Ребенок 2 года причиняет себе боль

Ребенок 2 года причиняет себе боль thumbnail

Психологи давно освещают тот факт, что некоторые дети, страдающие тяжелыми эмоциональными потрясениями, находят облегчение в физической боли. Но теперь исследователи задались вопросом, достаточные ли меры профилактики проводятся в таких случаях и насколько эффективна помощь таким детям, прежде чем они нанесут себе непоправимый ущерб.

Результаты проведенного исследования этого года показали, что 6 из 10 подростков, обратившиеся за помощью в отделение скорой помощи после причинения себе вреда, были освобождены без проведения соответствующей экспертизы о состоянии психического здоровья. Полученные результаты были представлены в журнала Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry.

Симптомы аутоагрессии

Среди наиболее распространенных способов нанесения себе физического вреда чаще всего люди используют следующие:

  • нанесение порезов или сильных царапин на кожу;
  • обжигание себя;
  • нанесение себе побоев или удары головой о твердые предметы, стены;
  • “бросание” своего тела на стены или твердые предметы;
  • приклеивание объектов, приносящих боль к коже;
  • намеренное сдерживание уже существующих ран (расчесывание, раздирание);
  • глотание инородных объектов.

Желание нанести себе вред может принимать и менее очевидные формы, когда человек подвергает себя сознательному риску травмирования, но при этом физически сам себе не наносит увечий, например, вождение в нетрезвом состоянии или на большой скорости.

Почему ребенок делает себе больно? (причины аутоагрессии)

“Большинство молодых людей, причиняющие себе вред, страдают от психологических расстройств”, – рассказывает Джеффри Бридж (Jeffrey Bridge), ведущий автор исследования и научный сотрудник Центра инноваций в педиатрической практике при Национальной детской больнице в городе Колумбус (Center for Innovation in Pediatric Practice at Nationwide Children’s Hospital in Columbus), штат Огайо. “Очень важно провести оценку психического здоровья в дополнение к оценке их физического состояния, когда они обращаются за помощью, если мы хотим видеть корень проблем”, – подчеркивает он.

8-10% всех подростков проявляют в той или иной форме самоагрессию, полагают ученые. В ход идут острые предметы, огонь, прокалывание кожи иглами или гвоздями и другие акты членовредительства. И чаще всего дети причиняют боль себе, когда имеют дело с эмоциональными проблемами, такими как стресс или депрессия. Это помогает им справиться со своими чувствами.

“Существуют и другие причины для такого деструктивного поведения”, – говорит доктор Стефани Симс (Sims), психиатр из медицинского колледжа Университета Флориды в Джексонвилле. “Некоторые ранят себя, чтобы привлечь внимание родных и близких им людей, а другие – потому что злятся на себя или потому, что это помогает им противостоять суицидальным импульсам.

Существует 3 основных теории, которые объясняют, по какой причине такое поведение может повторяться:

1. Серотониновая – у части людей недостаточный уровень серотонина в головном мозге и, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. Боль вызывает подъем серотонина и улучшает общее самочувствие.

2. Опиатная – во время нанесения раны или ушиба начинает действовать противоболевая система мозга ( антиноцицептивная). Опиаты, вырабатываемые в мозге, являются основным нашим природным обезболивающим. Благодаря им сильная боль может притупляться. Кроме того, эти вещества способны вызывать эйфорию. Человек, регулярно наносящий себе травмы, может “подсаживаться” на эти эффекты и повторять их снова и снова.

3. Кортизоловая – кортизол является гормоном стресса. Для того чтобы организм справился с вредными воздействиями среды, этот гормон должен достичь определенного уровня и задействовать другие системы организма в “стрессовом каскаде”. Благодаря ему каждое звено и каждый орган начинают работать в “стрессовом режиме” защищая нас от вредностей извне.

Виды самоповреждений

В целом выделяют 3 типа самоповреждений:

1. Импульсивное – когда подросток наносит себе повреждение под влиянием сильного наплыва эмоций. Происходит это автоматически, без обдумывания и даже без созревания намерения это сделать.

2. Стереотипное – монотонное нанесение чаще всего ушибов. Такое самоповреждение часто характерно для лиц с умственной отсталостью и тех кто страдает аутизмом различной степени тяжести.

3. Компульсивное – происходящее под воздействием навязчивых мыслей.

Лечение аутоагрессии

Лучшим лечением в этих ситуациях является решение эмоциональных проблем, считают эксперты. Вот почему важно, чтобы врачи скорой помощи заставляли пострадавших обращаться и к психотерапевтической помощи. Это может быть как когнитивно-поведенческая терапия, так и прием антидепрессантов и успокаивающих препаратов.

Влияние родительской семьи неоспоримо важно в этом вопросе. Необходимо, чтобы родители обращали внимание на потенциальные признаки душевного кризиса. К ним относятся:

  • Дети носят не по сезону теплую одежду, которые закрывает большую часть их тела. “Стоит заподозрить, что на теле ребенка есть что-то, что он пытается скрыть”, – говорит доктор Симс.
  • На теле подростка появляются необычные порезы, царапины или синяки.
  • Ребенок испытывает выражение тревоги, депрессии и безнадежности.

Доктор Симс рекомендует родителям, которые увидели предупреждающие знаки, обращаться к своим детям с “уважительным любопытством”. Пусть дети знают, что родители хотят помочь им найти способ справиться со своими эмоциями без опасных последствий.

