Ребенок 2 года пение
Статья «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста»
Автор: Назаренко Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 144 комбинированного вида «Сказкоград» г. Новосибирска.
Описание. Данная статья будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам, воспитателям, родителям.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах музыкального воспитания; воспитание интереса и любви к детской песни; повышение педагогической культуры родителей
Статья «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста»
Пение является самым доступным исполнительским видом музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети очень любят петь. Поют с удовольствием, охотно, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста.
В соответствии с ФГОС ДО художественно – эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок целостно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа;
становления эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
Основные задачи образовательной области «Художественно эстетического развития» в разделе «Пения»
Группа раннего возраста от 2 – 3 лет
Вызвать активность при подпевании и пении, петь по фразам совместно со взрослым.
Постепенно приучать ребенка к сольному пению.
Группа раннего возраста от 3 – 4 лет
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре(ми) – ля(си),в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.
На третьем году жизни певческий голос только начинает формироваться. Певческого звучания пока еще нет. Дыхание у детей короткое. В то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Поэтому ставится задача развивать и укреплять певческие интонации у детей. Ребенок трех лет еще не может петь песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов. Дети четвертого года жизни уже могут пропеть несложную песню. У детей появляется крикливость. Необходимо стремиться, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения. Рекомендуемый диапазон ре – ми – ля первой октавы.
Большое внимание следует уделять подбору детских песен. Песни должны быть несложными, мелодичными, понятными для детей, удобными для дыхания, не¬большого диапазона, с короткими музыкальными фразами. Правильно подобранную песню, соответствующую всем выше перечисленным требованиям, дети четырех лет смогут спеть всю.
Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку. Научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также научить радовать других своим пением.
Основным приёмом является выразительное эмоциональное исполнение песни педагогом. Необходимо продумать и передать характер песни, её особенности, её настроение.
Во время первого исполнения песни хорошо использовать игрушки, картинки, помогающие раскрыть содержание песни. Чтобы вызвать у детей желание петь, нужно использовать разнообразные методические приёмы, игровые, зрелищные моменты.
С детьми раннего возраста большое внимание уделяется работе над дикцией. Дети часто не понимают смысла слова, поэтому произносят его неправильно, а, следовательно, и неправильно будут его петь. Необходимо разъяснить значение непонятных детям слов, научить их правильному произношению.
С детьми раннего возраста начинают работать над выработкой певческого дыхания, так как певческое дыхание является главным звеном певческого процесса. Это могут быть различные дыхательные упражнения: «сильный ветер – слабый ветерок»; дуем на снежинки; сдуваем с одуванчика волшебные зонтики и т. д.
Среди всех певческих навыков большое внимание надо уделять звукообразованию: петь без напряжения, естественным, светлым, высоким звуком, без крика. Обращать внимание на правильное формирование гласных звуков. Обучая детей пению, надо учить хорошо раскрывать рот, не зажимать звук. Требуется работать и над протяжным пением, потому что в этом возрасте многие дети поют говорком. Педагог пропевает долгие звуки и просит детей помочь ему. Дети с удовольствием соглашаются.
Игровые приёмы в работе с детьми раннего возраста используются постоянно. Всё детские песенки можно обыграть, так как они содержат какой – либо сюжет. Например, знакомя детей с песней «Машина» Т. Потатенко при первом знакомстве можно показать детям игрушечную машину. После пения спросить у детей: «Какую песенку поёт машина?» «Би –би – би» – вот песенка машины.
«Дети, помогите мне спеть песенку, подпевайте: «Би – би – би!» Это побуждает детей подпевать припев песни. На следующем занятии предложить детям стать водителями машины. Дети «крутят руль» и подпевают песенку, а на припев – нажимают на сигнал и подпевают припев: «Би – би – би!»
В работе с детьми раннего возраста можно используются и обучающие при¬емы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Детям раннего возраста трудно петь в общем темпе. Одни могут петь медленно, в другие могут торопиться. Поэтому надо постоянно следить за этим, приучая детей к коллективному пению.Необходимо упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню. Учить детей петь дружно, не опережая друг друга и не отставая. Учить слышать друзей, которые поют с тобой одну песню.
Во время обучения пению необходимо слышать каждого ребенка. Подбадривать и поощрять детей, тем самым ободрять и укреплять веру в их силы. Хорошо поющим можно предложить спеть небольшой группой, наградить аплодисментами. С интонирующими неточно позаниматься отдельно.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Она оказывает воздействие на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Пение хором объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.
Список литература
Т. С. Бабаджан. Музыкальное воспитание детей раннего возраста, Москва, «Просвещение», 1967.
