Ребенок 2 года не может глотать

Ребенок 2 года не может глотать thumbnail

Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один – дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки. Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно. Первое – отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: “Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так”… Естественно, продукт должен быть качественный. Второе – “сломать”или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае (“когда появятся в магазине”) купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку “поскольку он уже большой” самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: “лень жевать” и “лень давить”. Как правило рано или поздно побеждает последняя. Третье – перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое – не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а “отрубание хвоста по частям” – наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено! Четвертое – очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде. Пятое – чаще выходите “в люди”. Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет. И самое, на мой взгляд, главное правило – при всем этом – никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года – возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

Источник

Ваш ребенок жалуется, что ему больно глотать, а при осмотре полости рта вы заметили покраснение. Что это? Тонзиллит, более известный как «ангина», или фарингит? Или что-то еще? Определить очаг воспаления и поставить точный диагноз сможет только врач. Он же назначит и препараты для лечения. А что может сделать мама, чтобы помочь своему чаду побыстрее поправиться? Не так уж мало!

1. Щадящая диета

«Какая может быть диета? – думает обеспокоенная мама. – У него же горло болит, ему больно глотать, хорошо, если хоть что-то в рот запихнуть удастся!» Действительно, ребенок с больным горлом – тот еще едок. Ему и слюну-то сглотнуть – пытка. Но еда – это топливо для детского организма. Поэтому придется вспомнить, как готовятся пюре, муссы, желе, паштеты, то есть все то, что имеет более-менее мягкую гомогенную текстуру. На время придется забыть о специях и отправить под запрет все холодное (имейте в виду, что это не только мороженое, но и вообще любая еда из холодильника). Такое же табу – и на слишком горячую пищу.

Важно!

При острых заболеваниях горла, которые сопровождаются повышенной температурой, увеличением небных миндалин, гнойным налетом и прочими атрибутами ангины, ребенку показан постельный режим. Дело в том, что двигательная активность увеличивает вероятность сердечных осложнений, которыми «славится» ангина.

2. Обильное теплое питье

«Пью и писаю» – самое емкое описание механизма вывода микробных токсинов из организма болеющего крохи. При ангине (тонзиллите), фарингите микробы из очага воспаления легко попадают в кровь и лимфу. В организме быстро нарастает концентрация продуктов их жизнедеятельности. А за вывод токсинов отвечают почки. И чем больше и чаще больной ребенок пьет, тем чаще ходит в туалет, а значит, токсины выводятся быстрее и не успевают собраться в той концентрации, которая навредила бы организму. Кроме того бактерии и вирусы перестают размножаться и начинают гибнуть при температуре выше 37°С. Так что, горячее (но не обжигающее) питье способствует еще и механическому очищению слизистой полости рта и глотки от «неприятелей».

Что конкретно можно пить ребенку, когда болит горло и очень больно глотать: теплая минеральная (щелочная) вода без газа, свежезаваренный зеленый чай (он известен своими антимикробными свойствами), чаи с отварами зверобоя, ромашки, не слишком сладкие домашние компоты. От соков и сладкой воды следует, наоборот, воздержаться. Фруктовые кислоты могут раздражать рыхлые воспаленные ткани глотки. А сахар так вообще – одно из излюбленных «лакомств» бактерий.

Важно!

При частом мочеиспускании из организма выводятся не только токсины. Вымываются и полезные микроэлементы и витамины. Поэтому потребность в них в этот период резко возрастает. Обсудите с лечащим педиатром, как лучше восполнить эту потерю.

3. Частые полоскания

Даже в XXI веке не придумано лучшего способа удалять гнойный налет с воспаленных слизистых оболочек горла и ротовой полости. Главное – выбрать правильное время для этой процедуры. Если врач прописал ребенку таблетки для рассасывания и/или аэрозоли, то полоскать горло лучше всего перед применением этих препаратов, либо через час-полтора после. С полосканием практически нельзя переборщить. Врачи рекомендуют проводить его не реже 4 раз в день, а при сильном воспалении – так и вовсе через каждый час.

