Ребенок 2 года сам сдерживает кал
Существует в педиатрии такая неприятная для детей и их семей проблема как недержание кала (по-медицински энкопрез). Это состояние мешает нормально жить ребенку (особенно школьнику) и обычно вызывает стресс у родителей.
Если периодически не удерживает кал ребенок до 4 нет – это еще вариант нормы.
Если происходит «авария» у ребенка старше 4 лет в определенных обстоятельствах (заигрался в футбол или компьютерную игру) реже, чем 1 раз в неделю, тоже врачи не будут выставлять недержание кала как диагноз. Если у ребенка понос и он не успел добежать до туалета – это тоже вне нашего сегодняшнего обсуждения.
Главный «контроллер» удержания – наружный анальный сфинктер, круговая мышца на выходе из прямой кишки, которой ребенок по мере взросления должен научиться управлять волевым усилием. После 4 лет ребенок в норме должен владеть контролем над своей дефекацией.
Попытаюсь рассказать, чем в ситуации с каломазанием может помочь гастроэнтеролог.
Для того, чтобы лучше понимать что-то, люди научились это классифицировать.
Классификация
Так и недержание кала прежде всего разделили на две группы – функциональное недержание (бывает часто) и на фоне органического заболевания (бывает редко).
Органические причины недержания:
- аномалия ануса и прямой кишки, в том числе и после операции
- состояние после лечение болезни Гиршпрунга
- спинальный дизрафизм
- травма или опухоль спинного мозга
- детский церебральный паралич
- миопатии с поражением мышц тазового дня и наружного анального сфинктера
Дети с такой патологией обычно наблюдаются у хирурга или невролога вне поля зрения гастроэнтерологов.
Самая большая группа (по некоторым источникам до 4 % всех детей) – дети с функциональным недержанием кала. В группе почему-то преобладают мальчики.
Функциональное недержание кала тоже делится на две принципиально отличающиеся группы:
- ретенцинное недержание кала (связанное с задержкой кала) – более 80%
- неретенционное недержание кала
Самая распространенная причина функционального недержание кала – хронические запоры. Постоянное переполнение каловыми массами нижних отделов кишки приводит к давлению на анальный сфинктер > лишний объем начинает сбрасываться самостоятельно, вне контроля ребенка.
Поэтому первым делом на осмотре доктор попытается узнать, как ходил в туалет ребенок раньше, до возникновения каломазания. Часто удается установить время первого появления запоров, проследить динамику усиления запоров и затем появление эпизодов недержания.
Частые провокаторы запоров:
- смена характера питания
- начало посещения детского сада
- поездка с изменением режима
- пребывание в больнице по любому поводу
- неудобный туалет (на улице)
Часто запоры проходят сначала незамеченными, особенно если ребенок уже самостоятельно ходил на унитаз, выпадая из зоны контроля родителей. А ведь есть и детский сад, где родители обычно не могут ничего контролировать….
В итоге проблемы выявляется уже на этапе постоянно испачканных трусиков.
Удобно для оценки стула в разговоре с родителями и ребенком использовать специальную визуальную шкалу:
- Амстердамская шкала детского стула AISS для самых младших, кто носит подгузник
- Бристольская шкала для детей постарше
Дети лучше ориентируются по модифицированной Бристольской шкале mBSFS (там всего пять вариантов вместо семи в обычном взрослом варианте).
Другой источник путаницы – явление под названием парадоксальная диарея: более жидкие из-за воспаления в кишке каловые массы начинают обтекать каловые завалы. В итоге родители обращаются с жалобами на странный понос, который оказывается вовсе даже и поносом, а запором.
Причины неретенционного каломазания для врачей неясны, так как у таких детей объем кишки, чувствительность ануса, скорость движения кала по толстой кишке в норме.
Для врача очень важно как можно раньше понять тип каломазания – ретенционное или неретенционное.
От этого много всего зависит:
- будет разный прогноз – неретенционное каломазание намного чаще проходит самостоятельно с возрастом
- будет разное лечение (самое главное –
помогут или не помогут слабительные)
Перед вами таблица из руководства International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions, которая сравнивает оба вида энкопреза и облегчает жизнь врачу и пациенту.
Обращу ваше внимание на ультразвуковые признаки.