И. Л. Дзержинская. Музыкальное воспитание младших дошкольников, Москва, «Просвещение», 1985.
В. А. Петрова. Музыка – малышам, Москва, «Мозаика – синтез», 2001.
Г. П. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М. : Прометей., 1992.
М.Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез»,2006.
О. В. Кацер. Игровая методика обучения детей пению. Санкт – Петербург, «Музыкальная палитра», 2005.
М. Ю. Картушина. Вокально – хоровая работа в детском саду. М., Издательство «Скрипторий 2003» 2010.
Ресурсы интернета.
Презентация на тему: Развитие певческих навыков у детей раннего возраста
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по рисованию с детьми раннего возраста
Развитие процессуальной игры в раннем возрасте
Конспект занятия и презентация по развитию речи для детей группы раннего возраста
Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека
Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду
Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада
Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок
Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик
Источник
Наталья Карагодина
Обучение пению младших дошкольников
Пение одно из основных средств музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, укрепляет легкие, и весь дыхательный аппарат.
Как же поют малыши? Известно, что большинство детей третьего года жизни, исполняют мелодию не точно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов, или музыкальных фраз. Практика работы с малышами показала, что к трем годам дети точнее воспроизводят ритмический рисунок песни. Около половины ребят группы с небольшими погрешностями поют всю выученную песню под музыкальное сопровождение. А более одаренные к трем годам могут чисто спеть песню без помощи взрослых и без музыкального сопровождения.
Музыкальные руководители учат малышей внимательно слушать песню, стараются вызвать у детей желание принять участие в звукоподдержании, подговаривании, подпевании и пении. К трем годам малыши узнают и называют песни, умеют ответить на вопросы о содержании и характере музыки.
Не стоит ждать одинаковых успехов в пении от всех детей одной и той же группы, как и детей двух групп, одинаковых по возрасту малышей. Очень многое зависит от того, когда сформирована группа, вошли ли в нее дети, посещающие ясли второй год, или в группе много новых, «домашних» детей, которые меньше подготовлены к музыкальным занятиям.На музыкальный слух детей двух – трех лет влияют многие факторы: речь, координация движений, от которых зависит и артикуляция, общее развитие и т. д.
Песен для детей двух – трех лет не так мало, и выбирая песню, необходимо помнить, что к двум годам дети знают и употребляют двести – триста слов, а к трем годам 1200 -1300 слов, т. е. в 5-6 раз больше. Поэтому музыкальному руководителю важно знать возраст каждого малыша данной группы. Ведь первую младшую группу посещают дети в возрасте от двух до трех лет, а разница в несколько месяцев в этом возрасте весьма ощутима. Например, в группе 20 детей. Большинству из них около двух с половиной лет, другим два года с небольшим. Подбираются песни, соответствующие возрасту большинства детей. Но, как же быть с семью малышами, которым они явно трудны? Вначале эти дети будут просто слушать, затем начнут подпевать отдельные слова, а через 2-4 месяца смогут петь. Кроме того, одна из песен, подобранных музыкальным руководителем, должна быть легкой, доступной для малышей двух с половиной лет.
Было бы ошибочно не принимать во внимание возраст каждого ребенка, но еще более серьезная ошибка – руководствоваться только возрастом при выборе песен. Иной двухлетний малыш более развит, чем трехлетний. Поэтому еще раз подчеркнем, важно, чтобы музыкальный руководитель хорошо знал каждого ребенка, уровень его развития, возможности.
Текс песен для малышей должен быть понятен, коротким, выразительным, интересным; мелодия должна находиться в диапазоне голосов детей данной группы, быть удобной по тесситуре и дыханию. Н. Метлов отмечал, что понятие «доступная песня» неадекватно понятию «легкая песня». Одни только «легкие песни» не могут способствовать музыкальному развитию детей. Значит, при выборе песен необходимо руководствоваться правилом постепенного перехода от усвоенного к незнакомому. Самые маленькие дети переходят от подговаривания и звукоподражания подпеванию и пению.
Подобрав песню, музыкальный руководитель выучивает ее наизусть, не только мелодию, но и аккомпанемент. Этим он значительно облегчает процесс обучения детей пению. У детей неустойчивое внимание, и взгляд взрослого, устремленного в ноты, разъединяет его и детей. Только глядя на малышей, видя каждого, педагог концентрирует их внимание, поощряет, вовлекает в подпевания. Перед исполнением песни музыкальный руководитель показывает игрушку или картинку, спрашивает, что малыши видели на прогулке (как бежит вода, как тает снег, как плывет маленькая лодочка и т. д.). Музыкальный руководитель объясняет новые сова, закрепляя правильно произношения в песне, называет новую песню и поет.
