Ребенок 2 года не реагирует на запреты

Ребенок 2 года не реагирует на запреты thumbnail

ребенок сидит на полу и играет с мамиными вещамиСегодня мы поговорим о подросших детках, старше года. Их поведение меняется, родители познают вместе с ними много нового и интересного. Вместе с тем появляется и первое непонимание, и трудности в выстраивании границ поведения.

Часто вы мне пишите и спрашиваете — как объяснить ребенку слово «нельзя» и что делать, если ребенок его не слышит и упрямо продолжает делать свое. В статье как раз и расскажу, что делать, если ребенок не понимает слово «нельзя».

Особенности возраста

Поведение ребенка связано с его развитием. В каждом возрасте есть свои особенности, которые мы сейчас и разберем:

  1. Ребенок  осознает себя отдельной личностью.

Возраст от года до трех — это новый, интересный период в жизни ребенка, когда созревают различные отделы головного мозга, расширяются физические возможности.

Это возраст, когда маленький человек осознает себя отдельной личностью. До этого он считал себя с мамой единым целым, был уверен, что они вместе навсегда и никогда не расстанутся.

В промежуток от 1 до 3 лет малыш понимает, что мама и он — отдельные личности. В этот период малыш становится маминым хвостиком, который следует за ней повсюду: в ванную комнату, в туалет, на кухню.

Читайте также интересную статью Сепарационная тревога: ребенок не отпускает маму ни на шаг>>>

Если вдруг мама ушла в другое помещение и закрыла дверь, то ребенок устроит истерику, будет кричать, громко плакать и сделает все, чтобы она поскорей вышла оттуда.

Это понимание того, что мама отдельно, она может исчезнуть, я ней уже не управляю.

Подробнее о таком поведении, как на него реагировать, как правильно уходить от ребенка, чтобы не травмировать его, смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи! Как расставаться с ребенком без слез и истерик>>>

  1. Активная проверка границ ребенком

В период от 1 до 3 лет ребенок проверяет границы: что можно, а что нельзя, что будет, если сделать так, а не иначе.

Взрослым кажется, что это все очевидно, что нормы и запреты общества заложены ребенку с рождения. На самом деле, все это не так — ребенок учится понимать, что можно, а что нет, в семье и на своем опыте.

  1. Большой исследовательский интерес

Представьте себе маленького человека, который понял, чтобы достать какой-то интересный предмет для удовлетворения своего интереса, ему вовсе не нужен взрослый.

Ребенок просто может подойти и взять яркую игрушку в углу комнаты, залезть на стул, чтобы достать интересный предмет на полке.

Это заставляет ребенка исследовать всю квартиру, детскую площадку, заинтересованно вести себя на улице. Это норма.

Читайте также Безопасность ребенка на улице>>>

  1. Ребенок не способен предвидеть последствия поступков

Проблема развивающегося исследовательского интереса в том, что малыш еще не может предвидеть последствия поступков.

Взрослый это может сделать только благодаря накопленному жизненному опыту. У ребенка такой возможности нет. Когда он втыкает вилку в розетку, то, конечно же, не знает, к каким последствиям это приведет.

Читайте также полезную статью Маленький ребенок не боится опасности>>>

Почему ребенок не понимает ваши запреты?

Родители всегда должны находиться на чеку, рядом, чтобы рассказать и объяснить своему малышу как себя вести в той или иной ситуации:

  • Зачастую родители на автопилоте несколько раз громким тоном повторяют слово «нельзя», или другие фразы: «Я сказала нельзя», «Ваня, отойди, я сказала нельзя!».

Это происходит большое количество раз за день. Попробуйте для эксперимента посчитать, какое количество раз за сутки говорите ребенку слово «нельзя!».

  • Родители произносят слово «нельзя» автоматически — им так удобно, не нужно задействовать мозг и придумывать альтернативу.

Нет дозволенного, все нельзя, ребенок теряется, не понимает: а что же тогда можно? Программа получает блок, и ребенок находится в ступоре.

Из-за этого, не обращая внимания на родительские запреты, малыш продолжает заниматься своим делом, закатывает истерику, начинает кричать и ругаться либо проявляет агрессию. Происходит это потому, что ребенку не дали альтернативу.