Для полоскания в домашних условиях применяют как растительные отвары (ромашка, чабрец, шалфей, эвкалипт, специальные травяные сборы), так и растворы 2% соды, йодо-солевые растворы (10 капель йода и 0,5 чайной ложки соли на 200 мл теплой кипяченой воды).

4. Паровые ингаляции

Еще один «бабушкин» рецепт, доказавший свою состоятельность в борьбе с больным горлом: паровые ингаляции с использованием эвкалипта, календулы и соды. Эта процедура имеет двойное действие: и лекарственное, и термическое. В домашних условиях для этих целей можно использовать кастрюльку или устойчивую миску со вскипевшей водой, куда добавляют травы. Сода добавляется в самый последний момент, перед тем, как начать процедуру. Если ребенок достаточно самостоятельный, можно посадить его перед паровой ванночкой, накрыв плотным полотенцем. Для ребенка помладше стоит соорудить воронку из плотной бумаги (широкая часть воронки – по диаметру кастрюльки, узкая – достаточная для того, чтобы ребенок мог взять ее в рот и вдыхать через нее пар). Но в любом случае подобная процедура проводится под строгим присмотром взрослого. Длительность ингаляции – 2-3 минуты. Но если ваш малыш не выдерживает больше минуты – не страшно. Это в любом случае лучше, чем ничего.

Важно!

Больной ребенок – создание весьма капризное, он может отказываться от питья, еды и тем более – от лечебных процедур. Не давите на него, но постарайтесь с ним договориться: на понятном малышу языке объясните, как все это помогает «защитникам» внутри него сражаться со «злыми» бактериями.

5. Средства для рассасывания

Таблетки для рассасывания неспроста являются одной из самых популярных форм лечения больного горла.

• Во-первых, сосание провоцирует выработку большого количества слюны, которая обладает бактерицидным действием. Глотая ее, ребенок «омывает» слюной воспаленные участки горла и «смывает» бактерии с миндалин и полости рта.

• Во-вторых, сами таблетки для рассасывания содержат антимикробные вещества. Во время рассасывания таблетки эти вещества скапливаются в слюне и вместе с нею попадают в очаги, пораженные бактериями. Для достижения максимального антибактериального эффекта ребенку нельзя давать есть и пить хотя бы еще в течение часа после полного рассасывания таблетки.

• В-третьих, многие таблетки для рассасывания обладают еще и местным обезболивающим эффектом, что очень важно в случаях, когда ребенку очень больно глотать (из за чего дети часто отказываются не только есть, но даже пить).

Важно помнить, что таблетки для рассасывания – это лекарственные средства, а не БАД. И выбор конкретного препарата следует обсудить с лечащим педиатром.

Источник: ( Ссылка )

Источник

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

«Жуй-жуй! Глотай!» – знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление – инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра “Диал-Дент” давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй – 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем – 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook.

Источник

Нарушение глотания, «дисфагия», – термин, который обозначает любое затруднение или дискомфорт при продвижении пищи изо рта в желудок, и является общим названием расстройств акта глотания [1]. Глотание – это настолько тонкая и точно координированная последовательность событий, захватывающих значительное анатомическое «пространство» от губ до кардии, что нарушение возможно на различных этапах и по различным причинам, обусловливая диагностические сложности и терапевтические трудности при заболеваниях нервной системы. Нейрогенная дисфагия наблюдается при поражении нервной системы и мышц, участвующих в глотании, и может быть обусловлена нейрочувствительной и/или нейродвигательной дисфункцией и/или нарушением функций центральной обработки [1, 2].

Дисфагия – весьма распространенная проблема в неврологической практике, среди больных, нуждающихся в длительном уходе, а также старых людей [3-5]. Лучшее медицинское обслуживание, совершенствование медикаментозного лечения и прогресс медицины улучшают вероятность продления жизни. Число людей в возрасте старше 65 лет быстро растет. По расчетам Национального исследовательского совета Национальной академии США (National Re Council of National Academy of Sciences of the United es, NRC NAS), пропорция людей в возрасте 65+ к группе 20-64-летних к 2050 году увеличится на 80%, что делает совершенствование управления дисфагией особенно актуальным [6]. Затруднения глотания, являясь факторами риска аспирации и пневмонии (вплоть до развития дыхательной недостаточности), дегидратации и неудовлетворительного питания, зачастую приводят к плохому функциональному и жизненному прогнозу и социальной дезадаптации [7-9].

