Ребенок 2 года не реагирует на речь

Ребенок 2 года не реагирует на речь thumbnail

Основы произношения звуков, формирование словарного запаса, знакомство с грамматикой происходит через процесс подражания разговора окружающих людей. Если ребенок не обращает внимания на обращенную к нему речь, это говорит о нарушении фонематического слуха.

Диагностика отклонения затруднена, потому что на раннем этапе развития дети еще говорят непонятно или преимущественно молчат. Само понимание речи означает, что человек улавливает связь между названием предмета и его функцией или действием. В раннем возрасте малыш не осознает этого. Его общение с окружающими людьми построено на основании подражания, примера взрослых, анализа интонации. И это является нормой. Так происходит пассивное накопление словаря, как бы про запас. В период с 1,5-2 лет малыш уже может называть предметы и в нескольких словах описывать их назначение. С 2-3 лет приходит понимание речи за счет создаваемых ситуаций, хорошо работает воображение.

Признаки отклонения

Детей с рецептивным расстройством часто путают с глухими

По каким критериям оценивают, что ребенок не воспринимает обращенную речь? Возраст 3 года считается пограничным, малыш уже должен разговаривать. Перед походом к логопеду и дефектологу нужно понаблюдать за ним дома. Начать можно с обследования импрессивной речи, то есть создания спонтанных ситуаций для оценки того, насколько он ее понимает. При этом используют значимый дорогой ему предмет. Необходимо произнести фразу с его названием и посмотреть на реакцию малыша. Например, спросить: «Где твоя машинка?» Реакция на фразу может выражаться в повороте головы или совершении какого-либо действия. В таком случае можно предположить, что он вас понимает. Для подтверждения этого необходимо несколько раз повторить этот вопрос в течение дня и посмотреть, что он будет делать. Таким способом можно проверить, знает ли малыш названия других вещей, имена людей и т. д.

Далее моделируют ситуацию с определенными условиями. Например, во время подвижных игр с мячом можно попросить подать вам его или принести. Соответственно, он выполнит задание, если может понять действие. Это упражнение в контексте происходящего события. Если при таких же условиях сказать, что ему нужно найти кубики или спросить, где мишка, это оценка понимания речи вне контекста. При этом нужно обращаться к ребенку с помощью фраз, нельзя использовать невербальные методы (кивать головой, показывать руками, где искать игрушку).

Первое, на что стоит обратить внимание, это неадекватная реакция на адресованную ему речь. Может создаваться впечатление, что он глухой; он слышит шепот, но не реагирует на громкие звуки; не отзывается на имя; ребенок не может дать адекватный ответ на простой вопрос.

Обратите внимание, он часто отвечает на все вопросы «да», повторяет их несколько раз и активно жестикулирует. Общение ему проще дается в знакомой обстановке, он теряется при новых обстоятельствах.

У ребенка с подобным расстройством речь состоит из отдельных элементов: это могут быть обрывки фраз, услышанных от взрослых или цитаты из мультфильмов. Он частично разбавляет ими собственные обращения. Чем тяжелее степень отклонения, тем сложнее понять ребенка. Если отсутствуют сложные нарушения артикуляционного аппарата, малыш высказывается с помощью простых предложений.

Ребенок плохо понимает значение вербальной информации

Как следствие неспособности полноценно вести диалог и общаться, он начинает избегать окружающих. Особенно это выражено при переживании негативного опыта (если поругали родители за непослушание). В благоприятной обстановке малыш присоединяется к наименее коммуникативному собеседнику, так ему комфортнее.

Подача материала в наглядной форме способствует лучшему усвоению детьми.

Выполнение бытовых просьб дается таким детям легко, так как они применяют накопленный опыт. Еще один симптом рецептивного расстройства заключается в стремлении к постоянной обстановке. Негативная реакция со стороны родителей при этом усугубляет дезадаптацию.

Уровень тревожности повышен и полностью отражает эмоциональное состояние семьи. Навязчивые повторяющиеся действия говорят о глубоком речевом расстройстве, значит ему по какой-то причине плохо. К таким относят облизывание губ, потряхивание рук, через которые больной сбрасывает лишнее напряжение. Характер детей импульсивный, они гиперактивны. Это происходит, потому что они не понимают взрослых.

