Ребенок 2 года не идет на горшок
Алина
На туалет обычный попробуйте сажать
Аленка
мы в 2.3 пошли в сад на второй же день там научилась все делать на горшок, видимо за компанию с другими, а так тоже все было как у вас))с тех пор только горшок, даже ночью встает))
баба-Мудаба
попробуйте приучать играя. у нас поход на горшок – целая церемония: подходим к горшку, сажаю, играем в ветерок (я дую ей на ладошки, на щеки, на коленки), я прошу расслабиться и пописать. когда цель достигнута, я прошу вылить горшок в унитаз, естественно, помогаю, разрешаю руками влезть в горшок. затем даю нажать слив на унитазе, моем руки, берем наклейку (купила в роспечати), клеем на горшок, идем звонить в колокольчик. ребенок в восторге, это все ему нравится, через неделю начала сама проситься на горшок. естественно, промахи бывают. памперс дома не одеваем, да, хлопотно, но это дает дочке возможность “прочувствовать” ситуацию)) у племянницы четырехлетней – запоры (даже не знаю как точнее сказать), какает она только стоя и только в памперс, вот тут уже не знаем что делать((
Ирина
Моей дочке год и 9 месяцев. Тоже переживаю по поводу горшка, так как положительных результатов нет. Сажали туда мишек, кукол и других друзей-зверей, одевала специальные трусики для приучения к горшку, личный пример – все шло в ход! На данный момент бывают дни, когда дочка сама просится посадить ее покакать. Но это единичные случаи, которые пока не вошли в систему. Мне кажется, что в конце концов ребенок сам поймет, для чего горшок и насколько удобно им пользоваться. Давайте ждать!
Ольга
Мы тоже на горшок никак! Писаем в унитаз, правда если не спросить хочет ли она писать, может и в штаны)а вот по большому….. Один раз попросилась, а так в штаны.ну я хоть успокоилась, что мы не одни такие)
Квіточка
Я из нашего опыта приучения усвоила правило: за промахи не ругаем (совсем! даже виду не подаем, что расстроились за то, что написяно на пол или ковер, а вот за достижения хвалим, причем чрезмерно, прям театрально! Вот как тут уже выше советовали, с наклейками, колокольчиками, ритуалами!) У нас такой подход сработал. Сын видел как я прям прыгаю от радости за полный горшок, танцую, и сам стал к такому результату стремится! Сделает дело – идет ко мне довольный как слон, говорит: “Мама!! Уя! Уя! (ну ура, значит)))” А потом еще весь этот ритуал выливания, смывания приводил его в восторг… Вот так мы к 2,3 полностью отказались от памперсов (за 4 месяца где-то)
m_tanyushka
А мой сынок в 2,9 не ходит на горшок. Уже в д/сад мед комиссию проходим! Реву тихонько в подушку. Уже и горшки меняли, и с папой, и с дедом в туалет ходил, и стоя и сидя предлагаю, а он ни в какую. Не знаю что в саду будет. Мне понравилась идея про ритуал с выливанием и смываем – это может ребенка заинтересовать. Ну и еще надеюсь на хорошего воспитателя и на дет сад – детки в саду дисциплинируются. Так что не переживайте, что в 2,2 не ходите на горшок. Знайте есть дети и старше)))) Терпения Вам и мне!!!
Маша
Нам 2.4 не ходим в горшок))) писаем и какаем в штаны. Подгузы только на сон и улицу. Что вы так переживаете, научатся))) почитайте Комаровского Путь к горшку)
Маша
методично объясняйте ребенку для чего ему необходимо садиться на горшок, ходите в туалет вместе, показывайте сами, что нужно делать, используйте специальные трусики для приучения к горшку mrkeeper, например.
Anna Chernih
Смотрю писали аж в 2013 году, расскажите что в итоге? А то у нас тоже сейчас такая проблема (((
Читать все 26 комментариев
Источник
Да, это норма. Сейчас объясним, почему.
Все дети разные (на этом моменте капитан Очевидность громко хлопает в ладоши).
Физиологических аспектов развития это тоже касается.
Сразу оговоримся, что нежелание ходить на горшок вполне может быть и признаком отставания в развитии. Но в таком случае будет еще целый букет сопутствующих признаков, которые и родители, и педиатры просто не смогут не заметить. Мы говорим о тех случаях, когда ребенок не отстает от сверстников по всем параметрам, кроме одного – горшка.
Почему в ранней высадке на горшок нет смысла?
Смотри, за мочеиспускание и дефекацию отвечает сфинктерный аппарат, сложная система из мышц, сосудов и слизистых. Новорожденные дети, в отличие от подросших, не могут ее контролировать, поэтому все у них происходит непроизвольно.