Профилактика дисфагии при поражении нервной системы или неврологическом заболевании невозможна. Однако при адекватной оценке и лечении расстройств, возникающих в результате дисфагии, можно предотвратить осложнения, требующие применения дорогостоящих методов лечения. Самым распространенным и очевидным методом в реабилитации дисфагии является диетический, который подразумевает подбор пищи определенной консистенции и изменение вязкости жидкостей, глотание которых было бы безопаснее и эффективнее [10, 11]. Цель этой статьи продемонстрировать на примере двух разных больных с нарушенным глотанием расширение возможностей управления нейрогенной дисфагией при использовании загустителя.

Материалы и методы обследования

Анализировались истории болезни двух пациентов с нейрогенной дисфагией. Случай 1: тяжелая постинсультная дисфагия (бульбарный синдром, синдром нарушения защиты дыхательных путей, крикофарингеальная дисфункция с аспирацией), искусственное кормление через назогастральный зонд, умеренная дисфония, легкая дизартрия. Случай 2: умеренная нейрогенная дисфагия (замедление инициации глотательного рефлекса, высокий риск аспирации «жидких» жидкостей, легкая дегидратация; замедление очищения пищевода); гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ); хронический гастрит, холецистолитиаз, хронический панкреатит).

Диагностическая программа состояла из: 1) заполнения опросника Eating Attitude Test-10 (EAT-10) [12]; 2) клинического обследования (оценка неврологического и соматического статуса, наблюдение во время глотания различных видов и объемов жидкости и пищи, исследование дыхательной системы и анализ трофологического статуса; 2) гибкой носовой эндоскопии до и во время акта глотания; 3) видеорентгеноскопии акта глотания; 4) магнитно-резонансной томографии (МРТ) головы. Эндоскопическое и видеорентгеноскопическое исследование глотания проводилось с использованием загустителя Ресурс Тикен Ап Клиа (Resource Thicken Up Clear).

Результаты

Случай 1. Больной К., 74 лет. Поступил в научный центр неврологии РАМН с жалобами на невозможность глотать (даже слюну); гнусавый оттенок голоса; похудание. Нарушение глотания возникли после острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) с образованием ишемического очага в продолговатом мозге (верифицирован при МРТ). За месяц похудел более чем на 10% от массы тела. Объективно: индекс массы тела (ИМТ) = 21,5. Напряжение мимической мускулатуры симметричное, чуть снижено; сила жевательных мышц удовлетворительная. Открывание рта (на 3 см) и движения нижней челюсти умеренно ограничены. Гипестезия лица справа. Асимметрия носогубных складок, хуже показывал зубы справа. Слабость периоральной мускулатуры. Кормление через назогастральный зонд. Часто сплевывал слюну (слюна вязкая, пенистая, белесая).Фонация ограничена, мягкое небо за корнем языка; рефлекс с него отсутствует, глоточный рефлекс снижен. При питье воды первый глоток не вызвал видимых изменений, после второго глотка слабый кашель, «увлажнение» голоса. Голос тихий, периодически «влажный», иногда с носовым оттенком. Движения языка ограничены в стороны, сила умеренно снижена в правой половине. Язык влажный, краевая атрофия слева. Элементы дизартрии. Симптомы орального автоматизма. Сила в мышцах шеи удовлетворительная. Дыханием управлял. Речевой выдох укорочен. Кашлевой толчок умеренно ослаблен. Счет по опроснику EAT-10 = 36. При гибкой носовой эндоскопии (рис. 1) выявлено: гиперемия и отечность слизистых носа, глотки и гортани с участками атрофии слизистой носа, задней стенки глотки, левого грушевидного кармана; неполное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки при функциональных пробах. При глотке из ротоглотки в носоглотку выдавливалась белесая густая слизь. Умеренное сужение полости глотки в переднезаднем размере. Умеренное количество слизи в грушевидных карманах (больше справа) и перед входом в пищевод. Чувствительность слизистой значительно снижена, S > D. Голосовая щель широкая. Между голосовыми складками спереди слизь. Правая половина гортани отстает. Голосовая щель смыкается полностью. При проверке глотания (жидкий болюс и пюре: 2-3 мл) зарегистрировано накопление обоих видов болюса на стенках глотки (больше пюре), в валлекулах, в грушевидных карманах (D > S) и перед входом в пищевод. Часть болюса перетекала через заднеправые отделы в преддверие гортани, а затем в подскладковое пространство без откашливания. Аспирированный болюс откашливался по просьбе. При видеорентгеноскопии акта глотания отмечен остаток болюса на стенках и структурах глотки (D > S); дополнительные глотки с усилием, провоцировавшие нарастание крикофарингеальной дисфункции; аспирация. Альбумин в крови на нижней границе нормы. Больному проводилась функциональная электростимуляция по индивидуальной программе с использованием аппарата VocaSTIM с положительным результатом. После повторной эндоскопии глотания с использованием болюсов, загущенных Ресурс Тикен Ап Клиа, стала возможной безопасная тренировка маленькими болюсами загущенного до консистенции сиропа водного настоя ромашки. Прибавил в весе на 1 кг. У этого больного этиология дисфагии ясна – стволовой инсульт.

