Ребенок 2 года рисует левой рукой

Если ребенок левша. Советы родителям, чьи дети стараются все делать левой рукойЧасто родители маленьких детей, которые стараются брать ложку левой рукой, проявляют беспокойство и пытаются их переучить. И таких родителей можно понять, ведь всем известно, как чувствует себя левша, вынужденный всю жизнь ощущать на себе ненужное внимание окружающих людей. На самом деле то, что до 5-летнего возраста ребенок берет иногда ложку или ручку левой рукой ничего не значит. До этого возраста дети успешно используют обе руки для выполнения нужных им действий. А если ребенок старше 5 лет отдает предпочтение все выполнять левой рукой, то можно с помощью простого теста определить, не является ли он левшой. Для этого надо свернуть лист бумаги в трубочку и попросить ребенка через трубочку посмотреть, если он приложит трубочку к левому глазу, то этот глаз у него является ведущим. Не обязательно говорить ребенку для чего вы это делаете, пусть он воспринимает тест, как игру. Как известно из анатомии, мозг человека состоит из правого и левого полушария. Правое полушарие отвечает за творческие навыки и образное мышление, а левое полушарие – за абстрактное мышление и речь. Если у ребенка доминирует левое полушарие, то он будет правшей, если правое, то левшой. Поэтому левши более эмоциональны и доверчивы, чем правши. Левши хоть и легко раздражается, склонны к вспышкам гнева, но они считаются более целеустремленными и настойчивыми людьми. Также у левшей наблюдаются склонности к живописи и музыке, но у них могут быть проблемы с речью. Родители должны с пониманием относиться к ребенку, если он оказался левшой. Ведь в жизни им приходится труднее, чем другим детям, так как предметы нашего ежедневного обихода предназначены для использования правой рукой. Кроме того, в раннем возрасте ребенку очень трудно научиться писать и рисовать левой рукой, поэтому они могут отставать в первом классе от сверстников. Специалисты не советуют заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой, вместо левой. Насильственное переучивание ребенка может привести к тому, что он станет раздражительным и нервным. Такие дети плохо учатся в школе и не проявляют инициативы в жизни. Родители должны понять, что ребенок-левша не значит, что у него патология, просто у малыша интересная особенность. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявляться через несколько лет. Советы родителям, чьи дети выполняют все левой рукой: 2. Учитывайте повышенную эмоциональность и возбудимость у ребенка, не предъявляйте к нему завышенных требований и не сравнивайте его с другими детьми. Родителям необходимо больше хвалить ребенка за успехи, поощрять их, но не стремиться вырастить из него отличника. Надо принять, как естественное явление, небольшое отставание в школе, так как у левшей снижена способность зрительно-двигательной координации. Такие дети плохо справляются с задачами на срисовывания изображения, не могут удерживать строчку при письме и чтении, как правило, они имеют плохой почерк. Желательно не обучать самостоятельно ребенка чтению и письму до школы, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша. 3. Необходимо дома ребенку создать условия, чтобы ему было удобно играть и готовить уроки. Свет от окна должен падать с правой стороны, все предметы находится в положении зеркального отражения стола правши. 4. Отношение родителей к леворукому ребенку должно быть очень тактичным, помогающим ему не потерять себя и стать уверенным человеком. Ребенок-левша чрезвычайно нуждается в сочувствии, ведь он испытывает присущие левшам затруднения. Родители не должны акцентировать внимание ребенка на его леворукости и создать условия проявлению его индивидуальности. Задача родителей дать ребенку уверенность в том, что в мире нет ничего непоправимого и те трудности, которые он испытывает, временные и с вашей помощью он с ними справится. – Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений” Автор: Искандер Милевски Оглавление темы “Проблемы современного человека”: |
Источник
Очень часто маленькие дети совершенно свободно владеют двумя руками. Например, левой рукой ребёнок может рисовать, а вот ложку предпочитает держать в правой. С научной точки зрения это объясняется тем, что головной мозг ещё не определился, какая рука является основной – левая или правая.
