Ребенок 2 года очень скромный

Когда в семье растет очень скромный и застенчивый ребенок, многие родители не придают этому большого значения. Ведь им такой сын или дочь не создает особых хлопот. Ребенок, как правило, послушный, спокойный, в домашней обстановке вполне адекватный. Если родители оставят без внимания огромную стеснительность своего чада, то это негативно в дальнейшем скажется на его жизни.
Как следствие, может возникнуть плохая успеваемость в школе, отсутствие друзей, неуверенность в себе. Не реализованными останутся профессиональные качества и таланты. Также очень скромный и застенчивый ребенок, повзрослев, может превратиться в алкоголика или наркомана. Поэтому родители должны помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе. Если в вашей семье очень скромный и застенчивый ребенок, то эта статья будет Вам полезна.
Очень скромный и застенчивый ребенок. Как помочь?
Признаки чрезмерной застенчивости и стеснительности у ребенка
В привычной обстановке застенчивый ребенок вполне адекватен. Однако, всё незнакомое в жизни вызывает у него чувство тревоги и страха. Чтобы избежать таких эмоций, скромный ребенок погружается в свой внутренний мир и становится закрытым для остальных людей. Родители должны внимательно понаблюдать за своим чадом и обратить внимание на следующие признаки:
- опущенный взгляд
- тихий голос
- сутулость
- покраснение лица
- повышенное потоотделение
- дрожь в теле
- одышка (небольшая)
Если при общении с другими детьми или взрослыми у Вашего ребенка наблюдаются перечисленные признаки, то это говорит о его чрезмерной застенчивости и стеснительности. В таком случае необходимо предпринимать меры. Поскольку в детском возрасте побороть робость значительно легче. Если этого не сделать, то негативный отпечаток останется на событиях в жизни ребенка. В более старшем возрасте он будет подвержен депрессивным состояниям, нервным срывам и психическим расстройствам.
Чтобы понять, как помочь ребенку преодолеть застенчивость и скромность, надо разобраться в причинах появления таких качеств.
Как преодолеть застенчивость ребенка?
Как преодолеть застенчивость ребенка? Для начала определите, какая именно причина привела к ее появлению . Проведите спокойный и доброжелательный разговор с ребенком. Если Вы обнаружили, что застенчивость является наследственным качеством, то расскажите сыну или дочери о том, как Вы с этим боролись. Через какие трудности Вам пришлось пройти и какой положительный опыт Вы получили.
- Не навешивайте ярлыки на сына или дочь. Не надо говорить ребенку что-то типа: “ты у меня тихоня, скромняга”, “да ты ничего не можешь, ты бездарность, неумеха”.
- Проявляйте сочувствие к ребенку, уделяйте внимание его проблемам. Налаживайте контакт и выстраивайте теплые отношения.
- Объясните своему чаду, зачем ему нужно общение. Какие плюсы есть у тех, кто умеет устанавливать контакты с другими людьми.
- Подбадривайте ребенка, поддерживайте, когда он пытается завести новое знакомство. Причем родители должны научить сына или дочь тому, как начинать разговор с незнакомым человеком, а также как заканчивать беседу. Это нужно показать на собственном примере.
- Отрабатывать навыки знакомства и общения застенчивому ребенку будет лучше с детьми, которые младше его по возрасту. В компании таких детей скромняге будет проще себя проявить.
- Обозначьте для ребенка реалистичные цели: завести новое знакомство во дворе, поиграть со сверстниками, выступить перед детьми.
- Поиграйте с ребенком в ролевые игры. В них Вы можете разобрать ситуации, в которые боится попасть Ваш ребенок. Например, Вам предстоит пойти на праздник с ребенком, куда приглашены многие незнакомые люди. В игре обыграйте то, как ребенок себя будет чувствовать и вести на мероприятии. Выучите с ребенком стандартный набор фраз типа: “Как дела”, “Давай вместе поиграем”, “Давай поменяемся игрушками”, “Мне нравится, как ты выглядишь”
Не нужно надеяться, что ребенок из скромного и неуверенного в себе за несколько часов (дней) станет смелым и раскрепощенным. Это дело не одной недели и даже не одного месяца. Здесь нужна постоянная работа и родителей, и их ребенка. Если Вы перепробовали разные методы и не увидели никакого эффекта, то обратитесь за консультацией к хорошему психологу.
Источник
Малыш смущается при виде чужих людей и боится незнакомых мест. Он сторонится даже знакомых по детской площадке. О том, что отвести его в сад, не может быть и речи: при виде воспитательницы, окруженной детьми, он начинает рыдать. Что делать родителям?
