Ребенок 2 года не слушает книжки
Детям со всеми видами речевых расстройств рекомендуют читать как можно больше. Особенно если диагноз – сенсорная алалия. Правда, эти советчики обычно не объясняют, как это сделать. Я – книжный ребенок, сама читаю с четырех лет. В нашей семье книги обожают все, а моя бабушка – библиотекарь. Еще от меня остались кучи детских книжек и сказок. И вот у нас появился сын, которому книги были до фени. Я конечно пыталась что там читать, но ребенок книги просто рвал или убегал. Что ожидаемо, ведь понимание речи у него не заходило дальше слов “нельзя” и “ням-ням”. Но в итоге я научила сына слушать книги.
У меня было позднее отлучение ребенка от груди. Поэтому я просто предлагала ребенку грудь. Вот тебе книжка, вот тебе грудь. Одно без другого – не выдается. Хочешь слушай, а хочешь – иди вон, кашу ешь. Можно прыгать, если на месте не сидится, в прыжке послушаешь. Другие мамы использовали колбасу. Пока читаем – жуем.
Мои старые книжки нам не зашли. Слишком сложно, слишком мало картинок, поэтому я задвинула их ногой под кровать: купила Маршака и сборник стихов и сказок для детей от полугода до 3-х лет. Читала с выражением по ролям, ревела медведем, квакала лягушкой, показывала пальцем на картинки. И лед тронулся… Сын стал слушать с интересом, а потом начал просить сам ему почитать. Правда, у него сохранилось неприятие новых книг. Старые были уже зачитаны до дыр, а интерес к новым не появлялся. Но тут я записала ребенка в библиотеку.
Библиотека у нас красивая , большая, со своим актовым залом и кучей студий. Книг там кот наплакал, но зато открытая выставка детской литературы, можно подобрать книги лично, а не давать список библиотекарю.
Книги я выбирала с учетом вкусов сына: истории про цвета, милых зверюшек и их домики. Обязательно – с красивыми “человеческими” иллюстрациями, чтобы мышка была похожа на мышку, а не на динозавра.
И однажды, когда мой деть наморщился на библиотечный пакет с книгами, просто села и начала читать истории про собачку Соню. Выбрала самую простую историю, про то как собачка покрасила скатерть вишневым вареньем. Сын был занят своими делами, но варенье, красить и собака – темы, близкие моему ребенку. Надо ли говорить, что сын быстро подполз поближе, чтобы посмотреть картинки. Теперь он иногда сам выбирает себе книги в библиотеке, любит смотреть и описывать картинки, но ему все равно надо привыкнуть к чужим книгам денек-другой.
Как заставить ребенка слушать книги, если он не понимает речь?
- купить интересную книгу СЕБЕ, хотя бы одну, читать на глазах ребенка с видимым удовольствием;
- для ребенка выбрать очень простую историю (ниже возрастного уровня) с качественными иллюстрациями;
- во время прослушивания книги добавить приятный парный стимул, например, еду, кинетический песок, массаж, не давать стимул без книги (стимул постепенно убираем);
- эксплуатировать особый интерес ребенка, у нас все просто: краски и милые зверушки, но мне тут в комментах написала мама, которая переделывала истории про Красную Шапочку под машинки;
- если особый интерес ребенка слишком специфический, написать ему свою историю с картинками, это вполне можно сделать в редакторе Word;
- читать с выражением, показывать картинки пальцами;
- хранить книги в доступе у ребенка, чтобы он мог их брать самостоятельно;
- обучить просьбе книга/почитай словесно или с помощью ПЭКС.
В целом мы еще не победили консерватизм сына: книги он слушает не любые, а только под свои интересы, сложно переходит от одной книги к другой. Я на это смотрю ровно: лучше уж с удовольствием прочитать одну книгу, чем пять – с отвращением.
Источник
В магазине вам на глаза попалась очаровательная детская книга со сказками или стихами. Вы тут же покупаете это чудо, приносите домой, предвкушая, как ваш маленький ангелочек будет сидеть рядышком, уютно прижавшись к вам, и слушать волшебные истории. Но не тут-то было!
24 декабря 2020Текст: Любовь Пришлая
Малыш ни в какую не хочет слушать сказку. И даже не желает смотреть картинки! С криками «Не хочу! Не буду! Убери!» убегает. Знакомая ситуация? Давайте попробуем вместе разобраться в причинах нелюбви малыша к книжкам. Их может быть достаточно много. Но чаще всего причины кроются в том, что…
Не интересно?
