Ребенок 2 года проситься на руки

Наверное, уже никто из современных родителей не боится «приучить к рукам» малыша до года: откликаться на потребности младенца стало обычным делом. Но вот ребенок научился ходить и даже немного говорить – может, теперь ему уже не так нужно «на ручки», в объятия взрослого? Нужно, считает психолог Людмила Петрановская. Во-первых, для успешного познания мира. Во-вторых – для освоения поведения контейнирования, без которого есть риск вырасти не вполне человеком.

Сравним годовалого и трехлетку. Первый – беспомощный малыш. Стоит нетвердо, говорит от силы несколько слов. Сам не может о себе позаботиться практически ни в чем. Без взрослого пропадет сразу.

Проходит всего два года. Перед нами – маленький человек. Может свободно перемещаться в пространстве: ходить, бегать, прыгать, залезать, проползать, протискиваться, практически нет места, куда бы он не мог попасть, если б захотел. Говорит, строит фразы, может внятно объяснить, чего хочет.

Обслуживает себя: сам ест, одевается, пользуется туалетом. Манипулирует с предметами, пользуется карандашом, кистью, ножницами, катается на велосипеде и качелях, строит из песка и из кубиков. Осознает свои потребности, имеет желания и строит планы, проявляет упорство в достижении целей.

В принципе, не будь техногенных опасностей большого города, трехлетка вполне мог бы и целый день проводить, не нуждаясь в помощи взрослых. Сам поест, сам попьет, сам себя займет, а будет что надо – придет и попросит.

Скачок в развитии фантастический – и всего за два года. Так интенсивно, как мы учимся в этот период, мы больше не сможем никогда. И знаний и умений, столь же важных для качества жизни, мы тоже больше никогда не получим.

Проделайте простой мысленный эксперимент. Представьте себе, что вдруг внезапно вы раз – и забыли все свое высшее образование, все, чему учились в институте или университете. Как это отразится на качестве вашей жизни? У кого-то вообще никак, если он работает не по той специальности, по которой учился, а таких людей сейчас много. Кому-то придется сменить работу.

Теперь представим, что нам придется забыть все школьное образование – считать, писать, читать разучимся. Качество жизни, конечно, просядет, многое станет сложно или невозможно. Но с другой стороны, живут же целые страны с неграмотным в большинстве своем населением, и ничего. И наши предки жили. Работали, любили, растили детей – в целом были вполне успешны и счастливы. Если, допустим, пенсию будут платить, то жить можно.

Но если представить, что мы забыли все, чему научились с года до трех: самостоятельно есть, передвигаться, ходить в туалет, одеваться, разговаривать, пользоваться инструментами и предметами? Вот это – настоящая катастрофа. Такое происходит после сильных инсультов, после аварий с черепно-мозговыми травмами, это по-настоящему ужасно, о качестве жизни тут говорить уже сложно. Человек в таком состоянии совсем лишается независимости.

То есть, на самом деле, самые базовые вещи, которые определяют наше качество жизни на 90%, осваиваются с года до трех. Три университета потом – это такой легкий рисунок, штриховка на базовом, основном массиве знаний и умений.

Поэтому все это время ребенок самозабвенно учится, все время что-то пробует, осваивает, совершенствует, проявляя чудеса упорства и целеустремленности. Все время, пока не спит и ест.

Вот он собирает пирамидку, и у него не получается. То колесико укатится, то стерженек в дырку не попадает. Десять раз не получается, сто раз. Если бы у взрослого человека что-то столько раз не получилось, он бы давно уже бросил, решил, что это не для него, что нет у него способностей, что не судьба. А малыш – нет, он пробует снова и снова, не разочаровывается, не бросает. Просто какой-то Терминатор в обучении, которого невозможно сбить с поставленной цели.

Возникает вопрос: а как это ему удается? За счет чего? Где он силы берет, не физические, это понятно, а душевные силы: не сдаваться там, где взрослый давно бы уже махнул рукой?

И это самый подходящий момент, чтобы разобраться еще с одним важнейшим назначением привязанности.

Где взять силы для освоения мира? Что такое психологическая утроба

В 70-е годы чешские психологи под руководством З. Матейчика исследовали привязанность. В том числе они снимали фильмы, в которых показывали наглядно, как привязанность проявляется. В фильме смонтированы один за другим эпизоды из жизни маленьких детей: детей, живущих в семье, с родителями, и детей из дома ребенка.

Вот мы видим мальчика, на вид ему немного больше года. Он дома и исследует комнату, пока мама что-то готовит на кухне.