Способность к контролю (по научному – миелинизация) именно мышц сфинктера и мочевого пузыря формируется с 9 месяцев. У одних детей миелинизация происходит быстрее, у других медленнее. Точно так же одни малыши начинают ползать в 5 месяцев, а другие в 8. А еще мышцы сфинктера миелинизуются не мгновенно (как, впрочем, и любые другие), а постепенно. Этот процесс вполне может растянуться на несколько месяцев.
Поэтому совершенно бесполезно, и даже вредно, приучать малышей к горшку «с боем», как делали многие наши мамы и бабушки. Потому что:
а) в 8-9 месяцев ребенок может еще не контролировать сфинктерные мышцы.
б) у него не сформировалось понимание, что сходить на горшок = оставаться сухим и чистым.
Запомни, если ребенок после часовых танцев с горшком наконец-то сделал дело, это совсем не говорит о формировании привычки. Привычка – это когда малыш САМ просится на горшок.
Поэтому если твои знакомые хвастаются, что их дети уже в год делают свои дела в горшок, не спеши им завидовать.
Кстати, дочь автора этой статьи вышла из памперсов в 2 года и 1 месяц. Причем пошла сразу на унитаз, миновав горшок. Просто увидела, как это делают взрослые и смекнула, что пора расставаться с памперсами. Вот так легко и изящно мы миновали период описаных диванов и адского амбре в квартире. Кстати, детская моча пахнет ооочень резко. Памперсы «глушат» этот запах за счет ароматизаторов, но когда встает вопрос приучения ребенка к горшку, понимаешь всю глубину проблемы. Подумай, нужен ли тебе этот головняк? Поэтому не стоит снимать с ребенка памперсы, пока он не осознает, что писать вне горшка или унитаза = мокро и некомфортно. В мокром подгузнике кстати, тоже весьма некомфортно. Так что нет никакой разницы, в чем бегает ребенок, в памперсе или обычных трусиках. Понимание рано или поздно к нему придет, а вы, родители, в состоянии ускорить этот процесс.
Как быстрее приучить ребенка к горшку
В большинстве семей таким занимаются мамы, но ты, как прогрессивный молодой отец, тоже можешь поучаствовать.
Лови момент
В 2 года мочеиспускание и дефекация уже не будут непроизвольными. Ребенок совершает потуги, которые внимательный родитель не может не заметить. Он дуется, или замирает на некоторое время, или держится руками за штанишки – у разных детей потуги проявляются по-разному. Удели 1-2 дня пристальному наблюдению за ребенком и ты заметишь эти сигналы. Как только они поступают, хватай малыша и сажай на горшок. Так у ребенка сформируется четкая связь между потугами и походом на горшок.
Напоминай
Даже полностью контролируя нужные мышцы ребенок может отвлечься и пропустить момент «упс». Такое часто бывает на прогулке или во время активных игр. Твоя задача – помочь ему вовремя вспомнить о том, что ему нужно по нужде. Поэтому каждый час или даже чаще спрашивай, не хочет ли малыш пи-пи.
Показывай на пальцах
Точнее, на куклах и других игрушках. Заведи для любимой игрушки ребенка персональный горшочек (пусть это будет формочка для песочницы или что-то другое, хоть отдаленно напоминающие нужный предмет) и в игровой форме объясняй важность деликатного процесса. Например: «Кукла Маша хочет писать, Маша идет на горшок». Благо, в детских магазинах сейчас можно найти что угодно. Например, куклы-бэбиборны, умеющие писать на горшок.
А вот этого делать категорически не стоит
Ругать или бить ребенка за мокрые штанишки. Вместо нужного рефлекса у малыша сформируется понимание, что процесс дефекации всегда сопровождается страданиями – моральными или физическими. Естественно, он будет пытаться по-максимуму оттянуть этот процесс. А поскольку не ходить в туалет никто не может, будет еще больше грязных штанишек и больше слез.
Угрожать и манипулировать. «Пока не сходишь на горшок, гулять не пойдем». «Описаешься – получишь по одному месту». Ребенок должен ходить на горшок, потому что чувствует в этом потребность, а не потому, что чего-то боится.
Отпускать ребенка «голопопить». Некоторые родители в стремлении приучить к горшку снимают с ребенка памперс и оставляют в одной рубашке. Результат – загаженная квартира и никакого продвижения в нужном деле. Более того, такой подход только оттягивает момент осознания. Ведь когда ребенка не стесняет мокрая одежда, он даже не думает что-то менять. Зачем, если ему и так комфортно?
Надеемся, мы тебя успокоили. Если есть вопросы, задавай в комментариях.
Источник
На главную.
Как научить ребенка пользоваться горшком.