Если кроха систематически отказывается слушать ваше чтение – возможно, ему просто не интересно то, что вы ему читаете. У каждого ребенка, даже совсем еще маленького, уже есть свои собственные предпочтения в игрушках, цветах, еде. И книжки – не исключение.
Постарайтесь разобраться, какие темы больше всего интересуют именно вашего карапуза.
Кого-то привлекают машинки (причем часто не только мальчиков, но и девочек), кого-то – зверята. Одним малышам интересно слушать истории про природу, другим – про детей, третьим – про всяческую технику… Встречаются малыши, которым не нравятся стихи. А есть такие, у которых стихи идут «на ура», а вот слушать прозу они отказываются. Разобравшись с пристрастиями крохи, вам будет легче подобрать книгу на его вкус. Пробуйте, экспериментируйте, ищите – и все получится!
Просто такой возраст?
Подбирая книги для чтения, важно ориентироваться на возраст малыша. Возможно, кроха отказывается слушать вас лишь потому, что предлагаемые истории ему «велики». Ребенок может просто не понимать того, что вы ему читаете. А какой смысл слушать, если ничего не понятно?
Для самых маленьких слушателей подходят совсем короткие, ритмичные, простые по содержанию стишки об игрушках, зверятах, машинках, солнышке. То есть о том, с чем малыш уже сталкивался в повседневной жизни.
Также попробуйте читать малышу коротенькие сказки и истории с несложным сюжетом. Или сказки, в которых главными героями являются животные («Колобок», «Теремок», «Рукавичка»). Ребятишкам постарше, у которых уже есть определенный опыт общения со сверстниками, могут прийтись по вкусу сказки не только о животных, но и о детях («Маша и медведь», «Пряничный домик», «Гуси-лебеди»). А к трем годам, когда малыши превращаются в фантазеров, придет время первых волшебных сказок, в которых происходят самые невероятные чудеса.
Недостаточная концентрация?
Если кроха соглашается послушать сказку, но сидит рядом с вами всего минутку, а потом вскакивает и слушать больше не желает, возможно, причина в недостаточной концентрации внимания. И это совершенно нормально! Малыш может сосредотачивать внимание на каком-то одном занятии очень непродолжительное время. Обычно всего на несколько минут. Что же делать?
Читайте малышу часто и понемножку. Минутку утром, минутку перед дневным сном, минутку вечером… Пусть за один раз вы прочитаете всего один стишок. Но зато в течение дня вы «одолеете» целую книжку.
Подрастая, кроха будет становиться все более усидчивым и станет слушать книжки гораздо дольше и с большим удовольствием. Просто нужно чуть-чуть подождать.
Мамины ошибки?
Иногда мы сами можем отбить у малыша охоту к книжкам своим не совсем верным поведением. Прежде всего, когда вы читаете малышу, не удерживайте его возле себя насильно. Хочет слушать и одновременно бегать по комнате или прыгать – пусть двигается! Рано или поздно он и сам не захочет отрываться от захватывающей истории.
Мама, отойди…
Не затевайте чтение, когда ребенок занят другим интересным делом. Допустим, сидит на полу и увлеченно строит дом из кубиков. А освободившаяся от домашних дел мама решает, что пришло время почитать книжку. Малыш бурно протестует, но мама непреклонна. И, возможно, в другое время он с удовольствием поддержал бы мамино начинание. Но именно сейчас ребенок занят тем, что ему интересно, что хочется делать. Не нужно его принуждать. Пусть книги и все, что с ними связано, ассоциируются у крохи только с положительными эмоциями.
Обратите внимание на то, как именно вы читаете малышу и с каким настроением. Чтобы заинтересовать его, важно, чтобы и мама была увлечена. Если она читает стих или сказку эмоционально, с выражением, меняя тембр голоса в зависимости от того, зайка это говорит или волк, шансов заинтересовать дочку или сына чтением будет больше.
Есть еще один тонкий момент. Проблематично привить ребенку любовь к книгам, если он не видит читающих родителей. Дети во всем подражают взрослым. Иногда маме бывает достаточно просто взять книгу в руки и начать увлеченно читать, как кроха тут же захочет проверить, чем же таким интересным она занимается. И несмотря на то, что электронные «читалки» уверенно вошли в нашу жизнь, не станем забывать о традиционных методах чтения, показывая малышу хороший пример.
