ему нужна помощь, обращайтесь и обследуйтесь пока не поймёте в чём дело, у меня была подобная история только с глазиком, полтора года, с рождения дочки твердила врачам что что-то ни так с правым глазиком, все смотрели, всё проверяли, всё хорошо….в итоге упущено драгоценное время, восстановлению не подлежит.

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:24

когда болит он сразу к маме.. говорит об этом… тут явно не вопрос боли.. Говорю же: у невролога был и не у одного. Почему-то им это кажется временным.. но несколько месяцев – это не 2 недели))))))) Или у меня свое понятие временного…..

когда болит он сразу к маме.. говорит об этом… тут явно не вопрос боли.. Говорю же: у невролога был и не у одного. Почему-то им это кажется временным.. но несколько месяцев – это не 2 недели))))))) Или у меня свое понятие временного…..

если правду говорите,что были не у одного врача и не раз, то невролог здесь не при чем. руки деформированы или вы утрируете? если видна деформация то любой бы врач этого факта не пропустил. к ревматологу или хирургу покажите, если уж сомневаетесь.

солька солька8 мая 2014, 09:34

когда болит он сразу к маме.. говорит об этом… тут явно не вопрос боли.. Говорю же: у невролога был и не у одного. Почему-то им это кажется временным.. но несколько месяцев – это не 2 недели))))))) Или у меня свое понятие временного…..

если правду говорите,что были не у одного врача и не раз, то невролог здесь не при чем. руки деформированы или вы утрируете? если видна деформация то любой бы врач этого факта не пропустил. к ревматологу или хирургу покажите, если уж сомневаетесь.

История переписки2

ну они не торча же под углом 90… но если положить руки на поверхность ровную..как нас стол.. но видно что есть легкая деформация пальцев в торону, куда загибает.. как, например, у людей, которые много пишут, указательный деформируется…

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:39

ну они не торча же под углом 90… но если положить руки на поверхность ровную..как нас стол.. но видно что есть легкая деформация пальцев в торону, куда загибает.. как, например, у людей, которые много пишут, указательный деформируется…

История переписки3

встречала я в своей жизни людей с гибкими пальцами. гнут в любую сторону, ещё как то щёлкают,дергают, нравится им самим. может у вашего сына такой симптом?хотя излишняя гибкость-это тоже какое-то отклонение, я читала, но я не медик, не знаю.

Неугомонная8 мая 2014, 09:25

Руки ему нечем занять, наверно. Я тоже в детстве пальцы в фигуры крутила… Купите ему …. охх есть в воздушном шарике насыпанный крахмал, забыла как он…или вот новые тягучки….тоже не помню как они. А мне мама металлическую головоломку давала.

Неугомонная8 мая 2014, 09:25

Руки ему нечем занять, наверно. Я тоже в детстве пальцы в фигуры крутила… Купите ему …. охх есть в воздушном шарике насыпанный крахмал, забыла как он…или вот новые тягучки….тоже не помню как они. А мне мама металлическую головоломку давала.

я ему уже лего покупал с кучей деталей…так он нихера играть в него уже не хочет…человека -паука ему интереснее смотреть…

sergei sultanjaka8 мая 2014, 09:29

я ему уже лего покупал с кучей деталей…так он нихера играть в него уже не хочет…человека -паука ему интереснее смотреть…

История переписки2

я ему уже лего покупал с кучей деталей…так он нихера играть в него уже не хочет…человека -паука ему интереснее смотреть…

так учить надо!

я помню, как муж учил сына собирать лего – они через 3 минуты переругались и сын в рёвом убежал

и пришлось мне учить мальчика собирать трактор или что там, вертолёты какие-то

надо сказать, это непросто,

просто УЧИТЬ играть – тоже работа

первый раз собирает мама (лучше папа), при этом надо всё объяснять, какую первую детать, какую вторую и т дкак только весь целиком предмет будет собран, потом, второй раз, ребёнок собирает под присмотром взрослого (и с его помощью)

когда я только начинала учить детей что-то собирать или какому-то навыку, то в первый раз кажется, что ребёнку с таким трудом всё даётся, думаешь, что потребуются годы, чтоб он уже САМ играл

но нет! в третий раз уже моя помощь вообще не требовалась

надо только спокойно с детьми заниматься, не ругать и не нервничать

я ему уже лего покупал с кучей деталей…так он нихера играть в него уже не хочет…человека -паука ему интереснее смотреть…

так учить надо!

я помню, как муж учил сына собирать лего – они через 3 минуты переругались и сын в рёвом убежал

и пришлось мне учить мальчика собирать трактор или что там, вертолёты какие-то

надо сказать, это непросто,

просто УЧИТЬ играть – тоже работа

первый раз собирает мама (лучше папа), при этом надо всё объяснять, какую первую детать, какую вторую и т дкак только весь целиком предмет будет собран, потом, второй раз, ребёнок собирает под присмотром взрослого (и с его помощью)

когда я только начинала учить детей что-то собирать или какому-то навыку, то в первый раз кажется, что ребёнку с таким трудом всё даётся, думаешь, что потребуются годы, чтоб он уже САМ играл

но нет! в третий раз уже моя помощь вообще не требовалась

надо только спокойно с детьми заниматься, не ругать и не нервничать

История переписки3

да он умеет все собирать)))) иногда такие заморочки собирает – сам не сразу додумаешься) неохота ему, видите ли.. мультики про паука важнее

Источник

Среда, 12 Апреля 2017

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей – Видео – Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2-3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь и общение

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4-5, иногда к 7-8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

– Пройдите скрининговый тест на риск развития аутизма M-CHAT;

– Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

– Обратитесь к психологу, психиатру.

Источник