- Не спешите бить тревогу. Дети до трех лет часто боятся разных вещей – темноты, высоты, воды, оживленного движения вокруг. Неестественно как раз полное отсутствие страха. Есть дети – участники игр, а есть дети – наблюдатели. Не вытаскивайте последних из угла, в который они забились: так вы лишите малыша чувства защищенности.
- Иногда малышу просто необходимо побыть одному, увлеченно рисовать, лепить, рассматривать картинки. Ребенок не должен всегда находиться в движении и общении со сверстниками. Если он при желании свободно говорит с посторонними, играет с другими детьми, когда хочет, у него нет причин волноваться. Ребенок развивается «скачкообразно»: застенчивый в 2 года малыш к трем может стать настоящим сорванцом, и наоборот.
- Не будьте чрезмерно строгими. Особенно эти грешат отцы, которые редко видят наследника и спешат излить на него весь комплекс воспитательных мер в выходные. Не только девочкам, но и мальчикам нужна своя порция любви, ласки, объятий и поцелуев. В противном случае однажды сынишка рискует превратиться либо в настоящего хулигана, отыгрывающегося на сверстниках, либо в забитого недотепу.
- Вы знаете, какие ситуации могут испугать малыша. Готовьтесь к ним заранее.
- Не озвучивайте страхи малыша ( «На площадке много детей, я знаю, как ты боишься, давай повернем обратно» ). Лучше предоставьте ему право выбора: «На площадке много детишек, если хочешь, ты можешь прямо сейчас повернуть обратно». Не исключено, что желание играть в песочнице пересилит, и он победит свою застенчивость.
- Не будьте чрезмерно подозрительны. Если в вашей речи, обращенной к ребенку, постоянно звучит рефрен «не обидел ли кто детку» малыш это почувствует, и в дальнейшем будет относиться к окружающим как к злоумышленникам.
- Не избегайте страхов. Многие родители, желая избавить дитя от пугающих ощущений, устраняют саму ситуацию, которая порождает страх. Это главная ошибка. Чтобы избавиться от дискомфорта, ребенок должен оказаться в пугающей ситуации и научиться преодолевать свой страх. С вашей, конечно же, помощью.
- Защищайте его, доверие ребенка – штука хрупкая. Поэтому не заставляйте малыша самостоятельно преодолевать страх и тем более не высмеивайте его, если он испугался. Даже если в угоду вам малыш и постарается «исправиться», он никогда не научится доверять окружающему миру всецело. Ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку и защиту.
- Не торопитесь. Детям намного легче преодолевать свой страх, если родители будут медленно и постепенно знакомить его с ситуацией, которая может вызвать панику.
- Тренируйте общительность. Рано или поздно ребенка придется отдавать «в общество»: садик, секцию или кружок. Чтобы приучить малыша к шумным компаниям, чаще бывайте на детских площадках, знакомьтесь с другими детьми. Сделайте коллективное фото «детсадовских коллег»: вечером сможете обсудить товарищей вместе с ребенком.
- Дети рождаются открытыми миру, любопытными и готовыми познавать. Застенчивость – не врожденное их свойство, а приобретенное в процессе общения с окружающими. Обычно застенчивыми бывают «домашние» детки, которых ограждают от «сложностей мира». Поговорите с родными и близкими, которые составляют круг вашего общения. Возможно, они и не подозревают о страхах вашего малыша. Ваша задача – все им объяснить и научить себя вести при столкновении с детским страхом.
- Ходите в гости. И зовите в гости к себе семьи с маленькими детьми, которые могут стать товарищами вашему пугливому «зайчишке».
В большой компании
Разрешите малышу вести себя так, как ему хочется. Реакция малыша на пугающее окружение может быть различной. Попросите тех, кто рядом, не замечать выходки ребенка. Если вы позволите малышу побыть вне толпы, понаблюдать, вскоре его природная любознательность пересилит застенчивость, и он сам выступит инициатором диалога и вольется в игру.