Леворукая девочка за уроками. Картинка из интернета
Однако может случиться так, что ребёнок будет одинаково хорошо владеть двумя руками. Таких людей называют амбидекстерами.
Их ключевая особенность заключается в том, что у них отсутствует доминация какого-то одного полушария мозга. Считается, что в процентном соотношении амбидекстеров не более 1%. Способность одинаково ловко управляться двумя руками таким людям особо не даёт каких-либо преимуществ по жизни, просто это их уникальная особенность.
В то же время родители, которые заметили, что их ребёнок попеременно пользуется то одной рукой, то другой, должны начать пристально за ним наблюдать, ведь такое поведение является одним из признаков дислексии. Вполне возможно, что у ребёнка одинаково активны оба полушария головного мозга, в результате чего происходит путаница рук, а затем и букв на письме и в чтении.
Кто такие «Тактики и Стратеги»
Для обозначения генотипа людей-дислексиков, у которых постоянно и в равной степени активны оба полушария головного мозга, используется термин «Тактик+Стратег».
Данное название генотипу было предложено учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе по результатам её же авторских многочисленных исследований, которые проводились на основе изучения биометрических данных человека.
Для справки:
Именно на основании биометрии строится уникальная программа коррекции дислексии Татьяны Гогуадзе, которая позволяет преодолеть детям-дислексикам основные трудности с чтением и письмом всего за 14 дней.
Биометрия в коррекционных программах Татьяны Гогуадзе применяется с 2012 года. За этот период проведено более 800 биометрических исследований пальцев рук.
Преимуществами же «Тактиков+Стратегов» перед другими генотипами являются:
- Более высокий интеллектуальный потенциал в сравнении с другими людьми.
- Способность быстро принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях.
- Возможность видеть мир одновременно с логической и чувственной стороны, благодаря чему они могут добиться успеха как в естественных, так и гуманитарных науках.
- Способность легче справляться с многозадачными делами.
Однако на практике обаполушарные дети по генотипу «Тактик+ Стратег» довольно часто сталкиваются с серьёзными трудностями в учёбе и психоэмоциональными проблемами.
Трудности в обучении связаны с тем, что активное воображение не позволяет по максимуму использовать возможности логического запоминания, которое является главным условием успешного обучения и освоения нового материала.
Кроме того, рассогласованность в работе полушарий головного мозга приводит к следующим проблемам:
- Трудностям с концентрацией внимания и сосредоточенностью на выполнении одного действия.
- Неуравновешенности в поведении. Дислексики легко выходят из себя даже по пустякам, так как они не могут контролировать свои эмоции.
- Гиперактивному поведению и развитию синдрома недостатка внимания.
- Повышенной плаксивости, что особенно часто наблюдается у мальчиков-дислексиков.
- Выраженным проблемам с почерком и пониманием информации.
Что делать родителям, если ребёнок пользуется обеими руками?
Многие родители ошибочно радуются тому, что их ребёнок может одинаково эффективно пользоваться обеими руками. Они предполагают, что эта особенность делает их ребёнка уникальным и стараются поощрять развитие обоерукости.
Однако если нет доминации одного из полушарий головного мозга, то поощрение обоерукости приводит к неизбежному отставанию в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии.
Дело в том, что сохранение обоерукости ведёт к ещё большей рассогласованности в работе головного мозга, в результате чего тормозится процесс латерализации (определения доминантного полушария мозга). Как итог – отставание в психологическом развитии, появление неврозов и других психоэмоциональных проблем.
Надо ли
обеспечивать доминацию одной руки?
Однозначно да. Уже к шести годам у ребёнка без отклонений в развитии определяется ведущая рука. Если этого не происходит, то это явный признак отставания в развитии и крайне неблагоприятный прогноз на обучаемость по общей программе.
При этом ведущей должна быть именно правая рука, которая будет активизировать работу левого полушария, что очень важно для успешного обучения в школе. Ведь именно левое полушание отвечает за чтение, письмо, логику и дисциплину.
