Ребенок 2 года не сидит за столом
Во многих семьях, где имеются дети в возрасте одного или двух лет, кормление становится мучительным занятием, если не настоящей бедой – всюду оказывается беспорядок и грязь. Те родители, которые не умеют справляться с детьми во время кормления, приходят ко мне с вопросами, касающимися возрастающей самостоятельности малышей, а ближе к двум годам – упрямства.
Вот что обычно вызывает беспокойство.
«Мне приходится ловить ребенка по кухне, чтобы его накормить».
«Мой малыш не хочет сидеть на высоком стуле для кормления, он пытается с него слезть».
«Он даже не пытается есть сам».
«Мой ребенок постоянно кидает пищу на пол или кладет себе на голову».
Новые навыки поведения за столом ребенок приобретает в тот же период, когда делает большие шаги в развитии. Многие дети в это время уже умеют ходить. Те, которые еще не ходят, – ползают и лазят. Все они бесконечно любопытны. Еда не входит в первую строчку рейтинга интересных им занятий. Кому хочется сидеть на стуле пусть даже десять минут, когда вокруг целый мир, который можно познавать? И кому охота есть пищу, если кидать и размазывать ее куда забавнее?
Как взять дело кормления ребенка в свои руки
Даже для годовалого малыша вы можете начинать устанавливать основные принципы. Некоторые начинают протестовать: «Он слишком мал, чтобы учить его правилам». Полная ерунда, дорогие мои. Именно сейчас надо начинать, до наступления этого кошмарного двухлетнего возраста, когда все может превратиться в сплошную борьбу.
Во всех высказываниях родителей, описывающих свою озабоченность поведением ребенка, в результате оказывается, что ребенок командует. Мамы и папы начинают со слов «Мой малыш отказывается…», «Мой сын не хочет…». Вы должны принять управление на себя.
В некотором роде ерзанье во время еды, отказ сидеть на высоком стуле для кормления, желание встать – все это является неотъемлемой частью поведения ребенка, и многих из таких проблем невозможно избежать. Я заметила, что те мамы, которые поддерживают контакт с малышами и беседуют с ними, имеют меньше проблем в данной области. Это помогает увлечь ребенка и удержать его интерес к еде. Попробуйте спросить «Где картофель?» или сообщить «Горошек – зеленый». Улыбайтесь, разговаривайте с малышом, хвалите его за то, что он правильно делает. Если он перестанет кушать или в какой-то момент вам покажется, что он хочет встать, возьмите инициативу в свои руки: сразу же снимите ребенка со стула и скажите: «Очень хорошо, обед закончен. Пора мыть руки».
Никогда не следует уговаривать детей поесть. Они сделают это, когда проголодаются или когда перед ними поставят тарелку с их любимым блюдом. Но они не будут кушать, если мы попытаемся их накормить уловками или обманом.
Детский стул для кормления: что не так?
Если ребенок вертится и ерзает или если родителям кажется, что ему неудобно сидеть на стуле для кормления, я задаю им много вопросов. Сажаете ли вы малыша на высокий стул для кормления, заставляя ждать, пока вы приготовите ужин? Если да, то сколько времени ему приходится ждать? Даже пять минут покажутся вечностью активному малышу. Сначала приготовьте еду и сделайте все необходимое до того, как посадите его на кухне. Оставляете ли вы его сидеть на стуле для кормления после того, как он поел? Если вы будете делать так, ребенок может начать воспринимать этот предмет мебели как место заключения.
Я знаю одного малыша, который постоянно выказывает нежелание садиться на стул для кормления, и каждый раз мама приходит в отчаяние и сердится. В таком случае я задаю вопрос: «В каком возрасте вы впервые поместили малыша на стул для кормления? Умел ли он сидеть сам без поддержки к тому времени?» Если вы водрузите малыша на стул, когда он еще не умеет сидеть сам, хотя бы на двадцать минут, он будет испытывать неудобство и усталость. Неудивительно, что по отношению к этому стулу у него сформируются негативные ассоциации.
Очень важно уметь распознавать нежелание и страхи ребенка. Если он стучит ногами, изгибает спину, извивается, чтобы вы не смогли посадить его, немедленно оставьте попытки. Скажите: «Я вижу, что ты еще не готов покушать». Сделайте очередной подход через 15 минут.