Мой младший ребенок, дочь, вот-вот справит свой второй день рождения. И в этом уже, по мнению некоторых «знатоков» достаточно зрелом возрасте стыдно держать детей в подгузнике.
Не пойми, кто придумал, но подавляющее большинство уверено, что ребенок в 2 года вполне себе готов пользоваться общественным туалетом. И пытается внушить эту мысль другим.
Фото с сайта Pixabay
Я ориентируюсь по своему старшему сыну. Как бы это дико для некоторых не звучало, но мой старший ребенок окончательно выскочил из подгузника в 4 года и 2 дня. Всего на пару дней опоздал с таким бесценным для меня подарком на свой день рождения. И как минимум на пару лет, по мнению окружающих, припозднился с этим вообще. Но на то у него были свои причины.
Ребенок на горшке – развитый ребенок?
С первым ребенком мы были слишком уж усердны. Во-первых, первенец, причем желанный. Родители поймут – все внове и хочется сделать все по правилам и только так, как нужно. Дать лучшее, привить важное, и что бы от других не отставал. Особенно когда постоянно слышишь про то, как другие дети делают то, умеют уже это и вообще в отличие от твоего как минимум Шопенгауэра на ночь почитывают. Не отставай, мамочка, не отставай!
Шучу, конечно, но доля правды в этом есть. В детский сад мой старший сын пошел почти в 2 года, и там стали подробно расспрашивать, что умеет ребенок. Услышав о том, что мы до сих пор в подгузнике только охнули и категорически заявили, что дети в детском саду ходят исключительно на горшок, и никто никакие подгузники никому менять не будет. И просто необходимо, что бы при поступлении в сад умел ребенок пользоваться горшком и есть ложкой.
Тут же добавили, что учить детей, которых нерадивые родители научить всему этому не удосужились, они, конечно, будут, но так как детей много, а воспитатель всего один, процесс обучения может малышу не понравиться. Наказывать не будут, но и потакать не станут. Как-то так.
Я слегка разволновалась. И так отправляю малыша в новый для него мир, а тут еще если с ним обходиться станут не больно хорошо, это вообще как ножом мне по сердцу. И, естественно, решила взять быка за рога.
До моего «педагогического эксперимента» я пыталась моего старшего ребенка познакомить с горшком. Но результатов это не приносило. Крик стоял на весь дом. Может, потому что первый раз я пыталась посадить его на «трон» уже в полуторагодовалом возрасте. Как говорит моя мама, опоздали. Нужно приучать с того момента, как ребенок сел.
Не знаю. Может и надо, но мне кажется это все равно бесполезно, ведь всем известно, что более или менее контролировать свой мочевой пузырь дети начинают к 1 году и 8 месяцам, с возможными незначительными погрешностями. А то, что мамочки в сетях выдают за достижения своих годовалых детей, есть не что иное, как просто случайность. И как говорит один известный доктор, никто не знает, чего на самом деле им это стоило.
Но бывают в жизни моменты…
Однажды приехала в гости к своей близкой родственнице, как и положено в деревнях и селах, без предупреждения. А ее ребенку исполнилось как раз полтора годика. И вот этот малыш лазит с голой опкой по всему дому. На мой вопрос – а чего голышом-то? – родственница ответила, мол, дорого подгузники покупать, а обстирывать уже устала, вот, пытаюсь приучить к горшку. Только проговорила, малыш тут же сделал свои дела прямо рядом с горшком и с гордым видом удалился. На то, что бы настроить меткость у родственницы ушло примерно 2 месяца.
Вот когда денег нет, видимо, деваться некуда и в 6 месяцев на горшок усадишь. Хотя в данном случае даже не знаю, получилась ли там экономия и не потратила ли она на моющее-чистящее поболее, чем на подгузники.
Обучение детей пользованию горшком – мои ошибки.
Так как с горшком мы контакта не наладили, я решила приучать старшего сына сразу к унитазу. Были куплены специальная подставка для ножек и накладка-круг. Опять крик. Как только не извращались – и на тебе планшет на это время, и дам потом конфету, и мишки-кошечки-собачки рядом на горшках сидят. Все что угодно, но толку ноль. Так вокруг ходит без истерик, но стоит на унитаз усадить – сразу слезы в три ручья.
Да это еще пол беды, со временем привык бы. Но у нас началась другая проблема. Запоры. Я старалась всегда подгадать время, когда ребенок захочет в туалет. Это не сложно. Малыш начинает напрягаться, дуться, присаживаться и так далее. И в этот момент я его подхватывала на руки и несла в положенное место. Посидит, поплачет, но толку ноль. Только сниму и надену подгузник – на тебе, пожалуйста.
