Ребенок 2 года не реагирует на голос

Ребенок 2 года не реагирует на голос thumbnail

Отсутствие нужных реакций на звуки у ребенка

Закладка слуха у ребенка происходит еще в утробе матери, и на 20-й неделе беременности слух плода полностью сформирован. Новорожденный ребенок способен воспринимать только громкие звуки. Если у малыша все в порядке со слухом, то его реакцией на громкий шум будет прекращение сосательных движений, замирание и поворот головы в сторону мамы или других родственников, либо вздрагивание, если звук был неожиданным и резким. К 6 месяцам малыш начинает хорошо слышать, реагировать на голоса родителей, музыку. До года ребенок уже полностью различает голоса своих родных, реагирует на более тихие шумы и собственное имя.

Проверка слуха грудничка, как правило, осуществляется дома мамой, а также во время профилактических ежемесячных обследований у педиатра. Очень важно не пропустить адекватные реакции малыша на шумы и звуки, которые соответствуют его возрасту. Чем раньше будет обнаружена патология, тем легче будет ее скорректировать, лечить и помочь маленькому человеку слышать и воспринимать многзвучие окружающего мира.

Мамам на заметку

Ухаживая и заботясь о маленьком ребенке, кормя, ежедневно купая, гуляя с ним, защищая его от вирусов и инфекций, развивая умственные и физические данные, ни в коем случае нельзя забывать о слухе малыша, который можно на начальном этапе периодически проверять самостоятельно. И если какие-то реакции малыша Вас настораживают, то это повод обратиться к детскому специалисту. Особого внимания в плане проверки слуха требуют дети, ближайшие родственники которого страдают тугоухостью. В зоне риска находятся также недоношенные малыши, дети, перенесшие гипоксию или внутриутробные инфекции, гемолитическую болезнь или осложнения во время родов. Каждая мама должна помнить, что если во время беременности она переболела токсоплазмозом, герпесом или краснухой, то риск рождения ребенка с нарушением слуха резко повышается. Кроме того ряд антибиотиков (ототоксических), применяемых для лечения крохи, могут привести к снижению слуха.

Тревожные симптомы:

  • новорожденный малыш не замирает, не моргает, не вздрагивает и не перестает сосать при громком резком звуке;
  • не реагирует на громкий звук на расстоянии полутора метров (2-х – 3-х месячный малыш);
  • нет реакции на музыкальные игрушки, не поворачивает голову в сторону звука, не следит глазами за источником шума (3-х-4-х месячный младенец);
  • не реагирует на музыку или пение матери (5-ти месячный малыш);
  • не реагирует на шуршание бумаги и другие бытовые звуки (6-ти месячный ребенок);
  • не улыбается при обращении к нему, не поворачивает голову в сторону говорящего (7-8 – месячный ребенок);
  • не лепечет, не реагирует на музыку, на новые звуки (8 – месячный малыш);
  • не отзывается на имя, не понимает простейших слов (9-месячный кроха);
  • не пытается говорить, либо однообразно лепечет, не использует голосовые возможности (10 – месячный ребенок);
  • не понимает просьбы, не пытается говорить и повторять простые слова и звуки, не показывает предметы и людей, не интересуется музыкой, не реагирует на тихие звуки, не поворачивает голову в сторону источника шума (годовалый малыш).

В медицине для диагностики тугоухости, глухоты и немоглухоты у детей применяются различные методики в зависимости от возраста.

Не откладывайте визит к врачу, если заметите, что Ваш ребенок независимо от возраста стал плохо реагировать или не реагировать вообще на шум и звуки. Ведь тугоухость и глухота могут развиться в любом возрасте, даже если ребенок до этого слышал. Травмы, различные инфекционные заболевания могут негативно сказаться на здоровье ребенка и дать осложнения в виде нарушений слуха.