Крикофарингеальная дисфункция

Случай 2. Больная А., 60 лет. Поступила в научный центр неврологии РАМН с жалобами на выраженные затруднения при глотании жидкостей. Для того чтобы сделать глоток, вынуждена была значительно сокращать его объем; долго удерживать болюс в преддверии рта, причмокивая губами и выбирая момент; наклонять голову вперед; натуживаться/напрягать шею и только после этого глотать (но только лишь небольшую часть болюса). Часто жидкость «шла не туда», при этом либо закашливалась, либо успевала выплюнуть. Если в таком случае возникал рвотный позыв, то как будто срабатывал «лифт», и жидкий болюс успешно попадал в пищевод. С плотной пищей вышеописанные проблемы возникали редко. Трапеза значительно удлинилась и сопровождалась постоянной отрыжкой воздухом. Дисфагия возникла за 4 года до обращения, была эпизодической и, как правило, после физической нагрузки или эмоционального перенапряжения. Постепенно продолжительность эпизодов нарушенного глотания увеличивалась, а «светлые» промежутки сокращались. Последние 3 месяца перед поступлением затруднения глотания увеличились: удавалось выпивать в течение суток не более полулитра жидкости, а последние дни – только несколько глотков. Испытывала постоянную жажду, очень мало ела из-за сухости во рту. За 3 месяца похудела на 19,4% от массы тела. В течение многих лет занималась садом/огородом: обрабатывала 30 соток для продажи полученного урожая (с ручным поливом). Объективно: ИМТ = 28,1. Сухость слизистой ротовой полости, языка; снижение тургора кожи. Язык густо обложен белым налетом. Изменен стереотип питья: причмокивая, долго удерживала минимальный объем в преддверии рта, пожевывала, наклоняла голову к груди, с усилием глотала: что-то проглатывала, что-то сплевывала. Иногда этот процесс сопровождался рвотными движениями, однократно кашлем. В процессе трапезы огорчалась, нервничала. Во время глотка подвижность подъязычной кости была значительно ограничена. Счет по опроснику EAT-10 = 27. При видеорентгеноскопии акта глотания (рис. 2) зарегистрировано пролонгирование удержания жидкого болюса в преддверии рта; все глотки осуществлялись с напряжением, усилием и наклоном головы к груди; фиксировались дополнительные глотки; замедление инициации глотательного рефлекса на 3-4 секунды; эпизоды сокращения мягкого неба при сохраняющейся неподвижности подъязычной кости/эпизоды неподвижности обеих структур при достижении болюса валлекул или грушевидных карманов; в последнем случае отмечена регургитация болюса в рот; замедление очищения пищевода. На МРТ головного мозга – единичные супратенториальные очаги сосудистого генеза. Использование загустителя Ресурс Тикен Ап Клиа сразу же изменило клиническую ситуацию. Сначала применялись жидкости, загущенные до консистенции крема, затем – они чередовались с консистенцией сиропа, а затем использовалась комбинация сиропоподобной консистенции с незагущенной жидкостью. Восстановился водный баланс. Появилась уверенность и спокойствие во время трапезы. Больной проводилась функциональная электростимуляция по индивидуальной программе с использованием аппарата VocaSTIM. Стал меняться стереотип питья, сократилось время трапезы. При видеорентгеноскопии акта глотания зафиксировано сокращение отсрочки глотательного рефлекса, уменьшение дополнительных глотков и напряжения при глотании, сокращение времени задержки болюса во рту. Прибавила в весе на 6 кг. У этой больной с изолированным нарушением инициации глотательного рефлекса трудно однозначно обозначить причину и уровень «поломки» механизма доставки информации от чувствительных рецепторов рта, глотки и гортани до корковых центров и обратно с реализацией двигательных ответов. Скорее всего, проблема формировалась долго и была обусловлена повреждением рецепторов вследствие ГЭРБ на фоне длительной и не физиологичной физической нагрузки.