Норма и патология развития

В два года отставание в развитии речи не считается критическим. Оно может быть компенсировано в будущем. К признакам патологического расстройства относятся: нежелание разговаривать, невыполнение просьб взрослых повторить слово. В то же время если он говорит, но недостаточно четко, это не считается отклонением от нормы. Помочь ему можно в игровой форме, активируя у него интерес к развитию речи. К причинам отклонений относят патологии нервной системы, нарушение функций головного мозга, сниженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии органов артикуляционного аппарата. Кроме того, это могут быть соматические заболевания (ДЦП и умственная отсталость, аутизм или дефекты слуха).

В последнем случае ребенок погружен в свой собственный мир, поэтому часто не реагирует на речь. Он не воспринимает слова и выражения, не умеет использовать их для обмена полученной информацией, может игнорировать просьбы. Такой малыш изучает окружающие предметы визуально или тактильно. В связи с этим детям-аутистам ставят диагноз сенсорно-моторной алалии. Также аутистическое расстройство устанавливают и здоровым детям, если они не способны ответить на простые вопросы, не откликаются при звуке своего имени. У них, напротив, развита сообразительность: по выражению лица и интонации они понимают ситуацию. В отличие от аутистов они социально адаптированы, могут предугадывать намерения окружающих людей.

Читайте также:  Лечение гастрита ребенок 2 года

Симптомы отклонения:

  • если ребенок начал говорить после трех лет;
  • неправильное построение предложения из-за неумения склонять слова по падежам и менять их форму;
  • маленький словарный запас;
  • гиперактивность или малоподвижность;
  • агрессивность при попытках общения.

Рецептивное расстройство речи включает в себя полностью весь процесс восприятия и понимания. Дифференциация с аутизмом необходима для составления плана реабилитации ребенка. Правильно и своевременно установленный диагноз является залогом успешного лечения.

Логопед не обладает знаниями в области психиатрии, поэтому может не сопоставить нарушения рецептивной речи с особенностями поведения ребенка. Коррекция речевых отклонений не облегчит его адаптацию в социуме.

И напротив, не стоит зацикливаться на диагнозе аутизм, если ребенок в 3 года не понимает обращенную речь. Для правильной диагностики необходимо знать признаки рецептивного расстройства.

Как помочь ребенку

Прежде всего, необходимо понимать, что рецептивное расстройство не означает, что ребенок отстает в умственном развитии. Оно имеет схожие симптомы с аутизмом и не изучено до конца. Кроме традиционного медицинского лечения, ему необходима помощь близких. От них зависит динамика терапии, родители должны подстраиваться под малыша.

Использование в терапии игр с родителями

Сложность диагностики состоит в том, что он может давать краткие ответы на вопросы, но при этом не понимать до конца, о чем речь. В возрасте до трех лет он больше ориентируется в общении с окружающими на изменение выражения лица, мимику, интонационный окрас предложения. Такие просьбы, как «дай», «сядь», «иди ко мне» повторяются каждый день, поэтому он их будет делать не задумываясь. Лучше ему дается общение с мамой, так как они вместе большую часть времени, ее проще узнавать. Несмотря на патологическое отклонение, он может повторять речь окружающих людей, рассказывать стихотворения. Это иллюзия отсутствия расстройства.

Необходимо наблюдать за изменениями в поведении: при появлении пугливости, капризности или молчаливости нужно проанализировать, что было накануне. Часто ребенок замыкается и молчит в новой, непривычной обстановке. Как найти подход и взаимодействовать с малышом:

  • при обращении смотреть ему в лицо;
  • не произносить много информации за раз, необходима конкретика;
  • обсуждать с ним недавно прошедшие события;
  • фразы должны быть не длинными и содержать при одинаковых обстоятельствах одинаковые формулировки;
  • ваша речь должна быть четкой и сопровождаться демонстрацией предмета или действия;
  • расширение словарного запаса должно происходить постепенно, никакой второстепенной информации;
  • используйте картинки и рисунки для наглядности;
  • не обсуждайте с ребенком абстрактные тексты, они сложны для понимания.

Ограничьте просмотр телевизора, чтобы его речь не строилась на основании полученной оттуда информации. Помните, что адаптация к новым условиям займет продолжительное время, но помогать ребенку нужно ежедневно. Еще одним важным моментом является режим дня, он тоже должен быть постоянным и правильным.