Медицинский центр “Медицентр” принимает детей от самого рождения до подросткового периода. В нашем центре ведут прием опытные детские отоларингологи, занимающиеся диагностикой и лечением заболеваний ЛОР органов, а также патологий и нарушений слуха.

Наши клиники в Санкт-Петербурге

Клиника на Пионерской

Клиника на Маршала Жукова

Медицентр Юго-Запад

Пр.Маршала Жукова 28к2

Кировский район

  • Автово
  • Проспект Ветеранов
  • Ленинский проспект

Клиника в Девяткино

Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону +7 (812) 640-55-25

Источник

Когда в наш центр приходит неговорящий ребенок, для успешной коррекции мы должны определить причину отсутствия речи и понять механизм нарушения. Говорю «мы», потому что «неговоряшек» обычно смотрим вместе с нашим логопедом в формате комплексной консультации. Каждый со своей стороны. Начинаем издалека: есть ли у ребенка проблемы со слухом? Что говорит ЛОР? В 99% случаев ребенок «слышащий», то есть слух определяется как нормативный.

Для того, чтобы посмотреть скорость обработки слуховых импульсов в мозге, есть простой тест: позади ребенка можно кинуть на пол толстую книжку (так делает одна моя преподавательница). Я же просто хлопаю громко в ладоши за спиной ребенка в самый неожиданный момент. Очень часто ребенок поворачивает голову только спустя несколько секунд (!). Это называется замедленная ориентировка на звук. Вспомните себя. Если вы неожиданно услышите за ухом резкий громкий звук, вы вздрогнете всем телом! Представьте, насколько замедлена обработка слухового импульса у ребенка, если, во-первых, реакция ослаблена (не всем телом вздрагивает, а только слегка оборачивается), а во-вторых, не моментально, а спустя время.

Далее смотрим, понимает ли ребенок обращенную речь. Для этого мы даем различные инструкции, пробы и наблюдаем, как реагирует ребенок, понимает или не понимает, выполняет или не выполняет. Обманываем, путаем. Даем одну и ту же инструкцию в разных вариантах: «покажи носик у себя, у мишки, у мамы, у меня!». И так далее. Обязательно просим родителей сделать диагностику методом АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы) и КВП (когнитивные вызванные потенциалы). Как правило, результаты проб подтверждаются аппаратными обследованиями.

Читайте также:  Ребенок 2 года доза пустырника

Часто родители, приходя на прием, говорят, что ребенок «понимает» речь, но это не подтверждается пробами. Здесь нюанс в том, что даже животные «понимают» человеческую речь, но не так, как мы думаем. Для них речь не является набором смысловых знаков, а просто неким общим шумовым сигналом, на который они привыкают реагировать так или иначе. Например, собаки привыкают, что после слова «гулять» хозяин поведет питомца на улицу, поэтому они бегут к двери. Но если сказать близкое по звучанию слово с другим смыслом, они прореагируют так же. То есть это уровень привычки, «стимул-реакция», а не осмысленная и произвольная реакция на обращенную речь. Примерно на этом же уровне привыкают «понимать» речь дети с нарушением распознавания обращенной речи. Однако любые изменения обстановки, формулировки, смена собеседника вызовут замешательство у ребенка.

Часто такие дети по поведению напоминают детей с РАС. Представьте, если бы вы росли в речевом вакууме. Это накладывает сильный отпечаток на всю эмоциональную, коммуникативную сферу, познавательное развитие (при отсутствии коррекции развивается вторичная умственная отсталость), поведение (про таких детей говорят, что они гиперактивные, но их проблемы поведения вызваны отсутствием внутренней речи, потому что речь даже во внутреннем плане не развивается, в отличие от чистой моторной алалии).

Нарушение понимания обращенной речи может быть обусловлено речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией. Сейчас модно разделять эти два нарушения в теории, однако на практике все равно мы редко видим чистую сенсорную алалию без нарушения слухового речевого восприятия.

Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?

Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными. Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания. В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.

В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.

Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.

Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.

Что делать, если ребенок не понимает речь?