Обсуждение

Осложнения дисфагии обусловлены: 1) снижением эффективности глотания (недостаточность питания/истощение и/или обезвоживание, которое усугубляется слюнотечением) и 2) нарушением безопасности глотания (удушье с закупоркой дыхательных путей и дыхательной недостаточностью или чаще аспирацией (трахеобронхит, пневмония, ателектаз и/или эмпиема)). Потеря удовольствия от еды и питья, ожидание проблем, которые возникают ежедневно, переносятся очень эмоционально и тяжело. В результате качество жизни ухудшается, развивается депрессия и десоциализация. Страх задохнуться и умереть, необычность испытываемых ощущений, тщетность попыток объяснить всю тревожность ситуации и описать свои проблемы, которые возникают при каждой трапезе, заставляют «ходить по врачам». Однако жалобы столь экзотичны для обычной практики врачей, не испытывающих проблем с глотанием, что нередко таких пациентов направляют к психиатру (как например, во втором случае). Близкий счет по EAT-10 у наших больных при разной тяжести дисфагии как раз свидетельствует, как остро воспринимается угроза аспирации. «Жидкие» жидкости создают наибольший риск аспирации для больных с нейрогенной дисфагией [13]. В то время как простая модификация пищи и загущение жидкости могут привести к значительному улучшению самочувствия, настроения и состояния, сокращая риск небезопасного глотка, обеспечивая эффективную доставку жидкости и нутриентов и возможность тренировки самой функции глотания. Во-первых, загущенные жидкости легче контролировать, поскольку повышенная вязкость обеспечивает более медленное перемещение болюса как из ротовой полости, так и по глотке. Так, во втором случае применение загустителя сократило опасность аспирации стекающей в глотку жидкости, когда дыхательные пути не защищены. Во-вторых, загущенные жидкости способствуют увеличению продолжительности сокращений глотки и открытия верхнего пищеводного сфинктера (первый случай). Хотя сама по себе модификация диеты не лечит лежащее в основе возникновения дисфагии неврологическое заболевание [14]. Раньше в клинической практике мы использовали продукты, которые готовятся с загустителями или имеют загущенную консистенцию (например, кисели фруктовые, молочный, овсяный, гороховый). В этом году в России появился в продаже загуститель Ресурс Тикен Ап Клиа, предназначенный для пациентов старше 3 лет, в составе которого используется не крахмал, а ксантановая камедь. Он имеет целый ряд исключительно важных качеств, которые мы по достоинству оценили: 1) очень быстро и легко готовится; сразу же можно использовать; 2) нужная степень густоты сохраняется в течение долгого времени; 3) загущает широкий спектр напитков: как горячих, так и холодных; кислых, сладких, нейтральных (например, фруктовый сок, коктейли), а также богатых белками или жирами (молоко, супы); 4) продукты и напитки можно затем охлаждать, замораживать или разогревать; 5) для всех видов жидкостей пригодна одна и та же дозировка, чтобы получить нужную консистенцию; 6) снижает риск аспирации, облегчает глотание, сокращает продолжительность трапезы; 7) не фракционируется в ротовой полости из-за воздействия амилазы слюны; 8) жидкость легко усваивается в желудочно-кишечном тракте, устраняя дегидратацию; 9) после загущения не меняет прозрачность, вкус, цвет и запах жидкости; не образует комочков; 10) экономичен. Все это не только способствует реализации программы реабилитации жизнеобеспечивающей функции глотания, но и обеспечивает приверженность больного и его родственников, а также участвующего медицинского персонала, для корректного выполнения рекомендаций и достижения необходимого результата.