Просмотр телепередач надо ограничить

Хвалите малыша, будьте терпеливыми, нельзя его ругать, если он не понимает ваших просьб. Совместными со специалистами усилиями вы достигнете положительных результатов. Профилактикой этого состояния будет полноценное и здоровое общение с малышом на всех этапах его развития. Даже когда он еще совсем мал, вам кажется, что он ничего не понимает, проводите с ним максимум времени. Ищите индивидуальный подход к нему, увлекайте в процессе игры. Прогноз при раннем обращении в большинстве случаев хороший, до полного выздоровления. В дальнейшем ребенок ничем не отличается от своих сверстников.

Источник

У моей понимание речи есть, не говорит полноценно, но может объяснить, что ей нужно или что-то рассказать по-своему, некоторые слова скажет полностью, некоторые слогами, указательный жест есть, отвечает да/нет, отвечает на вопросы, например «где ты сегодня купалась?»-«сейн»(бассейн). Я очень переживаю, что нормальная речь формируется медленно, но вижу, что она очень смышлёная и всё понимает, хоть бывает и игнорирует «нельзя». У сестры мальчику 2 и тоже самое, что и у вас, всё что вы описали, между ними разница как будто в год, но она не особо переживает. Вам надо задавать много вопросов, стимулировать на речь. Я свою задалбываю каждый день «а что это? а кто это? А как говорит? А где живёте? Куда пойдет? Что купим? Маленький? Большой? Какого цвета?» и т.д. Больше читать, больше объяснять, подогревать интерес «ооой, смотри какой жук по дорожке бежит», садитесь вместе на корточки и разглядывайте «жук черный, с длинными усиками, у него 8 лапок, он наверное бежит домой к своим деткам» и дальше пошли «а ты мамина и папина детка, маму как зовут? Папу как зовут? А бабушку, а дедушку?» и т.д, даже если не отвечает, дайте возможность подумать, а потом говорите по слогам.
Я вас не хочу пугать, но я бы уже очень давно переживала и искала бы хорошего врача. Для меня очень настораживающее, когда с ребенком в 2 и больше нельзя пообщаться, когда он на простые вопросы не может ответить, хоть да/нет, хоть слогами, и отсутствие указательного жеста тоже насторожило бы.
Постарайтесь больше общаться с ровесниками или с детками постарше, выходите на площадку, пусть учится сам забираться на горку, сам спускаться, учите раскачиваться на качеле, я прочитала, что крупная моторика у вас не так развита как мелкая. Разучивайте танцы под музыку, логоритмика называется, под тех же малышариков или кукутиков. Мы очень любим с дочкой вместе танцевать, она уже давно за ними повторяет движения.
Пойте простые песенки «жили у бабуси», «гуси, гуси гагага», стишки Барто и делайте паузу перед последним словом в строчке «Наша Таня громко… плачет», это тоже стимулирует на речь.
А ещё поищите в интернете чистоговорки, распечатайте и изучайте каждый день «ки-ки-ки, сожму руки в кулаКИ» и при этом кулаками стучите друг об друга, а сына просите, чтоб повторял. В общем, больше взаимодействия друг с другом)
Всё будет хорошо ????
А как говорят животные повторяет?

Читайте также:  Какие книги интересны ребенку в 2 года

ОтветитьНравится 

Светланка

Спасибо большое) нет животных не повторяет (и не показывает, мне иногда качется что он смотрит в сторону животного которого я говорю, но незнаю ( мне ему сложно чтото в пространстве показать он не смотрит за моим пальцем рукой,

ОтветитьНравится 

Кейт

А вы были у невролога?

ОтветитьНравится 

Светланка

Не попасть ????надеюсь в июле будет принимать ????

ОтветитьНравится 

Кейт

Здраствуйте а сейчас как у вас обстаят дела? у нас такая же проблема(

ОтветитьНравится 

Севара Кенжаева

Здравствуйте) указательный жест появился но только тогда когда он хочет, не по просьбе (животных всех выучили и машины и много всего знает, но получилось это к моему сожалению только на телефоне в приложении зато теперь и в книжках показывает и картинки с фигурка и соотносит(не говорит, только на тарабарском,, пытается говорить слова но только один слог из слова произносит какой-то,, напрмер волк это воо… Жираф аф… Ну вот так… На вопросы не отвечает ну ооочень редко если только ,, книжки читать не даёт ни в какую,, забирает крутит вертит беру другую он и её забирает и так по кругу… Но мышление и понимание есть,, логика отличная,, как бы тут я не переживаю! Всё будет окнорм

ОтветитьНравится 

Кейт

А неврологу вы попали ?

