Ребенок 2 года неуклюжий
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) – это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него – это завязать шнурки.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
- Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
- Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
- Обязательно соблюдать режим дня.
- Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
- Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
- Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Возврат к списку публикаций
Источник
Мой ребенок такой неуклюжий! Некоторые дети кажутся совсем нескладными и неповоротливыми, настоящее ходячее бедствие! Связана ли моторная неловкость малыша с возрастными особенностями? Или необходимы специальные занятия, развивающие моторику и пространственные представления? Есть несколько признаков, по которым родители сами смогут определить, остается ли неловкость ребенка в пределах нормы.
Антон сбивает и опрокидывает все, что ему попадается на пути. Пазлы и конструктор для него- просто набор деталей. Что бы он ни рисовал – получаются каракули. Когда он ест, стол превращается в поле битвы… В общем, как говорит его мама – сплошное недоразумение. Часто попытки вашего ребенка сделать что-то самостоятельно и достичь в этом успеха, оборачиваются неудачей. И иногда достаточно терпеливо повторить раз за разом какое-либо действие, чтобы преодолеть возникшие трудности. Не стоит называть ребенка неумехой, уверьте его в том, что он обязательно научиться тому, что сейчас у него не получается. Ведь он уже умеет делать много вещей, раньше казавшихся недоступными! Ему нужно лишь немного времени и поддержка близких людей.
В старшей группе детского сада неловкость некоторых детей становится особенно заметной. Им труднее писать и рисовать – задания усложняются, для их выполнения требуются более точные движения кисти. Это отставание может быть вызвано небольшой разницей в возрасте: возможно, ваш ребенок на несколько месяцев младше своих одногруппников. Такие дети усваивают знания и навыки чуть позже остальных, их работы выполнены немного грубее, но все это нормализуется по мере развития. В течение года эти дети приобретут точность движений, которой им пока не хватает. Но если для одних детей это только вопрос времени, другим может быть необходима помощь специалиста по психомоторике.
Если вам кажется, что ваш ребенок очень неуклюжий, понаблюдайте за ним и ответьте на следующие вопросы
– Ваш ребенок – правша или левша? Понаблюдайте, какой рукой он чаще пользуется, когда чистит зубы, держит ложку, расческу или карандаш, катает машинку или строит башню из кубиков. Если он в равной мере действует то левой, то правой рукой значит, он пока не сделал свой выбор. Это означает, что взаимодействие между левым и правым полушариями пока недостаточно установлено, и они функционируют «автономно». Это влечет за собой неловкость в движениях и нескоординированность, в результате чего ребенок испытывает трудности в чтении, письме и рисовании. Специалист по психомоторному развитию может подобрать упражнения, которые будут способствовать установлению межполушарных связей.
– Если вы обнаружили, что ваш ребенок левша, это означает, что его психическое развитие требует более пристального внимания. Как правило, у левшей возникают сложности со всеми видами пространственных представлений. Не стоит ждать, что малыш научится всему, просто глядя на вас. Пользоваться ложкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки – эти несложные, на наш взгляд, действия могут быть связаны для него с заметными трудностями. Помогите ему, возьмите его руки в свои и несколько раз вместе повторите нужные движения. Хотите научить ребенка-левшу плавать брассом (играть в мяч, танцевать)? Замечательно! Мама «руководит» его руками, папа – ногами. Тоже относится к письму и рисованию.
– Он умеет крепко держать карандаш, ложку, стакан и прочие предметы? Если все вываливается у него из рук, если его рука напряжена, когда он рисует, пишет или лепит, если его пальцы не очень подвижны – он будет испытывать определенные трудности. Это может быть связано с недостаточным развитием мелкой моторики. Специалист по психомоторному развитию может установить причину подобных затруднений и порекомендовать вам комплекс специальных упражнений.
– Может ли ребенок показать, где находятся его глаза, руки, уши? Попросите его нарисовать на бумаге человечка и назвать части тела. Пока еще он не может сказать, где правая сторона, а где левая (он усвоит эти понятия к 5-6 годам), но уже должен различать верх и низ. Поиграйте с ним в заводную куклу, которая одну за другой выполняет двигательные команды. Такая игра позволит ребенку сосредоточиться на каждом движении, что поможет ему почувствовать свое тело и усвоить пространственные представления. Также, можно поиграть в «Зеркало»: скажите ребенку, что он будет зеркалом, отражающим все ваши движения, называйте каждое свое действие. Объясните ему, что зеркало должно отражать все очень точно, как в действительности. Обязательно похвалите его, концентрация на каждом движении стоит для ребенка немалых усилий.