Выводы

  1. Восстановление и/или протезирование нарушенного акта глотания должны быть в центре внимания врачей с первых дней неврологического заболевания для предотвращения возможных осложнений.
  2. Разрабатывая реабилитационную программу для больного с нейрогенной дисфагией, прежде всего, следует проанализировать возможность модификации диеты по текстуре. Для предупреждения дегидратации следует использовать загущение жидкостей до требуемой консистенции в соответствии с возможностью конкретного пациента глотать.
  3. Широкие возможности предоставляет загуститель Ресурс Тикен Ап Клиа для быстрого, удобного, эффективного, безопасного и экономичного управления нейрогенной дисфагией.

Литература

  1. Гойял Р. К. Внутренние болезни / Под ред. Е. Браунвальда, К. Дж. Иссельбахера, Р. Г. Петерсдорфа и др. М.: Медицина: 1993. Книга 1, с. 409-414; книга 7, с. 23-38.
  2. Попова Л. М. Нейрореаниматология. М.: Медицина: 1983. 272 с.
  3. Gordon C., Langton H. R., Wade D. T. Dysphagia in acute stroke // Br. Med. J. 1987; 295: 411-414.
  4. Ворлоу Ч. П., Деннис М. С., ван Гейн Ж. И. и др. Инсульт. Практическое руководство для ведения больных. СПб: Политехника, 1998. С. 415-417.
  5. Blitzer A. Approaches to the patients with aspiration and swallowing disabilities // Dysphagia. 1990; 5 (3): 129-137.
  6. Cichero J. A. Thickening agents used for dysphagia management: effect on bioavailability of water, medication and feelings of satiety // Nutrition Journal. 2013; 12: 54.
  7. Tripp F., Cordero O. Dysphagia and nutrition in the acute care geriatric patients // Top Clin. Nutr. 1991; 6 (2): p. 60-69.
  8. Holas M. A., DePippo K. L., Reding M. G. Aspiration and relative risk of medical complications following stroke // Arch. Neurol. 1994; 51: 1051-1053.
  9. Sura L., Madhavan A., Carnaby G., Crary M. A. Dysphagia in the elderly: management and nutritional considerations // Clinical Interventions in Aging. 2012; 7: 287-298.
  10. «Deglutition and its Disorders» Anatomy, Physiology, Clinical Diagnosis, and Management/Ed. by A. L. Perlman, K. Schulze-Delrieu, Singular Publishing Group, Inc., San Diego-London. 1997. 522 p.
  11. Garcia J. M., Chambers I. E., Clark M. et al. Quality of care issues for dysphagia: modifications involving oral fluids // J Clin Nurs. 2010, 19: 1618-1624.
  12. Belafsky P. C., Mouadeb D. A., Rees C. J. et al. Validity and reliability of the Eating Assessment (EAT-10) // Annals of Otology, Rhinology & Laryngology. 2008; 117 (12): 919-924.
  13. Logemann J., Gensler G., Robbins J. A. et al. A randomized study of three interventions for aspiration of thin liquids in patients with dementia or Parkinson’disease // J Speech Lang Hear Res. 2008; 51: 173-183.
  14. Foley N., Teasel R., Salter K. et al. Dysphagia treatment post stroke: a systematic review of randomized controlled trials // Age Agening. 2008; 37: 258-264.

И. А. Авдюнина1, кандидат медицинских наук

Е. В. Селиверстова,

В. В. Селиванов,

А. А. Теленков

ФГБУ НЦН РАМН, Москва

1 Контактная информация: aim13@list.ru

Источник