Читайте также интересную статью Как мы учим детей нас не слушаться>>>

  • Много запретов – мало разрешений.

В некоторых семьях бывает так, что вся квартира находится под запретом. Давайте будем честными, в условиях городской квартиры, в ограниченном пространстве для ребенка и так мало занимательного, интересного и развивающего.

При этом родители еще запрещают открывать дверцу шкафа, трогать кота, залезать на диван, брать ручку, телефон или пульт со стола. В итоге получается тотальное «нельзя».

Важно! Ребенок не понимает, как жить и развиваться, когда кругом одни запреты. Его неуемная энергия заставляет двигаться, развиваться, брать то, что нельзя.

Активный рост головного мозга, познавательный интерес движут ним. Организм малыша, его психика сигнализируют о том, что ему нужно накапливать жизненный опыт.

А родители все запрещают, мало что разрешают, блокируя этим интерес к познаниям и саморазвитию. И часто случается бунт.

Читайте также Как отучить от истерик>>>

  • Непоследовательность в запретах

Такое поведение приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать слово «нельзя».

Читайте также:  Зостерин ультра ребенку 2 года

Например, мама говорит: «нельзя», а папа приходит с работы и решает, что можно: «Вот пульт бери, почему нельзя?» Это приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать запреты или теряется, не понимая: так, все-таки, можно или нельзя?

  • Несогласованность в мнениях родителей

В некоторых принципиальных вопросах у родителей нет единого мнения. Например, давать ли конфету перед обедом, можно ли есть сахар, можно ли перед сном смотреть мультфильмы.

Важно! Если нет согласованности, единого мнения в семье, ребенок не будет точно понимать, что можно, а что нет.

Как запретить, чтобы понял?

Как запретить малышу, чтобы не прибегать к физическим наказаниям или крику? Как донести до маленького человека нужную информацию?

Слово нельзя эфемерно для ребенка. Когда мы говорим ему, что пульт брать нельзя, а он подошел и взял, то ребенок осознает, что мама сказала неправду: «Почему нельзя брать пульт? Вот я подошел и спокойно взял его».

На самом деле это возможно физически. Это очень сильно обесценивает значение слова «нельзя».

Нельзя для маленького человека — это то, что невозможно сделать физически. Например: нельзя достать луну с неба, нельзя отодвинуть шкаф, как бы ты его не толкал, даже при помощи взрослых — это невозможно.

Родителям важно расширить лексикон и заменить непонятное для ребенка слово «нельзя» другими более доступными.

На заметку! Пусть это будут слова: опасно, высоко, тяжело, остро. Применяем все эпитеты, которые могут точно обрисовать ситуацию и вероятную опасность.

Например, мама говорит: «Нельзя трогать стакан». Вместо этого лучше дать ребенку прикоснуться к нему пальчиком, почувствовать тепло и сказать: «Горячо!»

В этом случае малыш быстро поймет, что трогать горячее нельзя. Важно вводить акценты в воспитании ребенка и слово «нельзя» использовать в лексиконе как можно реже.

Читайте также Как вести себя с ребенком>>>

Действительно ли нельзя?

Когда родители запрещают что-то ребенку, иногда им нужно задуматься, а действительно ли нельзя, или все-таки можно? Вопрос рассматривают в каждой конкретной семье с ее устоями и ценностями.

Пример: практически в каждой семье стены оклеены обоями, на которых запрещено рисовать. Но ребенок не считает это запретом, так как рисовать ему под силу, и он не видит в этом ничего предосудительного.

При этом малыш спокойно проводит фломастером по стене и видит, что рисовать получается, для него это выглядит красиво и физически под силу. Значит, согласно логике малыша, делать это можно.

В этом случае родителям лучше пойти на хитрость: приклеить рядом лист белого ватмана и разрешить рисовать только на нем. Взрослые таким ходом не только сформировали запрет, но и предложили альтернативу.

Если в семье планируется ремонт в скором времени, есть смысл разрешить детям рисовать на старых обоях. В некоторых семьях такое практикуется.

Всегда лучше подумать, а действительно ли нельзя, может, в этой ситуации все-таки можно.