Новую песню дети слушают, сидя на стульях, поставленных полукругом на некотором расстоянии от фортепиано, по правую руку от музыкального руководителя. Воспитатель сидит с детьми. Музыкальный руководитель играет и поет, глядя на малышей.
Предлагая малышам спеть песню, музыкальный руководитель садится в центре полукруга перед детьми, подзывает их к себе. Малыши подходят, встают рядом с ним. Воспитатель стоит рядом с детьми, песню учат акапела. Когда песня звучит в музыкальном сопровождении, дети и воспитатель стоят у музыкального инструмента, справа от руководителя, чтобы, прежде всего, слышать мелодию, а не аккомпанемент, а так же видеть лицо музыкального руководителя.
Если на музыкальном занятии дети спели 2-3 разученных песни, можно предложить им помаршировать под музыку или сесть на стульчики и послушать песню, предложить вопросы по содержанию песни.
Даже если музыкальный руководитель одинаково хорошо играет и на аккордеоне и на фортепиано,петь с детьми надо под фортепианное сопровождение: по тембру, качеству звука фортепианный аккомпанемент лучше. Музыкальному руководителю следует поиграть мелодию выбранной песни на разных инструментах, послушать каком инструменте мелодия звучит ярче, интереснее, и выучив ее, сыграть детям на занятии.
Многие музыкальные руководители транспонируют песни в другие тональности, потому что им самим удобно и забывают, что дети 2-3 лет активно поют в диапазоне от ми первой актавы до ля первой актавы. Изменение тональности удобно только в том случае, если это пляска, либо маршировка с текстом записана в музыкальных сборниках и предложена детям для пения 2-3 лет.
Часто музыкальные руководители, работая с малышами, поют очень медленно, чуть ли не по слогам,объясняя это так: «чтобы все поняли».А результат порой бывает обратный: теряется связь между слогами, исчезают слова, исчезает смысл, теряется связь между звуками мелодии – исчезает мелодия.Английские ученые получили интересные результаты исследования: «Вопреки широко распространенному мнению выяснилось, что дети предпочитают, когда с ними говорят не медленно и отчетливо, а довольно быстро – со скоростью 175 слов в минуту. При такой скорости информация усваивается наиболее полно. Самая неприемлемая и раздражающая скорость речи – 100 слов в минуту».
Так как же петь с детьми? Следует играть на фортепиано в удобном для детей темпе, все время прислушиваясь к их подпеванию и пению. Можно предложить ребятам повторить только что исполненную песенку чуть быстрее. Для этого музыкальный руководитель сначала сам пропевает одну фразу в предложенном темпе, затем поет с детьми, слушает, как они справились, удобно ли им, решает, оставить ли этот темп на дальнейшее занятие. Хорошо если авторский темп будет выдержан. Не следует искусственно ускорять или замедлять темп на столько, что песня «распадается».
Малышу 1,5-2 года, всего неделю он в детском саду. Период адаптации прошел быстро, легко. На музыкальном занятии ребенок смотрит и слушает с интересом, как поют музыкальный руководитель и воспитатель.Музыкальный руководитель предлагает ему: «Пой с нами песенку!». Малыш молчит. Боится? Не хочет? Да, не понимает, что именно ему предложено делать. Дома взрослые не привлекали его к пению и когда на музыкальном занятии ему предложили петь, малыш не понял значение глагола «петь».Поэтому музыкальному руководителю надо и до и после исполнения песенки говорить: «Вот, как я пою песенку»,- или: «Буду петь», или «Как тетя Оля спела?», т. е. обязательно надо связать глагол «петь» с конкретным действием. Если на занятии было спето две песенки,то до и после каждой не забывайте сказать: «Будем петь» и «Спели песенку». Через два занятия ребенок ясно понимает значение глагола «петь», но петь не умеет. Слушает, смотри на педагога,просит: «еще», но сам не поет.
Большая практика работы с детьми раннего возраста помогла выделить те песни, которые малыш охотнее начинает петь. Попевка «Поет, поет наша Танечка» – одна из них. Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом, музыкальный руководитель завет к себе Танечку, обнимает ее, ласково на всех смотрит и поет без музыкального сопровождения.
Поет, поет наша Танечка,
Поет, поет, хорошая,
Хорошая, пригожая.
Поет,поет свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля и. т. д.