А потом через раз в непромокаемые трусики после посиделок стал ходить. Далее – через два. Ребенок начал усиленно сдерживать позывы. Убегал, прятался за шторами, скрещивал ножки. А затем додержал все в себе до такой степени, когда там у него все так спеклось, что крик стоял уже от боли. Страх перед горшком сменился страхом перед самим процессом.
Конечно, мы старались проблему с запорами не запускать. И питание соответствующее, чернослив, свекла и так далее. И в случае длительных задержек ставили микро клизмы. Но при виде этих клизм у ребенка начиналась такая истерика, что я частенько их откладывала и дожидалась естественного процесса. Который в свою очередь все так же сопровождался криком.
В итоге все мои усилия вместо положенного результата привели к проблемам со стулом. И какой смысл был в этом насилии над ребенком? Хорошо хоть не запустили. Посещение гастроэнтеролога и назначение им соответствующих препаратов возымели свое действие. Стул стал регулярным, но ходили мы «по-большому» все так же в подгузник.
Доверьте это дело специалисту.
В детский сад мы так же пошли в подгузнике, который бы тут же снят железной рукой воспитателя. И о чудо! Мой ребенок через несколько дней походов в садик сам подошел к унитазу пописать. Радость нашу было не передать словами. Дальше, правда, дело не пошло. Ходили мы в легких трусиках, но как только подходило время «Х», мой сын уже мчался ко мне со всех ног с подгузником наперевес.
Больше тему унитаза я решила не поднимать. Пусть будет, как будет. В Германии вон, говорят, дети до 4-5 лет спокойно ходят в подгузниках и ничего. Никто их ни к чему не принуждает. Неприятно, конечно, но возвращаться к тем болезненным крикам ребенка я больше не хотела. Ждем.
Ждать пришлось, как писала выше, аж до 4 лет. Все произошло само собой. Потихоньку ребенок начал проявлять интерес к своему унитазному кругу, класть его на унитаз, подставлять подставку, вставать на нее. Я не вмешивалась. И в один прекрасный вечер захожу в ванную, и вижу картину маслом – мой ребенок сидит на унитазе! Мой мальчишка подставил подставку, положил на унитаз свое специальное сидение, уселся и сделал свои дела. «Я покакал!» – мне кажется, я ничего более чудесного в жизни не слышала. И все. Ну, наконец-то прощайте подгузники!
Так что, исходя из собственного опыта, могу сказать, что знаменитый доктор прав, заявляя, что в истории не было еще случая, что бы ребенок пошел в школу и не умел пользоваться унитазом. Терпение, дорогие мамочки, и еще раз терпение.
А вот о том, как я все-таки приучила младшего ребенка к горшку «вовремя» читайте в следующей статье.
Читайте так же по теме статью о том, стоит ли отдавать ребенка в детский сад и в каком возрасте.
Будьте счастливы! А главное – здоровы!
На главную. Меню.
Источник
Ребенок, с которого только что сняли подгузник, с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног. Он вызывает у родителей умиление и восторг: “Вот как вырос наш малыш, уже и подгузник с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз – вот время летит.” Однако сам малыш может быть иного мнения о том, садиться ли ему “по делу” на горшок или делать свои “дела” в более “интересных” местах.
Ребенок не садится на горшок. Как это бывает?
Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему “Как приучить ребенка к горшку”. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически “созреет” к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более – менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что “пора!”.
Хорошо, когда все получается “как по писаному” – показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что “дела” нужно делать на горшок или в унитаз.
Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы “ходить” в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому – все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.
Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой- все бесполезно.
У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.
Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?
Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема – не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.
Что делать, если ребенок не хочет ходить на горшок
Самое главное правило: быть на стороне ребенка!
Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: “Я на стороне своего ребенка!”, но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. “Быть на стороне ребенка” – означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.
Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!
Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.
Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди. И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим.
Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.
Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть “этому” и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться… Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом…
Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.
Привлечь знающих людей.
Детский психолог, врач-гомеопат – вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз – это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как “плохо”, то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.
Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.
Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.
Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.
Приучение к горшку через запрет
Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители – это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют “война за горшок”. Как известно, если начинаются любые военные действия, проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов. Но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате “войны за горшок”.
Родители могут формировать запрет через навязывание ребенку чувства стыда за то, что он не делает “дела” там, где ему говорят взрослые. Чувство стыда формирует травму мазохиста, которая, в свою очередь, отображается на теле в виде большого количества жира. Подробно об этом можно почитать в книге Лиз Бурбо “Пять травм…”.
Как приучить ребенка к горшку через разрешение
Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители – это разрешить ему “делать дела” так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.
Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в “хорошем” обывательском смысле – знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями – но и в “плохом” смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом “плохом”, не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ “разрешение” труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.
Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать”, но не пишется что-то у меня такое… Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно “заряжена” стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”: мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает “работающих” педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.
Источник