Иногда родители создают проблему сами тем, что не делают паузы между, например, игрой и кормлением. Не подобает резко отрывать малыша от развлечений и сразу же водружать на стул. Разговаривайте с малышом («Пора обедать. Ты проголодался?» или «Давай уберем кубики, а потом вымоем ручки»). А прежде чем поднять его на высокий стул для кормления, скажите: «Ну вот, все в порядке, а теперь я хочу посадить тебя на стульчик».
Он еще не ест сам?
Если ваш ребенок неохотно кушает сам, то проверьте свою причастность к этой проблеме: Каково ваше отношение к тому, что ребенок ест сам? Суетитесь ли вы во время кормлений? Нервничаете ли вы из-за того, что малыш все пачкает и бросает? Мне всегда грустно видеть ситуацию, когда двухлетние малыши уже умеют пользоваться вилкой, но их слишком суетливые родители не доверяют им этот столовый прибор. Если вы ведете себя нетерпеливо, все время вытираете ребенку что-нибудь, прибираетесь на столе, когда малыш еще не закончил кушать, он быстро поймет, что в кормлении нет никакого удовольствия. Почему он должен стремиться есть сам?
Важна также и готовность. Когда родители обеспокоены, что ребенок не ест сам, я спрашиваю: «Что вы имеете в виду под словами “ест сам”?» Большинство годовалых детей умеют кушать самостоятельно – руками, но не ложкой. Если ваш малыш еще не начал есть руками, положите ему на столик той еды, которая пригодна для этого, и он сообразит, что надо делать.
Пользование вилкой и ложкой является более трудным делом. Задумайтесь, что включает этот процесс: сначала нужно приноровиться держать в руке прибор, затем – научиться подсовывать его под пищу и поднимать вместе с нею, не переворачивая, и, наконец, подносить ее ко рту. Некоторые дети даже не делают попыток начать эти маневры до четырнадцатимесячного возраста.
Поначалу давайте малышу ложку, чтобы он ею играл. Пока он не научится пользоваться ею, он не будет выпускать ее из рук. Возможно, что он станет брать ее в рот. Увидев это, положите что-нибудь на ложку, например густой овсянки, которая прилипнет к ней. Конечно, бoльшая часть каши окажется в волосах малыша (и в ваших!), но вы должны дать ему время поэкспериментировать, пока он не научится попадать ею в рот. Примерно между четырнадцатью и восемнадцатью месяцами малыш уже сможет класть в рот еду ложкой.
Макароны на голове
Все дети в определенный момент в период от года до трех лет вдруг решают, что спагетти на голове вместо шапки – это хорошо. Если такая глупость повторяется неоднократно и родители начинают беспокоиться, я всегда задаю им вопрос: «Смеялись ли вы, когда он сделал это в первый раз?».
Проблема в том, что ваша реакция доставила ему больше удовольствия, чем то, что он положил спагетти на голову. Он подумал: «Вау! Как здорово! Маме понравилось, что я сделал!». И он стал повторять это снова, но во второй, третий и четвертый раз вам уже не понравилось такое поведение. Вы начали сердиться, а ребенок – недоумевать: «Два дня назад, когда я это сделал, было смешно – что же случилось, раз мама больше не радуется?».
Дети примерно от года до трех любят кидать вещи. Для них не существует разницы между киданием мяча и хот-дога. Если ребенку меньше года, вам не следует реагировать на такое поведение. Он это делает не для того, чтобы привлечь ваше внимание, – однако дайте ему понять, что бросание пищи недопустимо. Как сказала одна мама своему семимесячному малышу, когда он принялся швырять кусочки сыра на пол: «Ты, видимо, хочешь кушать на полу?».
Если вам повезло, и вы еще не стали очевидцем шоу с макаронами на голове, то соберитесь с духом. Скоро увидите. А когда увидите – не смейтесь. Скажите только: «Нет, еду не кладут на голову. Ее кушают». И уберите макароны. Если вы уже имели счастье увидеть подобное, скажите ребенку то же самое, но будьте готовы, что, пока он изменит свое поведение, такой случай повторится еще не раз.