Музыкальный руководитель предлагает и Танечке спеть «ля – ля». Попевка исполняется на мелодию русского русской народной песни «Поет, поет соловушка». На первом занятии Танечка охотно стоит рядом с музыкальным руководителем, радуется вниманию и ласке, но может не захотеть петь. Терпеливо и умело музыкальный руководитель старается вовлечь детей в подпевание. Вот удача, один из малышей запел. Посмотрите на реакцию детей. Они сразу же переключают внимание на поющего ребенка, с удивлением и интересом смотрят на него. А взрослые понимают, это победа. Теперь и другие дети включатся в пение. Если в группе начали подпевать двое трое детей, это залог того, что через неделю будут петь остальные. Можно приглашать петь нескольких малышей, а потом и всю группу.
На скамеечке спит мишка.Дети и музыкальный руководитель подходят к нему и будят:
Мишка, мишка, что ты долго спишь?
Мишка, мишка, что ты так храпишь?
Мишка, мишка, мишенька, вставай!
Мишка, мишка с нами поиграй!
Воспитатель поднимает мишку, он просыпается и рычит, дети убегают. Мишка ходит, ищет детей,приговаривает: «Кто тут песни распевал, мишке спать не давал?».
Когда мишка вновь засыпает, воспитатель и дети вновь повторяют песенку. Игра веселая и понятная малышам, они охотно подключаются в подпевания. Разумеется, не все дети поют песню от начала до конца на первых же занятиях.Вначале малыши подпевают повторяющиеся слова: «мишка, мишка», а затем – некоторые фразы.
Очень хорошо помогают пению короткие двустишия, включенные в игру, хотя они не сопровождаются музыкой, дети радостно, дружно говорят хором. Так в музыкально – двигательном показе «Купанье Наташи»:
Водичка — хлюп-хлюп-хлюп,
Наташенька куп-куп-куп.
Эти строки не поются, а повторяются говорком, между пением куплетов. Такое хорошее подговаривание важно, как ступенька к обучению дружному подпеванию. Вот так взрослые привлекают к подпеванию малышей полутора – двух лет и начинают петь с детьми третьего года жизни.
Недели через две после разучивания попевки «Поет, поет Танечка» и игры с попвкой «Мишка, мишка» можно начинать работать над песенкой «Птички»:
Прилетайте птички к нам, к нам, к нам.
Зернышек я птичка дам, дам, дам.
Клювиками птички – клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля,
Детям понятен текст. Повторяющиеся слова помогают им включиться в пение. Слова «Я смотрю на птичек и пою» позволяют продолжить песенку. Все повторяют повторяя «ля-ля», что дает возможность лучше запомнить мелодию. Песенку лучше петь без какого либо музыкального сопровождения. Позже мелодию можно предложить для слушания, исполняя ее на музыкальных занятиях на дудочке, флейте, металлофоне и т. д., желательно попросить детей узнать и назвать эту песенку. Старшее поколение музыкальных работников использует в своей практике вариант текста И.Плакиды: он поется на украинскую народную мелодию «Веснянка», что было рекомендовано творческой группой под руководством Т. Бабаджан.
«Веснянка» – древняя весенняя закличка, ее интонации отбирались десятилетиями. Подобные заклички вместе со взрослыми пели дети. Несмотря на си бемоль малой актавы и скачок на чистую актаву, не укладывающиеся в рамки наших представлений о возможностях голосов детей младшего возраста. Дети подпевают, нечетная структура «Веснянки» придает мелодии особое своеобразие, звучит нестандартно, в истинно народных традициях.
Музыкальные руководители часто сопровождают исполнение песни движениями. Так, дети «сыпят крошки», «манят птиц», стучат пальцами одной руки по ладошке другой. Для чего нужна эта имитация? «Развивается чувство ритма и вообще детям интересно», – отвечают музыкальные руководители. Да, нравится.Но посмотрите на детей: многие из них не поют, а старательно выполняют предложенные им движения. В песенном репертуаре для малышей песенка «Птички»одна из лучших: выразительная мелодия, ясный текст, повторяющиеся слова. Именно с ее помощью мы учим детей не только подпевать отдельные слова, но и петь фразы, всю песню.
Вовлекать малышей в подпевания и пение помогают песенки, где есть звукоподражание, например «Бобик». Дети быстро и охотно имитируют лай собачки. Сначала они удлиняют строчку, ломая фразу, а затем в процессе занятий, звукоподражание звучит более дружно и ритмический рисунок не разрушается. Постепенно малыш начинает подпевать некоторые слова, а затем и всю песенку.