Обычно при запорах я на УЗИ почти никогда не направляю.
Методика хорошая, но не для этой ситуации.
Но в некоторых ситуациях, когда не получается сразу понять тип каломазания, можно отправить ребенка на УЗИ и проверить диаметр прямой кишки.
Если диаметр увеличен, то это явный намек, что без слабительных не обойтись.
Чем врач может помочь ребенку с каломазанием?
Основа лечения ретенционного каломазания – избавление ребенка от хронического запора.
Способы давно известные и простые.
Главные лекарства – слабительные (обычно макроголь или лактулоза) в достаточной дозе на достаточно длительный срок. Ключевое слово – достаточно!
Основные ошибки родителей и даже врачей:
- дать определенную дозу слабительного и не осознать, что дозу надо далее корректировать по реакции ребенка
- назначить лечение на слишком короткий срок (к сожалению, не вылечить за месяц запор, длившийся годами)
Значение других препаратов (пробиотики, желчегонные) обычно очень небольшое, их эффект легко заменить чуть большей дозой слабительного.
Важна ли диета (питание, богатое клетчаткой)?
Про полезную для стула диету (фрукты, овощи, цельнозерновые продукты) обычно я рассказываю, но в реальной ситуации при запорам такой выраженности, что возникает каломазание, диета в лечение имеет минимальное значение. Рассказ о правильном питании больше важен на будущее, когда придет этап постепенного отказа от слабительных. Тогда питание будет частью профилактики возникновения рецидивов, а затем составляющей формирования здорового образа жизни.
Режим дефекации – очень важная часть работы с каломазанием.
Основная рекомендация – высаживать ребенка на горшок/унитаз регулярно вскоре после еды.
Почему после еды?
Мы используем в своих целях гастроколический рефлекс, который есть в той или иной степени выраженности у каждого. При попадании пищи в желудок, идет рефлекторный сигнал в толстую кишку – пора освобождать место для новой порции :-).
Школьникам рекомендуется также посидеть на унитазе после возвращения из школы.
Для закрепления режима дефекации можно использовать дневник.
Родителям самых младших моих пациентов я рекомендую использовать красивый наглядный календарь. Тот день, когда удалось полноценно облегчиться, ребенок отмечает приклеиванием смайлика или звездочки. Набрал определенное количество смайликов – получай от родителей заранее обговоренный «бонус». Мотивация – это круто!
Лечение неретенционного каломазания.
Этот вариант намного хуже поддается лечению.
Слабительные бесполезны – в основе такого каломазания запоров нет.
Остается только режим дефекаций и ведение дневника.
Иногда могут быть полезны препараты, замедляющие моторику и улучшающие тонус внутреннего анального сфинктера (их часто назначают при поносах).
Самый известный подобный препарат – лоперамид.
К сожалению, опыт применения лоперамида у детей ограничен, нужен плотный доверительный контакт с доктором при попытках его использования.
5,492 просмотров всего, 43 просмотров сегодня
Источник
: Время прочтения:
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго – в результате ему больно. Запоминает боль – снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Почему возникает такая проблема и как с ней справляться рассказывает детский психиатр Жерехов Алексей Борисович.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая – отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая – отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной – классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим – тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность – это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом – далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2-4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
Источник
Тема «какашек» является одной из самых обсуждаемых молодыми мамами. Состав, цвет, запах, частота испражнений сигнализируют о здоровье крохи, когда он сам еще ничего сказать не может. Вовремя наполненный подгузник или «ароматный» горшок радуют любую маму, подтверждая, что детский организм работает исправно. Отсутствие стула – признак сбоя в организме и повод для родительского беспокойства.
Если Ваш ребенок какает редко (раз в 2-3 дня), плотно, но без боли – попытайтесь исправить ситуацию диетой и физическими нагрузками, проследите за количеством потребляемой жидкости. Но если малыш стал бояться горшка, то это повод обратиться за консультацией к педиатру.
Психологический запор у ребенка – ситуация, когда малыш боится какать. В отличие от физиологического запора, причины которого, как правило, в заболеваниях пищеварительной системы, причина психологического запора у ребенка – наличие внутренних переживаний и страхов. Обычно эта проблема возникает у малышей с двух-трех лет, когда они уже могут осознанно сдерживать позывы к дефекации. Если случилось, что ребенку было больно, страшно, стыдно, некомфортно сидеть на горшке или унитазе, то малыш может начать самостоятельно сдерживать позывы к дефекации, боясь повторения негативного опыта.
