Ребенок 2 года очень мало говорит
- Главная
- Галина Шушунова
- Журнал
21 апреля 2015
Дорогие мамочки, поделитесь опытом.Мой сыночек очень мало говорит, в этом возрасте считается, что дети должны уже фразами разговаривать, а у нас только мама, папа, баба, деда, тетя, дай и так далее.
Комментарии
Спасибо всем большое!!! Начиталась перед сном и со спокойной душой пойду спать!!! Всех люблю!!!
В 2 года у всех по разному, чаще сталкивалась с тем, что дети только слова говорят, а фразы после 2х. Я б до 3х лет не парилась и ребенка не мучала!
все по разному разговаривать начинают, у меня сыновья тоже по разному, старший пораньше начал, младший вот только начинает, ну в основном он повторяет фразы, может невпопад что-то говорить, ну а так потихоньку начинаем, у вас еще времени предостаточно, а то что он хоть что то говорит у вас уже говорит о том что проблем у вас нет
Нам 2.7 говорит мама, папа, отдай, дай мяу вав и беее. Врач сказала не немая, не глухая, не умственно отсталая. Причин не заговорить у нее нет. ждите когда прорвет. Все лекарства стимуляторы апробацию не прошли, имеют статус ноотропов и бадов, а не лекарственных средств. Будете этим ребенка кормить и колоть, выпишу. Но если ребенка любите, то идите домой. Врач зав неврологии.
нормально это. у знакомых ребенок мало говорил, к трем аж прорвало! у меня сынок почти два, говорит мама, папа, титя, кака, баба, дядя, тетя, деда и все… врач сказала, что все нормально. до трех лет не рыпаться ) ну заниматься моторикой: переливать воду из стакана в стакан, ложками, рисовать на крупе, перебирать макароны и что еще я придумаю.
разговорится еще! в 2,5 пошли легкие предложения! в 3 разговорилась! а щас просто взрыв мозга! кто бы хоть на минутку угомонил))))))
Ключевое слово ” считается”!!! Все жти нормы очень условны, а каждый ребенок индивидуален, и грамотные врачи до 3 лет зрр не ставят, у многих как раз к 3 начинают активно болтать, девочки пораньше мальчики ленятся.
Все ваши слова и просьбы понимает? На горшок ходит? Сам ест? Если да, то все норм!
Нам невролог так говорила, что это все во взаимосвязи смотрят! А если и не говорит, и горшок не освоил, и пассивный словарный запас маленький, тогда это не норма!
Да, да!!! Все у него в норме! Спасибо!
мой на горшок в 2 года не ходил ещё,
не разговаривал,
но слава Богу, ни один врач ничего подобного не говорил,
сказали ждать, всему своё время,
И были правы,
после 2,5 сынок быстро всё «нагнал» и в чём то даже перегнал своих сверстников.
Самый обычный ребёнок.
Да никто и не говорит, что это 100% не нормальный ребенок, просто если эти показатели есть, то нужно обратить на них внимание, идти к неврологу, Лору, психологу и если что-то на самом деле не так, то не упустить время, а если все норм, то они так и скажут, и тогда спокойно ждать…
Старший тоже поздно насал фразами говорить, младшая рано, у всех детишек по разному все. 🙂
Есения-Ангелочек
3 года 8 месяцев
У нас слов 40, тоже мало.
нормально это. моя говорит предложениями и понятно, но не все же такие!
Старшенькая
24 года 11 месяцев
младшенькая
15 лет 9 месяцев
нам еще нет двух, но мы кроме… мама и папа ни чего больше не говорим
у кого считается?
мой молчал до 2,5 лет,
даже папа- мама практически не говорил.
всё нормально и отлично у ребёнка
Спасибо!!! Я тоже почему то уверена, что скоро буду вспоминать о минутах тишины)))
конечно)
он же не молчит у вас совсем…
моего потом как прорвало, до сих пор каждую секунду щебечет не может остановится.
Александра
5 лет 8 месяцев
+100)моему два с половиной и только только начал говорить
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации
Представительства Бэби.ру
Вход через соцсети
Источник
Безусловно, в два года практически ни один малыш пока не может похвастаться невероятными достижениями в плане разговорных навыков. Более того, сегодня логопеды говорят о позднем речевом развитии у детей. Следует учитывать, что становление речи – достаточно индивидуальный процесс, который у всех происходит по-разному. Однако, если у малыша заметны трудности в данном вопросе, необходимо помочь ему справиться с этим этапом развития. Ведь большинство логопедических проблем легко решаются в наиболее раннем возрасте. И чем младше ребенок, тем проще ему поставить правильную речь.