Если вы ничего не станете делать со своей стороны, то могу уверить вас, что на следующем этапе – с двух до трех лет – вы столкнетесь с еще более скверным поведением за столом.
Источник
В повседневной жизни многие сталкиваются с такой проблемой, как бегающий с ложкой по дому ребенок.
Конечно, родители хотят видеть его за столом, но малыш снова и снова, схватив кусок еды, отправляется в путь.
Почему ребенок не сидит во время еды?
1. «Кусочничество» – одна из самых распространенных причин. Родители в перерывах между приемами пищи слишком часто дают что-нибудь пожевать: конфета, пряник. Это приводит к тому, что чадо либо есть не хочет и начинает таким образом баловаться, либо просто привык есть на бегу.
2. Ребенку нужен контроль. Такое поведение свойственно детям, которые испытывают трудности с самоорганизацией. Ругать ребенка нельзя. Он должен понимать, что он в любом случае всегда будет любим. Самый лучший вариант – садиться с ребенком вместе и при попытке сбежать останавливать его, сопровождая действия словесными инструкциями.
3. Сложная адаптация в детском саду. Зачастую бывает, что ребенок всегда спокойно кушал за столом, но после того как начал ходить в детский сад постоянным спутником при приеме пищи стали так называемые “короткие пробежки”. Проблемы такого характера – это вопрос времени. И адаптировавшись, ребенок перестанет так себя вести, копируя поведение других детей.
4. Ребенок сам по себе очень подвижный. Ему тяжело усидеть на месте. В данном случае, нужно разнообразить день ребенка, добавив больше подвижных игр на свежем воздухе и физических занятий, чтобы у него была возможность потратить накопленную энергию в уместной форме.
Как научить ребенка есть за столом
Если изначально, правильно учить ребенка, принимать пищу за столом. То в дальнейшем серьезных проблем можно избежать. Как это сделать правильно:
- С ранних лет необходимо приучать ребенка сидеть за столом вместе со всей семьей. Таким образом, ребенок будет видеть правильную модель поведения и копировать ее. Даже если ребенок кушает в детском стульчике, его нужно ставить на кухне, а не перед телевизором.
- Убрать телевизор с кухни. Просмотр телевизионных передач за едой вреден не только для детей, но и для взрослых. В случае с ребенком он может вызвать привыкание. И малыш в дальнейшем будет отказываться садиться за стол, пока не включат телевизор.
- Хвалить ребенка за попытки самостоятельно поесть за столом.
- Ребенок за столом должен попробовать разную еду. Родители, как правило, надолго затягивают период кормления ребенка перемолотой в блендере едой. Это делает процесс приема пищи однообразным и скучным.
- Родители могут заинтересовать малыша в приеме пищи именно за столом с помощью современных кулинарных приспособлений. Например, с помощью фигурных ножниц можно вырезать фигурки из овощей. В еде появится дополнительное разнообразие и малыш будет с нетерпением ждать момента, когда же он увидит, что подадут ему сегодня.
- Для большей мотивации ребенка можно привлечь к приготовлению пищи. Вместе с мамой он может приготовить салат для папы и украсить его. Такие творческие эксперименты приводят к тому, что дети не только ждут, но и бегут первыми за стол!
Обучение ребенка приему пищи за столом – это естественный процесс. Который, как и другие, требует терпения и практики.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Как знакомить ребёнка с интернетом и как избежать интернет-зависимости?
Как возникает отчуждение между родителями и детьми?
5 уловок, чтобы не срываясь на ребёнка, заставить его Вас слушаться!
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
О питании ребенка 2-3 лет написано гораздо меньше, чем о введении прикорма, и родители часто не готовы к особенностям детей этого возраста. Одним кажется, что ребенок почти ничего не ест, других приводят в замешательство странные пищевые привычки, и почти все возмущены плохим поведением малыша за столом – особенно на людях. Что беспокоит родителей – и что с этим можно сделать?
Вот что чаще всего не нравится родителям в поведении их детей во время еды:
- “У моего ребенка отвратительные манеры – так и должно быть в его возрасте?”
- “Мой малыш не может сидеть спокойно за обеденным столом” (то, что я называю “синдромом извивающегося червяка”).