Читайте также:  Кому тяжело с ребенком 2 года

Опубликовано: webapteka.by 17 декабря 2014

Источник

«Белгородские известия» рассказывают о возможных мотивах аутоагрессии

Если ребёнок бьёт себя по голове, рукам, не воспринимайте это сразу как болезненное поведение, ведь у него может быть много причин. Грудничок и вовсе ударяет себя неосознанно: он ещё не контролирует движения.

С рождения

В психологии такое поведение называют аутоагрессией. Проявляется она в словесной (порицание самого себя), физической (удары, порезы, укусы) формах. Одной из причин может быть недостаток внимания взрослых – так кроха пытается привлечь его к себе.

«Если родители погасили агрессивное поведение, наказали, закрыли, угрожали и ребёнок не выплеснул негативные эмоции, то ему будет тяжело – он проявит агрессию на себе», - предупреждает педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района Татьяна Великоцкая.

Маленький ребёнок не умеет правильно выражать эмоции, передавать расстройство словами, поэтому пытается успокоиться и выплеснуть негативные чувства через плач, крик. Годовалый малыш может бить себя ручкой там, где у него болит.

«Когда кроха строит пирамидки, играет в машинки и у него не получается, случается одна, вторая неудача, он впадает в отчаяние и наказывает себя: скручивает пальцы, кусает. Он настолько переживает, что не ощущает боль и может сильно себя ранить», - отмечает психолог.

Для взрослых этот повод кажется глупым и смешным, но для ребёнка это важно.

«Когда он знает, что его накажут за какое‑то неправильное поведение, ожидание становится болезненнее, чем причинить себе вред, - объясняет Великоцкая. - Ему так тяжело от этого, что он начинает кусать себя, царапать, рвать волосы».

Фото: pixabay.com

Вина и манипуляция

Сказываются на крохе и отношения родителей. Когда взрослые конфликтуют, ребёнок нервничает, пощипывает себя, плачет, бьётся головой, громко кричит. Он боится, не понимает, что происходит, и хочет это прекратить.

«В моменты ссор малыш перекладывает на себя вину. Думает, что всё закончится, если он себя накажет», - говорит психолог.

Но в дошкольном возрасте появляются другие мотивы аутоагрессии. Дети учатся манипулировать: например, заметив, что от определённого действия мама жалеет, малыш повторит это снова и снова.

«Если он пытается манипулировать, подойдёт жестокий, но действенный способ. Просто выйдите из комнаты, посмотрите, продолжит ли он. Скорее всего, малыш заметит ваш уход и побежит за вами, отвлечётся от проблемы, - утверждает Татьяна. - Другой способ – остановите ребёнка и поговорите: «Когда ты себя бьёшь, я не понимаю, что ты хочешь сказать, давай поговорим. Что тебя тревожит?» Если он не говорит, то покажет, что хочет».

Татьяна Великоцкая / Фото: личный архив

Что делать

Не идите на уступки при виде такого поведения, иначе малыш проявит себя так на улице, в магазине. Если отработаете ситуацию дома, то такого не случится на людях, чадо поймёт, что реакция родителей не изменится. Когда малыш хочет что‑то запретное, отвлекайте его мультиками, играми, любимой машинкой или куклой.

«Объясните, почему нельзя, а не просто: «Нет и всё». С трёхлеткой уже можно договориться, с младшим поможет только отвлечение, - считает Великоцкая. - Но не оставляйте его одного с проблемой, проговаривайте эмоции, их значение. Узнайте, как ему больно, насколько сильно переживает».

С возрастом такое поведение пройдёт, если развивать навык самоконтроля, учить правильно реагировать.

Фото: pixabay.com

Демонстративно

«В подростковом возрасте вредят себе «демонстративщики», - отмечает психолог. - Таким поведением они обращают на себя внимание, пытаются чего‑то добиться, изменить ситуацию, получить разрешение».

Наблюдайте за ребёнком. Если это модно среди одноклассников, то он просто подражает.

«Поговорите с ним, объясните, что переживаете за него. «Ты у меня умный, хороший, я тебя люблю любого, но нельзя себя повреждать: ты меня этим тоже ранишь». Покажите, что он не просто поцарапал себя, а сделал больно родным», - советует Татьяна Великоцкая.

Когда ребёнок манипулирует, говоря: «Если ты мне не купишь что‑то, не отпустишь туда‑то, я порежу руки, брошусь с крыши», родители пугаются и позволяют чаду всё. Но это ошибка, тогда такое поведение закрепится. Не потакайте капризам чада, а разговаривайте. Если он уже начал себе вредить, обратитесь к школьному психологу.

«Главное – не делайте акцент на личности ребёнка: «Ты такой плохой и ведёшь себя не так». Осуждать нужно поступок, а не ребёнка, - предупреждает психолог. - Обязательно скажите: «Я тебя люблю, даже если ты сделал что‑то плохое. Ты лучший, но так поступать плохо». Объясните, почему плохо, разговаривайте, а не унижайте».

Анастасия Писаревская

Источник

Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Читайте также:  Что можно дать ребенку при боли в горле 2 года

Общие сведения

Термин «аутоагрессия» происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Аутоагрессия у ребенка

Аутоагрессия у ребенка

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения. Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение.
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение, наркомания, токсикомания, алкоголизм.
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение. Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Читайте также:  Анемия у ребенка 2 года чем кормить

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию. Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию. Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги. Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • Медикаментозную коррекцию. Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Источник