На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.

А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.

Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).

Читайте также:  Жидкий желтый стул со слизью у ребенка 2 года

Нейропсихолог Александрова О.А.

Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Читайте также:

  • Алалия и РАС: чем различаются?

Источник

15.09.2016 г.

pic

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Исследователи детской речи устанавливают значительные периоды в жизни ребенка (приблизительно с 0 до 14-16 месяцев), которые носит название доречевого и предречевого периодов. Они чрезвычайно важны для дальнейшего собственного речевого и языкового развития ребенка, так как именно в это время формируются все его основные психологические и психические процессы.

О проблемах задержки речевого развития у детей рассказывает руководитель логопедической консультативно-диагностической службы образовательного комплекса ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, логопед Остеополиклиник, миофункциональный терапевт, возрастной психолог, кандидат психологических наук Тисовская Юлия Александровна (Юлия Александровна окончила МГПУ им. Ленина, 20 лет работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи).

Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период и внутриутробного развития ребёнка. Зачастую, перинатальную патологию развития диагностируют слишком поздно (после 3х лет), когда становятся очевидными последствия этих нарушений. Доречевой и Предречевой периоды – показатели того, как будет развиваться речь.

Обратиться к логопеду необходимо если:

  • была задержка внутриутробного развития
  • гипоксия
  • долгое нахождение в реанимации
  • питание через зонд в первые дни или месяцы жизни
  • КЦГ (краниоцеребральная гипотермия) при рождении
  • нарушения зрения
  • нарушения слуха
  • генетические синдромы
  • повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия)
  • родовая травма

Признаки и симптомы, которые в комплексе должны насторожить и обратить на себя внимание, но при этом следует учитывать, что при наличии только 1 – 2 симптомов можно говорить лишь о характере малыша и его особенностях, а не нарушениях в развитии.

В возрасте от 0 до 1.5 лет

  • к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» – эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции)
  • гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса
  • переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.)
  • в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.)
  • ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова
  • у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В возрасте от 1.5 до 2.5 лет

  • ребенок активно реагирует на звук включенного телевизора, но абсолютно не реагирует на обращенную речь
  • не отзывается на свое имя
  • отсутствует указательный жест (не показывает пальчиком)
  • нет моторной имитации (не повторяет за родителями движения)
  • нет артикуляционной имитации, звукоподражания, не обращается к родным, либо повторяет за вами или героями мультфильмов, но не использует эти слова при общении (эхолалии)
  • на слух не воспринимает ваши вопросы, отвечает правильно только ориентируясь на вашу артикуляцию (следит за губами и вашим произношением)
  • не выполняет элементарных инструкций (принеси мяч, дай, на и т.п.)
  • отводит взгляд и не следит за эмоциями взрослого
  • делает то, что может сам, вашей рукой (например, берет мамину руку и ею открывает дверь, берет кружку, включает телевизор, выключает свет)
  • страх новых помещений, изменения маршрута прогулки, новых лиц (истерика, если вы решили пойти по другой улице)
  • стереотипный и повторяющий характер игры (может каждый день очень долго открывать и закрывать дверцы, стучать по определенным предметам, пока вы не прервете его, выстраивание предметов в ряд)
  • стереотипные и повторяющиеся моторные движения (тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения). Например, при сильном возбуждении (радость, огорчение) начинает махать ручками, как крылышками, очень часто ходит на цыпочках
  • не выражает заинтересованность при виде детей, не обращает на них внимание и не играет
  • в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова
  • в 2 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

В возрасте от 2.5 до 3 лет и старше

  • говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
  • ребенок «тарахтит», говорит слишком быстро или крайне медленно, глотает окончания слов, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет
  • говорит в основном фразами из мультиков и книжек, не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии
  • зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
Читайте также:  Стереотипии у ребенка 2 года