В какой-то момент малыш подбирается к тумбе с захлопывающейся дверцей, открывает ее, закрывает – и попадает себе по пальцам. Ему больно, он испуган. Но видно, что у него в голове есть четкая стратегия действий на такой случай: он громко плачет и идет прямым ходом в сторону кухни – там мама.

Мама услышала рев и спешит ему навстречу, они встречаются, она берет его на руки, целует, через какое-то время он утешается. Мама опускает его на пол.

Угадайте, что он делает? Немедленно идет к той же тумбе, чтобы выяснить: что это было? Он принял вызов мира и не собирается сдаваться.

Следом показывают малыша того же примерно возраста, но в доме ребенка. С ним тоже случилась неприятность: пробегали мимо дети, вырвали из рук машину. Он потерял равновесие, плюхнулся на попу и плачет.

При этом видно, что никакой стратегии действий у него нет. Рядом ходят воспитательницы – он к ним не обращается. Не пытается вернуть себе машинку. Он не делает ничего, он просто страдает, его деятельность по освоению мира прекращена надолго.

Читайте также:  Как долго засыпает ребенок в 2 года

Что мы видим? Когда усилия ребенка наталкиваются на препятствие, которое оказывается для него чересчур сложным и болезненным, настолько, что даже его терпения не хватает, он идет к маме. Если не получилось, если все рассыпалось, если он ударился или испугался, – у него есть всегда возможность обратиться за утешением к своему взрослому, который в этот момент в доступе – мама, папа, бабушка, няня, кто-то еще.

Он прижимается, залезает на руки, то есть фактически возвращается на стадию донашивания. Словно становится на время опять маленьким, забирается, как в кокон, в объятия родителя, в его любовь.

Психологи употребляют термин психологическая утроба – это успокаивающие, утешающие отношения, в которые можно укрыться от жизненных невзгод.

Объятия – вообще универсальный человеческий способ решения трудных проблем. Люди – социальные существа, наши предки жили в довольно опасном и враждебном мире, в котором надеяться можно было только на соплеменников, и расслабиться, перестать сканировать пространство в поисках потенциальной опасности удавалось только в кругу своих, чувствуя их прикосновения, слыша их дыхание.

Способность одного человека быть для другого психологической утробой, дать ему утешение и успокоение, «принимая» его чувства, называют способностью к контейнированию – от слова «вместилище».

Что вмещает контейнер? Те самые чувства, с которыми человеку не под силу справиться самому. Боль, страх, обиду, разочарование – все то, что мы испытываем в ситуации сильного стресса.

Преодолеть – или смириться и утешиться

Давайте подробнее рассмотрим этот механизм. В жизни бывают ситуации, когда что-то идет не так, как нам хочется. У нас не получается что-то, мы что-то важное теряем, наша потребность не удовлетворяется или мы боимся, что такое произойдет в будущем.

Простейший случай: ребенок увидел на полке что-то красивое и блестящее, хочет достать. И не дотягивается. Слишком высоко. Налицо препятствие в удовлетворении потребности – фрустрация. Очень хочу – и не могу взять.

Первая реакция на фрустрацию – мобилизоваться и преодолеть барьер, вставший на пути. Малыш старается еще раз и еще, встает на цыпочки, тянется изо всех сил. Но никак. Тогда он оглядывается вокруг и тащит к полке стул – пыхтит, старается. Он весь собран, устремлен, мобилизован на преодоление препятствия.

Если стул не помог – еще не все потеряно, можно позвать взрослых и попросить их дать эту штуку, такую желанную и нужную. Не дают сразу – постараться получше, понастойчивей попросить.

То есть сначала включается план А – преодолеть, постараться, выложиться. Для этого в организме выделяются гормоны стресса, они усиливают обмен веществ, заставляют быстрее действовать и думать, помогают выложиться в борьбе с препятствием. И в большинстве случаев это завершается успехом – достал, добыл, получил – ура, победа, торжество, стресс сменяется радостью.

Но случается, что барьер не дается. Полез на стул – и упал, ударился. Потянулся – и все равно не достал. Попросил взрослого дать эту штуку, – а он ни в какую, нельзя и точка. Гормоны стресса уже в крови, мобилизация пошла – а победа сорвалась. Что тут делать?

Переходить к плану Б. Смириться с поражением, по крайней мере на данный момент. Принять ситуацию, пережить фрустрацию и утешиться. То есть перейти от мобилизации к демобилизации, выйти из состояния стресса в другую сторону – не в сторону радости и торжества, а в сторону печали и смирения.