Простые советы
В раннем возрасте не стоит читать крохе длинные сказочные повести с «продолжением». На следующий день малыш уже может забыть то, о чем вы с ним читали вчера. Пока лучше подбирать коротенькие истории, которые читаются за один раз.
Дайте возможность ребенку самому выбирать книги для чтения. Быть может, ему не очень хочется слушать ту книгу, которую предлагаете вы. Положите перед крохой несколько разных книжек. Пусть покажет ту, которая больше всего его заинтересует.
Старайтесь вырабатывать у малыша уважительное отношение к книгам с самого раннего возраста. Не разбрасывайте их по комнате, не бросайте в одну кучу с игрушками, даже если это книжки-картонки. Выделите для малышовых книжек специальную полочку и складывайте туда книги всякий раз после чтения.
Ловите момент. Если малыш сам принес вам книгу и просит почитать, отложите ненадолго свои дела и выполните его просьбу. После нескольких отказов он может просто потерять к книжкам интерес.
Подстраивайтесь. Если малыш не хочет слушать книжки, но охотно рассматривает картинки, пойдите ему на встречу. Расскажите крохе о том, что нарисовано на картинке. Можно пересказать сказку по картинкам своими словами. Или даже придумать новую историю.
Создавайте вместе с малышом свои собственные «книжные» ритуалы. Может, вы будете всегда читать перед сном. Или станете брать книжку на прогулку, чтобы усесться на скамеечку в парке и прочитать стихи о солнышке, лесе, цветах, пчелках… И любовь к чтению обязательно придет.
Больше полезных материалов о развитии малышей – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Источник
Довольно часто ребенок не хочет читать, потому что ему трудно. И в этой статье я расскажу о том, почему же нашим детям стало труднее читать и слушать книжки.
Но сперва хочу вас спросить: «Когда вы смотрите на вывеску или рекламный плакат, тоже начинаете автоматически читать написанное?»
Вот со мной такое постоянно происходит. Прогуливаясь по улицам большого города, мне часто приходится напоминать самой себе не читать всё подряд. Любой текст, как магнитом, притягивает мой взгляд, и буквы моментально складываются в слова, а слова – в образы.
Если вам удобнее слушать, а не читать, то для вас я подготовила аудиозапись статьи.
Конечно, я понимаю, что это совершенно нормально для моего поколения. Потому что предмет требует определенного действия. И мой мозг, когда я вижу буквы, немедленно их читает. Хочу – не хочу, надо – не надо, но читает.
А вот когда вижу цифры, я их не складываю, не вычитаю, не умножаю, корень квадратный не извлекаю. Но вижу буквы и читаю их. А вы замечали за собой такое?
Возможно, вы удивитесь, но для наших детей буквы не обладают таким условным характером действия. Ну, буквы и буквы, написано и написано, а что – неважно. Написанное слово не требует от ребенка: «Прочитай меня!»
Современные дети действительно во многом отличаются от нас. И нам стоит признать, что они не такие же, какими мы были в детстве, потому что полностью изменился образ жизни людей.
Хорошо это или плохо? Думаю, что искать ответ на этот вопрос бессмысленно. Мы можем принять изменившуюся социокультурную ситуацию и попытаться пробудить в детях любовь к чтению.
Чтобы понять, почему детям стало труднее читать и слушать книжки, вспомним, а что же раньше им помогало войти в мир слова и чтения, а теперь мешает.
Причина №1: Неумение владеть собой.
Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сидеть какое-то время на месте. Довольно часто родители говорят, что у них активный ребенок, объясняя его неусидчивость. Однако психологи отмечают, что на самом деле поведение такого ребенка чаще всего реактивно, импульсивно. Он не может усидеть на родной попе, а реагирует на любые привлекательные для него внешние раздражители.
И если для дошкольника это не является проблемой, то первокласснику неумение сидеть на месте 30-40 минут мешает хорошо учиться.
Родители могут научить ребенка справляться со своими эмоциями. Могут научить его действовать не только импульсивно, но и осознанно, прилагая усилия для достижения желаемого. Могут научить придерживаться установленных правил.