ОтветитьНравится 

Севара КенжаеваДа, задержка развития речи у нас, логопед-дефектолог тоже самое сказал! Прошли курс массажа, ходим в садик в саду все хорошо понимает, слушается, быстро адаптировались)

ОтветитьНравится 

Кейт

О хорошо спасибо вам за ответ

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Смотрите мультфильмы? Чем занят ребёнок днем с вами? Как гуляли на прогулке, о чем говорили до 2 лет? На ваши вопросы любые отвечал, даже кивком? Или вы ничего не спрашивали его, думая чтт он ещё маленький и ничего не понимает?.

ОтветитьНравится 

Ирина

Я всегда с ним разговариваю, все проговариваю… Когда гуляем то он в основном спал раньше сейчас уже спит редко, с детьми особо он не играет, он их видит подбежит и убежит! Когда что-то раньше не хотел мотал головой, когда я например просила что-то сказать, но теперь он так не делает он просто будто не слышит☹️но когда я типа чихаю или кашляю сразу повторяет за мной и балуется! Ещё ничего не показывает пальцем, показывает моей рукой

ОтветитьНравится 

Мультики смотрит,,, но как фоном и играет когда я например кушать готовлю, ко мне приходит бегает по балкону,, когда с ним занимаемся я мультики выключаю всегда… Ну если просто играем в мячик например то могу не выключить (

ОтветитьНравится 

Кейт

Мультики убирайте особенно фоном, у него каша в голове, впм нужно срочно заняться, не правильно продаёте ему информацию, идите на развивашки, смотрите как говорят, что говорят, что делают преподаватели, месяц точно отходите посмотрите если какой сдвиг ( прям пишете до / через месяц). Если что то не понравится идите в другие рпзвивашки.
Быт в доме делайте с ним., пойдем стирку запускать придвмывайте игру, в какие игры играете вместе? Летаете в самолёты? К примеру, надо чтобы смотрел вам в лицо, и вы на своем примере губами заводили мотор самолёта и взлетали — у-у…, всё делать вместе. И ещё как у вас с физическим развитием?.. Очень рекомендую смотреть канал паевская Валентина на канале ютубе.

ОтветитьНравится 

Ирина

Спасибо большое) как только откроют развивашки сразу пойдём, ждём звонка), но тут беда куда не придём сразу на выход тянет (в машинки играем в мячик в прятки! Спасибо! Мелкая моторика отлично, кушает самостоятельно, мелкие детали в развивашках игрушках все соберёт и в отверстия вставит отлично,,, а вот с крупной моторикой не очень, на самокате велосипеде например не катается не получается и не объяснить ему он сразу уходит (

ОтветитьНравится 

Ирина

Дома кушать пойдём говорю, сразу идёт за ложкой,, мыться знает, зубы чистить, все знает, мусор выкидывает,, бытовое только понимание и все (

ОтветитьНравится 

Кейт

Развиввйте вистибулярный аппарат, балансир

ОтветитьНравится 

Кейт

Умничка ребёнок, именно вам нужен специалист чтобы вы понимали что вам делать и как подавать инфо и в какие игры играть, что убрать.

ОтветитьНравится 

Внизу полугруг — можно чтоб муж сам сделал.

ОтветитьНравится 

Ирина

Ого) спасибо)
Почему у нас в детстве таких проблем не было ♀️мама говорит что она со мной не занималась и не играла почти, да и у кого не спрошу так же мультики виноваты? ???????? А я смотрю на своего и в отличии от сверстников просто пропасть в год наверно, но у всех у них сад и общение, а мы не социализированны (

Читайте также:  От чего у ребенка 2 года может болеть голова

ОтветитьНравится 

Ирина

Жесть спасибо я уже об этом думала что может я не так что делаю, но сравниваю себя с другими и я не хуже, может даже лучше и в этом тоже беда, многие детей тетям бабушкам отдают на няньки…, а я все одна все с ним, все за него считай делаю уже по привычке,, в этом и запущенность, мной он командует (

ОтветитьНравится 

Ирина

Спасибо вам огромное ???? ???? ???? я буду стараться!

ОтветитьНравится 

Кейт

Очень много не нужных гаджетов для детей, начиная, шезлонги, стульчики фильдипнрсовые и. Тд. Коляски крутые, удобные маме, а ребёнку надо не спать уже а нс турнике аисеть по лазилкам и. Т. Д.
Ребёнку не нужно напрягаться, а это искусственная задержка развития.
Гаджеты нужно маме, робот пылесос, посудомойка, и. Т. Д.
Ребёнку надо читать много,
2 предложения прочитали — задали вопрос и. Т. Д.