Нормы формирования разговорных навыков
Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль. Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.
Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:
- до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
- 7-8 месяцев – 1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
- 1 год 2 месяца – 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
- 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.
При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.
Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?
Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:
- Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
- Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.
Читайте также: Что такое клаттеринг и как его исправить?
Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?
Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:
- активное общение между членами семьи;
- наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
- отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).
Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.
Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?
Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:
- Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
- Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
- Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
- Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит. Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
- Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
- Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
- Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова. Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.
Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.
Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?
Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 4 года. Причины
Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.
Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.
Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.
Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию. При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.
Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.
При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.
Дата публикации: 10.06.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник
Что делать, если малыш в два года почти не разговаривает или вам кажется, что он плохо говорит. Что должен произносить ребёнок к этому времени, как определить нарушение развития речи.
Двухлетний малыш, речь которого развивается в соответствии с возрастными нормами, использует её, как средство общения. Если ребёнок 2 года не разговаривает, большинство родителей обоснованно начинают тревожиться, сравнивают своего малыша со сверстниками, обращаются к специалистам для диагностики и коррекции речи.
Что должен говорить ребёнок в два года
Несовершенство произносительной стороны речи малыша в этом возрасте – закономерное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные. Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. У двухлетних невелик словарный запас, они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, по-прежнему ещё могут употреблять облегчённые слова типа «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть».
Однако ребёнок уже в состоянии говорить в 2 года короткими фразами из 2-4 слов, может задать вопрос, например, «Что это?». Двухлетний ребёнок, имеющий речевое развитие в пределах нормы, по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен. А доступно ему не так уж и мало – на границе между вторым и третьим годом, словарный запас равен минимум 50-100 словам, а к 2,5 годам это количество утраивается.
Если с малышом целенаправленно занимаются, называя ему признаки предметов и действия, которые производят дети и взрослые, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.
Несмотря на довольно ёмкий словарный запас, слова в предложении часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома – домы, домыв, красивая кофта – красивый кофта, коврик – ковёрчик, то это нормально.
Малыш не только сам задаёт вопросы, он в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию. Кроме этого, ему доступно выполнение несложной словесной инструкции, состоящей из 2-3 этапов: «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол». Поскольку органы артикуляции недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет пока неправильно произносят звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.
Возможные причины речевого отставания
Если ребёнок в 2 года не говори нельзя, опираясь на советы знакомых, ждать внезапного скачка речевой активности. «У нас тоже молчал-молчал, а потом как заговорит!» «Папа его тоже долго не разговаривал, и ничего, все нормально…» Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы и патологии. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, после этого срока что-то исправить уже гораздо сложнее.
Особенно внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2 года, если имелись следующие факторы:
- родовая травма;
- асфиксия в родах;
- нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесённые в раннем детстве;
- черепно-мозговая травма у ребёнка;
- несовпадение с матерью по резус-фактору;
- ребёнку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения.
Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.
Если ребёнок в 2 года не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог-дефектолог.
Как определить задержку речевого развития в 2 года
Если у родителей имеется подозрение, что речь их малыша не соответствует норме для этого возраста, лучше доверить оценку детской речи специалисту. Прежде всего, нужно получить консультацию детского невропатолога, после посетить логопеда и дефектолога.
Основания для обращения к специалисту:
- ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
- он говорит на одному ему понятном языке, и ему безразлично, что его не понимают;
- речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития, например, имеются только лепетные слова и звукоподражания;
- ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
- у малыша не развита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
- речь была, а потом исчезла;
- ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.
Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – начать занятия со специалистом или получить у него рекомендации для самостоятельных занятий. Бытует в корне неверное мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5-5 лет. Это отчасти правильно лишь для коррекции фонетического недоразвития речи, когда к пяти годам отдельные звуки могут появиться самостоятельно, и исправлять их не придётся. Если ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.
Как стимулировать развитие речи двухлетнего малыша
Чтобы активная речь малыша развивалась, нужно создавать для него ситуации общения, не предупреждать его желания, а дать возможность выразить просьбу, стараться разговорить его. Важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений. Можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика. Покупая новую игрушку, нужно рассмотреть её, назвать части, показать, как с ней играют, называя свои действия.