Здесь хороший помощник – слезы (психолог Гордон Ньюфелд поэтично называет их «слезами тщетности»). Плач расслабляет, дает возможность «излить» свои чувства, причем в буквальном смысле: со слезами выделяются продукты распада гормонов стресса – кстати, довольно ядовитые в больших количествах.

В случае столкновения с фрустрацией бывает важно уметь как собраться и прорваться, так и смириться и расслабиться. Как говорится в древней молитве «Боже, дай мне силы изменить то, чего я не могу принять, и принять то, чего я не могу изменить». Чаще всего ребенок так и действует: он пробует сначала план А – прорваться, а уж если не вышло, то план Б – поплакать и смириться.

Контейнирование в действии: в фильмах и в жизни

Вот для перехода от плана А к плану Б, от протеста к печали, и необходимо бывает контейнирование. Переход от мобилизации к демобилизации требует расслабления, в этот момент надо перестать бороться с миром, вообще перестать о нем думать. Нужно погрузиться в себя, отдаться чувствам, утратив на время бдительность, позволив себе «ничего не видеть» от слез, уйти в свои переживания.

Это сложно сделать, если нет защитного кокона вокруг, контейнера, психологической утробы. Если нет кого-то, кто своим поведением даст понять: «Положись на меня, в эти минуты за твою безопасность отвечаю я. Я ограждаю тебя от мира, а ты просто расслабься и позволь стрессу уйти».

Вспомним сюжеты голливудских боевиков: юную девушку похищают злодеи, ее отец или молодой человек ее спасает. Все время, пока длится фильм, девица в плену у злодеев демонстрирует чудеса стойкости: она не теряет присутствия духа, обдумывает планы бегства, дерзит негодяям и дает понять, что ее просто так не сломить. Опасность не позволяет ей «нюни распускать», в ее крови – гормоны стресса, она борется за свою жизнь, отложив страх и слабость на потом.

Наконец, папа или бойфренд, покрошив злодеев на винегрет, сквозь огонь, взрывы и падающие металлоконструкции пробивается к девице и заключает ее в объятия. И что же она делает, наша храбрая и стойкая героиня? Конечно, рыдает, уткнувшись в его могучую грудь и всхлипывая. Она вмиг становится беспомощным ребенком, переходит к демобилизации.

Читайте также:  Препараты поднимающие иммунитет ребенок 2 года

И это очень правильно, это лучшая профилактика постстрессового расстройства. Как только появилось, кому контейнировать, самое лучшее – сразу перестать «держать себя в руках», интенсивно выплакать стресс и размякнуть в надежных объятиях. Мощная теплая волна гормона доверия окситоцина смоет стресс, сосуды и мышцы расслабятся. Завтра девушка будет как новенькая и начнет готовиться к свадьбе.

Конечно, не все стрессы в нашей жизни так же серьезны, как у героев боевиков. Поэтому взрослые часто могут переходить от мобилизации к демобилизации и без помощи других людей.

Уехал из-под носа автобус, а мы-то мобилизовались, бежали – но не успели. Не искать же из-за такой мелочи утешающих объятий, мы чертыхнулись с досады – и утешились. Порвались колготки, сгорел пирог, поцарапалась машина – мы вздохнем и расстроимся, но справимся сами. Потому, что знаем как, умеем себя утешить, в свое время мы научились этому, когда нас контейнировали наши взрослые.

Но если стресс серьезный, обойтись без контейнирования нам будет сложно. Поэтому, будучи включены в человеческие отношения, мы постоянно в большей или меньшей степени становимся для своих близких психологической утробой, даже не всегда замечая это. Поведение контейнирования, как и поведение следования, – это бессознательное, свойственное нашему виду социальное поведение.

Представьте себе, что вы находитесь на работе, и вдруг вашему коллеге звонят из дома с трагическим известием. Он пребывает в состоянии шока. Вы не задумываясь приступите к поведению контейнирования: займете положение в пространстве между страдающим человеком и остальным миром, отгородите его телом, обнимете за плечи, сосредоточите на нем все свое внимание. Вы начнете проявлять базовую заботу: нальете воды, подставите стул.

Если в этот момент в комнату войдет кто-то, кто ничего не знает, и попробует обратиться с вопросом, вы знаком и взглядом остановите его, чтобы он не проник в созданный вами контейнер поддержки и оберегания. Вы не будете планировать эти действия, размышлять, это включится само по себе: ближнему плохо, стресс серьезный, создай ему защитный кокон.

Поведение контейнирования может не включаться только у людей с особенностями (например, с расстройствами аутического спектра) или у тех, кому в детстве никогда не помогали справиться со стрессом.