Источник
Êîãäà ðîäèòåëè çàäàþò ñåáå ýòîò âîïðîñ âïåðâûå? ×àùå âñåãî â ïåðèîä, êîãäà ðåáåíîê âïåðâûå ïîïàäàåò â äåòñêèé êîëëåêòèâ ëþáîå äîøêîëüíîå ó÷ðåæäåíèå, â øêîëó èëè ïðîñòî â êîìïàíèþ ñâåðñòíèêîâ, íàïðèìåð, íà äåòñêîé ïëîùàäêå. Äàæå â îáùåíèè ñ äðóãèì ðåáåíêîì íåóâåðåííîãî ìàëûøà ëåãêî îïðåäåëèòü îí ìîæåò ïðèéòè ñî ñâîåé ëþáèìîé èãðóøêîé, íî îíà áûñòðî îêàæåòñÿ â ðóêàõ äðóãîãî ðåáåíêà; âñå äåòè ïðî÷òóò ñâîè ñòèõè Äåäó Ìîðîçó è ïîëó÷àò ñâîè øîêîëàäêè, à íàø òèõîíüêî ïðîñòîèò â ñòîðîíêå.
«Îí ïðîñòî ñêðîìíûé ó ìåíÿ» – îïðàâäûâàåò òàêîãî ìàëûøà ìàìà, è óæå îäíà ýòà ôðàçà âûäàåò ñ ãîëîâîé âñå åå ÷óâñòâà íåóâåðåííîñòü â ñåáå, â ñâîåì ëþáèìîì ìàëûøå, æåëàíèå çàùèòèòü åãî îò íàïàäîê è â òî æå âðåìÿ îïðàâäàòü òàêóþ íåïîõîæåñòü íà äðóãèõ. Âîçìîæåí è äðóãîé âàðèàíò: «Íó, ÷åãî òû ïðèëèï êî ìíå, ïîéäè, ïîèãðàé ñ äåòèøêàìè!» – è ïîñëóøíûé ðåáåíîê ðîáêî ïîäîéäåò ê ãðóïïå ðåáÿòèøåê, õîòÿ âðÿä ëè áóäåò äåéñòâèòåëüíî ñ íèìè îáùàòüñÿ, ñêîðåå ïðîñòî ïîñòîèò, ïîãëÿäûâàÿ òî íà ìàìó, òî íà èãðàþùèõ äåòåé. À ìàìà òàêîãî ìàëûøà ëèáî áóäåò òîìèòüñÿ, íå ïîíèìàÿ, ïî÷åìó åå ëþáèìûé ñûíî÷åê èëè äî÷êà íèêàê íå æåëàåò îáùàòüñÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, ëèáî ïðîñòî çëèòñÿ, ñ÷èòàÿ, ÷òî ðåáåíîê çðÿ óïðÿìèòñÿ.
×òî æå äåëàòü ñî ñêðîìíûì ðåáåíêîì? Åñëè ïðèíÿòü åãî òàêèì, êàêîé îí åñòü, íå ïîëó÷àåòñÿ, òî ëó÷øèé âàðèàíò îáðàòèòüñÿ çà êîíñóëüòàöèåé ê ïñèõîëîãó. Òàùèòü ñ ñîáîé ðåáåíêà íå ïðèäåòñÿ – ïðîáëåìû ðåáåíêà îòðàæåíèÿ ïðîáëåì ðîäèòåëåé, â íàèáîëüøåé ñòåïåíè ìàìû. Ïîýòîìó ñòîèò ïîñìîòðåòü íà ñåáÿ è íà ñâîè ñîáñòâåííûå îòíîøåíèÿ ñ äîðîãèì è ëþáèìûì ÷àäîì. Ïîñìîòðèì, êàêèå òóò ìîãóò áûòü òèïè÷íûå âàðèàíòû.
Ìàìà «ãëàâà ñåìüè», à ïàïà «ïîäêàáëó÷íèê». Ýòî, ðàçóìååòñÿ, îáðàçíîå âûðàæåíèå, íî, äóìàþ, âñå ïîíÿëè, î êàêîé ïðèìåðíî ñåìüå èäåò ðå÷ü. Ìàìà – ãëàâíàÿ, îíà ïðèíèìàåò âñå áîëåå-ìåíåå âàæíûå ðåøåíèÿ, äà è îñòàëüíûå, ïî áîëüøåé ÷àñòè, òîæå. Ïàïà ñàì ñåáå òàêóþ ïîëîâèíó âûáðàë, ïîýòîìó íå áóäåì íà íåì çàäåðæèâàòüñÿ, à âîò ðåáåíîê èçíà÷àëüíî îêàçàëñÿ óæå èìåííî â òàêèõ óñëîâèÿõ. Ïðè ýòîì âàæíî ïîíÿòü, ÷òî äëÿ íåãî îíè íå ÿâëÿþòñÿ ñêîëüêî-íèáóäü íåóäîáíûìè, âåäü äðóãîãî îí íå çíàåò.