– Есть ли у него чувство равновесия? Умеет ли он прыгать через веревочку или резинку, может ли перепрыгнуть через небольшую лужу? Эти движения кажутся очень простыми, но чтобы их совершить, ребенку нужно заранее оценить свой вес, мышечную силу, длину необходимого разбега, масштаб и границы препятствия… А для этого нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, как различные телодвижения связаны между собой. Дети, которым трудно удержать равновесие, стоя на одной ноге, чувствуют себя неловко и на велосипеде, и на самокате. И хотя мальчики, как правило, подвижнее девочек, они чаще отстают в плане психомоторного развития: 80% детей, которые приходят на прием к специалисту по психомоторике – именно мальчики.
Сложности, которые испытывают некоторые дети в двигательной сфере, часто связаны с небольшими проблемами с мышечным тонусом и координацией движений – но в этом нет никакой патологии. Все, что им нужно – это специальные упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики. Обычно, достаточно нескольких встреч, чтобы научить ребенка сосредотачиваться на том, что он делает, и добиваться определенной точности в выполнении заданий. Воспитатели в детском саду, как правило, сразу обращают внимание на затруднения ребенка и сообщают о них родителям. В таком случае ваша задача обратиться к специалисту, так как ребенок может начать переживать из-за своих неудач. А это может привести к избегающему поведению, когда ребенок не хочет делать то, что у него не получается.
***
Когда речь действительно идет о диспраксии?
В старшей группе детского сада у некоторых детей обнаруживается постоянная патологическая неуклюжесть, которую называют диспраксией. Таким детям с трудом дается любое действие: одеться, надеть ботинки (о том, чтобы их зашнуровать, не может быть и речи), застегнуть рубашку на пуговицы, умыться, взять в руки ложку или вилку и так далее. Если неуклюжесть ребенка не проходит со временем и затрудняет его повседневную жизнь, совершенно необходимо проконсультироваться со специалистом и узнать его мнение о психомоторных навыках вашего ребенка. Чем раньше обратить внимание на эти трудности, тем лучше он научится с ними справляться, и тем легче ему будет выполнять задания в детском саду и школе.
Источник
Фотобанк Лори
Дети с врожденной двигательной одаренностью есть в любом коллективе: цепкие, ловкие, верткие, они радуют родителей всё новыми достижениями, удивляют друзей и соседей, служат сверстникам примером для подражания . Такие дети всегда падают исключительно правильно сгруппировавшись, свернувшись шариком, как ежики, и прикрывая голову локтями. Однако, есть и совершенно другие дети: роняющие и разбивающие все, что попадает им в руки, натыкающиеся на углы там, где их в принципе не может быть, ноги и руки их, обычно, щедро украшены разноцветными синяками. Они ухитряются падать даже на ровном месте, запутавшись в собственных ногах.
Причин неуклюжести может быть несколько.1) Разнообразные ММД (минимальные мозговые дисфункции), могут возникать как следствие гипоксии плода, к примеру, и проявляются разнообразнейшими способами, в каждом из которых нужно разбираться отдельно и очень тщательно. Вот несколько примеров проявления ММД:
а) Гиперкинетический синдром. Ребенок с таким синдромом с трудом удерживает предметы в руках, часто роняет их, промахивается мимо цели, часто сильно бьется о мебель, стены и тп.
б) социальные проблемы с поведением как следствие ММД (например – агрессия, в т.ч. по отношению к предметам, игрушкам, товарищам по играм: если у ребенка не получается собрать паззл, конструктор или пирамидку, он их раскидывает, может сломать, злится и кричит, может ударить другого ребенка)
в) заторможенность реакции, медлительность: ребенок не успевает отреагировать на падающий предмет, запаздывает с реакцией на игры сверстников
г) функциональные нарушения, например, проблемы с глазомером, со зрением, дискоординация движений, нарушение сенсорной интеграции.
Что такое «сенсорная интеграция»?
Имеется в виду следующее: мозг ребенка не в состоянии соответствующим образом классифицировать множество различных впечатлений, воздействующих на его органы чувств. Малыш должен одновременно видеть катящийся мяч, слышать голос матери, улавливать запах, доносящийся из кухни, ощущать под ногами пушистый ковер, но вместе с тем воспринимать также собственное тело и сохранять равновесие.
Некоторые дети испытывают затруднения с переработкой такого количества информации. Им не удается отделять важное от ненужного, и в каждой новой ситуации они проявляют беспомощность и нерешительность.
В любом случае, ребенка с такими признаками необходимо показать специалисту – нейропсихологу или неврологу.
2) Недоразвитый (в силу личных особенностей и возраста) вестибулярный аппарат.