Секрет двухлетнего Терминатора

Дети более уязвимы перед стрессом, чем взрослые. Их нервная система незрела, их способность к совладанию со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому фрустрацию они переживают очень остро, даже болезненно.

Если ребенок чего-то хочет, или ему что-то не нравится, это захватывает его целиком, не оставляя места сомнениям, другим возможным вариантам, разумным доводам. Стресс захватывает, закручивает в свою воронку, перейти к демобилизации ребенку сложно, без контейнирования он не справится. Но если у ребенка все хорошо с привязанностью, у него в доступе свой взрослый, и этот взрослый всегда готов принять его в объятия, психологическая утроба становится для него волшебным средством возрождения.

Неудивительно, что в этом возрасте детям особенно важен вечерний ритуал отхода ко сну. Им хочется, чтобы родитель подержал на руках, покачал, полежал рядом, обнимая, спел колыбельную. Колыбельная звучит протяжно, как стон или жалоба, словно предлагая погрустить обо всех случившихся за день невзгодах и утешиться. И очень частый сюжет колыбельных – о том, как завтра будет новый день, и малыш вскочит на ножки и побежит к новым свершениями.

Да и потом, когда ребенок станет старше и даже, возможно, уже вырастет выше вас, после стрессовых, тяжелых дней он будет просить: посиди со мной, полежи со мной, ему будет очень важно закончить тяжелую вахту этого дня в ваших объятиях, под ваши ласковые, убаюкивающие слова. Не только дети – и взрослые бы от такого не отказались.

Так что секрет двухлетнего Терминатора прост: вовремя залезть на ручки. И будешь как новенький.

Источник

«9 месяцев носишь в животе, 3 года на руках и всю жизнь в своем сердце»

– пестрит пост в популярном паблике для мамочек Вконтакте. И в этом же паблике есть обсуждения, где девочки просят совет – КАК? Как отучить ребенка от рук? Возраст – от нуля до года…

В конце статьи мы подготовили для вас интересный чек-лист “20 способов показать детям свою любовь”. Скачайте его и делитесь своей любовью с ребенком каждый день!

Как бы много информации не было, что ношение ребенка на руках полезно и важно для его развития, не каждая мама готова всецело отдаться этому процессу. Ведь малыши тяжелеют с каждым месяцем. И что делать маме, весом 45 кг с 10-килограммовым полугодкой? Как успевать убирать дом, кормить старших детей и мужа, следить за собой и даже работать? А если проблема в том, что ребенок спит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на руках? Положив, просыпается…

«А вот не нужно было приучать!»

– такой совет я услышала от подруги, поделившись, что эту ночь дочка спала на моих руках.

Не она одна такого мнения. Старшее поколение целиком и полностью поддерживают этот принцип. Но ведь ни одна мама НАМЕРЕННО не приучала ребенка к рукам – все происходило естественно и само собой. Как не взять и не успокоить расплакавшуюся кроху? Как не обнять и не пожалеть, когда ребенок испугался? Как отпустить от груди, когда он так сладко чмокает, не принимая расставание и укладывание?

Будем мягки в этом вопросе, сделаем отучение от рук комфортным для мамы и малыша. Так, чтобы и ребенок не был обделен прикосновениями и мама могла отдыхать и делать свои дела.

Читайте также:  Что делать если ребенок ничего не ест в 2 года комаровский

Самое главное – не убирайте руки резко!

Это стресс для ребенка. Пусть все будет постепенно – настолько, насколько позволяет ситуация.

1. Устранить причину плача, беспокойства

Почему может расплакаться малыш? Ему жарко, холодно, мокро, он проголодался, где-то чешется, беспокоит животик, ему страшно, он перевозбудился и т.д. Причин – множество! Успокаивается на руках, у груди, посасывая молочко, слушая, как мама дышит, в тепле ее тела. Попробуйте найти причину плача и устранить ее. Может, висящая игрушка над кроваткой вызывает не интерес, а страх, поэтому малыш не хочет там лежать?

2. Слинг = свободные руки

«Как отучить ребенка от рук? – положить его… в слинг!». Самый лояльный выход из ситуации. Подходит для тех, кому важно совмещать телесный контакт с малышом и домашние дела. И ребенок будет спать при любом шуме (ведь вы же не будете с ним на носочках ходить), и ваши близкие не останутся без ужина.

3. Гнездо, кокон

Некое подобие мягкой, тряпичной люльки. Вы можете сделать его самостоятельно (свернув из одеяла два валика, закрепляя прищепками «бока», оставив ложе для младенца) или купив в магазине. Если осталась подушка для беременных, можете из нее «слепить» хорошее гнездо. Когда ребенок спит только на руках, такая вещь может стать спасением. Уснувшего в гнезде карапуза, можно положить в кроватку/коляску/на диван и, благодаря валикам, у него останется ощущение, что его все еще обнимают.