Причинами нежелания ребенка опорожнять кишечник могут стать:
- насильственное приучение к горшку;
- наказание за испачканные штанишки;
- неприятные воспоминания, связанные с посещением туалета (например, в общественном месте – в детском саду, в торговом центре, в поезде или самолете и т.п.);
- болевые ощущения в процессе дефекации.
Чем дольше ребенок будет сдерживать позывы, тем больше будет скапливаться каловых масс в кишечнике и тем больнее будет проходить процесс дефекации. Если не решить проблему вовремя, психологический запор у ребенка может вызвать осложнения, такие как: тошнота, головная боль, боль в животе (все это говорит об интоксикации организма), воспалительный процесс в кишечнике, трещина прямой кишки, геморрой, психологический стресс, неврологические проблемы.
Помогите крохе справиться со страхом, устранив его причину. Чтобы не было больно ходить в туалет из-за плотных каловых масс, наладьте питание ребенка. Давайте малышу больше пить (чистую воду, компоты из сухофруктов), включите в рацион больше слабящих продуктов (чернослив, свеклу, киви), кисломолочных продуктов, ограничьте ребенка в мучном и сладком, делайте массаж животика круговыми движениями вокруг пупка по часовой стрелке, делайте с ребенком гимнастику, больше играйте в подвижные игры. Если диета и физическая активность не приносят результатов, то по назначению врача пройдите курс лечения слабительными препаратами.
Не ругайте малыша за неудачи при приучении к горшку. Сделайте процесс нестрашным, комфортным или даже веселым и интересным. Купите новый «нестрашный» горшок или перейдите от горшка к накладке на унитаз, уйдите от неприятных воспоминаний, связанных с походом в туалет. Придумайте сказку «про какашку», ритуал выноса горшка или смыва воды в унитазе.
Хорошим средством к расслаблению в процессе будет пластилин или тесто, которые нужно мять в ладошках, сидя на горшке, это способствует расслаблению сфинктера. Расскажите, что не нужно терпеть, и когда хочется в туалет, нужно «выпустить какашку в горшочек». Объясните, что это дело не стыдное, а нужное и полезное, и обязательно хвалите за результат. Веселья в процесс смогут добавить популярные сейчас игрушки в форме какашек или даже мультики про них. Если общение с крохой не решает проблему, то обратитесь за помощью к специалисту. Здесь поможет детский психолог, который, побеседовав с родителем, расскажет, на что сделать акцент в разговоре именно с Вашим малышом.
Специалисты нашего центра при работе с самыми маленькими клиентами используют такие методики, как песочная терапия и сказкотерапия. Такой подход прекрасно зарекомендовал себя для работы с переживаниями, которыми детям сложно поделиться в силу возраста и особенностей темы. Методики снимают тревожность, эмоциональную нагрузку, помогают нейтрализовать травматические воспоминания и сформировать новый позитивный сценарий действий. А консультация для родителей поможет закрепить результаты в домашней обстановке.
Пример из практики. В Центр обратилась семья с мальчиком 3.5 лет. Ребенок не ходил «по-большому» на горшок после перенесенной в 1 год болезни, сопровождающейся продолжительной диареей. Мальчик избегал какать до последнего, стул случался примерно 1 раз в неделю в подгузник (ребенок специально просил дать подгузник, в остальное время обходился без него, в том числе ночью; писал самостоятельно на горшок). Все уговоры ходить на горшок кончались истерикой. Мальчик занимался с детским психологом (курс песочной терапии в количестве 10 сеансов с частотой 1 раз в неделю). После 6 сеанса ребенок дома сам сел на горшок и покакал, после чего позвал маму помочь с гигиеническими процедурами. В дальнейшем результат закрепился, мальчик самостоятельно ходит по-большому через день. Спокойно обсуждает тему в бытовом контексте (что нужно сделать, если захочешь в садике; что нужно сделать после горшка и так далее).
Если у вашего ребенка психологический запор и вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, запишитесь на консультацию детского психолога по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы с вами обязательно свяжемся!
Источник