В этом и состоит суть коррекции дислексии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая учит своих учеников переключаться с правого на левое полушарие для активной работы с информацией.
Дети на занятии в Студии Татьяны Гогуадзе.
Этот процесс для «Тактиков+Стратегов» проходит достаточно комфортно, так как у них от природы уже активны оба полушария мозга, главное – правильно их стимулировать для учебного процесса. Однако это не означает, что чувственная (правополушарная) сфера оттесняется на второй план. Наоборот, она ещё лучше начинает работать, так как подтягивается вслед за доминантным левым полушарием.
Отличные результаты даёт практика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе переучивания с левой руки на правую.
О том, с какими трудностями в школе сталкиваются ученики-левши и что даёт смена рук, подробно расписано в отдельной статье.
Уважаемые родители, то, что ребёнок есть правой рукой, а рисует левой, – явный признак рассогласованности в работе головного мозга.
И чем раньше вы решите эту проблему, тем меньше трудностей ваш ребёнок будет испытывать с учёбой в школе.
А о том, надо ли точно переучивать ребёнка с левой на правую руку, помогает узнать БиоТест, который можно пройти только в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
Источник
Вот интересная статья, которую я прочитала, может еще кому-то она пригодится…
Так и есть. Я всё делаю левой рукой.
И это значительно удобнее, чем правой рукой.
Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”
Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.
А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука – левая? “Неужели наш ребёнок – левша?” – задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?
В этой статье я попробую рассказать вам о том, какие, они леворукие дети, в чём их особенность, как определить, левша ваш ребёнок или нет, надо ли переучивать такого ребёнка и какие сложности могут возникнуть при этом.
О леворукости мы знаем много и… почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость- это индивидуальный вариант нормы.
Природа леворукости: теории и гипотезы
В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких школьников.
Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости мы находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина “из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо”, т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми войнами.
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:
– воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;
– различные генетические варианты.
Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.
Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики. Но левшество – не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определённому возрасту (4-5 лет) у ребёнка какое-то полушарие формируется, как доминантное по отношению к данной руке. Но такая особенность мозга, как пренатальная или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга, приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь не даёт формироваться межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.
Кроме перечисленного, возможно развитие у детей так называемого “скрытого левшества”, т.е. смена доминирующего полушария. Момент смены является критическим периодом, когда основные функции ЦНС равномерно распределены между полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей условно называют “психическими” или “скрытыми” левшами – их признак левшества не связан с доминированием левой руки.
В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.
Определение леворукости
Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.
Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.
Предлагаю вашему вниманию несколько тестовна определение “рукости” ребёнка.
“Переплетение пальцев”.
Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей – левый.
“Поза Наполеона”.
Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
“Одновременное действие обеих рук”.
Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, – более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
!Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.
Интересными являются тестовые задания, разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:
– лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;
– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Задание 1.
Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.
Задание 2.
Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.
Задание 3.
Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.
Задание 4.
Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.
Задание 5.
Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.
Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой”.
Задание 6.
Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.
Задание 7.
Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.
Задание 8.
Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
Задание 9.
Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.
Проанализируйте результаты.
Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) – правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания – правой.В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.
Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах.
Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило – эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой. Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребёнок более активно и ловко, то предлагаю вам дополнительные задания. Их автор – французская исследовательница М. Озьяс.
Почистить обувь щеткой.
Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы.
Намотать нитку на катушку.
Перелить воду из одного сосуда в другой.
Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”).
Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора.
Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.
Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой.
Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок.
Продеть нитку в иголку.
Стряхнуть с себя соринки, пыль.
Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.
Достать бусинку ложкой из стакана.
Позвонить в колокольчик.
Выпить воду из стакана.
Закрыть/открыть застёжку-молнию.
В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.
Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!
В следующей статье я расскажу вам о том, как подготовить леворукого ребёнка к школе, нужно ли переучивать ребёнка-левшу и как предотвратить и преодолеть трудности в обучении леворукого ребёнка.
Оксана Макерова,
логопед-дефектолог,
специально для детского портала “Солнышко”.
Опубликовано 23 ноября 2005 г.
Источник