- “Ребенок бросает пищу, когда не хочет больше есть или когда она ему не нравится”.
- “Он начинает сердиться во время еды – каждая мелочь выводит его из себя”.
- “Малыш намеренно устраивает беспорядок – любит рисовать на столе соусом от спагетти”.
Многие из поведенческих странностей во время еды являются продолжением подобных проблем, возникающих в течение дня, просто родители начинают их замечать только за обедом, особенно придя в ресторан, где это могут увидеть другие люди.
Чтобы выяснить, не является ли проблема лишь частью чего-то большего, я задаю вопрос: “Он начал так себя вести недавно или это продолжается уже в течение какого-то времени? Если последнее, то в каких ситуациях происходит подобное? Чем обычно оно вызывается?”.
Чаще всего здесь нет ничего нового. Это результат бессистемного воспитания ребенка. Он ведет себя импульсивно, а родителей его выходки или смущают, или сердят. И они либо не обращают внимания, либо дают ребенку то, чего он требует.
Предположим, ваш малыш рисует соусом от спагетти на столе. Что делаете вы? Думаете: “Не беда. Я все вытру”, – и ничего не говорите ребенку. Игнорируете то, что он делает. А что происходит через несколько недель, когда вы приезжаете к бабушке и малыш начинает разрисовывать фамильную скатерть свекрови?
Я бы сказала, что здесь нет вины ребенка. Вы должны были ему объяснить, что соус для спагетти предназначен не для рисования пальцами. Когда он сделал так в первый раз, вам следовало сказать: “Это – еда. В нее не играют. Закончишь кушать – отнеси свою тарелку в кухонную мойку”.
Предположим, что ваша дочь слишком активна, она любит класть ноги на стол и отбивать ими ритм любимой детской песенки. А теперь вообразите, что она так же станет вести себя в ресторане. Вам захочется спрятаться под стол.
Будьте последовательны и настойчивы. Чего бы непозволительного ни вытворял ваш ребенок, прямо скажите ему, что так поступать нельзя: “Мы не должны (назовите, что он делает) за столом”. Если он не перестает, попросите его выйти. Вы можете позвать его обратно через пять минут. Благодаря такой последовательности и непрерывности дети понимают не только, чего следует ожидать, но и чего ожидают от них.
То же самое происходит и с бросанием пищи. Одно дело, когда четырнадцатимесячный малыш пробует делать движения и пытается кидать предметы, этому лучше не придавать значения. Но когда двух- или трехлетний ребенок выводит вас из себя, вы должны сказать ему, что он ведет себя плохо, и заставить его убрать за собой.
Допустим, вы поставили перед своим двухлетним малышом тарелку с курицей, а он громко закричал: “Нет!” – и стал кидать кусочки на пол. Отставьте тарелку, сказав, что еду нельзя кидать. Поднимите ребенка со стула. Через пять минут попробуйте покормить его снова. Дважды дайте ему шанс, сказав, что потом он ничего не получит.
Может быть, это звучит слишком сурово, но поверьте мне, дети в данном возрасте уже знают, как манипулировать родителями. Мне приходилось видеть мам, которые, как бейсбольные игроки, пытались поймать на лету брошенную еду, ни слова не говоря своим детям о том, что так поступать плохо. Вместо этого они спрашивали: “Может быть, ты хочешь кусочек сыра?”.
Вы должны делать правильные шаги каждый раз при кормлении, пока малыш не перестанет поступать неправильно. Проблема в том, что у родителей опускаются руки. Отступившись, родители только делают уборку и приводят все в порядок.
Кто-нибудь скажет: “Малышу всего два года – он по-другому не умеет”. Но кто должен научить его быть вежливым – и когда? Или добрая фея прилетит и даст ему урок хороших манер? Учителем должен стать родитель, причем чем раньше, тем лучше.
Иногда проблему неправильного поведения можно решить, если внимательнее присматриваться к сигналам, поступающим от малыша. Если, например, мне говорят, что ребенок выходит из себя, я спрашиваю: “А может, он уже сыт?”. Родители часто пытаются заставить ребенка съесть еще один кусочек, даже если малыш хнычет, отворачивает голову и лягается. И он в конце концов выходит из себя. Дело в том, что папе и маме надо было сразу же увести его из-за стола.