У всех детей при рождении вестибулярный аппарат несовершенен: его развитие и тренировка, начинаясь в утробе матери, продолжается все младенчество, детство и даже юность. Мой личный опыт говорит, что младенцы, которых носили в слинге, имеют более “тренированный” вестибулярный аппарат, чем те, которых возили в коляске. Вообще для вестибулярного аппарата очень полезны укачивания на руках, подбрасывания в воздух, кручения-верчения ребенка взрослыми.
Полезны также качели, карусели, батуты, веревочные и обычные лестницы, канаты, мячи больших размеров, горки с различным углом наклона. Также хорошо тренирует вестибулярный аппарат обычное бревно или бордюр, или их импровизированный домашний аналог – веревка или доска, лежащие прямо на полу. У нас дома в качестве тренажера используется гладильная доска, лежащая одним концом на шведской лесенке, другим – на выступе шкафа.
Главный принцип: чем больше движения – тем лучше. Желательно начинать активные упражнения еще в младенчестве, когда мама сама делает упражнения с ребенком, а по мере взросления ребенок сам включится в игру, помогая и подсказывая маме, как ему больше нравится.
Кстати, все дети любят кружиться до падения с ног: оказывается, это очень полезное упражнение, останавливать ребенка не нужно, однако нужно следить, чтобы он не ударился при падении.
3) Недостаточные двигательные навыки как возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Дети часто бывают неловки и неуклюжи в силу недостаточности своего опыта. При этом в эту группу причин входит также и неумение группироваться, и отсутствие ощущения габаритов (своих собственных и окружающих предметов) и многое другое.
Тут действует тот же самый принцип: чем больше движений, тем быстрее ребенок будет приобретать необходимые ему двигательные навыки. Чтобы научиться не падать – нужно упасть несчетное количество раз. Чтобы научиться держать равновесие – нужно постоянно оказываться в ситуациях, когда оно… теряется. Чтобы научиться правильно оценивать расстояние до предмета – нужно множество раз мимо него “промахнуться”. А мамам придется научиться относиться к этому философски, не забывая утешать ребенка в нужные моменты.
4) Повышенное любопытство и непоседливость, помноженные на излишнюю самоуверенность (то есть индивидуальные особенности темперамента).
Ребенок, тихо сидящий в уголке с книжкой, не будет подвержен лишним травмам и повреждениям, это известный факт. Альтернативный вариант – усадить чадо перед телевизором и радоваться, что у него целы коленки, локти и голова. Но рано или поздно ребенок все равно выйдет из-под колпака и окажется … неподготовленным к окружающему его миру. Излишне охраняя неуклюжую деточку от падений, ушибов, не допуская того, чтобы ребенок оказывался в сложных для него пространственных ситуациях, мамы оказывают ему плохую услугу. В такой ситуации наоборот, чем больше сложных ситуаций ребенку предлагается – тем быстрее он преодолеет свою неловкость, и тем проще ему будет в дальнейшем в детском (а потом и в подростковом) коллективе. Конечно же, надо соизмерять сложность ситуации и уровень двигательных навыков ребенка, но очень важно не превращаться при этом в квохчущую наседку.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Все маленькие дети неуклюжи. Но в процессе роста совершенствуется не только нервная система, но и мышечная и костная системы организма малыша. Правда, около 10% детей бывают слишком неповоротливы. По некоторым причинам мальчики более неуклюжи, чем девочки, и неуклюжесть проявляется по-разному. Родители замечают, что во время еды их ребенок особенно неловок: он разбрасывает пищу, пачкает все вокруг. Когда малыш пытается одеваться сам, это получается у него чрезвычайно медленно: пуговицы не застегиваются, тесемки и молнии оказываются настоящим непреодолимым препятствием.
Такой ребенок падает чаще других, поэтому у него постоянно синяки на ногах и руках и шишки на голове. У него неловкие руки, ему не под силу такая «ювелирная» работа, как сооружение башенки (в возрасте трех лет) или, например, собирание пирамидки из кружочков. Воспитатели в детском саду и в школе замечают, что он плохо пишет (в возрасте 5-6 лет), что он частенько нечаянно что-нибудь ломает или разбивает и что у него плохой глазомер: он не умеет ловить предметы (в пять лет), или бросать мячик (в три года).
Многие неуклюжие дети не различают правое и левое. Как правило, они слишком активны, импульсивны, не умеют сконцентрироваться. Большинство таких детей поздно начинают ходить (в восемнадцать месяцев и старше) и долго сохраняют неуверенность походки.
Плохую координацию некоторые дети наследуют от родителей. Часто, если родители неловких детей интересуются у своих родителей, какими они были в детстве, то слышат в ответ, что были такими же, если не хуже. По каким-то причинам формирование физических способностей у некоторых детей заторможено, хотя в основном с возрастом они успешно догоняют в своем развитии сверстников. Если фактор наследственности отсутствует, то причиной неуклюжести могут быть эмоциональные факторы. Ребенок может быть рассеянным и неловким, когда он чем-то расстроен, несчастен или испуган.