На видео показано что делать, если малыш плохо разговаривает в два годика, в какие игры играть с детьми, чтобы научить их общаться:
Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного ребёнок видит вокруг. Важно не только показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.
Чаще читайте малышу доступные его пониманию сказки, стихи, прибаутки, сопровождая чтение показом ярких и красочных иллюстраций, болтайте с ним по любому поводу. Пусть ребёнок договаривает окончания строчек, повторяет фразы героев сказок. Постоянное внимание к речи двухлетнего ребёнка поможет преодолеть речевое отставание, если оно имеется.
Теперь вы знаете что делать, когда малыш почти не говорит в возрасте двух лет. Если остались вопросы – задавайте их нашему детскому логопеду.
Источник
И у нас эта проблема. Но у нас ребенок старше. Поэтому я уже много чего начиталась. И в интернете. И даже на еве консультируют логопеды.
В итоге у меня вырисовывалось свое мнение.
Самое неправильное – слушать всех, кто говорит: не волнуйся! Вот мой сын (брат, сват, внук, сосед, племянник…) не говорил до …, а потом как начал! Не остановить!
Как написала одна логопед где-то: а кто же будет рассказывать истории про детей, которые не говорили в 2 года, потом в 3 года,а родители все ждали, слушая добрых знакомых и родственников. А потом с трудом разговорились к школе, но плохо. И в школе проблемы. Этих детей знаем только мы, логопеды, говорила она. И таких детей не так и мало.
У всех разные причины “неговорения”. И их надо выяснять. И корректировать. Процесс выяснения долгий. Потому что пока ребенок маленький, даже врачи говорят, что можно подождать.
Так что мне кажется, лучше проверить.
Теперь о нас. У нас тоже в 2 -2,5 было очень мало слов, совсем не было предложений. Хотя где-то опять читала, что если до 2,5 лет ребенок не говорит хотя бы “мама,дай”, это уже не здорово.
У нас было отдельно “мама”, отдельно “дай”. Но это фразой не было. При этом понимал абсолютно все, даже шутил, используя те несколько простых слов (мама, папа, ам, пи(пить), дай…) и огромную кучу жестов. И интонация! Слова “да” и “нет” имели миллион оттенков. Задавая вопросы, на которые можно было отвечать “да” или “нет”, с ним можно было вести интересные беседы.
В 2 года наш врач еще говорил, что давайте подождем. Через пару месяцев стали посылать на разные консультации к специалистам, на проверку слуха.
И занятия с логопедом. И в садик отдали в 2,5. Начали появляться новые слова, маленькие предложения. Но МЕДЛЕННО. Не было этого “и прорвало!” Сначала были предложения из отдельных слов. Например вопрос: “Мама. Дома? А. Папа?” Каждое слово отдельно. Потом по два слова.
Сейчас ему 3,5. Слов много, но предложения очень простые. Жестов сохранилось много.Он ими еще пользуется. Желание говорить огромное, рот не закрывается. Но понять трудно. И фразы коротенькие, из трех слов, простые. И по-прежнему в основном одиночные слова. Он не скажет: “смотри, какие олени по телевизору!” Он скажет: “Олени! Красивые!”
Хотя все окончания слов, все местоимения, падежи использует правильно.
С января нас записали в местный институт речи. Там он будет заниматься с логопедом.На русском. Сначала прошли проверку туда, были разные тесты на умственное развитие. Покажи, что выше, что ниже. Что на картинке под столом, что около стола, …Цвета, животные, овощи.. Что тоньше, что толще… Ну что-то в этом роде. Я даже не предполагала, что он столько знает
Т.е. проблема у него не с общим развитием, оно соответствует возрасту, а именно с речью.
И вот еще что интересно. Иногда, достаточно редко, но еще тогда, когда он практически ничего не говорил, т,е, в даже в 2 года, у него вдруг на несколько секунд, даже меньше, как-будто приоткрывается какой-то клапан с мозгу. И он произносит слово, или даже два, совершенно правильно, как взрослый.Со всеми правильными звуками, которые в обычной речи ему не даются (р,л,ж) Даже интонация взрослая. Так было в садике несколько раз, так было дома. Один раз практически во сне, я только начала его будить. Тот, кто находится рядом, вздрагивает и спрашивает “кто это сказал?!”. А он уже не может повторить это слово так.
Источник