Музыкальный руководитель проводит занятия с детьми два раза в неделю, что не достаточно для успешного обучения пению. Чем чаще слышит малыш песенку, исполняемую на различных музыкальных инструментах или голосом, со словами или без слов, тем быстрее развиваются его музыкальные способности. Так к трем годам из 20-25 малышей группы 6-10 поют с музыкальным сопровождением, без взрослого, всю песенку, сохраняя ритм и рисунок мелодии, допуская небольшие интонационные погрешности.
Активное участие в работе принимают воспитатели. Они выбирают время для повторения песен с детьми. Так, в ненастную погоду, когда малыши не идут гулять, воспитатели находят время для пения с детьми. И на прогулке, проводя наблюдения за природой или организованную игру, воспитатель поет для детей или с детьми.
Часто музыкальные руководители учат воспитателей игре на различных инструментах: пиле, металлофоне, детской арфе и т. д. Дети охотно слушают игру воспитателя, узнают, называют и подпевают песенки.
Музыкальный руководитель яслей должен проводить работу с воспитателями. Так, за 2-3 недели до разучивания песни с малышами они знакомят с ней воспитателя.Музыкальный руководитель определяет задачи для каждой группы детей: в одних группах это слушание, в других подпевание и пение. Выучив песню с воспитателями, музыкальный руководитель проверяет каждого индивидуально, насколько верно он поет, учит их,как вести себя во время песни на музыкальном занятии и в группе при повторе песни: петь спокойно, без крика, замечания во время пения не делать, не пользоваться музыкальным вступлением и заключением для «ценных указаний» малышам. Менее организованных и требующих большего внимания детей воспитатель ставит рядом с собой. Во время пения и музыкальный руководитель, и воспитатель должны помнить, что излишняя артикуляция ведет к тому, что малыши перестают петь, с интересом смотрят на взрослых, воспроизводят их мимику, утрируют ее, гримасничают.
Если в яслях есть магнитофон, то музыкальный руководитель может записать песню в музыкальном сопровождении, а воспитатель с детьми в свободное время прослушают и споют ее.
Музыкальному руководителю необходимо проверить, как воспитатель играет на металлофоне или другом музыкальном инструменте для детей. Нельзя доучивать, подбирать песню при детях. Малыши должны слышать только правильно и свободно исполненные песни. Чистота интонации зависит не только от музыкального слуха ребенка, но и от степени внимания во время пения. Порой малышу мешает застенчивость, стеснительность, плохая артикуляция. Присутствуя на музыкальных занятиях, старший воспитатель детского сада видит недостатки воспитательской работы, старается рассказать воспитателю в группе на каких занятиях, какими приемами работать с детьми над формированием более устойчивого внимания и речью, преодолением застенчивости, замкнутости, кого из детей отправить к логопеду.
Качество музыкальной работы зависит от всей воспитательской работы в целом. Вот почему посещение музыкальных занятий старшим воспитателем необходимо.
Мы хорошо знаем о занятии пения без музыкального сопровождения. Это и воспитание внутреннего слуха и работа над чистой интонацией.Существует еще один важный аспект: преодоление могущего вызвать у детей условного рефлекса – петь только под аккомпанемент, т. е. только на музыкальных занятиях, а наша задача состоит в том, чтобы песня вошла в
жизнь ребенка, чтобы ему захотелось самостоятельно петь, когда хочется – во время игры, на прогулке, дома.
Необходимы и условия, которые бы стимулировали и желания малыша петь самостоятельно,для себя: он должен быть здоров, спокоен, чувствовать отношения взрослых, с радостью заниматься тем, что ему нравится. Не мешайте малышу, он может повторить песню, затем спеть другую, может и поплясать с мишкой, напевая что-то еще. Внимательный воспитатель, зная характер ребенка, его замкнутость, не будет прерывать его пение даже взглядом, отвлекать ребенка похвалой. А другому малышу необходимо, чтобы его похвалили. Или на прогулке, наблюдая за птичками, ребенок сам запел песенку «Птички». Какая реакция будет у взрослого?Опять замечание: «Что ты все поешь Коля, возьми велосипед, пока на нем никто не катается!» Опять коней песни! Мы, музыканты, учим детей петь. А войдет ли песня в жизнь ребенка зависит во многом от воспитателя, родителей. Поэтому наша задача – помочь им советом.
Во многих ясельных группах есть игрушечные пианино или рояли. Дети сами, по своему желанию подходят к пианино, играют и поют. Иногда к играющему малышу подходят другие дети и тоже подпевают. Чтобы не мешать пению, не портить слух малышей, клавиатура у детского фортепиано обязательно должна быть «немой». Ребенок только нажимает клавиши, подражая музыкальному руководителю звуками,но это не удивляет и не смущает малышей: петь без гармонической и мелодической поддержки его учили на музыкальных занятиях.
Источник