Слово сопровождать действием!

Если постоянно повторять: нельзя, нельзя, нельзя… родительская речь превращается в фоновое радио, которое постоянно что-то говорит.

А когда вы что-то запрещаете ребенку, но при этом подходите к нему, берете на руки, переключаете внимание на другой предмет — это в корне меняет ситуацию.

При необходимости действия повторяют несколько раз, иногда и многократно. Ребенок со временем поймет, что сюда подходить не стоит, поскольку результат всегда один и тот же.

Это часть основных рекомендаций о том, как правильно создавать работающие запреты и научить ребенка их соблюдать.

Подробнее о запретах смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

Это курс о сохранении добрых отношений с ребенком, но при этом соблюдении вашей разумной родительской позиции и авторитета.

Счастливого материнства!

Читайте также:

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Ребенок-жадина: советы родителям
  • Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Источник

Ольга Викторова23 марта 2011, 14:03

По жопе и в угол. Стоит, ноет минут 10, выпускаю, жалею, больше не лезет. А как еще? нас так воспитывали.

ТатьЯна23 марта 2011, 14:05

Тоже вариант, может для когото покажется жестоким, но эффективный, более или менее!

Таточка23 марта 2011, 14:09

У нас не будет стоять,я ж говорю очень своенравный.

Ольга Викторова23 марта 2011, 14:12

Не стоит – еще раз по жопе. До синяков бить нельзя, конечно, но хлопнуть ладонью можно, чтобы дошло.

Таточка23 марта 2011, 14:43

Я не бью до синяков,так для устрашения,чтобы хоть обратил внимание.

Ольга Бычкова23 марта 2011, 17:00

А смысл тогда бить. Мой дед говорил всегда бьешь – так бей так чтоб было больно, а быть просто так – ну и не будет ничего. Но это если вы выбрали метод шлепков, по моему мнению совершенно не адекватный. Мои если лезли – раз говорила, что нельзя, объясняла почему нельзя, что может случится, показывала на игрушках и куклах – все понимали. Ну а коль еще раз полезут, беру подмышку, уношу в детскую и говорю, что если ты не понимаешь меня, не можешь не мешать – ты будешь сидеть здесь. Все.

Читайте также:  Сколько кушает ребенок в 2 года

@_ЗвездочкА_@23 марта 2011, 15:43

А моему смешно,когда по попе!А сильно стукнуть-жалко.

Lenushka23 марта 2011, 21:30

а я думаю, что руками своими уж точно бить нельзя, руки матери для ласки, ну сдали нервы возьми полотенце, оно мягкое не больно, но вроде и шлепнула)

надо не бить а на личном примере показать что может быть это опасным сказать показывая на плитку ” ай-яй” как-то тка поймите запретный плод сладок, но в то же время у ребёнка есть инстинкт самосохранения и организм срабатывает на опасность.только не бейте к битью тоже привыкают

NARNIA24 марта 2011, 12:14

не срабатывает! доказано!(

Любака5623 марта 2011, 14:12

Ну,если Вы сами заранее определяете будет он стоять или нет….то понятно почему он из Вас верёвки вьёт!!!!Это Вы должны решать будет он стоять или нет….а не он.

Таточка23 марта 2011, 14:44

Проверенно уже не раз.Может маловат еще?..

ДваждыМама23 марта 2011, 15:53

У нас в 1,3 стоит)) И оооочень своенравный парень! Поверьте, есть с кем сравнить…
С рёвом, воем, но стоит. Вышел-обратно и так пока не встанет. И это единственный метод довести до ума что правда “нельзя” ну никак.

Аня Числова23 марта 2011, 22:58

Афигеть! А за что вы его туда ставите? Наша в этом возрасте самое худшее могла руки в унитазе полоскать или в мусорку лезть, у меня никогда даже мыслей не было наказывать. Сейчас только вредничать начала

ДваждыМама24 марта 2011, 06:17

Дети все разные. Старший у нас лапочка был и никаких проблем не знали….
А теперь…Горячая камфорка (высокий он у нас, достаёт легко уже), розетки (все на потолок не перенесёшь к сожалению), – это, к примеру, то, что для него опасно. Другой вариант – вязальная машина с дорогой вещью в работе, к которой прикасаться ну никак нельзя, а оооочень хочется.