К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности в общении, возникающие в дальнейшем, и несоответствие возрастным нормам развития 2.5 – 3.5 лет, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка. Почему-то многие специалисты в поликлиниках до сих пор отправляют мам с детьми ждать 3 лет и не выставляют никаких конкретных диагнозов, когда в свою очередь мамы жалуются, что ребенок в 1.5 – 2 года не говорит, плохо понимает обращенную речь, не отзывается на имя, не показывает пальчиком, не смотрит в глаза, не выполняет элементарных инструкций, не интересуется игрушками? Три года считается оптимальным возрастом, когда примерно у всех деток сформирован словарный запас, есть понимание себя в этом мире. До этого возраста кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.

Но почему, зная о таких сложных диагнозах, как ранний детский аутизм, сенсорная и моторная алалия, расстройства аутического спектра, задержки речевого и психического развития, сенсорная тугоухость, важно осуществлять профилактику и коррекцию этих нарушений – следовательно, визит к логопеду в первые годы жизни ребенка является необходимым мероприятием. Важно использовать своевременный комплексный подход в коррекции нарушения речи и понимания обращенной речи, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей на самых первых этапах возникновения проблемы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Что делать, если вы обнаружили у ребенка особенности поведения, которые мы рассмотрели, в виде отсутствия речи, зрительного контакта, указательного жеста, понимания обращенной речи, совместной деятельности, реакции на свое имя и т.д.? Мы делаем второй Шаг: Обследование.

Детский невролог и ЭЭГ

Обратитесь к детскому неврологу, для многих лучший вариант – это специалист неврологического отделения детской больницы или специализированного центра. Если вас отправляют “ждать до 3 лет”, ищите другого врача, который назначит пройти дневное или ночное ЭЭГ (ночное исследование позволяет исключить эпилептическую и судорожную готовность, которая может не проявляться в виде приступов, но тормозить развитие малыша), и порекомендует обратиться к сурдологу, пройти КСВП и аудиометрию.

Помните – диагнозов много и то, что может помочь при алалии, может навредить при сенсоневральной тугоухости или аутизме, а значит подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.

Сурдолог

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими.

Бывают случаи, когда одно из ушек слышит плохо, снижена общая слышимость или ребенок не может различать определенные частоты – громкие и тихие слышит, а средние нет. Из-за этого ребенок воспринимает окружающие звуки, как будто находится под водой. При этом он может абсолютно верно реагировать на включение телевизора и полностью игнорировать вашу речь. Также, иногда потеря слуха происходит уже после того, как малыш научился говорить.

У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности, появятся признаки задержки психического и речевого развития. Задержка может оказаться необратимой, и ребенок будет нуждаться в обучении в специализированной школе. В медицинской практике известны случаи, когда при врожденной тугоухости ребенку ставился диагноз умственной отсталости.

Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия, которая дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100% гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.

Может понадобиться компьютерная аудиометрия – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) – это исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. КСВП используется для диагностики слуховых нарушений как детей, так и взрослых, но особое значение они имеют у детей, особенно доречевого возраста. Производится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове. Позволяет определить не только наличие/отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации. В большинстве регионов проводится во время сна малыша.

Основные рекомендации дефектолога для детей от года до 2 лет:

  • формирование и развитие понимания обращенной речи (говорите четко, используйте ситуации, побуждающие к простым действиям: подать, принести, посмотреть и т.д.)
  • формирование и развитие зрительной памяти и концентрации внимания (наличие телевизора и, как следствие, постоянный шумовой фон и пассивное получение информации мешают развитию речи)
  • формирование и развитие мышления (тренировка навыка получения информации из книг (аудиосказок) и стимулирование сюжетно-ролевых игр. То есть читать, читать и читать, не смотря на то, что ваш ребенок закрывает книгу и не сидит на месте)
  • формирование и развитие речевых навыков (активно используйте ситуации, побуждающие к произношению простых слов: на, да, нет и т.д.)
  • развитие коммуникативного общения (общение со сверстниками)

Источник