Чтобы понять, как научить ребенка владеть собой, я обратилась за консультацией к детскому психологу Ксении Собченко. Прочитайте её рекомендации (или посмотрите видеозапись консультации).
Причина №2: Из жизни маленького ребенка исчезает материнский фольклор.
Ребенок не хочет читать, когда ему трудно понимать прочитанное. Оказывается, огромную роль в упорядочении мира для ребенка играл фольклор. Это потешки, колыбельные, пестушки, которые сейчас уже мало кто из родителей использует в общении с маленьким ребенком.
Именно через фольклор малыш впервые узнавал: как устроен мир и что в нем происходит.
Когда мама поет малышу колыбельную, она не только помогает ему успокоиться, но и словесно выстраивает для него мир, о котором он ещё совсем ничего не знает. И пусть ребенок не до конца понимает смысла слов, но слушая спокойный и ласковый голос (а по-другому петь колыбельную просто невозможно) он запоминает всё то, что наговаривает ему самый родной человек. Это помогает ребенку почувствовать, что он находится в безопасности.
Иллюстрация из книги «Поцелуй на ночь» Мэнди Сатклифф
Своей дочке я не пела: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит за бочок» – потому что была уверена, что смысл этой колыбельной ужасен! Что я напугаю своего ребенка. Хотя на самом деле я просто не знала о заложенной народной мудрости в этих словах.
Эта колыбельная о том, что есть такое место – край, за которым начинаются опасности, граница, нарушать которую нельзя. И это попадает в подсознание ребенка вместе с ласковым голосом матери. А согласитесь, ведь так важно, чтобы ребенок знал о существовании границ, чтобы он понимал, через что можно переступать, а через что – нельзя.
Современным мамам особенно трудно выстраивать границы для своего ребенка, потому что у них довольно часто не выстроены свои собственные. Ведь и нам в детстве уже меньше пели русские народные колыбельные. И мы хорошо помним только слова песни из передачи «Спокойной ночи, малыши», а в них нет такого глубинного смысла.
Стихи для малышей из книги Зинаиды Александровой
А еще я заметила, что потешки помогают ребенку соблюдать режимные моменты, например, умываться и чистить зубы. Если приговаривать: «Водичка-водичка, умой моё личико, чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок» – то дочка радостнее выполняет необходимые действия.
Так что при желании можете подобрать приговорки на разные режимные моменты, чтобы заменить уговоры и рациональные доводы на понятный и любимый ребенку стихотворный язык.
Материнский фольклор – это стихия поэтической речи, куда ребенок попадал сразу. Он постоянно в течение дня слышал потешки – рифмованное, ритмичное слово. Именно так происходила первая встреча малыша с поэзией.
Однако материнский фольклор исчезает из жизни детей, потому что родители просто не знают о его важности и недооценивают его роль в развитии ребенка.
На его место пришли современные «уси-пуси». Потому что мама чувствует, что с ребенком надо как-то ласково общаться. Но как именно – не знает, потому что потешки позабылись. Вот она и говорит много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, используя их уместно и не очень. Но ведь такая манера общения далека от поэтической речи. Поэтому наши дети гораздо позже сталкиваются с поэтической стихией, которая раньше помогала ребенку войти в мир слова.
Причина №3: Отсутствие режима дня.
Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сосредоточиться, потому что он чувствует внутреннее беспокойство. Конечно, с малышом в первый год жизни режим меняется так быстро, что как только приспособишься к одним правилам, всё снова ломается и приходится заново перестраиваться. Однако после года режим дня для ребенка особенно важен.
Режим дня помогает ребенку знать, что будет потом, и это дает ему ощущение владения ситуацией. Когда ребенок не знает, что будет потом, это его невротизирует.
Знание, что будет потом, удовлетворяет чувство безопасности – базовую потребность ребенка. Да что ребенка, вас ведь тоже беспокоит чувство неопределенности? Вы ведь тоже хотите знать, что будет потом, чтобы спокойнее себя чувствовать?
Иллюстрация из книги «Поцелуй на ночь» Мэнди Сатклифф
Раньше режим дня родителям и детям было легко соблюдать. А сейчас все чаще можно увидеть прогулки с детьми до часу ночи, поздний подъем, субботний шопинг, когда ребенок мотается по изобилию совершенно ненужных ему вещей, которые часто и трогать-то не разрешается.