Ирина Юрьевна24 марта 2011, 12:15

Трудно сказать, что будет дальше, но сейчас, если лезет, куда нельзя, беру пульверизатор и пшикаю. Не больно. Зато доходчиво

NARNIA24 марта 2011, 12:21

ВЫ меня насмешили)) Я Вас : у нас, когда мелкий крышку унитаза поднимает- папа на слив нажимает) боялся до недавнего времени))

Ирина Юрьевна24 марта 2011, 12:55

хахахаха)))) Нашего, вот кстати, этим не проймешь. Сам подходит и смывает)) Хорошо, если перед этим ничего не сунет в унитаз, а так приходится вылавливать)) Чаще – мою косметику!

Oksana24 марта 2011, 11:18

мой до сих пор своенравный,такой уж характер…тяжело зачастую,но он такой вот уродился!

Еленка23 марта 2011, 19:10

А как же это решить? Моя в четыре-пять- тоже не стояла. Только если скотчем приклеить.

Аревик23 марта 2011, 14:24

моя вот тоже своенравная, армянских кровей, но ничего слушается, просто я очень строга с ней, до последнего буду требовать от нее послушания (например игрушки убрать за собой)

Котася24 марта 2011, 06:52

Ох,эти армянские корни-мне такого жару дают!!

lastochka24 марта 2011, 13:49

моя вот тоже своенравная, армянских кровей…
Поделитесь опытом – как воспитывали, какими методами??? У меня вот доча тоже армянских кровей, вся в папу – капризная, своенравная, хотя и мелкая еще, но уже прекрасно поняла, как всеми вертеть и веревки из всех вить =) Папа на нее молится, так что от него действенных методов не жди. Хотя он и обещает, что как только она повзрослее, станет строже к ней относиться, но пока только облизывает =) А она может на пустом месте истерику закатить, заводится с полоборота, понимает, если ей что-то не дают и бесится… Заранее готовлю себя к гражданской войне в семье =)

Наталья Слизавская23 марта 2011, 15:26

в другую комнату завести и закрыть, пусть подумает, моей правда хватает шлепка по попе.

Таточка23 марта 2011, 15:28

Пробовала,он начинает так горько плакать,я не могу это выносить.

Источник

Кто из нас не считает себя мудрым родителем? Но и нам порой отказывает терпение, когда это повторяется изо дня в день.

20 августа 2020·Текст:
Екатерина Рижская

В один прекрасный момент у ребенка наступает «возраст-неть». То есть, на любую просьбу или предложение он отвечает лаконично и без запинки: «Неть». А бывает еще стадия «глухоты». Это когда мама просит-просит, уговаривает-уговаривает, а малыш будто не слышит. И, пока не рявкнешь, не реагирует ни на какие просьбы. А рявкать-то не хочется, мы же любящие мамы. Так и множатся истории на форумах:

«Сыну три с половиной года. По идее, это возраст, когда ребенок начинает все делать сам. У меня же все наоборот. Ему надо, чтобы его одевали, хотя знаю, что умеет это делать, кормили, сам есть отказывается. Еще его обязательно надо усыплять, иначе будут жуткие истерики. Что делать?»

«Моему почти 5 лет. Когда прошу что-то сделать, сынок двигается, как сонная муха, отвлекается. Дала штанишки, футболку прошу надеть, через минуту обернулась — лежит ногами вверх, штаны в стороне. Еще раз попросила, привстал, вернулась минут через пять, опять та же картина: штаны где-то, а сам играет. Я кричу — он вскакивает и быстро одевается. Разве это нормально — постоянно кричать?»

«Прежде всего, надо выяснить причины такого поведения ребенка, — считает психолог. — Основные — это недостаток внимания; отсутствие четких требований со стороны родителей; незрелость психики малыша; недостаток его ресурсов для выполнения действия. А возможно, он не выспался, плохо себя чувствует или просто не любит ходить в сад. Ну неспособен ребенок вдруг решить маму выбесить».