Îí ñîâåðøåííî íîðìàëüíî âîñïðèíèìàåò òî, ÷òî ìàìà ðåøàåò, ÷òî îí áóäåò êóøàòü, êóäà ïîéäåò íà ïðîãóëêó, êàêîé èãðóøêîé ïîèãðàåò è òàê äàëåå. Ïîëíîñòüþ íàõîäÿñü ïîä îïåêîé òàêîé ðîäèòåëüíèöû, ìàëûø ÷óâñòâóåò ñåáÿ àáñîëþòíî êîìôîðòíî, íî äî ïîðû, äî âðåìåíè ïîêà ìàìà íå ðåøèò, ÷òî ïîðà óæå ñòàíîâèòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíûì. Ñêàçàíî-ñäåëàíî. Ðåáåíêà íà÷èíàþò ïðèó÷àòü ýòîò ïðîöåññ ïðîõîäèò âåñüìà áîëåçíåííî è íå áåññëåäíî. Åñòåñòâåííî, îí âñòðå÷àåò ïðåïÿòñòâèÿ ñî ñòîðîíû ìàëûøà.
Ñàìè ïîñóäèòå, âñå áûëî ÿñíî è ïîíÿòíî, æèë ñåáå ïîä ìàìèíûì êðûëûøêîì, êàê âäðóã èç-ïîä íåãî ïî÷åìó-òî âûãîíÿþò è ñàìîãî ÷òî-òî äåëàòü çàñòàâëÿþò. Òàêîé âàðèàíò â ÷èñòîì âèäå âñòðå÷àåòñÿ, êîíå÷íî, ðåäêî, íî åãî ýëåìåíòû ìîæíî ðàçãëÿäåòü, íàïðèìåð, êîãäà ìàìà, õîëèâøàÿ è ëåëåÿâøàÿ ñâîþ äî÷óðêó äî òðåõ ëåò, âäðóã ïîíèìàåò, ÷òî äåâ÷óøêå ïðîñòî íåîáõîäèì îïûò îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, è îòïðàâëÿåò åå â äåòñêèé ñàä. Àäàïòàöèÿ ðåáåíêà â ýòîì ñëó÷àå çàòÿíåòñÿ, ñêîðåå âñåãî, íà ãîä, è âåñü ýòîò ãîä ìàëûøêà â ãðóïïå äåòåé áóäåò ñàìîé ñêðîìíîé è çàñòåí÷èâîé. Çà ñòîëü äëèòåëüíûé ñðîê ðåáåíîê, êîíå÷íî, ïðèâûêíåò ê ñâîåìó ñîöèàëüíîìó ñòàòóñó.
Äðóãîé âàðèàíò åñëè ìàìà ñàìà ïî ñåáå äîâîëüíî çàñòåí÷èâà è ñêðîìíà, òî åñòü íåñïîñîáíî ê ðåøèòåëüíûì ñàìîñòîÿòåëüíûì äåéñòâèÿì, ïîëàãàÿñü ëèáî íà ñâîþ ìàìó/ïàïó, ëèáî íà ìóæà. Ðåáåíîê òàêîé ðîäèòåëüíèöû èìååò âñå øàíñû ïåðåíÿòü ó íåå ñòèëü ïîâåäåíèÿ. Ìàìà â ýòîì ñëó÷àå, ðàçóìååòñÿ, ñâîåãî ìàëûøà âñåãäà îïðàâäàåò, ïðàâäà åìó îò ýòîãî ëåã÷å íå ñòàíåò.  äåòñêîì êîëëåêòèâå îòíîøåíèÿ ìåæäó äåòüìè âñåãäà äîâîëüíî æåñòêèå ðåáåíêà ìîãóò èãíîðèðîâàòü, ëèøàòü îáùåíèÿ, «âûêëþ÷àòü» èç ñîâìåñòíûõ èãð, ÷òî ïðèâîäèò ê åùå áîëüøåé çàìêíóòîñòè.
Òàêîå ñîñòîÿíèå, íàçûâàåìîå ðîäèòåëÿìè ñêðîìíîñòüþ è çàñòåí÷èâîñòüþ, ìîæåò èìåòü ìàññó ïðè÷èí, íî êàêîé áû îíà íè áûëà â âàøåì êîíêðåòíîì ñëó÷àå, íåîáõîäèìî âñåãäà ïîìíèòü, ÷òî ýòè êà÷åñòâà íå ÿâëÿþòñÿ íåäîñòàòêîì. Çàñòàâèòü ðåáåíêà «íå ñòåñíÿòüñÿ» íåâîçìîæíî, ýòî ñìóòèò åãî åùå ñèëüíåå, à, êðîìå òîãî, äàñò åìó ïîíÿòü, ÷òî ñ íèì ÷òî-òî íå òàê.