Поэтому в детском саду строгий режим дня придуман неспроста, и не столько для удобства воспитателей, сколько потому, что четкая последовательность действий в течение дня важна для развития ребенка и его психического здоровья.
Причина №4: Родители меньше уделяют внимания развитию у ребенка навыков самообслуживания.
Как это может быть связано с тем, что ребенок не хочет читать? Сейчас объясню. Навыки самообслуживания – это удовлетворение своих бытовых нужд и потребностей своими силами. Одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, попу вытирать и т.д.
Да, нужно время, чтобы ребенок научился что-то делать сам. И часто родители говорят, что нет времени ждать, пока научится, быстрее сделать самому. И получается, что в 5-6 лет ребенок не умеет даже самостоятельно одеваться-раздеваться.
Но давайте задумаемся, как много задействовано психических функций, когда ребенок учится, например, надевать носок.
Это ведь ребенку надо помнить: где носок, где та нога, что ножку надо согнуть и выполнить одновременно два разнонаправленных движения – ногу согнуть, резинку растянуть. Слабенькими пальчиками растянуть тугую резинку, попасть ногой в отверстие носка, а потом носок натянуть. То есть выстроить в голове порядок своих действий.
И как часто бывает поначалу: носок натянут – пятка сверху. Срабатывает операция контроля, поиск того, что не так. Дальше приходится придумывать решение проблемы. На самом деле решать сложную практическую задачу, а это и развивает практический интеллект.
Учить ребенка самостоятельно одеваться – это не обязанность, а возможность для его обучения.
Когда родители дают ребенку время самому одеваться, обуваться, застегивать молнию, пуговицы – это всё бесплатные развивающие занятия, а не даром потраченное время.
В процессе самообслуживания у ребенка развиваются и целеполагание, и овладение собой, и память, и внимание, и контроль – разве можно на это жалеть времени? Ведь всё это необходимо, чтобы ребенок мог хорошо учиться и читать.
Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.
Как хорошо, что родители хотят понимать своих детей, хотят сделать как лучше и не совершать ошибок своих родителей, поэтому читают много книг по воспитанию. Но очень часто не могут критически отнестись к прочитанным рекомендациям и пробуют на ребенке то одно, то другое. И ребенок невротизируется, потому что не понимает, чего ждать от родителей.
Плюс ко всему мамы, желающие быть идеальными, сами боятся очерчивать границы, боятся проявлять строгость и твердость, постоянно сомневаются в принятых решениях, чувствуют себя во всем виноватыми, а ребенок, конечно, считывает мамино эмоциональное напряжение.
Давайте попробуем разобраться. Вся педагогика развивается между двумя полюсами, и в книгах авторы склоняются то к одному, то к другому, где-то добавляя чего-то больше, где-то – чего-то меньше.
Так вот один полюс занимает идея свободного воспитания Жан-Жака Руссо, который утверждал, что ребенок, придя в мир, уже состоялся как личность, и главная задача родителей – это ему не мешать.
На втором полюсе находится Адольф Дистервег, считающий, что ребенок – это чистая доска, что напишем, то и получится.
Но ведь это крайности, и часто родители встречают в книгах по воспитанию искаженные интерпретации слов великих педагогов, вырванные из контекста и лишенные первоначального смысла.
Так, например, последователи Руссо, могут считать, что ребенок все знает и не надо его ничему учить. Пусть ест руками, раз он так хочет, раз ему так привычно. Или же родители говорят: «Я же не могу насиловать ребенка», объясняя свою неспособность научить его пользоваться горшком.
Или же последователи идеи Дистервега могут полагать, что ребенка можно всему учить, а он должен и обязан всему учиться. Не учитывая индивидуальные особенности развития и интересы самого ребенка. Папа хочет, чтобы сын был спортсменом, значит будет тренироваться до посинения и не важно, что это не соответствует природным способностям мальчика.
Что родители могут сделать, чтобы ребенку было легче читать и слушать книги?
- Научить ребенка владеть собой.
- Пригласить ребенка в мир поэзии, читая ему стихи и приговаривая потешки.
- Соблюдать подходящий ребенку режим дня.
- Выделять время на обучение навыкам самообслуживания.
- Не бояться обращаться с конкретными вопросами по воспитанию ребенка к специалистам – психологам, педагогам.
Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка, то приглашаю вас стать участником моего онлайн-курса «Как пробудить в ребенке желание читать книги».
Источник