Читайте также:  Как ребенку 2 года набрать вес

1. Три года — это возраст кризиса, который называется «Я сам». Именно в этот период мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам нужно четко выстраивать поведенческие границы. Это определенные правила и внутрисемейные законы, по которым ребенок начинает считывать реальность конкретной семьи. К примеру, подъем в 7:00, отбой — в 21:00. В определенное время идем пить молочко, есть печенье, чистить зубки, читать сказку и спать. Важно, чтобы ритуал изо дня в день повторялся.

2. Надо понимать особенности психического развития малыша и делать соответствующие выводы. До трех лет предфронтальная кора в головном мозге еще не до конца развита, там практически нет извилин и бороздок. К 5-7 годам мозг ребенка меняется, в том числе благодаря отрицанию маминых просьб. Следите за цепочкой: малыш сталкивается с фрустрацией (неудовлетворением потребностей), а требование или запрет — это всегда фрустрация; он испытывает небольшой стресс, но тем самым дает психике опыт переживания необходимых психоэмоциональных реакций. Так что отрицание всего и вся — это естественный процесс.

Фантазии о том, что у детей не должно быть запретов — это только фантазии. Если ребенку все разрешено, это вызывает у него беспокойство, тревожность, отсутствие почвы под ногами и, как следствие, агрессию.

3. В три года начинается процесс отделения от родителей, и этот процесс не одномоментный. Малыш хочет быть взрослым, делать все сам, но ему не всегда для этого хватает ресурса — и физического, и психического. Пройдет кроха десять шагов и на ручки просится. Мудрые родители помогут, не очень мудрые скажут обиженно: «Ты же теперь самостоятельный, вот и иди». Лучше похвалите за достижения!

4. Возможно, ребенок научился самостоятельно справляться с ситуацией, но все еще просит маму покормить, одеть и полежать рядом. О чем это говорит? О том, что ему еще нужна эмоциональная поддержка. И хорошо, что рядом есть взрослый человек, к которому у малыша есть доверие, к которому можно обратиться за помощью, поплакаться, опереться. Чаще это мама.

5. Не торопите взросление ребенка, посмотрите на себя. Как часто вы вместе играете? Разговариваете ли по душам? Объясняете ли ситуацию и ее последствия? На это нужно время, которого у родителей часто нет. Вы спокойная и улыбчивая мама, которая любит ребенка безусловно и говорит ему об этом, или мама, всем недовольная, вечно уставшая и торопящаяся? Тогда не удивляйтесь тому, что малыш будет притягивать к себе внимание в самый неподходящий момент. Вы, пусть и с нахмуренными бровями, нужны ему здесь и сейчас, а не завтра, когда наступит выходной.

6. Любой каприз нехочухи нужно разворачивать в игру. Не давить на ребенка со словами «Нет, ты будешь есть кашу, я так сказала». Негативные эмоции и желание вступить с малышом в лобовое столкновение надо учиться подавлять — ни к чему позитивному они не приведут. Не хочет одеваться? Заставлять его не имеет смысла, лучше пошутите и поиграйте две минуты. Предложите поискать по комнате потеряшек — носки, майку. Или надеть наперегонки брюки. Можно участвовать в процессе параллельно. Скажите ему: «Я ищу майку, а ты надеваешь шорты, я дую на кашу, а ты сам ешь». Постепенно сводите свое участие к минимуму и радуйтесь вместе его новым умениям.

7. Важно не поддаваться истерикам, а научиться спокойно говорить «нет». Так ребенок получает истинную, а не искаженную картину мира, где всего можно добиться, стоит только поплакать. Родители должны быть готовы прожить обиду крохи и его агрессию («Я не люблю тебя, не хочу, чтобы ты была моей мамой»). Чаще все он говорит гадости после так называемых слез тщетности, которые не приводят ни к чему. На самом деле он так не думает, просто для него в этот момент весь мир рухнул, а незрелая психика иначе отреагировать на ситуацию не способна. И очень желательно, чтобы, несмотря на этот негатив, некрасивое поведение и беспричинные (на ваш взгляд) слезы, вы нашли в себе силы обнять малыша, прижать к себе и прошептать ему на ушко, как вы счастливы от того, что он у вас есть.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Источник