Иногда ребенок становится неловким после какой-либо травмы или эмоционального потрясения. Боль или дискомфорт также могут стать причиной рассеянности и заторможенности. Особенно этому подвержены дети с травмами головы. Хотя любые черепно-мозговые нарушения, например опухоль, вызывающая плохую координацию движений, встречаются крайне редко.
Дети, рожденные с малым весом тела, обычно более неуклюжи, чем дети, рожденные с нормальным весом. Последние наблюдения подтверждают, что важную роль также играют микротравмы головного мозга младенцев до рождения и во время родов. Например, есть доказательства того, что дети со слабым церебральным параличом проявляют все симптомы, связанные с неуклюжестью, описанной выше, и у многих из них возникают проблемы в обучении и чтении. Например в США фактически все неуклюжие дети рассматриваются как страдающие «минимальным церебральным параличом».
Что можете сделать вы?
Важно осознать, что у неуклюжего ребенка могут возникать проблемы общения, как прямое следствие его неуклюжести. Если неловкость ребенка вызывает разочарование и огорчение у его родителей, воспитателей и учителей, еще больше от нее страдает сам ребенок. Не умея что-либо делать хорошо, он будет избегать этого рода деятельности, а при повторной неудачной попытке с ним может случиться истерика – очень горько всегда быть последним из-за своей неловкости.
Родителям, учителям и врачам, конечно, проще всего относиться к таким детям как к «нормальным, но нерадивым». Однако все больше специалистов считают, что неуклюжие дети не совсем нормальны из-за небольших неврологических нарушений в их организме. Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании. С ними необходимо терпеливо и с пониманием специально заниматься, чтобы отрабатывать необходимые навыки.
Неуклюжесть усугубляется, если детей ругают или упрекают. Из-за постоянных насмешек других детей, а иногда и учителей в школе неловкие дети становятся агрессивными и неуправляемыми. Некоторые из них, наоборот, становятся чрезмерно застенчивыми, а некоторые начинают мочиться в постель по ночам. Кое-кто из неуклюжих, скрывая свой недостаток, притворяются «дурачком», тем самым вызывая у окружающих сочувствие.
Родителям бывает трудно разобраться, что в их первенце нормально, а что является отклонением от нормы. Поэтому при любых сомнениях, особенно потому, что могут быть определенные неврологические нарушения, ребенка необходимо показать врачу.
Что может сделать врач?
Родители должны подробно рассказать врачу все о развитии их ребенка и о том, почему они считают малыша не по возрасту неуклюжим. Ребенок может выглядеть совершенно нормальным и здоровым, поэтому необходимо оценить его способности. Для этого можно попросить малыша воткнуть колышки в отверстия, собрать пирамидку из кружочков, построить домик из кубиков, собрать простую картинку-головоломку или что-нибудь нарисовать. Еще можно проверить, способен ли ребенок стоять на одной ноге, поскольку дети с нарушениями двигательной системы до семи лет не могут сохранять равновесие в этой позе. Существуют методы более тщательной проверки.
В большинстве случаев никаких серьезных нарушений не обнаруживается. Хотя некоторые нормальные дети попадают в категорию «детей с нарушенной координацией в связи с минимальной травмой мозга». Родителям следует знать, что с возрастом у таких детей координация движений восстанавливается, и если поставлен такой диагноз, то в школе отношение к ребенку меняется в лучшую сторону. Учитель может повысить уровень самооценки такого ребенка, напоминая ему и его одноклассникам о том, что некоторые задания он выполняет лучше других.
Что касается лечения, то здесь на помощь может прийти психотерапевт, особенно когда степень неуверенности ребенка в своих силах слишком высока. В настоящее время вызывает интерес новая отрасль нетрадиционной медицины – детская остеопатия, или черепная остеопатия, основанная на гипотезе, что у девяти из десяти детей имеются те или иные черепно-мозговые послеродовые травмы, которые можно лечить мануальными методами. В традиционных медицинских кругах, однако, такой подход считается весьма противоречивым, и большинство врачей уверены, что он просто бесполезен.
Если вы еще этого не знаете, то запомните следующее
- Приблизительного у одного ребенка из десяти нарушена координация движений.
- В общении с неуклюжими детьми необходимо понимание и терпение: наказывая, высмеивая или упрекая ребенка вы только усугубляете ситуацию.
- Если в результате обследования исключены все физические нарушения в организме, ребенку могут помочь специальные занятия. Они определят глубину проблемы и пути ее преодоления. Например, некоторым детям помогает отработка точных движений руками.
Источник