4. Менять позу для сна

Иногда ребенок ерзает во сне от того, что неудобно лежит. Если это совсем малыш, то поменять позу самостоятельно у него не получится. Прежде чем взять на руки, попробуйте положить его на другой бочок. И даже можно легонько почесать спинку.

5. Постепенно вводите новые ассоциации со сном

Если всегда у ребенка перед сном были ручки и укачивания, постепенно вводите новые элементы (например, ребенок уже знает, что после ванной будет сон. Он готов к этому). Теперь вместе с укачиванием на руках, спойте колыбельную. Потом введите поглаживания спинки. Вскоре сможете положить на кровать, гладя спинку и напевая ту же колыбельную. Если ребенок уже достаточно большой – читайте книжки, разглядывая картинки.

В конце статьи мы подготовили для вас интересный чек-лист “20 способов показать детям свою любовь”. Скачайте его и делитесь своей любовью с ребенком каждый день!

6. Объятия на уровне малыша

Ползающий, сидящий или даже уже ходящий ребенок – это каждодневные падения, удары о любую мебель и сваливание всего, что плохо лежит. Ребенок пугается, ему больно и он зовет маму. Чтобы не брать карапуза на руки (а в полгода он уже может весить не мало), присаживаетесь на корточки, коленки или на попу и обнимаете ребенка. Не поднимаете! Прижимайтесь к нему телом, может, он даже сам на вас заберется, но не поднимайте! Успокойте и поставьте. Получив порцию тепла и объятий, ребенок найдет, чем ему заняться дальше.

7. Пестование, стишки-прибаутки, потешки

Еще одним вариантом, как успокоить ребенка, будут стишки-прибаутки, пестушки, потешки. Чем раньше вы будете читать их ребенку, тем быстрее он к ним привыкнет, полюбит и, с удовольствием, будет слушать и повторять. Это интересное отвлечение от «проблемы»!

8. Поглаживания, похлопывания, массаж

Если вы убрали руки – найдите способ их «замены» так, чтобы прикосновения все же остались у малыша. Выкладывайте малыша к себе на живот(пока он совсем маленький), поглаживайте его, похлопывайте и предлагайте ребенку постарше массаж (он сам будет ложиться поперек вас для такого интересного занятия).

9. Гимнастика, тактильные игры с ребенком

Здесь много плюсов – прикосновения, оздоровление, спортивная нагрузка и… подуставший малыш, которого будет легче уложить. Много деток, у которых энергии через край, к концу дня они перевозбуждаются и не могут уснуть. Грудь или ручки им «помогают». Присмотритесь, может, вашему ребенку нужно куда-то выплескивать энергию? Позанимайтесь с ним! Ему не нужны сложные элементы или силовые нагрузки – простые движения, больше игры!

10. Разговаривайте с крохой

Обязательно проговаривайте, что «сейчас я не могу взять тебя на ручки». Признавайтесь в своих слабостях, это нормально. «Я устала, у меня болит спина, мне тяжело…» Говорите, что сейчас произошло с ребенком. «Я вижу, ты ударился/упал, тебе больно. Ты напугался? Ты хочешь кушать? Тебе жарко? И т.д.». Ребенок будет понимать, что с ним происходит. «Пойдем кушать. Давай вместе подуем на ранку. Давай снимем эту кофту. И т.д.». Ближе к году малыш уже будет понимать значение ваших слов. Также можете «забалтывать» ребенка – «Посмотри, как интересно! Ой, а что здесь? Куда подевалась наша игрушка?», отвлекая от рук, переключая его внимание.

Помните, что во всем нужно соблюдать меру и слушать свои инстинкты.

«Проревется и привыкнет»

– не самый лучший совет. Ребенок может так раскричаться, что вылезет пупочная грыжа (к сожалению, у моих знакомых так получилось). Однако и вам отдыхать ВАЖНО! Довольная мама – счастливый малыш. Выбирайте свой способ – удобный и подходящий, не мучая ни себя, ни ребенка. И пусть первый год жизни малыша останется в памяти, как один из лучших, где вам не придется задаваться вопросом – «Как отучить ребенка от рук?»

Есть мнение, что если ребенка редко брать на ручки в течение первого года жизни, то в следующие два он будет проситься и реветь, чтобы оказаться там любым способом. Мне не удалось проверить это на практике, мы брали дочь на руки постоянно. Как считаете (или может уже узнали), стоит ли в это верить?

Источник