ОтветитьНравится 

Кейт

Да, читайте и слушайте паевскую

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Источник

Простейший тест на понимание речи для маленьких

Нарушение понимания речи, или сенсорная аллалия, – частый спутник аутизма. В 2 года мой ребенок практически не понимал речь, был неуправляем, часто впадал в истерики, не хотел слушать книжки.

Сейчас в 4,5 года он понимает речь, любит, когда ему читают, понимает простые истории в книжках, говорит. И у нас гораздо меньше истерик. Как мы этого добились? Могу дать несколько советов.

Диагностика при нарушении понимания речи:

– пройти диагностику у логопеда или/ и в ABA-центре;

– пройти диагностику у невролога;

– проверить слух ребенка.

Реабилитация:

– начать пить витамины,

– попробовать ноотропы, если их назначили (но у нас с ними не сложилось);

гулять не менее 2-х часов день;

– начать занятия по ABA-программе или у логопеда (ABA мне нравится больше);

– читать очень простые сказки и стихи с картинками (пальцами показывать героев);

каждый день заниматься дома;

– разговаривать с ребенком на том речевом уровне, который ему доступен, говорить “много, но мало”, например: “Чашка”, “Дверь”, вместо: “Чашка стоит на столе… Давай откроем дверь..” ;

– попробовать “Томатис”;

– съездить на море;

– выкинуть телевизор (мультики подавляют работу центров, ответственных за понимание речи).

Мне кажется, что самым оптимальным для развития понимания речи будут занятия с ABA-логопедом. Но только после тестирования и написания индивидуальной программы развития (о том, какие элементы в нее обычно входят, читайте в этом материале).

Почему я так думаю? Проблем в развитии ребенка может быть больше, чем одна. В ABA все эти нюансы учитываются.

Тестирование на понимание речи

1.Маленького ребенка (1,5-3 года) просят принести или показать какой-нибудь предмет (мишку, куклу,машинку, яблоко).

Если ребенок отказывается это делать, то просто наблюдают, посмотрел ли он на тот предмет, который назвали.

2. Ребенка в районе 3-х лет попросят:

– показать картинки с глаголами: “покажи, кто спит”, “покажи кто играет”;

– выполнить двухкомпонентную инструкцию: “возьми яблоко, положи в корзину”.

Такая проверка обычно не достаточна для диагноза “сенсорная алалия” и вот, почему:

– ребенок может полностью отказаться от сотрудничества со взрослым;

– ребенок может понимать ограниченный набор слов, как раз такой, который был в тесте.

Что делать? Заниматься! Диагноз: сенсорная алалия не ставят за одно занятие.

Нормы понимания речи

Как заниматься с ребенком?

1. Привлекать внимание к звукам и словам в игре. Играем с предметами и картинками: “Часы. Тик-так”, “Волк: у-у-у”, “Кошка: мяу”.

2. Учить ребенка давать или показывать пальцем предметы первой необходимости. Протокол обучения есть в другом блоге.

3. Учить ребенка выполнять простые инструкции, вроде: “Иди сюда”, “Вымой руки”, “Вытри рот”, “Сядь”, “Встань” и т.п.

4. Учить ребенка откликаться на свое имя.

5. Если есть эхолалии – механические повторения слов – пытайтесь использовать их для обучения просьбам.

Эти занятия можно совмещать с упражнениями по развитию активной речи, но не переборщите. В норме понимание речи опережает говорение, а не наоборот. Если у вас ребенок понимает 10 слов, не учите с ним наизусть стихи и не пытайтесь вести диалог. Не сработает.

Когда ребенок наберет минимальный словарный запас существительных, мы учим его различать глаголы, а потом переходим к другим частям речи.

Даже если вы освоили первые слова дома, ребенок с СА должен учить русский язык, как иностранный, под руководством опытного логопеда. Мама с папой вряд ли поймут, в каком порядке и как нужно давать грамматику русского языка, как развивать диалог.

Материал по теме:

Сенсорная алалия или аутизм: как их различать?

Почему он не говорит? Запуск речи у ребенка-аутиста

Загадочный интравербал: диалог для ребенка с РАС

Сенсорная алалия: как слышит вас ребенок

Источник