Пытаясь втолкнуть в малыша больше, чем помещается в его желудок, родители в перспективе лишают его возможности контролировать потребности организма и понимать, когда он сыт. Многие взрослые люди, имеющие избыточный вес, вспоминают свое детство, когда им давали много угощений и сладостей и хвалили за то, что у них такая чистая тарелка. Их родители, видимо, говорили: “Какая хорошая девочка, что все съела”. И у детей еда начинала ассоциироваться с поощрением. Если у вас лично есть проблемы с едой, или вы постоянно сидите на диете, или у вас пищевая фобия, то займитесь этим и получите необходимую помощь, чтобы проблема не перешла к вашему ребенку.
У меня дочка ест только под мультики, как бороться – не знаю. Не кормить нельзя, у неё сильный дефицит массы тела, сейчас задача – набрать вес…(((
2016-05-17, Liefdelady
Желательно чтобы был пример как нужно себя вести за столом, только не мама с папой, а такой же ребенок, можно постарше
2015-09-11, Слива Светлана
У меня двое деток старший приучен кушать за столом, а младший только в комнате с мультиками, не знаю как отучить((
2016-02-18, katy2510
Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник
Содержание:
25.02.19 10:00 / ????1912 (22 за неделю) / ⏱️5 мин. /
Когда малыш уже стремится кушать сам, с интересом берет ложку и пытается пить из чашки, взрослым кажется, что во время трапезы они должны всё время указывать ребёнку, что ему можно делать, а что – нет. Конечно, важно научить чадо есть самостоятельно, но до того, как научить ребёнка сидеть за столом, родителям нужно подготовить удобное место для приёма пищи, посуду и научиться правильно готовить.
Не забывайте о гигиене
Любой ребёнок должен чётко усвоить правило, что перед тем как сесть за стол, он непременно должен вымыть руки. Вымыть и насухо вытереть ручки совсем ещё малышу должны помочь родители, и лишь после этого усаживать его за стол. Когда ребёнок дорастёт до 2-2,5 лет, то уже на подсознательном уровне будет помнить, что нужно перед едой быстренько сбегать в ванную и вымыть руки. Если он вдруг об этом забудет (поскольку у детей голова всегда забита более важными заботами, чем правила гигиены), ему нужно будет напомнить об этом.
Приучайте пользоваться столовыми приборами
Для детей до 3 лет достаточно только ложки, не имеющей острых краёв – пусть они на ней тренируются. Совсем крохам не объяснить, почему не стоит переворачивать тарелку или вываливать кашу на кошку. Когда кроха начинает играться за столом, значит, он уже не голоден, и тарелку можно убрать.
Примерно к 1,5 годам дети обучаются есть ложкой, сами могут держать чашку, подносить её ко рту, не проливая содержимого. До года лучше кормить малюток из безопасной детской пластиковой посуды: ложки, миски на присоске, поильника-непроливайки.
После 3 лет малыша пора приучать к вилке, но строго под присмотром взрослого. Постепенно нужно переводить кормление ребёнка на обычные столовые приборы, а пить давать из стеклянных стаканов. Давая ему вилку в руки нужно подчеркнуть, что он теперь достаточно взрослый и самостоятельный, чтобы доверить ему этот острый предмет, малыш будет этим гордиться.
В 5 лет ребёнку пора рассказать об этикете за столом и добавить к его арсеналу столовый нож. В продаже можно найти детские сервировочные наборы с затейливыми ручками, там присутствуют и ножи – неострые, специально для ребёнка. Сразу же малышу нужно усвоить правило – держать нож в «своей» руке (в правой для правши, в левой для левши).
Куда посадить малыша?
Ребёнка нужно приучать к совместным трапезам за общим столом сразу после того, как он уверенно начнёт сидеть (примерно в полгода). Как научить ребёнка сидеть за столом, если не подавать личный пример. Тут ему можно давать прикорм и образец поведения во время приема пищи, формируя чувство семейной общности. Плохие варианты кормления: на кровати, диване, перед телевизором или с другими развлечениями во время еды. Дети ко всему этому моментально привыкают и потом без этого отказываются есть.