Åñëè ðîäèòåëü âîñïðèíèìàåò ìàëûøà òàêèì, êàêîé îí åñòü, âìåñòå ñ åãî ñòåñíèòåëüíîñòüþ è çàñòåí÷èâîñòüþ, òî ðåáåíîê áóäåò ðàñòè ñ÷àñòëèâûì â ïîëíîé óâåðåííîñòè, ÷òî îí ñîâåðøåííî íîðìàëüíûé. Ïîñòîÿííîå ïðèâëå÷åíèå âíèìàíèÿ ó÷èòåëåé â øêîëå, âîñïèòàòåëåé â ñàäó è äðóãèõ äåòåé ê íàäóìàííîé âàìè ïðîáëåìå â ðåáåíêå ñäåëàåò åå äåéñòâèòåëüíî âåñüìà çíà÷èòåëüíîé.
Èòàê, åñëè ìû óæå èìååì ñêðîìíîãî ìàëûøà è íàñ âñå-òàêè òàêîå ïîëîæåíèå âåùåé íå óñòðàèâàåò, ìîæíî äåéñòâèòåëüíî ïðåäïðèíÿòü íåêîòîðûå øàãè äëÿ êîððåêöèè ñâîåãî ïîâåäåíèÿ, à óæ ðåáåíîê ëåãêî îòçîâåòñÿ íà âñå ïåðåìåíû. Ïåðâî-íàïåðâî, ïåðåñòðîèì ñâîå îòíîøåíèå ê ìàëûøó, äîáàâèâ â íèõ íåìíîãî îò âçðîñëûõ âçàèìîîòíîøåíèé.
Ïîïðîáóåì ïîñìîòðåòü íà ðåáåíêà, âìåñòå ñî âñåìè åãî êà÷åñòâàìè è îñîáåííîñòÿìè õàðàêòåðà, êàê íà ëè÷íîñòü, íå ñòàðàÿñü óãëÿäåòü èçúÿí èëè íåïîõîæåñòü íà äðóãèõ. Äà, îí âîò òàêîé – ñêðîìíûé, òèõèé, îòçûâ÷èâûé, ìÿãêèé, äîáðûé è îñòîðîæíûé. Ïîäóìàåì îáî âñåõ åãî õîðîøèõ êà÷åñòâàõ (à òàêèõ. Âû ñìîæåòå íàéòè íåìàëî!), à íå òîëüêî î òåõ, ÷òî íå óñòðàèâàþò íàñ.
Óæå ýòîãî áóäåò âïîëíå äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ïðîáëåìà íåìíîãî îòïóñòèëà. Òåïåðü, êîãäà âàøè ãëàçà îòêðûëèñü, è âû âïîëíå â ñîñòîÿíèè óâèäåòü î÷åíü äàæå ïðèâëåêàòåëüíûå ÷åðòû äóøåâíîé îðãàíèçàöèè ðåáåíêà, ìîæíî ïîïðîáîâàòü èõ ðàçâèòü.
Äëÿ ýòèõ öåëåé ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ìåòîäîâ, èçëîæåííûõ â ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå. Îäèí èç ñàìûõ óäà÷íûõ ñêàçêîòåðàïèÿ. Ðåáåíîê, âîîáðàæàÿ ñåáÿ ãåðîåì ñêàçêè, ñìîæåò «ïðîèãðàòü» ñàìûå ñëîæíûå äëÿ íåãî ñèòóàöèè, íàéäÿ ñâîþ ëèíèþ ïîâåäåíèÿ â êàæäîì ñëó÷àå. Ïîçàíèìàâøèñü òàêèì îáðàçîì ñ ìàëûøîì, ëþáîé ðîäèòåëü ïðè æåëàíèè óâèäèò ñàìûå ðàçíûå ñòîðîíû åãî õàðàêòåðà è ñìîæåò óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî ñ åãî ðåáåíêîì âñå â ïîðÿäêå.
Àâòîð ñòàòüè: Êóçíåöîâà Äàðüÿ
Ññûëêè ïî òåìå:
Êíèãè äëÿ ðîäèòåëåé
Êàê âîñïèòàòü ðåáåíêà Ëèäåðîì
Âñå ñòàòüè îò Ó÷åíîãî Êîòà
Источник
Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.
Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.
Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.
Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».
«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.
Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».
Поощряйте самостоятельность
Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.
Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.
Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Хвалите вместо необоснованной критики
Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.
Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».
«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.
«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.
«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.
Дайте ребенку право слова
Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.
Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.
Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.
Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».
Источник