Ребёнку нужно втолковать, что еда не является игрушкой, а к приёму пищи нужно относиться серьёзно – есть аккуратно и тихо, не играть с продуктами. За обеденным столом за малышом нужно закрепить постоянное место. Можно прикрепить к столу специальное кресло либо поставить возле него высокий стул или кресло для детского кормления. С маленьким ребёнком во время кормления лучше сидеть рядом и помогать ему, чтобы после обеда кухню не пришлось полностью отмывать.
Как кормить детей до двухлетнего возраста?
Все члены семьи должны быть готовы воспринимать со спокойствием уроненную кашу или пролитую воду, а также пускаемые малышом пузыри. Ему нужно привыкнуть к еде, а всякий новый продукт он воспринимает с недоверием (отчего и выплёвывает и закашливается). Ведь вода в бутылке, по его мнению, имеет определённо иной вкус, чем из ложечки, которая просто мешается во рту и неизвестно, что с ней делать. Поэтому взрослый всегда должен быть рядом, на подхвате.
Кормление из ложки предпочтительнее бутылочного, ведь ребёнок не только быстрее насыщается, но и учится есть из ложки: ему приходится открывать рот и двигать языком, чего при кормлении из соски не требуется.
5
Как научить ребёнка слышать с первого раза?
Научить своё чадо слушать и слышать с первого раза не так и просто, поскольку и взрослым не всегда э …
Ниблер
В старину матери заворачивали еду в тряпицу и давали ребёнку её жевать – так он не мог подавиться. Теперь этот способ немного устарел, зато появился современный ниблер. Так называется мешочек из силикона или прочного нейлона, в который также нужно класть кусочки фруктов или овощей. После использования ниблер необходимо каждый раз промывать под проточной водой. Удобнее использовать модели, имеющие сменные сеточки, тогда не нужно беспокоиться, что на них останется моющее средство. Пользоваться ими намного проще: после использования грязную сеточку нужно просто выбросить, заменив новой.
Ниблер хорош не только тем, что надолго может отвлечь малыша, но он также массирует дёсны и развивает жевательный рефлекс. Для детей от полугода до года выпускают ниблеры с маленькой продолговатой сеточкой, а для ребяток постарше – с круглой и более крупными ячейками.
Чем кормить ребёнка?
Ребёнку не годится как слишком густая, так и слишком жидкая пища, равно как слишком горячая или холодная. Завтрак, обед и ужин должны иметь место в точности по расписанию, а во время второго завтрака и полдника малыша можно порадовать сырниками, кексами или блинами. Но нельзя пичкать его хлебом, баранками или калорийным печеньем, чтобы не перебить аппетит перед обедом или ужином. Напротив, овощи и фрукты повышают аппетит.
Малыш с интересом изучает новые вкусы, пробуя фрукты, и параллельно у него возникает аппетит. Выяснив, нет ли у ребёнка на что-либо аллергии, можно будет продукты комбинировать. Можно сварить морковь, картофель, кабачок, тыкву, лук, брокколи и цветную капусту, к которым добавить чуточку укропа, зубчик чеснока, растительное масло и соль. К сваренным овощам можно подать перемолотую в фарш индейку, курицу, говядину или крольчатину. Нужно вводить в детский рацион также морепродукты.
Блендером для размягчения пищи можно пользоваться до года, а потом просто разминать её вилкой, ведь малыш должен учиться жевать. Можно использовать готовое детское питание, но лучше пюре делать самостоятельно, например, смешав овощное и мясное пюре. Крахмал в детском питании используется в качестве загустителя. Он совершенно безвреден для ребёнка, но и пользы от него нет.
Как только у ребёнка прорежутся первые зубки, нужно перестать пользоваться блендером, поскольку им нужно дать работу – пережёвывать измельчённую, но не взбитую пищу. Этот момент имеет важное отдалённое значение, поскольку будет способствовать правильному формированию речи ребёнка. Если пища состоит из крупинок и кусочков, то язык начинает гонять её во рту, тренируясь для последующей речи.
Ждать полного и систематического послушания от малыша не стоит – он не робот. Постепенно он всему научится, а у родителей останутся лишь приятные воспоминания.
Источник